Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Моя первая экология»
1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Личностные и метапредметные результаты освоения программы
Личностными результатами освоения программы являются:
развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами искусства и естественных наук;
развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, дающих возможность выражать своё отношение к окружающему миру природы различными средствами (художественное слово, рисунок, живопись, различные жанры декоративно-прикладного искусства, музыка и т. д.);
воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости сохранения окружающей среды;
формирование мотивации дальнейшего изучения природы.
Метапредметными результатами являются:
овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умения ставить цели и планировать личную учебную деятельность, оценивать собственный вклад в деятельность группы, проводить самооценку уровня личных учебных достижений;
освоение элементарных приёмов исследовательской деятельности, доступных для детей младшего школьного возраста: формулирование с помощью учителя цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования;
формирование приёмов работы с информацией, что включает в себя умения поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей, а также понимание информации, представленной в различной знаковой форме — в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и т. д.;
развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, а также участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.
2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Содержание программы
1 год обучения
Раздел 1. Первые шаги по тропинке открытий
1.1 Готовимся наблюдать и изучать (1час)
Знакомство с оборудованием, необходимым для работы на природе: полевой дневник, компас, лупа, определители растений и животных, справочники, карта местности и др. Правила ведения полевого дневника: запись наблюдений и зарисовка наблюдаемых явлений.
1.2 Какие качества необходимы юному исследователю(1час)
Четыре основных качества, необходимые каждому во время проведения исследований в лесу: терпение, внимательность, точность, сотрудничество.
1.3 Учимся наблюдать
Наблюдение — основной метод работы на природе. Его цель, планирование. Значение систематичности в проведении наблюдений. Четыре основных вопроса, на которые необходимо ответить, прежде чем приступать к наблюдению: зачем? что? где? и как наблюдать?
1.4 Тренируем наблюдательность
Упражнения для развития наблюдательности: «В гармонии с природой», «Ходим, подняв голову вверх», «Смотрим под ноги», «Ходим задом наперёд», «Прогулка вслепую» и др.
1.5 Десять заповедей друзей леса
Знакомство с правилами поведения на природе на основе анализа заповедей, составленных учёным-экологом Ф. Тасси.
Раздел 2. Природа в наших ощущениях
2.1 Как мы воспринимаем окружающий мир
Каждый человек связан с окружающей средой посредством органов чувств. Сенсорное восприятие — один из путей существования в гармонии с окружающим миром.
2.2 Тренируем органы чувств
Упражнения для тренировки зрительного восприятия. Нахождение объектов по заданным признакам. Упражнения на расширение опыта сенсорного взаимодействия с использованием слуха, обоняния, осязания, вкуса.
2.3 Какого цвета лес?
Восприятие цвета и формы различных природных объектов. Цвета леса. Цветовая гамма растений: листьев, цветков, коры деревьев и кустарников. Составление палитры красок одного растения. Составление гаммы оттенков зелёного цвета — основного цвета леса, коричневого — цвета коры и почвы, голубого — цвета неба.
2.4 Что такое гармония?
Выразительность линий и форм живых организмов. Гармония в природе как «связь», «стройность», «соразмерность».
Гармоничное сочетание в организме растений и животных отдельных частей, пропорциональность форм.
2.5 Рисуем впечатления
Знакомство с различными техниками рисования, позволяющими выразить своё впечатление от посещения леса: монотипия, акватипия, рисунок пером, использование трафаретов и пр.
2.6 Учимся пользоваться приборами
Использование различных оптических приборов — биноклей, ручных и бинокулярных луп, микроскопов — для изучения различных микро- и макрообъектов.
2.7 «Микроскоп» из пластикового стаканчика
Изготовление модели, позволяющей понять принцип действия увеличивающих линз микроскопа. Изготовление простейшего «микроскопа» из пластмассового стаканчика, прозрачной плёнки и резинового колечка.
2.8 Игра «Давайте познакомимся»
Игра проводится с использованием «чёрного ящика» — «волшебного мешочка», в котором находятся пластиковые игрушки небольшого размера из различных наборов (дикие и домашние животные, морские обитатели, насекомые и т. п.). Дети садятся в круг и по очереди «вслепую» достают одну игрушку и на ощупь определяют название животного. Если возникают затруднения, учитель задаёт наводящие вопросы. Затем каждый участник игры готовит небольшое (три-четыре предложения) выступление от имени этого животного, представляя его наиболее интересным образом.
Раздел 3. Геометрия живой природы
3.1 Что такое симметрия?
Элементарные представления о симметрии. Ось симметрии. Основные типы симметрии: двусторонняя и лучевая. Симметрия в природе. Двусторонняя симметрия в различных органах животных и строении растений. Использование прямоугольного карманного зеркальца для определения типа симметрии у различных природных объектов (листья, цветки, насекомые и др.).
3.2 Лучевая симметрия
Лучевая симметрия в строении растений и органов животных. Цветки растений, имеющие различное количество лучей симметрии (остролист — три луча, пастушья сумка — четыре, яблоня, шиповник — пять и т. д.). Животные, имеющие лучевую симметрию: гидры, актинии, медузы. Связь образа жизни и типа симметрии живых организмов.
3.3 Живая спираль
Примеры спирали в живой и неживой природе (рога винторогого козла, барана, раковины моллюсков; сворачивающиеся спиралью змеи, хвост хамелеона и т. п.). Примеры спирального расположения отдельных органов растений и животных: расположение листьев на побеге, почек на клубне картофеля. Спираль в движении, росте и развитии растений (усики растений, бутоны цветков, листья в растительной почке, вайи папоротника и др.). Спираль как способ достижения дополнительной жёсткости и устойчивости в пространстве (ножки грибов, побеги растений).
3.4 Такие разные листья
Строение листьев растений: листовая пластинка и черешок. Разнообразие форм листьев деревьев и кустарников. Сопоставление формы листьев с геометрическими фигурами (овальные, треугольные, круглые и т. д.) и другими объектами окружающего мира.
3.5 Различаем деревья по кроне
Описание разнообразия форм кроны деревьев и кустарников. Используются наиболее широко распространённые виды: берёза, липа, тополь, клён, яблоня, сосна, ель, можжевельник. Обращается внимание на то, что в условиях города или на дачном участке человек часто изменяет форму кроны в декоративных или иных целях, используя для этого обрезку.
3.6 О кронах, густых и ажурных
Определение различной степени густоты кроны деревьев и кустарников с использованием простейшей трёхбалльной шкалы (густая, средняя, сквозистая).
3.7 Организм и среда обитания
Выявление на доступных примерах зависимости особенностей внешнего строения растений и животных от условий среды обитания и образа жизни.
Раздел 4. Природа и её обитатели
4.1 Учимся планировать наблюдение
Поэтапное обсуждение с учителем плана наблюдений. Планирование конкретных наблюдений за растениями в соответствии с целью, поставленной учителем или предложенной учениками.
4.2 Наблюдаем за животными
Наблюдения за животными (насекомыми, птицами, домашними питомцами) по согласованному с учителем плану.
4.3 Изучаем условия обитания растений
Изучение условий обитания, особенностей произрастания (для растений — одиночные или образуют заросли, угнетён ли рост и т. д.).
4.4 Всё связано со всем
Выявление взаимоотношений между различными видами живых организмов (сотрудничество, конкуренция, хищничество, паразитизм и др.).
4.5 – 4.6 Изучаем поведение животных и растений
Выявление в ходе наблюдений особенностей поведения живых организмов. Обращается особое внимание на то, что и у растений также можно изучать поведение: это разнообразные формы движения побегов и листьев, открывание и закрывание цветков и т. п.
4.7 Чья «столовая»?
Изучение типов повреждений растений насекомыми, грибами и микроорганизмами.
4.8 Что и кто влияет на живой организм?
Изучение зависимости состояния растений от условий произрастания, от видов растений и животных, существующих в ближайшем окружении.
Выявление примеров, подтверждающих взаимосвязь растений и животных.
Раздел 5. Лесные ремёсла
5.1 Лес в работе народных умельцев
Традиционные народные промыслы, связанные с лесом: резьба по дереву, бересте; плетение из луба, лыка, ивового прута, берестоплетение.
5.2 Лесные мотивы
Лесные мотивы в работах вышивальщиц, ткачих, кружевниц, в росписи павловопосадских платков. Игрушки пришли из леса: богородская игрушка, сергиевопосадские матрёшки.
5.3- 5.4 Животные и растения в народном творчестве
Элементарные представления об антропоморфизме в народном творчестве. Животные и растения, наделяемые различными положительными и отрицательными человеческими качествами. Преодоление стереотипов, выражающихся в негативном отношении к некоторым животным (отношения неприязни, брезгливости, отвращения, безразличия и т. п.).
5.5 Лесная палитра
Растения-красители. Красильная мастерская в работе — окрашиваем ткани. Рисуем природными красками.
5.6 Лес — кормилец и врачеватель
Лесное «меню». Лекарственные растения леса.
2 год обучения
Раздел 1. Дом, в котором я живу
1.1 Поговорим о доме
Цель занятия: раскрыть прямое значение понятия «дом», показать родственность понятий «дом» и «душа», «духовность». Основные понятия: дом, кров, уют.
1.2 «Была у лисы избушка ледяная, а у зайца — лубяная…»
Цель занятия: расширить понятие «дом», показать, что животные (насекомые, рыбы, пресмыкающиеся, птицы, звери) также нуждаются в убежище. Основные понятия: дом, убежище, экология (наука о «доме»).
1.3 Мой дом — моя крепость
Цель занятия: познакомить школьников с историей жилища человека, показать зависимость типа жилища от природных условий и образа жизни людей; провести аналогию между понятиями «дом человека» и «убежище (дом) животных». Основные понятия: жилище (дом) человека, постоянное жилище, переносное жилище.
1.4 Изучение убежищ различных видов животных
Цель занятия: познакомить детей с тем, что у различных видов животных, встречающихся в городе, — насекомых (муравьёв, ос), птиц (ласточек, стрижей, воробьёв, ворон), млекопитающих (белок, домашних хомячков и др.) существуютразличные убежища.
1.5 Жилище первобытных людей
Цель занятия: познакомить детей как и из каких материалов строят дома различные народы. Постоянные жилища: вигвам, иглу, изба, дом на сваях и др. Переносные жилища: юрта, чум, палатка. Общие требования, которые предъявляет человек к жилищу: надёжная защита от неблагоприятных погодных факторов (низких или высоких температур, осадков, сильного ветра); доступность природных строительных материалов.
1.6 Городской дом в разные эпохи
Цель занятия: показать школьникам на конкретных примерах как изменялись городские дома в разные эпохи
1.7 «Что нам стоит дом построить...»
Цель занятия: познакомить детей с тем, как решается проблема обеспечения людей жилищем. Основные понятия: строительные материалы, многоэтажный дом, коттедж, право на жильё.
1.8 «А у нас в квартире газ, а у вас?»
Цель занятия: познакомить школьников с работой основных систем жизнеобеспечения жилого дома. Основные понятия: вода, электроэнергия, экономное использование ресурсов.
1.9 Дом — это не только стены
Цель занятия: раскрыть взаимное влияние в системе «человек — жилище». Основные понятия: домашняя обстановка, уют, семейные традиции, семейные праздники.
1.10 Дом, в котором я бы хотел жить
Цель занятия: создание творческого проекта города своей мечты.
1.11 Семейные традиции и праздники
Цель занятия: составлять небольшие тексты о семье: отдыхе, семейных традициях.
1.12 «О кувшинах, выросших на грядке, и не только...»
Цель занятия: познакомить школьников с историей различных предметов домашнего обихода, показать преимущества использования природных материалов. Основные понятия: домашняя утварь, посуда, природные материалы, синтетические материалы.
1.13 «Своя рубашка ближе к телу»
Цель занятия: познакомить учащихся с историей одежды, раскрыть преимущества использования природных материалов при её изготовлении. Основные понятия: одежда, обувь, природные материалы, синтетические материалы, экологический стиль одежды.
1.14 Когда бессильны рога, клыки и быстрые ноги
Цель занятия: познакомить школьников с тем, какой ущерб природе наносят люди, стремящиеся удовлетворить своё желание оригинальности или наживы. Основные понятия: украшения, истребление животных, браконьерство, исчезающие виды.
1.15 «Чудо в перьях»
Цель занятия: показать школьникам на конкретных примерах, как неразумные потребности человека приводят к исчезновению некоторых видов птиц. Основные понятия: украшения, браконьерство, исчезающие виды.
1.16 Домашняя инвентаризация
Цель занятия: состоит в том, чтобы выявить предназначение вещей в доме.
Раздел 2. О городах и горожанах
2.1 Жизнь древних племен
Цель занятия: познакомить школьников с кочевым образом жизни древних племён, переходом некоторых племён к осёдлой жизни, возникновением первых поселений.
2.2 Как люди жили в старину
Цель занятия: умение воспроизводить в небольшом рассказе-повествовании события, связанные с историей.
2.3 Дом тянется к дому — получается город
В ходе беседы уточняется понятие «город». Учащиеся вспоминают, какова роль городов в истории нашей страны, называют первые города. Основные понятия: поселения человека, город.
2.4 Крестьянское жилище.
Цель занятия: познакомить с бытом крестьян
2.5 Крестьянская утварь
Цель занятия: наглядно показать бытовые условия жизни крестьян.
2.6 Как «растёт» город
Цель занятия состоит в том, чтобы выявить основную тенденцию настоящего времени — стремительный рост городов и городского населения. В ходе беседы выявляются последствия роста городов для природы. Основные понятия: город, «расползание» города, последствия «расползания» городов.
2.7 Как «живёт» город
В ходе занятия школьники создают простейшую модель взаимодействия города и прилегающих к нему территорий. Эта модель позволяет проанализировать, что поступает в город (продукты, сырьё, топливо и т. п.) и что город «возвращает» в окружающую среду (в первую очередь
различные промышленные и бытовые отходы).
2.8 Города-государства
Основная цель занятия — познакомить учащимся с городами – государствами.
2.9 Разные города-разные люди
Цель занятия: рассказать о влиянии города на образ жизни, характер, настроение, культурный уровень его жителей.
2.10 «Сначала человек строит город, а потом...»
В ходе занятия школьники устанавливают, в чём заключается влияние городской среды на современного человека. Особенно важна эта тема для тех, кто живёт в крупных городах. Основные понятия: город, городские жители.
2.11 Выявление уровня шума в разных районах города
Цель занятия: определить уровень шума в разных районах города
2.12 Будущее города — город будущего
Основная цель занятия — показать учащимся, что будущее нельзя предсказать, но его можно спрогнозировать. Прогноз составляется на основе анализа самых разнообразных показателей, характеризующих состояние города. Основные понятия: будущее, футурология, сценарии развития будущего.
2.13-2.14 «Город будущего»
Основная цель занятия создание проекта своего города будущего.
2.15 Экологические проблемы города
Цель занятия: познакомить школьников с такими экологическими проблемами как загрязнение воздуха промышленными предприятиями и транспортом; загрязнение водоёмов, рек, подземных вод в черте города и за его пределами; накопление бытовых и промышленных отходов. Проблема шума в городе.
2.16 Определение загрязнения воздуха
Цель занятия: определение загрязнения воздуха в городе по количеству частиц пыли, оседающих на листьях деревьев, на пластинках, смазанных вазелином.
2.17-2.18 Мой любимый город
Цель занятия: создать проект достопримечательностей своего города.
3 год обучения
Дом, в котором я живу: человек и окружающая его среда
Моя окружающая среда: дома, в школе, на улице, на природе. Понятие о доме в его прямом и переносном смысле: дом человека, убежище животных, планета — дом всего человечества.
От чего зависит порядок и уют в доме, как их поддерживать. Что должен знать и уметь каждый из нас, чтобы быть хранителем нашего общего «дома» — планеты Земля.
Экология человека — наука, изучающая взаимоотношения и взаимное влияние человека и окружающей его среды.
Человек защищается от воздействия окружающей среды: появление одежды и жилищ. Жилища первобытных людей. Как и из каких материалов строят дома различные народы. Постоянные жилища: вигвам, иглу, изба, дом на сваях и др. Переносные жилища: юрта, чум, палатка. Общие требования, которые предъявляет человек к жилищу: надёжная защита от неблагоприятных погодных факторов (низких или высоких температур, осадков, сильного ветра); доступность природных строительных материалов.
Элементарные представления об экологии жилища. Как выглядел городской дом в разные эпохи. Появление многоэтажных домов. Новые строительные и отделочные материалы: бетон и железобетон, асбест, древесно-стружечные плиты (ДСП), линолеум, стекловолокно и др. Влияние синтетических материалов на окружающую среду и здоровье человека.
Как городской дом обеспечивается водой и электроэнергией. Увеличение потребления воды и электроэнергии — одна из причин возникновения экологических проблем. Экономное использование ресурсов — одно из условий сохранения окружающей среды.
Преимущества и недостатки малоэтажной застройки.
«Экологический дом» — дом, не наносящий ущерба окружающей среде. Использование при его строительстве экологически безопасных для здоровья людей материалов, хорошо удерживающих тепло, а также специальных конструкций, позволяющих улавливать энергию солнца и ветра.
Домашняя обстановка. Предметы домашнего обихода. Чистота, порядок и уют в доме. Семейные традиции и семейные праздники.
Одежда и обувь, их назначение: защита от неблагоприятных воздействий окружающей среды, утверждение положения человека в обществе —принадлежность к определённому классу (касте, клану), профессии и т. п. Зависимость покроя одежды и используемых для её изготовления материалов от природных условий. Природные материалы, используемые для пошива, окраски и декорирования одежды и обуви: натуральный мех, кожа, замша; ткани из растительных, шерстяных, шёлковых и смешанных волокон. Синтетические ткани. «Экологический стиль» в манере одеваться.
Стремление украшать себя и своё жилище — одна из древнейших потребностей человека. Первобытные «коллекционеры». Находки в пещерах первобытных людей — окаменевшие раковины, кристаллы кварца, различные минералы, букеты цветов. Первые украшения: фигурки из обожжённой глины, изделия из бивней мамонта, костяные изображения зверей и птиц. Животные, исчезнувшие с лица Земли или ставшие редкими из-за стремления человека украшать себя или своё жилище красивым мехом, перьями, чучелами животных.
Браконьерство. Международные соглашения по запрещению торговли редкими (экзотическими) видами.
О городах и горожанах: человек в городе
Кочевой образ жизни древних племён. Переход некоторых племён к осёдлой жизни, возникновение первых поселений. Появление городов. Принципы выбора места для основания города: безопасность, близость к источникам пресной воды, необходимые запасы строительных материалов (камень, глина, древесина и т. п.), возможность торговать с соседями и др. Города-государства.
Изменение естественной (природной) среды в городе. Рост городов за счёт прилегающих к ним природных территорий. «Расползание» городов — одна из причин разрушения мест обитания растений, животных и других организмов.
Зависимость города от окружающей его среды. Ресурсы, необходимые для нормального существования города: пресная вода, продукты питания, топливо.
Экологические проблемы города: загрязнение воздуха промышленными предприятиями и транспортом; загрязнение водоёмов, рек, подземных вод в черте города и за его пределами; накопление бытовых и промышленных отходов. Проблема шума в городе.
Разные города — разные люди: влияние города на образ жизни, характер, настроение, культурный уровень его жителей.
Влияние городской среды на физическое и душевное здоровье человека.
Футурология — наука о будущем. Научные прогнозы дальнейшего развития городов. Проблемы, которые необходимо решить архитекторам и градостроителям в связи с постоянным ростом численности городского населения планеты. Различные проекты городов будущего.
О сложных системах, маленьком гвозде и хрупком равновесии: как устроены экологические системы
Система — одно из ключевых понятий экологии. Система как множество закономерно связанных друг с другом элементов (предметов, явлений и т. п.). Элемент — составная часть системы. Разнообразие систем. Биологические системы: системы органов растений, животных, человека. Организм как система.
Понятие «экосистема». Природные (естественные) и искусственные экосистемы. Различие между естественными и созданными человеком экосистемами. Моделирование экосистем. Аквариум — модель природной экосистемы.
Типы природных экосистем: наземные и водные экосистемы. Лес — один из наиболее распространённых типов наземных экосистем. Водоём как природная система. Болото — переходный тип между водными и наземными экосистемами. Тундра и пустыня — экосистемы, сложившиеся в сложных климатических условиях; их сходство и различие. Природа как источник различных ресурсов, необходимых для удовлетворения потребностей человека. Материальные и духовные потребности. Влияние человека на природные экосистемы. Положительные и отрицательные примеры изменений в природе, вызванных деятельностью человека.
В сетях жизни: многообразие экологических связей.
Биологическая экология — наука, изучающая взаимозависимость и взаимодействие организмов (или их совокупностей — популяций, сообществ и т. п.) и окружающей их среды. Простейшая классификация экологических связей: связи между живыми существами и неживой природой; связи между организмами (внутри одного вида и между различными видами).
Пищевые связи в экосистеме. Растения — производители органического вещества. Травоядные и хищники. Всеядные животные. Животные - падальщики. Цепи питания. Сети питания. Элементарное представление о пищевой пирамиде. Роль грибов и почвенных микроорганизмов в экосистеме.
Внутривидовые отношения. Временные и постоянные группы животных: семьи, стаи, стада, колонии и т. п. Взаимопомощь в группе: совместные поиски корма, защита от врагов, забота о потомстве, о больных и раненых.
Взаимовыгодные отношения и сотрудничество между различными видами: муравьи и тля; рак-отшельник, актиния и многощетинковый червь; мёдоед и мёдоуказчик и др.
Общение животных. Способы передачи информации: окраска, звуковые сигналы, запахи, язык поз и движений.
Передача информации от взрослых животных потомству. Подражание и обучение. Игра — один из способов усвоения навыков поведения, необходимых в дальнейшей жизни.
Общий дом — общие проблемы: почему возникают и как решаются экологические проблемы
Увеличение численности населения планеты. Необходимость производства всё большего количества продовольственных и промышленных товаров. Рост потребностей человека. Экологические проблемы становятся глобальными — «всеобщими», охватывающими весь земной шар. Глобальные экологические проблемы: сокращение многообразия видов живых организмов; истощение природных ресурсов; загрязнение окружающей среды; продовольственная проблема.
Пути решения экологических проблем (на примере борьбы с загрязнением окружающей среды бытовыми отходами). Переработка и повторное использование бытовых отходов.
Охраняемые природные территории и объекты: заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы.
Что может сделать каждый из нас для сохранения окружающей среды: изменение повседневного образа жизни, продуманное отношение к приобретению товаров, участие в различных экологических движениях и т. п.
Десять основных правил разумного отношения к окружающей среде.
4 класс «Мир вокруг нас» (34 ч)
Раздел 1. Человек и природа (3 ч)
Как человек связан с природой? Место человека как части природы. Представление о видах сельскохозяйственного труда, о некоторых сельскохозяйственных культурах и их значении. Знания и умения земледельцев. Пшеница – озимая, яровая. Человек – верный сын природы. Положительное и отрицательное влияние человека на природу. Составление моделей, показывающих место человека в природе. Защита проекта. Расширить представление детей об осени как времени года и о признаках осени: расположение солнца над горизонтом, продолжительность светового дня, характерные осадки, температура воздуха; живое в природе – желтеют листья, закладываются зимующие почки, созревают плоды, птицы и звери начинают готовиться к зиме.
Практическая работа: Сбор материала для гербария. Проект «Мой гербарий»
Раздел 2. Неживое в природе (7 ч)
Формирование представлений о неживой природе, ее многообразии. Экскурсия на пришкольный участок «Предметы и явления неживой природы вокруг меня» Солнце - источник тепла и света для живых существ. Влияние солнца на жизнь на Земле. Солнце и здоровье. Вода, ее признаки и свойства. Опыты по выявлению свойств воды: вода - растворитель, текучесть, прозрачность, переходные состояния, круговорот воды. Сообщения учащихся об охране и значении воды. Загрязнение Волги. Источники загрязнения. Почва – необходимая среда для растений Опыты по составу почвы (вода, воздух, органические вещества, песок, глина). Просмотр коллекции «Виды почвы». Практическая работа по обработке почвы комнатных растений. Значение почвы и меры по ее охране. Дать общее понятие погоды и климата. Кто определяет прогноз погоды и для чего это необходимо? Способы прогнозирования изменений в природе. Актуализация представлений у учащихся о загрязнении помещения, где не используют сменную обувь, осознание нанесения вреда здоровью взвешенной в воздухе пылью. Пыль – враг человека и комнатных растений. Создание ситуации выбора (ходить в сменной обуви или нет). Правила уборки помещения. Акция «Умоем растения». Ролевая игра «Пойми меня». Создание ситуаций эмпатии с предметами окружающей неживой природы. Актуализация представлений о мусоре как загрязнителе природы города.
Практическая работа: «Наблюдение за погодой». Проект - акция «Мы, против мусора!» Практическая работа: «Хорошо ли, что климат теплеет?».
Раздел 3. Живое в природе. Экологические связи между неживой и живой природой (3 ч)
Формирование потребности и практических умений заботиться о птицах. Кто чем питается? Конструирование модели кормушки. Формировать представления детей о приспособлениях птиц в связи с наступлением осени, о перелетах птиц. Анализ фенологических наблюдений за птицами. Работа по определению птиц края. Расширить представление учащихся об экологических связях неживой и живой природы. Соревнование на создание самой интересной и длинной цепи питания. Защита своей модели. Формировать представление о загрязнении воды и её очистке, воспитание ценностного и рачительного отношения к воде.
Раздел 4. Царство грибов (2 ч)
Сформировать представление о грибах как части живой природы; показать значение грибов для человека, растений и животных; познакомить с многообразием грибов, выделив группы съедобных и несъедобных. Грибы - накопители вредных веществ. Дать представление о строении шляпочных, пластинчатых и трубчатых грибов. Познакомить с правилами сбора грибов без нарушения лесной подстилки. Обобщить представления о сходстве и различии съедобных и несъедобных грибов. Воспитывать навыки экологически грамотного поведения в природе (мухомор опасен для человека, а для оленя он является лечебным). Дать представление о некоторых видах микроскопических грибов (дрожжевые, кефирные, плесневые). Рассмотреть свойства и значения их в жизни человека. Болезнетворные бактерии, вызывающие туберкулез, холеру.
Раздел 5. Среда обитания (4 ч)
Сравнение времен года в разных географических поясах Земли. Зависимость разных форм жизни от изменений температуры и осадков. Найти признаки ранней осени. Построить предположения о том, какими мы увидим небо, деревья и животных через 1-2 недели. Смена естественных и регулярных изменений, их взаимосвязь (количество растительности – численность травоядных – численность хищников). Виды сельскохозяйственного труда, выращиваемые культуры и их значение. Инструктаж по технике безопасности при работе с с/х инвентарем. Дикорастущие и культурные растения. Теплолюбивые и светолюбивые растения. Представление о классификации животного мира. Местообитание животных в экосистеме. Цепи питания.
Раздел 6. Жизнь животных (2 ч)
Обсуждение прочитанных книг о динозаврах, рассматривание рисунков. Рассматривание и обсуждение внешнего вида и образа жизни различных видов динозавров. Полезные взаимосвязи природы и человека. Что делать для сохранения вымирающих видов? Подбор и обрабатывание материала к теме проекта. Знакомство с разделами Красной книги. Красная книга Краснодарского края. Разгадывание загадок.
Практическая работа: проект «Почему нужно защищать природу?».
Раздел 7. Я и мое окружение (6 ч)
Происхождение слова «семья» (от слова «семя»). Маленькое семя, с любовью посаженное в землю, дает крепкий росток. Со временем на нем появляются сначала нежные цветы, затем и добрые плоды. Занятие и обязанности членов семьи по ведению общего хозяйства. Роль семьи в жизни человека. Помнить мудрую заповедь: «Почитай отца своего и мать, и будет тебе хорошо, и ты будешь долго жить. Доброжелательные отношения с ними. Все мы — соседи по планете. Кто наши соседи? Дружба народов, взаимопомощь, уважение традиций. Обычаи и традиции русского народа. Свет, тепло, уют. Для чего предназначена мебель, растения? Что необходимо сделать для создания уюта в классной и игровой комнатах? Чтение стихов, художественной литературы о семье, любви, дружбе, труде. Познавательное, эстетическое и гигиеническое значение, условия содержания, правила расстановки комнатных растении с учетом приспособленности к условиям существования. Знакомство с комнатными растениями класса.
Практическая работа: проект «Моя семья».
Раздел 8. Человек и животные 7 ч)
Жизнь в городах. Человек и животное. Знакомство с разновидностями домашних животных. Рассказы детей о своих питомцах. Конкурс загадок о животных. Работа в группах: аппликация – декупаж. Загадки, рассказ учителя (материал из энциклопедии). Понятие – паразиты. Питание за счёт других. Жизнь бактерий и вирусов под микроскопом. Полезные и вредные вирусы и бактерии. Иммунная система человека.
Практические работы: Мини- сочинение «Защити себя». Разработка инструкции по уходу и содержанию домашних питомцев (кошки, собаки, хомячки, морские свинки, попугаи, канарейки).
Учебно-тематический план
1 год обучения (33ч.)
№ п/п | Разделы программы и темы учебных занятий | Всего часов | В том числе | |
Теория | Практика | |||
1 | Первые шаги по тропинке открытий | 6 | | |
1.1 | Готовимся наблюдать и изучать | 1 | 1 | |
1.2 | Какие качества необходимы юному исследователю | 1 | 1 | |
1.3 | Учимся наблюдать | 1 | | 1 |
1.4 | Тренируем наблюдательность | 1 | | 1 |
1.5 | Десять заповедей друзей леса | 1 | 1 | |
1.6 | Экскурсия «Друг ли я лесу?» | | | 1 |
2 | Природа в наших ощущениях | 7 | | |
2.1 | Как мы воспринимаем окружающий мир | 1 | 1 | |
2.2 | Тренируем органы чувств | 1 | | 1 |
2.3 | Какого цвета лес? | 1 | | 1 |
2.4 | Что такое гармония? | 1 | 1 | |
2.5 | Экскурсия в парк «Рисуем впечатления». | | | |
2.6 | Учимся пользоваться приборами | 1 | | 1 |
2.7 | Мини-проект. «Микроскоп» из пластикового стаканчика | 1 | | 1 |
3 | Геометрия живой природы | 7 | | |
3.1 | Что такое симметрия? | 1 | 1 | |
3.2 | Лучевая симметрия | 1 | 1 | |
3.3 | Живая спираль | 1 | 1 | |
3.4 | Такие разные листья | 1 | | 1 |
3.5 | Различаем деревья по кроне | 1 | 1 | |
3.6 | Экскурсия в парк. «О кронах, густых и ажурных» | 1 | | 1 |
3.7 | Организм и среда обитания | 1 | 1 | |
4 | Природа и её обитатели | 7 | | |
4.1 | Учимся планировать наблюдение | 1 | 1 | |
4.2 | Наблюдаем за животными | 1 | | 1 |
4.3 | Изучаем условия обитания растений | 1 | 1 | |
4.4 | Всё связано со всем | 1 | 1 | |
4.5 | Изучаем поведение животных и растений | 1 | 1 | 1 |
4.6 | Экскурсия в парк. «Чья «столовая»? | 1 | | 1 |
4.8 | Что и кто влияет на живой организм? | 1 | 1 | |
5 | Лесные ремёсла | 6 | | |
5.1 | Лес в работе народных умельцев | 1 | 1 | |
5.2 | Экскурсия в музей. «Лесные мотивы» | 1 | | 1 |
5.3 | Животные и растения в народном творчестве | 1 | 1 | |
5.4 | Лесная палитра | 1 | | 1 |
5.5 | Проект «Экология моего края» | 1 | | 1 |
5.6 | Лес — кормилец и врачеватель | 1 | 1 | |
Всего часов: | 33 | 18 | 15 |
Экскурсии (5 ч)
№ | Название экскурсии | Кол-во |
Экскурсия «Друг ли я лесу?» | 1 | |
Экскурсия в парк «Рисуем впечатления». | 1 | |
Экскурсия в парк «О кронах, густых и ажурных». | 1 | |
Экскурсия в парк «Чья «столовая»?» | 1 | |
Экскурсия в музей «Лесные мотивы». | 1 |
Проект (1 ч)
№ | Название проекта | Кол-во |
1. | Проект «Экология моего края» | 1 |
Мини-проект
№ | Название | Кол-во |
1. | Мини проект «Микроскоп из пластикового стаканчика». | 1 |
Учебно-тематический план
2 год обучения (34 ч.)
№ п/п | Разделы программы и темы учебных занятий | Всего часов | В том числе | |
Теория | Практика | |||
1 | Дом, в котором я живу | 16 | | |
1.1 | Поговорим о доме | 1 | 1 | |
1.2 | «Была у лисы избушка ледяная, а у зайца — лубяная...» | 1 | 1 | |
1.3 | Мой дом — моя крепость | 1 | 1 | |
1.4 | Изучение убежищ различных видов животных | | | 1 |
1.5 | Жилище первобытных людей | 1 | 1 | |
1.6 | Городской дом в разные эпохи | 1 | 1 | |
1.7 | «Что нам стоит дом построить... » «А у нас в квартире газ, а у вас?» | | 1 | |
1.8 | Наша одежда. Практическая работа «Мой гардероб». | 1 | | 1 |
1.9 | Дом — это не только стены | 1 | 1 | |
1.10 | Дом, в котором я бы хотел жить | | | 1 |
1.11 | Семейные традиции и праздники | 1 | 1 | |
1.12 | «О кувшинах, выросших на грядке, и не только...» | 1 | 1 | |
1.13 | «Своя рубашка ближе к телу» | 1 | 1 | |
1.14 | Когда бессильны рога, клыки и быстрые ноги | 1 | 1 | |
1.15 | «Чудо в перьях» | 1 | 1 | |
1.16 | Практическая работа. «Домашняя инвентаризация». | 1 | | 1 |
2 | О городах и горожанах | 18 | | |
2.1 | Жизнь древних племен | 1 | 1 | |
2.2 | Как люди жили в старину | 1 | 1 | |
2.3 | Дом тянется к дому — получается город | 1 | | 1 |
2.4 | Крестьянское жилище. | 1 | 1 | |
2.5 | Крестьянская утварь | 1 | | 1 |
2.6 | Как «растёт» город | 1 | 1 | |
2.7 | Как «живёт» город | 1 | 1 | |
2.8 | Практическая работа. «Города-государства» | | | 1 |
2.9 | Разные города-разные люди» | 1 | 1 | |
2.10 | «Сначала человек строит город, а потом...» | 1 | 1 | |
2.11 | Выявление уровня шума в разных районах города | 1 | | 1 |
2.12 | Будущее города — город будущего. Футурология — наука о будущем. | 1 | 1 | |
2.13-2.14 | Практическая работа «Мой город будущего» | 2 | | 2 |
2.15 | Экологические проблемы города | 1 | | 1 |
2.16 | Определение загрязнения воздуха | 1 | | 1 |
2.17-2.18 | Итоговый проект «Мой любимый город» | 2 | | 2 |
| Всего часов: | 34 | 20 | 14 |
Практические работы (5 ч)
№ | Название работы | Кол-во |
Практическая работа «Мой гардероб». | 1 | |
Практическая работа «Мой город будущего» | 2 | |
Практическая работа. «Домашняя инвентаризация». | 1 | |
Практическая работа. «Города-государства» | 1 |
Проект (2 ч)
№ | Название проекта | Кол-во |
1. | Итоговый проект «Мой любимый город» | 2 |
Учебно-тематический план
3 год обучения (34 ч.)
№ п/п | Разделы программы и темы учебных занятий | Всего часов | В том числе | |
Теория | Практика | |||
1 | О сложных системах, маленьком гвозде и хрупком равновесии | 15 | | |
1.1 | Система. Разнообразие систем | 1 | 1 | |
1.2 | Организм как система | 1 | 1 | |
1.3 | О том, что общего между тобой, механическими часами и Солнечной системой | 1 | 1 | |
1.4 | От кочки до оболочки | 1 | 1 | |
1.5 | Практическая работа. «Моделирование экосистем» | 1 | | 1 |
1.6 | Аквариум – модель природной экосистемы | 1 | | 1 |
1.7 | Под пологом леса | 1 | 1 | |
1.8 | «Всяк кулик своё болото хвалит» | 1 | 1 | |
1.9 | Практическая работа «Тундра – природная экосистема» | 1 | | 1 |
1.10 | Для кого пуста пустыня? | 1 | 1 | |
1.11 | О белых куропатках, полярных совах и маленьких леммингах, удививших учёных | 1 | 1 | |
1.12 | Влияние человека на природные экосистемы | 1 | 1 | |
1.13 | Кто живёт рядом с нами? Практическая работа «Я и моя среда». | 1 | | 1 |
1.14 | «И кормилица, и вдохновительница» | 1 | 1 | |
1.15 | Там, где ступала нога человека | 1 | 1 | |
2 | В сетях жизни | 12 | | |
2.1 | Соседи по планете | 1 | 1 | |
2.2 | О нитях, сплетающихся в сети | 1 | 1 | |
2.3 | Пищевые связи в экосистемах | 1 | | 1 |
2.4 | Травоядные и хищники. Всеядные. Животные-падальщики | 1 | 1 | |
2.5 | Составление цепей питания | 1 | | 1 |
2.6 | Роль грибов и почвенных микроорганизмов в экосистеме | 1 | 1 | |
2.7 | Вместе безопаснее | 1 | 1 | |
2.8 | «И вместе не тесно, и врозь - не скучно». Практическая работа «Оригами - птицы». | 1 | 1 | |
2.9 -2.10 | «Информатика» для волка | 2 | 2 | |
2.11 | Школа под открытым небом | 1 | 1 | |
2.12 | Моделирование отношений в пичьей стае | 1 | | 1 |
3 | Общий дом — общие проблемы | 7 | | |
3.1 | Глобальные экологические проблемы | 1 | 1 | |
3.2 | Пути решения экологических проблем | 1 | 1 | |
3.3 | Переработка и повторное использование бытовых отходов. | 1 | | 1 |
3.4 | Охраняемые природные территории и объекты | 1 | 1 | |
3.5 | Практическая работа «Вода, которую мы теряем | 1 | | 1 |
3.6 | Выявление наиболее замусоренных территорий в городе. | 1 | | 1 |
3.7 | Итоговый проект «Спасти и сохранить!» | 1 | | 1 |
Всего часов: | 34 | 26 | 8 |
Практические работы (5 ч)
№ | Название работы | Кол-во |
Практическая работа. «Моделирование экосистем» | 1 | |
Практическая работа «Тундра – природная экосистема» | 1 | |
Практическая работа «Я и моя среда». | 1 | |
Практическая работа «Оригами - птицы». | 1 | |
Практическая работа «Вода, которую мы теряем» | 1 |
Проект (1 ч)
№ | Название проекта | Кол-во |
1. | Итоговый проект «Спасти и сохранить!» | 1 |
Учебно-тематический план
4 год обучения (34 ч.)
№ п/п | Разделы программы и темы учебных занятий | Всего часов | В том числе | |
Теория | Практика | |||
1 | Раздел 1. Человек и природа | 3 ч | | |
1.1 | Вводное занятие. Место человека в мире природы. Практическая работа «Сбор материала для гербария». | 1 | | 1 |
1.2 | Осень в природе. Проект «Мой гербарий». | 1 | | 1 |
1.3 | О том, что общего между тобой, механическими часами и Солнечной системой | 1 | 1 | |
2 | Раздел 2. Неживое в природе | 7 ч | | |
2.1 | Неживая природа. Проект - акция «Мы против мусор!» | 1 | | 1 |
2.2 | Человек – верный сын природы. | 1 | 1 | |
2.3 | Солнце – источник тепла. Практическая работа «Наблюдение за погодой». | 1 | | 1 |
2.4 | Вода, её признаки и свойства. Почва и ее значение для человека. | 1 | 1 | |
2.5 | Погода. Предсказание погоды. Практическая работа «Наблюдение за природой». | 1 | | 1 |
2.6 | Климат. Практическая работа «Хорошо ли, что климат теплеет? | 1 | | 1 |
2.7 | Кто определяет прогноз погоды и зачем он нужен? | 1 | 1 | |
3 | Раздел 3. Живое в природе | 3 ч | | |
3.1 | Экологические связи живой и неживой природы. Работа с гербариями. | 1 | | 1 |
3.2 | Растения. Комнатные растения. Практическая работа «Пересадка комнатных растений, формовка крон и обрезка». | 1 | | 1 |
3.3 | Размножение растений. Легенды о растениях. | 1 | 1 | |
4 | Раздел 4. Царство грибов | 2 ч | | |
4.1 | Грибы. Микроскопические грибы. | 1 | 1 | |
4.2 | Съедобные и не съедобные грибы. Мифы и реальность. | 1 | 1 | |
5 | Раздел 5. Среда обитания | 4 ч | | |
5.1 | Времена года на Земле. Наблюдения за сезонными изменениями в неживой и живой природе. | 1 | | 1 |
5.2 | Изменения окружающей среды. | 1 | | 1 |
5.3 | Условия жизни растений. | 1 | 1 | |
5.4 | Как живут животные. Цепи питания. | 1 | 1 | |
6 | Раздел 6. Жизнь животных | 2 ч | | |
6.1 | Экологический проект «Почему нужно защищать природу?» | | | 1 |
6.2 | Красная книга – способ защиты редких видов животных и растений | 1 | 1 | |
7 | Раздел 7. Я и мое окружение | 6 ч | | |
7.1 | Моя семья. | 1 | 1 | |
7.2 | Слово «семья» в культуре народов. | 1 | 1 | |
7.3 | Проект «Моя семья». | 1 | | 1 |
7.4 | Мой класс – моя вторая семья. | 1 | | 1 |
7.5 | Мои друзья. Дружба. | 1 | 1 | |
7.6 | Домой моей мечты. | 1 | | 1 |
8 | Раздел 8. Человек и животное | 7 ч | | |
8.1 | Жизнь животных среди людей. | 1 | | 1 |
8.2 | Домашние животные. Правила ухода. | | | 1 |
8.3 | Проект «Мы в ответе за тех, кого приручили». | | | 1 |
8.4 | Может ли животное болеть? Мини – сочинение «Защити себя». | | 1 | |
8.5 | Паразиты. Бактерии и вирусы. Борьба с болезнями | | 1 | |
8.6 | Практическое занятие «Составление памятки по уходу за домашним животным». | | | 1 |
8.7 | Итоговое занятие. Защита проекта экологической тематики. | | | 1 |
Всего часов: | 34 | 15 | 19 |
Практические работы (7 ч)
№ | Название работы | Кол-во |
Практическая работа «Сбор материала для гербария». | 1 | |
Практическая работа «Наблюдение за природой». | 1 | |
Практическая работа «Хорошо ли, что климат теплеет?» | 1 | |
Практическая работа «Работа с гербариями». | 1 | |
Практическая работа «Пересадка комнатных растений, формовка крон и обрезка» | 1 | |
Мини – сочинение «Защити себя». | 1 | |
Практическое занятие «Составление памятки по уходу за домашним животным». | 1 |
Проект (4 ч)
№ | Название проекта | Кол-во |
Экологический проект «Почему нужно защищать природу?» | 1 | |
Проект «Моя семья». | 1 | |
Проект «Мы в ответе за тех, кого приручили». | 1 | |
Итоговый экологический проект. | 1 |