Пояснительная записка.
Программа «Играя, развиваюсь» рассчитана на детей, не посещающих ДОУ в силу разных причин. Она направлена на развитие познавательных процессов и подготовке детей к школе.
Переход от дошкольного детства к школьному, как указывала Л.И. Божович , характеризуется решительным изменением места ребенка в системе доступных ему отношений и всего образа его жизни. При этом следует подчеркнуть, что положение школьника создает особую моральную направленность личности ребенка. Для него учение не просто деятельность по усвоению знаний и не только способ подготовки себя к будущему, оно осознается и переживается ребенком как его собственная трудовая обязанность, как его участие в повседневной жизни окружающих людей. Поэтому , как будет справляться маленький школьник со своими школьными обязанностями, успех или неуспех в учебных делах, имеет для него острую аффективную окраску. Следовательно, вопросы школьного обучения — это не только вопросы образования, интеллектуального развития ребенка, но и формирования его личности, вопросы воспитания.
В связи с этим остро стоит проблема готовности ребенка к школьному обучению. Л.С. Выготский одним из первых сформулировал мысль о том, что готовность к школьному обучению заключается не столько в количественном запасе представлений, сколько в уровне развития познавательных процессов. По мнению Л.С. Выготского, быть готовым к школьному обучению — значит прежде всего обобщать и дифференцировать в соответствующих категориях предметы и явления окружающего мира.
Таким образом, цель данной программы:
- развитие познавательных возможностей и создание условий для формирования школьной готовности у детей 5,5 – 7 лет.
Задачи:
- развивать высшие психические функции (внимание, память, мышление, восприятие, воображение) и формировать их произвольность через игру;
- формировать учебно-познавательные мотивы;
- обогащать и развивать эмоциональный мир детей;
- обеспечивать атмосферу эмоционального принятия, снижающей чувство беспокойства и тревоги в игровых ситуациях и общения.
Принципы реализации программы:
1.Принцип позитивности – создание поддерживающей, доброжелательной атмосферы.
2.Принцип индивидуального подхода – максимальный учет психологического своеобразия и индивидуального опыта каждого ребенка.
3.Принцип развития и саморазвития личности – активизация творческих возможностей, способности к самопознанию и самоусовершенствованию, саморегуляции
4. Принцип наглядности – демонстрация упражнений, моделирование ситуаций, игр.
5.Принцип систематичности и последовательности – непрерывность, регулярность, планомерность процесса.
Ожидаемый результат:
Во-первых, это общее развитие . К тому времени, когда ребенок станет школьником, его общее развитие должно достичь определенного уровня. Речь идет в первую очередь о развитии памяти, внимания и особенно интеллекта. Здесь нас интересует как имеющийся у него запас знаний и представлений, так и умениедействовать во внутреннем плане, или, иными словами, производить некоторые действия в уме.
Во-вторых, это воспитание умения произвольно управлять собой. Т.е. ребенок должен уметь сосредоточиться на том, что не вызывает у него непосредственного интереса, делать не только то, что ему хочется, но и то, что надо.
В-третьих, формирование мотивов, побуждающих к учению . Имеется в виду воспитание действительной и глубокой мотивации, которая сможет стать побудительной причиной стремления к приобретению знаний.
Организация образовательного процесса:
Программа представляет собой систему из 15 – 18 встреч, которые проводятся два раза в месяц, в течение десяти месяцев: август – май, в кабинете педагога – психолога. Ведущей формой работы является игра.Совместная деятельность педагога – психолога с детьми и родителями имеет продолжительность до 30 минут ( в зависимости от возраста и состояния детей)
Основные методы и приемы:
- Наблюдение, беседы.
- Разнообразное общение и совместная деятельность взрослых с детьми.
- Развивающие практические и игровые ситуации.
- Сюжетно-ролевые, дидактические игры, игры с правилами.
- Образовательные игры-имитации, игры-драматизации.
- Чтение художественной литературы.
- Рассматривание иллюстраций, рисование.
Перспективный план:
Дата |
Кол-во встреч |
Форма работы |
Работа с родителями |
Август
|
2 |
«Давай познакомимся»-знакомство с детьми, помочь им начать общаться с новыми людьми. «все новое-интересно»-«путешествие» по кабинету, помочь детям адаптировать в новом помещении. Наблюдение за детьми – сбор первичных данных. Ритуал прощания - учить общаться, доверять другим людям.
|
Оказание помощи в период адаптации. Консультация на тему: «Адаптация ребенка» .
|
Сентябрь |
2 |
«Чего не стало»-определение и развитие уровня внимания. «Классификация»-определение и обучение детей обобщать, анализировать. «Разрезные картинки»-проверить и развивать целостное восприятие образов. Наблюдение за детьми Ритуал прощания - учить общаться, доверять другим людям. . |
Ответы на вопросы. Индивидуальные беседы. |
Октябрь |
2 |
«Найди игрушку и скажи на ушко», «Кто больше запомнит»-развивать зрительную память, сосредоточенность на задании, чувство уверенности в себе , сдержанность. «Волшебный мешочек»-релаксационное упр-ие для улучшения настроения, помочь детям расслабиться. С/р. игра «Магазин»-учить анализировать и обобщать предметы по их свойствам. Ритуал прощания - учить общаться, доверять другим людям, быть сдержанным.
|
Папка-передвижка на тему : «Чем занять ребенка дома». Ответы на вопросы.
|
Но ябрь |
2 |
«Что перепутал художник»-развивать логическое мышление. «На что похоже»-развитие воображения. « Мы обезьянки»- учить воспроизводить выразительные позы и движения, повысить самооценку. «Найди пару»-развивать внимание, зрительное восприятие. Ритуал прощания . |
Консультация на тему: «Учите детей играть». |
Де каб рь |
2 |
«Угадай на ощупь»-развитие тактильных ощущений, моторики, восприятия. «Снежная баба»-учить детей с помощью мимики и жестов предавать настроение. «Лови-не лови» - развитие внимания, обучение обобщению. Ритуал прощания .
|
Ответы на вопросы. Индивидуальные беседы. |
Ян варь |
1 |
« Я волшебник» - учить детей отражать свои фантазии в рисунке. «Ассоциации» - развивать ассоциативное мышление, усидчивость. Ритуал прощания . |
Консультация на тему: «Не хочу – не буду: капризы и истерики» |
Февраль |
2 |
«Продолжи ряд» - развивать внимание, определение очередности, моторика. «Мир эмоций» - определение эмоций по мимике, развивать внимание, логическре мышление. Рисование на тему «Мое настроение» - учить изображать свое настроение, развитие моторики, речи. «Чего не стало» - развитие памяти. Ритуал прощания . |
Ответы на вопросы. Индивидуальные беседы. |
Март |
2 |
«Соедини линиями одинаковые по форме предметы» - развитие наглядно-образного мышления, воспитывать усидчивость. « Что такое хорошо, что такое плохо» - воспитание культуры поведения и общения, быть вежливыми и сдержанными. «Цифры» - развивать внимание, мышление. «Правила уличного движения» - обогащать представление детей о правилах поведения на улице, учить использовать полученные знания в совместной игровой деятельности. Ритуал прощания |
Задание на дом: наблюдение за людьми. Консультация на тему: «Игры на развитие внимания» |
Ап рель
|
2 |
«Маша обедает» - воспитывать в детях любовь, бережное отношение к животным. «Чей малыш» - развивать внимание, логическое мышление. «Лабиринты» - развитие зрительного восприятия, чувство сопереживания героям. Ритуал прощания |
Ответы на вопросы. Индивидуальные беседы. |
Май |
1 |
«Найди каждой букве свое место» - развитие восприятия, умения принимать и понимать поставленную задачу. Совместные игры детей – воспитывать культуру общения , желание играть с товарищами. Ритуал прощания. |
Ответы на вопросы. Индивидуальные беседы. Рекомендации. |
Список литературы:
1.Л.М. Шипицына, О.В. Защиринская, А.П. Воронова, Т.А. Нилоаё
Азбука общения. – ДЕТСТВО – ПРЕСС, Санкт – Петербург, 2007
2.И. Светлова Завтра в школу. – М., 2005
3.Е.И. Рогов Настольная книга практического психолога. – М., 2002
4.Под.ред. М.М.Безруких Готовы ли дети учиться? . – М., 2010,
1-3 части.