Рабочая программа факультативного курса «Секреты русского языка» для учащихся 1 класса
Рудовский филиал
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Пичаевская средняя общеобразовательная школа»
Рабочая программа
факультативного курса
«Секреты русского языка»
для учащихся 1 класса
ФГОС НОО, базовый уровень
Разработчик программы: Фирюлина Н.В.
2021 – 2022 учебный год
Аннотация к рабочей программе факультативного курса «Секреты русского языка» для 1 класса ФГОС НОО
Предлагаемая рабочая программа факультативного курса «Секреты русского языка» предназначена для учащихся 1 класса образовательных организаций и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и дополняет содержание учебной программы по русскому языку.
Место курса в учебном плане
Класс | 1 |
Количество часов в неделю | 1 |
Количество часов в год | 35 |
Цель программы: развитие интереса к изучению русского языка.
Задачи:
• расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку;
• пробуждать потребность к самостоятельной работе над познанием родного слова и над своей речью;
• развивать творческие способности и психологические качества учащихся: любознательность, активность, ответственность, самостоятельность.
• воспитание любви и уважения к великому русскому языку;
Срок реализации программы - 1 год
Планируемые результаты освоения курса
Личностные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
определять и выполнять правила работы в парах, в малой группе;
учитывать мнение одноклассников, делать правильный выбор;
нести ответственность за свои поступки.
Метапредметные универсальные учебные действия
Регулятивные:
Выпускник научится:
работать по плану, планировать свои действия;
высказывать и доказывать свою точку зрения;
анализировать свою работу.
Познавательные:
Выпускник научится:
пользоваться и ориентироваться в орфографическом и толковом словарях;
анализировать и сравнивать информацию, обобщать и формулировать выводы.
Коммуникативные :
Выпускник научится:
конструировать разные предложения, строить диалог.
слушать и слышать речь собеседника;
договариваться при совместной работе.
Предметные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
пользоваться алфавитом;
различать гласные, согласные и неречевые звуки;
определять роль ударения в слове;
различать предложения по цели высказывания и интонации;
строить диалог;
правильно использовать в своей речи слова и предложения;
Выпусскник получит возможность научиться:
пользоваться многозначными словами, словами-антонимами, словами-синонимами, словами-омонимами в своей речи;
находить информацию в этимологическом словаре.
Содержание факультативного курса
Введение (1 час)
Понятие о предмете «русский язык». Краткий обзор изучаемых тем. Ответ на вопрос: «Умею ли я общаться?»
В мире звуков (9 часов)
Понятие о природных и речевых звуках. Знакомство с науками «фонетика» и «графика». Буквы – что это? Различие звуков и букв. Понятие о гласных и согласных звуках и буквах. Откуда произошел русский алфавит. Слог. Слово. Понятие о науке «орфоэпия». Ударение. Выделение ударного слога. Особенности звонких и глухих согласных. Твердые и мягкие согласные. Чтение и анализ сказок о звуках. (Беседа, игры, ребусы, кроссворды, загадки)
Сказки «В стране звуков», «Как звуки научились превращаться в звуки», «Как из слогов слова получаются?», «Волшебник Ударение»,
Игры «Фонетический чайнворд», «Веселые рифмы», «Грамматическая арифметика», «Волшебные цепочки», «Слово рассыпалось» (игры, ребусы, кроссворды; загадки.)
Игра - конкурс «Мир звуков».
В гостях у Слова (17 часов)
Значение слова. Знакомство с толковым словарем. Понятие о многозначных словах. Анализ многозначного слова по картинкам. Расширение представлений о «вежливых» словах (употребление слов при приветствии, благодарности, извинении, прощении). Слова-сорняки при общении с друзьями и взрослыми. Понятие о словах, сходных и противоположных по значению, - синонимах и антонимах. Слова-омонимы – что это такое.(Беседа, презентация)
Чтение и анализ художественных произведений А .Барто, О. Дриза, А. Шибаева, К. Чуковского, Б. Заходера, Н. Юсупова и др.
Сказка «Слова-братья».
Игры «Назовите слово», «Отгадаем знаки», «Кто больше придумает», «Два слова».
КВН «Да здравствует слово!»
В царстве предложений (6 часов)
Понятие об употреблении в речи предложений разных по цели высказывания: повествовательных, вопросительных, побудительных. Роль восклицательных и невосклицательных предложений в речи. Нераспространенное предложение. Упражнение в распространении предложений. Работа с деформированными предложениями. Общение по телефону. Построение диалога. Пословицы и загадки. (Беседа, практическая работа)
Сказки «Восклицание», «Бродячий цирк», «О пользе знаков препинания».
Игры «Соединяемся и меняемся», «Угадай!», «Кто больше придумает», «Определи вид предложения».
Игра-конкурс «Сочинение Незнайки», «Телеграмма».
Практическая работа «Строим диалог».
Тематическое планирование
№ п/п | Тема (раздел) | Всего часов | В том числе | Примечание | ||
Теория | Практика | Контроль | ||||
1 | Введение | 1 | 1 | | текущий | |
2 | В мире звуков | 9 | 3 | 6 | Игра – конкурс | |
3 | В гостях у Слова | 17 | 4 | 13 | КВН | |
4 | В царстве предложений | 6 | 2 | 4 | итоговый «Строим диалог» | |
№ п/п | Тема урока | Дата проведения | Примечание | ||||
по плану | факт. | ||||||
Введение (1 час)
| |||||||
1 | Вводное занятие. «Умею ли я общаться?» | | | | |||
В мире звуков (9 часов) | |||||||
2 | Звуки. Буквы. Различие звуков и букв. | | | | |||
3 | Город гласных и согласных звуков. Алфавит. | | | | |||
4 | Удивительный слог. | | | | |||
5 | Сказка про ударение. | | | | |||
6 | Сказка про звонкие и глухие согласные. | | | | |||
7 | Игры со звонкими и глухими согласными. | | | | |||
8 | Волшебные твердые и мягкие согласные. | | | | |||
9 | Игры с твердыми и мягкими согласными. | | | | |||
10 | Итоговая работа. Игра-конкурс «Мир звуков». | | | | |||
В гостях у Слова (14 часов) | |||||||
11 | Из истории слов. | | | | |||
12. | Учимся толковать слова. | | | | |||
13 | Работа с толковым словарем. | | | | |||
14 | Многозначные слова. | | | | |||
15 | Знакомые-незнакомые многозначные слова. | | | | |||
16 | Рисуем слова. | | | | |||
17 | «Вежливые» слова. | | | | |||
18 | Слова-сорняки. | | | | |||
19 | Слова-синонимы. | | | | |||
20 | Слова-антонимы. | | | | |||
21 | Слова-омонимы. | | | | |||
22. | Фразеологизм что это? | | | | |||
23 | Волшебное слово предлог | | | | |||
24 | Итоговая работа. КВН «Да здравствует слово!» | | | | |||
В царстве предложений (9 часов) | |||||||
25 | Повествовательное и вопросительное предложения. Грамматическая сказка. | | | | |||
26 | Побудительное и восклицательное предложения. Грамматическая сказка. | | | | |||
27 | Распространенное и нераспространенное предложения. Игра-конкурс. | | | | |||
28 | Редактирование предложений. | | | | |||
29 | Что такое текст? | | | | |||
30 | Привет, пословица! | | | | |||
31 | Русские народные загадки. | | | | |||
32 | Учимся общаться по телефону. | | | | |||
33 | Итоговая работа «Строим диалог». | | | |
Рудовский филиал
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Пичаевская средняя общеобразовательная школа»
Календарно – тематическое планирование
факультативного курса
«Секреты русского языка»
для 1 класса
(33 часа, 1 час в неделю)
учителя начальных классов
Фирюлиной Нины Викторовны
2020 – 2021 учебный год