Рабочая программа элективного курса «Решение текстовых задач по физике»
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство Образования Красноярского края
Управление образования г. Минусинска
МОБУ «Русская школа»
| | | |||
РАССМОТРЕНО Руководитель ШМО математики, физики, информатики, технологии ________________________ Гончарова Н.М. Приказ №1 от «30» августа 2024 г. | СОГЛАСОВАНО Замдиректора по УВР ________________________ Крушинская Е.В. Приказ №1 от «30» августа 2024 г. | УТВЕРЖДЕНО Директор школы ________________________ Байков С.Г. Приказ №1 от «30» августа 2024 г. | |
Рабочая программа элективного курса
«Решение текстовых задач по физике»
г. Минусинск 2024
Пояснительная записка.
Данный элективный курс предназначен для подготовки к государственной итоговой аттестации учащихся по физике ЕГЭ в новой форме. Элективный курс составлен на основе положений и требований к результатам освоения основной образовательной программы, представленных в ФГОС СОО, а также с учётом федеральной рабочей программы воспитания и концепции преподавания учебного предмета «Физика» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные образовательные программы.
Настоящая программа является дополняющий материал к основному учебнику физики. Она позволяет более глубоко и осмысленно изучать практические и теоретические вопросы физики.
Цель элективного курса – развить у учащихся следующие умения: решать предметно-типовые, графические и качественные задачи по дисциплине; осуществлять логические приемы на материале заданий по предмету; решать нестандартные задачи, а так же для подготовки учащихся к успешной сдаче ЕГЭ. Программа посвящена рассмотрению отдельных тем, важных для успешного освоения методов решения задач повышенной сложности. В программе рассматриваются теоретические вопросы, в том числе понятия, схемы и графики, которые часто встречаются в формулировках контрольно измерительных материалов по ЕГЭ, а также практическая часть. В практической части рассматриваются вопросы по решению экспериментальных задач, которые позволяют применять математические знания и навыки, которые способствуют творческому и осмысленному восприятию материала.
В результате реализации данной программы у учащихся формируются следующие учебные компетенции:
систематизация, закрепление и углубление
знаний фундаментальных законов физики; умение самостоятельно работать
со справочной и учебной литературой различных источников информации;
развитие творческих способностей учащихся.
Основные цели курса:
-подготовка к сдаче итоговой аттестации в форме ЕГЭ, при изучении физики на базовом уровне (2 часа в неделю)
-развитие интереса к физике и решению физических задач;
- совершенствование полученных в основном курсе знаний и умений; формирование представлений о постановке, классификации, приемах и методах решения школьных физических задач.
При решении задач по механике, молекулярной физике, электродинамике главное внимание обращается на формирование умений решать задачи, на накопление опыта решения задач.
Задачи курса:
В ходе изучения курса учащиеся должны:
-актуализировать знания по темам и разделам школьного курса физики;
-систематизировать их в форме, удобной для решения задач;
-научиться применять системы знаний по темам для выполнения заданий базового уровня;
-выработать собственную стратегию выполнения экзаменационной работы.
-помочь ученику приобрести навыки работы с текстовыми заданиями, составленными в полном соответствии с обязательным минимумом содержания основной образовательной программы государственного стандарта основного общего образования по физике.
В результате обучения учащиеся должны:
приобрести навыки работы с текстовыми заданиями частей 1,2.
сформировать практические умения и навыки, самостоятельного выполнения текстовых заданий, анализировать ошибки при выполнении этих заданий;
выход на теоретический уровень решения задач: решение по определенному плану, владение основными приемами решения, осознание деятельности по решению задачи, самоконтроль и самооценка, моделирование физических явлений и т. д.
Основными формами и методами изучения курса являются лекции, семинарские занятия, работа в парах, коллективные и индивидуальные формы работы: постановка, решение и обсуждение решения задач, подготовка, подбор и составление задач на тему и т. д. Предполагается также выполнение домашних заданий по решению задач.
Критерии оценивания учащихся:
Выполнение всех текстовых заданий базовой части.
Выполнение не менее одного, двух, трех заданий части 2.
Содержание курса
«Основы электродинамики»(7 часов)
Магнитное поле. Индукция магнитного поля. Сила Ампера.
Задачи на определение вектора магнитной индукции: правило буравчика, определение модуля и направление вектора магнитной индукции.
Действие магнитного поля на движущуюся заряженную частицу. Сила Лоренца.
Задачи разных видов на определение силы Ампера, силы Лоренца, ее применение.
Электромагнитная индукция. Магнитный поток. Правило Ленца. Закон ЭМИ.
Задачи на закон электромагнитной индукции, определение магнитного потока, на применение правила Ленца.
Задачи на определение ЭДС индукции в движущихся проводниках, определение ЭДС самоиндукции в контуре, на определение индуктивность контура, определение энергии магнитного поля
«Колебания и волны» (10 часов)
Свободные и гармонические колебания.
Задачи на описание механических колебаний, его характеристики, математический маятник.
Затухающие и вынужденные колебания. Резонанс.
Задачи на уравнение, описывающее процессы в колебательном контуре.
Электромагнитные колебания. Гармонические электромагнитные колебания. Формула Томсона.
Решение задач на формулу Томсона.
Переменный электрический ток. Резонанс в цепи.
Решение задач на переменный ток.
Генератор. Трансформатор.
Задачи на определение коэффициента трансформации трансформатора.
«Оптика» (7 часов)
Законы отражения и преломления света. Принцип Гюйгенса. Полное внутреннее отражение.
Задачи на прямолинейное распространение света, на принцип Гюйгенса.
Задачи на закон отражение света, на закон преломление света, полное внутреннее отражение
Линзы. Формула тонкой линзы. Построение изображение в линзах.
Задачи на определение оптической силы линзы, построение изображения в линзах, на формулу тонкой линзы.
Постулаты СТО. Следствия из постулатов. Релятивистская динамика.
Задачи на определение полной энергии, энергии покоя, на определение релятивистского импульса.
«Квантовая физика» (10 часов)
Фотоэффект. Уравнение Энштейна.
Задачи на применение уравнения Эйнштейна для фотоэффекта
Фотоны.
Задачи на определение энергии фотона, на определение импульса фотона.
Строение атома. Опыт Резерфорда. Строение атомного ядра.
Задачи разных видов на радиоактивные превращения, альфа-, бета-распад, на определение заряда ядра и массового числа.
Энергия связи атомных ядер. Закон радиоактивного распада.
Задачи разных видов на закон радиоактивного распада и период полураспада
Задачи на определение энергии связи нуклонов в ядре.
Задачи на определение энергии при ядерных реакциях.
Учебно-тематический план
№ п\п | Содержание обучения | всего |
Основы электродинамики | 7 ч. | |
Колебания и волны | 10ч. | |
Оптика | 7ч. | |
Квантовая физика | 10ч. | |
Всего часов | 34 ч. |
Календарно тематическое планирование.
№ | Наименование разделов и тем урока | Кол-во часов | сроки | Контрольно-оценочная деятельность. ИЗМЕРИТЕЛИ (тест,диктант, самопроверка, взаимопроверка, карточки, словарная работа….) | | ||
| Основы электродинамики | | 7 | планируемые | Вид зянятия | | |
| | Магнитное поле. Индукция магнитного поля. Сила Ампера. | | 1 неделя | Лекция | | |
| | Задачи разных видов на описание магнитного поля, правило буравчика, определение модуля и направление вектора магнитной индукции. | | 2 неделя | Практическое занятие | Физический диктант | |
| | Действие магнитного поля на движущуюся заряженную частицу. Сила Лоренца. | | 3 неделя | Лекция | | |
| | Задачи разных видов на определение силы Ампера, силы Лоренца, ее применение. | | 4 неделя | Практическое занятие | | |
| | Электромагнитная индукция. Магнитный поток. Правило Ленца. Закон ЭМИ. | | 5 неделя | Лекция | | |
| | Задачи на закон электромагнитной индукции , на определение магнитного потока, применение правила Ленца | | 6 неделя | Практическое занятие | | |
| | Задачи на определение ЭДС индукции в движущихся проводниках, определение ЭДС самоиндукции в контуре, на определение индуктивность контура, энергии магнитного поля. | | 7 неделя | Практическое занятие | тест | |
| Колебания и волны | | 10 | | | | |
| | Свободные и гармонические колебания. | | 8 неделя | Лекция | | |
| | Задачи разных видов на описание механических колебаний, его характеристики, математический маятник | | 9 неделя | Практическое занятие | | |
| | Затухающие и вынужденные колебания. Резонанс. | | 10 неделя | Лекция | Самостоятельная работа | |
| | Задачи на уравнение, описывающее процессы в колебательном контуре | | 11 неделя | Практическое занятие | | |
| | Электромагнитные колебания. Гармонические электромагнитные колебания. Формула Томсона | | 12 неделя | Лекция | | |
| | Решение задач на формулу Томсона. | | 13 неделя | Практическое занятие | | |
| | Переменный электрический ток. Резонанс в цепи. | | 14 неделя | Лекция | | |
| | Решение задач на переменный электрический ток | | 15 неделя | Практическое занятие | | |
| | Генератор. Трансформатор | | 16 неделя | Лекция | | |
| | Задачи на определение коэффициента трансформации трансформатора | | 17 неделя | Практическое занятие | тест | |
| Оптика | | 7 | | | | |
| | Законы отражения и преломления света. Принцип Гюйгенса. Полное внутреннее отражение. | | 18 неделя | Лекция | | |
| | Задачи на прямолинейное распространение света, на принцип Гюйгенса. | | 19 неделя | Практическое занятие | | |
| | Задачи на закон отражение света, на закон преломление света, на полное внутреннее отражение. | | 20 неделя | Практическое занятие | | |
| | Линзы. Формула тонкой линзы. Построение изображение в линзах. | | 21 неделя | Лекция | Самостоятельная работа | |
| | Задачи на определение оптической силы линзы, на построение изображения в линзах, формулу тонкой линзы | | 22 неделя | Практическое занятие | | |
| | Постулаты СТО. Следствия из постулатов. Релятивистская динамика. | | 23 неделя | Лекция | | |
| | Задачи на определение полной энергии, энергии покоя, определение релятивистского импульса. | | 24 неделя | Практическое занятие | тест | |
| Квантовая физика | | 10 | | | | |
| | Фотоэффект. Уравнение Энштейна. | | 25 неделя | Лекция | Самостоятельная работа | |
| | Задачи на применение уравнения Эйнштейна для фотоэффекта. | | 26 неделя | Практическое занятие | | |
| | Фотоны. | | 27 неделя | Лекция | | |
| | Задачи на определение энергии фотона, импульса фотона. | | 28 неделя | Практическое занятие | | |
| | Строение атома. Опыт Резерфорда. Строение атомного ядра. | | 29 неделя | Лекция | | |
| | Задачи разных видов на радиоактивные превращения, альфа-, бета-распад, на определение заряда ядра и массового числа. | | 30 неделя | Практическое занятие | Физический диктант | |
| | Энергия связи атомных ядер. Закон радиоактивного распада. | | 31 неделя | Лекция | | |
| | Задачи разных видов на закон радиоактивного распада и период полураспада, задачи на определение энергии при ядерных реакциях. Задачи на определение энергии связи нуклонов в ядре. | | 32 неделя | Практическое занятие | | |
| | Повторение тем курса | | 33 неделя | Практическое занятие | | |
| | Итоговый контрольный тест | | 34 неделя | | Контрольный итоговый тест | |
Литература:
Физика.11 кл.: учебник для общеобразовательных организаций/базовый уровень. Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев., В.М. Чаругин. Москва «Просвещение» 2014г.
Физика 11 класс. Дидактические материалы. Базовый и углубленный уровень. А.Е. Марон., Е.А. Марон., Москва. «Дрофа» 2024г.
3. Сборник тестовых заданий по физике, авт. К.Н. Кабардин, Г.Я. Орлов
4. Физика ЕГЭ 2024 .ФИПИ. Орлов В.А. и др., Н.И. Одинцова, Л.А. Прояненкова. Физика. ЕГЭ. Экспресс-подготовка. Физика ЕГЭ .О.П.Бальва и др. «Москва».
5. Демоверсии ЕГЭ 2024-2025г на сайте fipi.ru.
6. Тематический контроль пот физике. Зачеты.10-11кл. Ильина Н.В. «Интеллект- Центр».Москва.2023г.
7. Физика ЕГЭ. Типовые тестовые задания. Е.В. Лукашева, Н.И. Чистякова. Москва., «Экзамен» 2024г.
8. Тесты по физике для 7-11 кл. В.А.Шевцов. Волгоград 2024г. «Учитель».
9. Сайт «Решу ЕГЭ», «Решу ГИА»