Рабочая программа. ИЗО (2 класс)

4
0
Материал опубликован 9 October 2016

9

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа по изобразительному искусству для 2 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, примерной программы начального общего образования по изобразительному искусству, требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования по изобразительному искусству, завершённой предметной линии учебников «Изобразительное искусство», авт. Неменская Л.А. (под ред. Неменского Б.М.) (УМК «Школа России»

В системе предметов начальной общеобразовательной школы предмет «Изобразительное искусство» реализует следующую цель:

-формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры

духовной.

Для достижения поставленных целей необходимо решать следующие практические

задачи:

формирование у обучающихся нравственно – эстетической отзывчивости на

прекрасное и безобразное в жизни и искусстве;

формирование художественно – творческой активности школьника;

овладение образным языком изобразительного искусства посредством

формирования художественных знаний, умений, навыков.


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА

Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе — формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.

В основу программы положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств: изобразительных — живопись, графика, скульптура; конструктивных — архитектура, дизайн; различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства  —   традиционного крестьянского и народных промыслов, а также постижение роли   художника в синтетических (экранных) искусствах — искусстве книги, театре, кино и т.д. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.

Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:

изобразительная художественная деятельность;

декоративная художественная деятельность;

конструктивная художественная деятельность.

Основные содержательные линии  предмета «Изобразительное искусство»  представлены в  программе разделами во 2-м классе:

Чем и как работают художники

Реальность и фантазия

О чём говорит искусство

Как говорит искусство

 Требования к уровню подготовки учащихся к концу второго года обучения.

видеть вокруг красоту, открывать для себя новое в окружающем мире, радоваться открытиям;

пользоваться доступными средствами и материалами; в доступной форме использовать художественные средства выразительности;

владеть навыком смешивания красок, выразительно использовать тёплые и холодные цвета, свободно работать кистью, проводить широкие и тонкие мазки, согласовывать цвет декоративных элементов и цвета фона;

использовать первые представления о передаче пространства на полоски; выделять интересное, наиболее впечатляющие в сюжете, подчёркивать размером, цветом главное в рисунке;

создавая аппликации, вырезать по контуру, сгибать, получать объёмные формы.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю.

 

Ценностные ориентиры, структура учебного курса.

«Изобразительное искусство » является целостным интегрированным курсом, который включает в себя все основные виды искусства: живопись, графику, скульптуру, декоративно-прикладное искусство, архитектуру, дизайн, зрелищные и экранные искусства. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами и их конкретными связями с жизнью общества и человека.
Систематизирующим методом является
 выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств: конструктивной, изобразительной, декоративной.
Эти три вида художественной деятельности являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на виды: изобразительные — живопись, графика, скульптура; конструктивные — архитектура, дизайн; различные декоративно-прикладные искусства.
 
Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности.Одной из главных целей преподавания искусства становится задача развития у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности «углубления в себя», осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.
Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); выполнение декоративной и конструктивной работы; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом. С целью накопления опыта творческого общения в программу вводятся коллективные задания.

Необходимо иметь в виду, что, представленные в начальной школе в игровой форме как Братья-Мастера Изображения, Украшения, Постройки, эти три вида художественной деятельности должны сопутствовать учащимся все годы обучения. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, а затем более глубоко осознавать искусство.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:

чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;

уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

понимание особой роли культуры и  искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом  отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;

6. Овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной

творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

7. Умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности,

соотносить свою часть работы с общим замыслом;

8. Умение обсуждать и анализировать собственную  художественную деятельность  

и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения

содержания и средств его выражения.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности  универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;

умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;

осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);

знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;

понимание образной природы искусства;

эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;

применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;

способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;

умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и вырази тельных средствах; 

усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;

умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;

способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;  

способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отно шение к природе, человеку, обществу;

умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;

освоение умений применять в художественно—творческой  деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;

овладение  навыками  моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа; 

умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;

умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;

изображение в творческих работах  особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;

умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;

способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;

умение  объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;

выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;

умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего  мира человека.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА КУРСА

Тема 2 класса: ИСКУССТВО И ТЫ

Как и чем работает художник? (8 ч)

Три основные краски – красная, синяя, желтая.

Пять красок — все богатство цвета и тона.

Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности.

Выразительные возможности аппликации.

Выразительные возможности графических материалов.

Выразительность материалов для работы в объеме.

Выразительные возможности бумаги.

Для художника любой материал может стать выразительным (обобщение темы).

Реальность и фантазия (9 ч)

Изображение и реальность.

Изображение и фантазия.

Украшение и реальность.

Украшение и фантазия.

Постройка и реальность.

Постройка и фантазия.

Братья-Мастера Изображения, украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы).

О чём говорит искусство (10ч)

Выражение характера изображаемых животных.

Выражение характера человека в изображении: мужской образ.

Выражение характера человека в изображении: женский образ.

Образ человека и его характер, выраженный в объеме.

Изображение природы в различных состояниях.

Выражение характера человека через украшение.

Выражение намерений через украшение.

В изображении, украшении, постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру (обобщение темы).

Как говорит искусство (7ч)

Цвет как средство выражения. Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного.

Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета.

Линия как средство выражения: ритм линий.

Линия как средство выражения: характер линий.

Ритм пятен как средство выражения.

Пропорции выражают характер.

Ритм линий и пятен, цвет, пропорции — средства выразительности.

Обобщающий урок года.

Знания и умения учащихся

 В итоге освоения программы учащиеся должны знать:

разнообразные материалы, которыми можно пользоваться в художественной деятельности;

разнообразные выразительные средства (цвет, линия, объём, композиция, ритм);

отличия рисунка с натуры от рисунка по памяти и от декоративного рисунка;

правила расположения рисунка на листе бумаги;

имена художников, чьё творчество связано с природой и сказками (И. Айвазовский, И. Левитан, В. Васнецов, М. Врубель).

Учащиеся должны уметь:

пользоваться доступными средствами и материалами;

в доступной форме использовать художественные средства выразительности;

владеть навыком смешивания красок, выразительно использовать тёплые и холодные цвета, свободно работать кистью, проводить широкие и тонкие мазки согласовывать цвет декоративных элементов и цвет фона;

использовать первые представления о передаче пространства на плоскости;

выделять интересное. Наиболее впечатляющее в сюжете, подчёркивать размером, цветом главное в рисунке;

создавая аппликации. Вырезать бумагу по контуру, сгибать, получать объёмные формы.


 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОГО КУРСА

Наименование разделов и тем

Всего часов

   

1.

Как и чем  работает  художник?

8

2.

Реальность и фантазия.

9

3.

О чём говорит искусство

10

4.

Как говорит искусство

7

 

Итого:

34

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»

Дата

Тема урока

ФГОС

Основные виды учебной деятельности учащихся или характеристика деятельности учащихся

Содержание курса

Планируемые результаты

Чем и как работают художники — 8 часов

 

1. «Цветочная поляна»

Три основные краски, строящие многоцветие мира. Рисование по памяти и впечатлению.

Знакомство с выразительными возмо-жностями художественных матери-алов. Открытие их своеобразия, красоты и характера материала.

Наблюдать цветовые сочетания в природе; смешивать краски (прием «живая краска»); овладевать пер-вичными навыками живописи. Сравнивать и различать темные и светлые оттенки цвета и тона; смеши-вать цветные краски с белой и черной для получения нужного колорита; создавать пейзажи, различные по настроению. Знать многообразие художественных материалов: понимать красоту и выразительность художественных материалов; овладевать первичными знаниями перспективы (загораживание, ближе - дальше). Овладевать техникой и способами аппликации; понимать и использовать особенности изображения на плоскости с помощью пятна; созда-вать изделие по заданию. Понимать выразительные возможности линии, точки, пятен для создания худ-го образа; осваивать приемы работы графическими материалами (тушь, палочка); создавать изображение по заданию. Сравнивать, сопоставлять выразительные возможности различных материалов, применяемых в скульптуре; уметь работать с целым куском пластилина, овладевать приемами работы с пласти-лином; создавать объемное изображение. Овладе-вать приемами работы с бумагой (объемные формы); уметь конструировать из бумаги объемные объекты;

 

2.«Радуга на грозовом небе».

Пять красок — богатство цвета и тона: гуашь.

Создавать, изображать на плоскости графическими средствами заданный образ.

 

3.«Осенний лес».

Выразительные возможности других материалов (графические: пастель, мелки)

Развитие способности целостного обобщенного видения. Пятно как способ изображения на плоскости.

 

4.«Осенний листопад» -

Коврик аппликаций. Выразительные возможности аппликации.

Организация рабочего места. Овладевать первичными навыками работы с бумагой.

 

5.«Графика зимнего леса».

Выразительные возможности графических материалов.

Овладевать первичными навыками изображения на плоскости с помощью линии.

 

6-7.«Звери в лесу».

Выразительные возможности материалов для работы в объеме.

Организация рабочего места. Овладевать первичными навыками работы с пластилином.

 

8.«Игровая площадка» -

Игровая площадка для вылепленных зверей. Выразительные возможности бумаги.

Соотносить восприятие цвета со своими чувствами и эмоциями.

Реальность и фантазия — 9 часов.

 

9.«Наши друзья: птицы».

Рисунок птицы. Изображение и реальность.

Создавать роспись птиц. Рисование по памяти и представлению.

Рассматривать, изучать и анализировать строение реальных животных; изображать, выделяя пропорции; передавать характер животного; накапливать опыт в изображении животных

 

10.«Сказочная птица».

Изображение и фантазия.

Изображать (декоративно) птиц, , Осваивать простые приемы работы с гуашью.

Размышлять и вести беседу об изображении как реального, так и фантастического мира; придумывать и изображать фантастические образы животных; приобретать опыт работы с гуашью.

 

11-12.«Узоры паутины».

Украшение и реальность, украшения в природе.

Изображать фантастических животных. Работа с гуашью.

 

13.«Обитатели подводного мира».

Украшение рыб. Работа с гуашью.

Изображать (декоративно) рыб. Осваивать простые приемы работы с гуашью.

Находить примеры декоративных украшений в окружающей действительности. Наблюдать и эстетически оценивать украшения в природе.

 

14-15.

«Кружевные узоры».

Красота узоров (орнаментов), созданных человеком. Природные и изобра-зительные мотивы в орнаменте.

Придумывать свой орнамент: образно, свободно написать красками и кистью декоративный эскиз на листе бумаги.

Находить орнаментальные украшения в предметном окружении человека, в предметах, созданных человеком. Рассматривать орнаменты, находить в них природные мотивы и геометрические мотивы.

 

16.«Подводный мир».

Постройка и реальность. Конструирование из бумаги.

Организация рабочего места. Овладевать первичными навыками работы с бумагой.

Рассматривать и анализировать природные конструкции, их формы, пропорции; накапливать опыт работы с бумагой (закручивание, надрезание, складывание, склеивание); участвовать в создании коллективной работы.

 

17.Конструирование елочных игрушек.

Работа с бумагой

Придумать, как можно украсить свой класс к празднику Нового года.

Выделять и соотносить деятельность по изображению и украшению, определять их роль в создании новогодних украшений. Создавать несложные новогодние украшения из цветной бумаги.

О чем говорит искусство — 10 часов.

 

18.«Четвероно-гий герой».

Выражение характера изображаемых животных. Живопись.

Изображать характер домашних животных.

Наблюдать и рассматривать животных в различных состояниях; давать устную зарисовку, изображать с ярко выраженным характером; накапливать опыт работы с гуашью.

 

19.Сказочный мужской образ.

Выражение характера человека в изображении

Передавать характер клоунов.

Уметь создать образ по представлению; уметь использовать гуашь, пастель, мелки.

 

20.Женский образ русских сказок.

Выражение характера человека в изображении.

Изображение русских сказочных красавиц.

Создавать женский образ по представлению; уметь использовать гуашь, пастель, мелки.

 

21.Образ сказочного героя.

Художественное изображение в объеме.

Изображать (или лепить) сказочных героев в объеме.

Овладевать основами языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства.

 

22.«С чего начи-нается Родина?».

Природа в разных состояниях.

Пейзаж в разные времена года.

Уметь наблюдать природу в различных состояниях и изображать живописными материалами; знать колористические особенности работы с гуашью.

 

23.«Человек и его украшения».

Выражение характера человека через украшения.

Формирование первичных умений украшать предметы.

Понимать роль украшения в жизни человека; сравнивать и анализировать украшения для различных ситуаций; создавать декоративные композиции.

 

24.«Сказочные персонажи, про-тивоположные по характеру».

Работа с пластилином. Образ человека и его характер, выполненные в объеме.

Лепка Золушки и мачехи; Царевны-Лебедь, Бабарихи и т.д.

Уметь создавать противоположные по характеру сказочные образы; сравнивать и анализировать воз-можности использования в изображениях средств для создания доброго и злого образа.

 

25.«Украшение двух, противопо-ложных по наме-рению флотов».

Коллективно - индивидуальное создание панно. Флот царя Салтана и пиратов.

Выражение характера.

Понимать роль украшения в жизни человека; сравнивать и анализировать украшения для различных ситуаций; создавать декоративные композиции.

 

26.Здание для сказочного героя.

« Замок Снежной Королевы». Рисование по представлению.

Создание образа и характера замка Снежной Королевы.

 

27.Урок-обобщение.

Создание коллективного панно. Сказочные миры.

 

Уметь видеть художественный образ в архитектуре; приобретать навыки восприятия архитектурного образа в окружающей жизни и сказочных построек;

приобретать опыт творческой работы.

Как говорит искусство — 7 часов.

 

28.«Огонь в ночи»

(«Перо жар-птицы»). Цвет как средство выражения: «теплые» и «холодные» цвета.

Рисование сказочного пера, использование палитры цветов.

Уметь видеть линии в окружающей действительности; иметь представление об эмоциональной выразительности линий; выполнять рисунок воображением;

уметь наблюдать, рассматривать, любоваться.

 

29.«Мозаика». («Весенняя земля»)

Цвет как средство выражения: «тихие» (глухие) и «звонкие» цвета

Создавать коллективное панно-коллаж с изображением весенней земли.

Уметь составлять теплые и холодные цвета; понимать эмоциональную выразительность их; уметь видеть в природе борьбу и взаимовлияние цвета; знать приемы работы кистью; изображать простые сюжеты .

 

30.Графические упражнения.

Линия как средство выражения. Характер линий.

Изображение весенних ручьев на фоне земли.

 

31.«Дерево».

Линия как средство выражения: характер линий. Рисование по впечатлению.

Уметь повторить и затем варьировать систему несложных действий с художественными материалами, выражая собственный замысел.

Иметь представление об эмоциональной выразительности глухого и звонкого цвета, уметь их составлять; уметь изобразить борьбу тихого и звонкого цветов, изображая деревья.

 

32.«Птицы».

Ритм пятен как средство выражения.

Создание изображения ритмично летящих птиц.

Знать применение средств художественной выразительности; понимать, что такое ритм; уметь передавать в изображении ритм (летящие птицы).

 

33.«Поле цветов».

Ритм цвета, пятен как средство выражения. Живопись (или оригами, цвет-ная аппликация)

Изображать цветочное поле с помощью пятен, с использованием оригами.

Уметь видеть линии и пятна в окружающей действительности; иметь представление об эмоциональной выразительности линий и пятен; выполнять рисунок воображением; уметь наблюдать, рассматривать, любоваться.

 

34.Обобщающий урок года.

Монотипия. Парк аттракционов своей мечты.

Создавать коллективное панно-коллаж с изображением парка аттракционов.

 

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

 Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов

1. Активность участия.

2. Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.

3. Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.

4. Самостоятельность.

5. Оригинальность суждений.

Критерии и система оценки творческой работы

1. Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).

2. Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.

3. Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления  работы. Аккуратность всей работы.

Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.

        Формы контроля уровня обученности

1.     Викторины

2.     Кроссворды

3.     Отчетные выставки творческих  (индивидуальных и коллективных) работ

4.     Тестирование

 

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Для полноценной реализации учебного предмета необходимо учебно-дидактическое и методическое обеспечение образовательного процесса. Эти материалы представлены в таблицах

Печатные пособия

– наборы картин в соответствии с тематикой, определённой в примерной программе по ИЗО;

– портреты художников.

Технические средства обучения СД диск «Уроки ИЗО во 2 классе».

Оборудование рабочего места учителя:

– классная доска с креплениями для таблиц;

– ноутбук;

– мультимедийный проектор;

Экранно-звуковые пособия

– аудиозаписи художественного содержания в соответствии с программой обучения;

– видеофильмы, соответствующие содержанию обучения (по возможности);

– мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы.

Оборудование класса

– ученические столы двухместные с комплектом стульев;

– стол учительский с тумбой;

– шкафы для хранения красок, альбомов, дидактических материалов, пособий и др. учебного оборудования ;

– настенные доски (полки) для вывешивания иллюстративного материала.

Список литературы по реализации программы: I Для учителя:   1. Л. А. Неменская «Искусство вокруг нас»  2. Б. М. Неменский «Методическое пособие по изобразительному искусству».

Для реализации программного содержания используется для обучающихся:

Е. И. Коротеева. Изобразительное искусство. Искусство и ты. 2 класс. М- Просвещение. 2014.

Б. М. Неменский. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 2 класс. М- Просвещение. 2014.

Для реализации программного содержания используется для учителя:

1. Н. А. Горяева, Л. А. Неменская и др. Изобразительное искусство и художественный

труд. Рабочие программы. 1 – 4 классы. М- Просвещение. 2010.

2. Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству: 1—4 кл. / Под

ред. Б. М. Неменского. М- Просвещение. 2010.

Комментарии
Комментариев пока нет.