Рабочая программа «Играя, развиваюсь»

0
0
Материал опубликован 20 September 2018 в группе

   Пояснительная записка.

Программа «Играя, развиваюсь» рассчитана на детей, не посещающих ДОУ в силу разных причин. Она направлена на развитие познавательных процессов и подготовке детей к школе.

       Переход от дошкольного детства к школьному, как указывала Л.И. Божович , характеризуется решительным изменением места ребенка в системе доступных ему отношений и всего образа его жизни. При этом следует подчеркнуть, что положение школьника создает особую моральную направленность личности ребенка. Для него учение не просто деятельность по усвоению знаний и не только способ подготовки себя к будущему, оно осознается и переживается ребенком как его собственная трудовая обязанность, как его участие в повседневной жизни окружающих людей. Поэтому , как будет справляться маленький школьник со своими школьными обязанностями, успех или неуспех в учебных делах, имеет для него острую аффективную окраску. Следовательно, вопросы школьного обучения — это не только вопросы образования, интеллектуального развития ребенка, но и формирования его личности, вопросы воспитания.

В связи с этим остро стоит проблема готовности ребенка к школьному обучению. Л.С. Выготский одним из первых сформулировал мысль о том, что готовность к школьному обучению заключается не столько в количественном запасе представлений, сколько в уровне развития познавательных процессов. По мнению Л.С. Выготского, быть готовым к школьному обучению — значит прежде всего обобщать и дифференцировать в соответствующих категориях предметы и явления окружающего мира.

Таким образом, цель данной программы:

развитие познавательных возможностей и создание условий для формирования школьной готовности у детей 5,5 – 7 лет.

Задачи:

- развивать высшие психические функции (внимание, память, мышление, восприятие, воображение) и формировать их произвольность через игру;

- формировать учебно-познавательные мотивы;

- обогащать и развивать эмоциональный мир детей;

- обеспечивать атмосферу эмоционального принятия, снижающей чувство беспокойства и тревоги в игровых  ситуациях и общения.

Принципы реализации программы:

1.Принцип позитивности – создание поддерживающей, доброжелательной атмосферы.

2.Принцип индивидуального подхода – максимальный учет психологического своеобразия и индивидуального опыта каждого ребенка.

3.Принцип развития и саморазвития личности – активизация творческих возможностей, способности к самопознанию и самоусовершенствованию, саморегуляции

4. Принцип наглядности – демонстрация упражнений, моделирование ситуаций, игр.

5.Принцип систематичности и последовательности – непрерывность, регулярность, планомерность процесса.

Ожидаемый результат:

  Во-первых, это общее развитие . К тому времени, когда ребенок станет школьником, его общее развитие должно достичь определенного уровня. Речь идет в первую очередь о развитии памяти, внимания и особенно интеллекта.  Здесь нас интересует как имеющийся у него запас знаний и представлений, так и умениедействовать во внутреннем плане, или, иными словами, производить некоторые действия в уме.

Во-вторых, это воспитание умения произвольно управлять собой. Т.е. ребенок должен уметь сосредоточиться на том, что не вызывает у него непосредственного интереса, делать не только то, что ему хочется, но и то, что надо.

В-третьих, формирование мотивов, побуждающих к учению . Имеется в виду воспитание действительной и глубокой мотивации, которая сможет стать побудительной причиной стремления к приобретению знаний.

Организация образовательного процесса:

Программа представляет собой систему из 15 – 18 встреч, которые проводятся два раза в месяц, в течение десяти месяцев: август – май, в кабинете педагога – психолога. Ведущей формой работы является игра.Совместная деятельность педагога – психолога с детьми и родителями имеет продолжительность до 30 минут ( в зависимости от возраста и состояния детей)

Основные методы и приемы:

  • Наблюдение, беседы.
  • Разнообразное общение и совместная деятельность взрослых с детьми.
  • Развивающие практические и игровые ситуации.
  • Сюжетно-ролевые, дидактические игры,  игры с правилами.
  • Образовательные игры-имитации, игры-драматизации.
  • Чтение художественной литературы.
  • Рассматривание иллюстраций, рисование.

                             Перспективный план:

Дата

Кол-во встреч

 

Форма работы

 

Работа с родителями

Август

 

 

 

 2

 «Давай познакомимся»-знакомство с детьми, помочь им начать общаться с новыми людьми.

«все новое-интересно»-«путешествие» по кабинету, помочь детям адаптировать в новом помещении.

Наблюдение за детьми – сбор первичных данных.

Ритуал прощания - учить общаться, доверять другим людям.

 

 

 

Оказание помощи в период адаптации.

Консультация на тему:  «Адаптация ребенка» .

 

 

Сентябрь

 

 

 

 2

 

«Чего не стало»-определение и развитие уровня внимания.

«Классификация»-определение и обучение детей обобщать, анализировать.

«Разрезные картинки»-проверить и развивать целостное восприятие образов.

Наблюдение за детьми Ритуал прощания - учить общаться, доверять другим людям.

.

 

 

Ответы на вопросы.   Индивидуальные беседы.

Октябрь

 

 

 

 

 

 

2

 

«Найди игрушку и скажи на ушко», «Кто больше запомнит»-развивать зрительную память, сосредоточенность на задании, чувство уверенности в себе , сдержанность.

«Волшебный мешочек»-релаксационное упр-ие для улучшения настроения, помочь детям расслабиться.

С/р. игра «Магазин»-учить анализировать и обобщать предметы по их свойствам.

Ритуал прощания - учить общаться, доверять другим людям, быть сдержанным.

 

 

Папка-передвижка на тему : «Чем занять ребенка дома».

 Ответы на вопросы.

 

 

 

Но

ябрь

 

 

 

 2

 

«Что перепутал художник»-развивать логическое мышление.

«На что похоже»-развитие воображения.

« Мы обезьянки»- учить воспроизводить выразительные позы и движения, повысить самооценку.

«Найди пару»-развивать внимание, зрительное восприятие.

Ритуал прощания .

 

 

Консультация на тему:

«Учите детей играть».

 

 

Де

каб

рь

 

 

 2

 

«Угадай на ощупь»-развитие тактильных ощущений, моторики, восприятия.

«Снежная баба»-учить детей с помощью мимики и жестов предавать настроение.

«Лови-не лови» - развитие внимания, обучение обобщению.

Ритуал прощания .

 

 

 

Ответы на вопросы.          Индивидуальные беседы.

 

 

Ян

варь

 

 

 1

 

« Я волшебник» - учить детей отражать свои фантазии в рисунке.

«Ассоциации» - развивать ассоциативное мышление, усидчивость.

Ритуал прощания .

 

Консультация на тему: «Не хочу – не буду: капризы и истерики»

 

 

Февраль

 

 

2

 

«Продолжи ряд» - развивать внимание, определение очередности, моторика.

«Мир эмоций» - определение эмоций по мимике, развивать внимание, логическре мышление.

Рисование на тему «Мое настроение» - учить изображать свое настроение, развитие моторики, речи.

«Чего не стало» - развитие памяти.

Ритуал прощания .

 

 

 

 

Ответы на вопросы.

Индивидуальные беседы.

Март

 

 

2

«Соедини линиями одинаковые по форме предметы» - развитие наглядно-образного мышления, воспитывать усидчивость.

« Что такое хорошо, что такое плохо» - воспитание культуры поведения и общения, быть вежливыми и сдержанными.

«Цифры» - развивать внимание, мышление.

«Правила уличного движения» - обогащать представление детей о правилах поведения на улице, учить использовать полученные знания в совместной игровой деятельности.

Ритуал прощания

 

 

 

Задание на дом: наблюдение за людьми.

Консультация на тему:

«Игры на развитие внимания»

Ап рель

 

 

 

 2

«Маша обедает» - воспитывать в детях любовь, бережное отношение к животным.

«Чей малыш» - развивать внимание, логическое мышление.

«Лабиринты» - развитие зрительного восприятия, чувство сопереживания героям.

Ритуал прощания

 

Ответы на вопросы.

Индивидуальные беседы.

Май

 

 

 

 1

«Найди каждой букве свое место» - развитие восприятия, умения принимать и понимать поставленную задачу.

Совместные игры детей – воспитывать культуру общения , желание играть с товарищами.

Ритуал прощания.

 

 

Ответы на вопросы.

Индивидуальные беседы.

Рекомендации.

 

                                      

Список  литературы:

1.Л.М. Шипицына, О.В. Защиринская, А.П. Воронова, Т.А. Нилоаё

Азбука общения. – ДЕТСТВО – ПРЕСС, Санкт – Петербург, 2007

2.И. Светлова   Завтра в школу. – М., 2005

3.Е.И. Рогов  Настольная книга практического психолога. – М., 2002

4.Под.ред. М.М.Безруких Готовы ли дети учиться? . – М., 2010,

1-3 части.

Комментарии
Комментариев пока нет.