12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Письмаркина Татьяна Николаевна100
Россия, Мордовия респ., Саранск
0

Рабочая программа факультативного курса «Наша Земля»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного предмета «Природоведение» разработана и составлена на основе :

1.Типовой программы специальных(коррекционных) образовательных учреждений, допущенных Министерством образования и науки РФ под редакцией В.В.Воронковой (5-9 классы).Москва.:ВЛАДОС,2010 год.

Программа соответствует учебному плану специальных(коррекционных)образовательных учреждений 8 вида.

Целью изучения предмета является обобщение знаний учащихся об окружающем мире, полученных при ознакомлении с предметами  и явлениями встречающимися в действительности ; а так же подготовка к дальнейшему усвоению уч-ся элементарных географических знаний.

ОСНОВНЫМИ ЗАДАЧАМИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЯВЛЯЕТСЯ:

1.Формирование элементарных представлений об окружающем мире: о живой и неживой природе, о сезонных изменениях в ней, о жизни растений и животных, о здоровье человека.

2.Развитие умений наблюдать, видеть и слышать, сравнивать и обобщать, устанавливать несложные причинно-следственные связи в природе и взаимозависимость природных явлений.

3.Воспитание понимания бережного отношения к природе, эстетического восприятия и любви к природе, умения беречь и стремления охранять природу своей местности (ЭКП).

По возможности обучения ,учащиеся с ограниченными возможностями в 5 классе относятся ко 2  группе  –они достаточно успешно обучаются в классе, но испытывают несколько большие трудности в ходе обучения. Учащиеся понимают фронтальное объяснение, неплохо запоминают изучаемый материал. При выполнении самостоятельных заданий нуждаются в помощи учителя, как активизирующей, так и организующей. Перенос знаний в новые условия их не затрудняет, но снижается темп работы, допускаются ошибки. Объяснения своих действий недостаточно точны, элементарные выводы и обобщения сделать могут только с помощью учителя.

Коррекционная работа.

Вселенная.

Коррекция внимания(объем и переключение).Коррекция пространственного восприятия(ориентирование по плану). Развитие и коррекция грамматического строя речи, расширение и обогащение словаря. Коррекция и развитие наглядно-образного мышления. Коррекция и развитие точности и осмысленности восприятия.

Наш дом – Земля.

Коррекция и развитие зрительного и слухового восприятия. Коррекция пространственной ориентировки. Активизация мыслительных процессов: анализ, синтез. Коррекция мыслительных процессов: обобщения и исключения. Коррекция и развитие точности и осмысленности восприятия. Коррекция процесса запоминания и воспроизведения учебного материала. Коррекция связной устной речи при составлении устных рассказов. Коррекция и развитие наглядно-образного мышления.

Растительный мир.

Коррекция и развитие устойчивости внимания и умения осуществлять его переключение. Развитие способности обобщать и делать выводы. Развитие слуховой, зрительной памяти умения использовать приемы запоминания и припоминания. Развитие умения устанавливать причинно-следственные зависимости. Развитие и коррекция словесно-логического мышления.

Животный мир.

Коррекция внимания(объем и переключение). Коррекция пространственного восприятия(расположение предметов, объектов на карте). Развитие и коррекция грамматического строя речи, расширения и обогащения словаря.

 

Человек.

Коррекция и развитие устойчивости внимания и умения осуществлять его переключение. Развитие способности обобщать и делать выводы. Развитие слуховой, зрительной памяти, умения использовать приемы запоминания и припоминания

Наша страна – Россия.

Коррекция внимания. Коррекция зрительного и слухового восприятия. . Коррекция процесса запоминания и воспроизведения учебного материала. Коррекция связной устной речи при составлении устных рассказов. Коррекция и развитие наглядно-образного мышления.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА.

ВСЕЛЕННАЯ.

Небесные тела. Солнце, солнечная система. Исследование космоса.

НАШ ДОМ – ЗЕМЛЯ.

Воздух, значение воздуха.Поверхность суши. Почва, полезные ископаемые. Вода, свойства воды. Вода в природе: ручьи, реки, озера, болота, пруды, моря, океаны. Сезонные изменения.Использование и охрана воды.

РАСТИТЕЛЬНЫЙ МИР.

Разнообразие растительного мира. Среда обитания растений. Части растения. Деревья, кустарники, травы. Хвойные и лиственные деревья,  декоративные растения, лекарственные растения, комнатные растения, охрана растений.

ЖИВОТНЫЙ МИР.

Разнообразие животного мира. Среда обитания животных. Животные суши и водоемов. Насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, аквариумные рыбки, певчие птицы, собаки, кошки, охрана животных. Заповедники, заказники. Животные рядом с человеком.

ЧЕЛОВЕК.

Как устроен наш организм. Как работает наш организм. Здоровье человека, осанка. Органы чувств. Здоровое питание. Дыхание, органы дыхания, правила гигиены. Оказание первой медицинской помощи.

НАША СТРАНА – РОССИЯ.

Население и народы России. Москва, Санкт-Петербург, города России. Золотое кольцо России. Растительный мир, охрана природы, заповедники.Наша республика, наше село.

ТРУД НА ПРИШКОЛЬНОМ УЧАСТКЕ.

Посев и посадка цветочных растений. Полив.

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ: Преподавание природоведения тесно связано с уроками географии(небесные тела, города, географические объекты, формы поверхности), естествознанием(почвы, классификация растений), историей(столица, население, история народов), СБО(правила личной гигиены, санитарно-гигиенические требования), трудом(работа на пришкольном участке), изо(зарисовка различных объектов)

 

 

Календарно-тематическое планирование.

дата

Тема урока

Тип урока

оборудование

повторение

1.

 

Введение. Экскурсия для наблюдений за изменениями в природе.ЭКП.

ком

Картины о природе, слов.слова

Правила поведения, растения и животные Хакасии

2.

 

Вселенная. Небесные тела,планеты, звезды.

ком

Картины, слов.слова

Земля, Солнце, звездное небо

3.

 

Солнце,солнечная система.

ком

Плакаты, слов.слова, кроссворд

планеты

4.

 

Исследование космоса.

ком

Фото, слов.слова, журнал «ГЕО»

Первый космонавт, корабль

5.

 

Наш дом – Земля.Планета Земля.

ком

Глобус, слов.слова, загадки

Смена дня и ночи

6.

 

Воздух.

ком

Картины о природе, слов.слова, пословицы

Движение воздуха, растительный мир

7.

 

Значение воздуха для жизни на Земле. П.р.». Уход за комнатными растениями».

ком

Набор растений

Кислород, азот, углекислый газ

8.

 

Поверхность суши». Равнины, холмы, овраги». ЭКП

ком

Макеты, слов.слова

Поверхность , окружающая нас

9.

 

Экскурсия для ознакомления с окружающей местностью

Урок-экскурсия

 

Равнина, холмы, овраги

10.

 

Поверхность суши. «Горы».

ком

Макет, слов. слова, кроссворд

Записи с экскурсии

11.

 

Почва. П.р. «Зарисовка схемы почвы»

ком

Схема, слов. слова, картины

Равнина, холм, овраг, горы

12.

 

Полезные ископаемые. П.р.»Зарисовка знаков полезных ископаемых»

ком

Коллекция полезных ископаемых, слов. слова, таблицы

Почва, состав почвы, полезные ископаемые

13.

 

Полезные ископаемые:нефть, газ, торф, каменный уголь.Правила Т.Б. при пользовании газом.

ком

Коллекция полезных ископаемых, слов. слова, таблицы

Полезные ископаемые

14.

 

Свойства воды. П.р. «Опыты, показывающие свойства воды»

ком

Набор для опытов, слов.слова, картины

Зачем нужна вода

15.

 

Вода в природе.

ком

Картины, слов. слова, загадки, сказки

Свойства воды

16.

 

Воды суши: «Ручьи, реки». ЭКП

ком

Картины, слов. слова, загадки

Вода в природе

17.

 

Воды суши:озера, болота, пруды. «Сезонные изменения». ЭКП

КОМ

Картины, слов. слова

Вода нашей местности

18.

 

Моря и океаны. Использование и охрана воды.

ком

Книжки – раскраски, слов. слова

Вода в природе

19.

 

Экскурсия к ближайшему водоему.

Урок-экскурсия

 

 

20.

 

Растительный мир . Разнообразие растительного мира.

ком

Картины слов. слова, кроссворд

Виды растений

21.

 

«Среда обитания растений». ЭКП

ком

Схемы, слов. слова, пословицы

Разнообразие растений

22.

 

Части растения. П.р. «Части растения».

ком

Набор растений, схема, загадки

Среда обитания растений

23.

 

«Деревья ,кустарники, травы»ЭКП

ком

Гербарий, слов. слова, загадки

Части растения

24.

 

«Лиственные деревья»ЭКП

ком

Гербарий, слов. слова, загадки

Виды деревьев

25

 

«Хвойные деревья»ЭКП

ком

Гербарий, слов. слова, загадки

Вид деревьев

26.

 

«Дикорастущие и культурные кустарники»ЭКП

ком

Гербарий, слов. слова, загадки

Виды деревьев, кустарники, травы, цветы

27.

 

«Травы»ЭКП

ком

Гербарий, слов. слова, загадки

Виды деревьев, травы, кустарники

28.

 

«Декоративные растения».

ком

Гербарий, слов. слова, загадки

Цветы, кустарники

29.

 

Лекарственные растения. П.р.»Правила сбора лекарственных растений»

ком

Гербарий, слов. слова, загадки

Растения и их многообразие

30.

 

Комнатные растения. П.р.»Правила полива»

ком

Гербарий, слов. слова, загадки

Разнообразие растений

31.

 

Охрана растений. Вред пожаров.

ком

Красная книга, плакаты

Разнообразие растений

32.

 

Экскурсия с целью наблюдения за изменениями в природе.

ком

 

 

33.

 

Животный мир. Разнообразие животного мира.

ком

Картины ,фото, раскраски, слов. слова, схемы, загадки кроссворды, интернет-ресурсы

Виды животного мира

34.

 

Среда обитания животных. Животные суши и водоемов.

ком

Картины ,фото, раскраски, слов. слова, схемы, загадки кроссворды, интернет-ресурсы

Виды животного мира

35.

 

Животные: насекомые, рыбы, земноводные, птицы, звери.

ком

Картины ,фото, раскраски, слов. слова, схемы, загадки кроссворды, интернет-ресурсы

Виды животного мира

36.

 

«Насекомые».

ком

Картины ,фото, раскраски, слов. слова, схемы, загадки кроссворды, интернет-ресурсы

Виды животного мира

37.

 

«Рыбы».

ком

Картины ,фото, раскраски, слов. слова, схемы, загадки кроссворды, интернет-ресурсы

Виды животного мира

38.

 

«Птицы».

ком

Картины ,фото, раскраски, слов. слова, схемы, загадки кроссворды, интернет-ресурсы

Виды животного мира

39

 

«Звери».

ком

Картины, фото, раскраски, слов. слова, схемы, загадки кроссворды, интернет-ресурсы

Виды животного мира

40.

 

Животные рядом с человеком. «Домашние животные в городе и в деревне».

ком

Картины ,фото, раскраски, слов. слова, схемы, загадки кроссворды, интернет-ресурсы

Виды животного мира

41.

 

Уход за животными в живом уголке.

ком

Картины ,фото, раскраски, слов. слова, схемы, загадки кроссворды, интернет-ресурсы

Виды животного мира

42.

 

Певчие птицы. Птицы живого уголка.

ком

Картины ,фото, раскраски, слов. слова, схемы, загадки кроссворды, интернет-ресурсы

Виды животного мира

43.

 

Аквариумные рыбки.

ком

Картины ,фото, раскраски, слов. слова, схемы, загадки кроссворды, интернет-ресурсы

Виды животного мира

44.

 

Собаки.

ком

Картины ,фото, раскраски, слов. слова, схемы, загадки кроссворды, интернет-ресурсы

Виды животного мира

45.

 

Домашние кошки. П.р.». Составление рассказа о кошке»

ком

Картины, фото, раскраски, слов. слова, схемы, загадки кроссворды, интернет-ресурсы

Виды животного мира

46.

 

Охрана животных. «Заповедники и заказники Хакасии»

ком

Картины, фото, раскраски, слов. слова, схемы, загадки кроссворды, интернет-ресурсы

Виды животного мира

47.

 

Экскурсия с целью наблюдения за изменениями в природе

Урок-экскурсия

 

 

48.

 

Человек. Как устроен наш организм. П.р. «Определить на ощупь предметы».

ком

Набор предметов, слов. слова, макет

Части тела

49.

 

Как работает наш организм.

ком

Слов. слова, макет

Строение человека

50.

 

Здоровье человека. Комплекс утренней гимнастики.

ком

Комплекс утренней гимнастики

Здоровый образ жизни

51.

 

Осанка.

ком

Упражнения для правильной осанки

Здоровый образ жизни

52.

 

Органы чувств. П.р.»Определение остроты зрения»

ком

Плакаты, слов. слова, мини-книжки

Здоровый образ жизни

53.

 

Здоровое питание.

ком

Набор продуктов питания

Здоровый образ жизни

54.

 

Дыхание. Органы дыхания. Правила гигиены.

ком

Слов. слова, плакаты

Здоровый образ жизни

55.

 

Оказание первой помощи П.р.». Обработка ссадины»

ком

аптечка

Здоровый образ жизни

56.

 

Наша страна – Россия. Россия родина моя. П.р. по карте.

ком

Карта слов. слова, гимн, флаг, герб

Название нашего государства

57.

 

 «Население и народы России»ЭКП

ком

карта

Народы Хакасии

58.

 

Москва – столица России. Санкт-Петербург.

ком

Карта, интернет-ресурсы

Столица Хакасии

59.

 

Города России.

ком

Карта, интернет-ресурсы

Абакан, Россия

60.

 

Золотое кольцо России.

ком

Карта, интернет-ресурсы

Города России

61.

 

«Растительный мир России»ЭКП

ком

Плакаты, фото, загадки, кроссворды, интернет-ресурсы

Растения нашей местности

62.

 

«Животный мир России»ЭКП

ком

Плакаты, фото, загадки, кроссворды, интернет-ресурсы

Животный мир Хакасии

63.

 

Охрана природы. «Заповедники и заказники»ЭКП

ком

Плакаты, фото, загадки, кроссворды, интернет-ресурсы

Растения и животные России

64.

 

Наша Республика. «Наше село»ЭКП

ком

Карта, загадки, кроссворд

Местность, где мы живем

65.

 

Экскурсия в школьный музей.

Урок-экскурсия

 

 

66-67

 

Работа на пришкольном участке.

Практическая работа

Инвентарь, семена

Правила охраны труда

68.

 

Повторение пройденного.

Обобщ.

Перфокарты, тесты

 

 

 

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ.

 

Тема занятия

Вид практического занятия

Источник ким

1.

Уход за комнатными растениями

Практическая работа

Инд.задания

2.

Зарисовка знаков полезных ископаемых.

 

 

3.

Опыты, показывающие свойства воды.

опыты

 

4.

Части растения

Практическая работа

Инд. задания

5.

Правила сбора лекарственных растений.

Практическая работа

Инд.задания

6.

Правила полива растений

Практическая работа

Инд.задания

7.

Определение на ощупь предметов.

Практическая работа

Инд.задания

8.

Определение остроты зрения.

Практическая работа

 

9.

Россия- родина моя.

Работа по карте

Инд.задания

 

 

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ.

 

- основные свойства воды, воздуха, почвы

- основные формы поверхности Земли

- простейшая классификация растений и животных

- основные санитарно-гигиенические требования

- название своей страны, столицы, народов, населяющих Россию

- правила поведения в природе

- проводить наблюдения за природой, называть представителей животного и растительного мира

- соблюдать правила элементарной гигиены

 

КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ , УМЕНИЙ, НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ ПО УСТНЫМ ПРЕДМЕТАМ.

ОЦЕНКА УСТНЫХ ОТВЕТОВ:

- правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изучаемого материала;

-полнота ответа:

-умение практически применять свои знания;

-последовательность изложения и речевое оформление ответа.

ОЦЕНКА»5»-понимание материала, с помощью учителя умеет обосновать и сформулировать ответ

ОЦЕНКА»4»-при ответе допускаются неточности, ошибки в речи, ошибки исправляет только с помощью учителя

ОЦЕНКА»3»-материал излагается недостаточно полно и последовательно, допускается ряд ошибок в речи, ошибки исправляет при постоянной помощи учителя

ОЦЕНКА»2»-незнание большей части изучаемого материала, не использует помощь учителя

ОЦЕНКА «1»-за устные ответы не ставится

 ОЦЕНКА ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ:

ОЦЕНКА»5»-за работу без ошибок, но допускаются исправления самим учеником

ОЦЕНКА»4»-за работу с 1-2ошибками

ОЦЕНКА»3»- за работу с 3-5 ошибками

ОЦЕНКА»2»- за работу с 6-8 ошибками

ОЦЕНКА»1»- за работу с большим количеством ошибок, чем допустимо при оценке»2»

 При небрежном выполнении работ, большом количестве исправлений, искажений в начертании букв, оценка снижается на один балл.

При выставлении итоговой оценки учитывается как уровень знаний ученика, так и овладение им практическими умениями.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.