12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Жукова Анастасия Владимировна20

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЙ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»

663340, Красноярский край, город Норильск, район Кайеркан, ул. Победы, дом 7

тел: (3919)39-17-14, факс:(3919) 39-39-63, Е-mail: ddt_@ mail.ru

Принята на заседании

методического совета ДДТ

протокол № ___

от «___» _________________ 2018 г.

Утверждено приказом

Директора МБУ ДО «ДДТ»

____, от «_____»_________2018 г.

   

Адаптированная образовательная программа

обучения детей с ограниченными возможностями здоровья

«Живая кисть»

Срок реализации: 1 год

Направленность: художественно-эстетическая

Вид деятельности: изобразительное и декоративно прикладное творчество

Составитель:

педагог дополнительного образования

А.В. Жукова


 

Норильск

Пояснительная записка

Изобразительное искусство как учебный предмет имеет важное коррекционное- развивающее значение. При правильной постановке и организации учебного процесса занятия оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья, воспитанию у него положительных навыков и привычек. В момент творчества ребёнок наиболее полно и глубоко переживает себя, как личность, осознает свою индивидуальность. Кроме этого, творчество помогает справиться с внутренними трудностями и переживаниями, позволяет ребенку выйти из состояния зажатости, которые кажутся непреодолимыми для ребенка.

Творческая деятельность имеет большое значение в жизни любого человека, тем более она приобретает большое значение в жизни детей с ОВЗ. Особая роль принадлежит изобразительному искусству. Изобразительная деятельность является подходящим средством для развития воображения, так как она доступна для учащихся с ОВЗ. Вместе с тем ребенок овладевает такими понятиями, как форма, размер и цвет, а также специфическими художественными навыками. 

Для поддержания интереса ребёнка в программе используются нетрадиционные техники рисования такие как: «граттаж», «монотипия», «мятая бумага», рисование на разных фактурах различными художественными материалами (акварельная цветная бумага, ткань, картон и т.др.). Рисуя данными способами, дети не боятся ошибиться, так как все легко можно исправить, а из ошибки легко можно придумать что-то новое, и ребенок обретает уверенность в себе, преодолевает «боязнь чистого листа бумаги» и начинает чувствовать себя маленьким художником.

Программа индивидуального обучения предусматривает занятия лепкой, аппликацией, что способствует развитию мелкой моторики рук, тактильному восприятию (пальчиковые краски, пластилин, бумага и т.д.), развитию координации глаз-рука, занятия направлены на активизацию наблюдательности, формирование начальных навыков, умения пользоваться простыми художественными материалами. Основная идея, пронизывающая программу – создание условий для раскрытия творческого потенциала ребенка и его самореализации. Особое внимание уделено формированию духовности ребенка, культурных потребностей, созданию условий для обретения комфортности, защищенности.

Образовательная программа «Живая кисть», составлена для детей с ограниченными возможностями, на основе изучения таких авторских программ, как «Цветные ладошки» И.А Лыковой; пр. «Радуга», «Детство», Кожохина С.К. и Г.Г. Григорьева. А так же на основе программ, которые получили достаточное распространение и признание среди практиков обучения это программы Б. Н. Неменского, В. С. Кузина, Т. Я. Шпикаловой.

Цель программы:

Развитие творческого потенциала обучающегося, через основы изобразительнго и декоративно – прикладного искусства.

Для реализации цели необходимо решение следующих задач:

формирование начальных знаний по изобразительному и декоративно-прикладному искусству;

приобретение знаний умений и навыков в различных техниках рисования и декоративно прикладном творчестве;

обучение безопасной работе с различными материалами и инструментами;

расширение ассоциативных возможностей мышления, развитие творческого мышления;

воспитание самостоятельности и уверенности в себе.

Ценность программы заключается в том, что ребенка с ограниченными возможностями здоровья необходимо приучать к труду, в частности к творческому труду, и создать благоприятные условия для его самореализации и самовыражения в продуктах творчества.

Ее актуальность основывается на постоянно растущем интересе обучающегося к изобразительному и декоративно – прикладному творчеству.

Режим организации занятий

Программа «Живая кисть» рассчитана на 1 год обучения. Количество занятий в год – 72 часа.

Количество занятий в неделю - 2 часа.

Занятия проводятся один раз в неделю.

Для включения, обучающегося в продуктивную деятельность, стимулирования его познавательной и творческой активности, занятия строятся поэтапно:

задачи, план работы;

использование материалов и инструментов по направлению деятельности;

самостоятельная творческая деятельность (наглядность, доступность);

подведение итогов.

Условия реализации программы

Для реализации программы необходимо иметь просторный, хорошо освещенный кабинет, оснащенный компьютерной техникой, кроме того в кабинете должны быть в наличии стеллажи или подсобные помещения для хранения материалов, инструментов, оборудования.

Для работы требуются следующие материалы и инструменты: акварельные лисы и бумага для черчения А-3, графические инструменты: карандаши и фломастеры, краски художественные, кисти, палитра, стаканчики для воды, пластический материал для лепки (скульптурный пластилин, цветной пластилин)

Учебный кабинет должен быть оснащен

методическими и дидактическими материалами;

аудио- и видеотекой;

фондом детских работ;

собрание книг, альбомов, журналов, справочников, диапозитивов, видеофильмов, помогающих проиллюстрировать учебную тему

компьютером.

Предполагаемые результаты

Знать:

основные цвета;

основные художественные материалы (краски, кисти, карандаши);

виды пластических материалов (пластилин цветной, скульптурный пластилин);

простые геометрические формы.

Уметь:

смешивать основные три цвета;

правильно пользоваться художественными материалами;

изображать геометрические формы на плоскости и в объёме при работе с пластическими материалами.


 


 

Учебно-тематический план


 

Название разделов, тем.

Общее кол-во часов

В том числе

теории

практики

I

Введение

2

2

-

II

Изобразительная деятельность

38

12

26

III

Лепка

14

4

10

IV

Аппликация

16

5

11

V

Подведение итогов

2

2

-

 

Итого:

72

25

47


 

Содержание программы

Содержание программы

Программа индивидуального обучения «Живая кисть» состоит из разделов:

Введение (2ч.)

Вводное занятие. Введение в предмет. Знакомство с программой. Цель и задачи программы. Виды занятий по изобразительному искусству. Основные формы работы. Демонстрация работ учащихся прошлых лет.

Правила техники безопасности в кабинете, в учреждении. Организация рабочего места. Знакомство с художественными материалами и оборудованием. Правила противопожарной безопасности. Просмотр журналов, видеопрезентаций по изобразительному искусству.

Изобразительная деятельность (38ч.)

Введение в предмет. Знакомство с видами жанрами изобразительного искусства. Основы цветоведения, теплые и холодные тона цветовой гаммы. В этом разделе предоставлены задания, в которых мера участия педагога в работе ребёнка достаточно велика (почти диктант). В основном это упражнения, формирующие умения и навыки восприятия и использования цвета и его оттенков.

Практическая работа: «Натюрморт», «Снежинка», «Разноцветная осень», «Портрет мыльного пузыря», «Космос», «На дне морском», «Зимняя сказка», «Птицы на ветках», «Орнамент», «Весёлые кляксы», «Салют победы», «Обструкционные картинки», «Цветы»,

Лепка (14ч.)

Введение в предмет. Виды, способы и приёмы лепки Беседа о лепке, способы и приёмы лепки. Инструменты и материалы. Простые и сложные формы. Анализ строения и конструктивный разбор форм. Показ готовых изделий из глины, пластилина, соленого теста. Просмотр иллюстраций из книг и журналов и т.д.

Практическая работа: « Корзинка», « Улитка», «Забавные животные», «Мой дом», «Листья», « Самовар», «Пейзаж», «Фрукты – ягоды», «Снеговик», «Рыбка», «В гостях у сказки», «Машина».

Аппликация (16ч.)

Работа с ножницами, клеем, цветной бумагой, шаблонами, клеёнкой. Составление из отдельных элементов образов и простых композиций. Составление узоров и орнаментов из готовых форм. Расположение украшений на предметах быта, игрушках, посуды. Вырезание по контуру. Обучение основам композиции.

Практическая работа: «Салфетка», «Подсолнух», «Дары природы».

Подведение итогов (2ч.)

Подведение итогов работы за год; итоговая диагностика.

Проведение диагностических тестирований планируется проводить вначале года (первичное), в середине года (текущее) и в конце года (итоговое).

Методическое обеспечение программы

Занятия проводятся в форме изучение нового материала, закрепление, практическая работа, самостоятельная работа. Материал подается по принципу - от простого к сложному. Подбирается материал в соответствии с индивидуальными возможностями обучающегося, создав при этом ситуацию успеха, ведь каждый ребенок – уникальная личность. Он обладает своим характером, темпераментом, чувствами, увлечениями. У каждого – свой ритм и темп работы.

Занятия по ИЗО и ДПИ структурированы: объяснение темы занятия, задачи, которые обучающиеся должны решить, средства и способы их выполнения. Параллельно с этим может идти показ вспомогательного материала, иллюстрирующего тему занятия: фотографии, репродукции работ известных художников, изделия народных мастеров, лучшие детские работы прошлых лет. При этом обучающиеся могут просмотреть дидактические материалы, методические таблицы и пособия. Это создает благоприятную почву для развития познавательного интереса обучающихся и появления творческого настроения.

После изложения теоретических сведений обучающиеся переходят к практической деятельности. Метод непосредственного показа очень важен, т.к. учит обучающихся технике обращения с различными художественными материалами (акварель, гуашь, тушь, и т.д.). Педагог демонстрирует, как нужно работать с разными инструментами (кисть, карандаш, перо, палитра и др.). При этом используется для показа учебная доска или лист бумаги, прикрепленный на мольберт. Таким образом, педагог раскрывает творческие возможности работы над определённым заданием.

Обучающиеся, после объяснения, приступают к работе. В рамках здоровьесберегающих технологий во время практической работы полезно проводить игровую разминку для кистей рук, для глаз, физкультминутки.

В конце занятия для закрепления полученных знаний и умений проводится анализ выполненной работы и разбор типичных ошибок. После подведения итогов занятия педагог может дать рекомендации в виде домашнего задания.

На первых занятиях особенно важно похвалить ребенка за выполненную работу, внушить уверенность в себе, воодушевить на продолжение обучения.

Для поддержания постоянного интереса обучающихся к занятиям используются различные методы обучения. Одним из основных методов является: словесный (беседа, рассказ). Беседа помогает повысить активность обучающихся, развить умение высказывать свои мысли. Беседа должна быть заранее продумана, и содержать вопросы к обучающимся, отвечая на которые дети проявляют свои интеллектуальные способности.

Большую роль в освоении обучающимися нового материала играет применение наглядного метода обучения, с помощью которого, дети получают возможность зрительного восприятия учебного материала. Средства наглядности позволяют дать обучающимся разностороннее понятие о каком либо образе или выполнении определенного задания, способствует усвоению более прочному усвоению материала. Наглядные пособия (различный иллюстрированный и фотоматериал) демонстрируют при объяснении задания или в процессе беседы.

Немаловажную роль в учебном процессе играет практический метод (знакомство с приемами и способами выполнения), который может проводиться в виде беседы, объяснения приемов работы, демонстрации приемов (объяснение правил последовательности выполнения работы в целом и отдельных ее частей), образцов, наглядных пособий. По окончании работы по теме, разбираются недостатки, имевшие место в ходе работы в целом и у отдельных обучающихся и пути решения.

Программа предусматривает участие в различных творческих конкурсах и выставках, это является стимулирующим элементом необходимым в процессе обучения.

Литература для педагога.

Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа». М., 2006

Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации, подготовительная к школе группа». М., 2006

Дрезнина М.Г. «Каждый ребёнок – художник». М., 2002

Программа члена Союза художников Казахстана,

Телеушева Т.Н. в соавторстве с искусствоведом Клявиной И.М.

Шевченко Л.Л. «Православная культура» экспериментальное учебное

пособие 1-2 год обучения. 2005 .

7. Рабочие тетради по основам народного искусства. «Искусство - детям»

М., 2003

8. Величко Н. К. «Роспись: техники, приемы, изделия». М., 1999

9. Герчук Ю.Я. «Что такое орнамент».

10. Кастерман Ж. «Живопись: рисуй и самовыражайся», 2002.

11. Конева Г.М. «Бумага: играем, вырезаем, клеим», 2001.

12. Жегалова С.К. Росписи Хохломы. - М.: Детская литература, 1991.

Литература для детей.

1. Бусеева-Давыдова И.Л. Игрушки Крутца. - М: Детская литература, 1991.

2. Жегалова С.К. Росписи Хохломы. - М.: Детская литература, 1991.

3. Расписные изделия мастеров Урала. - М., 1983.

4. Яхнин Л.Л. Воздушные узоры. - М., 1988.

5. Рабочие тетради по основам народного искусства. «Искусство - детям», - М., 2003

6. Кастерман Ж. «Живопись: рисуй и самовыражайся», 2002.

7. Конева Г.М. «Бумага: играем, вырезаем, клеим», 2001.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.