Рабочая программа учебного курса по русскому языку для 1 класса
Чёркинский филиал
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
Сокольниковской средней общеобразовательной школы
Моршанского района Тамбовской области
Рассмотрена и рекомендована Утверждена приказом
методическим объединением МБОУ Сокольниковской СОШ
учителей начальных классов от 30. 08. 2018 г. № 400
Протокол № 1от 27. 08. 2018
Рабочая программа учебного курса
по русскому языку для 1 класса
на 2018 – 2019 учебный год
Составитель
учитель начальных классов
Горбунова Н. А.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные:
1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности. Формирование ценностей многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
3. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.
4. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Понимание значимости позитивного стиля общения, основанного на миролюбии, терпении, сдержанности и доброжелательности.
5. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
6. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные результаты:
1. Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
2. Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления.
3. Умение включаться в обсуждение проблем творческого и поискового характера, усваивать способы их решения.
4. Умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
5. Освоение начальных форм самонаблюдения в процессе познавательной деятельности.
6. Умение создавать и использовать знаково-символические модели для решения учебных и практических задач
7. Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве – Интернете), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами.
8. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами. Осознанное выстраивание речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации, составление текстов в устной и письменной форме.
9. Овладение следующими логическими действиями: сравнение, анализ, синтез, классификация иобобщение по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям.
10. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою. Научатся излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Научатся активно использовать диалог и монолог как речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач.
11. Определение общей цели совместной деятельности и путей её достижения. Научатся договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение.
12. Готовность конструктивно разрешать конфликты с учётом интересов сторон и сотрудничества.
13. Овладение базовыми межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами или процессами.
Предметные результаты:
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения и взаимопонимания, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
3. Первоначальное усвоение главных понятий курса русского языка (фонетических, лексических, грамматических), представляющих основные единицы языка и отражающих существенные связи, отношения и функции.
4. Понимание слова как двусторонней единицы языка, как взаимосвязи значения и звучания слова. Практическое усвоение заместительной (знаковой) функции языка.
5. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета. Научатся ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.
6. Формирование позитивногоотношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культурыи гражданской позиции человека.
7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать приобретённые знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
Содержание учебного предмета, курса
В период обучения грамоте дети получают первоначальные представления о различных формах общения: реального (людей друг с другом) и условного (с миром природы и вещей), сравниваются словесные и несловесные формы общения. Обращается внимание на значение жестов, мимики, выразительных движений, интонации общения, рисунков, осмысливается роль знаков в общении.
Главное внимание отводится обучению чтению и письму как письменным нормам речевого общения. Параллельно идет совершенствование устных форм общения, умений слушать и говорить, активно развивается диоматический слух учащихся.
Период обучения грамоте включает три этапа:
1. Подготовительный период обучения (25 ч)
в Рабочей тетради «Рисуй, думай, рассказывай», которая готовит руку ребенка к письму, учит ориентироваться на рабочей строке, упражняться в развитии логического и ассоциативного мышления.
Устная форма общения. Актуализация опыта общения ребенка со сверстниками и взрослыми. Осмысление диалоговой формы речевого общения, выработка практических умений: слушать собеседника, проявлять к нему интерес, поддерживать диалог репликами; находить и отбирать соответствующие слова для выражения собственных мыслей.
Наблюдение за тем, какова роль жестов, мимики, движения, а также интонации и темпа речи в общении людей; культура общения.
Первоначальные представления о значении жеста. Распознавание значений отдельных жестов героев сказок, многозначность жеста в различных ситуациях общения.
Условное общение с предметами (игрушки, предметы быта, учебные принадлежности и др.). Разыгрывание сценок из воображаемой жизни вещей.
Игры со словом «Мы узнаем мир по именам». Называние имен предметов окружающего мира.
Введение в речь детей слов, обозначающих предметы, их качества, действия, назначение, функцию предмета; умение различать и употреблять слова, называющие отдельные предметы (роза, ландыш и др.), и обобщающие слова (цветы, растения и др.). Общение с миром природы. «Оживление» мира природы: придумывание с помощью учителя сценок из воображаемой жизни растений и животных; наделение героев определенными качествами (добрый, ласковый, сердитый и т. д.).
Устное описание и сравнение различных видов животных, растений и птиц, изображение поз, действий и повадок животных с помощью жестов, пластики движений, изобразительных действий и рисунков.
Слово в речевом общении. Осмысление номинативной функции слова. Представление о слове как имени вещи, предмета; о слове как имени собственном. Различение слов, обозначающих живые существа и неодушевленные предметы. Упражнения на классификацию слов. Активное введение в речь слов и словосочетаний, обозначающих предметы окружающего мира, действия животных, характеризующих их внешний облик.
Письменная форма общения. Подготовка к письму и чтению: предыстория письменной речи.
Слово. Обозначение с помощью рисунка предметов материальной культуры (учебные вещи, предметы мебели), мира живой и неживой природы. «Запись» названия сказки или заглавия рассказа с помощью рисунка. Озвучивание рассказов в картинках. Умение различать слово и предмет. Первоначальная ориентировка в звуковой структуре слова (искомый звук в начале, середине,
конце слова). Развитие диоматического слуха. Упражнения для подготовки к письму — раскрашивание, штриховка предметов, вырезание фигур из бумаги, лепка. Общение с использованием знаков посредников. Знакомство с условными знаками: знаками дорожного движения, бытовыми знаками-символами и др.; расшифровка их значения; придумывание и рисование (запись) простейших знаков-символов. «Чтение» знаков.
Использование знаков-символов в учебно-познавательной деятельности (обозначение коллективных, групповых и индивидуальных форм работы).
Расширение представлений о знаках: слово как сложный языковой знак, замещающий что-то (вещь, действие, предмет).
Освоение действий звукового анализа слов, определение последовательности звуков в слове. Первоначальное представление о слове как двусторонней единице языка на основе модели слова, представляющей единство его значения и звучания.
Слог. Деление слов на слоги, определение количества слогов в слове. Ударение (выделение голосом, длительное и более сильное произношение одного из слогов в слове). Подготовка к анализу звуковой структуры слова, к звуко - буквенному письму. Составление простейших сообщений с помощью слов-рисунков и «чтение» их; обмен письмами-рисунками между детьми разных классов; расшифровка писем-загадок, написанных пиктографическим способом. Запись сообщения, высказываний с помощью графической схемы. Первоначальные представления о предложении.
Речь. Общее представление на наглядно-образных моделях. Деление речи на смысловые части и элементы с помощью рисунков, жестов, схем. Озвучивание серии рисунков, которые помогают ребенку разделить сюжет сказок и рассказов на эпизоды.
Использование рисования как графической речи, как средства самовыражения.
Обучающиеся должны знать:
все буквы русского алфавита;
слоговой состав слова;
звуковую структуру слова
Обучающиеся должны уметь:
пользоваться простейшими формулами речевого этикета при встрече, прощании, обращении друг к другу и взрослым;
выслушивать собеседника, проявляя к нему внимание и уважение, поддерживать разговор репликами и вопросами;
проводить звуковой анализ слов;
Размышлять вслух по предложенной тематике, высказывать и аргументировать свою точку зрения. Слушать собеседника и вести диалог, проявлять интерес к содержанию урока, работать в парах. Оценивать результаты своей работы.
Закрепление представлений о слове и предложении. Схемы предложений. Наглядно-образное представление о речи.
2. Основной (букварный) период обучения (80 ч)
В этот период идет овладение звуко-буквенным письмом как наиболее эффективным способом записи мыслей, освоение чтения и письма как видов речевой деятельности, развивается культура речевого общения, совершенствуются коммуникативно-речевые навыки.
в прописях №1 и №2 «Мой алфавит».
Устная форма общения. Речь.
1. Развитие диалогической и монологической речи в различных ситуациях общения. Умение вступать в диалог со сверстником и учителем: слушать и понимать вопросы собеседника, соотносить с ними свои ответы, корректировать содержание своих ответов в соответствии с репликами и вопросами партнера по общению. Умение ориентироваться в ситуации общения: понимать, что, зачем, кому и как говорить в различных ситуациях — на уроке, на перемене, в семье; умение пересказать небольшой текст, озаглавить его.
Культура речи. Формирование умений воспринимать на слух и воспроизводить все звуки речи: различать на слух и верно употреблять сходные звуки [с—ш, с—з, ш—ж, п—б и др.]; отчетливо произносить слова, четко их артикулируя; воспроизводить скороговорки, потешки, песенки с различными речевыми задачами в заданном темпе, с различной силой голоса, в сочетании с ритмическими движениями. Упражнения в произношении отдельных слов и предложений в определенном темпе; умение воспроизводить предложения с различной интонацией в зависимости от речевой задачи. Развитие фонематического слуха у детей на всем диапазоне звуков русской речи в звуковых играх и в речевых ситуациях.
2. Слово в речевом общении.
Обогащение и активизация словаря учащихся в учебно-познавательной и игровой деятельности. Упражнения в различении конкретных лексических значений слов и обобщенных наименований — родовых и видовых названий: растения (деревья, кусты, цветы; васильки, ромашки) и т. д. Упражнения в правильном использовании наречий (без терминологии), указывающих на пространственное размещение объектов (слева, справа, вверху, внизу и т. д.), в дифференцировании слов, обозначающих в какой-то мере сходные предметы (берет, кепка) или качества (синий, голубой), в различении простейших случаев многозначности слов на основе наглядно-образных моделей; упражнения в подборе синонимов, антонимов, в умении называть одно и то же лицо по-разному в зависимости от различных точек зрения и ситуаций общения (например, отец — по родству, шофер — по профессии и т.д.).
Наблюдение за свойством слова обозначать все, что окружает человека. Практическое различение частной и общей предметной отнесенности путем сопоставления имени одного человека (собственного имени) и имени (нарицательного) целой группы однородных предметов (стол, дом и т. д.). Разведение понятий «предмет» и «слово как название предмета». Упражнения в наименовании предметов, относящихся к миру людей, природы и вещей. Игры—соревнования в подборе слов, обозначающих действия и признаки предмета.
Наблюдение за использованием в речи слов, называющих предметы живого (одушевленные) и неживого (неодушевленные) мира.
3. Предложение.
Развитие умения правильно строить простые предложения, составлять определенное количество предложений по картине или серии картин. Обучение умению составлять простейшие тексты по предложенному рисунку, а также на основе впечатлений от увиденного, услышанного, прочитанного.
Письменная форма общения — овладение элементарной грамотностью.
1. Звуковой анализ слов как переход от устной речи к письменной. Различение в слове значения и его звучания на основе двусторонней модели слова. (Значение слова как образ предмета, действия, свойства, которое можно представить, вообразить, вспомнить (изобразить).Звучание слова (последовательность звуков) можно услышать и записать с помощью схем.)
Овладение действием звукового анализа слова различной слоговой структуры: фиксирование последовательности звуков в слове с помощью слого - звуковых и образно-символических схем (акрофонический способ записи звуков).
Выявление смыслоразличительной функции звуков в слове, фиксирование в схеме гласных и согласных звуков, твердых и мягких согласных звуков. Деление слов на слоги; открытый и закрытый слоги. Звонкие и глухие согласные звуки.
Освоение действия ударения на практическом уровне (с помощью жестов руки, хлопков и т. д.), образно-символическом и знаковом уровнях; различение ударных и безударных гласных звуков. Озвучивание слого-звуковых схем, чтение слов «по следам» анализа. Выделение из ситуативного контекста слов, содержащих определенный звук; фиксирование звуков буквами.
2. Овладение механизмом чтения слога и слова.
Чтение открытого слога с ориентировкой на гласный звук, с опорой на сопоставление гласных [ы — и], [о — ё], [а — я], [о — е], [у — ю], их роль в слоге. Освоение приемов целостного чтения слов с опорой на знак ударения, упражнения на восприятие и чтение слов различной слоговой и звуко-буквенной структуры, упражнения на увеличение «поля» чтения, развитие темпа чтения.
Печатание слов с изученными буквами (после их слого-звукового анализа), включение данных слов в коммуникативную ситуацию и чтение предложений. Самостоятельное чтение небольших текстов, записанных с помощью слов и пиктограмм; упражнения в выразительном чтении: выбор тона и темпа чтения в зависимости от цели высказывания; упражнения в чтении скороговорок, загадок, потешек с различной интонацией (в зависимости от подтекста, от поставленной речевой задачи).
3. Развитие первоначальных навыков письма.
Соблюдение гигиенических требований к письму (правило посадки ученика и расположения тетради на парте, положение ручки при письме и т. д.). Развитие мелкой мускулатуры и мелких движений пальцев руки с помощью целенаправленных упражнений. Последовательное освоение двух типов ориентировки:
— ориентировка на строке: рабочая строка и межстрочное пространство, верхняя и нижняя линии строки; письмо прямых и наклонных линий на строке;
— ориентировка в написании буквы: выделение в букве опорных элементов (точек или ритмически повторяющихся элементов), письмо букв на строке с использованием опор (точек, наклонных линий и др.). Запись печатных букв с использованием опор и самостоятельно; перевод их в письменные буквы. Ритмическое и связное письмо букв, их соединений в словах; развитие навыков послогового проговаривания слов при их записи. Написание предложений и небольшого текста по памяти, чтение и проверка написанного. Составление и запись небольшого рассказа на определенную тему по рисунку и личным наблюдениям. Изложение небольшого прочитанного рассказа (с помощью учителя). Включение элементов письменного текста в коммуникативно-речевую ситуацию (записка для мамы, приглашение, объявление). Формирование умения контролировать себя во время письма, сравнивая свою запись с исходным словом, предложением, текстом.
Язык как средство общения. Первоначальное представление о таких элементах языка, как звуки и буквы, слово и предложение, а также правилах графики и орфографии.
Звуки и буквы. Различение гласных и согласных звуков, обозначение буквами е, ё, ю, я йотированных (слитных) гласных звуков в начале слова, после гласных звуков и мягкого и твердого знаков; обозначение на письме мягкости согласных звуков с помощью мягкого знака (ь) и букв я, и, ю, е, ё; перенос слова по слогам. Слог. Ударение. Построение акцентно-графической схемы слов; выделение ударного слога. Деление слов на слоги. Слого-звуковой анализ слов. Алфавит, его значение. Правописание сочетаний жи—ши, ча—ща, чу—щу; письмо слова с непроверяемым написанием (учение, учитель, фамилия, пенал и др.); разделительные твердый и мягкий знаки. Слово. Слова как названия (имена) предметов окружающего мира, их свойств и действий.
Умение различать звуковую, буквенную формы слова и его содержание (значение) на основе двусторонней наглядно-образной модели слова. Деление слов названий на собственные и нарицательные. Большая буква в собственных именах людей, кличках животных, названиях городов и улиц. Деление слов названий, обозначающих живые (одушевленные) и неживые (неодушевленные) предметы, по вопросам кто? что?
Первые наблюдения за использованием в речи антонимов (холодный — горячий и др.) и синонимов (ребенок, дитя и др.).
Группировка слов (с помощью учителя) по темам, ориентирующая на значение слова: «Человек» (семья, внешний вид, качества человека), «Наш дом» (квартира, бытовые приборы), «Наш город» (улица, почта, транспорт, магазин, театр, библиотека, школа, спорт), «Природа» (времена года, растения, животные).Классификация слов по вопросам кто? что? какой? какая? какое? какие? что делает? что делал? что сделает? Чтосделал? Выявление (с помощью учителя) классифицирующих (обобщенных) признаков предметности, качества и действия.
Предложение. Объединение слов в предложения и выделение предложения в коммуникативной ситуации. Интонационное оформление предложений. Заглавная буква в начале предложения; точка, вопросительный или восклицательный знак в конце предложения. Простейший структурно-смысловой анализ предложений: выделение и называние предмета речи (кто это? что это?) и того, что о нем сообщается (что делает? что сделает?). Установление связи между словами в предложении. Наблюдение за взаимосвязью порядка слов в предложении и его смыслом. Предложения составляются устно: Мы пойдем на елку (а не в театр); На елку пойдем мы (а не они).
Обучающиеся должны знать:
значение слов;
классификацию слов по вопросам;
структуру предложения
Обучающиеся должны уметь:
различать гласные и согласные звуки и буквы, звонкие и глухие согласные, мягкие и твёрдые звуки в слове, обозначать мягкость согласных с помощью букв
(е, ё, и, ю, я) и мягкого знака, определять ударный слог в слове;
списывать с печатного и письменного текстов, не искажая начертания строчных и заглавных букв и правильно соединяя буквы в словах;
употреблять большую букву в начале и точку в конце предложения;
основные отличия звуков от букв (звуки слышим и произносим, буквы видим и пишем);
признаки гласных и согласных звуков.
вычленять отдельные звуки в словах, определять их последовательность;
Характеристика деятельности. Распознавать звуки и соответствующие буквы. Давать характеристику звукам, выполнять звуковой анализ слов, разгадывать ребусы, давать характеристику звука , делить слова на слоги, составлять предложения по схеме, составлять рассказ по опорным словам.
Чтение по слогам и целыми словами; выделение звуков из речи; различение звуков; выделение ударного слога; выразительное чтение. Звуковой анализ. Чтение слов, предложений, текстов.
3. Послебукварный период обучения (10ч)
в Рабочей тетради «Пишу красиво». Главное назначение пособия — закрепить каллиграфические и орфографические навыки. Система заданий и подбор материала обеспечивают развитие литературно-художественных способностей школьников.
Первоначальное обобщение, систематизация полученных знаний о языке и речи: различение звука и буквы, слова и предложения, устной и письменной речи. Практическое различение в слове звуковой, буквенной формы и содержания (значения) на основе двусторонней наглядно-образной модели слова. Звуко-буквенный анализ слов. Закрепление элементарных правил русской графики и первоначальных орфографических умений и навыков. Упражнения в написании обобщенных элементов букв (чистописание). Поэтапное формирование регулятивной функции речи: развитие умений корректировать свои действия в соответствии с речевой задачей, планировать свою деятельность, анализировать образец, соотносить его с полученным результатом. Практическое различение художественных и научно-познавательных текстов. Наблюдение за особенностями использования языка в этих текстах: где творит художник слова, который воздействует на воображение, чувства, а где — ученый, обобщающий факты, случаи из жизни. Отработка навыка чтения целыми словами, формирование умения читать текст выразительно.
Обучающиеся должны знать:
знать типы текстов;
различение звука и буквы, слова и предложения, устной и письменной речи
Обучающиеся должны уметь:
вычленять слова из предложений;
грамотно (без пропусков, искажений букв) писать под диктовку слова, предложения из 3—5 слов, написание которых не расходится с произношением;
устно составлять 3—5 предложений на определенную тему;
знать гигиенические правила письма;
правильно писать формы букв и соединения между ними;
уметь прочитать слово орфографически и орфоэпически и на этой основе установить, так ли данное слово пишется, как оно произносится, в какой части слова находится буква или буквы, обозначающие несовпадение.
Характеристика деятельности учащихся. Моделировать структуру слова. Составлять простейшие модели слов, различать значение слова и его звучание (с помощью учителя). Называть в слове гласный звук. Различать слова и предложения. Проводить звуковой анализ слова. Писать буквы строчные и заглавные; соединять буквы в слоги, пользуясь правилами безотрывного письма . Писать слова; составлять из слов предложения и записывать их. Формулировать основную мысль прочитанного текста. Выражать своё эмоциональное состояние. Сравнивать, обобщать и делать выводы. Аргументировать свою позицию.
В мире общения. (4ч)
Знакомство с учебником. Главное средство общения - родной язык. Словесное творчество. Роль слова в общении.
Обучающиеся должны знать:
• все буквы русского алфавита;
• роль слова в общении.
Обучающиеся должны уметь:
• пользоваться простейшими формулами речевого этикета при встрече, прощании, обращении друг к другу и взрослым;
• выслушивать собеседника, проявляя к нему внимание и уважение, поддерживать разговор репликами и вопросами;
• проводить звуковой анализ слов;
Характеристика деятельности учащихся. Использовать в речи слова речевого этикета.
Выбирать обращение к собеседнику. Отрабатывать навыки культурного ведения диалога. Целесообразно использовать жесты, мимику при ведении диалога. Строить собственные высказывания о любви к родному языку после прочтения высказываний о русском языке.
Слово (13ч)
Слово и его значение. Имя собственное. Слова с несколькими значениями. Слова близкие по значению. Слова противоположные по значению. Группы слов. Слова, отвечающие на вопрос кто? Что? Из старинных учебников.
Обучающиеся должны знать:
• все буквы русского алфавита;
• значение слов.
• слова близкие и противоположные по значению
Обучающиеся должны уметь:
• различать гласные и согласные звуки и буквы, звонкие и глухие согласные, мягкие и твёрдые звуки в слове, обозначать мягкость согласных с помощью букв
• (е, ё, и, ю, я) и мягкого знака, определять ударный слог в слове;
• списывать с печатного и письменного текстов, не искажая начертания строчных и заглавных букв и правильно соединяя буквы в словах;
• употреблять большую букву в начале и точку в конце предложения;
Характеристика деятельности учащихся. Понимать и объяснять различия между устной и письменной речью, решать проблемные ситуации по рисункам. Работа с многозначностью слова, выбор более точного слова в стихотворном тексте; создание зрительного образа через слово. Классифицировать, давать группам слов общее название.
Звуки и буквы (27ч)
Звуки и буквы. Алфавит. Гласные звуки и согласные звуки. Слоги. Деление слова для переноса. Ударение. Ударные и безударные гласные звуки. Обозначение их буквами. Твёрдые и мягкие согласные звуки. Обозначение мягкости согласных звуков на письме. Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу. Разделительный ь и ъ знаки. Звонкие и глухие согласные звуки.
Обучающиеся должны знать:
• Гласные звуки и согласные звуки.
• Ударные и безударные гласные звуки.
Обучающиеся должны уметь:
• пользоваться простейшими формулами речевого этикета при встрече, прощании, обращении друг к другу и взрослым;
• списывать с печатного и письменного текстов, не искажая начертания строчных и заглавных букв и правильно соединяя буквы в словах;
• употреблять большую букву в начале и точку в конце предложения;
• писать под диктовку слова, предложения, тексты, включающие 12-15 слов;
• самостоятельно составлять и записывать текст из 2-3 предложений на определённую тему;
• читать со скоростью не менее 30-35 слов в минуту небольшие тексты.
Характеристика деятельности учащихся. Различать звуки и буквы. Проводить слого-звуковой анализ слов. Осмыслить значение общения для передачи и получения информации. Высказывать свое предположение относительно способов решения учебной задачи; проговаривать вслух последовательность производимых действий.
Предложение (3ч)
От слова к предложению. Знаки препинания в конце предложения.
Обучающиеся должны знать:
• Знаки препинания в конце предложения.
• Структуру предложения.
Обучающиеся должны уметь:
• выслушивать собеседника, проявляя к нему внимание и уважение, поддерживать разговор репликами и вопросами;
• проводить звуковой анализ слов;
• различать гласные и согласные звуки и буквы, звонкие и глухие согласные, мягкие и твёрдые звуки в слове, обозначать мягкость согласных с помощью букв(е, ё, и, ю, я) и мягкого знака, определять ударный слог в слове;
• писать под диктовку слова, предложения, тексты, включающие 12-15 слов;
• самостоятельно составлять и записывать текст из 2-3 предложений на определённую тему;
Характеристика деятельности учащихся. Характеризовать звуки приводить свои примеры. Сравнивать произношение и написание парных согласных на конце слова. Использовать при письме известные способы обозначения мягких согласных: мягким знаком и гласными буквами е, ё, ю, я, и.
Текст ( 3ч)
От предложения к тексту.
Обучающиеся должны знать:
• структуру текста;
• типы текстов
Обучающиеся должны уметь:
• проводить звуковой анализ слов;
• списывать с печатного и письменного текстов, не искажая начертания строчных и заглавных букв и правильно соединяя буквы в словах;
• употреблять большую букву в начале и точку в конце предложения;
• писать под диктовку слова, предложения, тексты, включающие 12-15 слов;
Характеристика деятельности учащихся. Списывать небольшой текст без ошибок, проверять, оценивать работу. Обсуждать содержание текста. Составлять небольшие тексты по теме и наблюдениям (по вопросам и опорным словам).
Тематическое планирование
(письмо)
П/н |
Тема раздела |
Кол-во часов |
Характеристика основных видов деятельности |
Форма контроля |
1. |
Добукварный период. Пропись №1 «Рисуй, думай, рассказывай» |
25 |
Обводить и раскрашивать рисунки, штриховать; сравнивать линии по величине, количеству и направлению. Выполнять задания, ориентируясь на образец, контролировать выполнение упражнения. |
Текущий |
2. |
Букварный период. Пропись №2«Мой алфавит», «Пиши красиво» |
80 |
Печатные буквы А,а; Оо; Уу; Ии; ы; Ээ; Мм; Сс; Нн; Лл; Тт; Рр; Кк; Пп; Вв; Гг; Ее; Ёё. Самостоятельное воспроизведение графической формы строчных букв «а, о, у, и, ы, э, м, с, н, л, т, р, к, п, в, г, е, ё», в вертикальной полосе, сравнение с образцом. Письмо строчной и заглавной буквы «а, о, у, и, ы, э, м, с, н, л, т, р, к, п, в,г,е,ё».Составление предложения по схеме. Устный рассказ по опорным словам. Звуковой анализ слов, подписи букв под схемами слов. Разгадывание ребусов, раскрашивание. Буквенная мозаика. Запись коротких слов |
Текущий |
3. |
Послебукварный период. Рабочая тетрадь «Пиши красиво» |
10 |
Списывать с рукописного и печатного текста с соблюдением гигиенических правил письма, графических и орфографических требований. Правильно называть элементы букв. Сравнивать элементы букв. Сравнивать печатную и письменную букву. Находить элементы в написании строчных и прописных букв. Соблюдать соразмерность элементов буквы по высоте, ширине и углу наклона. Сравнивать написанные буквы, их соединение с исходным, первоначальным написанием и образцом. Проговаривать слова по слогам при их записи. Списывать слова и предложения, обводить слова по пунктирным линиям. Писать слова с разделительными мягким и твёрдым знаками. Писать соединения букв, слова, предложения. Списывать и записывать под диктовку небольшие предложения с соблюдением норм каллиграфии. Записывать предложение, графически правильно оформлять его начало и конец. Устанавливать связь слов в предложении при изменении порядка слов. |
Текущий |
Русский язык
П/н |
Тема раздела |
Кол-во часов |
Характеристика учебной деятельности учащихся |
Форма контроля |
1. |
В мире общения |
2 |
Использовать в речи слова речевого этикета. Выбирать обращение к собеседнику в зависимости от ситуации общения. Отрабатывать навыки культурного ведения диалога. Целесообразно использовать жесты, мимику при ведении диалога |
Текущий |
2. |
Роль слова в общении |
1 |
Строить собственные высказывания о любви к родному языку после прочтения высказываний о русском языке, художественных произведений, пословиц и поговорок. Различать устные и письменные формы общения, сравнивать их. Понимать и объяснять различия между устной и письменной речью, решать проблемные ситуации по рисункам. Оформлять предложения на письме и в устной речи (заглавная буква в начале и знак препинания в конце предложения |
Текущий |
3. |
Роль слова и предложения в общении. |
2 |
Находить слова и выражения, помогающие выразить свою мысль и достичь нужной цели общения. Участвовать в диалоге, выслушивать собеседника, высказывать своё мнение. |
Текущий |
4. |
Слово и его значение |
2 |
Различать в слове его звуковую сторону (внешнюю) и значение (внутреннюю). Объяснять смысл, значение используемых в речи слов. Сравнивать и различать слово и предмет, подбирать к одному предмету несколько слов-названий, по-разному характеризующих его. Объединять слова в группы на основе их значения (по тематическим признакам). Понимать необходимость обогащения словаря. Использовать слова различных тематических групп |
Текущий |
5. |
Имя собственное |
2 |
Употреблять заглавную букву в написании имён собственных. Придумывать и записывать слова — имена собственные и нарицательные, классифицировать, давать группам слов общее название. Объяснять этимологию русских фамилий, кличек животных (простейшие случаи) |
Текущий |
6. |
Слова с несколькими значениями |
1 |
Сравнивать предметы, называемые одним многозначным словом, находить в них общее. Объяснять значение многозначного слова в конкретных примерах его употребления |
Текущий |
7. |
Слова, близкие и противоположные по значению |
2 |
Сравнивать синонимы и антонимы по значению и по звучанию. Употреблять синонимы и антонимы разных тематических групп в речи. Использовать словари синонимов и антонимов |
Текущий |
8. |
Группы слов |
4 |
Распределять слова по группам на основе их основного значения и вопроса. Находить в тексте слова — названия предметов, названия признаков и названия действий. Работать с орфографическим словарём, составлять тематические словарики; собирать и записывать их. |
Текущий |
9. |
Звуки и буквы. Алфавит |
3 |
Различать звуки и буквы. Проводить слого-звуковой анализ слов. Понимать и объяснять роль звуков в различении слов. Называть буквы в алфавитном порядке |
Текущий |
10. |
Гласные звуки. Обозначение их буквами. Согласные звуки. Обозначение их буквами |
3 |
Обозначать на письме мягкость и твёрдость согласных звуков. Анализировать примеры звукописи. Проводить звуко-буквенный анализ слов |
Текущий |
11. |
Слоги. Перенос слов |
4 |
Делить слова на слоги, опираясь на количество гласных звуков в слове. Объяснять различие между словом и слогом. Исправлять некорректно выполненное деление слов на слоги. |
Текущий |
12. |
Ударение. Ударные и безударные гласные звуки. Обозначение их буквами |
4 |
Ставить в словах ударение, называть ударный слог, подчёркивать безударные гласные. Ставить ударение в словах в соответствии с литературными нормами. Пользоваться орфоэпическим словариком для определения верного произношения слова. |
Текущий |
13. |
Твёрдые и мягкие согласные звуки. Обозначение мягкости согласных звуков на письме |
4 |
Обозначать на письме мягкость и твёрдость согласных звуков. Различать способы передачи мягкости согласных звуков на письме с помощью мягкого знака и букв е, ё, и, ю, я. Записывать слова в алфавитном порядке. Определять количество звуков и букв в словах (день, яма, мяч, конь, ель) |
Текущий |
14. |
Правописание буквосочетаний жи—ши, ча—ща, чу—щу |
3 |
Писать буквосочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу. Находить в текстах слова с изучаемыми орфограммами. Озаглавливать текст. Пересказывать текст по вопросам |
Текущий |
15. |
Разделительный мягкий знак. Разделительный твёрдый знак |
3 |
Писать мягкий знак в словах на основе анализа их звучания. Различать слова с разделительным мягким знаком и без него. Образовывать формы слов таким образом, чтобы в них появлялся разделительный мягкий знак. Писать слова с разделительными мягким и твёрдым знаками. |
Текущий |
16. |
Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их буквами |
4 |
Характеризовать звуки (гласные — согласные, твёрдые — мягкие, звонкие — глухие), приводить свои примеры. Сравнивать произношение и написание парных (звонких и глухих) согласных на конце слова и перед гласными. Использовать при письме известные способы обозначения мягких согласных: мягким знаком и гласными буквами е, ё, ю, я, и. |
Текущий |
17. |
От слова к предложению. Знаки препинания в конце предложения |
3 |
Отличать предложение от слова. Составлять и записывать предложение на определённую тему (о школе, детях, маме, природе). Оформлять предложения на письме (писать заглавную букву в начале, ставить точку в конце, делать пробелы между словами). Списывать небольшой текст без ошибок, проверять, оценивать работу. |
Текущий |
18. |
От предложения к тексту |
3 |
Находить слова и выражения, помогающие выразить свою мысль и достичь нужной цели общения. Составлять воображаемый диалог с героями произведений. Характеризовать особенности ситуации общения. Различать практически текст и предложение. Озаглавливать текст. Составлять письмо, приглашение. Объяснять их особенности. |
Текущий |
Утверждено приказом МБОУ Сокольниковской СОШ
от 30. 08. 2018г. № 400
Календарно-тематическое планирование по русскому языку
(письмо – 115 ч) 1 класс
№ урока |
Тема раздела, урока |
Количество часов |
Дата по плану |
Дата по факту |
1 |
«Твои новые друзья». «Дорога в школу». |
1 |
||
2 |
«Первое задание» На уроке. Что в центре круга |
1 |
||
3 |
«Большие и маленькие». «Сравни». |
1 |
||
4 |
«Каких цветов больше ». «Направление». «Найди короткий путь». |
1 |
||
5 |
«Чей домик?». «Чем похожи». |
1 |
||
6 |
«Лото», «Найди пару». |
1 |
||
7 |
«У речки». «Сколько, столько». |
1 |
||
8 |
«Целое и часть». «На компьютере». |
1 |
||
9 |
«Часть и целое» «Целое из частей». |
1 |
||
10 |
«Головоломка». «Овал», «Элементы печатных букв а, б». |
1 |
||
11 |
«В квартире». «Веселые превращения». Элементы печатных букв в, г. |
1 |
||
12 |
«Сравни дома», «В магазине одежды». Элементы печатных букв д, е. |
1 |
||
13 |
«В походе». На отдыхе. Элементы печатных букв ж, з. |
1 |
||
14 |
«На коньках». |
1 |
||
15 |
«На волнах». «Морские путешествия». |
1 |
||
16 |
«На лугу», «Мы рисуем». |
1 |
||
17 |
«Под грибом», «Сравни, подумай». |
1 |
||
18 |
«Мы — спортсмены», «Выбирай». |
|||
19 |
«Домики трёх поросят». |
1 |
||
20 |
«В гостях у бабушки». «Чаепитие». |
1 |
||
21 |
«Наличники». «Распиши посуду». |
1 |
||
22 |
«Расшитые полотенца». «Лоскутное одеяло». |
1 |
||
23 |
«Прогулка в парк». «Знаки в городе». |
1 |
||
24 |
«В спортивном зале». «Подбери пару». «Сравни и подумай». |
1 |
||
25 |
«Ремонтная мастерская». «Собери машины». |
1 |
||
26 |
Знакомство с тетрадью «Мой алфавит» |
1 |
||
27 |
Звуковой анализ слов. Строчные буквы а, о. |
1 |
||
28 |
Заглавные буквы А, О |
1 |
||
29 |
Строчная и заглавная буква Уу |
1 |
||
30 |
Строчные буквы и, ы |
1 |
||
31-32 |
Заглавная буква И. Звук э, буква Ээ. |
2 |
||
33-34 |
Повторение изученных букв. |
2 |
||
35 |
Строчная и заглавная буква Мм. |
1 |
||
36 |
Строчная буква с |
1 |
||
37 |
Заглавная буква С. |
1 |
||
38 |
Строчная буква н. |
1 |
||
39 |
Заглавная буква Н. |
1 |
||
40-41 |
Строчная и заглавная буква Л л. |
2 |
||
42-43 |
Повторение изученных букв М, С, Н, Л. |
2 |
||
44-46 |
Строчная и заглавная буква Тт. |
3 |
||
47 |
Строчная буква к |
1 |
||
48 |
Заглавная буква К |
1 |
||
49-50 |
Повторение. Буквенная мозайка. |
2 |
||
51-52 |
Строчная и заглавная буква Рр. |
2 |
||
53 |
Строчная буква в. |
1 |
||
54 |
Заглавная буква В. |
1 |
||
55-56 |
Повторение изученных букв |
2 |
||
57-58 |
Строчная и заглавная букв Пп. |
2 |
||
59-60 |
Строчная и заглавная буква Гг. |
2 |
||
61 |
Буква е в начале слова и после гласных. |
1 |
||
62 |
Буква ё в начале слова и после гласных |
1 |
||
63 |
Буква е и ё после согласных. |
1 |
||
64 |
Повторение |
1 |
||
65 |
Узелки на память. |
1 |
||
66-67 |
Строчная и заглавная буква б Б. парные звуки б,п. |
2 |
||
68 |
Строчная и заглавная буква з З |
1 |
||
69 |
Парные звуки з и с. |
1 |
||
70 |
Буквы Б,З. Повторение. |
1 |
||
71 |
Строчная и заглавная буква Дд. Парные звуки д,т. |
1 |
||
74-75 |
Строчная и заглавная буква ж,Ж. Слог жи. |
2 |
||
76 |
Повторение изученных букв з,б,д, ж. |
1 |
||
77 |
Буква я в начале слова и после гласных. |
1 |
||
78 |
Буква я после согласных. |
1 |
||
79-80 |
Повторение. Строчная и заглавная буква Хх |
2 |
||
81 |
Буква ь- показатель мягкости согласных. |
1 |
||
82-83 |
Строчная и заглавная буква й Й. |
2 |
||
84-85 |
Буква Ю в начале слова и после гласных. |
2 |
||
86-87 |
Буква Ю после согласных. Повторение. |
2 |
||
88-89 |
Строчная и заглавная буква Шш. Парные звуки ж-ш. |
2 |
||
90 |
Строчная и заглавная буква ч,Ч. |
1 |
||
91-92 |
Строчная и заглавная буква Щ. |
2 |
||
93-94 |
Строчная и заглавная буква Цц. |
2 |
||
95-96 |
Строчная и заглавная буква Фф. |
2 |
||
97 |
Разделительных Ъ знак. |
1 |
||
98-99 |
Разделительный Ь знак. Повторение букв ь,ъ. |
2 |
||
100-102 |
Буквенная мозайка. Обобщение. Алфавит. |
2 |
||
103-104 |
Алфавит. Письмо основных элементов букв. |
2 |
||
105 |
Письмо плавных линий с точкой. |
1 |
||
106 |
Письмо прямых линий с закруглением с 2-х сторон. |
1 |
||
107 |
Письмо букв включающих прямые линии с одним и двумя закруглениями. |
1 |
||
108-109 |
Письмо прямых линий с двумя закруглениями и плавными линиями. |
2 |
||
110-112 |
Письмо прямых линий с петлей вверху и внизу |
3 |
||
113-115 |
Письмо овалов и полуовалов. |
3 |
||
Русский язык (50 часов) |
||||
116 |
Вводный урок по курсу русского языка. |
1 |
||
117 |
В мире общения. Цели и формы общения. |
1 |
||
118 |
В мире общения. Родной язык – средство общения. |
1 |
||
119 |
В мире общения. Смысловая сторона русской речи. |
1 |
||
120 |
Слово, его роль в нашей речи. |
1 |
||
121 |
Слово и его значение. |
1 |
||
122 |
Урок развития речи. Слово как средство создания образа. |
1 |
||
123 |
Знакомство с именами собственными. Отличие имени собственного от нарицательного |
1 |
||
124 |
Имя собственное. Правописание имён собственных. |
1 |
||
125 |
Имя собственное. Правописание имён собственных. |
1 |
||
126 |
Слова с несколькими значениями. |
1 |
||
127 |
Слова, близкие по значению (синонимы). |
1 |
||
128 |
Слова, противоположные по значению (антонимы). |
1 |
||
129 |
Знакомство с разными группами слов. Предмет и слово как название предмета. |
1 |
||
130 |
Знакомство с разными группами слов. Предмет и слово как название предмета. |
1 |
||
131 |
Слова, отвечающие на вопросы кто? что? |
1 |
||
132 |
Знакомство с разными группами слов. Слова-названия предметов. Слова- признаки. Слова-действия. Знакомство со старинными учебниками. |
1 |
||
133-134 |
Звуки и буквы. |
2 |
||
135 |
Алфавит. |
1 |
||
136 |
Гласные звуки. Обозначение их буквами. |
1 |
||
137-138 |
Согласные звуки. Обозначение их буквами. |
2 |
||
139 |
Слоги. |
1 |
||
140 |
Деление слов на слоги. |
1 |
||
141-142 |
Перенос слов. |
2 |
||
143-144 |
Ударение. |
2 |
||
145 |
Орфоэпическая норма языка. Словарь «Говори правильно». |
1 |
||
146 |
Ударные и безударные гласные звуки. Обозначение их буквами. |
1 |
||
147-148 |
Обозначение мягкости согласных звуков на письме. |
2 |
||
149-150 |
Обозначение мягкости согласных звуков с помощью букв е, ё, и, ю, я. |
2 |
||
151 |
Шипящие согласные звуки. Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу. |
1 |
||
152-153 |
Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу. |
2 |
||
154-156 |
Разделительный мягкий знак. |
2 |
||
157-158 |
Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их буквами. |
2 |
||
159-160 |
Предложение. Отличие слова от предложения. |
2 |
||
161 |
Знаки препинания в конце предложения. |
1 |
||
162-163 |
Текст. Отличие предложения от текста. |
2 |
||
164-165 |
Резервные уроки |
2 |