Программа курса «Информационная безопасность. Кибербезопасность» для обучающихся 8 классов

1
0
Материал опубликован 17 March 2023



МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Министерство образования, науки и молодежной политики Нижегородской области

Администрация Сосновского муниципального района

Филиал МБОУ Сосновская СШ №2 «Давыдковская ОШ»




УТВЕРЖЕНО

Директор ______________Зимина А.И.

Приказ №370-д от "29" августа 2022 г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА

«Информационная безопасность.

Кибербезопасность»


для 8 класса


Учитель: Колотихин Игорь Александрович

Количество часов: всего – 34; в неделю - 1





с. Давыдково 2022

 

 







Программа курса «Информационная безопасность. Кибербезопасность»

для обучающихся 8-х классов


Пояснительная записка


Исследование проблемы безопасности детей и подростков в сети Интернет последние годы является особенно актуальным, в связи с бурным развитием IT-технологий со свободным использованием детьми и подростками современных информационно-коммуникационных технологий.

Программа разработана в связи с возросшей потребностью обеспечения информационной безопасности детей и подростков при организации урочной и внеурочной деятельности.

Программа разработана с учетом требований законов Российской Федерации: «Образовании в Российской Федерации», «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и «Санитарно-эпидемиологических требований к условиями организации обучения в общеобразовательных учреждениях» и"Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей".

В требованиях ФГОС к предметным результатам освоения курса информатики отсутствует предметная область «Основы безопасности в Интернете», но в рамках мета предметных результатов и предметных умений дисциплины «Информатика» вопросы информационной безопасности обозначены.

Новизна дополнительной общеобразовательной программы «Безопасность в сети Интернет» заключена в достижении метапредметных результатов и предметных умений дисциплины «Информатика» по формированию навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в сети интернет, умений соблюдать нормы информационной этики и права.

Цель программы: освоение обучающимися базовых принципов безопасного поведения в сети интернет и безопасности личного информационного пространства.

Данная программа составлена на основе курса «Информационная безопасность. Кибербезопасность» для общеобразовательных организаций авторов ЦветковаМ.С. , Хлобыстова И.Ю.переработана и модифицирована.

Содержание программного материала этих тем, как в теории, так и на практических занятиях составлено с учётом возрастных особенностей обучающихся, весь материал построен по принципу от простого к сложному.

Практические работы в содержании программы возможно использовать в качестве вариативных, индивидуальныхпрактическихзаданийразногоуровняуглубленности,доступностиистепенисложностиисходяиздиагностикиистартовыхвозможностейкаждогоизучастников рассматриваемой программы.




Описание места учебного курса в учебном плане

Рабочая программа внеурочной деятельности предназначена для учащихся 8 класса, рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).

Планируемые результаты освоения курса:

Рабочая программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных и предметных результатов в соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом.

Личностные результаты:

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

- развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

- формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

         В сфере развития познавательных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется:

практическому освоению обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности;

- развитию стратегий смыслового чтения и работе с информацией;

- практическому освоению методов познания, соответствующего им инструментария и понятийного аппарата, регулярному обращению в учебном процессе к использованию общеучебных умений, знаково-символических средств, широкого спектра логических действий и операций.

 

Метапредметные результаты:

- умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;

- навыки отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;

- умение наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;

- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение;

- развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем;

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе;

умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности.

 

В рамках предметных результатов вопросы информационной безопасности обозначены как:

- формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права;

- умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

формирование представлений о существующих киберугрозах и правилах действий при встрече с ними в глобальной сети;

- умение защитить себя и технические устройства при обнаружении ошибок и заражения вредоносными программами;

- понимание основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете;

- формирование и развитие учащихся, проявляющих склонности и способности к информатике и ее изучению.

 

Формы организации: практикумы, лекции, семинары, конференции, уроки – «погружения», проекты, деловые игры, мастер-классы.

Виды деятельности: познавательная, проблемно-ценностное общение, практическая работа, проектная деятельность.

 

 Содержание рабочей программы

 

Раздел 1. Общие сведения о безопасности ПК и Интернета (8 часов)

Как компьютер помогает науке и почему он нуждается в защите. Наука о защите компьютеров. Поиск информации в Интернете. Доступ к разрешен­ной информации - что это такое. Поиск в Интернете. Где Интернет хранит свои данные. Как сохранить в сети найденную информацию. Что такое об­лачные сервисы - безопасны ли они? Поиск документов в сети - все ли найденные данные правдивы и полезны? Как защитить себя от информацион­ной перегрузки. Поиск информации в сети: к чему ведет переход по вредоносным ссылкам. Опасная информация в сети. Виды Интернет-общения. Общение в Интернете - пере­писка, форумы, социальные се­ти. Совместные игры в Интер­нете. Безопасно ли общение в Интернете? Когда появились компьютер и Интернет. Как вместе с Интернетом появились его болезни. Что такое дистанци­онное обучение. Есть ли у него минусы? Что такое компьютерная грамотность Интернет, телефон и космос. Польза и опасности мобильной связи. День системного администратора и день программиста - что это за профессии?

Основные понятия: кибербезопасность, Интернет, программное и аппаратное обеспечение, облачные сервисы, информационная перегрузка, дистанционное обучение, администратор, программист.

Формы работы: практикум, индивидуальная работа, проектная деятельность

Контроль уровня освоения обучающимися содержания темы 1

 



Раздел 2. Техника безопасности и экология (5 часов)

Из чего сделан компьютер. Архитектура ЭВМ. Уход за компьютером. Гигиена при работе с компьютером. Как загрязняется компьютер. Техника безопасности при работе за компьютером. Режим проветривания. Временные интервалы работы за компьютером. Физическая нагрузка при работе с техникой. Перенапряжение. Усталость. Заболевания при нарушении временного режима работы за компьютером. Компьютер и кровообращение. Воздействие электронных устройств на организм. Воздействие на зрение ЭЛТ, жидкокристаллических, све­тодиодных, монохромных мо­ниторов. Как правильно сидеть за ком­пьютером. Использование электронных устройств при неблагоприят­ных условиях. Вредит ли компьютер экологии (излучения, волны). Воздей­ствие компьютера на зрение и другие органы. Польза и вред компьютерных игр. «Игровая» зависимость. Изменение сознания при «игровой» зависимости. Компьютер и недостаток движения. Компьютер и ЗОЖ. Физическое и психическое здоровье. Профилактика зрения. Виды зрительных упражнений. Что делать с компьютером в чрезвычайных ситуациях.

Основные понятия: вредный контент, техника безопасности, «игровая» зависимость, излучение, гигиена компьютера, психическое здоровье.

Формы работы: практикум, индивидуальная работа, проектная деятельность, уроки - «погружения», лекции.

Контроль уровня освоения обучающимися содержания темы 2

 

Раздел 3. Проблемы Интернет-зависимости (4 часа)

Если слишком долго находиться в Интернете: что такое интернет-зависимость? Аддикция. Интернет-зависимость. Интернет как наркотик. Виртуальное общение. Виды виртуального общения. Кто создаёт способы и площадки виртуального общения.  Социальные сети. История создания социальных сетей. Популяризация социальных сетей. Детские социальные сети. Безопасность личной информации. Какую информацию о себе следует выкладывать в сеть? Какая информация принадлежит вам? Не слишком ли много у вас друзей в социальной сети? Способы распространения негативной информации о Вас и Ваших родственниках. Взломы аккаунтов в социаль­ных сетях. Последствия взломов. Виртуальная личность - что это такое? Зависимость от Интернет-общения в социальных сетях. Психическая зависимость. Нарушения психики. Агрессия. Негативное восприятие мира. Усталость. Нарушение сна. Замкнутость. Развлечения в Интернете. Виды развлечений. Игры: полезные и вредные. Признаки игровой зависимости. Профилактика игровой зависимости. Сетевые игры.

Основные понятия: аддикция, социальная сеть, интернет-зависимость, сетевые игры, интернет-общение.

Формы работы: практикум, лекции, семинары, проектная деятельность.

Контроль уровня освоения обучающимися содержания темы 3.

 

Раздел 4. Методы обеспечения безопасности ПК и Интернета. Вирусы и антивирусы (10 часов)

Кто и зачем пишет вредоносные программы? Типы вредоносных программ. Воздействие вредоносных программ на работоспособность компьютера. Правильно ли работает компьютер? Признаки работы вирусов. Ищите в Интернете только то, что вам требуется. Методы безопасного поиска информации в сети Интернет. Как защититься от вредного контен­та. Что такое контент-фильтры. Поиск информации. Что такое поисковые серверы? Как с их помощью защитить себя от нежелательной информации. Родительский контроль. Какие программы для этого существуют. Детские браузеры. Виды детских браузеров. Детские сайты. Популярные браузеры и сайты для детей. Поиск информации. Антивирус. Принципы работы антивирусов. Классификация антивирусных программ. Платные, бесплатные антивирусные программы, демо-версии. Установка и функционирование антивирусных программ. Плюсы и минусы популярных антивирусов.

Основные понятия: компьютерный вирус, программы-боты, антивирусная программа (антивирус), родительский контроль, контент-фильтры, детские браузеры и сайты.

Формы работы: практикум, индивидуальная работа, проектная деятельность, уроки - «погружения»

Контроль уровня освоения обучающимися содержания темы 4.

 

 

Раздел 5. Психология и сеть (6 часов)

Что такое интернет-этикет? Сетевой этикет. Правила общения в сети Интернет. Компьютерная грамотность. Компьютерный словарный запас. Как вести себя «в гостях» у сетевых друзей. Психология участников интернет-общения. Кто «сидит» по ту сторону монитора. Разные типажи представителей социальных групп. Особенности общения в социальных группах. Помогает ли компьютер стать лучше? Общение в социальных сетях. Этикет в Интернете при работе с проектом в группе. Администратор, модератор – их деятельность и участие в общении виртуальных людей. Кто следит за общением виртуальных людей. Опасность интернет-общения. Урегулирование правовых споров. Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Основные выдержки из Закона РФ.

Основные понятия: интернет-этикет, форум, администратор, модератор.

Формы работы: практикум, лекции, семинары.

Контроль уровня освоения обучающимися содержания темы 5.























Учебно-тематический план

п./п.

Наименование раздела, тем

Количество часов

Из них

теория

практика

1

Общие сведения о безопасности ПК и Интернета

8

3

5

2

Техника безопасности и экология (5 часов)


5

2

3

3

Проблемы Интернет-зависимости

4

2

2

4

Методы обеспечения безопасности ПК и Интернета. Вирусы и антивирусы

10

3

7

5

Психология и сеть

6

3

3

9.

Итоговое занятие.

1

1


Итого:

34

14

20

 

 

















 

п./п.

Название темы

Кол-во часов

Формы организации познавательной деятельности учащихся

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

Дата

План

Факт

Теор.

Прак.

Общие сведения о безопасности ПК и Интернета (8часов)

1

Вводное занятие. Техника безопасности в кабинете информатики Наука о защите компьютеров

1


Лекция.

https://olimp.edsoo.ru




2

Что такое кибербезопастность?


1

Практическая работа

https://edu.skysmart.ru




3

Особенности поиска безопасной информации в сети Интернет


1

.Практическая работа

https://www.yaklass.ru/




4

Доступ к разрешен­ной информации

1


Беседа.

https://uchi.ru




5

Поиск документов в сети. Проверка правдивости информации


1

Практическая работа.

https://урок.рф




6

Переход по вредоносным ссылкам. Причины и последствия


1

Практическая работа

https://education.yandex.ru




7,8

Опасная информация в сети

Виды Интернет-общения

1

1

Лекция. Практическая работа.

https://resh.edu.ru




Техника безопасности и экология (5 часов)


9

История возникновения компьютерных вирусов

1


Лекция.




10

Виды компьютерных вирусов

1


Рассказ-беседа.




11

Компьютерная грамотность в сети Интернет


1

Практическая работа.




12

Польза и опасности мобильной связи


1

Практическая работа.




13

Дистанционное обучение: плюсы и минусы


1

Практическая работа.




Проблемы Интернет-зависимости(4 часа)

14

Интернет-зависимость. Аддикция

1


Лекция.




15

Интернет-зависимость. Интернет-как наркотик

1


Беседа.




16

Виртуальное общение. Виды виртуального общения


1

Практическая работа.




17

Социальные сети


1

Практическая работа.




Методы обеспечения безопасности ПК и Интернета. Вирусы и антивирусы(10 часов)

18

История создания социальных сетей

1


Лекция.




19

Детские социальные сети

1


Лекция.




20

Безопасность личной информации

1


Лекция.

.



21

Игры: полезные и вредные


1

Практическая работа.




22

Признаки игровой зависимости


1

Практическая работа.




23

Кто и зачем пишет вредоносные программы?


1

Практическая работа.




24

Методы безопасного поиска информации в сети Интернет


1

Практическая работа.




25

Что такое контент-фильтры


1

Практическая работа.




26

Родительский контроль


1

Практическая работа.




27

Антивирусные программы. Принципы работы антивирусов


1

Практическая работа.




Психология и сеть(6часов)

28

Основные принципы воздействия на человека

1


Беседа.




29

Мошенничество. Виды киберпреступлений

1


Лекция.




30

Способы предотвращения интернет-мошенничества


1

.Практическая работа.




31

Сетевой этикет. Правила общения в сети Интернет

1


Лекция.




32

Профилактика безопасности против киберпреступлений


1

Практическая работа.




33

Особенности общения в социальных группах

1


Лекция.




34

Итоговое занятие.

1


Беседа.




 




Список использованной литературы:

1.     Основы кибербезопасности: учебно-методическое пособие. 5—11 классы / С. Н. Вангородский. — М.: Дрофа, 2019. — 238, [1] с. — (Российский учебник).

2.     Баранова Е.К., Бабаш А.В. Основы информационной безопасности: учебник / Е.К. Баранова, А.В. Бабаш. — М.: РИОР: ИНФРА-М, 2019. — 202 с. — (Среднее про - фессиональное образование)

3.     Бирюков А.А. Информационная безопасность защита и нападение.: Издательство: ДМК-Пресс., 2018, 474 с.

4.     Наместникова М.С. Информационная безопасность, или На расстоянии одного вируса. 7-9 классы: учеб.пособие для общеобразоват. организаций / М.С. Наместникова. – М.: Просвещение, 2019. – 79 с.: ил. – (Внеурочная деятельность).

5.     Цветкова, М.С. Информационная безопасность. Кибербезопасность . 7–9 классы: учебное пособие /М.С. Цветкова, И.Ю. Хлобыстова. — 2-е изд., пересмотр. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2020 — 64 с.: ил.

6.     Шаньгин В.Ф. Информационная безопасность и защита информации. / Шаньгин В.Ф. – ДМК-Пресс, 2017 – 702 с.









Электронные (цифровые) образовательные ресурсы.

 

https://olimp.edsoo.ru

https://edu.skysmart.ru

https://www.yaklass.ru/


https://uchi.ru

https://урок.рф

https://education.yandex.ru


https://resh.edu.ru



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.