Рабочая программа по художественно – ручному труду «Паутинка» для детей 4 – 7 лет
Цели: развитие мелкой моторики рук и художественно - творческих способностей у детей дошкольного возраста
Задачи:
· Учить детей искусству вышивания «изонитью».
· Обучать дошкольников техническим умениям и навыкам.
· Учить различать толщину ниток, изнаночную и лицевую стороны изделия.
· Обучать плоскостному моделированию – умению составлять из окружностей и углов (треугольников) изображения предметов и композиций.
· Формировать умение владеть иголкой, ниткой, канцелярским гвоздиком, трафаретом.
· Развивать мускулатуру кисти руки, глазомер, остроту зрения.
· Развивать координацию движений рук под контролем глаз.
· Развивать эстетическое восприятие.
· Развивать творчество, фантазию дошкольников.
· Прививать умение использовать знания, полученные на других видах изобразительной деятельности (навык рисования, навык аппликации)
· Воспитывать аккуратность в работе с различным материалом, содержать свое место в порядке.
· Воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам.
· Способствовать формированию усидчивости, терпения, прилежания, умение доводить начатое дело до конца.
· Использовать изонить для создания своими руками поделок, картин, которые в дальнейшем будут служить подарками, украшением интерьеров дома, помещений детского сада.
Предполагаемые результаты.
дети должны знать:
· правила поведения, правила техники безопасности;
· инструменты и материалы
· правила и последовательность работы над углом, окружностями,
· условные обозначения;
· основные элементы изонити;
дети должны уметь:
· соблюдать правила поведения на занятиях, правила ТБ при работе с иглой, ножницами
· отличать лицевую и изнаночную стороны изделий
· дорисовывать изображение после вышивки угла, окружности
· выполнять узор, состоящий из нескольких углов и окружностей
· отмечать отверстия на картоне по отметкам на трафарете
· вдевать нить в иголку и завязывать узелок
· самостоятельно подбирать цвет ниток
· выполнять окружности, треугольники в технике изонити, пользуясь трафаретами
· анализировать образцы;
· создавать свои композиции;
· гармонично сочетать цвета при выполнении изделий;
· взаимодействовать со сверстниками и взрослыми;
· соблюдать технику безопасности при работе с ножницами, иглой, канцелярским гвоздиком.
дети будут развивать
· мелкую моторику рук и глазомер;
· внимание, память, мышление, пространственное воображение;
· художественный вкус, творческие способности и фантазию,
· улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
Форма подведения итогов реализации программы.
Итогом реализации программы является выставка работ детей, участие лучших работ в конкурсах.
Инструменты и материалы для детей
· Иголка (гобеленовая) с широким ушком и затупленным концом.
· Цветные нитки «ирис».
· Ножницы.
· Канцелярские гвоздики.
· Подставка для прокалывания рисунка.
· Цветной картон, белый картон,
· Простые и цветные карандаши, фломастеры.
· Цветная бумага, клей ПВА.
· Скотч для закрепления ниток
Календарно – тематическое планирование
Программа рассчитана для детей 4 – 7 лет
Срок реализации – три учебных года
Комплектование учебной группы: для успешной реализации программы в учебной группе находится не более 8 человек.
Формы организации деятельности учащихся: групповая, индивидуальная.
Формы занятий: практические занятия, открытые занятия для родителей и педагогов, экскурсии, выставки, конкурсы. Методическое обеспечение: инструкционные карты, таблицы, графические изображения, схемы, образцы поэтапного выполнения работы, образцы готовых работ в технике «Изонити»
Методы и приемы:
Пальчиковые игры. Коммуникативный массаж. Физкультминутки. Музыкальное сопровождение. Упражнение на релаксацию. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики (массаж пальцев рук), артикуляционная гимнастика
Структура программы
Первый год: изображать в технике изонити прямые вертикальные и горизонтальные линии,
Второй год: изображать треугольники разные по величине, выполнять сюжетные композиции из нескольких углов (треугольников),
Третий год: знакомить с изображением окружностей и овалов, изображать несколько окружностей, овалов разных по величине; выполнять сюжетные композиции из окружностей, углов, овалов
Учебно – тематический план (первый год)
Название раздела Количество часов теория практика всего
1 Вводное занятие. Диагностика детей. 0,5 0,5 1
2 Выполнение детьми графических работ.
Вышивка по контуру 1 17 18
3 Выполнение детьми графических работ.
Вертикальные и наклонные линии 1 6 7
4 Творческие работы учащихся 1 2 3
5 Итоговое занятие. Диагностика детей. 0,5 0,5 1
Итого 6 24 30
Октябрь
Задача: формировать умение выполнять шов «вперед иголку».
1. Вводное занятие.
Выполнение детьми графических работ.
1. «Тропинка»
2. «Рамка для картины»
3. «Воздушный шарик»
Ноябрь
Задача: закреплять умение выполнять шов «вперед иголку»
4. «Домик для щенка»
5. «Светофор»
6. «Теремок»
7. «Дорожка»
Декабрь
Задача: Совершенствовать навыки выполнения шва «вперед иголку» по контуру
8. «Утенок»
9. «Котенок»
1. Творческая работа. «Яблоко»
10. «Звездочка»
Январь
Задача: Продолжать обучение детей выполнять шов «вперед иголку» по контуру
11. «Зайчик»
12. «Мишка косолапый»
Февраль
Задача: совершенствовать навыки выполнения шва «вперед иголку»
13. «Ракета»
14. «Машина»
2. Творческая работа. «Грузовик»
15. «Мордочка кота»
Март
Задача: упражнять во вдевании нитки в иголку
16. «Бабочка»
17. «Лодка»
18 «Зонтик»
Выполнение детьми графических работ (вертикальные и наклонные линии)
Задача: формировать навык выполнять прямые наклонные линии
1. «Травка»
Апрель
2. «Дождик для лягушонка»
3. «Солнышко»
4-5. «Воздушный шар»
Май
6 -7. «Клетка с попугаями»
3. Творческая работа «Ежик».
Итоговое занятие. Диагностика детей.
Выставка работ
Учебно – тематический план (второй год)
Название раздела Количество часов теория практика всего
1 Вводное занятие. Диагностика детей. 0,5 0,5 1
2 Выполнение детьми графических работ 1 5 6
3 Изображение углов 2 18 20
4 Творческие работы учащихся 1 2 3
5 Итоговое занятие. Диагностика детей. 0,5 0,5 1
Итого 5 26 31
Октябрь
Задача: формировать умение выполнять шов «вперед иголку».
1. Вводное занятие.
Выполнение детьми графических работ.
1. «Мишка»
2. «Лошадка»
3. «Парашют»
Ноябрь
Задача: вспомнить правила выполнения прямых наклонных линий
4. «Астры»
5. «Солнышко с лучами»
6. «Васильки»
Изображение углов
Задача: Знакомить детей с прошиванием углов техникой изонить. Закреплять понятия: угол, вершина угла, левая и правая стороны угла.
1. Знакомство с понятием угол. «Гриб»
Декабрь
2. «Домик»
3. «Колпак для клоуна»
4. «Щенок»
5. «Лисичка- сестричка»
Январь
1. Творческая работа «Дом для лисы»
6. «Мороженое»
7. «Волчонок»
Февраль
8. «Белочка»
2. Творческая работа. «Кораблик»
9. «Корзина с фруктами»
2. Творческая работа. «Грузовик»
15. «Мордочка кота»
10. «Зайчик»
Март
11. «Корзина с цветами»
12 «Кошка Мурка»
13. «Корзинка с овощами»
14. «Мышка»
Апрель
15, 16, 17. «Животные зоопарка»
18. «Козленок»
4-5. «Воздушный шар»
Май
19. «Веселая корова»
20. «Корзинка с грибами»
3. Творческая работа «Бабочка»
Итоговое занятие. Диагностика детей.
Выставка работ
Учебно – тематический план на учебный год (третий год)
Название раздела Количество часов теория практика всего
1 Вводное занятие. Диагностика детей. 0,5 0,5 1
2 Изображение углов 1 5 6
3 Освоение прошивания окружностей 2 12 14
4 Изображение углов и окружностей 1 4 5
5 Творческие работы учащихся 1 3 4
6 Итоговое занятие. Диагностика детей. 0,5 0,5 1
Итого 6 25 31
Октябрь
Задача:». Вспомнить технику безопасности работы с иглой и ножницами
1. Вводное занятие.
Изображение углов
Задача: повторить правила выполнение угла, упражнять во вдевании нитки в иголку.
1 «Львенок»
2. «Слоненок»
3. «Тигренок»
Ноябрь
Задача: закрепить правила выполнение угла,
4. «Жираф»
5. «Обезьянка»
6. «Бегемот»
Освоение прошивания окружностей
Задача: Знакомить детей с прошиванием окружностей через центр и «паутинкой»
1. «Яблочко»
Декабрь
Задача: Продолжить знакомить детей с прошиванием окружностей через центр.
2. «Паучок»
3. «Мячик»
4. «Солнце»
5. «Воздушный шарик»
Январь
2 Творческая работа. «Снеговики на прогулке»
6. «Гномик»
Февраль
7. «Одуванчик»
2. Творческая работа. «Кораблик»
9. «Корзина с фруктами»
8. «Зайчик»
9 «Орден для папы»
10. «Рамка для фото»
Март
Задача: Знакомить детей с правилами выполнения кругов «паутинкой, формировать умение создавать узор из разных по величине двух окружностей.
11. «Открытка для мамы»
12 «Цыпленок»
13. «Сороконожка»
14. «Бусы для бабушки»
Изображение углов и окружностей
Задача: Повторить правила выполнения углов и окружностей
Апрель
1 «Ваза с конфетами»
2. «Золотая рыбка»
3. «Цветочек»
4. «Ласточка»
Май
5. «Парусник»
3 Творческая работа. «Неваляшка»
4 Творческая работа «Бабочка»
Итоговое занятие. Диагностика детей.
Выставка работ