Программа индивидуального обучения «Живая кисть»
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЙ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
663340, Красноярский край, город Норильск, район Кайеркан, ул. Победы, дом 7
тел: (3919)39-17-14, факс:(3919) 39-39-63, Е-mail: ddt_@ mail.ru
Принята на заседании методического совета ДДТ протокол № ___ от «___» _________________ 2018 г. |
Утверждено приказом Директора МБУ ДО «ДДТ» № ____, от «_____»_________2018 г. |
Адаптированная образовательная программа
обучения детей с ограниченными возможностями здоровья
«Живая кисть»
Срок реализации: 1 год
Направленность: художественно-эстетическая
Вид деятельности: изобразительное и декоративно прикладное творчество
Составитель:
педагог дополнительного образования
А.В. Жукова
Норильск
Пояснительная записка
Изобразительное искусство как учебный предмет имеет важное коррекционное- развивающее значение. При правильной постановке и организации учебного процесса занятия оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья, воспитанию у него положительных навыков и привычек. В момент творчества ребёнок наиболее полно и глубоко переживает себя, как личность, осознает свою индивидуальность. Кроме этого, творчество помогает справиться с внутренними трудностями и переживаниями, позволяет ребенку выйти из состояния зажатости, которые кажутся непреодолимыми для ребенка.
Творческая деятельность имеет большое значение в жизни любого человека, тем более она приобретает большое значение в жизни детей с ОВЗ. Особая роль принадлежит изобразительному искусству. Изобразительная деятельность является подходящим средством для развития воображения, так как она доступна для учащихся с ОВЗ. Вместе с тем ребенок овладевает такими понятиями, как форма, размер и цвет, а также специфическими художественными навыками.
Для поддержания интереса ребёнка в программе используются нетрадиционные техники рисования такие как: «граттаж», «монотипия», «мятая бумага», рисование на разных фактурах различными художественными материалами (акварельная цветная бумага, ткань, картон и т.др.). Рисуя данными способами, дети не боятся ошибиться, так как все легко можно исправить, а из ошибки легко можно придумать что-то новое, и ребенок обретает уверенность в себе, преодолевает «боязнь чистого листа бумаги» и начинает чувствовать себя маленьким художником.
Программа индивидуального обучения предусматривает занятия лепкой, аппликацией, что способствует развитию мелкой моторики рук, тактильному восприятию (пальчиковые краски, пластилин, бумага и т.д.), развитию координации глаз-рука, занятия направлены на активизацию наблюдательности, формирование начальных навыков, умения пользоваться простыми художественными материалами. Основная идея, пронизывающая программу – создание условий для раскрытия творческого потенциала ребенка и его самореализации. Особое внимание уделено формированию духовности ребенка, культурных потребностей, созданию условий для обретения комфортности, защищенности.
Образовательная программа «Живая кисть», составлена для детей с ограниченными возможностями, на основе изучения таких авторских программ, как «Цветные ладошки» И.А Лыковой; пр. «Радуга», «Детство», Кожохина С.К. и Г.Г. Григорьева. А так же на основе программ, которые получили достаточное распространение и признание среди практиков обучения это программы Б. Н. Неменского, В. С. Кузина, Т. Я. Шпикаловой.
Цель программы:
Развитие творческого потенциала обучающегося, через основы изобразительнго и декоративно – прикладного искусства.
Для реализации цели необходимо решение следующих задач:
формирование начальных знаний по изобразительному и декоративно-прикладному искусству;
приобретение знаний умений и навыков в различных техниках рисования и декоративно прикладном творчестве;
обучение безопасной работе с различными материалами и инструментами;
расширение ассоциативных возможностей мышления, развитие творческого мышления;
воспитание самостоятельности и уверенности в себе.
Ценность программы заключается в том, что ребенка с ограниченными возможностями здоровья необходимо приучать к труду, в частности к творческому труду, и создать благоприятные условия для его самореализации и самовыражения в продуктах творчества.
Ее актуальность основывается на постоянно растущем интересе обучающегося к изобразительному и декоративно – прикладному творчеству.
Режим организации занятий
Программа «Живая кисть» рассчитана на 1 год обучения. Количество занятий в год – 72 часа.
Количество занятий в неделю - 2 часа.
Занятия проводятся один раз в неделю.
Для включения, обучающегося в продуктивную деятельность, стимулирования его познавательной и творческой активности, занятия строятся поэтапно:
задачи, план работы;
использование материалов и инструментов по направлению деятельности;
самостоятельная творческая деятельность (наглядность, доступность);
подведение итогов.
Условия реализации программы
Для реализации программы необходимо иметь просторный, хорошо освещенный кабинет, оснащенный компьютерной техникой, кроме того в кабинете должны быть в наличии стеллажи или подсобные помещения для хранения материалов, инструментов, оборудования.
Для работы требуются следующие материалы и инструменты: акварельные лисы и бумага для черчения А-3, графические инструменты: карандаши и фломастеры, краски художественные, кисти, палитра, стаканчики для воды, пластический материал для лепки (скульптурный пластилин, цветной пластилин)
Учебный кабинет должен быть оснащен
методическими и дидактическими материалами;
аудио- и видеотекой;
фондом детских работ;
собрание книг, альбомов, журналов, справочников, диапозитивов, видеофильмов, помогающих проиллюстрировать учебную тему
компьютером.
Предполагаемые результаты
Знать:
основные цвета;
основные художественные материалы (краски, кисти, карандаши);
виды пластических материалов (пластилин цветной, скульптурный пластилин);
простые геометрические формы.
Уметь:
смешивать основные три цвета;
правильно пользоваться художественными материалами;
изображать геометрические формы на плоскости и в объёме при работе с пластическими материалами.
Учебно-тематический план
№ |
Название разделов, тем. |
Общее кол-во часов |
В том числе |
|
теории |
практики |
|||
I |
Введение |
2 |
2 |
- |
II |
Изобразительная деятельность |
38 |
12 |
26 |
III |
Лепка |
14 |
4 |
10 |
IV |
Аппликация |
16 |
5 |
11 |
V |
Подведение итогов |
2 |
2 |
- |
Итого: |
72 |
25 |
47 |
Содержание программы
Содержание программы
Программа индивидуального обучения «Живая кисть» состоит из разделов:
Введение (2ч.)
Вводное занятие. Введение в предмет. Знакомство с программой. Цель и задачи программы. Виды занятий по изобразительному искусству. Основные формы работы. Демонстрация работ учащихся прошлых лет.
Правила техники безопасности в кабинете, в учреждении. Организация рабочего места. Знакомство с художественными материалами и оборудованием. Правила противопожарной безопасности. Просмотр журналов, видеопрезентаций по изобразительному искусству.
Изобразительная деятельность (38ч.)
Введение в предмет. Знакомство с видами жанрами изобразительного искусства. Основы цветоведения, теплые и холодные тона цветовой гаммы. В этом разделе предоставлены задания, в которых мера участия педагога в работе ребёнка достаточно велика (почти диктант). В основном это упражнения, формирующие умения и навыки восприятия и использования цвета и его оттенков.
Практическая работа: «Натюрморт», «Снежинка», «Разноцветная осень», «Портрет мыльного пузыря», «Космос», «На дне морском», «Зимняя сказка», «Птицы на ветках», «Орнамент», «Весёлые кляксы», «Салют победы», «Обструкционные картинки», «Цветы»,
Лепка (14ч.)
Введение в предмет. Виды, способы и приёмы лепки Беседа о лепке, способы и приёмы лепки. Инструменты и материалы. Простые и сложные формы. Анализ строения и конструктивный разбор форм. Показ готовых изделий из глины, пластилина, соленого теста. Просмотр иллюстраций из книг и журналов и т.д.
Практическая работа: « Корзинка», « Улитка», «Забавные животные», «Мой дом», «Листья», « Самовар», «Пейзаж», «Фрукты – ягоды», «Снеговик», «Рыбка», «В гостях у сказки», «Машина».
Аппликация (16ч.)
Работа с ножницами, клеем, цветной бумагой, шаблонами, клеёнкой. Составление из отдельных элементов образов и простых композиций. Составление узоров и орнаментов из готовых форм. Расположение украшений на предметах быта, игрушках, посуды. Вырезание по контуру. Обучение основам композиции.
Практическая работа: «Салфетка», «Подсолнух», «Дары природы».
Подведение итогов (2ч.)
Подведение итогов работы за год; итоговая диагностика.
Проведение диагностических тестирований планируется проводить вначале года (первичное), в середине года (текущее) и в конце года (итоговое).
Методическое обеспечение программы
Занятия проводятся в форме изучение нового материала, закрепление, практическая работа, самостоятельная работа. Материал подается по принципу - от простого к сложному. Подбирается материал в соответствии с индивидуальными возможностями обучающегося, создав при этом ситуацию успеха, ведь каждый ребенок – уникальная личность. Он обладает своим характером, темпераментом, чувствами, увлечениями. У каждого – свой ритм и темп работы.
Занятия по ИЗО и ДПИ структурированы: объяснение темы занятия, задачи, которые обучающиеся должны решить, средства и способы их выполнения. Параллельно с этим может идти показ вспомогательного материала, иллюстрирующего тему занятия: фотографии, репродукции работ известных художников, изделия народных мастеров, лучшие детские работы прошлых лет. При этом обучающиеся могут просмотреть дидактические материалы, методические таблицы и пособия. Это создает благоприятную почву для развития познавательного интереса обучающихся и появления творческого настроения.
После изложения теоретических сведений обучающиеся переходят к практической деятельности. Метод непосредственного показа очень важен, т.к. учит обучающихся технике обращения с различными художественными материалами (акварель, гуашь, тушь, и т.д.). Педагог демонстрирует, как нужно работать с разными инструментами (кисть, карандаш, перо, палитра и др.). При этом используется для показа учебная доска или лист бумаги, прикрепленный на мольберт. Таким образом, педагог раскрывает творческие возможности работы над определённым заданием.
Обучающиеся, после объяснения, приступают к работе. В рамках здоровьесберегающих технологий во время практической работы полезно проводить игровую разминку для кистей рук, для глаз, физкультминутки.
В конце занятия для закрепления полученных знаний и умений проводится анализ выполненной работы и разбор типичных ошибок. После подведения итогов занятия педагог может дать рекомендации в виде домашнего задания.
На первых занятиях особенно важно похвалить ребенка за выполненную работу, внушить уверенность в себе, воодушевить на продолжение обучения.
Для поддержания постоянного интереса обучающихся к занятиям используются различные методы обучения. Одним из основных методов является: словесный (беседа, рассказ). Беседа помогает повысить активность обучающихся, развить умение высказывать свои мысли. Беседа должна быть заранее продумана, и содержать вопросы к обучающимся, отвечая на которые дети проявляют свои интеллектуальные способности.
Большую роль в освоении обучающимися нового материала играет применение наглядного метода обучения, с помощью которого, дети получают возможность зрительного восприятия учебного материала. Средства наглядности позволяют дать обучающимся разностороннее понятие о каком либо образе или выполнении определенного задания, способствует усвоению более прочному усвоению материала. Наглядные пособия (различный иллюстрированный и фотоматериал) демонстрируют при объяснении задания или в процессе беседы.
Немаловажную роль в учебном процессе играет практический метод (знакомство с приемами и способами выполнения), который может проводиться в виде беседы, объяснения приемов работы, демонстрации приемов (объяснение правил последовательности выполнения работы в целом и отдельных ее частей), образцов, наглядных пособий. По окончании работы по теме, разбираются недостатки, имевшие место в ходе работы в целом и у отдельных обучающихся и пути решения.
Программа предусматривает участие в различных творческих конкурсах и выставках, это является стимулирующим элементом необходимым в процессе обучения.
Литература для педагога.
Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа». М., 2006
Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации, подготовительная к школе группа». М., 2006
Дрезнина М.Г. «Каждый ребёнок – художник». М., 2002
Программа члена Союза художников Казахстана,
Телеушева Т.Н. в соавторстве с искусствоведом Клявиной И.М.
Шевченко Л.Л. «Православная культура» экспериментальное учебное
пособие 1-2 год обучения. 2005 .
7. Рабочие тетради по основам народного искусства. «Искусство - детям»
М., 2003
8. Величко Н. К. «Роспись: техники, приемы, изделия». М., 1999
9. Герчук Ю.Я. «Что такое орнамент».
10. Кастерман Ж. «Живопись: рисуй и самовыражайся», 2002.
11. Конева Г.М. «Бумага: играем, вырезаем, клеим», 2001.
12. Жегалова С.К. Росписи Хохломы. - М.: Детская литература, 1991.
Литература для детей.
1. Бусеева-Давыдова И.Л. Игрушки Крутца. - М: Детская литература, 1991.
2. Жегалова С.К. Росписи Хохломы. - М.: Детская литература, 1991.
3. Расписные изделия мастеров Урала. - М., 1983.
4. Яхнин Л.Л. Воздушные узоры. - М., 1988.
5. Рабочие тетради по основам народного искусства. «Искусство - детям», - М., 2003
6. Кастерман Ж. «Живопись: рисуй и самовыражайся», 2002.
7. Конева Г.М. «Бумага: играем, вырезаем, клеим», 2001.