Дополнительная образовательная программа танцевальной студии «Грация» для одаренных детей 5-7 лет художественно-эстетической направленности

3
0
Материал опубликован 27 March 2021



Введено в действие

приказом заведующей

МБДОУ «Детский сад № 18»

_________ И. Н. Позднякова

УТВЕРЖДЕНО

на педагогическом Совете

МБДОУ «Детский сад» №18

Протокол от ____________ № _____







«Грация»

дополнительная образовательная программа

танцевальной студии

для одаренных детей 5-7 лет

срок реализации 5 лет







Автор-разработчик:

Юдина Марина

Юрьевна

музыкальный руководитель







Каменский район

2019


Содержание


I. Целевой раздел программы

1.1 Пояснительная записка………………………………………………………3

1.2 Цели, задачи и условия реализации Программы…………………………...5

1.3 Возрастные и психологические особенности детей 5-7 лет………………8

1.4 Принципы педагогической деятельности в работе с детьми……………..10

1.5 Планируемые результаты освоения Программы…………………………..11

1.6 Формы подведения итогов реализации Программы………………………12

II. Содержательный раздел

2.1 Основное содержание……………………………………………………….13

2.2 Методы и приемы обучения………………………………………………..16

2.3 Методическое обеспечение Программы…………………………………...17

2.4 Структура занятия…………………………………………………………..19

2.5 Материально – техническое обеспечение Программы……………………20

2.6 Этапы реализации Программы……………………………………………...21

2.7 Система и формы работы с детьми, родителями и педагогами…………..22

III. Организационный раздел

3.1Учебный план………………………………………………………………...24

3.2 Расписание занятий………………………………………………………….24

3.3 План выступления детей………………………………………………….....25

3.4 Тематическое планирование………………………………………………..26

3.5 Календарное планирование освоения элементов танцевальных движений и разновидностей танцевального шага………………………………………...27

Заключение………………………………………………………………………32

Список используемой литературы……………………………………………..33

Нормативно – правовое обеспечение Программы…………………………….34

Приложение……………………………………………………………………...35


I. Целевой раздел программы


1.1 Пояснительная записка


Дополнительная образовательная программа танцевальной студии «Грация» для одаренных детей 5-7 лет художественно-эстетической направленности.

Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. 

Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну из главных проблем совершенствования системы образования.

Одаренность детей может быть установлена и изучена только в процессе обучения и воспитания, в ходе выполнения ребенком той или иной содержательной деятельности.

Одаренные дети нуждаются в индивидуализированных программах обучения.

Практика музыкального воспитания в детском саду показывает, что дети, имеющие задатки музыкальности не просто готовы к дополнительной работе, но скорей нуждаются в этом. Они испытывают потребность в реализации своего творческого потенциала – с радостью участвуют в подготовке сольных номеров, легко усваивают дополнительный материал, их привлекает сценическая деятельность. Индивидуальные занятия воспринимаются ими, как награда, а не как дополнительная нагрузка. Таким образом, проблема организации работы с музыкально одаренными детьми стала актуальной и значимой для музыкального руководителя детского сада.

Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности образовательного учреждения.


В рамках этой работы в течение учебного года реализуются различные мероприятия, к участию в которых привлекаются дети дошкольного возраста, что в свою очередь, будет способствовать раскрытию и развитию личностного потенциала способных и одаренных детей.

В этой связи актуальной становится проблема разработки программы с использованием разнообразных форм, средств, методов физического, эстетического и музыкального воспитания одаренных детей. А отличительной особенностью программы является то, что занятия в танцевальной студии проводятся с одаренными детьми разновозрастной группы.

Настоящая программа разработана для развития танцевального творчества детей дошкольного возраста 5 – 7 лет на основе обязательного минимума содержания по музыкально-ритмическому развитию для ДОУ.



















1.2 Цели, задачи и условия реализации Программы


Цели:


1.Создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей средствами музыкального искусства;

2.Создание условий для раскрытия индивидуальных возможностей и творческих способностей одаренных детей в процессе занятий в танцевальной студии «Грация»;

3.Содействовать становлению исполнительских навыков в танце, артистичности и художественного вкуса детей.


Задачи:


1.Способствовать развитию музыкальности детей:

- чувствовать настроение, характер музыки, понимать её содержание;

- развивать музыкальный слух детей, чувство ритма, темпа, исполнительских навыков в танце.

2.Отрабатывать двигательные качества и умения детей:

- точность координации движений;

- гибкость и пластичность движений;

- умение запоминать и самостоятельно воспроизводить движение под музыку;

- обогащать двигательный опыт детей новыми видами движений;

- формировать правильную осанку детей.

3. Способствовать развитию творческих способностей детей, развивать фантазию, воображение, умение самостоятельно находить свои оригинальные движения.

4.Организовывать детей во время движения под музыку.

5. Формировать хореографические навыки детей.

6. Создавать атмосферу радости детского творчества в коллективе.


Для успешной реализации Программа предполагает:


- беседы о танце различного содержания, музыке;

- слушание музыки танцевального характера;

- просмотр видеозаписей детских праздников и концертов;

- рассматривание иллюстраций, фотоальбомов;

- посещение концертов.



Планируемые результаты:


Реализация программных задач позволит добиться следующих результатов:

- будут сформированы хореографические навыки в танце;

-будут сформированы исполнительские навыки в танце;

-будут развиты музыкальный слух, чувство ритма, темпа, музыкальная память, художественный вкус;

-будут сформированы социальные навыки, умение действовать в коллективе;

- будет развита правильная осанка.



Условия реализации программы и объем образовательной нагрузки


Музыкально – ритмические навыки и навыки выразительного движения активно усваиваются на дополнительных занятиях – занятиях танцевальной студии «Грация». Местом проведения танцевальных занятий является музыкальный зал. В котором имеется фортепиано и магнитофон.

Обязательная одежда и обувь для занятия:



- Для девочек: чешки белого цвета, футболка белого цвета, юбочка, носочки.

- Для мальчиков: чешки черного цвета, футболка белого цвета, шорты черного цвета, носочки.

Занятия проводятся в хорошо проветриваемом зале, после влажной уборки, вне основной образовательной деятельности два раза в неделю:

- вторник с 16.00 – 16.30.

- пятница с 11.00 – 11.30.

Возраст воспитанников 5-7 лет. Возрастной состав танцевальной студии «Грация», таким образом, смешанный. Количество обучаемых детей 10 человек. Состав группы детей постоянный, набор производился по результатам диагностики в начале учебного года, а так же по желанию детей. Занятия проводятся в групповой и индивидуальной форме. Программа рассчитана на 5 лет обучения. Количество учебных часов в год – 36 часов.

Занятие состоит из трех частей:

Вводная часть: танцевально-ритмическая гимнастика, танцы-минутки (3-5 минут);

Основная часть: повторение, изучение нового материала, закрепление (15 минут);

Заключительная часть: музыкальные игры, вспомогательные и корригирующие упражнения, поклон (8-10 минут);

Диагностика по выявлению уровня развития чувства ритма проводится 2 раза в год (вводная – в сентябре, итоговая – в мае) (см. Приложение 1).









1.3 Возрастные и психологические особенности детей 5-7 лет


Возрастные и психологические особенности детей 5-7 лет


Дети 5-7 лет нуждаются в двигательной активности больше, чем дети младшего или среднего дошкольного возраста. Этот возраст врачи и физиологи называют «возрастом двигательной расточительности». Именно занятия танцевального кружка помогают творчески реализовать эту потребность, ведь разнообразие движений позволяет развивать не только чувство ритма, но и мускулатуру, стимулирует память, внимание, мышление и воображение ребенка.

Дети 5-6 лет готовы и способны к довольно сложному звукоразличению, объяснению эмоционального характера музыкального произведения, интерпретации музыкального образа и его передаче в различных видах художественной деятельности.

К 6 годам дети умеют самостоятельно определить на слух характер музыки и передать его в движении, слышать вступление, легко различать 2 частную форму произведения. Отмечают в движении изменение темпа, динамики, чувствуют чередование музыкальных фраз, выделяют акценты, с желанием откликаются на творческие задания, проявляя творческую активность.

У детей 5-7 лет достаточно развиты двигательные навыки: они ритмично ходят, легко и энергично бегают, умеют скакать с ноги на ногу. Именно сейчас они способны самостоятельно определить музыку танца, подобрать соответствующий характер движения (польки, вальса, пляски.); использовать элементы народного танца в своих импровизациях.

В возрасте 5-7 лет наблюдается незавершенность строения стопы, важно предупредить появление плоскостопия. Именно движения ног, правильно подобранные упражнения могут решить проблему плоскостопия. Важно давать детям правильные нагрузки, не навредить, не перетрудить стопу.


К 6 годам у ребенка хорошо развиты мышцы туловища, надо развивать и мелкие мышцы, чтобы они не остались по-прежнему слабыми.

Ребенок 6 лет может выполнять движения с различной амплитудой от медленных переходить к более быстрым движениям.

Дети 6-7 лет характеризуются самостоятельностью музыкальных проявлений и действий. Возрастает познавательная активность: их занимает история создания музыкального произведения, жизнь и творчество композитора, музыкальное повествование.

Они не просто интересуется музыкой, а требуют музыкальных впечатлений. Восприятие начинает носить целенаправленный и творческий характер, творчество пронизывает все виды детской исполнительской деятельности, такие дети сознательно стремятся передать музыкальный образ эмоционально-выразительными средствами.

Благодаря целенаправленным занятиям улучшается координация движений детей, им становится доступно выполнение разнообразных упражнений на равновесие.

Размеры дыхательных путей ребенка значительно уже, чем у взрослых, поэтому важна правильная организация двигательной активности.

При выполнении танцевальных движений вентиляция легких увеличивается в 2-7 раз, при беге и прыжках – еще больше.

В этом возрасте созревают лобные доли мозга, благодаря чему ребенку удается управлять своими движениями, действием, поведением. Характер в этом возрасте только складывается, но дети уже обладают некоторой настойчивостью в достижении желаемого, способны ставить перед собой определенные цели. При правильной физической нагрузке старший дошкольник в состоянии без особого напряжения заниматься в течение 30-35 минут.





1.4 Принципы педагогической деятельности в работе с детьми


Принципы педагогической деятельности в работе детьми:


1.Принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка.

2.Принцип научной обоснованности и практической применимости - содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики.

3.Принцип культуросообразности – изучение культурных ценностей и национальных традиций.

4. Принцип гуманно – личностного отношения к ребенку, направленного на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей.

5.Принцип постепенного и последовательного повышения нагрузок. Сочетание адекватной нагрузки и полноценного восстановления дает наилучшие результаты.

6.Систематичность. Все занятия происходят регулярно.

7.Принцип вариативности реализации содержания, форм, методов учебно-воспитательного процесса. Варьируются: интенсивность и продолжительность нагрузки, разносторонность нагрузки, физическое и психическое напряжение.

8.Наглядность. Показ руководителем определенных упражнений и использование различных средств ТСО и наглядных пособий.

9.Доступность. Упражнения разучиваются от простого к сложному, от известного к неизвестному.

10.Взаимодействие. Не «над учениками», а «вместе, рядом с ними».

11.Закрепление навыков. Выступления детей на праздниках, концертах разного уровня.



1.5 Планируемые результаты освоения Программы


В ходе изучения программы дети приобретают

следующие знания и умения:


1.Знают историю происхождения разучиваемых танцев «Полька», «Вальс»;

2.Знают 4 направления танца: народный, классический, бальный, эстрадный;

3.Знают отличительные черты народного, классического, бального и эстрадного танца;

4.Знают позиции рук и ног в классическом танце;

5. Знают названия балетов П.И.Чайковского «Щелкунчик», «Лебединое озеро», «Спящая красавица»;

6.Сочиняют несложные танцевальные движения;

7.Показывают в движении основные средства музыкальной выразительности;

8.Умеют импровизировать под музыку, используя знакомые танцевальные движения;

9.Исполняют танцы, разученные в учебном году, артистично, музыкально точно, выразительно.


Ожидаемые результаты:


1.Раскрытие индивидуальных возможностей и творческих способностей одаренных детей в процессе занятий в танцевальной студии «Грация»;

2.Повышение уровня музыкально-ритмической подготовки и развития эмоциональной сферы одаренных детей;

3.Развитие фантазии и образного мышления одаренных детей в области ритмики посредством игры;

4.Формирование музыкально – коммуникативных качеств личности;




5.Формирование самостоятельности и инициативы при выполнении движений и упражнений;

6.Освоение детьми новых двигательных умений и навыков при выполнении танцевальных упражнений;

7. Становление исполнительских навыков в танце, артистичности и художественного вкуса детей.



1.1.5 Формы подведения итогов реализации Программы


Формы подведения итогов реализации программы:

1.Участие в районных, городских конкурсах;

2.Организация конкурсов (шоу талантов) талантливых одаренных детей на базе ДОУ;

3.Открытые занятия (музыкально - театрализованные представления, импровизации, развлечения) внутри ДОУ;

4.Выступления на утренниках;

5. Участие в развлечениях;

3. Отчетный концерт.






















II. Содержательный раздел


2.1 Основное содержание


Развитие музыкальности, творческих способностей


оспитание интереса и любви к музыке, потребности слушать знакомые и новые музыкальные произведения, двигаться под музыку, узнавать, что это за произведения и кто их написал;

-Развитие умения передавать основные средства музыкальной выразительности: темп - разнообразный, а также ускорения и замедления; динамику; регистр (высокий, средний, низкий); метроритм (разнообразный, в том числе и синкопы); различать 2 -3-частную форму произведения, а также вариации, рондо;

-Развитие способности различать жанр произведения — плясовая (вальс, полька, старинный и современный танец); песня (песня-марш, песня-танец и др.), марш, разный по характеру, и выражать это в соответствующих движениях;

-Развитие умений сочинять несложные плясовые движения и их комбинации;

-Обогащение слушательского опыта разнообразными по стилю и жанру музыкальными сочинениями;

-Развитие умения выражать в движении характер музыки и ее настроение;

-Формирование умений исполнять знакомые движения в игровых ситуациях, под другую музыку, импровизировать в драматизации, самостоятельно создавая пластический образ;

-Развитие воображения, фантазии, умения находить свои, оригинальные движения для выражения характера музыки, умение оценивать свои творческие проявления и давать оценку другим детям.




Развитие и тренировка психических процессов


-Тренировка подвижности (лабильности) нервных процессов - совершенствовать умение изменять движения в соответствии с различным темпом, ритмом и формой музыкального произведения - по фразам;

-Развитие таких психических процессов как восприятие, внимание, воля, память, мышление - на основе усложнения заданий (увеличение объема движений, продолжительности звучания музыки, разнообразия сочетаний упражнений и т.д.);

-Развитие эмоциональной сферы и закрепление умения выражать различные эмоции в мимике и пантомимике: радость, грусть, страх, тревога, и т.д., разнообразные по характеру настроения, например: «Кукла не хочет быть марионеткой, она мечтает стать настоящей балериной», «Рыбки легко и свободно резвятся в воде» и.т.д.



Развитие двигательных качеств и умений


-Развитие способности передавать в пластике музыкальный образ, используя перечисленные ниже виды движений.

Основные:

-Ходьба - бодрая, спокойная, на полупальцах, на носках, на пятках, пружинящим, топающим шагом, «с каблучка», вперед и назад (спиной), с высоким подниманием колена (высокий шаг), ходьба на четвереньках, «гусиным» шагом, с ускорением и замедлением;

-Бег - легкий, ритмичный, передающий различный образ, а также высокий, широкий, острый, пружинящий бег;

-Прыжковые движения - на одной, на двух ногах на месте и с различными вариациями, с продвижением вперед, различные виды галопа (прямой галоп, боковой галоп), поскок «легкий» и «сильный» и др.


Общеразвивающие упражнения:

-На различные группы мышц и различный характер, способ движения; упражнения на развитие гибкости и пластичности, точности и ловкости движений, координации рук и ног.

Плясовые движения:

-Элементы народных плясок и детского бального танца, доступные по координации, танцевальные упражнения, а также разнонаправленные движения для рук и ног, сложные циклические виды движений: шаг польки, переменный шаг, шаг с притопом и др.

Имитационные движения:

-Различные образно-игровые движения, раскрывающие понятный детям образ.




Развитие нравственно - коммуникативных качеств личности



-Формирование чувства такта;

-Воспитание культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми;

-Воспитание умения сочувствовать, сопереживать, воспринимая музыкальный образ, настроение.









Развитие умений ориентироваться в пространстве


амостоятельно находить свободное место в зале, перестраиваться в круг, становиться в пары и друг за другом, в несколько кругов, в шеренги, колонны, самостоятельно выполнять перестроения на основе танцевальных композиций («змейка», «воротики», «спираль» и др.).


2.2 Методы и приемы обучения


Успешное решение поставленных задач на занятиях танцевального кружка в ДОУ возможно только при использовании методов и приемов обучения.


Наглядный метод:

Приемы:

- Иллюстрации: русского народного костюма, танцующей пары;

- Показ под музыку сюжетно-образных движений;

- Показ элементов народных, эстрадных танцев под музыку (под счет);

- Двигательный показ под музыку педагогом;

- Показ движений в упражнениях;

-Показ ребенком движения.


Словесный метод:

Приемы:

- Беседа о характере музыки, средствах её выразительности;

- Пояснения в ходе выполнения движений;

- Напоминание о правильности, образности движений;

- Объяснение;

- Образный рассказ о новом танце;

-Оценка, поощрение.


Практический метод


Приемы:

- Упражнения для развития танцевальных навыков одаренных детей (изменение движений в соответствии с характером музыки, регистровых изменений, динамических оттенков, темповых изменений, метроритма);

- Подготовительные упражнения (освоение в интересной, занимательной форме танцевальных движений);

- Последовательное разучивание материала.


Игровой метод

Приемы:

- Обыгрывание упражнений;

- Сюжетные игры для организации детской деятельности.



2.3 Методическое обеспечение Программы


Прежде, чем научить ребенка танцевать, нужно научить его красиво и осознанно двигаться под музыку, научить связывать музыку с движением.

Для этого следует тщательно продумать методические приемы, которые помогут решить поставленные задачи. Для этого в занятия включены простые и интересные упражнения. Обучение движению начинается с его названия, показа, объяснения техники. Систематическое повторение одного упражнения значительное число раз позволяет добиться лучшей техники исполнения. Нужно разнообразить задания, что бы они всегда оставались занимательными для воспитанников. Для обучения танцам детей дошкольного возраста необходимо использовать игру.




Игра должна быть средством достижения намеченной педагогической цели, требовать для своего осуществления волевых усилий, упорного труда.

Разучивание танцев проводится в такой последовательности:

- вводное слово педагога (перед разучиванием танца педагог сообщает сведения об истории его возникновения), знакомит с темпом, характером, ритмическим рисунком танца.

- разучивание элементов танца, танцевальных движений, рисунка танца (педагог объясняет и сам показывает движения, затем дети повторяют, при этом педагог обращает внимание детей на ошибки и поправляет их).

Движения разучиваются под музыку или под счет.

Когда основные движения, позы, рисунок разучены, приступаем к соединению их в танцевальную композицию; комбинации разучиваем и отрабатываем. Важно сформировать у детей представление о танцевальном образе. Первое представление о танцевальном образе и, соответственно, о стиле исполнения мы получаем, прослушивая музыку.

Затем комбинации собираем в фигуры танца, а фигуры в целый танец. Фигуры танца и танец целиком многократно повторяются учащимися в целях запоминания и достижения грамотного и выразительного исполнения. Одним из самых слабых мест в исполнительской практике является невыразительность лица, поэтому с первого занятия нужно обращать внимание детей на активность мышц лица. И поэтому для развития у детей выразительности, артистичности, фантазии в занятия включены музыкальные этюды и игры. Целесообразно включать в занятие импровизацию. В качестве музыкального оформления выбираются доступные для восприятия детей произведения. Они должны быть разнообразными и качественными. Музыка подбирается к каждой части занятия, определяется ее структура, темп, ритмический рисунок, характер. Каждое занятие содержит различные виды работы, но заканчивается веселой игрой или просто улыбкой друг другу под музыку.


2.4 Структура занятия:


1).Ходьба танцевальным шагом, построение.

2).Поклон – приветствие (мальчики: приставной шаг вправо, кивок головой, влево – кивок головой; девочки: приставной шаг вправо – «плие», влево – «плие»).

3). Разминка: выполнение подготовительных упражнений, отработка знакомых движений.

4). Основная часть: новый материал:

- Беседа по теме занятия, слушание музыки танца;

- Знакомство с новым движением;

- Отработка движения под счёт педагога;

- Под музыку.

5). Заключительная часть:

- Упражнения на расслабление, дыхательные упражнения.

- Вывод:

- Чем сегодня занимались на кружке?

- Что нового узнали?

- С какими новыми движениями познакомились?

6). Поклон – маленький знак вежливости.



2.5 Материально-техническое обеспечение Программы


Организация занятий осуществляется в музыкальном зале дошкольного учреждения, расположенном на втором этаже здания, музыкальным руководителем, имеющим специальную подготовку и соответствующее образование.

Кабинет музыкального руководителя оснащен необходимым оборудованием, наглядными пособиями, дидактическим пособиями, необходимыми для осуществления музыкального воспитания.


Материально-техническое обеспечение включает в себя:


1. Светлый просторный зал с деревянным покрытием.

2. Технические средства: телевизор, проектор, музыкальный центр.

3.Музыкально-дидактические пособия: CD-диски, видеоролики, презентации.

4. Реквизиты для танцев: ленты, музыкальные инструменты и др.

5. Тренировочная одежда: чешки, футболка, шорты, носки.

6. Сценические костюмы.













2.6 Этапы реализации Программы


Первый этап – организационно – подготовительный


обеспечение материально-технической базы;

теоретическое осмысление проекта;

анализ и создание в ДОУ полноценных условий;

организация информационно-методического обеспечения, пополнение медиотеки, библиотеки методической литературы;

составление диагностических карт, подбор диагностического инструментария, анкет для родителей;

диагностика детей, педагогов и родителей;

ознакомление с результатами диагностики педагогов и родителей;

тематическое планирование работы с одаренными детьми;

разработка системы развития творческих способностей детей через музыкально-ритмическую и танцевальную деятельность;

подбор музыкального репертуара;

разработка авторской программы.



Второй этап – практический


Работа с детьми:

1).Реализация системы развития творческих способностей детей с помощью музыкально-ритмической и танцевальной деятельности: студии «Грация»;

2). Различные виды деятельности: занятия с использованием творческих заданий, мультимедиа, игровые задания; развлечения и досуги;

3).Работа по формированию у детей творческих танцевальных действий с использованием творческих заданий.



Работа с родителями и педагогами:

1). Консультации, семинары для педагогов и родителей;

2).Информационные материалы для педагогов и родителей.



Третий этап-итогово-аналитический


На данном этапе предполагается:

мониторинг личных достижений детей;

сравнительный анализ деятельности педагога и обобщение результатов по организации работы с детьми;

подведение итогов и анализ результатов работы: итоговая диагностика, анкетирование родителей и педагогов;

определение проблем, возникших в ходе реализации программы, пути их решения;

доработка и систематизация методов, рекомендаций по данной проблеме;

обобщение опыта работы опыта на педагогическом совете ДОУ;

разработка перспективного плана - программы дальнейшей работы в этом направлении.


2.7 Система и формы работы с детьми, родителями и педагогами


Система работы с детьми


Основная форма занятий - практическая. Но в процессе обучения обязательно проводятся беседы с подачей нового материала, просматриваются видеоматериалы. В результате бесед у детей вырабатывается способность анализировать пройденный материал.




Работа с родителями


Задачи:

информирование родителей о целях, задачах и результатах работы;

проведение проблемно-ориентированного анализа для сопоставления достигнутых результатов с прогнозируемым;

определение приоритетов родителей в области их педагогической грамотности;

мониторинг потребностей родителей воспитанников в дополнительных образовательных услугах.


Активные формы работы с родителями:


презентация авторской программы «Грация»;

видеозаписи и компьютерные презентации из жизни детского сада;

выступления детей на родительских собраниях;

викторины на музыкальных встречах;

организация работы по подготовке концертных костюмов;

консультации: «О пользе музыкально – ритмической гимнастики»; «Танец – это жизнь»; «Зачем ребенку танцевать?»; «Танец как средство развития ребенка»; «Влияние танцев на характер ребенка».


Работа с педагогами


Консультации психолога «Развитие артистизма у детей дошкольного возраста 5-7 лет средствами хореографии», «Поддержка высокой самооценки ребенка»; «Одаренный ребенок. Как не спровоцировать звездную болезнь».








III. Организационный раздел


3.1 Учебный план


п/п

Наименование

Кол-во занятий в неделю/месяц

Кол-во часов в неделю/ месяц

Форма проведения

1.

Программа

Дополнительного проведения занятий по развитию танцевальных способностей у детей




2/8

1/4

фронтальная, индивидуальная


Итого в год (количество учебный часов)

36




3.2 Расписание занятий


Дни недели

Время

Музыкальный руководитель

Вторник

Пятница

16.00 - 16.30

11.00 - 11.30

Юдина М. Ю.











3.3 План выступлений детей

Мероприятия

Дата

Осенний утренник

Октябрь

День матери

Ноябрь

Шоу талантов «Синяя птица»

Декабрь

Новогодний утренник

Декабрь

Светлый праздник Рождества

Январь

День защитника отечества

Февраль

Международный женский день

Март

Ярмарка (проводы зимы)

Апрель

День Победы

Май

Выпускной бал

Май

Отчетный концерт

Май- июнь





















3.4Тематическое планирование

Тема

Часы

Диагностика

1

I«Осенний калейдоскоп»

Танец с листочками;

Танец с зонтиками



3

3

II«Танцы народов мира»

Японский танец с веерами «Цветение сакуры»;

Испанский танец «Фламенко»



3

3

III«Современные танцы»

Танец «Веселаягусеница» (EddieGrant  GimmeHopeJoanna)

Танец «Амана Кукарелла»



3

3

IV«Русские народные танцы»

Танец «Сударыня – барыня»



3

V«Флешмобы»

Танец «Что манит птицу»

Танец «Новый день придет»



3

3

VI«Песни военных лет»

Танец «Смуглянка»;

Танец «Пограничницы»



3

3

VII «Танцевальный калейдоскоп» (отчетный концерт)

1

VIII«Мониторинг»

1

Всего часов

36 часов



3.5 Календарное планирование

освоения элементов танцевальных движений

и разновидностей танцевального шага

занятий

Наименование разделов и тем


Календарные сроки

Репертуар





Раздел 1.


















































Раздел 2.











































Раздел 3.





























Раздел 4.














Раздел 5.

Танцевальные движения и современные танцы

Тема 1.1.


История происхождения и особенности эстрадных танцев. История возникновения и развития исторического танца.

Движение в парах. Начинать и заканчивать движения в соответствии с началом и окончанием музыки.

Сентябрь

1 неделя

«Парная пляска», карельская народная мелодия;

«Финский танец»; «Самбо Тико – тико»; «Аргентинское танго»; «Испанский танец – Шоколад»; «Арабский – Кофе»; «Китайский – Чай».

Тема 1.2.


Полька: шаги польки:

шаг польки назад;

шаг польки вперед;

шаги польки с поворотом кругом (галоп прямой и боковой в к ругу по линии танца, в парах, лицом друг к другу).

Поскоки на месте, кружение поскоками, приставные шаги, хлопки.

Сентябрь

2 неделя

«Итальянская полька», С.В. Рахманинов; «Полька» М.И.Глинка;«Берлинская полька»; Полька «Добрый жук»;А.Гедике «Полька»; И. Штраус «Полька».

Тема 1.3.


Лирические танцы.

Построение двух концентрических кругов.

Постановка в шеренгу, колонны, цепочку, круг, диагональ, колонну по сигналу.

Сентябрь

3 неделя

П. И. Чайковский, балет «Лебединое озеро» - «Танец маленьких лебедей»; «Одетта и Зигфрид»; балет «Щелкунчик» - «Дуэт Мари и Принца»; Балет «Спящая красавица» - «Адажио» (Принц и Принцесса).

Тема 1.4.


Музыкально-пространственные композиции. Согласовывать движения с музыкой. Составлять характерные движения танцев. Определять характер и настроение музыки и рассказывать о нем танцем. Сужать и расширять круг, изменять направление движения.









Сентябрь

4 неделя

Песня «Из чего же» сл. Я. Халемского, муз. Ю. Чичкова; песня «Увезу тебя я в тундру», муз. М. Фрадкина; песня «Время верить в чудеса», муз.и слова В. Овсянникова; песня «Дождя не боимся», сл. Ю. Энтина, муз. М. Минкова.








Элементы классического танца

Тема 2.1.


Основные позиции тела, ног и рук в классическом танце. Упражнения для развития основных позиций тела, ног и рук в классическом танце.

Октябрь

1 неделя

«Времена года» - цикл произведений Вивальди и Чайковского;

Д. Шостакович «Детские пьесы»; Ф.Шуман «Альбом для юношества».

Тема 2.2.


Музыкальный размер 3\4.

Менуэт, шаг менуэта.

Перестроения в танце.

Постановка корпуса, осанка.

Вальс, кружение «лодочкой».


Октябрь

2 неделя

Д.Б.Кабалевский, «Вальс», «Походный марш» и «Клоуны»;

П. И. Чайковский «Вальс снежных хлопьев»; «Фея Драже»; «Марш»; «Вальс цветов»; В. А. Моцарт №5 – Менуэт; Реквием –«Лакримоза» (фрагмент).



Тема 2.3.


Полонез. Изучение движений композиции танца Полонез. Вступление. Базовые шаги. Характерные перестроения.Упражнения для выработки осанки, выворотности, эластичности и крепости коленного и тазобедренного суставов.

Октябрь

3 неделя

М. И. Глинка «Полонез»; П. И. Чайковский из оперы «Евгений Онегин» «Полонез»; Ф. Шопен «Полонез А – для бала».

Тема 2. 4.


Перестроения парами, врассыпную, в колонны по два, по четыре, перестраиваться в круг, полукруг; выполнять топающий шаг, выполнять поскоки легко и ритмично; выполнять дробный шаг, выставлять ногу на пятку и носок. Маршировать вправо и влево, двигаться по кругу, деля шаг на всю ступню, кружиться.

Октябрь

4 неделя

«Марш», муз. Д. Кабалевского; «Марш», муз. Ж. Люлли; «Походный марш», муз. Д. Кабалевского; «Марш тореадора» из оперы «Кармен» Ж. Бизе.




Танцы народов Мира

Тема 3.1.


Японский танец

Характерные движения и особенности исполнения.

Ноябрь

1-2 неделя

Танец с веерами «Цветение сакуры».


Тема 3.2.


Испанский танец

Главные особенности исполнения: ритм, рисунок, динамика, техника исполнения.


Ноябрь

3-4 неделя

Танец «Фламенко».

Тема 3.3.


Грузинский танец

Характерные особенности исполнения для мальчиков – ловкость и сила, для девочек – изящество и плавность.

Декабрь

1-2 неделя

Танец «Лезгинка».

Тема 3.4.


Греческий танец

Характерные особенности исполнения танца «Сиртаки» - танец групповой, все движения синхронны.

Декабрь

3-4 неделя

Танец «Сиртаки».


Русские народные танцы

Тема 4.2.


История зарождения русского народного танца. Отличительные характеристики и особенности.



Январь

2 неделя

«Калинка – малинка»;

«Сударыня – барыня»; «Варенька»; «Березка»; «Ромашки»; «Свидание».

Тема 4.1.


Танец «Сударыня – барыня»

Характерные особенности исполнения танца для мальчиков: ловкость и виртуозность движений, для девочек: сочетание в пляске величавости с непринужденностью.

Январь

3-4 неделя

«Сударыня – барыня».

Тема 5.1.


Хороводные шаги: топающий, топотушки:(простые – выполняются только на беге; сложные – основа – перетоп), перетопы, дробный шаг.

Движение по кругу с ускорением и замедлением темпа; Движение против хода, в колонне по диагонали, в шеренге взявшись за руки. Выставление ноги на носок, пятку и делать три притопа.

Февраль

2 неделя

«Побегаем, попрыгаем», муз. С. Соснина; «Эстонская полька», эстон. нар.мелодия; «Весенний хоровод», муз. Ф. Филиппенко, сл. Т. Волгиной; песня – хоровод «Кружева осенние», сл. и муз. Я. Жабко; хоровод «На горе – то калина»; «Легкий бег змейкой», муз. А. Дворжака; «Хоровод цветов», муз. Ю. Скокова, сл. З. Петровой.

Тема 5.2.


Хороводные шаги: приставной шаг, шаг с притопом на месте и в движении. Перепляс. Танцевальные комбинации русских танцев: постановка корпуса, рук, ног, головы; правильность исполнения движений.

Февраль

3 неделя

Танец «Русский перепляс», муз. Г. Гладкова; Белорусский танец «Бульба»; «Бег», муз. Т. Ломовой; «Боковой галоп», муз. А Жилина;

«Танец снежинок»; «Прямой галоп»; «Всадники», муз. В. Витлина; «К нам гости пришли», муз. Ан. Александрова, сл. М. Ивенсен; Пляска «Зеркало», рус.нар. мелодия; «Ой, хмель, хмелек», рус. нар. мелодия в обр. М. Раухвергера; «Светит солнышко для всех», муз. А. Ермолова, сл. В. Орлова.

Тема 5.3.


Танцевальные импровизации (выступление на праздничных мероприятиях).

Февраль

4 неделя

«Возле речки, возле моста», рус.нар. песня; «Гости ходят в огород»; «Сочини пляску» под музыку «Полянка», рус. нар. мелодия;

«Петух, курица, цыпленок»; «Антошка», муз. В. Шаинского, сл. Ю. Энтина; «Когда мои друзья со мной», муз. В. Шаинского; «Во поле береза стояла», рус.нар. песня; «Цапли танцуют», «Цапли полетели», муз. Е. Макарова; «Конек», «Кто копытом бьет – цок, цок? Это резвый мой конек», «Бег», муз. Е. Тиличеевой; «Веселые скачки», муз. Б. Можжевелова.

Раздел 6.








































Раздел 7.


























Раздел 8.

Элементы ритмической гимнастики. Танцевальные движения

Тема 6.1.


Полуприсядка (с открыванием на ребро каблука; с открыванием ноги на воздух;

разножка - в стороны, на ребро каблука; разножка - вперед – назад), «ковырялочка (без подскоков и с подскоками)».

Выставление ноги на носок, на пятку с полуприседанием. Движение приставными шагами с носка, ходьба на полупальцах в колонне.

Март

1 неделя

«Калинка», «Яблочко», рус.нар. мелодии; «Русский танец» под музыку «Ах, вы сени», рус. нар. песня; «Веснянка», муз. А. Филиппенко; «Горошина», рус.нар. игра.



Тема 6.2.


Виды хлопков (умение передавать ритмический рисунок хлопками), выполнять боковой галоп и подскоки в парах. Гимнастика для развития мышц и суставов плеч, рук, кистей, головы. Прыжки на 180 градусов и обратно.

Март

2 неделя

«Марш», муз. Д. Верди из оперы «Аида»; «Бег», муз. Т. Ломовой. «Боковой галоп», муз. А Жилина;«Танец снежинок», «Вальс», муз. А Жилина.

Тема 6.3.


Музыкально-образные движения. Развитие «мышечного чувства»: расслабление и напряжение мышц корпуса, рук и ног.

Март

3 неделя

«Волк и серые зайцы», муз. Т. Шутенко; Упражнения «Кто там?», «Ку – ку»;«Лиса по лесу ходила», рус. нар. песня; игры: «Ворон», русская народная прибаутка; «Узнай по голосу», муз. М. Красева; упражнения «Дождик».

Тема 6.4.


Упражнения на координацию движений: повороты головы в движении, на месте, движение рук и головы в движении, подскоки с одной ноги на другую и т.д.

Март

4 неделя

Игра «Гусенница»; «По тропинке»; «Мишка на бревне»;«Поймай комара»; «Кто как танцует» (танец лисы, зайчика, мишки, волка).

Тема 7.1.


Кадрили. Парные пляски. Упражнения на равновесие.

Апрель

1 неделя

«Донецкая кадриль», «Русская пляска» (парами), упражнение «Канатоходец», игра «Послушай, поверь и себя проверь».

Тема 7.2.


Упражнения на подвижность стопы и эластичность голеностопного сустава. Упражнения для выворотности ног, наклоны к ногам.

Построения и перестроения группы:

«Змейка», «Воротики», «Спираль».

Апрель

2 неделя

«Хомячок», муз. А. Абеляна; «Рыбка», муз. М. Красева; «Всадники», муз. В. Витлина; «К нам гости пришли», муз. Ан. Александрова, сл. М. Ивенсен; хоровод «Золотые ворота»; хороводная игра «За грибами»; «Игра в стадо»; «Веснянка»; «Дроздок».

Тема 7.3.


Повторение и закрепление пройденного материала, подведение итогов. Танцевальный конкурс.

Апрель

3-4 неделя

Упражнения: «Сочини марш и танец»; «Затейники»,

«Зеркало», игра «Все танцуем вместе», обр. В. Попова.

Азбука музыкального движения

Тема 8.1.


Современные танцы. Перестроения группы: из круга, колонны, шеренги врассыпную, свободное размещение по залу.

Май

1 неделя

Танец «Веселаягусеница» (Eddie Grant – Gimme Hope Jo anna);

Танец «Амана Кукарелла».

Тема 8.2.


Флешмобы.

Танцевальные комбинации и групповые перестроения.

Май

2 неделя

Танец «Что манит птицу»;

Танец «Новый день придет».

Тема 8.3


Выступление на «Выпускном бале».

Итоговый отчетный концерт

Май

3-4 неделя

Танец «Амана Кукарелла».












Заключение


Представляемая программа способствует созданию условий для построения образовательного процесса, направленного на музыкально -творческое развитие одаренных детей, на реализацию и совершенствование их индивидуальных способностей. Программа доступна к использованию в любом дошкольном учреждении. Она позволяет скоординировать и интегрировать деятельность музыкального руководителя в направлении работы с детьми, имеющими предпосылки одаренности. Определены основные этапы создания условий для целенаправленной и системной работы с детьми со способностями. Методические рекомендации по развитию продуктивного творческого мышления одаренных детей позволяют активизировать музыкально - творческое мышление. Данная программа предусматривает принцип минимальной достаточности содержания для наиболее эффективного и адекватного отслеживания развития внутреннего потенциала личности воспитанников, что позволяет определить приоритетную сферу их интересов, а также уровень развития творческого мышления, музыкально – ритмических способностей.























Список используемой литературы:



Барышникова Т. «Азбука хореографии». Редактор М.Е. Гурьянова, художник Ю.Д.Федичкин. «Айрис-пресс». Москва, 2001г.

Буренина А.И. Ритмическая мозаика Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста - 2-е изд., испр. и доп. - СПб.: ЛОИРО, 2000. -220 с.

Ветлугина Н.А. Методика музыкального воспитания в детском саду. – М.: Просвещение, 1989 г.

Ерохина О. В., «Школа танцев для детей», 2003 г.

Зарецкая Н, Роот З. «Танцы в детском саду». Москва - 2006 г.

Затямина Т.А., Стрепетова Л.В. Музыкальная ритмика (Учебно-методическое пособие). Серия «Уроки мастерства». Москва. Изд. «Глобус», 2009 г.

Зимина А.Н. Образные упражнения и игры в музыкально - ритмическом развитии де­тей 4-8 лет. Практикум для педагогов. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001 г.

Каплунова И. М., Новоскольцева И. А., Алексеева И. В. «Топ - топ каблучок. Танцы в детском саду I», 2000 г.

Каплунова И. М., Новоскольцева И. А., Алексеева И. В. «Топ – топ каблучок. Танцы в детском саду II», 2005 г.

Михайлова М.А, Воронина Н.В. «Танцы, игры, упражнения для красивого движения». Редактор Чупина Т.В., художник Турилова. «Академия развития» Ярославль 2004 г.

Музыкальные игры, пляски и упражнения в детском саду. - М.: Учпедгиз, 1958 г.

Музыка и движение. Методические рекомендации для музыкальных руководителей, руководителей ритмики и хореографии. Сост. Власов В. А. - Сыктывкар, 1994 г.

Радынова О.П. Слушание музыки в детском саду. – М., 2001г.

Редактор В.Чернина, художник М.Душин.«Линка-пресс» Москва 2006 г.

Са-фи-дансе. Танцевально-игровая гимнастика для детей. Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных и школьных учреждений.

Слуцкая С.Л. «Танцевальная мозаика». Хореография в детском саду.


Нормативно – правовое обеспечение Программы:


1. Конституция Российской Федерации;

2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 No273-ФЗ (ред. от 23.07.13): статьи 13 «Общие требования к реализации образовательных программ»; статьи № 28 «Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательного учреждения»;

3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» вступившем в силу 1 января 2014 г.;

4. Приказ Минобрнауки РФ от 30.08.2013 No1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам -образовательным программам дошкольного образования»;

5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 No26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;

6. Должностные обязанности музыкального руководителя, конкретизируемые на основе требований к должности «Музыкальный руководитель» в Едином квалификационном справочнике № 761 от 26. 08. 2010г.










Приложение 1



Методика выявления уровня музыкально-ритмического развития (разработана на основе методик А.Н. Зиминой и А.И. Бурениной).

Цель: выявление уровня развития чувства ритма.

Проведение: наблюдение за детьми в процессе выполнения специально подобранных заданий.

Старший дошкольный возраст 5-7 лет.

Критерии уровня развития чувства ритма:

1. Движение.

- передача в движении характера знакомого музыкального произведения

(3-х частная форма):

высокий - ребенок самостоятельно, чётко производит смену движений,

движения соответствуют характеру музыки;

средний - производит смену движений с запаздыванием (по показу других детей), движения соответствуют характеру музыки;

низкий - смену движений производит с запаздыванием, движения не

соответствуют характеру музыки.

-передача в движении характера незнакомого музыкального произведения

(фрагмента) после предварительного прослушивания:

высокий - движения соответствуют характеру музыки, эмоциональное

выполнение движений;

средний - движения соответствуют характеру музыки, но недостаточная эмоциональность при выполнении движений;

низкий - движения не соответствуют музыке, отсутствие эмоций при движении.

-соответствие ритма движений ритму музыки:

высокий - четкое выполнение движений;


средний - выполнение движений с ошибками;

низкий - движение выполняется не ритмично.

- координация движений и внимание («ритмическое эхо со звучащими

жестами»):

высокий - ребенок выполняет все движения без ошибок;

средний - допускает 1-2 ошибки;

низкий - не справляется с заданием.

2. Воспроизведение ритма.

-воспроизведение ритма знакомой песни под своё пение:

высокий - ребенок точно воспроизводит ритмической рисунок знакомой песни;

средний - воспроизводит ритм песни с 1-2 ошибками;

низкий - неверно воспроизводит ритм песни.

-воспроизведение ритма мелодии, сыгранной педагогом на инструменте:

высокий - ребенок точно воспроизводит ритмической рисунок мелодии;

средний - воспроизводит ритм песни с ошибками;

низкий - неверно воспроизводит ритм песни.

-воспроизведение ритма песни шагами:

высокий - верно воспроизводит ритм песни шагами на месте и по залу;

средний - верно воспроизводит ритм песни шагами на месте;

низкий - допускает много ошибок или не справляется с заданием.

-воспроизведение ритмических рисунков в хлопках или на ударных инструментах («ритмическое эхо»):

высокий - ребенок воспроизводит ритмический рисунок без ошибок;

средний - допускает 2-3 ошибки;

низкий - не верно воспроизводит ритмический рисунок.

3. Творчество.

-сочинение ритмических рисунков:

высокий - ребенок сам сочиняет и оригинальные ритмически рисунки; средний - использует стандартные ритмические рисунки;


низкий - не справляется с заданием.

-танцевальное:

высокий - ребенок чувствует характер музыки, ритм, передаёт это в движении; самостоятельно использует знакомые движения или придумывает свои; движения выразительны;

средний - чувствует общий ритм музыки, повторяет движения за другими, движения соответствуют характеру музыки;

низкий - не чувствует характер музыки, движения не соответствуют музыке.








в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации