Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Моя первая экология»

0
0
Материал опубликован 6 November 2021

1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

Личностные и метапредметные результаты освоения программы

Личностными результатами освоения программы являются:

развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами искусства и естественных наук;

развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, дающих возможность выражать своё отношение к окружающему миру при­роды различными средствами (художественное слово, рисунок, живопись, различные жанры декоративно-прикладного искусства, музыка и т. д.);

воспитание ответственного отношения к природе, осознания не­обходимости сохранения окружающей среды;

формирование мотивации дальнейшего изучения природы.

Метапредметными результатами являются:

овладение элементами самостоятельной организации учебной дея­тельности, что включает в себя умения ставить цели и планировать лич­ную учебную деятельность, оценивать собственный вклад в деятельность группы, проводить самооценку уровня личных учебных достижений;

освоение элементарных приёмов исследовательской деятельности, доступных для детей младшего школьного возраста: формулирование с помощью учителя цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование про­стых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования;

формирование приёмов работы с информацией, что включает в себя умения поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей, а также понимание информации, представленной в различной знаковой форме — в виде таблиц, диаграмм, графиков, ри­сунков и т. д.;

развитие коммуникативных умений и овладение опытом межлич­ностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискус­сии, а также участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.


2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Содержание программы

1 год обучения


Раздел 1. Первые шаги по тропинке открытий

1.1 Готовимся наблюдать и изучать (1час)

Знакомство с оборудованием, необходимым для работы на природе: полевой дневник, компас, лупа, определители растений и животных, справочники, карта местности и др. Правила ведения полевого дневника: запись наблюдений и зарисовка наблюдаемых явлений.

1.2 Какие качества необходимы юному исследователю(1час)

Четыре основных качества, необходимые каждому во время прове­дения исследований в лесу: терпение, внимательность, точность, со­трудничество.

1.3 Учимся наблюдать

Наблюдение — основной метод работы на природе. Его цель, плани­рование. Значение систематичности в проведении наблюдений. Четыре основных вопроса, на которые необходимо ответить, прежде чем присту­пать к наблюдению: зачем? что? где? и как наблюдать?

1.4 Тренируем наблюдательность

Упражнения для развития наблюдательности: «В гармонии с приро­дой», «Ходим, подняв голову вверх», «Смотрим под ноги», «Ходим задом наперёд», «Прогулка вслепую» и др.

1.5 Десять заповедей друзей леса

Знакомство с правилами поведения на природе на основе анализа за­поведей, составленных учёным-экологом Ф. Тасси.

Раздел 2. Природа в наших ощущениях

2.1 Как мы воспринимаем окружающий мир

Каждый человек связан с окружающей средой посредством органов чувств. Сенсорное восприятие — один из путей существования в гармо­нии с окружающим миром.

2.2 Тренируем органы чувств

Упражнения для тренировки зрительного восприятия. Нахождение объектов по заданным признакам. Упражнения на расширение опыта сенсорного взаимодействия с использованием слуха, обоняния, осяза­ния, вкуса.

2.3 Какого цвета лес?

Восприятие цвета и формы различных природных объектов. Цвета леса. Цветовая гамма растений: листьев, цветков, коры деревьев и ку­старников. Составление палитры красок одного растения. Составление гаммы оттенков зелёного цвета — основного цвета леса, коричневого — цвета коры и почвы, голубого — цвета неба.

2.4 Что такое гармония?

Выразительность линий и форм живых организмов. Гармония в при­роде как «связь», «стройность», «соразмерность».

Гармоничное сочетание в организме растений и животных отдельных частей, пропорциональность форм.

2.5 Рисуем впечатления

Знакомство с различными техниками рисования, позволяющими вы­разить своё впечатление от посещения леса: монотипия, акватипия, ри­сунок пером, использование трафаретов и пр.

2.6 Учимся пользоваться приборами

Использование различных оптических приборов — биноклей, ручных и бинокулярных луп, микроскопов — для изучения различных микро- и макрообъектов.

2.7 «Микроскоп» из пластикового стаканчика

Изготовление модели, позволяющей понять принцип действия уве­личивающих линз микроскопа. Изготовление простейшего «микроскопа» из пластмассового стаканчика, прозрачной плёнки и резинового колечка.

2.8 Игра «Давайте познакомимся»

Игра проводится с использованием «чёрного ящика» — «волшебного мешочка», в котором находятся пластиковые игрушки небольшого раз­мера из различных наборов (дикие и домашние животные, морские оби­татели, насекомые и т. п.). Дети садятся в круг и по очереди «вслепую» достают одну игрушку и на ощупь определяют название животного. Если возникают затруднения, учитель задаёт наводящие вопросы. Затем каж­дый участник игры готовит небольшое (три-четыре предложения) вы­ступление от имени этого животного, представляя его наиболее интересным образом.

Раздел 3. Геометрия живой природы

3.1 Что такое симметрия?

Элементарные представления о симметрии. Ось симметрии. Основ­ные типы симметрии: двусторонняя и лучевая. Симметрия в природе. Двусторонняя симметрия в различных органах животных и строении рас­тений. Использование прямоугольного карманного зеркальца для опре­деления типа симметрии у различных природных объектов (листья, цветки, насекомые и др.).

3.2 Лучевая симметрия

Лучевая симметрия в строении растений и органов животных. Цветки растений, имеющие различное количество лучей симметрии (ост­ролист — три луча, пастушья сумка — четыре, яблоня, шиповник — пять и т. д.). Животные, имеющие лучевую симметрию: гидры, актинии, ме­дузы. Связь образа жизни и типа симметрии живых организмов.

3.3 Живая спираль

Примеры спирали в живой и неживой природе (рога винторогого козла, барана, раковины моллюсков; сворачивающиеся спиралью змеи, хвост хамелеона и т. п.). Примеры спирального расположения отдельных органов растений и животных: расположение листьев на побеге, почек на клубне картофеля. Спираль в движении, росте и развитии растений (усики растений, бутоны цветков, листья в растительной почке, вайи па­поротника и др.). Спираль как способ достижения дополнительной жё­сткости и устойчивости в пространстве (ножки грибов, побеги растений).

3.4 Такие разные листья

Строение листьев растений: листовая пластинка и черешок. Разно­образие форм листьев деревьев и кустарников. Сопоставление формы листьев с геометрическими фигурами (овальные, треугольные, круглые и т. д.) и другими объектами окружающего мира.

3.5 Различаем деревья по кроне

Описание разнообразия форм кроны деревьев и кустарников. Ис­пользуются наиболее широко распространённые виды: берёза, липа, то­поль, клён, яблоня, сосна, ель, можжевельник. Обращается внимание на то, что в условиях города или на дачном участке человек часто из­меняет форму кроны в декоративных или иных целях, используя для этого обрезку.

3.6 О кронах, густых и ажурных

Определение различной степени густоты кроны деревьев и кустар­ников с использованием простейшей трёхбалльной шкалы (густая, сред­няя, сквозистая).

3.7 Организм и среда обитания

Выявление на доступных примерах зависимости особенностей внеш­него строения растений и животных от условий среды обитания и образа жизни.

Раздел 4. Природа и её обитатели

4.1 Учимся планировать наблюдение

Поэтапное обсуждение с учителем плана наблюдений. Планирование конкретных наблюдений за растениями в соответствии с целью, постав­ленной учителем или предложенной учениками.

4.2 Наблюдаем за животными

Наблюдения за животными (насекомыми, птицами, домашними пи­томцами) по согласованному с учителем плану.

4.3 Изучаем условия обитания растений

Изучение условий обитания, особенностей произрастания (для рас­тений — одиночные или образуют заросли, угнетён ли рост и т. д.).

4.4 Всё связано со всем

Выявление взаимоотношений между различными видами живых ор­ганизмов (сотрудничество, конкуренция, хищничество, паразитизм и др.).

4.5 – 4.6 Изучаем поведение животных и растений

Выявление в ходе наблюдений особенностей поведения живых орга­низмов. Обращается особое внимание на то, что и у растений также можно изучать поведение: это разнообразные формы движения побегов и листьев, открывание и закрывание цветков и т. п.

4.7 Чья «столовая»?

Изучение типов повреждений растений насекомыми, грибами и мик­роорганизмами.

4.8 Что и кто влияет на живой организм?

Изучение зависимости состояния растений от условий произраста­ния, от видов растений и животных, существующих в ближайшем окру­жении.

Выявление примеров, подтверждающих взаимосвязь растений и жи­вотных.

Раздел 5. Лесные ремёсла

5.1 Лес в работе народных умельцев

Традиционные народные промыслы, связанные с лесом: резьба по де­реву, бересте; плетение из луба, лыка, ивового прута, берестоплетение.

5.2 Лесные мотивы

Лесные мотивы в работах вышивальщиц, ткачих, кружевниц, в роспи­си павловопосадских платков. Игрушки пришли из леса: богородская игрушка, сергиевопосадские матрёшки.

5.3- 5.4 Животные и растения в народном творчестве

Элементарные представления об антропоморфизме в народном твор­честве. Животные и растения, наделяемые различными положительными и отрицательными человеческими качествами. Преодоление стереоти­пов, выражающихся в негативном отношении к некоторым животным (отношения неприязни, брезгливости, отвращения, безразличия и т. п.).

5.5 Лесная палитра

Растения-красители. Красильная мастерская в работе — окрашиваем ткани. Рисуем природными красками.

5.6 Лес — кормилец и врачеватель

Лесное «меню». Лекарственные растения леса.

2 год обучения

Раздел 1. Дом, в котором я живу

1.1 Поговорим о доме

Цель занятия: раскрыть прямое значение понятия «дом», показать родственность понятий «дом» и «душа», «духовность». Основные понятия: дом, кров, уют.

1.2 «Была у лисы избушка ледяная, а у зайца — лубяная…»

Цель занятия: расширить понятие «дом», показать, что животные (насекомые, рыбы, пресмыкающиеся, птицы, звери) также нуждаются в убежище. Основные понятия: дом, убежище, экология (наука о «доме»).

1.3 Мой дом — моя крепость

Цель занятия: познакомить школьников с историей жилища человека, показать зависимость типа жилища от природных условий и образа жизни людей; провести аналогию между понятиями «дом человека» и «убежище (дом) животных». Основные понятия: жилище (дом) человека, постоянное жилище, переносное жилище.

1.4 Изучение убежищ различных видов животных

Цель занятия: познакомить детей с тем, что у различных видов животных, встречающихся в городе, — насекомых (муравьёв, ос), птиц (ласточек, стрижей, воробьёв, ворон), млекопитающих (белок, домашних хомячков и др.) существуютразличные убежища.

1.5 Жилище первобытных людей

Цель занятия: познакомить детей как и из каких мате­риалов строят дома различные народы. Постоянные жилища: вигвам, иглу, изба, дом на сваях и др. Переносные жилища: юрта, чум, палатка. Общие требования, которые предъявляет человек к жилищу: надёжная защита от неблагоприятных погодных факторов (низких или высоких температур, осадков, сильного ветра); доступность природных строи­тельных материалов.

1.6 Городской дом в разные эпохи

Цель занятия: показать школьникам на конкретных примерах как изменялись городские дома в разные эпохи

1.7 «Что нам стоит дом построить...»

Цель занятия: познакомить детей с тем, как решается проблема обеспечения людей жилищем. Основные понятия: строительные материалы, многоэтажный дом, коттедж, право на жильё.

1.8 «А у нас в квартире газ, а у вас?»

Цель занятия: познакомить школьников с работой основных систем жизнеобеспечения жилого дома. Основные понятия: вода, электроэнергия, экономное использование ресурсов.

1.9 Дом — это не только стены

Цель занятия: раскрыть взаимное влияние в системе «человек — жилище». Основные понятия: домашняя обстановка, уют, семейные традиции, семейные праздники.

1.10 Дом, в котором я бы хотел жить

Цель занятия: создание творческого проекта города своей мечты.

1.11 Семейные традиции и праздники

Цель занятия: составлять небольшие тексты о семье: отдыхе, семейных традициях.

1.12 «О кувшинах, выросших на грядке, и не только...»

Цель занятия: познакомить школьников с историей различных предметов домашнего обихода, показать преимущества использования природных материалов. Основные понятия: домашняя утварь, посуда, природные материалы, синтетические материалы.

1.13 «Своя рубашка ближе к телу»

Цель занятия: познакомить учащихся с историей одежды, раскрыть преимущества использования природных материалов при её изготовлении. Основные понятия: одежда, обувь, природные материалы, синтетические материалы, экологический стиль одежды.

1.14 Когда бессильны рога, клыки и быстрые ноги

Цель занятия: познакомить школьников с тем, какой ущерб природе наносят люди, стремящиеся удовлетворить своё желание оригинальности или наживы. Основные понятия: украшения, истребление животных, браконьерство, исчезающие виды.

1.15 «Чудо в перьях»

Цель занятия: показать школьникам на конкретных примерах, как неразумные потребности человека приводят к исчезновению некоторых видов птиц. Основные понятия: украшения, браконьерство, исчезающие виды.

1.16 Домашняя инвентаризация

Цель занятия: состоит в том, чтобы выявить предназначение вещей в доме.

Раздел 2. О городах и горожанах

2.1 Жизнь древних племен

Цель занятия: познакомить школьников с кочевым образом жизни древних племён, переходом некоторых племён к осёдлой жизни, возникновением первых поселений.

2.2 Как люди жили в старину

Цель занятия: умение воспроизводить в небольшом рассказе-повествовании события, связанные с историей.

2.3 Дом тянется к дому — получается город

В ходе беседы уточняется понятие «город». Учащиеся вспоминают, какова роль городов в истории нашей страны, называют первые города. Основные понятия: поселения человека, город.

2.4 Крестьянское жилище.

Цель занятия: познакомить с бытом крестьян

2.5 Крестьянская утварь

Цель занятия: наглядно показать бытовые условия жизни крестьян.

2.6 Как «растёт» город

Цель занятия состоит в том, чтобы выявить основную тенденцию настоящего времени — стремительный рост городов и городского населения. В ходе беседы выявляются последствия роста городов для природы. Основные понятия: город, «расползание» города, последствия «расползания» городов.

2.7 Как «живёт» город

В ходе занятия школьники создают простейшую модель взаимодействия города и прилегающих к нему территорий. Эта модель позволяет проанализировать, что поступает в город (продукты, сырьё, топливо и т. п.) и что город «возвращает» в окружающую среду (в первую очередь

различные промышленные и бытовые отходы).

2.8 Города-государства

Основная цель занятия — познакомить учащимся с городами – государствами.

2.9 Разные города-разные люди

Цель занятия: рассказать о влиянии города на образ жизни, ха­рактер, настроение, культурный уровень его жителей.

2.10 «Сначала человек строит город, а потом...»

В ходе занятия школьники устанавливают, в чём заключается влияние городской среды на современного человека. Особенно важна эта тема для тех, кто живёт в крупных городах. Основные понятия: город, городские жители.

2.11 Выявление уровня шума в разных районах города

Цель занятия: определить уровень шума в разных районах города

2.12 Будущее города — город будущего

Основная цель занятия — показать учащимся, что будущее нельзя предсказать, но его можно спрогнозировать. Прогноз составляется на основе анализа самых разнообразных показателей, характеризующих состояние города. Основные понятия: будущее, футурология, сценарии развития будущего.

2.13-2.14 «Город будущего»

Основная цель занятия создание проекта своего города будущего.

2.15 Экологические проблемы города

Цель занятия: познакомить школьников с такими экологическими проблемами как загрязнение воздуха промышлен­ными предприятиями и транспортом; загрязнение водоёмов, рек, под­земных вод в черте города и за его пределами; накопление бытовых и промышленных отходов. Проблема шума в городе.

2.16 Определение загрязнения воздуха

Цель занятия: определение загрязнения воздуха в городе по количеству частиц пыли, оседающих на листьях деревьев, на пластин­ках, смазанных вазелином.

2.17-2.18 Мой любимый город

Цель занятия: создать проект достопримечательностей своего города.

3 год обучения


Дом, в котором я живу: человек и окружающая его среда

Моя окружающая среда: дома, в школе, на улице, на природе. Понятие о доме в его прямом и переносном смысле: дом человека, убежище животных, планета — дом всего человечества.

От чего зависит порядок и уют в доме, как их поддерживать. Что должен знать и уметь каждый из нас, чтобы быть хранителем нашего общего «дома» — планеты Земля.

Экология человека — наука, изучающая взаимоотношения и взаимное влияние человека и окружающей его среды.

Человек защищается от воздействия окружающей среды: появление одежды и жилищ. Жилища первобытных людей. Как и из каких материалов строят дома различные народы. Постоянные жилища: вигвам, иглу, изба, дом на сваях и др. Переносные жилища: юрта, чум, палатка. Общие требования, которые предъявляет человек к жилищу: надёжная защита от неблагоприятных погодных факторов (низких или высоких температур, осадков, сильного ветра); доступность природных строительных материалов.

Элементарные представления об экологии жилища. Как выглядел городской дом в разные эпохи. Появление многоэтажных домов. Новые строительные и отделочные материалы: бетон и железобетон, асбест, древесно-стружечные плиты (ДСП), линолеум, стекловолокно и др. Влияние синтетических материалов на окружающую среду и здоровье человека.

Как городской дом обеспечивается водой и электроэнергией. Увеличение потребления воды и электроэнергии — одна из причин возникновения экологических проблем. Экономное использование ресурсов — одно из условий сохранения окружающей среды.

Преимущества и недостатки малоэтажной застройки.

«Экологический дом» — дом, не наносящий ущерба окружающей среде. Использование при его строительстве экологически безопасных для здоровья людей материалов, хорошо удерживающих тепло, а также специальных конструкций, позволяющих улавливать энергию солнца и ветра.

Домашняя обстановка. Предметы домашнего обихода. Чистота, порядок и уют в доме. Семейные традиции и семейные праздники.

Одежда и обувь, их назначение: защита от неблагоприятных воздействий окружающей среды, утверждение положения человека в обществе —принадлежность к определённому классу (касте, клану), профессии и т. п. Зависимость покроя одежды и используемых для её изготовления материалов от природных условий. Природные материалы, используемые для пошива, окраски и декорирования одежды и обуви: натуральный мех, кожа, замша; ткани из растительных, шерстяных, шёлковых и смешанных волокон. Синтетические ткани. «Экологический стиль» в манере одеваться.

Стремление украшать себя и своё жилище — одна из древнейших потребностей человека. Первобытные «коллекционеры». Находки в пещерах первобытных людей — окаменевшие раковины, кристаллы кварца, различные минералы, букеты цветов. Первые украшения: фигурки из обожжённой глины, изделия из бивней мамонта, костяные изображения зверей и птиц. Животные, исчезнувшие с лица Земли или ставшие редкими из-за стремления человека украшать себя или своё жилище красивым мехом, перьями, чучелами животных.

Браконьерство. Международные соглашения по запрещению торговли редкими (экзотическими) видами.


О городах и горожанах: человек в городе

Кочевой образ жизни древних племён. Переход некоторых племён к осёдлой жизни, возникновение первых поселений. Появление городов. Принципы выбора места для основания города: безопасность, близость к источникам пресной воды, необходимые запасы строительных материалов (камень, глина, древесина и т. п.), возможность торговать с соседями и др. Города-государства.

Изменение естественной (природной) среды в городе. Рост городов за счёт прилегающих к ним природных территорий. «Расползание» городов — одна из причин разрушения мест обитания растений, животных и других организмов.

Зависимость города от окружающей его среды. Ресурсы, необходимые для нормального существования города: пресная вода, продукты питания, топливо.

Экологические проблемы города: загрязнение воздуха промышленными предприятиями и транспортом; загрязнение водоёмов, рек, подземных вод в черте города и за его пределами; накопление бытовых и промышленных отходов. Проблема шума в городе.

Разные города — разные люди: влияние города на образ жизни, характер, настроение, культурный уровень его жителей.

Влияние городской среды на физическое и душевное здоровье человека.

Футурология — наука о будущем. Научные прогнозы дальнейшего развития городов. Проблемы, которые необходимо решить архитекторам и градостроителям в связи с постоянным ростом численности городского населения планеты. Различные проекты городов будущего.


О сложных системах, маленьком гвозде и хрупком равновесии: как устроены экологические системы

Система — одно из ключевых понятий экологии. Система как множество закономерно связанных друг с другом элементов (предметов, явлений и т. п.). Элемент — составная часть системы. Разнообразие систем. Биологические системы: системы органов растений, животных, человека. Организм как система.

Понятие «экосистема». Природные (естественные) и искусственные экосистемы. Различие между естественными и созданными человеком экосистемами. Моделирование экосистем. Аквариум — модель природной экосистемы.

Типы природных экосистем: наземные и водные экосистемы. Лес — один из наиболее распространённых типов наземных экосистем. Водоём как природная система. Болото — переходный тип между водными и наземными экосистемами. Тундра и пустыня — экосистемы, сложившиеся в сложных климатических условиях; их сходство и различие. Природа как источник различных ресурсов, необходимых для удовлетворения потребностей человека. Материальные и духовные потребности. Влияние человека на природные экосистемы. Положительные и отрицательные примеры изменений в природе, вызванных деятельностью человека.


В сетях жизни: многообразие экологических связей.

Биологическая экология — наука, изучающая взаимозависимость и взаимодействие организмов (или их совокупностей — популяций, сообществ и т. п.) и окружающей их среды. Простейшая классификация экологических связей: связи между живыми существами и неживой природой; связи между организмами (внутри одного вида и между различными видами).

Пищевые связи в экосистеме. Растения — производители органического вещества. Травоядные и хищники. Всеядные животные. Животные - падальщики. Цепи питания. Сети питания. Элементарное представление о пищевой пирамиде. Роль грибов и почвенных микроорганизмов в экосистеме.

Внутривидовые отношения. Временные и постоянные группы животных: семьи, стаи, стада, колонии и т. п. Взаимопомощь в группе: совместные поиски корма, защита от врагов, забота о потомстве, о больных и раненых.

Взаимовыгодные отношения и сотрудничество между различными видами: муравьи и тля; рак-отшельник, актиния и многощетинковый червь; мёдоед и мёдоуказчик и др.

Общение животных. Способы передачи информации: окраска, звуковые сигналы, запахи, язык поз и движений.

Передача информации от взрослых животных потомству. Подражание и обучение. Игра — один из способов усвоения навыков поведения, необходимых в дальнейшей жизни.

Общий дом — общие проблемы: почему возникают и как решаются экологические проблемы

Увеличение численности населения планеты. Необходимость производства всё большего количества продовольственных и промышленных товаров. Рост потребностей человека. Экологические проблемы становятся глобальными — «всеобщими», охватывающими весь земной шар. Глобальные экологические проблемы: сокращение многообразия видов живых организмов; истощение природных ресурсов; загрязнение окружающей среды; продовольственная проблема.

Пути решения экологических проблем (на примере борьбы с загрязнением окружающей среды бытовыми отходами). Переработка и повторное использование бытовых отходов.

Охраняемые природные территории и объекты: заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы.

Что может сделать каждый из нас для сохранения окружающей среды: изменение повседневного образа жизни, продуманное отношение к приобретению товаров, участие в различных экологических движениях и т. п.

Десять основных правил разумного отношения к окружающей среде.

4 класс «Мир вокруг нас» (34 ч)

Раздел 1. Человек и природа (3 ч)

Как человек связан с природой? Место человека как части природы. Представление о видах сельскохозяйственного труда, о некоторых сельскохозяйственных культурах и их значении. Знания и умения земледельцев. Пшеница – озимая, яровая. Человек – верный сын природы. Положительное и отрицательное влияние человека на природу. Составление моделей, показывающих место человека в природе. Защита проекта. Расширить представление детей об осени как времени года и о признаках осени: расположение солнца над горизонтом, продолжительность светового дня, характерные осадки, температура воздуха; живое в природе – желтеют листья, закладываются зимующие почки, созревают плоды, птицы и звери начинают готовиться к зиме.

Практическая работа: Сбор материала для гербария. Проект «Мой гербарий»

Раздел 2. Неживое в природе (7 ч)

Формирование представлений о неживой природе, ее многообразии. Экскурсия на пришкольный участок «Предметы и явления неживой природы вокруг меня» Солнце - источник тепла и света для живых существ. Влияние солнца на жизнь на Земле. Солнце и здоровье. Вода, ее признаки и свойства. Опыты по выявлению свойств воды: вода - растворитель, текучесть, прозрачность, переходные состояния, круговорот воды. Сообщения учащихся об охране и значении воды. Загрязнение Волги.  Источники загрязнения. Почва – необходимая среда для растений  Опыты по составу почвы (вода, воздух, органические вещества, песок, глина). Просмотр коллекции «Виды почвы». Практическая работа по обработке почвы комнатных растений. Значение почвы и меры по ее охране. Дать общее понятие погоды и климата. Кто определяет прогноз погоды и для чего это необходимо? Способы прогнозирования изменений в природеАктуализация представлений у учащихся о загрязнении помещения, где не используют сменную обувь, осознание нанесения вреда здоровью взвешенной в воздухе пылью. Пыль – враг человека и комнатных растений. Создание ситуации выбора (ходить в сменной обуви или нет). Правила уборки помещения. Акция «Умоем растения»Ролевая игра «Пойми меня». Создание ситуаций эмпатии с предметами окружающей неживой природы. Актуализация представлений о мусоре как загрязнителе природы города.

Практическая работа: «Наблюдение за погодой». Проект - акция «Мы, против мусора!» Практическая работа: «Хорошо ли, что климат теплеет?».

Раздел 3. Живое  в природе. Экологические   связи   между неживой и живой природой (3 ч)

Формирование потребности и практических умений заботиться о птицах. Кто чем питается? Конструирование модели кормушки. Формировать представления детей о приспособлениях птиц в связи с наступлением осени, о перелетах птиц. Анализ фенологических наблюдений за птицами. Работа по определению птиц  края.  Расширить представление учащихся об экологических связях неживой и живой природы. Соревнование на создание самой интересной и длинной цепи питания. Защита своей моделиФормировать представление о загрязнении воды и её очистке, воспитание ценностного и рачительного отношения к воде.

Раздел 4. Царство грибов (2 ч)

Сформировать представление о грибах как части живой природы; показать значение грибов для человека, растений и животных; познакомить с многообразием грибов, выделив группы съедобных и несъедобных. Грибы - накопители вредных веществ. Дать представление о строении шляпочных, пластинчатых и трубчатых грибов. Познакомить с правилами сбора грибов без нарушения лесной подстилкиОбобщить представления о сходстве и различии съедобных и несъедобных грибов. Воспитывать навыки экологически грамотного поведения в природе (мухомор опасен для человека, а для оленя он является лечебным). Дать представление о некоторых видах микроскопических грибов (дрожжевые, кефирные, плесневые). Рассмотреть свойства и значения их в жизни человека. Болезнетворные бактерии, вызывающие туберкулез, холеру.

Раздел 5. Среда обитания (4 ч)

Сравнение  времен года в разных географических  поясах Земли. Зависимость разных форм жизни от изменений температуры и осадков. Найти признаки ранней осени. Построить предположения о том, какими мы увидим небо, деревья и животных через 1-2 недели. Смена естественных и регулярных изменений, их взаимосвязь (количество растительности – численность травоядных – численность хищников). Виды сельскохозяйственного труда, выращиваемые культуры и их значение. Инструктаж по технике безопасности при работе с с/х инвентарем. Дикорастущие и культурные растения. Теплолюбивые и светолюбивые растения. Представление о классификации животного мира. Местообитание животных в экосистеме. Цепи питания.

Раздел 6. Жизнь животных (2 ч)

Обсуждение прочитанных книг о динозаврах, рассматривание рисунков. Рассматривание и обсуждение внешнего вида и образа жизни различных видов динозавров. Полезные взаимосвязи природы и человека. Что делать для сохранения вымирающих видов? Подбор и обрабатывание материала к теме проекта. Знакомство с разделами Красной книги. Красная книга Краснодарского края.  Разгадывание загадок.

Практическая работа: проект «Почему нужно защищать природу?».

Раздел 7. Я и мое окружение (6 ч)

Происхождение слова «семья» (от слова «семя»). Маленькое семя, с любовью посаженное в землю, дает крепкий росток. Со временем на нем появляются сначала нежные цветы, затем и добрые плоды. Занятие и обязанности членов семьи по ведению общего хозяйства. Роль семьи в жизни человека. Помнить мудрую заповедь: «Почитай отца своего и мать, и будет тебе хорошо, и ты будешь долго жить. Доброжелательные отношения с ними. Все мы — соседи по планете. Кто наши соседи? Дружба народов, взаимопомощь, уважение традиций. Обычаи и традиции русского народа. Свет, тепло, уют. Для чего предназначена мебель, растения? Что необходимо сделать для создания уюта в классной и игровой комнатах? Чтение стихов, художественной литературы о семье, любви, дружбе, трудеПознавательное, эстетическое и гигиеническое значение, условия содержания, правила расстановки комнатных растении с учетом приспособленности к условиям существования. Знакомство с комнатными растениями класса.

Практическая работа: проект «Моя семья».

Раздел 8. Человек и животные 7 ч)

Жизнь в городах. Человек и животное. Знакомство с разновидностями домашних животных. Рассказы детей о своих питомцах. Конкурс загадок о животных. Работа в группах: аппликация – декупаж. Загадки, рассказ учителя (материал  из энциклопедии). Понятие – паразиты. Питание за счёт других. Жизнь бактерий и вирусов под микроскопом. Полезные и вредные вирусы и бактерии. Иммунная система человека.

Практические работы: Мини- сочинение «Защити себя». Разработка инструкции по уходу и содержанию домашних питомцев (кошки, собаки, хомячки, морские свинки, попугаи, канарейки).




Учебно-тематический план

1 год обучения (33ч.)


п/п

Разделы программы и темы учебных занятий

Всего часов

В том числе

Теория

Практика

1

Первые шаги по тропинке открытий

6



1.1

Готовимся наблюдать и изучать

1

1


1.2

Какие качества необходимы юному исследователю

1

1


1.3

Учимся наблюдать

1


1

1.4

Тренируем наблюдательность

1


1

1.5

Десять заповедей друзей леса

1

1


1.6

Экскурсия «Друг ли я лесу?»



1

2

Природа в наших ощущениях

7



2.1

Как мы воспринимаем окружающий мир

1

1


2.2

Тренируем органы чувств

1


1

2.3

Какого цвета лес?

1


1

2.4

Что такое гармония?

1

1


2.5

Экскурсия в парк «Рисуем впечатления».




2.6

Учимся пользоваться приборами

1


1

2.7

Мини-проект. «Микроскоп» из пластикового стаканчика

1


1

3

Геометрия живой природы

7



3.1

Что такое симметрия?

1

1


3.2

Лучевая симметрия

1

1


3.3

Живая спираль

1

1


3.4

Такие разные листья

1


1

3.5

Различаем деревья по кроне

1

1


3.6

Экскурсия в парк. «О кронах, густых и ажурных»

1


1

3.7

Организм и среда обитания

1

1


4

Природа и её обитатели

7



4.1

Учимся планировать наблюдение

1

1


4.2

Наблюдаем за животными

1


1

4.3

Изучаем условия обитания растений

1

1


4.4

Всё связано со всем

1

1


4.5

Изучаем поведение животных и растений

1

1

1

4.6

Экскурсия в парк. «Чья «столовая»?

1


1

4.8

Что и кто влияет на живой организм?

1

1


5

Лесные ремёсла

6



5.1

Лес в работе народных умельцев

1

1


5.2

Экскурсия в музей. «Лесные мотивы»

1


1

5.3

Животные и растения в народном творчестве

1

1


5.4

Лесная палитра

1


1

5.5

Проект «Экология моего края»

1


1

5.6

Лес — кормилец и врачеватель

1

1


Всего часов:

33

18

15


Экскурсии (5 ч)


Название экскурсии

Кол-во

Экскурсия «Друг ли я лесу?»

1

Экскурсия в парк «Рисуем впечатления».

1

Экскурсия в парк «О кронах, густых и ажурных».

1

Экскурсия в парк «Чья «столовая»?»

1

Экскурсия в музей «Лесные мотивы».

1


Проект (1 ч)

Название проекта

Кол-во

1.

Проект «Экология моего края»

1




Мини-проект

Название

Кол-во

1.

Мини проект «Микроскоп из пластикового стаканчика».

1



Учебно-тематический план

2 год обучения (34 ч.)


п/п

Разделы программы и темы учебных занятий

Всего часов

В том числе

Теория

Практика

1

Дом, в котором я живу

16



1.1

Поговорим о доме

1

1


1.2

«Была у лисы избушка ледяная, а у зайца — лубяная...»

1

1


1.3

Мой дом — моя крепость

1

1


1.4

Изучение убежищ различных видов животных



1

1.5

Жилище первобытных людей

1

1


1.6

Городской дом в разные эпохи

1

1


1.7

«Что нам стоит дом построить... » «А у нас в квартире газ, а у вас?»


1


1.8

Наша одежда. Практическая работа «Мой гардероб».

1


1

1.9

Дом — это не только стены

1

1


1.10

Дом, в котором я бы хотел жить



1

1.11

Семейные традиции и праздники

1

1


1.12

«О кувшинах, выросших на грядке, и не только...»

1

1


1.13

«Своя рубашка ближе к телу»

1

1


1.14

Когда бессильны рога, клыки и быстрые ноги

1

1


1.15

«Чудо в перьях»

1

1


1.16

Практическая работа. «Домашняя инвентаризация».

1


1

2

О городах и горожанах

18



2.1

Жизнь древних племен

1

1


2.2

Как люди жили в старину

1

1


2.3

Дом тянется к дому — получается город

1


1

2.4

Крестьянское жилище.

1

1


2.5

Крестьянская утварь

1


1

2.6

Как «растёт» город

1

1


2.7

Как «живёт» город

1

1


2.8

Практическая работа. «Города-государства»



1

2.9

Разные города-разные люди»

1

1


2.10

«Сначала человек строит город, а потом...»

1

1


2.11

Выявление уровня шума в разных районах города

1


1

2.12

Будущее города — город будущего. Футурология — наука о будущем.

1

1


2.13-2.14

Практическая работа «Мой город будущего»

2


2

2.15

Экологические проблемы города

1


1

2.16

Определение загрязнения воздуха

1


1

2.17-2.18

Итоговый проект «Мой любимый город»

2


2


Всего часов:

34

20

14


Практические работы (5 ч)


Название работы

Кол-во

Практическая работа «Мой гардероб».

1

Практическая работа «Мой город будущего»

2

Практическая работа. «Домашняя инвентаризация».

1

Практическая работа. «Города-государства»

1

Проект (2 ч)


Название проекта

Кол-во

1.

Итоговый проект «Мой любимый город»

2


Учебно-тематический план

3 год обучения (34 ч.)


п/п

Разделы программы и темы учебных занятий

Всего часов

В том числе

Теория

Практика

1

О сложных системах, маленьком гвозде и хрупком равновесии

15



1.1

Система. Разнообразие систем

1

1


1.2

Организм как система

1

1


1.3

О том, что общего между тобой, механическими часами и Солнечной системой

1

1


1.4

От кочки до оболочки

1

1


1.5

Практическая работа. «Моделирование экосистем»

1


1

1.6

Аквариум – модель природной экосистемы

1


1

1.7

Под пологом леса

1

1


1.8

«Всяк кулик своё болото хвалит»

1

1


1.9

Практическая работа «Тундра – природная экосистема»

1


1

1.10

Для кого пуста пустыня?

1

1


1.11

О белых куропатках, полярных совах и маленьких леммин­гах, удививших учёных

1

1


1.12

Влияние человека на природные экосистемы

1

1


1.13

Кто живёт рядом с нами? Практическая работа «Я и моя среда».

1


1

1.14

«И кормилица, и вдохновительница»

1

1


1.15

Там, где ступала нога человека

1

1


2

В сетях жизни

12



2.1

Соседи по планете

1

1


2.2

О нитях, сплетающихся в сети

1

1


2.3

Пищевые связи в экосистемах

1


1

2.4

Травоядные и хищники. Всеядные. Животные-падальщики

1

1


2.5

Составление цепей питания

1


1

2.6

Роль грибов и почвенных микроорганизмов в экосистеме

1

1


2.7

Вместе безопаснее

1

1


2.8

«И вместе не тесно, и врозь - не скучно». Практическая работа «Оригами - птицы».

1

1


2.9 -2.10

«Информатика» для волка

2

2


2.11

Школа под открытым небом

1

1


2.12

Моделирование отношений в пичьей стае

1


1

3

Общий дом — общие проблемы

7



3.1

Глобальные экологические проблемы

1

1


3.2

Пути решения экологических проблем

1

1


3.3

Переработка и по­вторное использование бытовых отходов.

1


1

3.4

Охраняемые природные территории и объекты

1

1


3.5

Практическая работа «Вода, которую мы теряем

1


1

3.6

Выявление наиболее замусоренных территорий в го­роде.

1


1

3.7

Итоговый проект «Спасти и сохранить!»

1


1

Всего часов:

34

26

8

Практические работы (5 ч)


Название работы

Кол-во

Практическая работа. «Моделирование экосистем»

1

Практическая работа «Тундра – природная экосистема»

1

Практическая работа «Я и моя среда».

1

Практическая работа «Оригами - птицы».

1

Практическая работа «Вода, которую мы теряем»

1

Проект (1 ч)


Название проекта

Кол-во

1.

Итоговый проект «Спасти и сохранить!»

1



Учебно-тематический план

4 год обучения (34 ч.)


п/п

Разделы программы и темы учебных занятий

Всего часов

В том числе

Теория

Практика

1

Раздел 1. Человек и природа

3 ч



1.1

Вводное занятие. Место человека в мире природы.  Практическая работа «Сбор материала для гербария».

1


1

1.2

Осень в природе. Проект «Мой гербарий».

1


1

1.3

О том, что общего между тобой, механическими часами и Солнечной системой

1

1


2

Раздел 2. Неживое в природе

7 ч



2.1

Неживая природа. Проект - акция «Мы против мусор!»

1


1

2.2

Человек – верный сын природы.

1

1


2.3

Солнце – источник тепла. Практическая работа «Наблюдение за погодой».

1


1

2.4

Вода, её признаки и свойства. Почва и ее значение для человека.

1

1


2.5

Погода. Предсказание погоды. Практическая работа «Наблюдение за природой».

1


1

2.6

Климат. Практическая работа «Хорошо ли, что климат теплеет?

1


1

2.7

Кто определяет прогноз погоды и зачем он нужен?

1

1


3

Раздел 3. Живое в природе

3 ч



3.1

Экологические связи живой и неживой природы. Работа с гербариями.

1


1

3.2

Растения. Комнатные растения. Практическая работа «Пересадка комнатных растений, формовка крон и обрезка».

1


1

3.3

Размножение растений. Легенды о растениях.

1

1


4

Раздел 4. Царство грибов

2 ч



4.1

Грибы. Микроскопические грибы.

1

1


4.2

Съедобные и не съедобные грибы. Мифы и реальность.

1

1


5

Раздел 5. Среда обитания

4 ч



5.1

Времена года на Земле. Наблюдения за сезонными изменениями в неживой и живой природе.

1


1

5.2

Изменения окружающей среды.

1


1

5.3

Условия жизни растений.

1

1


5.4

Как живут животные. Цепи питания.

1

1


6

Раздел 6. Жизнь животных

2 ч



6.1

Экологический проект «Почему нужно защищать природу?»



1

6.2

Красная книга – способ защиты редких видов животных и растений

1

1


7

Раздел 7. Я и мое окружение

6 ч



7.1

Моя семья.

1

1


7.2

Слово «семья» в культуре народов.

1

1


7.3

Проект «Моя семья».

1


1

7.4

Мой класс – моя вторая семья.

1


1

7.5

Мои друзья. Дружба.

1

1


7.6

Домой моей мечты.

1


1

8

Раздел 8. Человек и животное

7 ч



8.1

Жизнь животных среди людей.

1


1

8.2

Домашние животные. Правила ухода.



1

8.3

Проект «Мы в ответе за тех, кого приручили».



1

8.4

Может ли животное болеть? Мини – сочинение «Защити себя».


1


8.5

 Паразиты. Бактерии и вирусы. Борьба с болезнями


1


8.6

Практическое занятие «Составление памятки по уходу за домашним животным».



1

8.7

Итоговое занятие. Защита проекта экологической тематики.



1

Всего часов:

34

15

19



Практические работы (7 ч)


Название работы

Кол-во

Практическая работа «Сбор материала для гербария».

1

Практическая работа «Наблюдение за природой».

1

Практическая работа «Хорошо ли, что климат теплеет?»

1

Практическая работа «Работа с гербариями».

1

Практическая работа «Пересадка комнатных растений, формовка крон и обрезка»

1

Мини – сочинение «Защити себя».

1

Практическое занятие «Составление памятки по уходу за домашним животным».

1




Проект (4 ч)

Название проекта

Кол-во

Экологический проект «Почему нужно защищать природу?»

1

Проект «Моя семья».

1

Проект «Мы в ответе за тех, кого приручили».

1

Итоговый экологический проект.

1



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.