Рабочая программа дополнительного образования на тему «Фантазёры»
Содержание
Пояснительная записка__________________________________________3
Учебно-тематический план I года обучения_________________________9
Содержание тем I года обучения__________________________________ 9
Ожидаемые результаты после I года обучения_____________________10
Учебно-тематический план II года обучения _______________________11
Содержание тем II года обучения ________________________________12
Ожидаемые результаты после II года обучения _____________________13
Учебно-тематический план III года обучения ______________________14
Содержание тем III года обучения________________________________14
Ожидаемые результаты после III года обучения____________________16
Ожидаемые результаты после реализации программы_______________18
Механизм оценки получаемых результатов ________________________18
Условия реализации программы _________________________________18
Методическое обеспечение____________________________________19
Список литературы_____________________________________________26
Изобразительное и декоративно-прикладное искусство имеет высочайшую художественную ценность, предоставляет широкие возможности для познавательного, творческого развития детей, воспитания трепетного, уважительного отношения к окружающему миру.
Программа является модифицированной и составлена с опорой на программу «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 кл.» Б. М. Неменского. М.: Просвещение, 2011 г.
Программа «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство» является целостным интегрированным курсом, который включает в себя все основные виды искусства: живопись, графику, дизайн, народное и декоративно – прикладное искусство. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств: конструктивного, изобразительного и декоративного.
Программа имеет художественную направленность. В ходе ее освоения дети приобщаются к искусству, познают культуру своей и других стран, приобретают практические навыки изобразительного и декоративного творчества. Уровень детского творчества во многом зависит от умения детей работать с различными материалами и соответствующими инструментами, поэтому программа предполагает освоение теоретического материала через практическую деятельность.
Реализация программы обеспечивает рост эмоционально-эстетической культуры, поисково-творческих возможностей, формирование понятийного аппарата, накопление опыта в художественно-прикладной деятельности и применение приобретенных знаний и навыков в жизни.
Актуальность программы обусловлена тем, что она рассматривается как средство формирования у ребенка ценностных эстетических ориентиров, художественно-эстетической оценки и овладения основами творческой деятельности, формирует умение осознавать искусство как неотъемлемую часть жизни, дает возможность каждому обучающемуся проявить и реализовать свой творческий потенциал.
Новизна программы заключается в том, что материал дается на дидактических принципах педагогики, где используется авторский подход при создании каждого изделия, а освоение и совершенствование техники осуществляется на различных поверхностях (плоских, объемных и т.д.) и фактурах, усложняясь по мере освоения программы.
Программа разработана на три года обучения, реализуется через групповые занятия, рассчитана на 144 часа на каждый год обучения (4 часа в неделю).
В детское объединение «Фантазеры» принимаются все желающие без предварительного отбора, независимо от уровня знаний и умений. Возможен приём в течение года. Предусмотрена работа с детьми с 7 до 15 лет. Набор детей производится в разных школах города.
Цель программы: развитие творческих способностей обучающихся через овладение видами и техниками изобразительного и декоративно-прикладного искусства.
Достижение цели осуществляется через решение следующих задач:
Задачи:
Образовательные:
сформировать понятие о декоративно-прикладном искусстве;
познакомить с видами ДПИ: конструирование из бумаги, технология изготовления изделий из соленого теста, глины, пластилина, пластики, художественная роспись тканей и др.;
дать базовые знания по изобразительному и декоративно-прикладному искусству;
познакомить с основами живописи и рисунка; обучить основам рисования по воображению и с натуры, умению передать форму, пропорции, объем при изображении как графически, так и в цвете;
познакомить с традициями русского народного творчества;
познакомить с новыми техниками и приемами работы с ними;
Развивающие:
развивать мелкую моторику рук, память, глазомер, внимание;
развивать воображение, фантазию, ассоциативное мышление, чувство формы и цвета, образное и пространственное мышление, художественный вкус;
развивать эмоциональную и интеллектуальную сферы;
развивать исполнительскую культуру;
приобщать к мировому и национальному культурному наследию;
Воспитательные:
формировать представления об общечеловеческих ценностях;
формировать исполнительскую дисциплину;
формировать толерантность; чувство уважения к Родине, национальной культуре, родному городу;
воспитание духовной культуры и нравственности;
воспитывать волю, дисциплину, ответственность, желание трудиться;
развивать этические нормы в общении с окружающими, корректности поведения;
Программа реализуется на основе основных принципов:
Принцип доступности. Весь учебный материал соответствует возрастным и индивидуальным особенностям детей. Учитывается уровень прежней подготовки ребенка. Доступность материала предполагает участие в процессе обучения всех желающих, независимо от уровня их подготовки.
Принцип последовательности и систематичности. Учебные темы располагаются в плане по годам обучения последовательно, логически обосновано;
Принцип научности основанный на том, что содержание обучения знакомит учащихся с объективными научными данными, понятиями, теориями учебной дисциплин.
Принцип индивидуального подхода заключается в том, что педагог, организуя учебно-творческий процесс, занимается воспитанием художественного мастерства не только всей группы в целом, но и выявляет индивидуальные творческие способности каждого ребенка.
Основные принципы организации занятий:
дифференциация и индивидуализация образования - выявление и развитие склонностей, способностей в различных направлениях деятельности; обеспечивает развитие детей в соответствии со склонностями, индивидуальными возможностями и интересами;
природосообразности - учет возрастных и индивидуальных особенностей, задатков, возможностей обучающихся при включении их в разные виды деятельности;
культуросообразности - ориентация на потребности общества и личности обучающегося, единство человека и социокультурной среды, адаптацию детей к современным условиям жизни общества.
Отличительными особенностями настоящей образовательной программы являются следующие:
1. Теоретический материал тесно связан с практическим его применением и преподается с опорой на жизненный практический опыт обучающихся;
2. В течение всего курса осуществляется интегрированная связь изобразительным искусством, графикой, окружающим миром, природоведением, географией, математикой, историей, эстетикой и др. предметами.
3. Раскрываются теоретические, практические знания на каждый год обучения, прилагаются перечень тем с использованием базовых форм (рисунок, живопись, графика, ДПИ),
Знакомство с основными базовыми формами осуществляется в три этапа, соответствующих логике освоения художественно-творческой деятельности по годам (ступеням) обучения:
1 этап (1 год обучения) – простейшие базовые формы;
2 этап (2 год обучения) – базовые формы «средней сложности»;
3 этап (3 год обучения) – сложные базовые формы.
Программа адресована детям 7-15 лет, рассчитана на 3 года обучения,
1 год обучения -144ч
2 год обучения -144ч
3 год обучения -144ч
Занятия проводятся 2 раза в неделю, по 2 академических часа.
В детском объединении «Фантазеры» занимаются все желающие без предварительного отбора, независимо от уровня знаний и умений.
В основу программы положены следующие нормативно-правовые документы:
При разработке образовательной программы «Фантазеры» учитывались следующие нормативные документы:
Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей";
Приказ Министерства образования и науки от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Концепция развития дополнительного образования детей, утверждённой Распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р;
Концепция развития дополнительного образования детей в Алтайском крае на период до 2020 года и планом ее реализации (утверждены распоряжением Администрации края от 22.09.2015 № 267-р);
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
Приказ ГУ от 19.03.2015 № 535 «Об утверждении методических рекомендаций по разработке дополнительных общеобразовательных (дополнительных общеразвивающих) программ;
Устав МБУДО «Дом детского творчества» (утвержден приказом МКУ «Управление образования Администрации города Бийска» №1173 от 05.11.2015);
Положение о дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программе (утверждено педагогическим советом Протокол №1 от 31.08.2016, приказом № 98/4 от 01.09.2016).
Основные направления и содержание деятельности
Особенность программы заключается в объединении эмоционального и художественного подходов к изучению мира искусства (художник и природа, художник и театр, художник и поэзия, художник и музыка, художественный образ в сказке), позволяющих ребенку определить свое место в мире, почувствовать единство с окружающей действительностью.
Основной формой организации обучения является учебное занятие. Занятия проводятся по группам (12-15 человек). Реализация программы предполагает тесную взаимосвязь теории и практики. Выполнение практических заданий предлагается в различных видах изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация, бумагопластика, конструирование, макетирование, декупаж, роспись по дереву, камню, стеклу, и др.) с использованием различной техники выполнения широким спектром имеющихся материалов и инструментов.
Тематические разделы программы выстроены в логической последовательности и усложняются с каждым годом обучения.
1-й год обучения – обучающимся дается теоретическая основа и осуществляется формирование первоначальных умений и навыков творческой деятельности;
2-й год обучения – происходит углубление знаний и формирование практического опыта;
3-й год обучения – самостоятельное применение полученных знаний и умений, усложнение заданий;
Для более полного и глубокого усвоения материала используются различные методы работы:
- практические (пленэр, сбор природного материала и работа с ним, зарисовки, эскизы, выполнение композиционных работ на заданную тему, лепка, аппликация, бумагопластика);
- словесные (рассказ, беседа);
- наглядные (просмотр дидактического, иллюстрационного материала, педагогического рисунка, таблиц);
- методы развития познавательного интереса (занимательный материал);
- методы стимулирования учебно-познавательной деятельности (создание ситуаций успеха, поощрений, использование игровых технологий).
Игровые технологии образовательного процесса:
- эмоционально-сенсорные игры (игры на знакомство, на внимание, эмоционально-развивающие);
- креативные игры (игры в ассоциации, на воображение, фантазию, логику, словесно- изобразительные);
- подвижные игры (сюжетные, соревновательные);
тренинги: технические (на умение работать с различными материалами и инструментами);
- контактные (на умение работать в паре, в коллективе).
Воспитательная работа является составляющей образовательного процесса и организуется на основе плана (составляемого ежегодно совместно с детьми), который предполагает участие ребят в массовых мероприятиях учреждения, детского объединения, играх, выставках, конкурсах творческих работ, экскурсиях в выставочный зал, музей и т.д.
Ожидаемые результаты:
Личностные результаты
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Предметные
умение воплощать в живописных и графических работах свои собственные впечатления;
умение пользоваться разнообразными художественными материалами;
создание художественных подарков своими руками;
овладение основами изобразительных техник (гуашь в монотипии, граттаж, коллаж);
понимание графики, как вида искусства.
Метапредметные результаты
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в обучении и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения задачи, собственные возможности ее решения; предметные результаты характеризуют опыт воспитанников в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения темы: развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально - ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);
развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности.
Мониторинг усвоения образовательной общеразвивающей программы проводится на основе педагогической диагностики в 3 этапа: 1 этап – начальный (в начале учебного года, сентябрь), 2 – промежуточный (в середине учебного года, декабрь), 3 этап – итоговый (в конце учебного года, май). По результатам диагностики уровень усвоения программного материала разделяется на три уровня: высокий, средний, низкий.
Промежуточная аттестация проводится для обучающихся в конце учебного года в соответствии с графиком и является результатом итоговой диагностики в рамках текущего контроля.
Итоговый контроль проводится по окончании полного курса обучения по программе.
Учебно-тематический план первого года обучения
Цель: формирование интереса к различным видам искусства, творческому процессу. Развитие у обучающихся социальных знаний, понимания социальной реальности в повседневной жизни.
Задачи: формировать начальные сведения о законах построения композиции в изобразительном искусстве, понятие равновесия, композиционного центра, ритма, статики, динамики, основ цветоведения, цвета, формы, фактуры, навыки работы с различными материалами.
Таблица №1
Учебно-тематический план первого года обучения
№ п/п | Название раздела | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
1 | Вводное занятие | 2 | 1 | 1 |
2 | Ты изображаешь. Знакомство с мастером изображения | 26 | 11 | 15 |
3 | Чем и как работают художники | 28 | 8 | 20 |
4 | Реальность и фантазия | 30 | 8 | 22 |
5 | О чем говорит искусство | 40 | 12 | 28 |
6 | Как говорит искусство | 16 | 5 | 11 |
7 | Итоговое занятие | 2 | 1 | 1 |
| Итого | 144 | 46 | 98 |
Содержание программы
1-й год обучения
Раздел 1. Вводное занятие.
Теория: Беседа о правилах поведения в студии, учреждении, формах предстоящей работы: учеба, практика. Правила безопасности. Цели и задачи изучения, обоснование необходимости.
Практика: Беседа, проверка и анализ знаний и умений в выполнении рисунка.
Раздел 2. Ты изображаешь. Знакомство с мастером изображения.
Теория. Просмотр дидактического материала, готовых изделий. Обучение первичному опыту владения художественным материалом. Виды художественной деятельности. Художественный язык, художественные средства (линия, точка, фактуры). Жанр пейзаж. Изучение линии горизонта, точка зрения, плановость в работе. Композиция. Виды ДПИ (лепка, аппликация).
Практика. Знакомство с красками, пластическим материалом (глина, пластилин, соленое тесто), бумагой и др., с необходимыми инструментами. Работа в нетрадиционных техниках изображения.
Раздел 3. Чем и как работают художники.
Теория. Просмотр дидактического материала, готовых изделий. Продолжение знакомства учащихся с выразительными возможностями художественного материала. Беседа «знакомство с графикой – как видом искусства. Открытие своеобразия красоты и характера материалов. Изучение и прививание навыков работы с художественным материалом графики.
Практика. Выполнение творческих работ в разных графических техниках – граттаж, фроттаж, работа углем. Техника – пастель. Техника по сырому. Аппликация и ее разновидности (рваная, скрученная бумага, торцевание). Оригами. Лепка (пластилин, глина, соленое тесто).
Раздел 4. Реальность и фантазия.
Теория. Просмотр дидактического материала, готовых изделий. Изучение техники – сухая кисть. Знакомить с конструктивной художественной деятельностью. Основные понятия по теме. Виды и типы композиций. Виды и типы орнаментов. Дизайн помещения.
Практика. Выполнение творческих работ в новых техниках декупаж, папье -маше. Моделирование и конструирование из бумаги, картона. Бросового и природного материалов. Лепка. Использование новых красок – акрил.
Раздел 5. О чем говорит искусство.
Теория. Роль художника в различных сферах жизнедеятельности, в организации форм общения людей, создания среды жизни и предметного мира. Понятие натюрморт, портрет, пейзаж.
Практика: Составление и выполнение композиций в разных техниках и материалах: мозаика, витраж, пейп – арт. Тестопластика, пластилинография.
Раздел 6. Как говорит искусство.
Теория. Просмотр дидактического материала, готовых изделий по теме. Знакомство со средствами образной выразительности в декоративном и изобразительном искусстве. Художественные средства и материалы. Цветоведение (теплые - холодные, глухие - звонкие). Характер линий, ее возможности. Пропорционирование.
Практика. Роспись по ткани (батик), камню. Нахождение композиционного решения, создание объема, нахождение колорита.
Раздел 7. Итоговое занятие.
Теория: Оформление выставки работ обучающихся. Анализ работы за учебный год, подведение итогов. Планирование работы на следующий учебный год. Организация деятельности по выявлению у обучающихся уровня усвоения программных материалов за первый год обучения.
Практика: Практическая деятельность в форме конференции, собеседования, викторины, игровой программы, экскурсии, театрализированного представления или другого варианта. Коллективное обсуждение и оценка результатов.
Ожидаемые результаты после первого года обучения
В результате реализации программы предполагается, что к концу первого года обучения обучающиеся будут
знать:
терминологию основных понятий по ИЗО и ДПИ, название и назначение материалов и инструментов;
правила безопасности труда и личной гигиены при работе с указанными материалами и инструментами;
ПТБ в работе с ножницами;
уметь:
правильно сидеть за столом или мольбертом;
правильно держать карандаш, кисть, лист бумаги;
свободно, без напряжения работать кистью, проводить линии в нужном направлении, не вращая плоскость на которой работают;
правильно выбирать расположение листа бумаги (по вертикали или горизонтали) в зависимости от характера пространственного расположения изображения;
правильно передавать в рисунке форму, пропорции, строение предметов, цвет;
работать акварельными, гуашевыми красками, акриловыми, витражными;
правильно определять место изображения на листе бумаги (композиционное решение); или объемной форме.
применять способы, приемы работы в технике аппликации, бумагопластики, декупажа, витраж, батик, мозаика.
Учебно-тематический план второго года обучения
Цель: развитие интереса к изобразительной и декоративно-прикладной деятельности.
Задачи: стимулировать умение работать самостоятельно и в коллективе, творческую активность, умение анализировать выполненные работы. Изучение традиций народного творчества, связь с культурой своей страны, сложившейся веками, приобщения себя к великой истории народов России. Формирование художественного вкуса.
Таблица №2
Учебно-тематический план второго года обучения
№ п/п | Название раздела | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
1. | Вводное занятие. | 2 | 1 | 1 |
2 | Ты изображаешь. Знакомство с мастером изображения | 30 | 7 | 23 |
3. | Искусство в твоем доме | 36 | 9 | 27 |
4. | Художник и зрелище | 32 | 9 | 23 |
5. | Истоки родного искусства | 30 | 8 | 22 |
6. | Древние корни народного искусства | 12 | 3 | 9 |
7. | Итоговое занятие | 2 | 1 | 1 |
| Итого: | 144 | 38 | 106 |
Содержание программы 2-го года обучения
Раздел 1. Вводное занятие.
Теория: Встреча с обучающимися. Знакомство с планом работы на учебный год. Организация просмотра и обсуждения детских работ, изготовленных летом. Анкетирование обучающихся. Повторение правил по технике безопасности. Актуализация целей и задач курса второго года обучения.
Практика: Беседа, проверка и анализ знаний и умений в выполнении творческой работы.
Раздел 2. Ты изображаешь. Знакомство с мастером изображения.
Теория: Просмотр дидактического материала, готовых изделий. Закрепление знаний о жанрах и видах искусства (пейзаж, натюрморт). Знакомство с жанрами искусства: историческим, мифологическим, батальным, бытовым, сказочно-былинным, анималистическим, мариной. С творчеством великих художников. Статика, динамика в композиции. Центр композиции. Символизм в изображении цвете.
Практика: Выполнение статичной и динамичной композиций. Выполнение пейзажей и натюрмортов с применением символизма в работе. Техники выполнения, коллаж, ДПИ – «Ошибано». Орнаментальная стилизация. Знакомство с техникой зентангл, и дудлинг. Выполнение работы в технике «Объемная живопись».
Раздел 3. Искусство в твоем доме
Теория. Знакомство с историей Древней Руси, с народным творчеством. Просмотр дидактического материала, готовых изделий.
Практика. Выполнение эскизных зарисовок архитектурных строений Др. Руси. Выполнение росписей – городецкой, урало-сибирской, мезенской, петриковской, пермагорской, хохломской и др., на разных предметах быта (деревянных досках, бакулках, полтарашках ввиде колокольчика, коробках.
Раздел 4. Художник и зрелище.
Теория: Роль искусства в повседневной жизни. Обучение навыкам декоративно-художественной конструктивной деятельности. Развивать представление о деятельности художника, раскрыть сущность театрального образа. Показать в чем проявляется фантазия художника и зрителя. Понятие «дизайн». Просмотр дидактического материала, готовых изделий.
Практика. Выполнение изделия в технике «Кинусайга», моделирование и конструирование из бумаги (маска папье – маше) и природного материала. Техника изготовления кукол – амигурами. Техника «Декупаж – кракле». Дизайн (изготовление афиши – плаката), работа со шрифтами. Изготовление инсталляций из бросового материла. Роспись изделий.
Раздел 5. Истоки родного искусства.
Теория. Понятия «художественный образ», «аллегория в изображении». Технология работы в техниках «графика», «аппликация», «бисероплетение», «квиллинг», «лекажур», «народная кукла».
Практика. Изображение природы на плоскости и в объеме с применением декоративных материалов. Работа масляной пастелью, работа с пуговицами, бисером. Работа в техники бумагокручения – квиллинг. Создание топиария – дерева жизни, бисерное дерево. Техника лекажур. Создание оберега «кукла – мотанка».
Раздел 6. Древние корни народного искусства.
Теория. Знакомство со значением символов солярных знаков. Символизм изображения и цвета. Семантика изображения в народном искусстве разных стран. Социальная роль ДПИ его смысл в жизни людей. Особенности орнамента в изображениях предмета быта. Единство материала, формы и декора.
Практика. Выполнение вышивки на изделии. Макетирование и конструирование предметов быта, их роспись.
Раздел 7. Итоговое занятие
Теория: Анализ работы за учебный год, подведение итогов. Планирование работы на следующий учебный год. Организация деятельности по выявлению у обучающихся уровня усвоения программных материалов за второй год обучения.
Практика: Оформление выставки работ обучающихся. Открытое мероприятие для друзей и родителей, где обучающиеся демонстрируют полученные знания, умения и навыки. Коллективное обсуждение и оценка результатов.
Ожидаемые результаты после второго года обучения
Предполагается, что к концу второго года обучения обучающиеся будут
знать:
виды изобразительного и декоративно-прикладного искусства
жанры искусства: исторический, бытовой, сказочно-былинный и др.
работы художников - пейзажистов (название работы, имя автора);
определения понятий «статика», «динамика», «центр композиции».
последовательность выполнения работ в техниках: рисование, роспись по дереву, керамике, камню, коллажирования, бумагопластика, папье-маше, бисероплетение, аппликация от эскиза до конечного результата;
уметь:
правильно компоновать изображение на плоскости, и на объеме;
изображать предметы с учетом формы, объема, пропорции;
различать теплые и холодные цвета, основные и дополнительные, контрастные цвета;
самостоятельно составлять композиции, выполнять эскизы творческих работ согласно теме на основе зарисовок, наблюдений, по памяти, воображению;
самостоятельно использовать приобретенные знания и навыки в выполнении работ в различной технике, с применением соответствующих инструментов и материалов;
объективно анализировать выполненные работы (свои и других детей), находить ошибки и достоинства, уметь высказать свое мнение вслух;
принимать активное участие в коллективных работах, игровых формах проведения занятий.
Учебно-тематический план третьего года обучения
Цель: развитие основ художественной культуры ребенка через декоративно-прикладное искусство. Формирование позитивного отношения воспитанника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом.
Задачи:
- формировать способность объективной оценки собственных работ, работ своих товарищей, развивать умение воспринимать конструктивную критику, нормы культуры общения.
- стимулировать умение целенаправленно и творчески решать поставленные задачи;
- обеспечить рост качества общения и работы в коллективе.
Таблица №3
Учебно-тематический план третьего года обучения
№ п/п | Название раздела | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
1. | Вводное занятие. | 2 | 1 | 1 |
2 | Изобразительное искусство в семье пластических искусств. | 26 | 6 | 20 |
3. | Мир наших вещей | 20 | 7 | 13 |
4. | Каждый народ - художник | 24 | 5 | 19 |
5. | Декор: человек, общество время | 14 | 4 | 10 |
6. | Декоративное искусство в современном мире | 26 | 5 | 21 |
7 | Художественный язык конструктивных искусств. В мире вещей и зданий | 8 | 3 | 5 |
8 | Человек в зеркале дизайна и архитектуры | 22 | 8 | 14 |
9. | Итоговое занятие | 2 | 1 | 1 |
| Итого: | 144 | 40 | 104 |
Содержание тем третьего года обучения
Раздел 1. Вводное занятие.
Теория: Встреча с обучающимися. Знакомство с планом работы на учебный год. Организация просмотра и обсуждения детских работ, изготовленных летом. Анкетирование обучающихся. Повторение правил по технике безопасности. Актуализация целей и задач курса третьего года обучения.
Практика: Беседа, проверка и анализ знаний, умений в выполнении творческой работы.
Раздел 2. Изобразительное искусство в семье пластических искусств
Теория. Виды пластических искусств, виды художественного творчества: изобразительное искусство и ДПИ; основные понятия, их значение. Виды и жанры искусства. Социальная роль ДПИ его смысл в жизни людей. Особенности орнамента в изображениях предмета быта. Единство материала, формы и декора.
Практика: Работа с таблицей по видам пластических искусств. Работа графическим материалом: тушь, уголь, пастель. Декор интерьера: изготовление мандалы. Создание произведения в стиле – пуантилизм, художники работающие в этом стиле. Лепка (глина, пластилин, тестопластика).
Раздел 3. Мир наших вещей.
Теория. Предметный мир в изобразительном искусстве. Выражение в натюрморте переживаний и представлений людей его эпохи об окружающем мире и самих себя. Многообразие материалов и техник современного ДПИ. Роль взаимосвязи материала, формы и содержания. Изменение соотношения пользы и красоты. Выразительное использование материала. Условность, обобщенность образа. Понятие светотени в технике «Гризайль». Понятие свет и тень на примере жанров живописи, на примере работ голландского натюрморта.
Практика. Выполнение работы в технике «Ошибано» в натюрморте. Определение центра композиции. Выполнение творческого задания в технике «Экибана» - декор природного материала.
Раздел 4 . Каждый народ - художник
Теория: Знакомство с основами представлений о трех видах художественной деятельности: изображение на плоскости и в объеме; постройка, или художественное конструирование на плоскости, в объеме и пространстве;
Практика: выполнение творческой работы в технике «Канзаши», декупаж кожей. Макетирование и конструирование из бумаги и бросового материала. Изготовление греческой вазы из глины и папье – маше. Изготовление авторской куклы. Украшение или декоративно – художественная деятельность с использованием различных художественных материалов.
Раздел 5. Декор - человек, общество, время
Теория. Познание единства художественной и утилитарной функций произведений декоративно – прикладного искусства, как освоения образного языка и социальной роли традиционного народного, классического и современного декоративно-прикладного искусства. Знание эмоционального воздействия цвета. Развитие композиционного мышления и воображения.
Практика. Создание творческих работ на основе собственного замысла. Развитие навыков работы с материалом фоамиран, шелк, кожа, пластика и др.
Передача художественных образов из разного материала. Изготовление украшений.
Раздел 6. Декоративное искусство в современном мире.
Теория: Технология работы в техниках «декупаж» - сфумато, «валяние», «фелтинг», «фильцевание», изготовления изделий и картин.
Практика: Выполнение творческой работы в изученных техниках. Изготовление витража – автопортрета. Изготовление одежды в технике «Батик».
Раздел 7. Художественный язык конструктивных искусств. В мире вещей и зданий.
Теория: Объект и пространство. Соразмерность и пропорциональность. Конструкция – часть и целое. Вещь – красота и целесообразность. Единство художественного и функционального в вещи.
Практика: Создание инсталляций в технике «Стимпанк». Сочинение фантазийной вещи. Оформление и дизайн подарочной коробки, упаковки.
Раздел 8. Человек в зеркале дизайна и архитектуры.
Теория: Организация пространства и среды как отражение социального заказа, индивидуальности человека, его вкуса, потребностей и возможностей. Социопсихология, мода и культура как параметры создания собственного дома и имиджа. Моделируя свой облик и среду, человек моделирует современный мир. Разнообразные материалы в изображении и моделировании. Ознакомление с искусством грима, визажистики, прически в разные эпохи. С различными образами имиджа, их сравнение и анализ. Беседа. Основные понятия по теме.
Практика. Дизайн современной одежды (проекты). Создание цветов из шелка для одежды, создание образа. Выполнить тематические композиции на теле человека по предложенным темам. Участие воспитанников в показе и демонстрации конкурса.
Раздел 7. Итоговое занятие
Теория: Анализ работы за учебный год, подведение итогов. Организация деятельности по выявлению у обучающихся уровня усвоения программных материалов по итогам обучения по программе.
Практика: Оформление выставки работ обучающихся. Открытое мероприятие для друзей и родителей, где обучающиеся демонстрируют полученные знания, умения и навыки. Коллективное обсуждение и оценка результатов.
Ожидаемые результаты после третьего года обучения
В результате реализации программы предполагается, что к концу третьего года обучения обучающиеся будут
знать:
специальную терминологию в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства;
понятие пластических и конструктивных искусств;
виды и жанры искусства;
способы, методы, техника выполнения заданий, в изученных техниках;
правила работы соответствующими инструментами;
виды декоративного творчества, основные отличия, название, особенности, цветовое решение;
уметь:
правильно пользоваться материалом и инструментами, в изученных техниках;
выполнять задания различными способами, приемами и методами;
выполнять эскиз, находить правильное композиционное решение;
самостоятельно использовать различные способы работы;
анализировать выполненную работу, высказывать свое мнение в устной форме;
проявлять активность и самостоятельность в выборе творческого задания;
выполнять работу быстро и аккуратно;
принимать активное участие в коллективной работе.
Ожидаемые результаты после реализации программы
В результате реализации программы предполагается, что обучающиеся будут
знать:
терминологию понятий ИЗО и ДПИ;
названия и назначение используемых материалов и инструментов, правила работы с ними;
способы, методы, технику выполнения изделий;
фамилии художников-пейзажистов, названия их произведений;
виды народного и современного творчества, их особенности и отличия;
уметь:
пользоваться материалами и инструментами, предназначенных для изученных техник, применять в работе;
самостоятельно выполнять задания от эскиза до композиционного цветового решения;
проявлять активность и самостоятельность в выборе творческого задания и использовании способов работы;
объективно анализировать свою работу и работу других обучающихся, высказывать своё мнение;
выполнять задания в соответствии с предъявляемыми требованиями;
принимать активное участие в коллективной работе.
Механизм оценки получаемых результатов
Результативность учебно-воспитательного процесса отслеживается путем начальной, промежуточной и итоговой диагностики.
Вводная диагностика предполагает оценку уровня знаний, умений и навыков через тестирование, выполнение творческих задач, занимательных упражнений. Итоги диагностики по результатам освоения образовательной программы заносятся в диагностическую таблицу.
Условия реализации программы
Материальное обеспечение
- наличие помещения;
- мультимедийное оснащение
- наличие столов для работы по росту детей;
- наличие необходимых материалов и инструментов;
- наличие наглядных пособий, дидактических, иллюстрационных материалов, педагогических рисунков, таблиц по темам занятий; технических средств обучения.
Критерии оценки творческой активности обучающихся
- понимание ребенком темы занятия;
- индивидуальный подход к выполнению задания;
- оригинальность идеи;
- продуктивность решения задания;
- серьезное, продуктивное отношение к работе.
Критерии качества выполнения работ
- уровень техники исполнения работ;
- оригинальность;
- аккуратность;
- композиционное решение;
- индивидуальность, стиль работы автора.
Низкий уровень – данные качества не проявляются совсем;
Средний уровень – данные качества в равной степени как проявляются, так и не проявляются;
Высокий уровень – данные качества проявляются всегда.
Методическое обеспечение
Образовательный процесс в системе дополнительного образования детей имеет развивающий характер, поэтому и вся программа направлена на развитие ребенка и его самоопределение, и самореализацию.
Особое внимание уделяется следующим особенностям организации образовательного процесса:
- организация обучения на добровольных началах: дети - родители - педагоги (тесная связь с родителями дает возможность лучше понять интересы детей, сохранить постоянный коллектив).
- Комфортный, неформальный характер психологической атмосферы (дети раскрепощены, лучше раскрывают свои особенности
Педагогические технологии:
Личностно-ориентированные технологии – воплощение гуманистической философии, психологии и педагогики. В центре внимания личностно-ориентированных технологий – уникальная целостная личность, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей, открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях.
Методы и приемы обучения
На занятиях используются как теоретические знания, так и практические для самостоятельной работы учащихся. Во время занятий применяется групповой метод обучения, игры на развитие воображения, беседа, конкурсы, викторины, выставки, наглядно – иллюстративный метод, проблемный, индивидуальная работа, но они меняются так, чтобы каждое занятие увлекало детей. Кроме того, такое разнообразие форм и методов позволяет поддерживать интересы детей к занятиям и дает возможность проявить им свои способности.
Основные принципы организации занятий:
· дифференциация и индивидуализация образования - выявление и развитие склонностей, способностей в различных направлениях деятельности; обеспечивает развитие детей в соответствии со склонностями, индивидуальными возможностями и интересами;
· увлекательности творчества - развитие творческих способностей детей в связи с чем в образовательной деятельности доминирует творческое начало и творчество рассматривается как уникальный критерий оценки личности и отношений в коллективе;
· природосообразности - учет возрастных и индивидуальных особенностей, задатков, возможностей обучающихся при включении их в разные виды деятельности;
· культуросообразности - ориентация на потребности общества и личности обучающегося, единство человека и социокультурной среды, адаптацию детей к современным условиям жизни общества.
Данная программа реалистична, т.к. реализуется на базе МБУДО «ДДТ», где имеется необходимая стабильная материально-техническая база.
Занятия проходят в специально отведённом кабинете. Помещение светлое, чистое, соответствующее всем требованиям безопасности, санитарии.
Для проведения занятий имеется оборудование: столы и стулья, соответствующие росту ребёнка, доска магнитная. Есть необходимые наглядные пособия, раздаточный материал, аудио- и видеозаписи.
Таблица №4
Методическое обеспечение 1 год обучения
№ | Название раздела | Дидактический материал | Техническое оснащение | Формы подведения итогов |
1 | Вводное занятие. | Таблицы, схемы по технике безопасности | компьютер | Практическая работа. Анализ работ |
2 | Ты изображаешь. Знакомство с мастером изображения | Тематические папки, подборка наглядного пособия. Раздаточный дидактический материал. Образцы выполненных заданий. Таблицы, схемы, фотографии, видеозаписи, аудиозаписи, мультимедийные материалы. | Методический фонд, библиотека по искусству, современные технические средства обучения (телевизор, видеомагнитофон, компьютер, проектор, видеоплеер и др.). | Проведение викторин. Коллективный анализ работ, самоанализ. Оформление и участие в выставках. Участие в конкурсах. |
3 | Чем и как работают художники | Тематические папки, подборка наглядного пособия. Раздаточный дидактический материал. Образцы выполненных заданий. Таблицы, схемы, плакаты, картины, репродукции работ художников, фотографии, видеозаписи, аудиозаписи, мультимедийные материалы. | Методический фонд, библиотека по искусству, современные технические средства обучения (телевизор, видеомагнитофон, компьютер, проектор, видеоплеер и др.). | Проведение викторин. Коллективный анализ работ, самоанализ. Оформление и участие в выставках. Участие в конкурсах. |
4 | Реальность и фантазия | Тематические папки, подборка наглядного пособия. Раздаточный дидактический материал. Образцы выполненных заданий. Таблицы, схемы, плакаты, видеозаписи, мультимедийные материалы. | Методический фонд, библиотека по искусству, современные технические средства обучения (телевизор, видеомагнитофон, компьютер, проектор, видеоплеер и др.). | Коллективный анализ работ, самоанализ. Оформление и участие в выставках. Участие в конкурсах. |
5 | О чем говорит искусство | Тематические папки, подборка наглядного пособия. Образцы выполненных заданий. Репродукции работ художников. Таблицы, схемы, плакаты, видеозаписи, аудиозаписи, мультимедийные материалы. | Методический фонд, библиотека по искусству, современные технические средства обучения (телевизор, видеомагнитофон, компьютер, проектор, видеоплеер и др.). | Презентация творческих работ. Коллективный анализ работ, самоанализ. Оформление и участие в выставках. Участие в конкурсах. |
6 | Как говорит искусство | Тематические папки, подборка наглядного пособия. Образцы выполненных заданий. видеозаписи, аудиозаписи, мультимедийные материалы. | Методический фонд, библиотека по искусству, современные технические средства обучения (телевизор, видеомагнитофон, компьютер, проектор, видеоплеер и др.). | Проведение викторин. Тестирование. Презентация творческих работ. Коллективный анализ работ, самоанализ. Оформление и участие в выставках. Участие в конкурсах. |
| Итоговое занятие. | Образцы выполненных заданий. Фотографии. Видеозаписи. | Компьютер, проектор | Выставка. |
Таблица №5
Методическое обеспечение 2 год обучения
№ | Название раздела | Дидактический материал | Техническое оснащение | Формы подведения итогов |
1 | Вводное занятие. | Таблицы, схемы по технике безопасности | компьютер | Практическая работа. Анализ работ |
2 | Ты изображаешь. Знакомство с мастером изображения | Тематические папки, подборка наглядного пособия. Раздаточный дидактический материал. Образцы выполненных заданий. Таблицы, схемы, плакаты, картины, репродукции работ художников, фотографии, видеозаписи, аудиозаписи, мультимедийные материалы. | Методический фонд, библиотека по искусству, современные технические средства обучения (телевизор, видеомагнитофон, компьютер, проектор, видеоплеер и др.). | Проведение викторин. Коллективный анализ работ, самоанализ. Оформление и участие в выставках. Участие в конкурсах. |
3 | Искусство в твоем доме | Тематические папки, подборка наглядного пособия. Раздаточный дидактический материал. Образцы изделий народного прикладного искусства. Образцы выполненных заданий. Таблицы, схемы, плакаты, фотографии, видеозаписи, аудиозаписи, мультимедийные материалы. | Методический фонд, библиотека по искусству, современные технические средства обучения (телевизор, видеомагнитофон, компьютер, проектор, видеоплеер и др.). | Проведение викторин. Тестирование. Коллективный анализ работ, самоанализ. Оформление и участие в выставках. Участие в конкурсах. |
4 | Художник и зрелище | Тематические папки, подборка наглядного пособия. Раздаточный дидактический материал. Образцы выполненных заданий. Таблицы, схемы, фотографии, видеозаписи, аудиозаписи, мультимедийные материалы. | Методический фонд, библиотека по искусству, современные технические средства обучения (телевизор, видеомагнитофон, компьютер, проектор, видеоплеер и др.). | Проведение викторин. Тестирование. Презентация творческих работ. Коллективный анализ работ, самоанализ. Оформление и участие в выставках. Участие в конкурсах. |
5 | Истоки родного искусства | Тематические папки, подборка наглядного пособия. Раздаточный дидактический материал. Образцы выполненных заданий. Таблицы, схемы, плакаты, картины, репродукции работ художников, фотографии, видеозаписи, аудиозаписи, мультимедийные материалы. | Методический фонд, библиотека по искусству, современные технические средства обучения (телевизор, видеомагнитофон, компьютер, проектор, видеоплеер и др.). | Проведение викторин. Презентация творческих работ. Коллективный анализ работ, самоанализ. Оформление и участие в выставках. Участие в конкурсах. |
6 | Древние корни народного искусства | Тематические папки, подборка наглядного пособия. Раздаточный дидактический материал. Образцы выполненных заданий. Таблицы, схемы, плакаты, картины, репродукции работ художников, фотографии, видеозаписи, аудиозаписи, мультимедийные материалы. | Методический фонд, библиотека по искусству, современные технические средства обучения (телевизор, видеомагнитофон, компьютер, проектор, видеоплеер и др.). | Проведение викторин. Тестирование. Презентация творческих работ. Коллективный анализ работ, самоанализ. Оформление и участие в выставках. Участие в конкурсах. |
| Итоговое занятие. | Образцы выполненных заданий. Фотографии. Видеозаписи. | Компьютер, проектор | Выставка. |
Таблица №6
Методическое обеспечение 3 год обучения
№ | Название раздела | Дидактический материал | Техническое оснащение | Формы подведения итогов |
1 | Вводное занятие. | Таблицы, схемы по технике безопасности | компьютер | Практическая работа. Анализ работ |
2 | Изобразительное искусство в семье пластических искусств. | Тематические папки, подборка наглядного пособия. Раздаточный дидактический материал. Образцы выполненных заданий. Таблицы, схемы, плакаты, картины, репродукции работ художников, фотографии, видеозаписи, аудиозаписи, мультимедийные материалы. | Методический фонд, библиотека по искусству, современные технические средства обучения (телевизор, видеомагнитофон, компьютер, проектор, видеоплеер и др.). | Коллективный анализ работ, самоанализ. Оформление и участие в выставках. Участие в конкурсах. |
3 | Мир наших вещей | Тематические папки, подборка наглядного пособия. Раздаточный дидактический материал. Образцы выполненных заданий. Таблицы, схемы, плакаты, картины, репродукции работ художников, фотографии, видеозаписи, аудиозаписи, мультимедийные материалы. | Методический фонд, библиотека по искусству, современные технические средства обучения (телевизор, видеомагнитофон, компьютер, проектор, видеоплеер и др.). | Проведение викторин. Презентация творческих работ. Коллективный анализ работ, самоанализ. Оформление и участие в выставках. Участие в конкурсах. |
4 | Каждый народ - художник | Тематические папки, подборка наглядного пособия. Образцы выполненных заданий. Таблицы, схемы, плакаты, картины, репродукции работ художников, фотографии, видеозаписи, аудиозаписи, мультимедийные материалы. | Методический фонд, библиотека по искусству, современные технические средства обучения (телевизор, видеомагнитофон, компьютер, проектор, видеоплеер и др.). | Тестирование. Презентация творческих работ. Коллективный анализ работ, самоанализ. Оформление и участие в выставках. Участие в конкурсах. |
5 | Декор: человек, общество время | Тематические папки, подборка наглядного пособия. Раздаточный дидактический материал. Образцы выполненных заданий. Таблицы, схемы, плакаты, фотографии, видеозаписи, аудиозаписи, мультимедийные материалы. | Методический фонд, библиотека по искусству, современные технические средства обучения (телевизор, видеомагнитофон, компьютер, проектор, видеоплеер и др.). | Проведение викторин. Презентация творческих работ. Коллективный анализ работ, самоанализ. Оформление и участие в выставках. Участие в конкурсах. |
6 | Декоративное искусство в современном мире | Тематические папки, подборка наглядного пособия. Образцы выполненных заданий. Таблицы, схемы, плакаты, фотографии, видеозаписи, аудиозаписи, мультимедийные материалы. | Методический фонд, библиотека по искусству, современные технические средства обучения (телевизор, видеомагнитофон, компьютер, проектор, видеоплеер и др.). | Презентация творческих работ. Коллективный анализ работ, самоанализ. Оформление и участие в выставках. Участие в конкурсах. |
7 | Художественный язык конструктивных искусств. В мире вещей и зданий | Тематические папки, подборка наглядного пособия. Образцы выполненных заданий. фотографии, видеозаписи, аудиозаписи, мультимедийные материалы. | Методический фонд, библиотека по искусству, современные технические средства обучения (телевизор, видеомагнитофон, компьютер, проектор, видеоплеер и др.). | . Коллективный анализ работ, самоанализ. Оформление и участие в выставках. Участие в конкурсах. |
8 | Человек в зеркале дизайна и архитектуры | Тематические папки, подборка наглядного пособия. Раздаточный дидактический материал. Образцы выполненных заданий. Таблицы, схемы, плакаты, фотографии, видеозаписи, аудиозаписи, мультимедийные материалы. | Методический фонд, библиотека по искусству, современные технические средства обучения (телевизор, видеомагнитофон, компьютер, проектор, видеоплеер и др.). | Презентация творческих работ. Коллективный анализ работ, самоанализ. Оформление и участие в выставках. Участие в конкурсах. |
| Итоговое занятие. | Образцы выполненных заданий. Фотографии. Видеозаписи. | Компьютер, проектор | Выставка. Защита проекта. |
Список литературы:
Воспитание и дополнительное образование детей. Детям о традициях народного мастерства. Т.Я. Шпикалова. - М: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОСТ - 2001. Часть №1, часть 2.
Изобразительное искусство. Развитие цветового восприятия у школьников. Описание опыта, конспекты уроков 1-6 кл. С.А. Казначеева, С.А. Бондарева. - Волгоград; Учитель, 2009.
Изобразительное искусство. В мире красок народного творчества. Уроки. Внеклассные мероприятия 4-8кл. Е.С. Туманова, Л.Ю. Романова. -Волгоград; Учитель, 2009.
Изобразительное искусство 2-8кл. Создание ситуации успеха./ Коллекция интересных уроков. А.В.Пожарская, Н.С. Забнева. - Волгоград; Учитель, 2011.
Изобразительное искусство 5-8 кл. Проверочные и контрольные тесты О.Б. Свиридова. - Волгоград: Учитель, 2008.
Изобразительное искусство и художественный труд. Б.М. Неменского 1-9 кл. - М; Просвещение, 2011.
Изобразительное искусство. Методическое пособие 1-4 кл. Б.М. Неменский. /4-е издание;- М: Просвещение 2010.
Изобразительное искусство. Обучение основам изобразительной грамоты./ Конспекты уроков5-7кл. - Волгоград; Учитель, 2009 изобразительное искусство.
Изобразительное искусство. Опыт творческой деятельности учащихся. /Конспекты уроков. 1-8классы. З.А. Степанчук, Г.В. Погорелова. - Волгоград; Учитель, 2009.
Методические рекомендации по проведению уроков трудового обучения в начальных классах. - М; ЦГА, Ставрополь, Сервисшкола 2003.
Методическое руководство к раздаточному материалу по трудовому обучению 3-4 кл. /Пособие для учителей; - М: Просвещение, 1993.
Музыка, архитектура и изобразительное искусство. Сценарии творческих уроков. В.С. Кукушин. - М; ИКЦ Март 2005.
Начальная школа. Трудовое обучение. Композиции, подарки, модели . В.В.Выгонов. М; Первое сентября, 2002.
Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью./ Лабораторный практикум В.Б.Косминская. М; Просвещение, 1981.
Основы художественного ремесла. Поделки из природных материалов. И.В. Черныш.- М: Аст-пресс, 2000.
Поурочное планирование. Начальная школа. Изобразительное искусство 1 кл./ Система уроков по учебнику Л.А. Неменской, Л.В. Шампарова. - Волгоград: Учитель 2011.
Примерные программы по учебным предметам Искусство 5-9кл.- М; Просвещение, 2010.
Программы дополнительного художественного образования детей в каникулярное время. - М; Просвещение, 2008.
Рабочие программы по изобразительному искусству 5-7 классы./ Б.М.Неменский.-М.; Планета, 2010.
Рисование в начальной школе –СПБ; Издательский Дом «Нева», - М: Олна – Пресс 2003.
Самоделки из бумаги. /Пособие для учителей начальных классов по внеклассной работе.// Г.И. Перевертень; - М: «Просвещение» 1983.
22. Сборник рабочих программ. Музыка искусство/ Г.П.Сергеевой, Е.Л. Критской 5-
9кл. - М., 2011.
Тематическое планирование. Изобразительное искусство по программе Б.М.Неменского 1-8 кл. – М., Издательство Учитель, 2010.
27