Календарно-тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности «Краеведение» (6 класс)

8
1
Материал опубликован 26 February 2017

Пояснительная записка

к календарно-тематическому планированию по курсу внеурочной деятельности «Краеведение»

Класс – 6

План внеурочной деятельности для обучающихся 6 классов является нормативным правовым актом по введению Федеральных государственных стандартов. Нормативно-правовая основа формирования плана внеурочной деятельности для обучающихся разработана на основании:

- Нормативно-правовых документов Федерального уровня:

Федеральный Закон об образовании в Российской Федерации (от 21.12.2012, от 25.11.2013 №317-ФЗ, от 05.05.2014 №84-ФЗ)

Типовое планирование об общеобразовательном учреждении;

СанПин 2.42.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательном учреждении.

- Нормативных документов Министерства образования и науки Российской Федерации:

Письмо Минобрнауки от 12.05.2011 №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального образовательного стандарта общего образования.

Тематическое планирование учебного материала по курсу краеведения составлено в соответствии с:

вышеназванной программой;

примерной программой по краеведению для средней школы;

базисным учебным планом, который устанавливает нормативную продолжительность изучения краеведения в 6 классах 1 час в неделю.

Планирование интегрированного учебного предмета «Краеведение» составлена в соответствии с требованиями Областного базисного учебного плана и Концепции краеведческого образования в Ростовской области на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования с учетом возрастных особенностей обучающихся. Программа по краеведению раскрывает содержание регионального учебного предмета, дает примерное распределение учебных часов по классам и темам, определяет последовательность их изучения.

Реализация данного планирования предполагает:

формирование ведущих интегративных качеств личности;

непрерывную педагогическую диагностику, переходящую в самодиагностику, самопознание;

практическую деятельность;

содержание просвещения гуманитарной культуры;

оптимальное сочетание индивидуального воспитания, самовоспитания и воспитания в коллективе;

 • педагогизацию воспитательной среды в социуме, неразрывную связь с воспитательными факторами среды: родителями, внешкольными воспитательными учреждениями, производственными и обслуживающими объектами района.

Календарно-тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности «Краеведение»

Класс – 6

Количество часов: в год – 35, в неделю – 1

Плановых контрольных работ,зачетов – 2, практических работ – 6, экскурсий – 5

Автор: Насонова Светлана Евгеньевна

Учитель краеведения

МБОУ Верхнедонская гимназия

п/п

Календарные сроки

Тема занятия

Форма и тип урока

Планируемые умения и навыки

Средства обучения

Содержание

Кол-во часов

Раздел 1. Введение. Что изучает краеведение (2 ч)

1

1-я неделя сентября

Источники краеведческих знаний

Тип урока: урок формирования новых знаний. Форма урока: мультимедиа-урок

Сформировать представление о краеведении как науке. Изучить краеведческие методы исследования

Презентация, фрагменты фильмов краеведческой тематики

Работа с учебной и дополнительной литератур

1

2

2-я неделя сентября

Экологическая тропа

Тип урока: урок обучения умениям и навыкам. Форма урока: урок- экспедиция

Определение местных растений, наблюдение за насекомыми, следами животных. Сбор лекарственных растений. Фенологические наблюдения. Составление гербария. Анализ и отчетность.

Гербарий, презентация, определители растений и животных, справочный материал, лупы

Экскурсия в природу. Ведение фенологического дневника. Конкурс плакатов «Осторожно, ядовитые растения!», «Берегите природу!». Составление гербария. Отчет об экскурсии.

1

Раздел 2. Донской край – мой край (5 ч)

3

3-я неделя сентября

Край как часть региона и страны

Тип урока: комбинированный урок. Форма урока: практикум

Уметь определять геоположение станицы Казанской, Верхнедонского района; работать с картой

Презентация «Нахождение объекта по координатам». Карта России

Работа с картой России, определение геоположения объектов края

1

4

4-я неделя сентября

Топонимика – что это такое?

Тип урока: урок формирования новых знаний. Форма урока: урок-исследование

Исследование происхождения названий населенных пунктов края и др. геообъектов. Умение работать со словарями, историко-краеведческой литературой

«Лингвистичекий конструктор», словари, историко-краеведческая литература

Работа с топонимическим словарем, исторической и дополни тельной литературой. Составление словаря местных географических названий.

1

5

1-я неделя октября

Особенности истории станицы

Тип урока: урок формирования новых знаний. Форма урока: урок-исследование

Выяснить какие изменения претерпел Донской край, станица за последнее десятилетие. Умение составлять вопросы для диалогового общения. Навыки работы с различной литературой и краеведческим материалом

Презентация, историко-краеведческая литература, материалы краеведческого музея

Работа с художественной и публицистической литературой. Интервью со старожилами края. Экскурсия в краеведческий музей

1

6

2-я неделя октября

Наш край многонациональный

Тип урока: урок формирования новых знаний. Форма урока: театрализованный урок

Выяснить, люди каких национальностей проживают на территории Донского края, их обычаи и традиции. Уметь презентовать добытый материал в форме инсценировки, стихотворения, творческой работы

Презентация, дополнительная литература

Работа с дополнительными источниками. Беседы с местными жителями. Оформление творческой работы «Наш многонациональный край»

1

7

3-я неделя октября

Геральдические символы нашего края

Тип урока: урок формирования новых знаний. Форма урока: мультимедиа- урок

Изучить символы Ростовской области, района, станицы: герб, гимн, флаг.

Презентация, мултьфилм «Дед краевед: Донской край», рисунки, репродукции

Работа с тетрадью, дополнительной литературой, выполнение рисунков геральдической символики края, области

1

Раздел 3. Донская природа (5 ч)

8

4-я неделя октября

Погода и климат

Тип урока: урок формирования новых знаний. Форма урока: практикум

Изучить в чем разница между погодой и климатом. Выяснить редкие и катастрофические погодные явления Донского края. Умение работать с картой

Презентация, дополнительная литература, климатическая карта

Работа с дополнительными источниками по нахождению примет о погоде, слов и выражений, характеризующих погоду и климат. Составление климатического очерка района

1

9

2-я неделя ноября

Поверхность края

Тип урока: урок формирования новых знаний. Форма урока: проблемный урок

Ознакомиться с рельефом края, его изменениями под влиянием деятельности человека; с природоохранными мероприятиями. Изучить местные полезные ископаемые.

Презентация, коллекция местных полезных ископаемых

Ознакомление с местными полезными ископаемыми и их свойствами, использовании в деятельности человека, составление таблицы местных полезных ископаемых. Разработать ряд мероприятий по охране окружающей среды в связи с хозяйственной деятельностью человека.

1

10

3-я неделя ноября

Природа края в древности

Тип урока: урок формирования новых знаний. Форма урока: практикум

Выяснить, как выглядел Донской край в древности, какие изменения произошли с климатом, рельефом, природными средами

Презентация, историко-краеведческие источники

Работа с дополнительными источниками. Воссоздать облик Донского края в древности в творческой работе через рисунки, аппликации, мини-сочинения

1

11

4-я неделя ноября

Леса и степи Донского края

Тип урока: урок формирования новых знаний. Форма урока: творческий проект

Ознакомиться с видовым разнообразием растений и животных лесов и степного края; с природоохранными мероприятиями. Изучить понятия: заповедник, заказник.

Презентация, гербарий, видеоматериал «Видовой состав юга России»

Работа с дополнительными источниками. Определение местных растений по гербарию и справочному материалу. Составление альбома местной флоры и фауны.

1

12

5-я неделя ноября или 1-я неделя декабря

Водоемы

Тип урока: урок формирования новых знаний. Форма урока: практикум

Ознакомиться с водоемами нашего края – естественными и искусственными, с видовым разнообразием водных растений и животных Донского края; с природоохранными мероприятиями. Научиться составлять пищевые цепи.

Презентация, контурные карты

Работа с тетрадью по составлению пищевых цепей, с дополнительными источниками. Обозначение на контурной карте крупных рек и озер Ростовской области, поверхностных и грунтовых вод района

1

Раздел 4. Наш край: от древности до современности (14 ч)

13

2-я неделя декабря

Следы жизни древних людей

Тип урока: урок формирования новых знаний. Форма урока: экскурсия

Изучить, как заселялся Донской край, жизнь и быт первобытных людей.

Историко-краеведческий материал

Экскурсия в краеведческий музей

1

14

3-я неделя декабря

Кочевые племена

Тип урока: урок формирования новых знаний. Форма урока: виртуальное путешествие

Ознакомиться с народами, населявшими Донской край, их бытом и традициями.

Презентация, историко-краеведческий материал

Ознакомиться с народами, населявшими Донской край, их бытом и традициями через изучение историко-краеведческой литературы, беседы со старожилами об историческом прошлом Донского края, народные приметы, традиции, сказания.

1

15

4-я неделя декабря

Город Танаис. Государство Хазария. Белая Вежа. Походы руссов. Золотая Орда

Тип урока: урок формирования новых знаний. Форма урока: виртуальное путешествие

Ознакомиться с жизнью на Дону под монголо-татарским игом. Изучить фольклор по теме.

Презентация, видео-фрагменты о фольклоре Донского края

Работа с дополнительными источниками: краеведческий материал, местный фольклор: песни, традиции, обряды, сказания, легенды

1

16

5-я неделя декабря

Откуда пошли корни казачьи?

Тип урока: урок формирования новых знаний. Форма урока: проблемный

Изучить версии происхождения казачества на Дону. Ознакомиться с понятием «казак». Уметь анализировать научный материал, делать выводы.

Презентация, краеведческий материал

Работа с дополнительными источниками, краеведческим материалом по изучению происхождения казачества

1

17

2-я неделя января

Первые казачьи городки

Тип урока: урок формирования новых знаний. Форма урока: мультимедиа-урок

Ознакомиться с первыми казачьими поселениями: городками, зимовищами, станицами.

Презентация, дополнительная литература

Работа с художественной и публицистической литературой, описание казачьих поселений

1

18

3-я неделя января

Жилище казаков. Быт казаков. Традиционная казачья одежда. Семейный уклад казаков

Тип урока: урок формирования новых знаний. Форма урока: творческий проект

Изучить быт, семейный уклад жизни казаков, их традиции. Выяснить чем отличался курень от хаты.

Презентация, репродукции с изображением жилища казаков

Коллективная творческая работа. Изготовление макета куреня

1

19

4-я неделя января

Казачий Круг. Походы казаков

Тип урока: урок формирования новых знаний. Форма урока: ролевая игра

Ознакомиться с понятием «Казачий Круг». Изучить какие вопросы на нем решались, как принимали решения.

Презентация, краеведческий материал

Работа с дополнительными источниками. Мини-инсценировки «На Казачьем Кругу»

1

20

1-я неделя февраля

Обычаи, обряды и праздники казаков: зимние обряды, весенние обряды, летние обряды, осенние обряды

Тип урока: урок формирования новых знаний. Форма урока: творческий проект

Ознакомиться с обычаями и обрядами казаков. Собрать материал местного фольклорного казачьего творчества

Презентация, видео-фрагменты казачьих праздников, гуляний

Беседа со старожилами об обычаях и обрядах в нашем краю. Работа с дополнительными источниками. Составление фольклорного альбома по местным обычаям и обрядам казаков

1

21

2-я неделя февраля

Принятие Сибири в состав Русского государства. Донское казачество в Смутное время. Подвиг дивный. Степан Разин

Тип урока: урок формирования новых знаний. Форма урока: виртуальная лекция

Ознакомиться героями Донского казачества, их жизнью, подвигами

Презентация «Степан Разин»

Работа с дополнительными источниками по ознакомлению с Донскими казаками-героями, их жизнью и подвигами

1

22

3-я неделя февраля

Донской флот на службе России

Тип урока: урок формирования новых знаний. Форма урока: творческий проект

Выяснить какую роль сыграл Донской флот в укреплении Российского государства. Навыки изготовления макетов.

Презентация, репродукции, историко-краеведческий материал

Работа по теме с историческим материалом. Изготовление макета казачьего струга

1

23

4-я неделя февраля

Волнения на Дону. Легендарные герои Дона: Краснощеков, Пугачев, Платов, Орлов, Бакланов

Тип урока: урок формирования новых знаний. Форма урока: виртуальная лекция

Ознакомиться героями Донского казачества, их жизнью, подвигами

Презентация, историческая литература

Работа с дополнительными источниками, энциклопедией

1

24

1-я неделя марта

Тяжелое время испытаний. Раскол казачества

Тип урока: урок формирования новых знаний. Форма урока: исследование

Выяснить из-за чего произошел раскол в казачьих рядах, как перенесло казачество годы тяжелых испытаний. Умение работать с литературой, вести диалог.

Презентация, историческая литература

Составление родословной. Работа с дополнительными источниками

1

25

2-я неделя марта

Наш край в годы ВОВ

Тип урока: урок формирования новых знаний. Форма урока: экскурсия

Определить участие донских казаков в ВОВ. Ознакомиться героями Донского казачества, их жизнью, подвигами

Презентация, краеведческий материал

Экскурсия в школьный музей «Боевой славы». Изучение семейных архивов. Конкурс «Старая фотография рассказала»

1

26

3-я неделя марта

Экскурсия в краеведческий музей

Тип урока: урок формирования новых знаний. Форма урока: экскурсия

Ознакомиться с подвигами казачества в годы ВОВ

Краеведческий материал

Экскурсия

1

Раздел 5. Мирное время на Дону (8 ч)

27

1-я неделя апреля

Сельское хозяйство

Тип урока: урок формирования новых знаний. Форма урока: практикум

Изучить виды сельскохозяйственной деятельности в районе, регионе

Презентация, Фильм «Ростовская область»

Практическая работа по составлению карты сельскохозяйственной деятельности района

1

28

2-я неделя апреля

Промышленность

Тип урока: урок формирования новых знаний. Форма урока: мультимедиа-урок

Изучить промышленность Ростовской области

Презентация, Фильм «Ростовская область»

Работа с дополнительными источниками по изучению промышленности Ростовской области

1

29

3-я неделя апреля

Города на Дону: Город-крепость Азов. Второе рождение Таганрога. Новочеркасск – столица казачьего Дона

Тип урока: комбинированный. Форма урока: урок-презентация

Ознакомиться с легендарными городами Ростовской области, историей их возникновения и развития. Умение работать с презентацией

Детские презентации

Работа с дополнительными источниками по ознакомлению с легендарными городами Ростовской области, историей их возникновения и развития и презентация исследованного материала

1

30

4-я неделя апреля

Ростов – город, Ростов – Дон

Тип урока: комбинированный. Форма урока: урок-презентация

Ознакомиться с историей города Ростова-на-Дону. Умение работать с презентацией

Детские презентации

Работа с дополнительными источниками по теме и презентация тематического материала

1

31

1-я неделя мая

Всё для человека

Тип урока: комбинированный. Форма урока: урок-практикум

Выяснить какие учреждения станицы Казанской занимаются оказанием услуг населению. Умение составлять реестровые списки по оказанию услуг, путеводители по местным населенным пунктам

Детские презентации

Практическая работа по составлению справочников, путеводителей, словарей местных учреждений, оказывающих услуги для населения

1

32

2-я неделя мая

Знаменитые земляки

Тип урока: комбинированный. Форма урока: урок-презентация

Умение составлять вопросы для диалогового общения, работать с презентацией, вести исследовательскую деятельность, презентовать материал

Детские презентации, сообщения

Практическая работа по нахождению знаменитых людей нашего края, их деятельности, подвиге

1

33

3-я неделя мая

Мой край любимый

Тип урока: урок контроля и проверки знаний и умений. Форма урока: творческий отчет

Составить Альбом из фотографий, стихов о своей станице, районе, области.

Собранный по теме материал

Составление Альбома из фотографий, стихов о станице. Внести в него места, памятники, улицы, которые связаны с историей места, внести список знаменитых людей, проживающих в станице, районе, области, указав, чем эти люди известны

 

34

4-я неделя мая

Мой край любимый

Тип урока: урок контроля и проверки знаний и умений. Форма урока: творческий отчет

Умение обобщать и презентовать материал

Собранный по теме материал

Отчет о проделанной работе по составлению Альбома «Мой край любимый»

1

Обобщение (1 ч)

35

5-я неделя мая

Викторина «Знаешь ли ты свой край»

Тип урока: урок повторения,

систематизации и обобщения знаний, закрепления умений Форма урока: викторина

Повторить и обобщить знания

Презентация

Викторина

1

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Очень интересный материал.....Спасибо

26 February 2017

Похожие публикации