Рабочая программа и календарно-тематическое планирование занятий по внеурочной деятельности «Путь к успеху» для 6 класса

1
1
Материал опубликован 7 January 2018

 1. Пояснительная записка

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Программы внеурочной деятельности обучающихся создают условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур; способствуют раскрытию индивидуальных способностей ребенка (прежде всего к разным видам искусства – изобразительного, музыкального, хореографического), развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид внеклассной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что даёт большой воспитательный эффект.
Учащиеся, которые посещают кружки и секции, прекрасно адаптируются в среде сверстников, глубже изучают материал. На занятиях руководители стараются раскрыть у учащихся организаторские, творческие, художественные, хореографические, музыкальные способности, что играет немаловажную роль в духовном развитии школьников среднего звена.

Актуальность программы: программа позволяет реализовать компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный  подходы к формированию личности, которая готова к самостоятельному, ответственному решению жизненных и профессиональных проблем, способной к самоопределению, к активной творческой деятельности в социуме.

Рабочая программа внеурочной деятельности «Путь к успеху» для 6 класса разработана на основе следующих нормативных документов:

Приказ об утверждении ФГОС ООО Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года №1897(зарегистрирован Минюстом России 1 февраля 2011 года №19644).

Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (от 12.05.2011 № 03296).

Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006 г. №06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;

Примерной программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. - М.: Просвещение, 2011.

в соответствии с новыми требованиями ФГОС среднего общего образования второго поколения.

В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся.

Для реализации программы внеурочной деятельности предусмотрены следующие формы работы: рассказ, сообщение, беседа, экскурсии, презентация, практические занятия, изготовление объектов демонстрации (газеты, выставки), ярмарки, исследовательские проекты, фотовыставки и фотоотчёты, написание очерков и статей в школьную газету, составление и разгадывание кроссвордов, «круглые столы».

Сроки реализации дополнительной образовательной программы:

  1. Продолжительность обучения 1 год

1 час в неделю, 35 часов в год

Формы занятий: индивидуальные, групповые, коллективные.


 

Цель программы: развитие научного воображения, активизация познавательной мыслительной деятельности, развитие логики и смекалки, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время.

Задачи программы:

Познавательные:

Воспитательные:

Развивающие:

  • формирование интереса к творческому процессу учебно-познавательной деятельности;

    организация информационной поддержки учащихся;

    предоставление сферы деятельности, необходимой для реализации интеллектуальных и творческих способностей, формирования потребности в непрерывном самообразовании, активной гражданской позиции, культуры здоровья, способности к социальной адаптации;

    совершенствование знаний и развитие межпредметных связей в субъективной культуре ребёнка, способствование построению целостной картины мира в его мировоззрении.

    воспитание качеств, присущих работнику: дисциплина и ответственность, работоспособность и организованность, трудолюбие и уважение к людям труда, деловитость и предприимчивость;

    формирование общей культуры обучающихся, их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие;

    создание основы для самостоятельной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья обучающихся;

    развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, родителями, сверстниками, старшими и младшими детьми в решении общих проблем.

2. Результаты освоения курса внеурочной деятельности

В процессе освоения материалов курса обучающиеся приобретут:

Мотивацию к учебной деятельности, улучшению ее результатов;

навыки общения со сверстниками, старшими и младшими;

знания об этике и эстетике повседневной жизни человека, о принятых в обществе нормах поведения и общения, активному взаимодействию всех членов группы;

знания о правилах конструктивной групповой работы: об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности;

знания о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации;

опыт исследовательской деятельности;

способность проводить самоанализ причин успешной и неуспешной учебной и внеклассной деятельности;

опыт публичного выступления; стремление к сотрудничеству с учителями и родителями;

опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми;

опыт самостоятельного решения проблем в различных областях жизни и профессиональной деятельности;

организаторские умения посредством системы занятий и тренингов по коллективной творческой деятельности: развитие навыков организаторской деятельности, координации и стимулирования действий другого человека.

Предполагаемые результаты освоения программы:

Курс внеурочной деятельности «Путь к успеху» позволит сформировать у обучающихся   следующие универсальные учебные действия:

- личностные:

формирование познавательной и информационной культуры;

формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции;

сформированная мотивация к самореализации в творчестве, интеллектуально-познавательной и научно - практической деятельности;

сформированные компетенции познавательной деятельности: постановка и решение познавательных задач; нестандартные решения, овладение информационными технологиями (поиск, переработка, выдача информации);

развитие познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения;

формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

овладение начальными навыками адаптации в динамично развивающемся и изменяющемся мире;

 развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности;

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

формирование установки к работе на результат.

- метапредметные:

овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;

формирование осознанной адекватной и критической оценки своей деятельности,  умения самостоятельно оценивать свои действия и действия одноклассников, аргументировано обосновывать правильность или ошибочность результата и способа действия, реально оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности;

умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками, определять общие цели, способы взаимодействия, планировать общие способы работы;

умение извлекать информацию из различных источников;

способность учащихся самостоятельно продвигаться в своем развитии, выстраивать свою образовательную траекторию;

умение работать в группе — эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; слушать партнёра, формулировать и аргументировать своё мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать её с позицией партнёров, в том числе в ситуации столкновения интересов; продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех их участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;

формирование понимания причин успеха / неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Система оценки результативности внеурочной деятельности является комплексной.

Оцениваются следующие критерии:

уровень воспитанности и общей культуры учащихся;
– участие класса в школьных воспитательных мероприятиях;
– степень вовлечения родителей учащихся в дела классного коллектива;
– выбор учащимися социально приемлемых духовно-нравственных форм самореализации и самовыражения.

Учебно-методический комплекс:

Данилков А.А. Коммуникативно-деятельностные технологии работы с коллективом учебно-методическое пособие – Новосибирск: «Твердый знак». 2011 – 145 с.


 

3. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов

деятельности.


 

п/п

Раздел.

Содержание курса

внеурочной

деятельности

Формы организации

внеурочной

деятельности

Виды деятельности

обучающихся

Направления творческой, проектной, исследовательской деятельности обучающихся.

1

Школьная жизнь (4 ч.)

Дискуссия, кружок художественного творчества, социальная акция.

Проблемно-ценностное общение

Социальное

2

Дом, в котором я живу (4 ч.)

Трудовой десант, дискуссия.

Трудовая, познавательная

Общекультурное, духовно-нравственное

3

История родного края (4 ч.)

Кружок художественного творчества, дискуссия.

Художественное творчество, познавательная

Общеинтеллектуальное, общекультурное

4

Забота о ближнем (4 ч.)

Трудовой десант, кружок художественного творчества

Художественное творчество, проблемно-ценностное общение

Общекультурное, духовно-нравственное

5

Традиции (3 ч.)

Поисковая операция, дискуссия

Трудовая, проблемно-ценностное общение

Общекультурное, социальное

6

Доброта (4 ч.)

Социальные и гражданские акции, трудовой десант

Проблемно-ценностное общение, познавательная

Общекультурное, социальное

7

Я - гражданин (3 ч.)

Трудовой десант, поисковая операция

Трудовая, социальное творчество

Духовно-нравственное, общекультурное

8

Добрые дела -

Социальные и гражданские акции

Трудовая, социальное творчество

Общекультурное, социальное

9

Это кто шагает в ряд? (4 ч.)

Социальные и гражданские акции

Трудовая, проблемно-ценностное общение

Духовно-нравственное, общекультурное, социальное

4.Тематическое планирование.

занятия

Тема внеурочного занятия

Дата

проведения

Место проведения занятия

план

факт

Количество часов - 35

 

Школьная жизнь.

     

1

Школьная жизнь по правилам.

     

2

Земля наш общий дом. День сохранения озонового слоя.

     

3

День воинской славы.

     

4

День государственности РС (Я). Акция ко Дню пожилого человека.

     
 

Дом, в котором я живу.

     

5

Конкурс стенгазет ко Дню учителя.

Всероссийский урок «Экология и энергосбережение» в рамках Всероссийского фестиваля энергосбережения Вместе ярче.

     

6

Дом, в котором я живу. Всероссийский урок безопасности школьников в сети Интернет.

     

7

Главные праздники страны «День примирения и согласия».

     

8

Проект «Есть такая профессия – Родину защищать».

     
 

История родного края.

     

9

Чему учит история родного края. День народного единства.

     

10

Акция «Подарок любимой маме».

     

11

Проект «Есть такая профессия – мама!». День матери в России.

     

12

Проект «Есть такая профессия – спасатель!»

     
 

Забота о ближнем.

     

13

День прав человека. Международный День инвалидов.

     

14

День Героев Отечества.

     

15

Акция «Забота о птицах».

     

16

Акция «Поздравь солдата».

     
 

Традиции.

     

17

Семейные традиции.

     

18

Акция «Книжкино новоселье».

     

19

Международный день памяти жертв Холокоста.

     
 

Доброта.

     

20

День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве.

     

21

Акция «Забота о птицах».

     

22

День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества. День защитника Отечества.

     

23

Акция «Добрые дела и поступки».

     
 

Я – гражданин.

     

24

Международный женский день.

     

25

Я – гражданин своей страны.

     

26

День воссоединения Крыма с Россией.

     
 

Добрые дела.

     

27

Добрые дела для моего класса.

     

28

День космонавтики. Гагаринский урок «Космос – это мы».

     

29

Акция «Чистый двор».

     

30

День пожарной охраны.

     
 

Это кто шагает в ряд?

     

31

День Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 1945 годов.

     

32

Акция «Поздравь ветерана».

     

33

Акция «Цветы для школьного двора».

     

34

День славянской письменности и культуры.

     

35

Знакомство с традициями нашего края.

     
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

В программе подобраны актуальные акции, направленные на развитие социально-нравственных качеств обучающихся.

19 July 2018

Похожие публикации