Рабочая программа факультативного курса «Секреты русского языка» для учащихся 2 класса
 
Рудовский филиал
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Пичаевская средняя общеобразовательная школа»
 
\
 
 
 
 
 
 
Рабочая программа
факультативного курса
«Секреты русского языка»
для учащихся 2 класса
ФГОС НОО, базовый уровень
 
Разработчик программы: Фирюлина Н.В.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2021 – 2022 учебный год
Аннотация к рабочей программе факультативного курса «Секреты русского языка» для 2 класса ФГОС НОО
Предлагаемая рабочая программа факультативного курса «Секреты русского языка» предназначена для учащихся 2 класса образовательных организаций и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и дополняет содержание учебной программы по русскому языку.
 
Место курса в учебном плане
 
| Класс | 2 | 
| Количество часов в неделю | 1 | 
| Количество часов в год | 35 | 
 
Цель программы: развитие интереса к изучению русского языка.
Задачи:
• расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку;
• пробуждать потребность к самостоятельной работе над познанием родного слова и над своей речью;
• развивать творческие способности и психологические качества учащихся: любознательность, активность, ответственность, самостоятельность.
• воспитание любви и уважения к великому русскому языку;
 
Срок реализации программы - 1 год
 
Планируемые результаты освоения курса
Личностные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
осознавать роль языка и речи в жизни людей;
проявлять интерес к изучению русского языка;
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
расширять собственный словарный запас;
учиться — добывать необходимую информацию, пользуясь различными словарями;
повышать культуру речевого общения и поведения.
обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).
Метапредметные универсальные учебные действия
Регулятивные:
Выпускник научится:
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя и самостоятельно;
работать по предложенному учителем плану и учиться планировать учебную деятельность;
высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки;
определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем;
контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Познавательные:
Выпускник научится:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, понимать информацию, представленную в виде рисунков, схем, сравнивать предметы, объекты, находить общее и различие;
использовать материалы из справочников, словарей (под руководством учителя);
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Коммуникативные:
Выпускник научится:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне нескольких предложений);
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения, оценки и самооценки и следовать им;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя);
участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;
выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
Предметные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
Работать со словарями, справочниками.
Разгадывать загадки, ребусы, головоломки, кроссворды, шарады.
Участвовать в олимпиадах по русскому языку.
Выпускник получит возможность научиться
Различать приставки и предлоги. Писать предлоги раздельно со словами, приставки – слитно.
Разбирать слова по составу.
Проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корне слова.
Писать НЕ с глаголами.
Работать со словарем. Группировать и подбирать слова на определенные правила.
Различать разделительные твердый (ъ) и мягкий (ь) знаки, писать с ними слова.
Составлять рассказы по картинке.
Пересказать текст.
Содержание факультативного курса
Наша речь – 2 часа.
Великий русский язык. Дорога к письменности. Значение языка и речи в жизни людей. Наблюдение за особенностями речи. Устная, письменная речь и речь про себя. Работа с памяткой: «Как научиться правильно списывать предложение». Культура речевого общения. Отличать диалогическую речь от монологической, использовать их в речи. Составлять по рисункам диалог и монолог. Соблюдать в речи правила речевого этикета. Наблюдать над этимологией слов «диалог», «монолог». (Беседа, практическая работа)
Текст – 2 часа
Признаки текста. Построение текста. Отличать текст от других записей по его признакам. Осмысленно читать текст. Определять тему и главную мысль текста. Соотносить текст и заголовок. Подбирать заголовок к заданному тексту. Тайны русского языка. Развитие речи. Составлять текст по заданной теме. Выделять части текста, выбирать соответствующую задаче часть. Передавать устно содержание прочитанного текста.
(Беседа, практическая работа)
Предложение- 4 часа
В мире предложений. Отличать предложение от группы слов. Границы предложения в деформированном тексте. Составлять предложения из слов. Определять в тексте предложения, различные по цели высказывания. Обосновывать выбор знака препинания в конце предложения. Главные и второстепенные члены предложения. Различать и выделять главные и второстепенные члены предложения. Распространённые и нераспространенные предложения. Составлять распространённые и нераспространённые предложения. Распространять нераспространённые предложения. Развитие речи. Коллективное составление рассказа по репродукции. (Беседа, практическая работа)
 
Слова, слова, слова… - 6 часов
Как рождаются слова. Сколько слов Вы знаете? Крылатые слова и выражения. Определять значение слова по толковому словарю. Классифицировать слова по тематическим группам. Заимствованные слова. Слова пришельцы. Работать с толковым и орфографическим словарями. О словах разнообразных, одинаковых и разных. Распознавать слова в прямом и переносном значениях. Распознавать среди данных пар слов синонимы и антонимы. Всё растёт из корня. Рисуем дерево из однокоренных слов. Различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями. Словари – кладовые слов. Работа со словарями. (Беседа, практическая работа)
Звуки и буквы – 13 часов.
Путешествие в страну Звуков и Букв. Буквы всякие важны, буквы всякие нужны. Классифицировать буквы по сходству в их названии, по характеристике звука, который они обозначают. Тайна фонемы. Различать звуки и буквы. Соотносить звуковой и буквенный состав слова. Определять качественную характеристику звука. Ударение над гласной может сделать букву ясной. Коварные словарные слова. Опасные согласные. Определять безударный гласный звук в слове. Различать на письме твёрдые и мягкие согласные звуки (парные и непарные). Звонкие и глухие «двойняшки» Определять на слух парный по звонкости-глухости согласный звук на конце слова и в корне перед согласными, соотносить его произношение и написание. Старые знакомые Ъ и Ь. Орфографические головоломки. Почему мы так пишем? Подбирать примеры слов с изучаемой орфограммой. Как «справиться со сложными словами»? Проект «Колдовство букв». Участвовать в презентации выполненной работы. Правописание буквосочетаний. Способы проверки написания букв. Решение орфографических задач. (Беседа, практическая работа)
 
Части речи – 7 часов
Путешествие в мир имени существительного. Распознавать имя существительное среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопро.су. Глаголы-труженицы. Распознавать глагол среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу. В мире прилагательных. Волшебный клубок знаний. Всё о местоимениях. Различать местоимения и имена существительные. Предлоги – наши помощники. Проект «Путешествие в страну русского языка» Пользоваться толковым, орфографическим, орфоэпическим словарями, словарями антонимов и синонимов, словарём однокоренных слов. Находить полезную информацию о словарях, придумывать собственные задания, для выполнения которых требуются словари, участвовать в презентации подготовленных заданий. (Беседа, презентация, практическая работа, работа над проектом
Тематическое планирование
| № п/п | Тема (раздел) | Всего | В том числе | Примечание | ||
| часов | теория | практика | контроль | |||
| 1. | Наша речь | 2 | 1 | 1 | текущий |  			 | 
| 2. | Текст | 2 | 1 | 1 | текущий |  			 | 
| 3. | Предложение | 4 | 1 | 3 | текущий |  			 | 
| 4. | Слова, слова, слова… | 6 | 2 | 4 | текущий |  			 | 
| 5. | Звуки и буквы | 13 | 3 | 10 | текущий |  			 | 
| 6. | Части речи | 8 | 2 | 6 | текущий итоговый |  			 | 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Рудовский филиал
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Пичаевская средняя общеобразовательная школа»
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Календарно – тематическое планирование
факультативного курса
«Секреты русского языка»
для учащихся 2 класса
ФГОС НОО, базовый уровень
(33 часа, 1 час в неделю)
учителя начальных классов
Фирюлиной Нины Викторовны
 
2020 – 2021 учебный год
 
 
| № п/п | Тема урока | Дата проведения | Примечание |  			 | |||
| по плану | факт. |  			 | |||||
|  			 | Наша речь - 2 часа |  			 |  			 |  			 |  			 | ||
| 1 | Великий русский язык. Дорога к письменности |  			 |  			 |  			 |  			 | ||
| 2 | Культура речевого общения |  			 |  			 |  			 |  			 | ||
|  			 | Текст – 2 часа |  			 |  			 |  			 |  			 | ||
| 3 | Признаки текста. Построение текста. |  			 |  			 |  			 |  			 | ||
| 4 | Тайны русского языка. Развитие речи. |  			 |  			 |  			 |  			 | ||
|  			 | Предложение – 4 часа |  			 |  			 |  			 |  			 | ||
| 5 | В мире предложений |  			 |  			 |  			 |  			 | ||
| 6 | Главные и второстепенные члены предложения |  			 |  			 |  			 |  			 | ||
| 7 | Распространённые и нераспространенные предложения |  			 |  			 |  			 |  			 | ||
| 8 | Развитие речи. Коллективное составление рассказа по репродукции |  			 |  			 |  			 |  			 | ||
|  			 | Слова, слова, слова… - 6 часов |  			 |  			 |  			 |  			 | ||
| 9 | Как рождаются слова |  			 |  			 |  			 |  			 | ||
| 10 | Заимствованные слова. Слова пришельцы |  			 |  			 |  			 |  			 | ||
| 11 | О словах разнообразных, одинаковых и разных |  			 |  			 |  			 |  			 | ||
| 12 | Всё растёт из корня. Рисуем дерево из однокоренных слов |  			 |  			 |  			 |  			 | ||
| 13 | Всё растёт из корня. Рисуем дерево из однокоренных слов |  			 |  			 |  			 |  			 | ||
| 14 | Словари – кладовые слов |  			 |  			 |  			 |  			 | ||
|  			 | Звуки и буквы – 13 часов |  			 |  			 |  			 |  			 | ||
| 15 | Путешествие в страну Звуков и Букв |  			 |  			 |  			 |  			 | ||
| 16 | Буквы всякие важны, буквы всякие нужны |  			 |  			 |  			 |  			 | ||
| 17 | Тайна фонемы |  			 |  			 |  			 |  			 | ||
| 18 | Ударение над гласной может сделать букву ясной |  			 |  			 |  			 |  			 | ||
| 19 | Коварные словарные слова. Опасные согласные |  			 |  			 |  			 |  			 | ||
| 20 | Звонкие и глухие «двойняшки» |  			 |  			 |  			 |  			 | ||
| 21 | Старые знакомые Ъ и Ь |  			 |  			 |  			 |  			 | ||
| 22 | Орфографические головоломки. Почему мы так пишем? |  			 |  			 |  			 |  			 | ||
| 23 | Как «справиться со сложными словами»? |  			 |  			 |  			 |  			 | ||
| 24 | Проект «Колдовство букв» |  			 |  			 |  			 |  			 | ||
| 25 | Правописание буквосочетаний |  			 |  			 |  			 |  			 | ||
| 26 | Способы проверки написания букв |  			 |  			 |  			 |  			 | ||
| 27 | Решение орфографических задач |  			 |  			 |  			 |  			 | ||
|  			 | Части речи – 8 часов |  			 |  			 |  			 |  			 | ||
| 28 | Путешествие в мир имени существительного |  			 |  			 |  			 |  			 | ||
| 29 | Глаголы-труженицы |  			 |  			 |  			 |  			 | ||
| 30 | В мире прилагательных |  			 |  			 |  			 |  			 | ||
| 31 | Волшебный клубок знаний |  			 |  			 |  			 |  			 | ||
| 32 | Всё о местоимениях |  			 |  			 |  			 |  			 | ||
| 33 | Предлоги – наши помощники |  			 |  			 |  			 |  			 | ||
| 34 | Проект «Путешествие в страну русского языка» |  			 |  			 |  			 |  			 | ||
| 35 | Проект «Путешествие в страну русского языка» |  			 |  			 |  			 |  			 | ||
|  			 |  			 |  			 |  			 | ||||
 
                                     
                                 
                         
                         
                         
                         
                        