Рабочая программа и календарно-тематическое планирование занятий по внеурочной деятельности «Путь к успеху» для 6 класса
1. Пояснительная записка
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Программы внеурочной деятельности обучающихся создают условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур; способствуют раскрытию индивидуальных способностей ребенка (прежде всего к разным видам искусства – изобразительного, музыкального, хореографического), развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид внеклассной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что даёт большой воспитательный эффект.
Учащиеся, которые посещают кружки и секции, прекрасно адаптируются в среде сверстников, глубже изучают материал. На занятиях руководители стараются раскрыть у учащихся организаторские, творческие, художественные, хореографические, музыкальные способности, что играет немаловажную роль в духовном развитии школьников среднего звена.
Актуальность программы: программа позволяет реализовать компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы к формированию личности, которая готова к самостоятельному, ответственному решению жизненных и профессиональных проблем, способной к самоопределению, к активной творческой деятельности в социуме.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Путь к успеху» для 6 класса разработана на основе следующих нормативных документов:
Приказ об утверждении ФГОС ООО Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года №1897(зарегистрирован Минюстом России 1 февраля 2011 года №19644).
Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (от 12.05.2011 № 03296).
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006 г. №06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
Примерной программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. - М.: Просвещение, 2011.
в соответствии с новыми требованиями ФГОС среднего общего образования второго поколения.
В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся.
Для реализации программы внеурочной деятельности предусмотрены следующие формы работы: рассказ, сообщение, беседа, экскурсии, презентация, практические занятия, изготовление объектов демонстрации (газеты, выставки), ярмарки, исследовательские проекты, фотовыставки и фотоотчёты, написание очерков и статей в школьную газету, составление и разгадывание кроссвордов, «круглые столы».
Сроки реализации дополнительной образовательной программы:
-
Продолжительность обучения 1 год
1 час в неделю, 35 часов в год
Формы занятий: индивидуальные, групповые, коллективные.
Цель программы: развитие научного воображения, активизация познавательной мыслительной деятельности, развитие логики и смекалки, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время.
Задачи программы:
Познавательные:
Воспитательные:
Развивающие:
-
формирование интереса к творческому процессу учебно-познавательной деятельности;
организация информационной поддержки учащихся;
предоставление сферы деятельности, необходимой для реализации интеллектуальных и творческих способностей, формирования потребности в непрерывном самообразовании, активной гражданской позиции, культуры здоровья, способности к социальной адаптации;
совершенствование знаний и развитие межпредметных связей в субъективной культуре ребёнка, способствование построению целостной картины мира в его мировоззрении.
воспитание качеств, присущих работнику: дисциплина и ответственность, работоспособность и организованность, трудолюбие и уважение к людям труда, деловитость и предприимчивость;
формирование общей культуры обучающихся, их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие;
создание основы для самостоятельной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья обучающихся;
развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, родителями, сверстниками, старшими и младшими детьми в решении общих проблем.
2. Результаты освоения курса внеурочной деятельности
В процессе освоения материалов курса обучающиеся приобретут:
Мотивацию к учебной деятельности, улучшению ее результатов;
навыки общения со сверстниками, старшими и младшими;
знания об этике и эстетике повседневной жизни человека, о принятых в обществе нормах поведения и общения, активному взаимодействию всех членов группы;
знания о правилах конструктивной групповой работы: об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности;
знания о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации;
опыт исследовательской деятельности;
способность проводить самоанализ причин успешной и неуспешной учебной и внеклассной деятельности;
опыт публичного выступления; стремление к сотрудничеству с учителями и родителями;
опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми;
опыт самостоятельного решения проблем в различных областях жизни и профессиональной деятельности;
организаторские умения посредством системы занятий и тренингов по коллективной творческой деятельности: развитие навыков организаторской деятельности, координации и стимулирования действий другого человека.
Предполагаемые результаты освоения программы:
Курс внеурочной деятельности «Путь к успеху» позволит сформировать у обучающихся следующие универсальные учебные действия:
- личностные:
формирование познавательной и информационной культуры;
формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции;
сформированная мотивация к самореализации в творчестве, интеллектуально-познавательной и научно - практической деятельности;
сформированные компетенции познавательной деятельности: постановка и решение познавательных задач; нестандартные решения, овладение информационными технологиями (поиск, переработка, выдача информации);
развитие познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения;
формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
овладение начальными навыками адаптации в динамично развивающемся и изменяющемся мире;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
формирование установки к работе на результат.
- метапредметные:
овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
формирование осознанной адекватной и критической оценки своей деятельности, умения самостоятельно оценивать свои действия и действия одноклассников, аргументировано обосновывать правильность или ошибочность результата и способа действия, реально оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности;
умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками, определять общие цели, способы взаимодействия, планировать общие способы работы;
умение извлекать информацию из различных источников;
способность учащихся самостоятельно продвигаться в своем развитии, выстраивать свою образовательную траекторию;
умение работать в группе — эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; слушать партнёра, формулировать и аргументировать своё мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать её с позицией партнёров, в том числе в ситуации столкновения интересов; продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех их участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;
формирование понимания причин успеха / неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Система оценки результативности внеурочной деятельности является комплексной.
Оцениваются следующие критерии:
– уровень воспитанности и общей культуры учащихся;
– участие класса в школьных воспитательных мероприятиях;
– степень вовлечения родителей учащихся в дела классного коллектива;
– выбор учащимися социально приемлемых духовно-нравственных форм самореализации и самовыражения.
Учебно-методический комплекс:
Данилков А.А. Коммуникативно-деятельностные технологии работы с коллективом учебно-методическое пособие – Новосибирск: «Твердый знак». 2011 – 145 с.
3. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов
деятельности.
№ п/п |
Раздел. Содержание курса внеурочной деятельности |
Формы организации внеурочной деятельности |
Виды деятельности обучающихся |
Направления творческой, проектной, исследовательской деятельности обучающихся. |
1 |
Школьная жизнь (4 ч.) |
Дискуссия, кружок художественного творчества, социальная акция. |
Проблемно-ценностное общение |
Социальное |
2 |
Дом, в котором я живу (4 ч.) |
Трудовой десант, дискуссия. |
Трудовая, познавательная |
Общекультурное, духовно-нравственное |
3 |
История родного края (4 ч.) |
Кружок художественного творчества, дискуссия. |
Художественное творчество, познавательная |
Общеинтеллектуальное, общекультурное |
4 |
Забота о ближнем (4 ч.) |
Трудовой десант, кружок художественного творчества |
Художественное творчество, проблемно-ценностное общение |
Общекультурное, духовно-нравственное |
5 |
Традиции (3 ч.) |
Поисковая операция, дискуссия |
Трудовая, проблемно-ценностное общение |
Общекультурное, социальное |
6 |
Доброта (4 ч.) |
Социальные и гражданские акции, трудовой десант |
Проблемно-ценностное общение, познавательная |
Общекультурное, социальное |
7 |
Я - гражданин (3 ч.) |
Трудовой десант, поисковая операция |
Трудовая, социальное творчество |
Духовно-нравственное, общекультурное |
8 |
Добрые дела - |
Социальные и гражданские акции |
Трудовая, социальное творчество |
Общекультурное, социальное |
9 |
Это кто шагает в ряд? (4 ч.) |
Социальные и гражданские акции |
Трудовая, проблемно-ценностное общение |
Духовно-нравственное, общекультурное, социальное |
4.Тематическое планирование.
№ занятия |
Тема внеурочного занятия |
Дата проведения |
Место проведения занятия |
|
план |
факт |
|||
Количество часов - 35 |
||||
Школьная жизнь. |
||||
1 |
Школьная жизнь по правилам. |
|||
2 |
Земля наш общий дом. День сохранения озонового слоя. |
|||
3 |
День воинской славы. |
|||
4 |
День государственности РС (Я). Акция ко Дню пожилого человека. |
|||
Дом, в котором я живу. |
||||
5 |
Конкурс стенгазет ко Дню учителя. Всероссийский урок «Экология и энергосбережение» в рамках Всероссийского фестиваля энергосбережения Вместе ярче. |
|||
6 |
Дом, в котором я живу. Всероссийский урок безопасности школьников в сети Интернет. |
|||
7 |
Главные праздники страны «День примирения и согласия». |
|||
8 |
Проект «Есть такая профессия – Родину защищать». |
|||
История родного края. |
||||
9 |
Чему учит история родного края. День народного единства. |
|||
10 |
Акция «Подарок любимой маме». |
|||
11 |
Проект «Есть такая профессия – мама!». День матери в России. |
|||
12 |
Проект «Есть такая профессия – спасатель!» |
|||
Забота о ближнем. |
||||
13 |
День прав человека. Международный День инвалидов. |
|||
14 |
День Героев Отечества. |
|||
15 |
Акция «Забота о птицах». |
|||
16 |
Акция «Поздравь солдата». |
|||
Традиции. |
||||
17 |
Семейные традиции. |
|||
18 |
Акция «Книжкино новоселье». |
|||
19 |
Международный день памяти жертв Холокоста. |
|||
Доброта. |
||||
20 |
День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве. |
|||
21 |
Акция «Забота о птицах». |
|||
22 |
День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества. День защитника Отечества. |
|||
23 |
Акция «Добрые дела и поступки». |
|||
Я – гражданин. |
||||
24 |
Международный женский день. |
|||
25 |
Я – гражданин своей страны. |
|||
26 |
День воссоединения Крыма с Россией. |
|||
Добрые дела. |
||||
27 |
Добрые дела для моего класса. |
|||
28 |
День космонавтики. Гагаринский урок «Космос – это мы». |
|||
29 |
Акция «Чистый двор». |
|||
30 |
День пожарной охраны. |
|||
Это кто шагает в ряд? |
||||
31 |
День Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 1945 годов. |
|||
32 |
Акция «Поздравь ветерана». |
|||
33 |
Акция «Цветы для школьного двора». |
|||
34 |
День славянской письменности и культуры. |
|||
35 |
Знакомство с традициями нашего края. |
Довгаль Лариса Васильевна