12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Письмаркина Татьяна Николаевна100 Россия, Мордовия респ., Саранск |
Рабочая программа факультативного курса «Наша Земля»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Природоведение» разработана и составлена на основе :
1.Типовой программы специальных(коррекционных) образовательных учреждений, допущенных Министерством образования и науки РФ под редакцией В.В.Воронковой (5-9 классы).Москва.:ВЛАДОС,2010 год.
Программа соответствует учебному плану специальных(коррекционных)образовательных учреждений 8 вида.
Целью изучения предмета является обобщение знаний учащихся об окружающем мире, полученных при ознакомлении с предметами и явлениями встречающимися в действительности ; а так же подготовка к дальнейшему усвоению уч-ся элементарных географических знаний.
ОСНОВНЫМИ ЗАДАЧАМИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЯВЛЯЕТСЯ:
1.Формирование элементарных представлений об окружающем мире: о живой и неживой природе, о сезонных изменениях в ней, о жизни растений и животных, о здоровье человека.
2.Развитие умений наблюдать, видеть и слышать, сравнивать и обобщать, устанавливать несложные причинно-следственные связи в природе и взаимозависимость природных явлений.
3.Воспитание понимания бережного отношения к природе, эстетического восприятия и любви к природе, умения беречь и стремления охранять природу своей местности (ЭКП).
По возможности обучения ,учащиеся с ограниченными возможностями в 5 классе относятся ко 2 группе –они достаточно успешно обучаются в классе, но испытывают несколько большие трудности в ходе обучения. Учащиеся понимают фронтальное объяснение, неплохо запоминают изучаемый материал. При выполнении самостоятельных заданий нуждаются в помощи учителя, как активизирующей, так и организующей. Перенос знаний в новые условия их не затрудняет, но снижается темп работы, допускаются ошибки. Объяснения своих действий недостаточно точны, элементарные выводы и обобщения сделать могут только с помощью учителя.
Коррекционная работа.
Вселенная.
Коррекция внимания(объем и переключение).Коррекция пространственного восприятия(ориентирование по плану). Развитие и коррекция грамматического строя речи, расширение и обогащение словаря. Коррекция и развитие наглядно-образного мышления. Коррекция и развитие точности и осмысленности восприятия.
Наш дом – Земля.
Коррекция и развитие зрительного и слухового восприятия. Коррекция пространственной ориентировки. Активизация мыслительных процессов: анализ, синтез. Коррекция мыслительных процессов: обобщения и исключения. Коррекция и развитие точности и осмысленности восприятия. Коррекция процесса запоминания и воспроизведения учебного материала. Коррекция связной устной речи при составлении устных рассказов. Коррекция и развитие наглядно-образного мышления.
Растительный мир.
Коррекция и развитие устойчивости внимания и умения осуществлять его переключение. Развитие способности обобщать и делать выводы. Развитие слуховой, зрительной памяти умения использовать приемы запоминания и припоминания. Развитие умения устанавливать причинно-следственные зависимости. Развитие и коррекция словесно-логического мышления.
Животный мир.
Коррекция внимания(объем и переключение). Коррекция пространственного восприятия(расположение предметов, объектов на карте). Развитие и коррекция грамматического строя речи, расширения и обогащения словаря.
Человек.
Коррекция и развитие устойчивости внимания и умения осуществлять его переключение. Развитие способности обобщать и делать выводы. Развитие слуховой, зрительной памяти, умения использовать приемы запоминания и припоминания
Наша страна – Россия.
Коррекция внимания. Коррекция зрительного и слухового восприятия. . Коррекция процесса запоминания и воспроизведения учебного материала. Коррекция связной устной речи при составлении устных рассказов. Коррекция и развитие наглядно-образного мышления.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА.
ВСЕЛЕННАЯ.
Небесные тела. Солнце, солнечная система. Исследование космоса.
НАШ ДОМ – ЗЕМЛЯ.
Воздух, значение воздуха.Поверхность суши. Почва, полезные ископаемые. Вода, свойства воды. Вода в природе: ручьи, реки, озера, болота, пруды, моря, океаны. Сезонные изменения.Использование и охрана воды.
РАСТИТЕЛЬНЫЙ МИР.
Разнообразие растительного мира. Среда обитания растений. Части растения. Деревья, кустарники, травы. Хвойные и лиственные деревья, декоративные растения, лекарственные растения, комнатные растения, охрана растений.
ЖИВОТНЫЙ МИР.
Разнообразие животного мира. Среда обитания животных. Животные суши и водоемов. Насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, аквариумные рыбки, певчие птицы, собаки, кошки, охрана животных. Заповедники, заказники. Животные рядом с человеком.
ЧЕЛОВЕК.
Как устроен наш организм. Как работает наш организм. Здоровье человека, осанка. Органы чувств. Здоровое питание. Дыхание, органы дыхания, правила гигиены. Оказание первой медицинской помощи.
НАША СТРАНА – РОССИЯ.
Население и народы России. Москва, Санкт-Петербург, города России. Золотое кольцо России. Растительный мир, охрана природы, заповедники.Наша республика, наше село.
ТРУД НА ПРИШКОЛЬНОМ УЧАСТКЕ.
Посев и посадка цветочных растений. Полив.
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ: Преподавание природоведения тесно связано с уроками географии(небесные тела, города, географические объекты, формы поверхности), естествознанием(почвы, классификация растений), историей(столица, население, история народов), СБО(правила личной гигиены, санитарно-гигиенические требования), трудом(работа на пришкольном участке), изо(зарисовка различных объектов)
Календарно-тематическое планирование.
№ | дата | Тема урока | Тип урока | оборудование | повторение |
1. |
| Введение. Экскурсия для наблюдений за изменениями в природе.ЭКП. | ком | Картины о природе, слов.слова | Правила поведения, растения и животные Хакасии |
2. |
| Вселенная. Небесные тела,планеты, звезды. | ком | Картины, слов.слова | Земля, Солнце, звездное небо |
3. |
| Солнце,солнечная система. | ком | Плакаты, слов.слова, кроссворд | планеты |
4. |
| Исследование космоса. | ком | Фото, слов.слова, журнал «ГЕО» | Первый космонавт, корабль |
5. |
| Наш дом – Земля.Планета Земля. | ком | Глобус, слов.слова, загадки | Смена дня и ночи |
6. |
| Воздух. | ком | Картины о природе, слов.слова, пословицы | Движение воздуха, растительный мир |
7. |
| Значение воздуха для жизни на Земле. П.р.». Уход за комнатными растениями». | ком | Набор растений | Кислород, азот, углекислый газ |
8. |
| Поверхность суши». Равнины, холмы, овраги». ЭКП | ком | Макеты, слов.слова | Поверхность , окружающая нас |
9. |
| Экскурсия для ознакомления с окружающей местностью | Урок-экскурсия |
| Равнина, холмы, овраги |
10. |
| Поверхность суши. «Горы». | ком | Макет, слов. слова, кроссворд | Записи с экскурсии |
11. |
| Почва. П.р. «Зарисовка схемы почвы» | ком | Схема, слов. слова, картины | Равнина, холм, овраг, горы |
12. |
| Полезные ископаемые. П.р.»Зарисовка знаков полезных ископаемых» | ком | Коллекция полезных ископаемых, слов. слова, таблицы | Почва, состав почвы, полезные ископаемые |
13. |
| Полезные ископаемые:нефть, газ, торф, каменный уголь.Правила Т.Б. при пользовании газом. | ком | Коллекция полезных ископаемых, слов. слова, таблицы | Полезные ископаемые |
14. |
| Свойства воды. П.р. «Опыты, показывающие свойства воды» | ком | Набор для опытов, слов.слова, картины | Зачем нужна вода |
15. |
| Вода в природе. | ком | Картины, слов. слова, загадки, сказки | Свойства воды |
16. |
| Воды суши: «Ручьи, реки». ЭКП | ком | Картины, слов. слова, загадки | Вода в природе |
17. |
| Воды суши:озера, болота, пруды. «Сезонные изменения». ЭКП | КОМ | Картины, слов. слова | Вода нашей местности |
18. |
| Моря и океаны. Использование и охрана воды. | ком | Книжки – раскраски, слов. слова | Вода в природе |
19. |
| Экскурсия к ближайшему водоему. | Урок-экскурсия |
|
|
20. |
| Растительный мир . Разнообразие растительного мира. | ком | Картины слов. слова, кроссворд | Виды растений |
21. |
| «Среда обитания растений». ЭКП | ком | Схемы, слов. слова, пословицы | Разнообразие растений |
22. |
| ком | Набор растений, схема, загадки | Среда обитания растений | |
23. |
| «Деревья ,кустарники, травы»ЭКП | ком | Гербарий, слов. слова, загадки | Части растения |
24. |
| «Лиственные деревья»ЭКП | ком | Гербарий, слов. слова, загадки | Виды деревьев |
25 |
| «Хвойные деревья»ЭКП | ком | Гербарий, слов. слова, загадки | Вид деревьев |
26. |
| «Дикорастущие и культурные кустарники»ЭКП | ком | Гербарий, слов. слова, загадки | Виды деревьев, кустарники, травы, цветы |
27. |
| «Травы»ЭКП | ком | Гербарий, слов. слова, загадки | Виды деревьев, травы, кустарники |
28. |
| «Декоративные растения». | ком | Гербарий, слов. слова, загадки | Цветы, кустарники |
29. |
| Лекарственные растения. П.р.»Правила сбора лекарственных растений» | ком | Гербарий, слов. слова, загадки | Растения и их многообразие |
30. |
| Комнатные растения. П.р.»Правила полива» | ком | Гербарий, слов. слова, загадки | Разнообразие растений |
31. |
| Охрана растений. Вред пожаров. | ком | Красная книга, плакаты | Разнообразие растений |
32. |
| Экскурсия с целью наблюдения за изменениями в природе. | ком |
|
|
33. |
| Животный мир. Разнообразие животного мира. | ком | Картины ,фото, раскраски, слов. слова, схемы, загадки кроссворды, интернет-ресурсы | Виды животного мира |
34. |
| Среда обитания животных. Животные суши и водоемов. | ком | Картины ,фото, раскраски, слов. слова, схемы, загадки кроссворды, интернет-ресурсы | Виды животного мира |
35. |
| Животные: насекомые, рыбы, земноводные, птицы, звери. | ком | Картины ,фото, раскраски, слов. слова, схемы, загадки кроссворды, интернет-ресурсы | Виды животного мира |
36. |
| «Насекомые». | ком | Картины ,фото, раскраски, слов. слова, схемы, загадки кроссворды, интернет-ресурсы | Виды животного мира |
37. |
| «Рыбы». | ком | Картины ,фото, раскраски, слов. слова, схемы, загадки кроссворды, интернет-ресурсы | Виды животного мира |
38. |
| «Птицы». | ком | Картины ,фото, раскраски, слов. слова, схемы, загадки кроссворды, интернет-ресурсы | Виды животного мира |
39 |
| «Звери». | ком | Картины, фото, раскраски, слов. слова, схемы, загадки кроссворды, интернет-ресурсы | Виды животного мира |
40. |
| Животные рядом с человеком. «Домашние животные в городе и в деревне». | ком | Картины ,фото, раскраски, слов. слова, схемы, загадки кроссворды, интернет-ресурсы | Виды животного мира |
41. |
| Уход за животными в живом уголке. | ком | Картины ,фото, раскраски, слов. слова, схемы, загадки кроссворды, интернет-ресурсы | Виды животного мира |
42. |
| Певчие птицы. Птицы живого уголка. | ком | Картины ,фото, раскраски, слов. слова, схемы, загадки кроссворды, интернет-ресурсы | Виды животного мира |
43. |
| Аквариумные рыбки. | ком | Картины ,фото, раскраски, слов. слова, схемы, загадки кроссворды, интернет-ресурсы | Виды животного мира |
44. |
| Собаки. | ком | Картины ,фото, раскраски, слов. слова, схемы, загадки кроссворды, интернет-ресурсы | Виды животного мира |
45. |
| Домашние кошки. П.р.». Составление рассказа о кошке» | ком | Картины, фото, раскраски, слов. слова, схемы, загадки кроссворды, интернет-ресурсы | Виды животного мира |
46. |
| Охрана животных. «Заповедники и заказники Хакасии» | ком | Картины, фото, раскраски, слов. слова, схемы, загадки кроссворды, интернет-ресурсы | Виды животного мира |
47. |
| Экскурсия с целью наблюдения за изменениями в природе | Урок-экскурсия |
|
|
48. |
| Человек. Как устроен наш организм. П.р. «Определить на ощупь предметы». | ком | Набор предметов, слов. слова, макет | Части тела |
49. |
| Как работает наш организм. | ком | Слов. слова, макет | Строение человека |
50. |
| Здоровье человека. Комплекс утренней гимнастики. | ком | Комплекс утренней гимнастики | Здоровый образ жизни |
51. |
| Осанка. | ком | Упражнения для правильной осанки | Здоровый образ жизни |
52. |
| Органы чувств. П.р.»Определение остроты зрения» | ком | Плакаты, слов. слова, мини-книжки | Здоровый образ жизни |
53. |
| Здоровое питание. | ком | Набор продуктов питания | Здоровый образ жизни |
54. |
| Дыхание. Органы дыхания. Правила гигиены. | ком | Слов. слова, плакаты | Здоровый образ жизни |
55. |
| Оказание первой помощи П.р.». Обработка ссадины» | ком | аптечка | Здоровый образ жизни |
56. |
| Наша страна – Россия. Россия родина моя. П.р. по карте. | ком | Карта слов. слова, гимн, флаг, герб | Название нашего государства |
57. |
| «Население и народы России»ЭКП | ком | карта | Народы Хакасии |
58. |
| Москва – столица России. Санкт-Петербург. | ком | Карта, интернет-ресурсы | Столица Хакасии |
59. |
| Города России. | ком | Карта, интернет-ресурсы | Абакан, Россия |
60. |
| Золотое кольцо России. | ком | Карта, интернет-ресурсы | Города России |
61. |
| «Растительный мир России»ЭКП | ком | Плакаты, фото, загадки, кроссворды, интернет-ресурсы | Растения нашей местности |
62. |
| «Животный мир России»ЭКП | ком | Плакаты, фото, загадки, кроссворды, интернет-ресурсы | Животный мир Хакасии |
63. |
| Охрана природы. «Заповедники и заказники»ЭКП | ком | Плакаты, фото, загадки, кроссворды, интернет-ресурсы | Растения и животные России |
64. |
| Наша Республика. «Наше село»ЭКП | ком | Карта, загадки, кроссворд | Местность, где мы живем |
65. |
| Экскурсия в школьный музей. | Урок-экскурсия |
|
|
66-67 |
| Работа на пришкольном участке. | Практическая работа | Инвентарь, семена | Правила охраны труда |
68. |
| Повторение пройденного. | Обобщ. | Перфокарты, тесты |
|
ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ.
№ | Тема занятия | Вид практического занятия | Источник ким |
1. | Уход за комнатными растениями | Практическая работа | Инд.задания |
2. | Зарисовка знаков полезных ископаемых. |
|
|
3. | Опыты, показывающие свойства воды. | опыты |
|
4. | Части растения | Практическая работа | Инд. задания |
5. | Правила сбора лекарственных растений. | Практическая работа | Инд.задания |
6. | Правила полива растений | Практическая работа | Инд.задания |
7. | Определение на ощупь предметов. | Практическая работа | Инд.задания |
8. | Определение остроты зрения. | Практическая работа |
|
9. | Россия- родина моя. | Работа по карте | Инд.задания |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ.
- основные свойства воды, воздуха, почвы
- основные формы поверхности Земли
- простейшая классификация растений и животных
- основные санитарно-гигиенические требования
- название своей страны, столицы, народов, населяющих Россию
- правила поведения в природе
- проводить наблюдения за природой, называть представителей животного и растительного мира
- соблюдать правила элементарной гигиены
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ , УМЕНИЙ, НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ ПО УСТНЫМ ПРЕДМЕТАМ.
ОЦЕНКА УСТНЫХ ОТВЕТОВ:
- правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изучаемого материала;
-полнота ответа:
-умение практически применять свои знания;
-последовательность изложения и речевое оформление ответа.
ОЦЕНКА»5»-понимание материала, с помощью учителя умеет обосновать и сформулировать ответ
ОЦЕНКА»4»-при ответе допускаются неточности, ошибки в речи, ошибки исправляет только с помощью учителя
ОЦЕНКА»3»-материал излагается недостаточно полно и последовательно, допускается ряд ошибок в речи, ошибки исправляет при постоянной помощи учителя
ОЦЕНКА»2»-незнание большей части изучаемого материала, не использует помощь учителя
ОЦЕНКА «1»-за устные ответы не ставится
ОЦЕНКА ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ:
ОЦЕНКА»5»-за работу без ошибок, но допускаются исправления самим учеником
ОЦЕНКА»4»-за работу с 1-2ошибками
ОЦЕНКА»3»- за работу с 3-5 ошибками
ОЦЕНКА»2»- за работу с 6-8 ошибками
ОЦЕНКА»1»- за работу с большим количеством ошибок, чем допустимо при оценке»2»
При небрежном выполнении работ, большом количестве исправлений, искажений в начертании букв, оценка снижается на один балл.
При выставлении итоговой оценки учитывается как уровень знаний ученика, так и овладение им практическими умениями.