12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Галабиева Лилия Илсуровна106 Имею два высших образования: педагогическое и экономическое. Работаю учителем физики и математики, стаж 17 лет, первая квалификационная категория. Россия, Саха (Якутия) респ., Нерюнгри |
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование занятий по внеурочной деятельности «Путь к успеху» для 6 класса
1. Пояснительная записка
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Программы внеурочной деятельности обучающихся создают условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур; способствуют раскрытию индивидуальных способностей ребенка (прежде всего к разным видам искусства – изобразительного, музыкального, хореографического), развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид внеклассной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что даёт большой воспитательный эффект.
Учащиеся, которые посещают кружки и секции, прекрасно адаптируются в среде сверстников, глубже изучают материал. На занятиях руководители стараются раскрыть у учащихся организаторские, творческие, художественные, хореографические, музыкальные способности, что играет немаловажную роль в духовном развитии школьников среднего звена.
Актуальность программы: программа позволяет реализовать компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы к формированию личности, которая готова к самостоятельному, ответственному решению жизненных и профессиональных проблем, способной к самоопределению, к активной творческой деятельности в социуме.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Путь к успеху» для 6 класса разработана на основе следующих нормативных документов:
Приказ об утверждении ФГОС ООО Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года №1897(зарегистрирован Минюстом России 1 февраля 2011 года №19644).
Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (от 12.05.2011 № 03296).
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006 г. №06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
Примерной программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. - М.: Просвещение, 2011.
в соответствии с новыми требованиями ФГОС среднего общего образования второго поколения.
В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся.
Для реализации программы внеурочной деятельности предусмотрены следующие формы работы: рассказ, сообщение, беседа, экскурсии, презентация, практические занятия, изготовление объектов демонстрации (газеты, выставки), ярмарки, исследовательские проекты, фотовыставки и фотоотчёты, написание очерков и статей в школьную газету, составление и разгадывание кроссвордов, «круглые столы».
Сроки реализации дополнительной образовательной программы:
-
Продолжительность обучения 1 год
1 час в неделю, 35 часов в год
Формы занятий: индивидуальные, групповые, коллективные.
Цель программы: развитие научного воображения, активизация познавательной мыслительной деятельности, развитие логики и смекалки, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время.
Задачи программы:
Познавательные:
Воспитательные:
Развивающие:
-
формирование интереса к творческому процессу учебно-познавательной деятельности;
организация информационной поддержки учащихся;
предоставление сферы деятельности, необходимой для реализации интеллектуальных и творческих способностей, формирования потребности в непрерывном самообразовании, активной гражданской позиции, культуры здоровья, способности к социальной адаптации;
совершенствование знаний и развитие межпредметных связей в субъективной культуре ребёнка, способствование построению целостной картины мира в его мировоззрении.
воспитание качеств, присущих работнику: дисциплина и ответственность, работоспособность и организованность, трудолюбие и уважение к людям труда, деловитость и предприимчивость;
формирование общей культуры обучающихся, их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие;
создание основы для самостоятельной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья обучающихся;
развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, родителями, сверстниками, старшими и младшими детьми в решении общих проблем.
2. Результаты освоения курса внеурочной деятельности
В процессе освоения материалов курса обучающиеся приобретут:
Мотивацию к учебной деятельности, улучшению ее результатов;
навыки общения со сверстниками, старшими и младшими;
знания об этике и эстетике повседневной жизни человека, о принятых в обществе нормах поведения и общения, активному взаимодействию всех членов группы;
знания о правилах конструктивной групповой работы: об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности;
знания о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации;
опыт исследовательской деятельности;
способность проводить самоанализ причин успешной и неуспешной учебной и внеклассной деятельности;
опыт публичного выступления; стремление к сотрудничеству с учителями и родителями;
опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми;
опыт самостоятельного решения проблем в различных областях жизни и профессиональной деятельности;
организаторские умения посредством системы занятий и тренингов по коллективной творческой деятельности: развитие навыков организаторской деятельности, координации и стимулирования действий другого человека.
Предполагаемые результаты освоения программы:
Курс внеурочной деятельности «Путь к успеху» позволит сформировать у обучающихся следующие универсальные учебные действия:
- личностные:
формирование познавательной и информационной культуры;
формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции;
сформированная мотивация к самореализации в творчестве, интеллектуально-познавательной и научно - практической деятельности;
сформированные компетенции познавательной деятельности: постановка и решение познавательных задач; нестандартные решения, овладение информационными технологиями (поиск, переработка, выдача информации);
развитие познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения;
формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
овладение начальными навыками адаптации в динамично развивающемся и изменяющемся мире;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
формирование установки к работе на результат.
- метапредметные:
овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
формирование осознанной адекватной и критической оценки своей деятельности, умения самостоятельно оценивать свои действия и действия одноклассников, аргументировано обосновывать правильность или ошибочность результата и способа действия, реально оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности;
умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками, определять общие цели, способы взаимодействия, планировать общие способы работы;
умение извлекать информацию из различных источников;
способность учащихся самостоятельно продвигаться в своем развитии, выстраивать свою образовательную траекторию;
умение работать в группе — эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; слушать партнёра, формулировать и аргументировать своё мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать её с позицией партнёров, в том числе в ситуации столкновения интересов; продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех их участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;
формирование понимания причин успеха / неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Система оценки результативности внеурочной деятельности является комплексной.
Оцениваются следующие критерии:
– уровень воспитанности и общей культуры учащихся;
– участие класса в школьных воспитательных мероприятиях;
– степень вовлечения родителей учащихся в дела классного коллектива;
– выбор учащимися социально приемлемых духовно-нравственных форм самореализации и самовыражения.
Учебно-методический комплекс:
Данилков А.А. Коммуникативно-деятельностные технологии работы с коллективом учебно-методическое пособие – Новосибирск: «Твердый знак». 2011 – 145 с.
3. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов
деятельности.
№ п/п | Раздел. Содержание курса внеурочной деятельности | Формы организации внеурочной деятельности | Виды деятельности обучающихся | Направления творческой, проектной, исследовательской деятельности обучающихся. |
1 | Школьная жизнь (4 ч.) | Дискуссия, кружок художественного творчества, социальная акция. | Проблемно-ценностное общение | Социальное |
2 | Дом, в котором я живу (4 ч.) | Трудовой десант, дискуссия. | Трудовая, познавательная | Общекультурное, духовно-нравственное |
3 | История родного края (4 ч.) | Кружок художественного творчества, дискуссия. | Художественное творчество, познавательная | Общеинтеллектуальное, общекультурное |
4 | Забота о ближнем (4 ч.) | Трудовой десант, кружок художественного творчества | Художественное творчество, проблемно-ценностное общение | Общекультурное, духовно-нравственное |
5 | Традиции (3 ч.) | Поисковая операция, дискуссия | Трудовая, проблемно-ценностное общение | Общекультурное, социальное |
6 | Доброта (4 ч.) | Социальные и гражданские акции, трудовой десант | Проблемно-ценностное общение, познавательная | Общекультурное, социальное |
7 | Я - гражданин (3 ч.) | Трудовой десант, поисковая операция | Трудовая, социальное творчество | Духовно-нравственное, общекультурное |
8 | Добрые дела - | Социальные и гражданские акции | Трудовая, социальное творчество | Общекультурное, социальное |
9 | Это кто шагает в ряд? (4 ч.) | Социальные и гражданские акции | Трудовая, проблемно-ценностное общение | Духовно-нравственное, общекультурное, социальное |
4.Тематическое планирование.
№ занятия | Тема внеурочного занятия | Дата проведения | Место проведения занятия | |
план | факт | |||
Количество часов - 35 | ||||
Школьная жизнь. | ||||
1 | Школьная жизнь по правилам. | |||
2 | Земля наш общий дом. День сохранения озонового слоя. | |||
3 | День воинской славы. | |||
4 | День государственности РС (Я). Акция ко Дню пожилого человека. | |||
Дом, в котором я живу. | ||||
5 | Конкурс стенгазет ко Дню учителя. Всероссийский урок «Экология и энергосбережение» в рамках Всероссийского фестиваля энергосбережения Вместе ярче. | |||
6 | Дом, в котором я живу. Всероссийский урок безопасности школьников в сети Интернет. | |||
7 | Главные праздники страны «День примирения и согласия». | |||
8 | Проект «Есть такая профессия – Родину защищать». | |||
История родного края. | ||||
9 | Чему учит история родного края. День народного единства. | |||
10 | Акция «Подарок любимой маме». | |||
11 | Проект «Есть такая профессия – мама!». День матери в России. | |||
12 | Проект «Есть такая профессия – спасатель!» | |||
Забота о ближнем. | ||||
13 | День прав человека. Международный День инвалидов. | |||
14 | День Героев Отечества. | |||
15 | Акция «Забота о птицах». | |||
16 | Акция «Поздравь солдата». | |||
Традиции. | ||||
17 | Семейные традиции. | |||
18 | Акция «Книжкино новоселье». | |||
19 | Международный день памяти жертв Холокоста. | |||
Доброта. | ||||
20 | День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве. | |||
21 | Акция «Забота о птицах». | |||
22 | День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества. День защитника Отечества. | |||
23 | Акция «Добрые дела и поступки». | |||
Я – гражданин. | ||||
24 | Международный женский день. | |||
25 | Я – гражданин своей страны. | |||
26 | День воссоединения Крыма с Россией. | |||
Добрые дела. | ||||
27 | Добрые дела для моего класса. | |||
28 | День космонавтики. Гагаринский урок «Космос – это мы». | |||
29 | Акция «Чистый двор». | |||
30 | День пожарной охраны. | |||
Это кто шагает в ряд? | ||||
31 | День Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 1945 годов. | |||
32 | Акция «Поздравь ветерана». | |||
33 | Акция «Цветы для школьного двора». | |||
34 | День славянской письменности и культуры. | |||
35 | Знакомство с традициями нашего края. |