12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Юрова Александра Александровна92
Россия, Воронежская обл., Павловск
Материал размещён в группе «Внеурочная деятельность»

Казенное общеобразовательное учреждение Воронежской области

«Павловская школа-интернат №2 для обучающихся

с ограниченными возможностями здоровья».

Принята на заседании

педагогического совета

от "____" ______ 2016 г.

Протокол N _____

Утверждаю:

директор КОУ ВО

«Павловская школа-интернат №2»

_____________/Мулюкина Г.В./

Приказ №_____ от ________ 2016 г.

 

Рабочая программа

внеурочной деятельности

общеинтеллектуального направления

«ИНФОЗНАЙКА».

Возраст обучающихся, классы:10-13 лет (5 кл)

Срок реализации программы: 1 год

 

Разработана:

учителем IКК

Юровой А.А.
 

г. Павловск.

Год разработки программы: 2016

Пояснительная записка.

Рабочая программа кружка «Инфознайка» является авторской и принята к работе решением Педагогического Совета. Направление программы: общеинтеллектуальное.

Нормативно-правовой основой разработки рабочей программы кружка

«Инфознайка» являются:

Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 г. № 26).

Указ Президента Российской Федерации "О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы".

Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья".

Приказ Минобрнауки России от 9 ноября 2015 г. № 1309 "Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи".

 

Программа кружка «Инфознайка» составлена на основе методического пособия «Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе (5-7): Басова Л. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009 г.

Современное состояние информационной области в образовании определяют проблемы не только прикладного характера. Меняется сама концепция информатизации образования. Учитывая запросы информационного общества к формированию личности, а также увеличивающейся сложности в постижении окружающего мира, особое значение приобретает формирование системно-информационной картины мира учащихся как мировоззренческая основа успешной личности в новых условиях.

Если до настоящего времени человечество было озабочено приумножением и накоплением знаний, то сегодня в значительной степени внимание сосредоточивается на способах овладения накопленным, в связи с чем информатика приобретает новое глобальное значение.
Данная программа представляет преподавание информатики в виде дополнительного внеурочного развивающего курса. Основные принципы построения курса заключаются в реализации личностно ориентированного, индивидуального и системного подходов к построению педагогического процесса. Главной составляющей системного подхода к освоению знаний является формирование системного мышления — не прямолинейного по своей сути, а циклического, в котором связи между объектами знаний (элементами системы — базы знаний) образуют циклы обратной связи. Обратная связь — возвращение информации на следующем этапе ее передачи. Системное мышление - это категория, которая предлагает основу для наблюдения и понимания комплексных, многослойных процессов в окружающей действительности.

Для проведения занятий планируется свободный набор в группу в начале учебного года.

Малый состав кружка объясняется тем, что деятельность проводится с обучающимися, имеющими ограниченные возможности здоровья и требуется индивидуальная работа с каждым обучающимся.

Периодичность занятий – 1 раз в неделю по 40 мин (34 часа в год).

Вид деятельности группы – профильная.

Программа рассчитана на учащихся 5 класса (11-13 лет).

Количество детей в группе 6 человек.

Срок реализации программы – 1 года.

Цель программы:

Создание условий для формирования общеинтеллектуальных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;

 

Задачи программы:

Сформировать представления об информации, как сведениях об окружающем мире, общее представление об информационных процессах.

Адаптировать знания обучающихся в части возможности перенесения в компьютерную среду.

Сформировать правильное позиционирование компьютера как помощника в познавательной и учебно-игровой деятельности.

Обеспечить положительную мотивацию для дальнейшего изучения предмета Информатика.

Воспитание ответственного и избирательного отношения к информации; развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

Ожидаемые результаты:

Учащиеся должны знать:

Правила поведения в компьютерном классе;

Основные и переферийные устройства компьютера;

Способы передачи информации;

Учащиеся должны уметь, применять:

Демонстрировать основные и переферийные устройства компьютера;

Работать с клавиатурой;

Работать с манипулятором мышь;

Работать в графическом редакторе Pаint с инструментами: карандаш, кисть, ластик, заливка.

Личностные результаты:

Ценностно-смысловые установки на использование ИКТ.

Способность к саморазвитию.

Метапредметные результаты:

Умение определять цель деятельности, составлять план достижения результата.

Понимание причин затруднений.

Умение использовать ИКТ.

Учебно – тематический план

(33 часа, 1 час в неделю)

Название раздела

Количество часов

теория

практика

Всего

1

Вводное занятие

1

 

1

2

Компьютер для начинающих

5

4

9

3

Информация вокруг нас

11

11

22

4

Итоговое занятие

1

 

1

 

Итого:

18

15

33

Содержание учебного курса.

1.Вводное занятие

Инструктаж по технике безопасности.

2. Компьютер для начинающих

Техника безопасности и организация рабочего места. Информация и информатика.

Как устроен компьютер.

Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. Основная позиция пальцев на клавиатуре.

Программы и файлы. Рабочий стол. Управление компьютером с помощью мыши. Главное меню. Запуск программ. Управление компьютером с помощью меню.

3. Информация вокруг нас

Действия с информацией.

Хранение информации. Носители информации. Передача информации. Кодирование информации. Язык жестов. Формы представления информации. Метод координат. Текст как форма представления информации. Табличная форма представления информации. Наглядные формы представления информации.

Обработка информации. Изменение формы представления информации. Систематизация информации. Поиск информации. Кодирование как изменение формы представления информации.

Получение новой информации. Преобразование информации по заданным правилам. Преобразование информации путем рассуждений. Разработка плана действий и его запись. Запись плана действий в табличной форме.

Компьютерный практикум.

Практическая работа №1 «Знакомимся с клавиатурой».

Практическая работа №2 «Осваиваем мышь».

Практическая работа №3 «Запускаем программы. Основные элементы окна программы».

Практическая работа №4 «Знакомимся с компьютерным меню».

Клавиатурный тренажер.

Практическая работа №5 «Выполняем вычисления с помощью приложения Калькулятор».

Практическая работа №6 «Вводим текст».

Практическая работа №7 «Редактируем текст».

Практическая работа №8 «Работаем с фрагментами текста».

Практическая работа №9 «Форматируем текст».

Практическая работа №10 «Знакомимся с инструментами рисования графического редактора».

Практическая работа №11 «Начинаем рисовать».

Практическая работа №12 «Создаем комбинированные документы».

Практическая работа №13 «Работаем с графическими фрагментами».

Практическая работа №14. «Логическая игра»

4.Итоговое занятие.

Мониторинг деятельности учащихся; составление портфолио достижений.


 

Календарно – тематическое планирование

Раздел

п/п

Дата

Тема занятия

Основные понятия

Вид занятия

Компьютерный практикум

Форма

занятия

Вводное занятие.

1

6.09.16

Техника безопасности и организация рабочего места. Информация — Компьютер — Информатика. Клавиатурный тренажер в режиме ввода слогов.

информация, данные,

информатика,

компьютер

комбинир

Клавиатурный тренажер в режиме ввода слогов

Беседа

Компьютер для начинающих

2

13.09.16

Как устроен компьютер. Клавиатурный тренажер в режиме ввода слогов.

процессор, память, жесткий диск, монитор, клавиатура

комбинир

Клавиатурный тренажер в режиме ввода слогов

Демонстрац.

3

20.09.16

Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. Практическая работа №1 «Знакомимся с клавиатурой».

устройства ввода информации, клавиатура, группы клавиш

комбинир

Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов.

Индивид.

практикум

4

27.09.16

Основная позиция пальцев на клавиатуре. Клавиатурный тренажер

алфавитно-цифровая клавиатура

комбинир

Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов.

Демонстрац.

5

4.10.16

Основная позиция пальцев на клавиатуре. Клавиатурный тренажер

алфавитно-цифровая клавиатура

комбинир

Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов.

Индивид.

практикум

6

11.10.16

Основная позиция пальцев на клавиатуре. Клавиатурный тренажер

рабочий стол, значок, ярлык, кнопка

комбинир

Освоение мыши

Демонстрац.

7

18.10.16

Главное меню. Запуск программ. Практическая работа № 3 «Запускаем программы. Основные элементы окна программы».

меню, главное меню, окно, элементы окна

комбинир

Запуск программ. Основные элементы окна программы

Индивид.

практикум

8

25.10.16

Проверочная работа. Управление компьютером с помощью меню. Практическая работа № 4 «Управляем компьютером с помощью меню».

раскрывающееся меню, контекстное меню, диалоговое окно, элементы управления

Комбинир

Управление компьютером с помощью меню

Индивид.

практикум


 


 

9

8.11.16

Действия с информацией. Хранение информации.

информация, оперативная память, внешняя память

комбинир

Логическая игра (тренировка памяти)

Лекция

10

15.11.16

Действия с информацией. Хранение информации.

носитель информации, дискета, жесткий диск, лазерный диск

комбинир

Логическая игра (тренировка памяти)

Беседа

Информация вокруг нас

11

22.11.16

Носители информации. Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов.

носитель информации, дискета, жесткий диск, лазерный диск

комбинир

Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов

Демонстрац.

12

29.11.16

Передача информации. Клавиатурный тренажер в режиме ввода предложений.

источник информации, приемник информации

комбинир

Клавиатурный тренажер в режиме ввода предложений

Беседа

13

14

6.12.16

13.12.16

Кодирование информации.

условный знак, код, кодирование

комбинир

Клавиатурный тренажер в режиме ввода предложений

Индивид.

практикум

15

16

20.12.16

27.12.16

Формы представления информации. Метод координат.

код, кодирование, графический, числовой и символьный способы кодирования

комбинир

Клавиатурный тренажер в режиме ввода предложений

Беседа

17

17.01.17

Обработка информации. Практическая работа № 5 «Выполняем вычисления с помощью программы Калькулятор»

информация, обработка информации

комбинир

Выполнение вычислений с помощью программы Калькулятор

Индивид.

практикум

18

24.01.17

Подготовка к конкурсу. Практическая работа № 6 «Вводим текст»

текстовый редактор, текстовый процессор, документ

комбинир

Ввод текста в программе «Блокнот»

Лекция

19

31.01.17

Обработка текстовой информации

Текстовый редактор, текстовый процессор, документ

комбинир

Ввод текста в программе «WordPad»

Показ

20

7.02.17

Обработка текстовой информации. Практическая работа № 7 «Редактируем текст».

редактирование, вставка, замена, удаление

комбинир

Редактирование текста в программе «WordPad»

Индивид.

практикум

21

14.02.17

Редактирование текста. Работа с фрагментами. Практическая работа № 8 «Работаем с фрагментами текста»

фрагмент, буфер

комбинир

Редактирование текста в программе «WordPad»

Беседа

22

21.02.17

Форматирование - изменение формы представления информации. Практическая работа № 9 «Форматируем текст».

форматирование, выравнивание, шрифт, начертание

комбинир

Форматирование текста в программе «WordPad»

Демонстрац.

23

24

28.02.17

7.03.17

Подготовка к конкурсу. Практическая работа № 10 «Знакомимся с инструментами графического редактора».

компьютерная графика, графический редактор

комбинир

Знакомство с инструментами рисования графического редактора

Индивид.

практикум

25

14.03.17

Инструменты графического редактора. Практическая работа № 11 «Начинаем рисовать»

обработка информации, граф. редактор, инструменты

комбинир

Знакомство с инструментами рисования графического редактора

Демонстрац.

26

21.03.17

Подготовка к конкурсу Обработка графической информации. Практическая работа № 11 «Начинаем рисовать». Проверочная работа.

обработка

информации, сканер

комбинир

Раскраска

Индивид.

практикум

27

4.04.17

Обработка текстовой и графической информации. Практическая работа №12 «Создаем комбинированные документы».

текстовый процессор, граф. редактор, комбинированный документ

комбинир

Пригласительный билет. Создание комбинированных документов

Лекция

28

11.04.17

Подготовка к конкурсу. Практическая работа №5 «Выполняем вычисления с помощью программы Калькулятор»

входная и выходная информация

комбинир

Выполнение вычислений с помощью программы Калькулятор

Индивид.

практикум

29

18.04.17

Преобразование информации путем рассуждений. Практическая работа №13 «Работаем с графическими фрагментами»

логические рассуждения

комбинир

Работа с фрагментами рисунка

Индивид.

практикум

30

31

25.04.17

2.05.17

Подготовка к конкурсу Разработка плана действий и его запись. Логическая игра «Переливашки».

план действий

комбинир

Логическая игра

Беседа

 

32

16.05.17

Подготовка к конкурсу Разработка плана действий и его запись. Логическая игра «Переливашки».

план действий

комбинир

Логическая игра

Индивид.

практикум

Итого

33

23.05.17

Мониторинг деятельности учащихся; составление портфолио достижений.

 

практикум

 

мониторинг

Материально – техническое обеспечение

Аппаратные средства

Компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видео-изображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.

Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону, микроскопу и т. п.; технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.

Принтер – позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.

Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети – дает доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести переписку с другими школами.

Устройства ввода и вывода звуковой информации – микрофон; наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией.

Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения).

Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера.

Программные средства

Операционная система.

Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).

Антивирусная программа.

Программа-архиватор.

Клавиатурный тренажер.

Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.

Звуковой редактор.

Простая система управления базами данных.

Простая геоинформационная система.

Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).

Система программирования.

Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).

Браузер (входит в состав операционных систем или др.).

Программа интерактивного общения

Простой редактор Web-страниц

Литература

Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

Босова Л.Л., Босова А.Ю. Уроки информатики в 5–7 классах: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.

Босова Л.Л., Босова А.Ю. Контрольно-измерительные материалы по информатике для V-VII классов // Информатика в школе: приложение к журналу «информатика и образование». №6–2007. – М.: Образование и Информатика, 2007.

Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5-7». – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

Опубликовано в группе «Внеурочная деятельность»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.