Рабочая программа. ИЗО (2 класс)
9
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по изобразительному искусству для 2 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, примерной программы начального общего образования по изобразительному искусству, требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования по изобразительному искусству, завершённой предметной линии учебников «Изобразительное искусство», авт. Неменская Л.А. (под ред. Неменского Б.М.) (УМК «Школа России»
В системе предметов начальной общеобразовательной школы предмет «Изобразительное искусство» реализует следующую цель:
-формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры
духовной.
Для достижения поставленных целей необходимо решать следующие практические
задачи:
формирование у обучающихся нравственно – эстетической отзывчивости на
прекрасное и безобразное в жизни и искусстве;
формирование художественно – творческой активности школьника;
овладение образным языком изобразительного искусства посредством
формирования художественных знаний, умений, навыков.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА
Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе — формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.
В основу программы положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств: изобразительных — живопись, графика, скульптура; конструктивных — архитектура, дизайн; различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства — традиционного крестьянского и народных промыслов, а также постижение роли художника в синтетических (экранных) искусствах — искусстве книги, театре, кино и т.д. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:
изобразительная художественная деятельность;
декоративная художественная деятельность;
конструктивная художественная деятельность.
Основные содержательные линии предмета «Изобразительное искусство» представлены в программе разделами во 2-м классе:
Чем и как работают художники
Реальность и фантазия
О чём говорит искусство
Как говорит искусство
Требования к уровню подготовки учащихся к концу второго года обучения.
видеть вокруг красоту, открывать для себя новое в окружающем мире, радоваться открытиям;
пользоваться доступными средствами и материалами; в доступной форме использовать художественные средства выразительности;
владеть навыком смешивания красок, выразительно использовать тёплые и холодные цвета, свободно работать кистью, проводить широкие и тонкие мазки, согласовывать цвет декоративных элементов и цвета фона;
использовать первые представления о передаче пространства на полоски; выделять интересное, наиболее впечатляющие в сюжете, подчёркивать размером, цветом главное в рисунке;
создавая аппликации, вырезать по контуру, сгибать, получать объёмные формы.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю.
Ценностные ориентиры, структура учебного курса.
«Изобразительное искусство » является целостным интегрированным курсом, который включает в себя все основные виды искусства: живопись, графику, скульптуру, декоративно-прикладное искусство, архитектуру, дизайн, зрелищные и экранные искусства. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами и их конкретными связями с жизнью общества и человека.
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств: конструктивной, изобразительной, декоративной.
Эти три вида художественной деятельности являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на виды: изобразительные — живопись, графика, скульптура; конструктивные — архитектура, дизайн; различные декоративно-прикладные искусства.
Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности.Одной из главных целей преподавания искусства становится задача развития у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности «углубления в себя», осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.
Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); выполнение декоративной и конструктивной работы; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом. С целью накопления опыта творческого общения в программу вводятся коллективные задания.
Необходимо иметь в виду, что, представленные в начальной школе в игровой форме как Братья-Мастера Изображения, Украшения, Постройки, эти три вида художественной деятельности должны сопутствовать учащимся все годы обучения. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, а затем более глубоко осознавать искусство.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
6. Овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной
творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
7. Умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности,
соотносить свою часть работы с общим замыслом;
8. Умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность
и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения
содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
понимание образной природы искусства;
эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и вырази тельных средствах;
усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отно шение к природе, человеку, обществу;
умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА КУРСА
Тема 2 класса: ИСКУССТВО И ТЫ
Как и чем работает художник? (8 ч)
Три основные краски – красная, синяя, желтая.
Пять красок — все богатство цвета и тона.
Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности.
Выразительные возможности аппликации.
Выразительные возможности графических материалов.
Выразительность материалов для работы в объеме.
Выразительные возможности бумаги.
Для художника любой материал может стать выразительным (обобщение темы).
Реальность и фантазия (9 ч)
Изображение и реальность.
Изображение и фантазия.
Украшение и реальность.
Украшение и фантазия.
Постройка и реальность.
Постройка и фантазия.
Братья-Мастера Изображения, украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы).
О чём говорит искусство (10ч)
Выражение характера изображаемых животных.
Выражение характера человека в изображении: мужской образ.
Выражение характера человека в изображении: женский образ.
Образ человека и его характер, выраженный в объеме.
Изображение природы в различных состояниях.
Выражение характера человека через украшение.
Выражение намерений через украшение.
В изображении, украшении, постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру (обобщение темы).
Как говорит искусство (7ч)
Цвет как средство выражения. Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного.
Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета.
Линия как средство выражения: ритм линий.
Линия как средство выражения: характер линий.
Ритм пятен как средство выражения.
Пропорции выражают характер.
Ритм линий и пятен, цвет, пропорции — средства выразительности.
Обобщающий урок года.
Знания и умения учащихся
В итоге освоения программы учащиеся должны знать:
разнообразные материалы, которыми можно пользоваться в художественной деятельности;
разнообразные выразительные средства (цвет, линия, объём, композиция, ритм);
отличия рисунка с натуры от рисунка по памяти и от декоративного рисунка;
правила расположения рисунка на листе бумаги;
имена художников, чьё творчество связано с природой и сказками (И. Айвазовский, И. Левитан, В. Васнецов, М. Врубель).
Учащиеся должны уметь:
пользоваться доступными средствами и материалами;
в доступной форме использовать художественные средства выразительности;
владеть навыком смешивания красок, выразительно использовать тёплые и холодные цвета, свободно работать кистью, проводить широкие и тонкие мазки согласовывать цвет декоративных элементов и цвет фона;
использовать первые представления о передаче пространства на плоскости;
выделять интересное. Наиболее впечатляющее в сюжете, подчёркивать размером, цветом главное в рисунке;
создавая аппликации. Вырезать бумагу по контуру, сгибать, получать объёмные формы.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОГО КУРСА
№ |
Наименование разделов и тем |
Всего часов |
1. |
Как и чем работает художник? |
8 |
2. |
Реальность и фантазия. |
9 |
3. |
О чём говорит искусство |
10 |
4. |
Как говорит искусство |
7 |
|
Итого: |
34 |
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
Дата |
Тема урока |
ФГОС |
Основные виды учебной деятельности учащихся или характеристика деятельности учащихся |
||
Содержание курса |
Планируемые результаты |
||||
Чем и как работают художники — 8 часов |
|||||
1. «Цветочная поляна» |
Три основные краски, строящие многоцветие мира. Рисование по памяти и впечатлению. |
Знакомство с выразительными возмо-жностями художественных матери-алов. Открытие их своеобразия, красоты и характера материала. |
Наблюдать цветовые сочетания в природе; смешивать краски (прием «живая краска»); овладевать пер-вичными навыками живописи. Сравнивать и различать темные и светлые оттенки цвета и тона; смеши-вать цветные краски с белой и черной для получения нужного колорита; создавать пейзажи, различные по настроению. Знать многообразие художественных материалов: понимать красоту и выразительность художественных материалов; овладевать первичными знаниями перспективы (загораживание, ближе - дальше). Овладевать техникой и способами аппликации; понимать и использовать особенности изображения на плоскости с помощью пятна; созда-вать изделие по заданию. Понимать выразительные возможности линии, точки, пятен для создания худ-го образа; осваивать приемы работы графическими материалами (тушь, палочка); создавать изображение по заданию. Сравнивать, сопоставлять выразительные возможности различных материалов, применяемых в скульптуре; уметь работать с целым куском пластилина, овладевать приемами работы с пласти-лином; создавать объемное изображение. Овладе-вать приемами работы с бумагой (объемные формы); уметь конструировать из бумаги объемные объекты; |
||
2.«Радуга на грозовом небе». |
Пять красок — богатство цвета и тона: гуашь. |
Создавать, изображать на плоскости графическими средствами заданный образ. |
|||
3.«Осенний лес». |
Выразительные возможности других материалов (графические: пастель, мелки) |
Развитие способности целостного обобщенного видения. Пятно как способ изображения на плоскости. |
|||
4.«Осенний листопад» - |
Коврик аппликаций. Выразительные возможности аппликации. |
Организация рабочего места. Овладевать первичными навыками работы с бумагой. |
|||
5.«Графика зимнего леса». |
Выразительные возможности графических материалов. |
Овладевать первичными навыками изображения на плоскости с помощью линии. |
|||
6-7.«Звери в лесу». |
Выразительные возможности материалов для работы в объеме. |
Организация рабочего места. Овладевать первичными навыками работы с пластилином. |
|||
8.«Игровая площадка» - |
Игровая площадка для вылепленных зверей. Выразительные возможности бумаги. |
Соотносить восприятие цвета со своими чувствами и эмоциями. |
|||
Реальность и фантазия — 9 часов. |
|||||
9.«Наши друзья: птицы». |
Рисунок птицы. Изображение и реальность. |
Создавать роспись птиц. Рисование по памяти и представлению. |
Рассматривать, изучать и анализировать строение реальных животных; изображать, выделяя пропорции; передавать характер животного; накапливать опыт в изображении животных |
||
10.«Сказочная птица». |
Изображение и фантазия. |
Изображать (декоративно) птиц, , Осваивать простые приемы работы с гуашью. |
Размышлять и вести беседу об изображении как реального, так и фантастического мира; придумывать и изображать фантастические образы животных; приобретать опыт работы с гуашью. |
||
11-12.«Узоры паутины». |
Украшение и реальность, украшения в природе. |
Изображать фантастических животных. Работа с гуашью. |
|||
13.«Обитатели подводного мира». |
Украшение рыб. Работа с гуашью. |
Изображать (декоративно) рыб. Осваивать простые приемы работы с гуашью. |
Находить примеры декоративных украшений в окружающей действительности. Наблюдать и эстетически оценивать украшения в природе. |
||
14-15. «Кружевные узоры». |
Красота узоров (орнаментов), созданных человеком. Природные и изобра-зительные мотивы в орнаменте. |
Придумывать свой орнамент: образно, свободно написать красками и кистью декоративный эскиз на листе бумаги. |
Находить орнаментальные украшения в предметном окружении человека, в предметах, созданных человеком. Рассматривать орнаменты, находить в них природные мотивы и геометрические мотивы. |
||
16.«Подводный мир». |
Постройка и реальность. Конструирование из бумаги. |
Организация рабочего места. Овладевать первичными навыками работы с бумагой. |
Рассматривать и анализировать природные конструкции, их формы, пропорции; накапливать опыт работы с бумагой (закручивание, надрезание, складывание, склеивание); участвовать в создании коллективной работы. |
||
17.Конструирование елочных игрушек. |
Работа с бумагой |
Придумать, как можно украсить свой класс к празднику Нового года. |
Выделять и соотносить деятельность по изображению и украшению, определять их роль в создании новогодних украшений. Создавать несложные новогодние украшения из цветной бумаги. |
||
О чем говорит искусство — 10 часов. |
|||||
18.«Четвероно-гий герой». |
Выражение характера изображаемых животных. Живопись. |
Изображать характер домашних животных. |
Наблюдать и рассматривать животных в различных состояниях; давать устную зарисовку, изображать с ярко выраженным характером; накапливать опыт работы с гуашью. |
||
19.Сказочный мужской образ. |
Выражение характера человека в изображении |
Передавать характер клоунов. |
Уметь создать образ по представлению; уметь использовать гуашь, пастель, мелки. |
||
20.Женский образ русских сказок. |
Выражение характера человека в изображении. |
Изображение русских сказочных красавиц. |
Создавать женский образ по представлению; уметь использовать гуашь, пастель, мелки. |
||
21.Образ сказочного героя. |
Художественное изображение в объеме. |
Изображать (или лепить) сказочных героев в объеме. |
Овладевать основами языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. |
||
22.«С чего начи-нается Родина?». |
Природа в разных состояниях. |
Пейзаж в разные времена года. |
Уметь наблюдать природу в различных состояниях и изображать живописными материалами; знать колористические особенности работы с гуашью. |
||
23.«Человек и его украшения». |
Выражение характера человека через украшения. |
Формирование первичных умений украшать предметы. |
Понимать роль украшения в жизни человека; сравнивать и анализировать украшения для различных ситуаций; создавать декоративные композиции. |
||
24.«Сказочные персонажи, про-тивоположные по характеру». |
Работа с пластилином. Образ человека и его характер, выполненные в объеме. |
Лепка Золушки и мачехи; Царевны-Лебедь, Бабарихи и т.д. |
Уметь создавать противоположные по характеру сказочные образы; сравнивать и анализировать воз-можности использования в изображениях средств для создания доброго и злого образа. |
||
25.«Украшение двух, противопо-ложных по наме-рению флотов». |
Коллективно - индивидуальное создание панно. Флот царя Салтана и пиратов. |
Выражение характера. |
Понимать роль украшения в жизни человека; сравнивать и анализировать украшения для различных ситуаций; создавать декоративные композиции. |
||
26.Здание для сказочного героя. |
« Замок Снежной Королевы». Рисование по представлению. |
Создание образа и характера замка Снежной Королевы. |
|||
27.Урок-обобщение. |
Создание коллективного панно. Сказочные миры. |
Уметь видеть художественный образ в архитектуре; приобретать навыки восприятия архитектурного образа в окружающей жизни и сказочных построек; приобретать опыт творческой работы. |
|||
Как говорит искусство — 7 часов. |
|||||
28.«Огонь в ночи» |
(«Перо жар-птицы»). Цвет как средство выражения: «теплые» и «холодные» цвета. |
Рисование сказочного пера, использование палитры цветов. |
Уметь видеть линии в окружающей действительности; иметь представление об эмоциональной выразительности линий; выполнять рисунок воображением; уметь наблюдать, рассматривать, любоваться. |
||
29.«Мозаика». («Весенняя земля») |
Цвет как средство выражения: «тихие» (глухие) и «звонкие» цвета |
Создавать коллективное панно-коллаж с изображением весенней земли. |
Уметь составлять теплые и холодные цвета; понимать эмоциональную выразительность их; уметь видеть в природе борьбу и взаимовлияние цвета; знать приемы работы кистью; изображать простые сюжеты . |
||
30.Графические упражнения. |
Линия как средство выражения. Характер линий. |
Изображение весенних ручьев на фоне земли. |
|||
31.«Дерево». |
Линия как средство выражения: характер линий. Рисование по впечатлению. |
Уметь повторить и затем варьировать систему несложных действий с художественными материалами, выражая собственный замысел. |
Иметь представление об эмоциональной выразительности глухого и звонкого цвета, уметь их составлять; уметь изобразить борьбу тихого и звонкого цветов, изображая деревья. |
||
32.«Птицы». |
Ритм пятен как средство выражения. |
Создание изображения ритмично летящих птиц. |
Знать применение средств художественной выразительности; понимать, что такое ритм; уметь передавать в изображении ритм (летящие птицы). |
||
33.«Поле цветов». |
Ритм цвета, пятен как средство выражения. Живопись (или оригами, цвет-ная аппликация) |
Изображать цветочное поле с помощью пятен, с использованием оригами. |
Уметь видеть линии и пятна в окружающей действительности; иметь представление об эмоциональной выразительности линий и пятен; выполнять рисунок воображением; уметь наблюдать, рассматривать, любоваться. |
||
34.Обобщающий урок года. |
Монотипия. Парк аттракционов своей мечты. |
Создавать коллективное панно-коллаж с изображением парка аттракционов. |
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов
1. Активность участия.
2. Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
3. Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
4. Самостоятельность.
5. Оригинальность суждений.
Критерии и система оценки творческой работы
1. Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
2. Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
3. Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.
Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.
Формы контроля уровня обученности
1. Викторины
2. Кроссворды
3. Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ
4. Тестирование
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Для полноценной реализации учебного предмета необходимо учебно-дидактическое и методическое обеспечение образовательного процесса. Эти материалы представлены в таблицах
Печатные пособия
– наборы картин в соответствии с тематикой, определённой в примерной программе по ИЗО;
– портреты художников.
Технические средства обучения СД диск «Уроки ИЗО во 2 классе».
Оборудование рабочего места учителя:
– классная доска с креплениями для таблиц;
– ноутбук;
– мультимедийный проектор;
Экранно-звуковые пособия
– аудиозаписи художественного содержания в соответствии с программой обучения;
– видеофильмы, соответствующие содержанию обучения (по возможности);
– мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы.
Оборудование класса
– ученические столы двухместные с комплектом стульев;
– стол учительский с тумбой;
– шкафы для хранения красок, альбомов, дидактических материалов, пособий и др. учебного оборудования ;
– настенные доски (полки) для вывешивания иллюстративного материала.
Список литературы по реализации программы: I Для учителя: 1. Л. А. Неменская «Искусство вокруг нас» 2. Б. М. Неменский «Методическое пособие по изобразительному искусству».
Для реализации программного содержания используется для обучающихся:
Е. И. Коротеева. Изобразительное искусство. Искусство и ты. 2 класс. М- Просвещение. 2014.
Б. М. Неменский. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 2 класс. М- Просвещение. 2014.
Для реализации программного содержания используется для учителя:
1. Н. А. Горяева, Л. А. Неменская и др. Изобразительное искусство и художественный
труд. Рабочие программы. 1 – 4 классы. М- Просвещение. 2010.
2. Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству: 1—4 кл. / Под
ред. Б. М. Неменского. М- Просвещение. 2010.