Рабочая программа факультативного курса «Наша Земля» (5 класс)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Природоведение» разработана и составлена на основе :
1.Типовой программы специальных(коррекционных) образовательных учреждений, допущенных Министерством образования и науки РФ под редакцией В.В.Воронковой (5-9 классы).Москва.:ВЛАДОС,2010 год.
Программа соответствует учебному плану специальных(коррекционных)образовательных учреждений 8 вида.
Целью изучения предмета является обобщение знаний учащихся об окружающем мире, полученных при ознакомлении с предметами и явлениями встречающимися в действительности ; а так же подготовка к дальнейшему усвоению уч-ся элементарных географических знаний.
ОСНОВНЫМИ ЗАДАЧАМИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЯВЛЯЕТСЯ:
1.Формирование элементарных представлений об окружающем мире: о живой и неживой природе, о сезонных изменениях в ней, о жизни растений и животных, о здоровье человека.
2.Развитие умений наблюдать, видеть и слышать, сравнивать и обобщать, устанавливать несложные причинно-следственные связи в природе и взаимозависимость природных явлений.
3.Воспитание понимания бережного отношения к природе, эстетического восприятия и любви к природе, умения беречь и стремления охранять природу своей местности (ЭКП).
По возможности обучения ,учащиеся с ограниченными возможностями в 5 классе относятся ко 2 группе –они достаточно успешно обучаются в классе, но испытывают несколько большие трудности в ходе обучения. Учащиеся понимают фронтальное объяснение, неплохо запоминают изучаемый материал. При выполнении самостоятельных заданий нуждаются в помощи учителя, как активизирующей, так и организующей. Перенос знаний в новые условия их не затрудняет, но снижается темп работы, допускаются ошибки. Объяснения своих действий недостаточно точны, элементарные выводы и обобщения сделать могут только с помощью учителя.
Коррекционная работа.
Вселенная.
Коррекция внимания(объем и переключение).Коррекция пространственного восприятия(ориентирование по плану). Развитие и коррекция грамматического строя речи, расширение и обогащение словаря. Коррекция и развитие наглядно-образного мышления. Коррекция и развитие точности и осмысленности восприятия.
Наш дом – Земля.
Коррекция и развитие зрительного и слухового восприятия. Коррекция пространственной ориентировки. Активизация мыслительных процессов: анализ, синтез. Коррекция мыслительных процессов: обобщения и исключения. Коррекция и развитие точности и осмысленности восприятия. Коррекция процесса запоминания и воспроизведения учебного материала. Коррекция связной устной речи при составлении устных рассказов. Коррекция и развитие наглядно-образного мышления.
Растительный мир.
Коррекция и развитие устойчивости внимания и умения осуществлять его переключение. Развитие способности обобщать и делать выводы. Развитие слуховой, зрительной памяти умения использовать приемы запоминания и припоминания. Развитие умения устанавливать причинно-следственные зависимости. Развитие и коррекция словесно-логического мышления.
Животный мир.
Коррекция внимания(объем и переключение). Коррекция пространственного восприятия(расположение предметов, объектов на карте). Развитие и коррекция грамматического строя речи, расширения и обогащения словаря.
Человек.
Коррекция и развитие устойчивости внимания и умения осуществлять его переключение. Развитие способности обобщать и делать выводы. Развитие слуховой, зрительной памяти, умения использовать приемы запоминания и припоминания
Наша страна – Россия.
Коррекция внимания. Коррекция зрительного и слухового восприятия. . Коррекция процесса запоминания и воспроизведения учебного материала. Коррекция связной устной речи при составлении устных рассказов. Коррекция и развитие наглядно-образного мышления.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА.
ВСЕЛЕННАЯ.
Небесные тела. Солнце, солнечная система. Исследование космоса.
НАШ ДОМ – ЗЕМЛЯ.
Воздух, значение воздуха.Поверхность суши. Почва, полезные ископаемые. Вода, свойства воды. Вода в природе: ручьи, реки, озера, болота, пруды, моря, океаны. Сезонные изменения.Использование и охрана воды.
РАСТИТЕЛЬНЫЙ МИР.
Разнообразие растительного мира. Среда обитания растений. Части растения. Деревья, кустарники, травы. Хвойные и лиственные деревья, декоративные растения, лекарственные растения, комнатные растения, охрана растений.
ЖИВОТНЫЙ МИР.
Разнообразие животного мира. Среда обитания животных. Животные суши и водоемов. Насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, аквариумные рыбки, певчие птицы, собаки, кошки, охрана животных. Заповедники, заказники. Животные рядом с человеком.
ЧЕЛОВЕК.
Как устроен наш организм. Как работает наш организм. Здоровье человека, осанка. Органы чувств. Здоровое питание. Дыхание, органы дыхания, правила гигиены. Оказание первой медицинской помощи.
НАША СТРАНА – РОССИЯ.
Население и народы России. Москва, Санкт-Петербург, города России. Золотое кольцо России. Растительный мир, охрана природы, заповедники.Наша республика, наше село.
ТРУД НА ПРИШКОЛЬНОМ УЧАСТКЕ.
Посев и посадка цветочных растений. Полив.
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ: Преподавание природоведения тесно связано с уроками географии(небесные тела, города, географические объекты, формы поверхности), естествознанием(почвы, классификация растений), историей(столица, население, история народов), СБО(правила личной гигиены, санитарно-гигиенические требования), трудом(работа на пришкольном участке), изо(зарисовка различных объектов)
Календарно-тематическое планирование.
№ |
дата |
Тема урока |
Тип урока |
оборудование |
повторение |
1. |
|
Введение. Экскурсия для наблюдений за изменениями в природе.ЭКП. |
ком |
Картины о природе, слов.слова |
Правила поведения, растения и животные Хакасии |
2. |
|
Вселенная. Небесные тела,планеты, звезды. |
ком |
Картины, слов.слова |
Земля, Солнце, звездное небо |
3. |
|
Солнце,солнечная система. |
ком |
Плакаты, слов.слова, кроссворд |
планеты |
4. |
|
Исследование космоса. |
ком |
Фото, слов.слова, журнал «ГЕО» |
Первый космонавт, корабль |
5. |
|
Наш дом – Земля.Планета Земля. |
ком |
Глобус, слов.слова, загадки |
Смена дня и ночи |
6. |
|
Воздух. |
ком |
Картины о природе, слов.слова, пословицы |
Движение воздуха, растительный мир |
7. |
|
Значение воздуха для жизни на Земле. П.р.». Уход за комнатными растениями». |
ком |
Набор растений |
Кислород, азот, углекислый газ |
8. |
|
Поверхность суши». Равнины, холмы, овраги». ЭКП |
ком |
Макеты, слов.слова |
Поверхность , окружающая нас |
9. |
|
Экскурсия для ознакомления с окружающей местностью |
Урок-экскурсия |
|
Равнина, холмы, овраги |
10. |
|
Поверхность суши. «Горы». |
ком |
Макет, слов. слова, кроссворд |
Записи с экскурсии |
11. |
|
Почва. П.р. «Зарисовка схемы почвы» |
ком |
Схема, слов. слова, картины |
Равнина, холм, овраг, горы |
12. |
|
Полезные ископаемые. П.р.»Зарисовка знаков полезных ископаемых» |
ком |
Коллекция полезных ископаемых, слов. слова, таблицы |
Почва, состав почвы, полезные ископаемые |
13. |
|
Полезные ископаемые:нефть, газ, торф, каменный уголь.Правила Т.Б. при пользовании газом. |
ком |
Коллекция полезных ископаемых, слов. слова, таблицы |
Полезные ископаемые |
14. |
|
Свойства воды. П.р. «Опыты, показывающие свойства воды» |
ком |
Набор для опытов, слов.слова, картины |
Зачем нужна вода |
15. |
|
Вода в природе. |
ком |
Картины, слов. слова, загадки, сказки |
Свойства воды |
16. |
|
Воды суши: «Ручьи, реки». ЭКП |
ком |
Картины, слов. слова, загадки |
Вода в природе |
17. |
|
Воды суши:озера, болота, пруды. «Сезонные изменения». ЭКП |
КОМ |
Картины, слов. слова |
Вода нашей местности |
18. |
|
Моря и океаны. Использование и охрана воды. |
ком |
Книжки – раскраски, слов. слова |
Вода в природе |
19. |
|
Экскурсия к ближайшему водоему. |
Урок-экскурсия |
|
|
20. |
|
Растительный мир . Разнообразие растительного мира. |
ком |
Картины слов. слова, кроссворд |
Виды растений |
21. |
|
«Среда обитания растений». ЭКП |
ком |
Схемы, слов. слова, пословицы |
Разнообразие растений |
22. |
|
ком |
Набор растений, схема, загадки |
Среда обитания растений |
|
23. |
|
«Деревья ,кустарники, травы»ЭКП |
ком |
Гербарий, слов. слова, загадки |
Части растения |
24. |
|
«Лиственные деревья»ЭКП |
ком |
Гербарий, слов. слова, загадки |
Виды деревьев |
25 |
|
«Хвойные деревья»ЭКП |
ком |
Гербарий, слов. слова, загадки |
Вид деревьев |
26. |
|
«Дикорастущие и культурные кустарники»ЭКП |
ком |
Гербарий, слов. слова, загадки |
Виды деревьев, кустарники, травы, цветы |
27. |
|
«Травы»ЭКП |
ком |
Гербарий, слов. слова, загадки |
Виды деревьев, травы, кустарники |
28. |
|
«Декоративные растения». |
ком |
Гербарий, слов. слова, загадки |
Цветы, кустарники |
29. |
|
Лекарственные растения. П.р.»Правила сбора лекарственных растений» |
ком |
Гербарий, слов. слова, загадки |
Растения и их многообразие |
30. |
|
Комнатные растения. П.р.»Правила полива» |
ком |
Гербарий, слов. слова, загадки |
Разнообразие растений |
31. |
|
Охрана растений. Вред пожаров. |
ком |
Красная книга, плакаты |
Разнообразие растений |
32. |
|
Экскурсия с целью наблюдения за изменениями в природе. |
ком |
|
|
33. |
|
Животный мир. Разнообразие животного мира. |
ком |
Картины ,фото, раскраски, слов. слова, схемы, загадки кроссворды, интернет-ресурсы |
Виды животного мира |
34. |
|
Среда обитания животных. Животные суши и водоемов. |
ком |
Картины ,фото, раскраски, слов. слова, схемы, загадки кроссворды, интернет-ресурсы |
Виды животного мира |
35. |
|
Животные: насекомые, рыбы, земноводные, птицы, звери. |
ком |
Картины ,фото, раскраски, слов. слова, схемы, загадки кроссворды, интернет-ресурсы |
Виды животного мира |
36. |
|
«Насекомые». |
ком |
Картины ,фото, раскраски, слов. слова, схемы, загадки кроссворды, интернет-ресурсы |
Виды животного мира |
37. |
|
«Рыбы». |
ком |
Картины ,фото, раскраски, слов. слова, схемы, загадки кроссворды, интернет-ресурсы |
Виды животного мира |
38. |
|
«Птицы». |
ком |
Картины ,фото, раскраски, слов. слова, схемы, загадки кроссворды, интернет-ресурсы |
Виды животного мира |
39 |
|
«Звери». |
ком |
Картины, фото, раскраски, слов. слова, схемы, загадки кроссворды, интернет-ресурсы |
Виды животного мира |
40. |
|
Животные рядом с человеком. «Домашние животные в городе и в деревне». |
ком |
Картины ,фото, раскраски, слов. слова, схемы, загадки кроссворды, интернет-ресурсы |
Виды животного мира |
41. |
|
Уход за животными в живом уголке. |
ком |
Картины ,фото, раскраски, слов. слова, схемы, загадки кроссворды, интернет-ресурсы |
Виды животного мира |
42. |
|
Певчие птицы. Птицы живого уголка. |
ком |
Картины ,фото, раскраски, слов. слова, схемы, загадки кроссворды, интернет-ресурсы |
Виды животного мира |
43. |
|
Аквариумные рыбки. |
ком |
Картины ,фото, раскраски, слов. слова, схемы, загадки кроссворды, интернет-ресурсы |
Виды животного мира |
44. |
|
Собаки. |
ком |
Картины ,фото, раскраски, слов. слова, схемы, загадки кроссворды, интернет-ресурсы |
Виды животного мира |
45. |
|
Домашние кошки. П.р.». Составление рассказа о кошке» |
ком |
Картины, фото, раскраски, слов. слова, схемы, загадки кроссворды, интернет-ресурсы |
Виды животного мира |
46. |
|
Охрана животных. «Заповедники и заказники Хакасии» |
ком |
Картины, фото, раскраски, слов. слова, схемы, загадки кроссворды, интернет-ресурсы |
Виды животного мира |
47. |
|
Экскурсия с целью наблюдения за изменениями в природе |
Урок-экскурсия |
|
|
48. |
|
Человек. Как устроен наш организм. П.р. «Определить на ощупь предметы». |
ком |
Набор предметов, слов. слова, макет |
Части тела |
49. |
|
Как работает наш организм. |
ком |
Слов. слова, макет |
Строение человека |
50. |
|
Здоровье человека. Комплекс утренней гимнастики. |
ком |
Комплекс утренней гимнастики |
Здоровый образ жизни |
51. |
|
Осанка. |
ком |
Упражнения для правильной осанки |
Здоровый образ жизни |
52. |
|
Органы чувств. П.р.»Определение остроты зрения» |
ком |
Плакаты, слов. слова, мини-книжки |
Здоровый образ жизни |
53. |
|
Здоровое питание. |
ком |
Набор продуктов питания |
Здоровый образ жизни |
54. |
|
Дыхание. Органы дыхания. Правила гигиены. |
ком |
Слов. слова, плакаты |
Здоровый образ жизни |
55. |
|
Оказание первой помощи П.р.». Обработка ссадины» |
ком |
аптечка |
Здоровый образ жизни |
56. |
|
Наша страна – Россия. Россия родина моя. П.р. по карте. |
ком |
Карта слов. слова, гимн, флаг, герб |
Название нашего государства |
57. |
|
«Население и народы России»ЭКП |
ком |
карта |
Народы Хакасии |
58. |
|
Москва – столица России. Санкт-Петербург. |
ком |
Карта, интернет-ресурсы |
Столица Хакасии |
59. |
|
Города России. |
ком |
Карта, интернет-ресурсы |
Абакан, Россия |
60. |
|
Золотое кольцо России. |
ком |
Карта, интернет-ресурсы |
Города России |
61. |
|
«Растительный мир России»ЭКП |
ком |
Плакаты, фото, загадки, кроссворды, интернет-ресурсы |
Растения нашей местности |
62. |
|
«Животный мир России»ЭКП |
ком |
Плакаты, фото, загадки, кроссворды, интернет-ресурсы |
Животный мир Хакасии |
63. |
|
Охрана природы. «Заповедники и заказники»ЭКП |
ком |
Плакаты, фото, загадки, кроссворды, интернет-ресурсы |
Растения и животные России |
64. |
|
Наша Республика. «Наше село»ЭКП |
ком |
Карта, загадки, кроссворд |
Местность, где мы живем |
65. |
|
Экскурсия в школьный музей. |
Урок-экскурсия |
|
|
66-67 |
|
Работа на пришкольном участке. |
Практическая работа |
Инвентарь, семена |
Правила охраны труда |
68. |
|
Повторение пройденного. |
Обобщ. |
Перфокарты, тесты |
|
ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ.
№ |
Тема занятия |
Вид практического занятия |
Источник ким |
1. |
Уход за комнатными растениями |
Практическая работа |
Инд.задания |
2. |
Зарисовка знаков полезных ископаемых. |
|
|
3. |
Опыты, показывающие свойства воды. |
опыты |
|
4. |
Части растения |
Практическая работа |
Инд. задания |
5. |
Правила сбора лекарственных растений. |
Практическая работа |
Инд.задания |
6. |
Правила полива растений |
Практическая работа |
Инд.задания |
7. |
Определение на ощупь предметов. |
Практическая работа |
Инд.задания |
8. |
Определение остроты зрения. |
Практическая работа |
|
9. |
Россия- родина моя. |
Работа по карте |
Инд.задания |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ.
- основные свойства воды, воздуха, почвы
- основные формы поверхности Земли
- простейшая классификация растений и животных
- основные санитарно-гигиенические требования
- название своей страны, столицы, народов, населяющих Россию
- правила поведения в природе
- проводить наблюдения за природой, называть представителей животного и растительного мира
- соблюдать правила элементарной гигиены
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ , УМЕНИЙ, НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ ПО УСТНЫМ ПРЕДМЕТАМ.
ОЦЕНКА УСТНЫХ ОТВЕТОВ:
- правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изучаемого материала;
-полнота ответа:
-умение практически применять свои знания;
-последовательность изложения и речевое оформление ответа.
ОЦЕНКА»5»-понимание материала, с помощью учителя умеет обосновать и сформулировать ответ
ОЦЕНКА»4»-при ответе допускаются неточности, ошибки в речи, ошибки исправляет только с помощью учителя
ОЦЕНКА»3»-материал излагается недостаточно полно и последовательно, допускается ряд ошибок в речи, ошибки исправляет при постоянной помощи учителя
ОЦЕНКА»2»-незнание большей части изучаемого материала, не использует помощь учителя
ОЦЕНКА «1»-за устные ответы не ставится
ОЦЕНКА ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ:
ОЦЕНКА»5»-за работу без ошибок, но допускаются исправления самим учеником
ОЦЕНКА»4»-за работу с 1-2ошибками
ОЦЕНКА»3»- за работу с 3-5 ошибками
ОЦЕНКА»2»- за работу с 6-8 ошибками
ОЦЕНКА»1»- за работу с большим количеством ошибок, чем допустимо при оценке»2»
При небрежном выполнении работ, большом количестве исправлений, искажений в начертании букв, оценка снижается на один балл.
При выставлении итоговой оценки учитывается как уровень знаний ученика, так и овладение им практическими умениями.