12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Александра677
Россия, Сарапул

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей № 18»



Рассмотрено

на заседании ШМО учителей русского языка и литературы

Протокол № ______

от «___» августа 2022 г.



Утверждаю


Директор Лицея №18

____________ А.В. Сахаров

Приказ №________

от «____» августа 2022г.






Принято

Педагогическим советом

Протокол № _____

от «___» августа 2022 г.









Рабочая программа

факультативного курса

«Проектная деятельность»


8 «В» класс


Составитель:

Комарова А.В







\




Сарапул

2022-2023 учебный год


Структура рабочей программы

Пояснительная записка.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

Содержание курса с указанием форм организации учебных занятий, основных видов деятельности.

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности.

Планируемые результаты изучения курса.

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения

образовательного процесса







































1.Пояснительная записка

Программа курса «Проектная деятельность» предназначена для работы с учащимися 8-х классов, и является механизмом интеграции, обеспечения полноты и цельности содержания программ по предметам, расширяя и обогащая его. Проектная деятельность является обязательной и предусматривает участие в ней всех обучающихся.

Курс «Проектная деятельность» построен на основе системы заданий для организации образовательного процесса на деятельностной основе и нацелен на формирование у учащихся проектных умений минимального уровня сложности.

Обучение проектированию закладывает необходимый фундамент для дальнейшего развития проектных умений и использования учебных проектов на предметных занятиях для организации самостоятельного добывания знаний обучающимися и эффективного их усвоения, для формирования компетентностей обучающихся и решения воспитательных задач в основной школе.

Цель курса «Проектная деятельность» - трансформация процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей в процессе саморазвития; создание условий для выполнения каждым учеником индивидуального проекта по итогам учебного года.

Задачи курса «Проектная деятельность»

1.Личностные: формирование позитивной самооценки, самоуважения школьника, развитие образовательной успешности каждого ученика, интереса к познавательной деятельности, активности, инициативности и самостоятельности.

2. Коммуникативные: формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:
- умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по

совместной деятельности;
- способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;
- формирование социально адекватных способов поведении;

- Формировании культуры общения.
3. Регулятивные: формирование способности к организации деятельности и управлению ею:
- формирование навыков организации рабочего пространства и рационального

использования рабочего времени;
- формирование умения самостоятельно и совместно планировать

деятельность и сотрудничество;
- формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения,

добиваться поставленной цели (исполнительская дисциплина);
4. Познавательные: формирование умения решать творческие задачи; умения работать с информацией (сбор, систематизация, обобщение, анализ ,хранение, использование).

5. Предметные: формирование умения применять новые знания в учебно-проектной ситуации.

Рабочая программа факультатива «Проектная деятельность» составлена в целях реализации требований ФГОС ООО к достижению метапредметных результатов. Согласно основной образовательной программе основного общего образования МБОУ «Лицей № 18» курс «Проектная деятельность» входит в состав учебного плана (факультативной деятельности).
Форма организации: занятия проводятся 2 часа в неделю в форме теоретических и практических занятий  (в учебном кабинете, в музеях различного типа, библиотеках, на пришкольном участке, на предприятиях и различных объектах города (парки, скверы, улицы, архитектурные достопримечательности и пр.). Проектная деятельность  включает проведение наблюдений, экскурсий, реализации и презентации групповых проектов в на общешкольной проектной недели..

Срок реализации программы: 2021-2022 учебный год (8 класс) – 17 часов.

Проект является индивидуальной работой. Участники проектов собирают материал, записывают видео- и аудиофайлы, создают презентацию с гиперссылками, работают индивидуально и в группе с руководителем проекта в рамках выбранной темы.

















2. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

Личностные результаты освоения курса «Проектная деятельность» отражают:

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,  осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и  общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

Метапредметные результаты освоения курса «Проектная деятельность» отражают:

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

умение самостоятельно планировать пути  достижения целей,  в том числе альтернативные,  осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения;

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,   самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное  и по аналогии) и делать выводы;

умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

смысловое чтение;

умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;  формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;  владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);

формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Предметные результаты освоения курса «Проектная деятельность» отражают: с учётом общих требований Стандарта должны обеспечивать успешное обучение на следующей ступени общего образования. Ученик, освоивший курс «Проектная деятельность», должен освоить умения и навыки применения новых знаний в учебно-проектной ситуации от постановки проблемы до создания группового проекта.

Ожидаемые результаты:

Защита проектов в течение проектной недели. Использование созданных продуктов проектной деятельности в повседневной жизни. Представление наиболее удачных проектов на НПК разного уровня.


























3.Содержание курса

Введение в проектную деятельность (1 час)

Изучаются методические рекомендации и тезаурус проектно-исследовательской деятельности. Рассматриваются общие вопросы организации проектной и исследовательской деятельности учащихся:

значение работы по проектированию и проведению исследований в школе

общие характеристики исследовательской и проектной деятельности

различия проектной и исследовательской деятельности

основные этапы проведения научного исследования и проектных работ.

Знакомство обучающихся с общей идеей проекта.

Организационно-подготовительный этап (2 часа)

Осуществляется выбор и обоснование темы проекта.

Определяется проблема по выбранной теме.

Формулируются цель проекта и задачи. Определяется продукт данного проекта.

Осуществляется планирование работы над проектом с учётом выбранной темы.

Определяются средства и ресурсы, необходимые для выполнения каждого этапа работы.

Технологический этап (11 часов)- индивидуальная работа

Знакомство и работа с интернет-ресурсами: поиск, выбор и обработка информации.

Знакомство и работа с разнообразными компьютерными программами:

Microsoft Office Word

Microsoft Office Excel

Microsoft Office Power Point

Microsoft Office Publisher

Windows Movie Maker.

Знакомство с методами работы с картинками, фотографиями, рисунками, схемами, таблицами и диаграммами.

Знакомство с общими принципами оформления исследовательской работы.

Заключительный этап (3 часа)

Подготовка к защите и защита готового продукта по теме проекта.

Рефлексия и подведение итогов.


4. Тематическое планирование с определением основных видов учебной

деятельности

Работа состоит из 3 этапов:

Этапы проектной работы

Количество часов

Деятельность учащихся

Подготовительный этап


3

Определение темы проекта.

Проведение анкетирование. Определение способов сбора и анализа информации. Распределение задач.

Знакомство с ключевыми понятиями проектной деятельности. Знакомство с разными видами проектов. Знакомство с правилами презентации проектов.

Основной этап


11

Сбор информации, обсуждение промежуточных результатов.

Презентация проекта и обсуждение результатов.

3

Подготовка и обсуждение презентации карты. Презентация проекта. Рефлексия. Обсуждение результатов работы.



Работа ведется в 4 группах и индивидуально.

Консультации по проектной деятельности проводятся по четвергам и пятницам.

Неделя, дата

занятия

Тема занятия

Кол-во часов теории

Кол-во

часов

практики

Основные виды деятельности

Обучающихся (УУД)

Приемы и формы

03.09

04.09

14.01

15.01

1

Определение темы проектной работы


1

«Круглый стол»

10.09

11.09

21.01

22.01

2

Знакомство с ключевыми понятиями проектной деятельности.

1


«Круглый стол»

17.09

18.09

28.01

29.01

3

Знакомство с видами проектов Обсуждение возможности использования разных видов проектов, применительно к предмету

1


Просмотр презентации

24.09

25.09

04.02

05.02

4

Определение цели и задач работы над темой Правила работы с Интернет - источниками.


1

Практическая работа

01.10

02.10

11.02

12.02

5

Сбор информации по теме (работа с Интернет-источниками)


1

«Круглый стол»

08.10

09.10

18.02

19.02

6

Сбор информации по теме (работа с Интернет-источниками)



«Круглый стол», «брейнсторминг»

15.10

16.10

25.02

26.02

7

Сбор информации


1

«Круглый стол»,

22.10

23.10

04.03

05.03

8

Приемы работы с информацией: обобщение, анализ, структурирование.

1


«Брейнсторминг»

05.11

06.11

11.03

12.03

9

Приемы работы с информацией: обобщение, анализ, структурирование


1

Практическая работа

12.11

13.11

18.03

19.03

10

Требования к оформлению проектной и исследовательской работы. Технические требования к оформлению работы

1


Теория

19.11

20.11

01.04

02.04

11

Оформление работы. Введение и Пояснительная записка Описание Хода работы


1

Работа с информацией

26.11

27.11

08.04

09.04

12

Обсуждение деталей и оформления индивидуального проекта


1

Практическая работа

03.12

04.12

15.04

16.04

13

Создание продукта проектной деятельности


1

Индивидуальная работа

10.12

11.12

22.04

23.04

14

Создание продукта


1

Индивидуальная работа

17.12

18.12

29.04

30.04

15

Подготовка устного выступления по презентации.


1

индивидуальная работа

24.12

24.12

13.05

14.05

16

Защита проекта


1

индивидуальная работа

25.12

25.12

20.05

21.05

17

Рефлексия. Оценивание проектной деятельности


1

Индивидуальная практическая работа

Итого

17ч


4

13



5. Планируемые результаты изучения курса

Предполагается получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии обучающихся в реализации индивидуальных учебных или социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению.


Планируемые результаты обучения определяются по каждому уровню на основе конкретизации умений, необходимых для работы над проектом. Поскольку основная часть работы в рамках курса основывается на индивидуальной работе и работе малых групп, контроль за достижением планируемых результатов осуществляется непосредственно при выполнении заданий в процессе работы над проектом и в процессе презентаций, представления обучающимися результатов своей работы.

Учащиеся 8-х классов должны уметь различать и реализовывать самостоятельно разные виды работ и разные виды ответственности за них. Они учатся планировать свои действия и двигаться к осуществлению проектного замысла.


Планируемые результаты


Должны научиться

Сформированные действия

Обучающиеся должны научиться

видеть проблемы;

ставить вопросы;

выдвигать гипотезы;

давать определение понятиям;

классифицировать;

наблюдать;

проводить сбор информации и обрабатывать ее;

делать умозаключения и выводы;

структурировать материал;

готовить тексты собственных докладов;

объяснять, доказывать и защищать свои идеи;

принимать критику, использовать замечания для совершенствования проекта.

В ходе решения системы проектных задач у школьников должны сформироваться следующие способности:

Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);

Целеполагать(ставить и удерживать цели);

Планировать (составлять план своей деятельности);

Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);

Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

Контролировать ход реализации своего проекта на практике.

Итоговый результат: восьмиклассники должны самостоятельно разработать и представить индивидуальны практико-ориентированный социально-значимый проект.

Место представления результата МБОУ «Лицей №18», НПК и конкурсы разного уровня




6.Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса



Средства обучения


Учебно-методическая литература (рекомендованная)


Дополнительная литература для учителя и обучающихся


Интернет ресурсы

Компьютер с программным обеспечением и выходом в интернет


ФГОС ООО

Вохменцева Е. А. Проектная деятельность учащихся как средство формирования ключевых компетентностей [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 58-65.. http://moluch.ru/conf/ped/archive/20/1390/

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ШКОЛЕ. ВИДЫ ПРОЕКТОВ. ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТАМИ. verhspas.68edu.ru/metog/Metod_vestnik/proek_dejat.htm.

Положение

о рабочей программе по учебному предмету и по курсу внеурочной деятельности учителя, осуществляющего функции введения ФГОС ООО

в Муниципальном бюджетном образовательном учреждении «Лицее №18»


Сайты, необходимые для поиска информации по теме проекта


Компьютер

Фотоаппарат и видеокамера,

Мультимедиапроектор, колонки





Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.