Календарно-тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности «Краеведение» (6 класс)
Пояснительная записка
к календарно-тематическому планированию по курсу внеурочной деятельности «Краеведение»
Класс – 6
План внеурочной деятельности для обучающихся 6 классов является нормативным правовым актом по введению Федеральных государственных стандартов. Нормативно-правовая основа формирования плана внеурочной деятельности для обучающихся разработана на основании:
- Нормативно-правовых документов Федерального уровня:
• Федеральный Закон об образовании в Российской Федерации (от 21.12.2012, от 25.11.2013 №317-ФЗ, от 05.05.2014 №84-ФЗ)
• Типовое планирование об общеобразовательном учреждении;
• СанПин 2.42.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательном учреждении.
- Нормативных документов Министерства образования и науки Российской Федерации:
• Письмо Минобрнауки от 12.05.2011 №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального образовательного стандарта общего образования.
Тематическое планирование учебного материала по курсу краеведения составлено в соответствии с:
• вышеназванной программой;
• примерной программой по краеведению для средней школы;
• базисным учебным планом, который устанавливает нормативную продолжительность изучения краеведения в 6 классах 1 час в неделю.
Планирование интегрированного учебного предмета «Краеведение» составлена в соответствии с требованиями Областного базисного учебного плана и Концепции краеведческого образования в Ростовской области на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования с учетом возрастных особенностей обучающихся. Программа по краеведению раскрывает содержание регионального учебного предмета, дает примерное распределение учебных часов по классам и темам, определяет последовательность их изучения.
Реализация данного планирования предполагает:
• формирование ведущих интегративных качеств личности;
• непрерывную педагогическую диагностику, переходящую в самодиагностику, самопознание;
• практическую деятельность;
• содержание просвещения гуманитарной культуры;
• оптимальное сочетание индивидуального воспитания, самовоспитания и воспитания в коллективе;
• педагогизацию воспитательной среды в социуме, неразрывную связь с воспитательными факторами среды: родителями, внешкольными воспитательными учреждениями, производственными и обслуживающими объектами района.
Календарно-тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности «Краеведение»
Класс – 6
Количество часов: в год – 35, в неделю – 1
Плановых контрольных работ,зачетов – 2, практических работ – 6, экскурсий – 5
Автор: Насонова Светлана Евгеньевна
Учитель краеведения
МБОУ Верхнедонская гимназия
№ п/п |
Календарные сроки |
Тема занятия |
Форма и тип урока |
Планируемые умения и навыки |
Средства обучения |
Содержание |
Кол-во часов |
|
Раздел 1. Введение. Что изучает краеведение (2 ч) |
||||||||
1 |
1-я неделя сентября |
Источники краеведческих знаний |
Тип урока: урок формирования новых знаний. Форма урока: мультимедиа-урок |
Сформировать представление о краеведении как науке. Изучить краеведческие методы исследования |
Презентация, фрагменты фильмов краеведческой тематики |
Работа с учебной и дополнительной литератур |
1 |
|
2 |
2-я неделя сентября |
Экологическая тропа |
Тип урока: урок обучения умениям и навыкам. Форма урока: урок- экспедиция |
Определение местных растений, наблюдение за насекомыми, следами животных. Сбор лекарственных растений. Фенологические наблюдения. Составление гербария. Анализ и отчетность. |
Гербарий, презентация, определители растений и животных, справочный материал, лупы |
Экскурсия в природу. Ведение фенологического дневника. Конкурс плакатов «Осторожно, ядовитые растения!», «Берегите природу!». Составление гербария. Отчет об экскурсии. |
1 |
|
Раздел 2. Донской край – мой край (5 ч) |
||||||||
3 |
3-я неделя сентября |
Край как часть региона и страны |
Тип урока: комбинированный урок. Форма урока: практикум |
Уметь определять геоположение станицы Казанской, Верхнедонского района; работать с картой |
Презентация «Нахождение объекта по координатам». Карта России |
Работа с картой России, определение геоположения объектов края |
1 |
|
4 |
4-я неделя сентября |
Топонимика – что это такое? |
Тип урока: урок формирования новых знаний. Форма урока: урок-исследование |
Исследование происхождения названий населенных пунктов края и др. геообъектов. Умение работать со словарями, историко-краеведческой литературой |
«Лингвистичекий конструктор», словари, историко-краеведческая литература |
Работа с топонимическим словарем, исторической и дополни тельной литературой. Составление словаря местных географических названий. |
1 |
|
5 |
1-я неделя октября |
Особенности истории станицы |
Тип урока: урок формирования новых знаний. Форма урока: урок-исследование |
Выяснить какие изменения претерпел Донской край, станица за последнее десятилетие. Умение составлять вопросы для диалогового общения. Навыки работы с различной литературой и краеведческим материалом |
Презентация, историко-краеведческая литература, материалы краеведческого музея |
Работа с художественной и публицистической литературой. Интервью со старожилами края. Экскурсия в краеведческий музей |
1 |
|
6 |
2-я неделя октября |
Наш край многонациональный |
Тип урока: урок формирования новых знаний. Форма урока: театрализованный урок |
Выяснить, люди каких национальностей проживают на территории Донского края, их обычаи и традиции. Уметь презентовать добытый материал в форме инсценировки, стихотворения, творческой работы |
Презентация, дополнительная литература |
Работа с дополнительными источниками. Беседы с местными жителями. Оформление творческой работы «Наш многонациональный край» |
1 |
|
7 |
3-я неделя октября |
Геральдические символы нашего края |
Тип урока: урок формирования новых знаний. Форма урока: мультимедиа- урок |
Изучить символы Ростовской области, района, станицы: герб, гимн, флаг. |
Презентация, мултьфилм «Дед краевед: Донской край», рисунки, репродукции |
Работа с тетрадью, дополнительной литературой, выполнение рисунков геральдической символики края, области |
1 |
|
Раздел 3. Донская природа (5 ч) |
||||||||
8 |
4-я неделя октября |
Погода и климат |
Тип урока: урок формирования новых знаний. Форма урока: практикум |
Изучить в чем разница между погодой и климатом. Выяснить редкие и катастрофические погодные явления Донского края. Умение работать с картой |
Презентация, дополнительная литература, климатическая карта |
Работа с дополнительными источниками по нахождению примет о погоде, слов и выражений, характеризующих погоду и климат. Составление климатического очерка района |
1 |
|
9 |
2-я неделя ноября |
Поверхность края |
Тип урока: урок формирования новых знаний. Форма урока: проблемный урок |
Ознакомиться с рельефом края, его изменениями под влиянием деятельности человека; с природоохранными мероприятиями. Изучить местные полезные ископаемые. |
Презентация, коллекция местных полезных ископаемых |
Ознакомление с местными полезными ископаемыми и их свойствами, использовании в деятельности человека, составление таблицы местных полезных ископаемых. Разработать ряд мероприятий по охране окружающей среды в связи с хозяйственной деятельностью человека. |
1 |
|
10 |
3-я неделя ноября |
Природа края в древности |
Тип урока: урок формирования новых знаний. Форма урока: практикум |
Выяснить, как выглядел Донской край в древности, какие изменения произошли с климатом, рельефом, природными средами |
Презентация, историко-краеведческие источники |
Работа с дополнительными источниками. Воссоздать облик Донского края в древности в творческой работе через рисунки, аппликации, мини-сочинения |
1 |
|
11 |
4-я неделя ноября |
Леса и степи Донского края |
Тип урока: урок формирования новых знаний. Форма урока: творческий проект |
Ознакомиться с видовым разнообразием растений и животных лесов и степного края; с природоохранными мероприятиями. Изучить понятия: заповедник, заказник. |
Презентация, гербарий, видеоматериал «Видовой состав юга России» |
Работа с дополнительными источниками. Определение местных растений по гербарию и справочному материалу. Составление альбома местной флоры и фауны. |
1 |
|
12 |
5-я неделя ноября или 1-я неделя декабря |
Водоемы |
Тип урока: урок формирования новых знаний. Форма урока: практикум |
Ознакомиться с водоемами нашего края – естественными и искусственными, с видовым разнообразием водных растений и животных Донского края; с природоохранными мероприятиями. Научиться составлять пищевые цепи. |
Презентация, контурные карты |
Работа с тетрадью по составлению пищевых цепей, с дополнительными источниками. Обозначение на контурной карте крупных рек и озер Ростовской области, поверхностных и грунтовых вод района |
1 |
|
Раздел 4. Наш край: от древности до современности (14 ч) |
||||||||
13 |
2-я неделя декабря |
Следы жизни древних людей |
Тип урока: урок формирования новых знаний. Форма урока: экскурсия |
Изучить, как заселялся Донской край, жизнь и быт первобытных людей. |
Историко-краеведческий материал |
Экскурсия в краеведческий музей |
1 |
|
14 |
3-я неделя декабря |
Кочевые племена |
Тип урока: урок формирования новых знаний. Форма урока: виртуальное путешествие |
Ознакомиться с народами, населявшими Донской край, их бытом и традициями. |
Презентация, историко-краеведческий материал |
Ознакомиться с народами, населявшими Донской край, их бытом и традициями через изучение историко-краеведческой литературы, беседы со старожилами об историческом прошлом Донского края, народные приметы, традиции, сказания. |
1 |
|
15 |
4-я неделя декабря |
Город Танаис. Государство Хазария. Белая Вежа. Походы руссов. Золотая Орда |
Тип урока: урок формирования новых знаний. Форма урока: виртуальное путешествие |
Ознакомиться с жизнью на Дону под монголо-татарским игом. Изучить фольклор по теме. |
Презентация, видео-фрагменты о фольклоре Донского края |
Работа с дополнительными источниками: краеведческий материал, местный фольклор: песни, традиции, обряды, сказания, легенды |
1 |
|
16 |
5-я неделя декабря |
Откуда пошли корни казачьи? |
Тип урока: урок формирования новых знаний. Форма урока: проблемный |
Изучить версии происхождения казачества на Дону. Ознакомиться с понятием «казак». Уметь анализировать научный материал, делать выводы. |
Презентация, краеведческий материал |
Работа с дополнительными источниками, краеведческим материалом по изучению происхождения казачества |
1 |
|
17 |
2-я неделя января |
Первые казачьи городки |
Тип урока: урок формирования новых знаний. Форма урока: мультимедиа-урок |
Ознакомиться с первыми казачьими поселениями: городками, зимовищами, станицами. |
Презентация, дополнительная литература |
Работа с художественной и публицистической литературой, описание казачьих поселений |
1 |
|
18 |
3-я неделя января |
Жилище казаков. Быт казаков. Традиционная казачья одежда. Семейный уклад казаков |
Тип урока: урок формирования новых знаний. Форма урока: творческий проект |
Изучить быт, семейный уклад жизни казаков, их традиции. Выяснить чем отличался курень от хаты. |
Презентация, репродукции с изображением жилища казаков |
Коллективная творческая работа. Изготовление макета куреня |
1 |
|
19 |
4-я неделя января |
Казачий Круг. Походы казаков |
Тип урока: урок формирования новых знаний. Форма урока: ролевая игра |
Ознакомиться с понятием «Казачий Круг». Изучить какие вопросы на нем решались, как принимали решения. |
Презентация, краеведческий материал |
Работа с дополнительными источниками. Мини-инсценировки «На Казачьем Кругу» |
1 |
|
20 |
1-я неделя февраля |
Обычаи, обряды и праздники казаков: зимние обряды, весенние обряды, летние обряды, осенние обряды |
Тип урока: урок формирования новых знаний. Форма урока: творческий проект |
Ознакомиться с обычаями и обрядами казаков. Собрать материал местного фольклорного казачьего творчества |
Презентация, видео-фрагменты казачьих праздников, гуляний |
Беседа со старожилами об обычаях и обрядах в нашем краю. Работа с дополнительными источниками. Составление фольклорного альбома по местным обычаям и обрядам казаков |
1 |
|
21 |
2-я неделя февраля |
Принятие Сибири в состав Русского государства. Донское казачество в Смутное время. Подвиг дивный. Степан Разин |
Тип урока: урок формирования новых знаний. Форма урока: виртуальная лекция |
Ознакомиться героями Донского казачества, их жизнью, подвигами |
Презентация «Степан Разин» |
Работа с дополнительными источниками по ознакомлению с Донскими казаками-героями, их жизнью и подвигами |
1 |
|
22 |
3-я неделя февраля |
Донской флот на службе России |
Тип урока: урок формирования новых знаний. Форма урока: творческий проект |
Выяснить какую роль сыграл Донской флот в укреплении Российского государства. Навыки изготовления макетов. |
Презентация, репродукции, историко-краеведческий материал |
Работа по теме с историческим материалом. Изготовление макета казачьего струга |
1 |
|
23 |
4-я неделя февраля |
Волнения на Дону. Легендарные герои Дона: Краснощеков, Пугачев, Платов, Орлов, Бакланов |
Тип урока: урок формирования новых знаний. Форма урока: виртуальная лекция |
Ознакомиться героями Донского казачества, их жизнью, подвигами |
Презентация, историческая литература |
Работа с дополнительными источниками, энциклопедией |
1 |
|
24 |
1-я неделя марта |
Тяжелое время испытаний. Раскол казачества |
Тип урока: урок формирования новых знаний. Форма урока: исследование |
Выяснить из-за чего произошел раскол в казачьих рядах, как перенесло казачество годы тяжелых испытаний. Умение работать с литературой, вести диалог. |
Презентация, историческая литература |
Составление родословной. Работа с дополнительными источниками |
1 |
|
25 |
2-я неделя марта |
Наш край в годы ВОВ |
Тип урока: урок формирования новых знаний. Форма урока: экскурсия |
Определить участие донских казаков в ВОВ. Ознакомиться героями Донского казачества, их жизнью, подвигами |
Презентация, краеведческий материал |
Экскурсия в школьный музей «Боевой славы». Изучение семейных архивов. Конкурс «Старая фотография рассказала» |
1 |
|
26 |
3-я неделя марта |
Экскурсия в краеведческий музей |
Тип урока: урок формирования новых знаний. Форма урока: экскурсия |
Ознакомиться с подвигами казачества в годы ВОВ |
Краеведческий материал |
Экскурсия |
1 |
|
Раздел 5. Мирное время на Дону (8 ч) |
||||||||
27 |
1-я неделя апреля |
Сельское хозяйство |
Тип урока: урок формирования новых знаний. Форма урока: практикум |
Изучить виды сельскохозяйственной деятельности в районе, регионе |
Презентация, Фильм «Ростовская область» |
Практическая работа по составлению карты сельскохозяйственной деятельности района |
1 |
|
28 |
2-я неделя апреля |
Промышленность |
Тип урока: урок формирования новых знаний. Форма урока: мультимедиа-урок |
Изучить промышленность Ростовской области |
Презентация, Фильм «Ростовская область» |
Работа с дополнительными источниками по изучению промышленности Ростовской области |
1 |
|
29 |
3-я неделя апреля |
Города на Дону: Город-крепость Азов. Второе рождение Таганрога. Новочеркасск – столица казачьего Дона |
Тип урока: комбинированный. Форма урока: урок-презентация |
Ознакомиться с легендарными городами Ростовской области, историей их возникновения и развития. Умение работать с презентацией |
Детские презентации |
Работа с дополнительными источниками по ознакомлению с легендарными городами Ростовской области, историей их возникновения и развития и презентация исследованного материала |
1 |
|
30 |
4-я неделя апреля |
Ростов – город, Ростов – Дон |
Тип урока: комбинированный. Форма урока: урок-презентация |
Ознакомиться с историей города Ростова-на-Дону. Умение работать с презентацией |
Детские презентации |
Работа с дополнительными источниками по теме и презентация тематического материала |
1 |
|
31 |
1-я неделя мая |
Всё для человека |
Тип урока: комбинированный. Форма урока: урок-практикум |
Выяснить какие учреждения станицы Казанской занимаются оказанием услуг населению. Умение составлять реестровые списки по оказанию услуг, путеводители по местным населенным пунктам |
Детские презентации |
Практическая работа по составлению справочников, путеводителей, словарей местных учреждений, оказывающих услуги для населения |
1 |
|
32 |
2-я неделя мая |
Знаменитые земляки |
Тип урока: комбинированный. Форма урока: урок-презентация |
Умение составлять вопросы для диалогового общения, работать с презентацией, вести исследовательскую деятельность, презентовать материал |
Детские презентации, сообщения |
Практическая работа по нахождению знаменитых людей нашего края, их деятельности, подвиге |
1 |
|
33 |
3-я неделя мая |
Мой край любимый |
Тип урока: урок контроля и проверки знаний и умений. Форма урока: творческий отчет |
Составить Альбом из фотографий, стихов о своей станице, районе, области. |
Собранный по теме материал |
Составление Альбома из фотографий, стихов о станице. Внести в него места, памятники, улицы, которые связаны с историей места, внести список знаменитых людей, проживающих в станице, районе, области, указав, чем эти люди известны |
||
34 |
4-я неделя мая |
Мой край любимый |
Тип урока: урок контроля и проверки знаний и умений. Форма урока: творческий отчет |
Умение обобщать и презентовать материал |
Собранный по теме материал |
Отчет о проделанной работе по составлению Альбома «Мой край любимый» |
1 |
|
Обобщение (1 ч) |
||||||||
35 |
5-я неделя мая |
Викторина «Знаешь ли ты свой край» |
Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепления умений Форма урока: викторина |
Повторить и обобщить знания |
Презентация |
Викторина |
1 |
Столика Светлана Евгеньевна