Рабочая программа факультативного курса «Проектная деятельность» (8 класс)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей № 18»
Рассмотрено на заседании ШМО учителей русского языка и литературы Протокол № ______ от «___» августа 2022 г. | Утверждаю Директор Лицея №18 ____________ А.В. Сахаров Приказ №________ от «____» августа 2022г. |
| |
Принято Педагогическим советом Протокол № _____ от «___» августа 2022 г. | |
Рабочая программа
факультативного курса
«Проектная деятельность»
8 «В» класс
Составитель:
Комарова А.В
\
Сарапул
2022-2023 учебный год
Структура рабочей программы
Пояснительная записка.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Содержание курса с указанием форм организации учебных занятий, основных видов деятельности.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности.
Планируемые результаты изучения курса.
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения
образовательного процесса
1.Пояснительная записка
Программа курса «Проектная деятельность» предназначена для работы с учащимися 8-х классов, и является механизмом интеграции, обеспечения полноты и цельности содержания программ по предметам, расширяя и обогащая его. Проектная деятельность является обязательной и предусматривает участие в ней всех обучающихся.
Курс «Проектная деятельность» построен на основе системы заданий для организации образовательного процесса на деятельностной основе и нацелен на формирование у учащихся проектных умений минимального уровня сложности.
Обучение проектированию закладывает необходимый фундамент для дальнейшего развития проектных умений и использования учебных проектов на предметных занятиях для организации самостоятельного добывания знаний обучающимися и эффективного их усвоения, для формирования компетентностей обучающихся и решения воспитательных задач в основной школе.
Цель курса «Проектная деятельность» - трансформация процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей в процессе саморазвития; создание условий для выполнения каждым учеником индивидуального проекта по итогам учебного года.
Задачи курса «Проектная деятельность»
1.Личностные: формирование позитивной самооценки, самоуважения школьника, развитие образовательной успешности каждого ученика, интереса к познавательной деятельности, активности, инициативности и самостоятельности.
2. Коммуникативные: формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:
- умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по
совместной деятельности;
- способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;
- формирование социально адекватных способов поведении;
- Формировании культуры общения.
3. Регулятивные: формирование способности к организации деятельности и управлению ею:
- формирование навыков организации рабочего пространства и рационального
использования рабочего времени;
- формирование умения самостоятельно и совместно планировать
деятельность и сотрудничество;
- формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения,
добиваться поставленной цели (исполнительская дисциплина);
4. Познавательные: формирование умения решать творческие задачи; умения работать с информацией (сбор, систематизация, обобщение, анализ ,хранение, использование).
5. Предметные: формирование умения применять новые знания в учебно-проектной ситуации.
Рабочая программа факультатива «Проектная деятельность» составлена в целях реализации требований ФГОС ООО к достижению метапредметных результатов. Согласно основной образовательной программе основного общего образования МБОУ «Лицей № 18» курс «Проектная деятельность» входит в состав учебного плана (факультативной деятельности).
Форма организации: занятия проводятся 2 часа в неделю в форме теоретических и практических занятий (в учебном кабинете, в музеях различного типа, библиотеках, на пришкольном участке, на предприятиях и различных объектах города (парки, скверы, улицы, архитектурные достопримечательности и пр.). Проектная деятельность включает проведение наблюдений, экскурсий, реализации и презентации групповых проектов в на общешкольной проектной недели..
Срок реализации программы: 2021-2022 учебный год (8 класс) – 17 часов.
Проект является индивидуальной работой. Участники проектов собирают материал, записывают видео- и аудиофайлы, создают презентацию с гиперссылками, работают индивидуально и в группе с руководителем проекта в рамках выбранной темы.
2. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Личностные результаты освоения курса «Проектная деятельность» отражают:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Метапредметные результаты освоения курса «Проектная деятельность» отражают:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
смысловое чтение;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);
формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты освоения курса «Проектная деятельность» отражают: с учётом общих требований Стандарта должны обеспечивать успешное обучение на следующей ступени общего образования. Ученик, освоивший курс «Проектная деятельность», должен освоить умения и навыки применения новых знаний в учебно-проектной ситуации от постановки проблемы до создания группового проекта.
Ожидаемые результаты:
Защита проектов в течение проектной недели. Использование созданных продуктов проектной деятельности в повседневной жизни. Представление наиболее удачных проектов на НПК разного уровня.
3.Содержание курса
Введение в проектную деятельность (1 час)
Изучаются методические рекомендации и тезаурус проектно-исследовательской деятельности. Рассматриваются общие вопросы организации проектной и исследовательской деятельности учащихся:
значение работы по проектированию и проведению исследований в школе
общие характеристики исследовательской и проектной деятельности
различия проектной и исследовательской деятельности
основные этапы проведения научного исследования и проектных работ.
Знакомство обучающихся с общей идеей проекта.
Организационно-подготовительный этап (2 часа)
Осуществляется выбор и обоснование темы проекта.
Определяется проблема по выбранной теме.
Формулируются цель проекта и задачи. Определяется продукт данного проекта.
Осуществляется планирование работы над проектом с учётом выбранной темы.
Определяются средства и ресурсы, необходимые для выполнения каждого этапа работы.
Технологический этап (11 часов)- индивидуальная работа
Знакомство и работа с интернет-ресурсами: поиск, выбор и обработка информации.
Знакомство и работа с разнообразными компьютерными программами:
Microsoft Office Word
Microsoft Office Excel
Microsoft Office Power Point
Microsoft Office Publisher
Windows Movie Maker.
Знакомство с методами работы с картинками, фотографиями, рисунками, схемами, таблицами и диаграммами.
Знакомство с общими принципами оформления исследовательской работы.
Заключительный этап (3 часа)
Подготовка к защите и защита готового продукта по теме проекта.
Рефлексия и подведение итогов.
4. Тематическое планирование с определением основных видов учебной
деятельности
Работа состоит из 3 этапов:
Этапы проектной работы | Количество часов | Деятельность учащихся |
Подготовительный этап | 3 | Определение темы проекта. Проведение анкетирование. Определение способов сбора и анализа информации. Распределение задач. Знакомство с ключевыми понятиями проектной деятельности. Знакомство с разными видами проектов. Знакомство с правилами презентации проектов. |
Основной этап | 11 | Сбор информации, обсуждение промежуточных результатов. |
Презентация проекта и обсуждение результатов. | 3 | Подготовка и обсуждение презентации карты. Презентация проекта. Рефлексия. Обсуждение результатов работы. |
Работа ведется в 4 группах и индивидуально.
Консультации по проектной деятельности проводятся по четвергам и пятницам.
Неделя, дата | № занятия | Тема занятия | Кол-во часов теории | Кол-во часов практики | Основные виды деятельности Обучающихся (УУД) Приемы и формы | ||
03.09 04.09 15.01 | 1 | Определение темы проектной работы | | 1 | «Круглый стол» | ||
10.09 11.09 21.01 22.01 | 2 | Знакомство с ключевыми понятиями проектной деятельности. | 1 | | «Круглый стол» | ||
17.09 18.09 28.01 29.01 | 3 | Знакомство с видами проектов Обсуждение возможности использования разных видов проектов, применительно к предмету | 1 | | Просмотр презентации | ||
24.09 25.09 04.02 05.02 | 4 | Определение цели и задач работы над темой Правила работы с Интернет - источниками. | | 1 | Практическая работа | ||
01.10 02.10 11.02 12.02 | 5 | Сбор информации по теме (работа с Интернет-источниками) | | 1 | «Круглый стол» | ||
08.10 09.10 18.02 19.02 | 6 | Сбор информации по теме (работа с Интернет-источниками) | | | «Круглый стол», «брейнсторминг» | ||
15.10 16.10 25.02 26.02 | 7 | Сбор информации | | 1 | «Круглый стол», | ||
22.10 23.10 04.03 05.03 | 8 | Приемы работы с информацией: обобщение, анализ, структурирование. | 1 | | «Брейнсторминг» | ||
05.11 06.11 11.03 12.03 | 9 | Приемы работы с информацией: обобщение, анализ, структурирование | | 1 | Практическая работа | ||
12.11 13.11 18.03 19.03 | 10 | Требования к оформлению проектной и исследовательской работы. Технические требования к оформлению работы | 1 | | Теория | ||
19.11 20.11 01.04 02.04 | 11 | Оформление работы. Введение и Пояснительная записка Описание Хода работы | | 1 | Работа с информацией | ||
26.11 27.11 08.04 09.04 | 12 | Обсуждение деталей и оформления индивидуального проекта | | 1 | Практическая работа | ||
03.12 04.12 15.04 16.04 | 13 | Создание продукта проектной деятельности | | 1 | Индивидуальная работа | ||
10.12 11.12 22.04 23.04 | 14 | Создание продукта | | 1 | Индивидуальная работа | ||
17.12 18.12 29.04 30.04 | 15 | Подготовка устного выступления по презентации. | | 1 | индивидуальная работа | ||
24.12 24.12 13.05 14.05 | 16 | Защита проекта | | 1 | индивидуальная работа | ||
25.12 25.12 20.05 21.05 | 17 | Рефлексия. Оценивание проектной деятельности | | 1 | Индивидуальная практическая работа | ||
Итого | 17ч | | 4 | 13 | |
5. Планируемые результаты изучения курса
Предполагается получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии обучающихся в реализации индивидуальных учебных или социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению.
Планируемые результаты обучения определяются по каждому уровню на основе конкретизации умений, необходимых для работы над проектом. Поскольку основная часть работы в рамках курса основывается на индивидуальной работе и работе малых групп, контроль за достижением планируемых результатов осуществляется непосредственно при выполнении заданий в процессе работы над проектом и в процессе презентаций, представления обучающимися результатов своей работы.
Учащиеся 8-х классов должны уметь различать и реализовывать самостоятельно разные виды работ и разные виды ответственности за них. Они учатся планировать свои действия и двигаться к осуществлению проектного замысла.
Планируемые результаты
Должны научиться | Сформированные действия |
Обучающиеся должны научиться видеть проблемы; ставить вопросы; выдвигать гипотезы; давать определение понятиям; классифицировать; наблюдать; проводить сбор информации и обрабатывать ее; делать умозаключения и выводы; структурировать материал; готовить тексты собственных докладов; объяснять, доказывать и защищать свои идеи; принимать критику, использовать замечания для совершенствования проекта. | В ходе решения системы проектных задач у школьников должны сформироваться следующие способности: Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки); Целеполагать(ставить и удерживать цели); Планировать (составлять план своей деятельности); Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное); Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи; Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других). Контролировать ход реализации своего проекта на практике. |
Итоговый результат: восьмиклассники должны самостоятельно разработать и представить индивидуальны практико-ориентированный социально-значимый проект. | |
Место представления результата МБОУ «Лицей №18», НПК и конкурсы разного уровня |
6.Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Средства обучения | Учебно-методическая литература (рекомендованная) | Дополнительная литература для учителя и обучающихся | Интернет ресурсы |
Компьютер с программным обеспечением и выходом в интернет | ФГОС ООО Вохменцева Е. А. Проектная деятельность учащихся как средство формирования ключевых компетентностей [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 58-65.. http://moluch.ru/conf/ped/archive/20/1390/ ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ШКОЛЕ. ВИДЫ ПРОЕКТОВ. ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТАМИ. verhspas.68edu.ru/metog/Metod_vestnik/proek_dejat.htm. | Положение о рабочей программе по учебному предмету и по курсу внеурочной деятельности учителя, осуществляющего функции введения ФГОС ООО в Муниципальном бюджетном образовательном учреждении «Лицее №18» | Сайты, необходимые для поиска информации по теме проекта |
Компьютер Фотоаппарат и видеокамера, Мультимедиапроектор, колонки | | | |