Рабочая программа факультатива «Баскетбол» (спортивно-оздоровительное направление)
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ АМУРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
НАЧАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 7 Г. АМУРСКА АМУРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
|
Рабочая программа
факультатива «Баскетбол»
(спортивно-оздоровительное направление)
2 - 3 класс
2025 -2026 учебный год
Срок реализации: 2 года
Составила: Овчинникова И.Д.,
учитель физической культуры,
2025 год
Рабочая программа факультатива спортивно-оздоровительного направления "Баскетбол" для 2-3 классов является компонентом основной образовательной программы начального общего образования, составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, разработана на основе учебно-методического пособия курса "Физическая культура" (автор В.И. Лях), созданного в соответствии федеральным компонентом государственного стандарта начального общего образования начальной школы и позволяет формировать учебные универсальные действия по курсу.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Личностными результатами освоения учащимися содержания курса являются следующие умения:
- проявлять чувства гордости за свою Родину, уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
- активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
- проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных играх и нестандартных ситуациях;
- проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
- проявлять самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы в процессе игры.
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по курсу являются следующие умения:
- характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
- находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
- общаться и взаимодействовать со сверстниками в процессе игры на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
- обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
- организовывать самостоятельную игровую деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
- планировать собственную игровую деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
- анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
- видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;
- оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
- управлять эмоциями в процессе игры со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
- технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
Регулятивные универсальные учебные действия
- организовывать места занятий в сотрудничестве с учителем;
- соблюдать правила поведения и предупреждения травматизма во время занятий;
- проявлять инициативу в творческом сотрудничестве при составлении комплексов упражнений, игровых ситуаций;
- овладеть способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
- оценивать правильность выполнения поставленной задачи, собственные возможности ее решения;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей, родителей и других людей во время соревнований, индивидуальных и групповых заданий;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения упражнений, заданий учителя и вносить коррективы в исполнение по ходу реализации и после.
Познавательные универсальные учебные действия
- ориентироваться в понятиях «здоровый образ жизни»;
- знать правила игры; владеть понятиями «Техника игры», «Тактика игры»,
- владеть основными техническими приемами;
- применять полученные знания в игре и организации самостоятельных занятий баскетболом;
- формировать первичные навыки судейства;
- планировать и корректировать физическую нагрузку в зависимости от индивидуальных особенностей, состояния здоровья, физического развития, физической подготовленности;
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных ситуаций в сотрудничестве;
- договариваться и приходить к общему решению в работе командной игры, по группам, парам; в том числе в ситуации столкновения интересов;
- контролировать действия партнѐра в парных упражнениях;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- контролировать действия партнёра;
- общение и взаимодействие со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности.
Предметные результаты, на которые ориентирована программа:
Год обучения | Уровни обучения | ||
Результат 1 уровня- приобретение социальных знаний, понимание социальной реальности и повседневной жизни | Результат 2 уровня – формирование позитивного отношения к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом | Результат 3 уровня – приобретение опыта самостоятельного социального действия | |
Первый год обучения | приобретение школьниками знаний: о технике безопасности при занятии спортом: об основах здорового образа жизни; об основных нормах гигиены; бережно обращаться, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения с инвентарем | развитие ценностных отношений школьника к своему здоровью | приобретение школьником опыта актуализации спортивно-оздоровительной деятельности в социальном пространстве, взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований |
Второй год обучения | приобретение школьниками знаний: об основах здорового образа жизни; о технике безопасности при занятии спортом; о правилах игры; о правилах групповой работы. | развитие ценностных отношений школьника к спорту и физкультуре. | приобретение школьником опыта актуализации заботы о младших и организации их досуга, организовать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство; в доступной форме объяснять правила(технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять |
Учебно-тематический план
(1 год обучения)
№ п/п | Содержание | Кол- во часов |
1 | Основы знаний | 4 |
2 | ОФП | 10 |
3 | Специальная техническая подготовка | 10 |
4 | Специальная тактическая подготовка | 10 |
| Итого: | 34 часа |
Учебно-тематический план
(2 год обучения)
№ п/п | Содержание | Кол- во часов |
1 | Основы знаний | 4 |
2 | ОФП | 10 |
3 | Специальная техническая подготовка | 10 |
4 | Специальная тактическая подготовка | 10 |
| Итого: | 34 часа |
Содержание программы
1 год обучения
Материал программы разбит на 4 раздела: основы знаний, общая физическая подготовка(ОФП), техническая и тактическая подготовка.
1. Основы знаний:
- правила безопасности на занятиях;
- гигиенические основы занятия физическими упражнениями;
- значение физических упражнений для развития организма;
- основные правила игры в баскетбол. Разметка площадки.
2. ОФП
Строевые упражнения. Шеренга, колонна, фланг, интервал, дистанция. Перестроения. Сомкнутый и разомкнутый строй. Виды размыкания. Построение, выравнивание строя, расчет в строю, повороты на месте. Переход на ходьбу, на бег, на шаг. Остановка. Изменение скорости движения строя.
Упражнения для рук и плечевого пояса. Из различных исходных положений – сгибания и разгибания рук, вращения, махи, отведение и приведение, рывки одновременно обеими руками разновременно, тоже во время ходьбы и бега.
Упражнения для ног. Поднимание на носки; сгибание ног в тазобедренных суставах; приседания, отведения, приведения и махи ногой в переднем, заднем и боковом направлениях; выпады, подскоки из различных исходных положений ног; сгибание и разгибание ног в смешанных висах и упорах, прыжки.
Упражнения для шеи и туловища. Наклоны, вращения, повороты головы, наклоны туловища, круговые вращения туловищем, повороты туловища, поднимание прямых и согнутых ног в положении лежа на спине, из положения лежа на спине переход в положение сидя, смешанные упоры в положении лицом и спиной вниз, угол из исходного положения лежа, сидя в положении виса; различные сочетания этих движений.
Упражнения для всех групп мышц. Выполняться с короткой и длинной скакалкой, гантелями, набивными мячами, мешочками с песком, резиновыми амортизаторами, палками.
Упражнения для развития силовых способностей: упражнения с преодолением собственного веса. Преодоление веса и сопротивление партнера. Переноска и перекладывание груза. Лазание по канату, шесту, лестнице. Перетягивание каната. Упражнения на гимнастической стенке. Бег с максимальной скоростью в режиме повторно-интервального упражнения; специальные прыжковые упражнения с дополнительными отягощениями; прыжки вверх с доставанием подвешенных предметов; прыжки в полуприседе (на месте, с продвижением).
Упражнения для развития скоростных способностей: бег с максимальной скоростью на дистанции 30-60 метров; прыжки через скакалку в максимальном темпе; ускорения переходящие в многоскоки; бег за лидером, бег с задачей догнать партнера. Выполнение ОРУ в максимальном темпе.
Упражнения для развития ловкости. Разнонаправленные движения рук и ног. Кувырки вперед, назад, в стороны с места, с разбега и с прыжка. Перевороты вперед, в стороны, назад. Стойки на голове, руках, лопатках. Прыжки опорные через козла, коня. Прыжки с подкидного мостика. Упражнения в равновесии. Жонглирование двумя-тремя теннисными мячами. Метание мячей в подвижную и неподвижную цель.
Упражнения для развития выносливости: равномерный бег в режимах умеренной и большой интенсивности; повторный бег в режиме максимальной интенсивности; кроссовый бег. Круговая тренировка.
Упражнения для развития координации: специализированные комплексы упражнений на развитие координации.
Упражнения для развития быстроты движения и прыгучести. Ускорения, рывки на отрезках от 3 до 40 м из различных положений. Бег с максимальной частотой шагов на месте и перемещаясь. Рывки по зрительно воспринимаемым сигналам. Бег за лидером. Бег на короткие отрезки с прыжками в конце, середине, начале дистанции. Многократные прыжки с ноги на ногу. Прыжки на одной ноге на месте и в движении. Прыжки в сторону. Бег и прыжки с отягощениями.
Упражнения для развития качеств, необходимых для выполнения броска. Сгибание и разгибание рук в лучезапястных суставах и круговые движения кистями. Отталкивание от стены ладонями и пальцами. Передвижение в упоре на раках по кругу. Передвижение на руках в упоре лежа. Упражнения для кистей рук с гантелями, булавами, теннисными мячами. Метание мячей различного веса и объема на точность, дальность, быстроту. Метание палок. Удары по летящему мячу. Бросок мяча в прыжке с разбега.
Упражнения для развития игровой ловкости. Подбрасывание и ловля мяча в ходьбе, беге, после поворота, кувырков, падения. Ловля мяча после кувырка с попаданием в цель. Метание теннисного и баскетбольного мяча по внезапно появившейся цели. Броски мяча в стену и последующей ловлей. Ведение мяча с ударами о скамейку, о пол. Ведение мяча с одновременным выбиванием мяча у партнера. Комбинированные упражнения.
3.Техническая подготовка
Перемещения баскетболиста: основная стойка; передвижения в основной стойке приставными шагами правым, левым боком; остановка прыжком после ускорения; остановка в шаге.
Техника владения мячом: ведения мяча на месте и в движении (по прямой, по кругу, «змейкой», с изменением направления, ускорением, ловля и передача мяча одной рукой от плеча, с отскоком от пола при параллельном и встречном движении, передача мяча двумя руками от груди (с места, с шагом, со сменой места после передачи); бросок мяча в корзину двумя руками от груди, двумя руками снизу; одной и двумя в прыжке; выполнение «штрафного» броска. Подвижные игры: с перемещениями «Рывок за мячом», «Слушай сигнал»; на совершенствование ведения мяча «Нападение акулы», «С двумя мячами навстречу», «На свои места»; на совершенствование ловли-передачи мяча «Мяч среднему», «Баскетбол с надувным мячом», «Наперегонки с мячом», «10 передач»; на совершенствование бросков мяча «Мяч капитану», «Нападают пятерками»; на совершенствование индивидуальных технико-тактических действий в условиях игрового соперничества «Каждый за себя», «1 х 1 по всей площадке»
4. Тактические подготовка: индивидуальные – выбивание и вырывание мяча, вбрасывание мяча с лицевой линии, персональная защита, в нападении (быстрый прорыв), групповые – в защите (заслон).
Эстафеты с мячом и без мяча. Спортивные игры: баскетбол по упрощенным правилам.
2 год обучения
Материал программы разбит на 4 раздела: основы знаний, общая физическая подготовка(ОФП), техническая и тактическая подготовка, подвижные игры.
1. Основы знаний:
- правила техники безопасности, страховка;
- физические качества - общие признаки.
- характеристика физических качеств силы, быстроты и выносливости, общие основы их воспитания. Значение физических упражнений для развития организма.
- понятие «утомление» и «переутомление». Активный и пассивный отдых как средство восстановления активной деятельности организма.
2. ОФП .
Строевые упражнения. Шеренга, колонна, фланг, интервал, дистанция. Перестроения. Сомкнутый и разомкнутый строй. Виды размыкания. Построение, выравнивание строя, расчет в строю, повороты на месте. Переход на ходьбу, на бег, на шаг. Остановка. Изменение скорости движения строя.
Упражнения для рук и плечевого пояса. Из различных исходных положений – сгибания и разгибания рук, вращения, махи, отведение и приведение, рывки одновременно обеими руками разновременно, тоже во время ходьбы и бега.
Упражнения для ног. Поднимание на носки; сгибание ног в тазобедренных суставах; приседания, отведения, приведения и махи ногой в переднем, заднем и боковом направлениях; выпады, подскоки из различных исходных положений ног; сгибание и разгибание ног в смешанных висах и упорах, прыжки.
Упражнения для шеи и туловища. Наклоны, вращения, повороты головы, наклоны туловища, круговые вращения туловищем, повороты туловища, поднимание прямых и согнутых ног в положении лежа на спине, из положения лежа на спине переход в положение сидя, смешанные упоры в положении лицом и спиной вниз, угол из исходного положения лежа, сидя в положении виса; различные сочетания этих движений.
Упражнения для всех групп мышц. Выполняться с короткой и длинной скакалкой, гантелями, набивными мячами, мешочками с песком, резиновыми амортизаторами, палками.
Упражнения для развития силовых способностей: упражнения с преодолением собственного веса. Преодоление веса и сопротивление партнера. Переноска и перекладывание груза. Лазание по канату, шесту, лестнице. Перетягивание каната. Упражнения на гимнастической стенке. Бег с максимальной скоростью в режиме повторно-интервального упражнения; специальные прыжковые упражнения с дополнительными отягощениями; прыжки вверх с доставанием подвешенных предметов; прыжки в полуприседе (на месте, с продвижением).
Упражнения для развития скоростных способностей: бег с максимальной скоростью на дистанции 30-60 метров; прыжки через скакалку в максимальном темпе; ускорения переходящие в многоскоки; бег за лидером, бег с задачей догнать партнера. Выполнение ОРУ в максимальном темпе.
Упражнения для развития ловкости. Разнонаправленные движения рук и ног. Кувырки вперед, назад, в стороны с места, с разбега и с прыжка. Перевороты вперед, в стороны, назад. Стойки на голове, руках, лопатках. Прыжки опорные через козла, коня. Прыжки с подкидного мостика. Упражнения в равновесии. Жонглирование двумя-тремя теннисными мячами. Метание мячей в подвижную и неподвижную цель.
Упражнения для развития выносливости: равномерный бег в режимах умеренной и большой интенсивности; повторный бег в режиме максимальной интенсивности; кроссовый бег. Круговая тренировка.
Упражнения для развития координации: специализированные комплексы упражнений на развитие координации.
Упражнения для развития быстроты движения и прыгучести. Ускорения, рывки на отрезках от 3 до 40 м из различных положений. Бег с максимальной частотой шагов на месте и перемещаясь. Рывки по зрительно воспринимаемым сигналам. Бег за лидером. Бег на короткие отрезки с прыжками в конце, середине, начале дистанции. Многократные прыжки с ноги на ногу. Прыжки на одной ноге на месте и в движении. Прыжки в сторону. Бег и прыжки с отягощениями.
Упражнения для развития качеств, необходимых для выполнения броска. Сгибание и разгибание рук в лучезапястных суставах и круговые движения кистями. Отталкивание от стены ладонями и пальцами. Передвижение в упоре на руках по кругу.
Упражнения для кистей рук с гантелями, булавами, теннисными мячами. Метание мячей различного веса и объема на точность, дальность, быстроту. Удары по летящему мячу. Бросок мяча в прыжке с разбега.
Упражнения для развития игровой ловкости. Подбрасывание и ловля мяча в ходьбе, беге, после поворота, кувырков, падения. Ловля мяча после кувырка с попаданием в цель. Метание теннисного и баскетбольного мяча по внезапно появившейся цели. Броски мяча в стену с последующей ловлей. Ведение мяча с ударами о скамейку, о пол. Ведение мяча с одновременным выбиванием мяча у партнера. Комбинированные упражнения.
Эстафеты с мячом и без мяча.
3.Техническая подготовка
Действия без мяча: прыжок вверх толчком одной ноги и приземлением на другую; передвижение приставными шагами правым и левым боком с чередованием скорости и направления движения.
Ловля мяча: от пола (с отскока и полуотскока), катящегося (стоя на месте и в движении), высоко летящего, с шагом.
Передача мяча двумя руками сверху, от плеча, от груди. Передача двумя руками снизу, с места. Передача мяча двумя руками в прыжке. Встречные передачи мяча. Передача мяча одной рукой сверху, от плеча, от груди. Ведение мяча с высоким отскоком, с низким отскоком Ведение мяча: на месте и в движении (по прямой, по кругу, «змейкой»).
Ведение мяча без зрительного контроля. Ведение мяча со зрительным контролем. Ведение мяча на месте, ведение мяча по прямой, ведение мяча по дугам, ведение мяча по кругам. Ведение мяча зигзагом.
Броски в корзину двумя руками сверху. Броски в корзину двумя руками от груди. Броски в корзину двумя руками снизу. Броски в корзину двумя руками с отскоком от щита. Броски в корзину двумя руками с места. И в движении. Броски в корзину двумя руками (ближние). Броски в корзину одной рукой от плеча. Броски в корзину одной рукой с отскоком от щита. Броски в корзину одной рукой в прыжке. Броски в корзину одной рукой прямо перед щитом. Броски в корзину одной рукой параллельно щиту.
Подвижные игры: направленные на совершенствование ведения мяча «Дриблеры в круге», «Воробьи и вороны с ведением мяча» , «Чехарда с ведением мяча» , на совершенствование ловли-передачи мяча «Пятнашки», «25 передач» , «Бросай - беги», «Командная перестрелка»; на совершенствование бросков мяча «Мини - баскетбол» «21 очко», «С отскоком от щита» ; на совершенствование индивидуальных технико-тактических действий в условиях игрового соперничества «Каждый за себя», «1 х 1 по всей площадке»
4. Тактические подготовка: индивидуальные действия в защите (перехват мяча; борьба за мяч); командные действия в нападении (быстрый прорыв).
Подвижные игры, направленные на совершенствование технико-тактического и физического потенциала в режиме игровой деятельности «Баскетбол без ведения мяча», «Баскетбол двумя мячами», «Уличный баскетбол».
Спортивные игры: мини-баскетбол, баскетбол по упрощенным правилам.
Демонстрировать:
Физические способности | Физические упражнения | Мальчики | Девочки |
Скоростные | Бег 30 м. с высокого старта (сек.) | 6,5 | 7,0 |
Скоростно-силовые | Прыжок в длину с места (см.) | 130 | 125 |
Выносливость | Бег 1000м. | без учета времени | без учета времени |
Координация | Челночный бег 3по10 м. (сек.) | 11,0 | 11,5 |
Список рекомендуемой литературы
1. Дулин А.Л. Баскетбол в школе. Ижевск 1996год.Журнал « Физическая культура в школе» № 1, 2, 3, 4,. 2004 год.
2. Ю.Д.Железняк, Ю,Н. Портнова. Спортивные игры ( техника и тактика игры) Москва 2001 год.
3. Казаков С.В. «Спортивные игры». – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2004г.
4 Портнова Ю. Теория и методика баскетбола. Москва, 2004г.
5. Халтурин Р.С. Сборник подвижных игр с элементами баскетбола.
6. Яхонтов Е.Р., Кит Л.С. Индивидуальные упражнения баскетболиста.