Рабочая программа и КТП по химии для 9 класса
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №225 АДМИРАЛТЕЙСКОГО РАЙОНА ГОРОДА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
«Рассмотрено» Руководитель ШМО по _____________ |
«Согласовано» Заместитель директора по УВР ГБОУ СОШ №225 Адмиралтейского района г. Санкт-Петербурга |
«Утверждено» Руководитель ГБОУ СОШ №225 Адмиралтейского района г. Санкт-Петербурга |
_________ /___________________/ Ф.И.О. |
_________ /___________________/ Ф.И.О. |
_________ /Федосеенко А.С./ Ф.И.О. |
Протокол № __________ От «_____» __________ 2016 г. |
От «_____» __________ 2016 г. |
Приказ №_____ От «_____» __________ 2016 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по химии
для 9 «Б» класса
на 2016-2017 учебный год
Учитель: Воронаев Иван Геннадьевич
Рабочая программа составлена на основе программы курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений:
Еремин В. В. Химия. 9 кл. Методическое пособие / В.В. Еремин, Н.Е. Кузьменко, А.А. Дроздов, В.В. Лунин. – М.: Дрофа, 2013;
а также
Примерные программы по учебным предметам. Химия 8-9 классы. – М.: Просвещение, 2010. – (Стандарты второго поколения).
Учебник: Еремин В. В., Кузьменко Н. Е., Дроздов А. А., Лунин В. В. Химия. 9 класс. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2015. – 256 с.
Рассмотрено на заседании Педагогического совета
ГБОУ СОШ №225 Адмиралтейского района
г. Санкт-Петербурга Протокол № ____ от _________________
Санкт-Петербург, 2016
Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана на основе следующего нормативно-правового и инструктивно-методического обеспечения:
1. Закон Российской Федерации «Об образовании».
2. Примерная государственная программа по химии для общеобразовательных школ, соответствующая Федеральному компоненту Государственного стандарта общего образования и допущенная Министерством образования и науки Российской Федерации (В.В.Еремин, Н.Е.Кузьменко, В.В.Лунин, А.А.Дроздов, В.И.Теренин. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.:Дрофа, 2009).
3. Еремин В. В. Химия. 9 кл. Методическое пособие к учебнику / В.В. Еремин, В.И. Кузьменко В. И. А.А. Дроздов, В.В. Лунин. – М.: Дрофа, 2012;
4. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта общего образования (Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»);
5. Примерные программы по учебным предметам. Химия 8-9 классы. – М.: Просвещение, 2010. – (Стандарты второго поколения).
В системе естественно-научного образования химия как учебный предмет занимает важное место в познании законов природы, в материальной жизни общества, в решении глобальных проблем человечества, в формировании научной картины мира, а также в воспитании экологической культуры людей.
Цель реализации предмета:
Вооружить учащихся основами химических знаний, необходимых для повседневных знаний, заложить фундамент для дальнейшего совершенствования химических знаний в старших классах, правильно ориентировать поведение учащихся в окружающей среде.
Задачи изучения химии:
Формирование у учащихся знания основ химической науки:
важнейших факторов, понятий, химических законов и теорий, языка науки, доступных обобщений мировоззренческого характера.
Развитие умений наблюдать и объяснять химические явления, происходящие в природе, лаборатории, в повседневной жизни.
Формирование специальных умений: обращаться с веществами, выполнять несложные эксперименты, соблюдая правила ТБ.
Раскрытие гуманистической направленности химии, ее возрастающей роли в решении главных проблем, стоящих перед человечеством, и вклада в научную культуру мира. Роль предмета в формировании основных знаний, умений и навыков, ключевых компетентностей:
На современном и доступном для учащихся уровне объяснить теоретические положения, изучаемые свойства веществ, химические процессы, протекающие в окружающей среде, обучить способам применения знаний в повседневной жизни, постоянно подчеркивать межпредметные связи химии с естественными и гуманитарными науками.
Содержание рабочей программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Программа включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по химии и авторской программы учебного курса.
Курс химии преподается в рамках реализации естественнонаучного предпрофильного обучения: 2 часа в недели – федеральный компонент и 2 часа в неделю – региональный компонент и компонент образовательной организации при шестидневной учебной неделе.
Все проводимые занятия предпрофильного обучения должны быть направлены, прежде всего, на повышение интереса у обучающихся к самому предмету и науке, в данном случае – химии.
Особое внимание уделяется практическим занятиям, которые проходят в виде уроков-упражнений по решению задач и выполнению практических работ.
Сама идея предпрофильного обучения заключается в том, что до выбора обучающимся своей будущей профессии, он должен попробовать все возможные варианты и типы профильных вариантов обучения. Лишь после этого он может выбирать подходящий для него вариант обучения.
Таким образом, предпрофильное обучение химии должно основываться на принципе заинтересованности обучающихся. Предпрофильный курс химии представляет собой продолжение федерального государственного образовательного стандарта по химии.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения химии учащиеся должны
знать
химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
важнейшие химические понятия: атом, молекула, химическая связь, вещество и его агрегатные состояния, классификация веществ, химические реакции и их классификация, электролитическая диссоциация;
основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
уметь
называть: знаки химических элементов, соединения изученных классов, типы химических реакций;
объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым он принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; причины многообразия веществ; сущность реакций ионного обмена;
характеризовать: химические элементы на основе их положения в периодической системе Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; общие свойства неорганических и органических веществ;
определять: состав веществ по их формулам; принадлежность веществ к определенному классу соединений; валентность и степень окисления элементов в соединениях;
составлять: формулы оксидов, водородных соединений неметаллов, гидроксидов, солей; схемы строения атомов; уравнения химических реакций;
обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы, ионы аммония;
вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю растворенного вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для безопасного обращения с веществами и материалами.
Содержание разделов и тем учебного курса
9 класс (4 часа в неделю, итого 136 часов за год, из них резервное время 10 часов)
Введение. Повторение и обобщение материала курса химии 8 класса (6 ч)
Строение атома. Периодический закон. Валентность и степень окисления элемента. Строение вещества. Закономерности изменения свойств элементов и простых веществ. Характеристика элемента по его положению в Периодической системе. Закономерности изменения свойств сложных веществ: оксидов и гидроксидов, летучих водородных соединений.
Электронная структура атома. Составление электронных формул атомов химических элементов. Деление элементов на семейства: s, p, d, f.
Химическая реакция. Условия возникновения и признаки протекания химических реакций. Сохранение массы вещества при химических реакциях.
Классификация веществ. Номенклатура неорганических веществ. Основные химические свойства классов неорганических веществ: оксидов, оснований, кислот и солей.
Тема 1. Стехиометрия. Количественные отношения в химии (10 ч)
Атомно-молекулярная теория. Расчеты по химическим формулам — нахождение массовой доли элемента в соединении. Вывод формулы соединения. Моль — единица количества вещества. Закон Авогадро. Молярный объем идеального газа. Абсолютная и относительная плотность газов.
Расчеты по уравнениям реакций. Вычисление массы, объема или количества вещества по известной массе, объему или количеству вещества одного из реагентов или продуктов. Расчеты объемных отношений газов в реакциях.
Расчеты по уравнениям реакций в случае, когда одно из веществ находится в недостатке. Вычисление массы одного из продуктов реакции по массе исходного вещества, содержащего определенную долю примесей.
Выход химической реакции. Определение выхода.
Решение задач повышенной сложности. Решение задач на вычисление массы компонентов смеси.
Контрольная работа № 1. Количественные соотношения в химии.
Тема 2. Химическая реакция (39 ч)
Основы химической термодинамики. Тепловой эффект химической реакции. Экзотермические и эндотермические реакции. Закон Гесса и следствия из него. Понятие об энтальпии и энтропии. Термохимические измерения и вычисления. Вычисление энергии связи по тепловому эффекту.
Основы химической кинетики. Понятие о скорости химической реакции. Влияние различных факторов на скорость химических реакций. Катализаторы. Гомогенные и гетерогенные реакции.
Химическое равновесие. Обратимые и необратимые реакции. Принцип Ле Шателье и его применение в химии. Смещение химического равновесия.
Общая характеристика растворов. Процесс растворения. Растворимость. Решение задач на растворы. Расчет массовой доли растворенного вещества и молярной концентрации. Кристаллогидраты. Растворимость. Коллигативные свойства растворов: температура замерзания и кипения, давление насыщенного пара, осмотическое давление. Дисперсные системы. Коллоиды. Суспензии. Эмульсии. Аэрозоли. Ткани организма – дисперсные системы. Строение и свойства клеточных мембран. Кровь – сложная дисперсная система. Химические реакции веществ с водой.
Теория электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты. Диссоциация кислот, солей и оснований. Сильные и слабые электролиты. Составление уравнений диссоциации различных веществ. Степень диссоциации. Донорно-акцепторный механизм образования ковалентной связи. Ион гидроксония. Водородный показатель. Классификация веществ по типу химических реакций. Классы кислот и оснований. Протолитическая теория кислот и оснований. Реакции ионного обмена и условия их протекания. Составление уравнений реакций ионного обмена. Гидролиз солей. Составление уравнений гидролиза солей.
Окислительно-восстановительные реакции. Степень окисления. Процессы окисления-восстановления. Классификаиця окислительно-восстановительных реакций. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций. Типичные окислители и восстановители. Электрохимический ряд напряжений металлов. Взаимодействие веществ с водой, кислотами и растворами солей. Сравнение окислительной активности различных веществ. Химические источники электрической энергии. Гальванические элементы. Катод и анод. Электролиз. Электролиз растворов и расплавов.
Обобщенная классификация химических реакций по различным признакам: изменению степени окисления химических элементов, поглощению или выделению энергии; наличию или отсутствию катализатора; обратимости.
Практическая работа № 1. Влияние условий на скорость химических реакций. Смещение химического равновесия.
Практическая работа № 2. Реакции ионного обмена.
Практическая работа № 3. Индикаторы и интервалы их превращений.
Практическая работа № 4. Окислительно-восстановительные процессы.
Контрольная работа №2. Химическая реакция.
Тема 3. Химия неметаллов (29 ч)
Элементы-неметаллы. Особенности электронного строения, общие свойства.
Галогены — элементы главной подгруппы VII группы. Общая характеристика подгруппы. Возможные степени окисления. Особенности фтора. Хлор — распространенность в природе, получение, физические и химические свойства, применение. Хлороводород. Соляная кислота и ее
соли. Качественная реакция на хлорид-ион. Определение йода крахмалом. Порядок вытеснения одного галогена другим из растворов галогенидов.
Подгруппа серы. Сера: нахождение в природе, аллотропия, физические и химические свойства. Сероводород. Сульфиды. Сернистый газ. Оксид серы (VI) (серный ангидрид) и серная кислота. Окислительные свойства концентрированной серной кислоты. Получение и применение серной кислоты. Качественная реакция на сульфат-ион.
Подгруппа азота. Азот: нахождение в природе, валентные возможности атома азота. Азот как простое вещество. Физические и химические свойства, получение и применение. Проблема связывания атмосферного азота. Представление о минеральных удобрениях. Аммиак: строение молекулы, физические и химические свойства, получение и применение. Соли аммония. Качественная реакция на ион аммония. Оксиды азота. Азотная кислота. Получение, физические и химические свойства, реакция с металлами. Применение азотной кислоты. Нитраты. Круговорот азота. Методы промышленного получения азотной и серной кислот, аммиака.
Окислительно-восстановительные реакции азотной и серной кислот (обобщение). Взаимодействие разбавленных и концентрированных растворов азотной и серной кислот с металлами и неметаллами.
Фосфор. Белый фосфор. Получение и применение красного фосфора. Оксид фосфора (V) (фосфорный ангидрид) и фосфорная кислота.
Подгруппа углерода. Алмаз и графит — аллотропные модификации углерода. Адсорбция. Угарный газ — свойства и физиологическое действие на организм. Углекислый газ, угольная кислота и ее соли. Круговорот углерода. Парниковый эффект и его последствия.
Кремний. Оксид кремния (IV), кремниевая кислота и силикаты. Стекло. Керамика. Цемент и бетон. Стекло — пример аморфного материала.
Качественные реакции на анионы. Качественные реакции на хлориды, бромиды, йодиды, сульфаты, сульфиты, сульфиды, нитриты, карбонаты и силикаты.
Химическое загрязнение окружающей среды оксидами серы и азота.
Практическая работа № 5. Получение аммиака и опыты с ним.
Практическая работа № 6. Определение минеральных удобрений.
Практическая работа № 7. Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств.
Практическая работа № 8. Адсорбционные свойства углерода и соединений кремния.
Практическая работа № 9. Распознавание анионов.
Контрольная работа № 3. Химия неметаллов.
Тема 4. Химия металлов (21 ч)
Положение металлов в Периодической системе. Строение атомов металлов. Понятие о металлической связи. Общие свойства металлов. Способы получения металлов. Понятие о металлургии. Ряд напряжений металлов. Вытеснение одного металла другим из раствора соли. Значение металлов в народном хозяйстве.
Сплавы. Конструкционные сплавы. Сталь, чугун, дюралюминий, бронза, латунь, сталь.
Щелочные металлы. Общая характеристика подгруппы. Натрий — физические свойства, взаимодействие с неметаллами и водой. Хлорид натрия — поваренная соль. Карбонат и гидрокарбонат натрия, их применение и о свойства. Окрашивание пламени солями натрия.
Щелочноземельные металлы. Кальций — представитель семейства щелочноземельных металлов. Физические свойства, взаимодействие с неметаллами и водой. Соединения кальция. Жесткость воды и способы ее устранения. Мрамор. Гипс. Известь. Строительные материалы. Окрашивание пламени солями кальция.
Алюминий. Физические и химические свойства, применение. Амфотерность. Амфотерность оксида и гидроксида алюминия. Дюралюминий как основа современной авиации.
Железо. Физические и химические свойства (взаимодействие с кислородом, кислотами, хлором). Соединения железа (II) и железа (III). Качественная реакция на ион железа (III). Чугун и сталь — важнейшие сплавы железа. Закаленная и отпущенная сталь. Коррозия железа. Коррозия металлов.
Качественные реакции на катионы металлов. Качественные реакции на алюминий, железо, хром, медь, кальций, магний, цинк.
Понятие комплексных соединений. Классификация и номенклатура комплексных соединений. Строение комплексных соединений.
Окислительно-восстановительные реакции соединений марганца и хрома.
Практическая работа № 10. Жесткость воды и способы ее устранения.
Практическая работа № 11. Амфотерные оксиды и гидроксиды.
Практическая работа № 12. Железо и его соединения.
Практическая работа № 13. Качественное определение катионов.
Практическая работа № 14. Экспериментальное решение задач.
Контрольная работа № 4. Химия металлов.
Тема 5. Первоначальные представления об органических веществах (11 ч)
Основные сведения о химическом строении органических веществ. Классификация и строение органических веществ. Изомерия. Составление структурных формул изомеров.
Углеводороды: метан, этан, этен.
Спирты (метанол, этанол, глицерин) и карбоновые кислоты (уксусная, стеариновая) как представители кислородосодержащих органических соединений.
Биологически важные вещества: жиры, углеводы, белки.
Контрольная работа № 5. Первоначальные представления об органических веществах.
Тема 6. Химия и жизнь (3 ч)
Человек в мире веществ: материалы и химические процессы. Химическая картина мира.
Химия и пища. Калорийность жиров, белков и углеводов. Консерванты пищевых продуктов (поваренная соль, уксусная кислота).
Природные источники углеводородов: нефть и природный газ. Применение их как топлива и сырья.
Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни. Бытовая химическая грамотность: умение читать маркировку изделий пищевой, фармацевтической и легкой промышленности, соблюдение инструкций по применению приобретенных товаров.
Химия загрязнений атмосферы. Токсический и фотохимический смог. Кислотные дожди. Разрушение озонового слоя. Методы анализа токсикантов и методы снижения их поступления в атмосферу.
Тема 7. Обобщение знаний по химии за курс основной школы (7 ч)
Физический смысл порядкового номера элемента в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева, номеров периода и группы. Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в периодах и группах в свете представлений о строении атомов элементов. Значение периодического закона.
Типы химических связей и типы кристаллических решеток. Взаимосвязь строения и свойств веществ.
Классификация химических реакций по различным признакам (число и состав реагирующих и образующихся веществ; тепловой эффект; использование катализатора; направление; изменение степеней окисления атомов).
Простые и сложные вещества. Металлы и неметаллы. Генетические ряды металла, неметалла и переходного металла. Оксиды (основные, амфотерные и кислотные), гидроксиды (основания, амфотерные гидроксиды и кислоты) и соли: состав, классификация и общие химические свойства в свете теории электролитической диссоциации и представлений о процессах окисления-восстановления.
Контрольная работа №6. Итоговая контрольная работа.
Учебно-тематический план
№ п/п |
Тема |
Количество часов |
В том числе |
|
практические работы |
контрольные работы |
|||
1 |
Введение. Повторение и обобщение материала курса химии 8 класса |
6 |
0 |
0 |
2 |
Стехиометрия. Количественные отношения в химии |
10 |
0 |
1 |
3 |
Химическая реакция |
39 |
4 |
1 |
4 |
Химия неметаллов |
29 |
5 |
1 |
5 |
Химия металлов |
21 |
5 |
1 |
6 |
Первоначальные представления об органических веществах |
11 |
0 |
1 |
7 |
Химия и жизнь |
3 |
0 |
0 |
8 |
Обобщение знаний по химии за курс основной школы |
7 |
0 |
1 |
9 |
Резервное время |
10 |
- |
- |
ИТОГО: |
136 |
14 |
6 |
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №225 АДМИРАЛТЕЙСКОГО РАЙОНА ГОРОДА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
«Согласовано» Заместитель директора по УВР ГБОУ СОШ №225 Адмиралтейского района г. Санкт-Петербурга |
_________ /___________________/ Ф.И.О. |
От «_____» __________ 2016 г. |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
по химии
Класс 9 «Б»
Учитель Воронаев Иван Геннадьевич
Количество часов:
за учебный год 136 часов;
в неделю 4 часа.
Планирование составлено на основе рабочей программы
Поурочное тематическое планирование учебного материала 9 класса (4 часа в неделю, всего 136 часов, из них 10 часов – резервное время)
Номер урока |
Тема урока |
Изучаемые вопросы |
Эксперимент |
Домашнее задание |
||
Введение. Повторение и обобщение материала курса химии 8 класса (6 часов) |
||||||
|
Строение атома и Периодический закон. |
Строение атома. Периодический закон. Строение вещества. |
Конспект |
|||
|
Электронная структура атома. |
Составление электронных формул атомов химических элементов. Деление элементов на семейства: s, p, d, f. |
Индивидуальные задания |
|||
|
Валентность и степень окисления элемента. |
Валентность и степень окисления элемента. Строение вещества. Закономерности изменения свойств элементов и простых веществ. Характеристика элемента по его положению в Периодической системе. |
||||
|
Закономерности в изменении свойств элементов, простых и сложных веществ. |
Закономерности изменения свойств элементов и простых веществ. Закономерности изменения свойств сложных веществ: оксидов и гидроксидов, летучих водородных соединений. |
Конспект |
|||
|
Определение свойств элемента, форм и свойств его соединений по его положению в Периодической системе. |
Повторение периодического закона и закономерностей в изменении свойств элементов и образуемых ими соединений по периоду и подгруппе. |
Индивидуальные задания |
|||
|
Классы неорганических веществ. |
Химическая реакция. Условия возникновения и признаки протекания химических реакций. Сохранение массы вещества при химических реакциях. Классы неорганических веществ: оксиды, основания, кислоты и соли. |
Конспект |
|||
Тема 1. Стехиометрия. Количественные отношения в химии (10 часов) |
||||||
|
Атомно-молекулярная теория. |
Расчеты по химическим формулам — нахождение массовой доли элемента в соединении. Вывод формулы соединения. Моль — единица количества вещества. Закон Авогадро. Молярный объем идеального газа. Абсолютная и относительная плотность газов. |
§ 1 упр. 6 |
|||
|
Решение задач на вывод формулы вещества. |
Решение задач на вывод формулы вещества. Уметь: рассчитывать относительную молекулярную массу соединения; вычислять отношение масс элементов в веществе; определять массовую долю элемента в соединении; рассчитывать массу элемента по известной массе вещества, содержащего данный элемент; вычислять массу вещества по массе элемента в нем; определять относительную плотность газов и производить расчеты, связанные с ней; вычислять количество вещества по его массе, объему, количеству частиц. |
§ 2 § 3 упр. 5 |
|||
|
Расчеты по уравнениям реакций. |
Расчеты по уравнениям реакций. Вычисление массы, объема или количества вещества по известной массе, объему или количеству вещества одного из реагентов или продуктов. Расчеты объемных отношений газов в реакциях. Методика решения задач по химии. |
§ 4 упр. 10 |
|||
|
Расчеты по химическим уравнениям, если одно из реагирующих веществ дано в избытке. |
Решение задач по уравнениям реакции. Уметь применять знания из физики и математике при решении химических задач. Уметь использовать основные способы решения задач. |
§ 5 |
|||
|
Определение массовой или объемной доли выхода продукта реакции. |
Решение задач по уравнениям реакции
|
§ 6 |
|||
|
Вычисления массы или объема продукта реакции по известной массе или объему исходного вещества, содержащего примеси. |
Выход продукта реакции. |
§ 7 |
|||
|
Решение задач повышенной сложности. |
Решение комбинированных и усложненных задач. |
Конспект |
|||
|
Решение задач на вычисление массы компонентов смеси. |
Решение задач на вычисление массы компонентов смеси. |
Задачи |
|||
|
Решение задач на вычисление массы компонентов смеси. |
Решение задач на вычисление массы компонентов смеси. |
Конспект. Индивидуальные задачи. |
|||
|
Контрольная работа № 1. Количественные соотношения в химии. |
|||||
Тема 2. Химическая реакция (39 часов) |
||||||
|
Основы химической термодинамики. |
Основы химической термодинамики. Тепловой эффект химической реакции. Экзотермические и эндотермические реакции. |
Д3. Экзотермические и эндотермические реакции. |
§ 19 |
||
|
Закон Гесса и следствия из него. |
§ 19 |
||||
|
Термохимические измерения и вычисления. |
Конспект |
||||
|
Расчеты по термохимическим уравнениям. |
Задачи |
||||
|
Основы химической кинетики. |
Основы химической кинетики. Понятие о скорости химической реакции. Влияние различных факторов на скорость химических реакций. Катализаторы. Гомогенные и гетерогенные реакции. |
Д4. Влияние различных факторов на скорость взаимодействия цинка с соляной кислотой. Л3. Каталитическое разложение пероксида водорода. |
§ 20 |
||
|
Расчет скорости химической реакции. |
|||||
|
Химическое равновесие. |
Химическое равновесие. Обратимые реакции. Принцип Ле Шателье и его применение в химии. |
§ 21 |
|||
|
Решение заданий по теме: «Химическое равновесие». |
|||||
|
Практическая работа № 1. Влияние условий на скорость химических реакций. Смещение химического равновесия. |
|||||
|
Общая характеристика растворов. |
§ 9 |
||||
|
Расчет массовой доли растворенного вещества и молярной концентрации. |
Расчет массовой доли растворенного вещества и молярной концентрации. Кристаллогидраты. Растворимость. |
§ 10 |
|||
|
Решение задач на расчет растворимости веществ. |
Продолжить формирование понятия растворимость с практическим приложением к решению задач. |
Индивидуальные задачи |
|||
|
Коллигативные свойства растворов. |
Коллигативные свойства растворов: температура замерзания и кипения, давление насыщенного пара, осмотическое давление. |
Конспект |
|||
|
Дисперсные системы. |
Дисперсные системы. Коллоиды. Суспензии. Эмульсии. Аэрозоли. |
Конспект |
|||
|
Ткани организма – дисперсные системы. |
Ткани организма – дисперсные системы. Строение и свойства клеточных мембран. Кровь – сложная дисперсная система. |
Конспект |
|||
|
Химические реакции веществ с водой. |
Конспект |
||||
|
Теория электролитической диссоциации. |
Теория электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты. Диссоциация кислот, солей и оснований. Сильные и слабые электролиты. |
Д1. Электропроводность воды и водных растворов различных соединений. |
§ 11 |
||
|
Сильные и слабые электролиты. |
Степень диссоциации. Кислотность среды. Водородный показатель. Степень диссоциации. Донорно-акцепторный механизм образования ковалентной связи. Ион гидроксония. |
Л2. Определение кислотности среды растворов различных веществ. |
§ 11-12 |
||
|
Составление уравнений диссоциации различных веществ. |
Составление уравнений диссоциации кислот, оснований и солей. Многоступенчатая диссоциация. |
Индивидуальные задачи |
|||
|
Водородный показатель. |
Среда в водных растворах. |
Индивидуальные задачи |
|||
|
Кислоты и основания. |
Классификация веществ по типу химических реакций. Классы кислот и оснований. Протолитическая теория кислот и оснований. |
Индивидуальные задачи |
|||
|
Реакции ионного обмена и условия их протекания. |
Условия протекания реакций ионного обмена в растворах. |
Л1. Проведение реакций обмена в растворах электролитов. |
§ 13 |
||
|
Составление уравнений реакций ионного обмена. |
Индивидуальные задания |
||||
|
Практическая работа № 2. Реакции ионного обмена. |
|||||
|
Гидролиз солей. |
Гидролиз солей. Водородный показатель. |
§ 14 |
|||
|
Составление уравнений гидролиза солей. |
Индивидуальные задания |
||||
|
Практическая работа № 3. Индикаторы и интервалы их превращений. |
Экспериментальное решение задач по теме «Электролитическая диссоциация». |
§ 13 |
|||
|
Окислительно-восстановительные реакции. |
Окислительно-восстановительные реакции. Степень окисления. Процессы окисления-восстановления. Классификаиця окислительно-восстановительных реакций. |
Д2. Разложение дихромата аммония. |
§ 15 |
||
|
Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций. |
Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций. Типичные окислители и восстановители. Электрохимический ряд напряжений металлов. Взаимодействие веществ с водой, кислотами и растворами солей. |
§ 16 |
|||
|
Типичные окислители и восстановители и их реакции. |
Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций. Типичные окислители и восстановители. |
§ 17 |
|||
|
Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций. |
Электрохимический ряд напряжений металлов. Взаимодействие веществ с водой, кислотами и растворами солей. |
Индивидуальные задания |
|||
|
Сравнение окислительной активности различных веществ. |
|||||
|
Практическая работа № 4. Окислительно-восстановительные процессы. |
|||||
|
Химические источники электрической энергии. |
Гальванические элементы. Катод и анод. |
||||
|
Электролиз. |
Электролиз. Электролиз растворов и расплавов. |
Конспект |
|||
|
Составление уравнений электролиза расплавов солей. |
Уметь составлять процессы на катоде и аноде при электролизе расплавов солей. |
Индивидуальные задания |
|||
|
Составление уравнений электролиза растворов солей. |
Уметь составлять процессы на катоде и аноде при электролизе растворов солей. |
||||
|
Обобщенная классификация химических реакций по различным признакам. |
Обобщенная классификация химических реакций по различным признакам: изменению степени окисления химических элементов, поглощению или выделению энергии; наличию или отсутствию катализатора; обратимости. |
§ 9-21 (повторить) |
|||
|
Контрольная работа №2. Химическая реакция. |
|||||
Тема 3. Химия неметаллов (29 часов) |
||||||
|
Общая характеристика неметаллов. |
Элементы-неметаллы. Особенности электронного строения, общие свойства. Общая характеристика подгруппы. Возможные степени окисления. Особенности фтора. |
Л1. Изучение свойств соляной кислоты. |
§ 22 |
||
|
Галогены. |
Галогены — элементы главной подгруппы VII группы. Общая характеристика подгруппы. Возможные степени окисления. Особенности фтора. Хлор — распространенность в природе, получение, физические и химические свойства, применение. |
Д1. Получение хлора и изучение свойств хлорной воды. |
§ 23-24 |
||
|
Соляная кислота и ее соли. |
Хлороводород. Соляная кислота и ее соли. Качественная реакция на хлорид-ион. Определение йода крахмалом. Порядок вытеснения одного галогена другим из растворов галогенидов. |
§ 25 |
|||
|
Составление уравнений химических реакций с участием галогенов. |
Окислительно-восстановительные реакции фтора, хлора, брома, йода. |
§ 23 (повторить). Конспект |
|||
|
Подгруппа серы. |
Кислород и сера: нахождение в природе, аллотропия, физические и химические свойства. Вода и пероксид водорода. Сероводород. Сульфиды. Сернистый газ. |
Д3. Реакция соединения серы и железа. Д6. Горение сероводорода. Д7. Осаждение сульфидов металлов. Д8. Получение сернистого газа. Качественная реакция на сернистый газ. Л2. Знакомство с образцами серы и сульфидов металлов. Л4. Распознавание сульфитов. |
§ 26 |
||
|
Окислительно-восстановительные реакции пероксида водорода. |
Свойства пероксида водорода. |
||||
|
Серная кислота и ее соли. |
Оксид серы (VI) (серный ангидрид) и серная кислота. Получение и применение серной кислоты. Качественная реакция на сульфат-ион. |
§ 27 |
|||
|
Подгруппа азота. |
Азот: нахождение в природе, валентные возможности атома азота. Азот как простое вещество. Физические и химические свойства, получение и применение. Проблема связывания атмосферного азота. Представление о минеральных удобрениях. |
|
§ 28, 29 |
||
|
Аммиак и аммоний. |
Аммиак: строение молекулы, физические и химические свойства, получение и применение. Соли аммония. Качественная реакция на ион аммония. |
§ 29 |
|||
|
Практическая работа № 5. Получение аммиака и опыты с ним. |
|||||
|
Азотная кислота и ее соли. |
Оксиды азота. Азотная кислота. Получение, физические и химические свойства, реакция с металлами. Применение азотной кислоты. Нитраты. Круговорот азота. Азотный цикл. |
§ 30 |
|||
|
Круговорот азота в природе. |
|||||
|
Практическая работа № 6. Определение минеральных удобрений. |
|||||
|
Методы промышленного получения азотной и серной кислот, аммиака. |
Методы промышленного получения азотной и серной кислот, аммиака. |
||||
|
Окислительно-восстановительные реакции азотной и серной кислот |
Окислительно-восстановительные реакции азотной и серной кислот. Взаимодействие разбавленных и концентрированных растворов азотной и серной кислот с металлами и неметаллами. |
§ 27, 30 |
|||
|
Химическое загрязнение окружающей среды оксидами серы и азота. |
Химическое загрязнение окружающей среды оксидами серы и азота. |
||||
|
Соединения фосфора. |
Фосфор. Белый фосфор. Получение и применение красного фосфора. Оксид фосфора (V) (фосфорный ангидрид) и фосфорная кислота. |
Д12. Взаимодействие фосфорного ангидрида с водой. Л6. Свойства ортофосфорной кислоты и ее солей. Л7. Знакомство с образцами минеральных удобрений. |
§ 31, 32 |
||
|
Подгруппа углерода. Углерод. |
Алмаз и графит — аллотропные модификации углерода. Адсорбция. Угарный газ — свойства и физиологическое действие на организм. |
Д13. Поглощение активированным углем газов и веществ, растворенных в воде. Д14. Знакомство с кристаллическими решетками графита и алмаза. |
§ 33 |
||
|
Угольная кислота и ее соли. |
Углекислый газ, угольная кислота и ее соли. Круговорот углерода. Парниковый эффект и его последствия. |
§ 34 |
|||
|
Практическая работа № 7. Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств. |
Угарный газ — свойства и физиологическое действие на организм. Углекислый газ. Угольная кислота и ее соли. |
|
§ 35, 36 |
||
|
Кремний и его соединения. |
Кремний. Оксид кремния (IV), кремниевая кислота и силикаты. Стекло. Керамика. Цемент и бетон. Стекло — пример аморфного материала. |
Л9. Свойства кремниевой кислоты и растворов силикатов. Л10. Ознакомление с образцами природных силикатов, строительных материалов, мелом, известняком, мрамором, кварцем, глиной, полевым шпатом. |
§ 37, 38 |
||
|
Практическая работа № 8. Адсорбционные свойства углерода и соединений кремния. |
|||||
|
Качественные реакции на анионы. |
Качественные реакции на анионы. Качественные реакции на хлориды, бромиды, йодиды, сульфаты, сульфиты, сульфиды, нитриты, карбонаты и силикаты. |
Конспект |
|||
|
Качественные реакции на анионы. |
Качественные реакции на анионы. Качественные реакции на хлориды, бромиды, йодиды, сульфаты, сульфиты, сульфиды, нитриты, карбонаты и силикаты. |
Конспект |
|||
|
Практическая работа № 9. Распознавание анионов. |
Проведение качественных реакций на хлориды, бромиды, йодиды, сульфаты, сульфиты, сульфиды, нитриты, карбонаты и силикаты. |
||||
|
Выполнение упражнений по теме: «Химические свойства неметаллов и их соединений». |
Индивидуальные задания |
||||
|
Решение задач. |
Индивидуальные задания |
||||
|
Решение задач. |
|||||
|
Контрольная работа № 3. Химия неметаллов. |
|||||
Тема 4. Химия металлов (21 час) |
||||||
|
Общие свойства элементов-металлов |
Положение металлов в Периодической системе. Строение атомов металлов. Понятие о металлической связи. Общие свойства металлов. Значение металлов в народном хозяйстве. |
Л1. Знакомство с образцами металлов и сплавов (работа с коллекциями). |
§ 39-40 |
||
|
Способы получения металлов. |
Способы получения металлов. Понятие о металлургии. Ряд напряжений металлов. Вытеснение одного металла другим из раствора соли. |
§ 41 |
|||
|
Сплавы. |
Сплавы. Конструкционные сплавы. Сталь, чугун, дюралюминий, бронза, латунь, сталь. |
||||
|
Щелочные металлы. |
Щелочные металлы. Общая характеристика подгруппы. Натрий — физические свойства, взаимодействие с неметаллами и водой. Хлорид натрия — поваренная соль. Карбонат и гидрокарбонат натрия, их применение и свойства. Окрашивание пламени солями натрия. |
§ 42 |
|||
|
Щелочноземельные металлы. |
Щелочноземельные металлы. Кальций — представитель семейства щелочноземельных металлов. Физические свойства, взаимодействие с неметаллами и водой. Соединения кальция. Жесткость воды и способы ее устранения. Мрамор. Гипс. Известь. Строительные материалы. Окрашивание пламени солями кальция. |
§ 43 |
|||
|
Практическая работа № 10. Жесткость воды и способы ее устранения. |
|||||
|
Алюминий. |
Алюминий. Физические и химические свойства, применение. Амфотерность оксида и гидроксида алюминия. Дюралюминий как основа современной авиации. |
Д4. Взаимодействие алюминия с водой, растворами кислот и щелочей. Л4. Осаждение и растворение гидроксида алюминия. |
§ 44 |
||
|
Амфотерность. |
Понятие амфотерности. Амфотерность оксида и гидроксида алюминия. Составление уравнений реакций взаимодействия оксида и гидроксида алюминия с кислотами и основаниями. |
§ 44 |
|||
|
Практическая работа № 11. Амфотерные оксиды и гидроксиды. |
|||||
|
Физико-химические свойства элементов главных подгрупп. |
Высшие оксиды и летучие водородные соединения элементов главных подгрупп, закономерности в изменении их свойств. |
||||
|
Железо. |
Железо. Физические и химические свойства (взаимодействие с кислородом, кислотами, хлором). Соединения железа (II) и железа (III). Качественная реакция на ион железа (III). Чугун и сталь — важнейшие сплавы железа. Закаленная и отпущенная сталь. Коррозия железа. |
Д7. Получение железного купороса растворением железа в серной кислоте. Д8. Окисление гидроксида железа (II) на воздухе. Коррозия железа. Л5. Определение соединений железа (III) в растворе при помощи роданида калия. |
§ 45 |
||
|
Практическая работа № 12. Железо и его соединения. |
|||||
|
Коррозия металлов. |
Коррозия металлов. |
||||
|
Качественные реакции на катионы металлов. |
Качественные реакции на катионы металлов. Качественные реакции на алюминий, железо, хром, медь, кальций, магний, цинк, аммоний. |
Конспект |
|||
|
Координационные соединения. |
Повторение понятия «амфотерность». Понятие комплексных соединений. Классификация и номенклатура комплексных соединений. Строение комплексных соединений. |
Конспект |
|||
|
Образование простейших комплексных соединений, их строение. |
Образование простейших комплексных соединений, их строение. Классификация и номенклатура комплексных соединений. Строение комплексных соединений. |
||||
|
Практическая работа № 13. Качественное определение катионов. |
|||||
|
Окислительно-восстановительные реакции соединений марганца и хрома. |
Окислительно-восстановительные реакции соединений марганца и хрома. |
||||
|
Практическая работа № 14. Экспериментальное решение задач. |
|||||
|
Повторительно-обобщающий урок. |
§ 46, 47 |
||||
|
Контрольная работа № 4. Химия металлов. |
|||||
Тема 5. Первоначальные представления об органических веществах (11 часов) |
||||||
|
Классификация и строение органических веществ. |
Основные сведения о химическом строении органических веществ. Классификация и строение органических веществ. Изомерия. |
§ 48 |
|||
|
Номенклатура органических веществ. |
Уметь составлять названия органических веществ по структурной формуле и наоборот. Знать названия первых десяти членов гомологического ряда метана. |
§ 48 |
|||
|
Изомерия. |
Классификация и строение органических веществ. Изомерия. |
Индивидуальные задания. |
|||
|
Составление структурных формул изомеров. |
|||||
|
Углеводороды. |
Углеводороды: метан, этан, этен. |
§ 49 |
|||
|
Природные источники углеводородов. |
Природные источники углеводородов: нефть и природный газ. Применение их как топлива и сырья. |
||||
|
Кислородсодержащие органические вещества. |
Спирты (метанол, этанол, глицерин) и карбоновые кислоты (уксусная, стеариновая) как представители кислородосодержащих органических соединений. |
§ 50, конспект |
|||
|
Биологически важные вещества: жиры, углеводы, белки. |
Сформировать самые общие представления о биологически важных веществах: жирах, углеводах, белках. |
§ 50, самое важное в гл. 6 |
|||
|
Решение задач на установление структуры органических веществ. |
Решение задач на установление структуры органических веществ. Определение формулы органических веществ. |
Индивидуальные задания |
|||
|
Решение задач на установление структуры органических веществ. |
Решение задач на установление структуры органических веществ. Определение формулы органических веществ. |
||||
|
Контрольная работа № 5. Первоначальные представления об органических веществах. |
|||||
Тема 6. Химия и жизнь (3 часа) |
||||||
|
Химическая картина мира. |
Человек в мире веществ: материалы и химические процессы. Химическая картина мира. Химия и пища. Калорийность жиров, белков и углеводов. Консерванты пищевых продуктов (поваренная соль, уксусная кислота). |
Конспект |
|||
|
Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни. |
Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни. Бытовая химическая грамотность: умение читать маркировку изделий пищевой, фармацевтической и легкой промышленности, соблюдение инструкций по применению приобретенных товаров. |
Конспект |
|||
|
Химия загрязнений атмосферы. |
Химия загрязнений атмосферы. Токсический и фотохимический смог. Кислотные дожди. Разрушение озонового слоя. Методы анализа токсикантов и методы снижения их поступления в атмосферу. |
||||
Тема 7. Обобщение знаний по химии за курс основной школы (7 часов) |
||||||
|
Значение периодического закона. |
|||||
|
Типы химических связей и типы кристаллических решеток. |
|||||
|
Классификация химических реакций по различным признакам. |
|||||
|
Генетические ряды металлов. |
|||||
|
Генетические ряды неметаллов. |
|||||
|
Генетические ряды переходных элементов. |
|||||
|
Контрольная работа №6. Итоговая контрольная работа. |
|||||
127 – 136. |
Резервное время |
Контроль знаний, умений, навыков
Контроль за уровнем знаний учащихся предусматривает проведение лабораторных, практических, самостоятельных, тестовых и контрольных работ.
Список литературы
Учебно-методический комплекс
Еремин В. В., Кузьменко Н. Е., Дроздов А. А., Лунин В. В. Химия. 9 класс. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2015.
Еремин В. В. Химия. 9 кл. Методическое пособие / В.В. Еремин, Н.Е. Кузьменко, А.А. Дроздов, В.В. Лунин. – М.: Дрофа, 2013.
Еремин ВВ и др. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.:Дрофа, 2009.
Кузьменко Н. Е., Еремин В. В. 2500 задач по химии с решениями. – М.: Оникс, 2006.
Примерные программы по учебным предметам. Химия 8-9 классы. Стандарты второго поколения. – М.: Просвещение, 2010.
Дополнительная литература
Глинка Н.Л. Общая химия: учебное пособие / Н.Л. Глинка. – Изд. стер. – М.: Кнорус, 2016.
Глинка Н. Л., Рабинович В. А., Рубина Х. М. Задачи и упражнения по общей химии. – 2002.
Лилич Л. С., Хрипун М. К. Растворы как химические системы: Донорно-акцепторное взаимодействие в растворах: Уч. пособ.-2-е изд //СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та. – 2010.
Хомченко Г.П., Севастьянова К.И. Окислительно-восстановительные реакции. М.: Просвещение, 1980.