Рабочая программа индивидуального обучения на дому
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
индивидуального обучения на дому
обучающегося 8 класса
|
по учебным предметам «Письмо», «Чтение», «Счет», «Мир растений», «Мир животных», «Изобразительное искусство», «Ремесло», «Социально-бытовая ориентировка», «Основы безопасности жизнедеятельности» |
|
(Вариант 2)
Пояснительная записка
Рабочая программа по общеобразовательному курсу для детей 8 класса с тяжелой умственной отсталостью составлена на основе Программы экспериментальных классов для глубоко умственно отсталых детей специальных общеобразовательных школ для умственно отсталых детей "Воспитание и обучение детей с тяжёлой интеллектуальной недостаточностью" (под ред. Маллер А. Р., Цикото Г.В. М.: Издательский центр «Академия», 2003-208с.) в соответствии с адаптированной основной общеобразовательной программой МКОУ ОШ «Коррекция и развитие» и следующими нормативными правовыми документами:
- Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г № 273-ФЗ;
- Программой специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: «Программы экспериментальных классов для глубоко умственно отсталых детей специальных общеобразовательных школ для умственно отсталых детей «Воспитание и обучение детей с тяжёлой интеллектуальной недостаточностью» (под ред. Маллер А. Р., Цикото Г. В. М.: Издательский центр «Академия», 2003). Рекомендовано Ученым советом Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования;
- Учебным планом МКОУ ОШ «Коррекция и развитие» на 2020-2021 учебный год;
- Положением о рабочей программе МКОУ ОШ «Коррекция и развитие»;
- Специальной педагогикой. Под ред. Н.М.Назаровой. — М., 2001.
- Федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на учебный год». Приказ Министерства образования и науки от 31.03.2014г № 253.
Главной задачей обучения и воспитания данной категории детей является развитие их потенциальных познавательных возможностей, коррекция поведения, привитие им трудовых и других социально – значимых навыков и умений. Конечной целью обучения и воспитания является приобщение глубоко умственно отсталых лиц к доступному им общественно полезному труду, максимальное овладение ими навыками самообслуживания, формирование умения ориентироваться в окружающем мире самостоятельно, насколько это возможно.
Общая характеристика учебного предмета
Письмо служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин, а в дальнейшем знания и умения, приобретенные при ее изучении, и первоначальное овладение чтением станут необходимыми для подготовки учащихся с ТУО к жизни, овладению доступными профессионально-трудовыми навыками и фундаментом обучения в основной школе специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений.
Процесс обучения письму неразрывно связан с решением специфической задачи специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида – коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, воли, любознательности, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.
Чтение является опорным предметом для изучения смежных дисциплин, а в дальнейшем знания и умения, приобретенные при ее изучении, и первоначальное овладение чтением станут необходимыми для подготовки учащихся с ТУО к жизни, овладению доступными профессионально-трудовыми навыками и фундаментом обучения в основной школе специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений.
Процесс обучения чтению неразрывно связан с решением специфической задачи специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида – коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, воли, любознательности, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.
Обучение грамоте умственно отсталых детей ведётся по звуковому аналитико-синтетическому методу. Порядок прохождения звуков и букв диктуется данными фонетики с учётом специфических особенностей познавательной деятельности детей-олигофренов. Прежде чем знакомить детей с той или иной буквой, необходимо провести работу по усвоению соответствующего звука.
Освоение слоговых структур и упражнения в чтении слов, состоящих из усвоенных слогов, должны проводиться на основе тщательного звукового анализа и синтеза. В соответствии с этим на уроках грамоты широко используются такие дидактические пособия, как подвижная азбука, карточки со слогами, букварные настенные таблицы.
В 8 классе обучения, учащиеся осваивают буквы, учатся слоговому чтению, много работают с буквами разрезной азбуки, различными таблицами.
Счёт
У имбецилов очень глубоко недоразвита познавательная деятельность с её процессами анализа и синтеза, что особенно ярко обнаруживается при обучении счёту. У детей не возникает подлинного понятия о числе и о составе чисел, они лишь механически заучивают порядковый счёт, с большим трудом овладевают конкретным счётом. А переход к абстрактному счёту для них недоступен.
Обучение организуется на практической наглядной основе. Уроки необходимо обеспечить соответствующей системой наглядных пособий, а также раздаточным дидактическим материалом.
Программный материал дан в сравнительно небольшом объеме с учетом индивидуальных показателей скорости и качества усвоения представлений, знаний, умений практического материала, их применения в зависимости от степени выраженности и структуры дефекта обучающихся.
Каждый урок счета оснащается необходимыми наглядными пособиями, раздаточным материалом, техническими средствами обучения.
По мере развития и коррекции познавательных способностей школьников показана необходимость заданий, требующих самостоятельного поиска, умозаключений, переноса знаний в новые или нестандартные ситуации, а также заданий практического характера
Мир растений
Мир животных
Данный курс предметов «Мир животных» и «Мир растений» создан с учетом личностного, деятельностного, дифференцированного подходов в обучении и воспитании детей с ТУО и направлен на формирование личности на основе полной реализации возрастных возможностей и резервов (реабилитационного потенциала) ребенка, владеющей доступной системой знаний и умений. Ученики с трудом усваивают программный материал, нуждаясь в разнообразных видах помощи (словесно-логической, наглядной и предметно-практической).
Речь глубоко умственно отсталых детей исключительно скудна и дефектна. Их собственные высказывания отличаются крайней бедностью, поэтому необходимы специальные систематические занятия по развитию речи.
Изобразительное искусство
При отборе программного материала учтены познавательные возможности. У ребенка движения общей моторики нескоординированы, мелкая моторика развита слабо. У ребенка отмечается несформированность предпосылок к изобразительной деятельности: крайне низкий уровень развития сенсорно-перцептивной сферы и аналитико-синтетической деятельности, представление о себе и окружающем мире; несформированность предметной деятельности самых элементарных изобразительных операционно-технических умений; цвета путает.
Ремесло
Уроки ремесла для обучающихся с тяжелой умственной отсталостью имеют большое значение, так как способствуют формированию жизненной компетентности: привычка к трудовому усилию, способность работать в коллективе, что является очень важным условием для дальнейшей социально-трудовой адаптации обучающихся. Трудовая деятельность на уроках «Ремесла» оказывает большое влияние на физическое развитие детей: улучшается общее физическое состояние, развиваются работоспособность, координированность движений
Тяжёлые нарушения моторики, в частности зрительно-двигательной координации прямым образом отражаются на возможностях и результатах предметно-практической деятельности детей-имбецилов,
Педагог учит детей правилам работы с глиной или пластилином, правильному положению рук – обе руки до локтя на столе, учит правильным движениям рук, пальцев в процессе работы.
Уметь в лепке использовать правильные представления о величине и форме: при задании слепить большой и маленький шарики (мячи, яблоки, палочки) делить глину на две неравные части; лепить шар и делать из него круг (лепешка, блин). Понимать и употреблять эти слова, выполнять с ними действия.
Социально – бытовая ориентировка служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин, а в дальнейшем знания и умения, приобретенные при ее изучении, и первоначальное овладение знаниями станут необходимыми для подготовки учащихся с ТУО к жизни, овладению доступными профессионально-трудовыми навыками и фундаментом обучения в основной школе специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений.
Процесс обучения СБО неразрывно связан с решением специфической задачи специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида – коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, воли, любознательности, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.
Основы безопасности жизнедеятельности
Учащиеся в доступной форме получают представления о том, что безопасность окружающего мира — необходимое условие существование каждого человека, взрослого и ребенка. В ходе предметно-практической, игровой и элементарной учебной деятельности у учащихся формируются основы безопасности собственной жизнедеятельности: представления о некоторых видах опасных ситуаций и способах поведения в стандартных и чрезвычайных опасных ситуациях. Навыки осторожного и осмотрительного отношения к опасным ситуациям. Наряду с формированием представлений о собственной безопасности учащимся в доступной форме раскрываются основы безопасности окружающего мира природы
Место предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом МКОУ ОШ «Коррекция и развитие» общий объём учебного времени в 8 классе составляет:
Чтение – 68 часов в год, 2 часа в неделю.
Письмо – 68 часов в год, 2 часа в неделю.
Счет – 68 часов в год, 2 часа в неделю.
Изобразительное искусство – 34 часа в год, 1 час в неделю.
Мир растений – 17 часов в год, 0,5 часа в неделю.
Мир животных – 17 часов в год, 0,5 часа в неделю.
Ремесло – 34 часа в год, 1 час в неделю.
Социально-бытовая ориентировка – 34 часа в год, 1 час в неделю.
Основы безопасности жизнедеятельности – 34 часа в год, 1 час в неделю.
Планируемые результаты обучения
Письмо
отвечать на вопросы учителя;
уметь выделять звук в звуковом ряду.
уметь писать письменные буквы, пройденные в соответствии с программой, соединять их в слоги, слова.
выделять начальную гласную в словах.
различать письменные и печатные буквы. Различать их по начертанию, пространственным расположением.
уметь делить слова на слоги, определять количество слогов в слове с помощью учителя
уметь списывать с печатного текста буквы, слова, предложения.
уметь вставить пропущенную букву в слово с помощью учителя.
Чтение
отвечать на вопросы учителя;
пересказывать несложные по содержанию тексты
пересказывать сказку или короткий рассказ по сюжетной картинке и с помощью учителя.
составлять рассказ по серии сюжетных картинок с помощью учителя.
заучивать стихотворения по символам со слов учителя.
Мир растений
Мир животных
различать наиболее распространенные ягоды, деревья, кустарники; объяснять где они растут, как используются человеком;
различать домашних и диких животных, птиц, рыб, описывать их повадки, образ жизни;
выполнять элементарные гигиенические правила;
различать признаки времен года.
слушать речь учителя.
называть и показывать предметы окружающего мира.
знать элементарные правила поведения в природе и городе.
иметь элементарные представления о сезонных изменениях.
Счёт
вести правильно тетрадь,
работать с дидактическим материалом и наглядными пособиями. Основными методами работы должны стать наблюдения, экскурсии, дидактические игры. На уроках дети считают предметы, называют и записывают числа в пределах программного материала, решают простейшие задачи в одно-два действия, работают с монетами и с символами бумажных денег. Кроме этого, знакомятся с пространственными и временными представлениями, мерами длины и ёмкости, учатся распознавать геометрические фигуры и тела.
К концу обучения он должен знать счет. Уметь распознавать геометрические фигуры, знать цвета. Должны быть сформированы пространственные представления и представления о размерах предметов.
В результате обучения учащиеся должны знать/понимать:
цвет, величину, массу, размеры, форму предметов;
дифференцировать предметы по длине, высоте с помощью учителя;
выделять предметы по величине;
понятия «широкий», «узкий», «шире», «уже»;
понятия «толстый», «тонкий», «толще-тоньше» с помощью учителя;
положение предметов в пространстве и на плоскости относительно себя и друг друга, слова, их обозначающие с помощью учителя;
определять количество: много- мало, больше- меньше, одинаковое количество с помощью учителя;
Уметь:
сравнивать предметы по величине, размеру, массе или весу «на глаз», наложением, приложением, «на руку» с помощью учителя;
сравнивать количество предметов «на глаз»: мало, много;
называть величину предметов: большой, маленький;
определять положение предметов в пространстве относительно себя, а также помещать предметы в указанное положение по показу и образцу: вверх, вниз, влево, вправо, в стороны с помощью учителя;
устанавливать и называть порядок следования предметов: в начале, в конце, первый, последний;
узнавать и классифицировать геометрические фигуры;
определять форму знакомых предметов.
Изобразительное искусство
В результате обучения учащийся должен знать/понимать:
названия всех изображаемых предметов;
знать названия предметов.
Уметь:
правильно сидеть за столом, правильно держать бумагу и карандаш;
ориентироваться на плоскости листа бумаги и в предложенной для рисования геометрической форме с помощью учителя;
закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры изображения, направление штрихов и равномерный характер нажима на карандаш;
узнавать и различать в иллюстрациях изображения предметов, животных, растений, известных из ближайшего окружения, персонажей народных сказок, сравнивать их между собой.
Ремесло
уметь находить и показывать предметы (природный материал), который необходим для выполнения поделки.
уметь сравнивать с образцом.
уметь следить за действиями педагога, за своими действиями, поделки мастерить по подражанию, частично после показа.
понимать вопросы, которые необходимы для анализа образца.
уметь планировать действия с помощью учителя.
уметь пользоваться инструментами.
Социально-бытовая ориентировка
уметь применять в быту и в процессе ориентировки в окружающем мире средства альтернативной коммуникации и вербальные средства общения, необходимые для сообщения о своих действиях, демонстрации умений, обращения за помощью в случае затруднений.
Предлагаемая «Программа» позволяет систематизировать знания, умения и навыки, полученные учащимися при изучении других предметов, закрепить их. Расширение кругозора детей и подростков, умение ориентироваться в условиях большого города, в быту позволит им быстрее интегрироваться в современный мир.
Основы безопасности жизнедеятельности
знать виды опасных ситуаций и способы поведения в них. Осторожного и осмотрительно относиться к опасным ситуациям.
Содержание учебного предмета
Чтение
Примерная тематика: рассказы, статьи, стихотворения о прошлом нашего народа, его героизме в труде и ратных подвигах; политических событиях в жизни страны; труде людей, их отношении к Родине, друг другу; родной природе и бережном к ней отношении, жизни животных.
Навыки чтения. Выделение с помощью учителя главной мысли художественного произведения, выявление отношения к поступкам действующих лиц. Выбор слов и выражений, характеризующих героев, события, картины природы. Нахождение в тексте непонятных слов и выражений. Ответы на вопросы по тексту. Деление текста на части с помощью учителя. Пересказ по плану. Использование при пересказе слов и оборотов речи из текста. Передача содержания иллюстраций к произведению по вопросам учителя.
Письмо
Примерная тематика: правописание предложений, порядок букв в русской азбуке, гласные и согласные буквы, ударение в словах, слог как часть слова, перенос слов при письме, твердые и мягкие согласные, мягкий знак на конце и в середине слов, парные звонкие и глухие согласные на конце слов, разделительный мягкий знак.
Навыки письма. Правильное, осознанное письмо буквами, слогами, словами с соблюдением норм правописания. Выделение с помощью учителя главных членов предложения. Выбор слов и выражений, предложений на данную тему. Нахождение в тексте непонятных слов и выражений. Ответы на вопросы по заданиям. Деление слов на слоги для переноса с помощью учителя. Определение с помощью учителя форм повествовательных и вопросительных предложений. Передача содержания иллюстраций к упражнениям по вопросам учителя. Самостоятельное составление несложных предложений и текстов с выполнением различных заданий учителя
Счет
Примерная тематика: Повторение материала 7-го класса. Сложение и вычитание в пределах 20 с переходом через разряд, счет по 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9,10.
Счет прямой и обратный в пределах 100 (десятками). Решение примеров на сложение и вычитание в пределах 100 (круглые десятки). Работа со счетами. Решение задач, в условиях которых имеются понятия: «дороже – дешевле», «на несколько больше», «на несколько меньше», решение задач на нахождение суммы и остатка с денежными единицами. Меры емкости: литр (работа с литровыми и пол-литровыми емкостями). Меры стоимости. Работа с монетами. Размен и замена. Меры времени. Определение времени по часам с точностью до часа. Геометрический материал: фигуры и тела. Обводка по шаблону, построение по точкам при помощи линейки.
Мир растений
Мир животных
Примерная тематика: рассказы, статьи, стихотворения о животных и растениях, событиях в жизни страны, труде людей, их отношении к Родине, ее богатствах, животных, друг другу; родной природе и бережном к ней отношении.
Навыки развития речи. Выделение с помощью учителя главной мысли, выявление отношения к животным и растениям, поступкам людей. Выбор слов и выражений, характеризующих события, картины природы. Нахождение в тексте непонятных слов и выражений. Ответы на вопросы по тексту. Деление текста на части с помощью учителя. Пересказ по плану. Использование при пересказе слов и оборотов речи по теме урока. Передача содержания иллюстраций по вопросам учителя. Самостоятельное чтение несложных рассказов с выполнением различных заданий учителя: найти ответ на поставленный вопрос, подготовиться к пересказу, выразительному чтению. Внеклассное чтение. Формирование читательской самостоятельности школьников. Выбор в школьной библиотеке детской книги на указанную тему. Беседы о прочитанном, чтение и пересказ интересных отрывков.
Ремесло
Обучение начинают с наиболее лёгких операций, не требующих применения инструментов. С этой целью проводятся упражнения с максимальным упрощением задания, не предусматривающие изготовление какого-либо изделия.
Затем переходят к тем операциям, при которых надо пользоваться инструментами (гладилкой, ножом, ножницами, щёткой или кистью для намазывания клеем, шаблонами). Особое внимание следует обратить на правильную хватку инструментов, с тем, чтобы в дальнейшем не пришлось переучивать учащихся.
На всех этапах трудовой деятельности осуществляется развитие устной речи учащихся. Дети с ТУО учатся рассказывать о проделанной работе, объяснять допущенные ошибки, оценивать своё и чужое изделие.
В процессе трудового обучения глубоко умственно отсталые дети должны освоить изготовление клеевых и сборных коробок, научиться в течение продолжительного времени выполнять определённую работу, у них необходимо сформировать организационные навыки производительного труда.
Социально-бытовая ориентировка
Повторение материала 7-го класса.
Транспорт. Стоимость проезда и правила приобретения контрольного билета, компостирование талона, правила пользования проездным месячным билетом. Остановки транспорта по пути следования в школу. Знание ближайшей остановки.
Бытовые осветительные приборы. Электричество. Правила техники безопасности при пользовании электроприборами. Бытовая электроарматура: розетка, выключатель, вилка, провод. Электрическая лампочка. Ввертывание лампочки в патрон под наблюдением взрослых. Светильники: люстры, бра, торшеры, настольные лампы.
Магазины. Виды магазинов: промтоварный, продовольственный, магазин «Культтовары», «Канцелярские товары». Игра в магазин. Тренировка учащихся в умении отобрать нужный товар в магазине и рассчитаться в кассе. Систематические упражнения в размене денег и подсчетах стоимости покупки и сдачи. Знание цен основных хлебобулочных изделий, молочных продуктов, канцелярских товаров. Практические закупки товаров в обычных магазинах и магазинах самообслуживания. Колхозный рынок.
Организация общественного питания. Глобальное чтение вывесок «Столовая», «Буфет», «Кафе». Кто готовит пищу, моет посуду, нарезает хлеб (экскурсия). Столовая самообслуживания. Буфет. Различные покупки в буфете.
Праздники. Празднование дат Красного календаря и участие в школьных утренниках
Изобразительное искусство
На уроках декоративного рисования дети под руководством учителя составляют простейшие узоры в полосе, круге, квадрате и т.д. учатся также различать цвета, по возможности красиво сочетать их, рисовать орнаменты в определённом порядке. Причём вначале детей учат составлять и раскрашивать орнаменты из геометрических фигур, а затем из растительных форм.
Учащиеся тренируются в проведении горизонтальных, вертикальных и наклонных линий, учатся изображать хорошо знакомые предметы, определять пространственное расположение объектов, относительно друг друга (справа, посередине, слева, вверху, внизу), передавать окраску предметов.
С целью совершенствования познавательной деятельности учащихся целесообразно использовать на уроке такие предметы, которые дети могли бы по возможности анализировать. Для этого хорошо иметь строительный конструктор, с помощью которого можно составлять различного вида постройки.
Основы безопасности жизнедеятельности
Формировать представления о некоторых видах опасных ситуаций и способах поведения в стандартных и чрезвычайных опасных ситуациях. Навыки осторожного и осмотрительного отношения к опасным ситуациям. Наряду с формированием представлений о собственной безопасности учащимся в доступной форме раскрываются основы безопасности окружающего мира природы
Учебно-методическое материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения |
Примечания |
Программы |
|
Программа для обучения глубоко умственно отсталых детей (Составитель: НИИ дефектологии АНН СССР, Москва, 1983 год) |
|
Учебники |
|
Забрамная С.Д., Исаева Т.Н. Изучаем обучая. Методические рекомендации по изучению детей с тяжелой и умеренной умственной отсталостью. - М.: В.Секачев, ТЦ "Сфера", 2007. Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии: Практическое пособие. Изд.3-е испр. и доп.- М.: АРКТИ, 2005.
|
|
Рабочие тетради |
|
|
|
Дидактические материалы |
|
Натуральные объекты, изображения (картинки, фотографии, пиктограммы) готовых изделий и операций по их изготовлению; репродукции картин; изделия из глины; альбомы с демонстрационными материалами, составленными в соответствии с содержанием учебной программы; рабочие альбомы (тетради) с материалом для раскрашивания, вырезания, наклеивания, рисования |
|
Дополнительная литература для учащихся |
|
|
|
Методические пособия для учителя |
|
Учимся читать и писать. – М.: Мой мир, 2007 Деревья. Какие они. Шорыгина Т.А., 2001. Птицы, Какие они, Шорыгина Т.А., 2011. Насекомые, Какие они, Шорыгина Т.А., 2008. Овощи, Какие они, Шорыгина Т.А., 2011. Какие звери в лесу, Шорыгина Т.А., 2011. |
|
Печатные пособия |
|
|
|
Компьютерные и информационно-коммуникационные средства обучения |
|
|
|
Интернет-ресурсы |
|
|
|
Технические средства |
|
Компьютер |
|