Рабочая программа «Логоритмика» (2 класс)

6
2
Материал опубликован 4 October 2016 в группе

Пояснительная записка.

Данная специальная (коррекционная) общеобразовательная программа составлена в соответствии с основными положениями

закона «Об образовании», ст.32 п.5 (в ред. ФЗ от 01.12.2007№ 309-ФЗ);

Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

учебного плана ГООУ МСКОШИ на 2010/ 2012 учебный год.

базисного учебного плана специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений V вида (I отделение). – Приложение к приказу Министерства образования РФ от 01.04.2002 г.;

основной образовательной программы начального общего образования ГОБОУ МСКОШИ.

учебного плана ГООУ МСКОШИ

 

В специальной (коррекционной) общеобразовательной школе V вида обучаются дети с тяжелыми нарушениями речи первичного генеза. Прежде всего, обратим внимание на слово «тяжелые», которое описывает такую степень выраженности речевых нарушений, которая препятствует успешному обучению этих детей в условиях школы общего назначения. Здесь методика обучения, включающая набор методов и приемов, организацию и подачу материала, особенно «языкового» должна быть специфической, адекватной речевым, познавательным и психологическим особенностям учащихся.

Понятие «тяжелые нарушения речи» является собирательным. Оно включает в себя несколько видов нарушений, выделяемых в рамках психолого-педагогической классификации. Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование сенсорной, интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер, недоразвитие или своеобразие развития, которых выступают как вторичные нарушения, степень выраженности которых детерминирована глубиной первичной речевой патологии. В структуре дефекта детей с тяжелыми нарушениями речи обнаруживается сложное сочетание нарушений речи и познавательной деятельности:

трудности формирования мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования, бессистемность мышления.

  • нарушения памяти;
  • нарушения всех видов восприятия;
  • недостатки внимания; отвлекаемость;
  • нарушения эмоционально-волевой сферы;
  • несформированность навыков учебной деятельности.

Дети, поступившие в школу-интернат, имеют выраженную либо стёртую неврологическую симптоматику. Она проявляется прежде всего в двигательных расстройствах: нарушении координации движений, изменениях мышечного тонуса, несформированности общей, мелкой и артикуляционной моторики. Дети не скоординированы, плохо ориентированы в пространстве и в схеме собственного тела. Страдают общая и мелкая моторика, координация движений. Развитие детей отличается неустойчивым вниманием, неспособностью к переключению, низким уровнем словесно-логического мышления, недостаточной сформированностью символичных функций, психической истощаемостью, низкой познавательной, речевой и эмоциональной активностью.

Всё это влечёт за собой ряд сложностей в овладении детьми речью, в воспитании личности, способной активно участвовать в общественной, жизни и реализовывать свои познавательные и социальные потребности.

Специальные коррекционные школы для детей с тяжелыми нарушениями речи V вида воздействуют на формирование речевой функциональной системы и неречевых процессов. Коррекционная направленность занятий должна осуществляться на всех предметах, в том числе и предметах искусства: музыке, ритмике, изобразительном искусстве.

Музыка не просто сопровождает движение, а является его руководящим началом. Под влиянием регулярных логоритмических занятий у детей происходит положительная перестройка сердечнососудистой, дыхательной, двигательной, сенсорной, речедвигательной, и других систем, а также воспитание эмоционально - волевых качеств личности.

Цели и задачи программы

Цель программы: профилактика и преодоление речевых расстройств путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой. Создание условий для эффективного коррекционного воздействия на детей с нарушениями речи, направленного на ликвидацию или смягчение дефекта и развития личности в целом.

Курс логопедической ритмики является пропедевтическим для уроков развития речи, произношения, индивидуальных логопедических занятий.

 

Задачи программы

Учитывая специфику развития детей, основной задачей уроков логоритмики является формирование и развитие у детей двигательных способностей как основы воспитания речи, коррекции и устранения речевых нарушений.

Воспитание и развитие двигательной и речевой активности, выработка новых стереотипов активности взамен патологических.

Развитие фонематического восприятия и фонематических представлений. слухового внимания и памяти.

Развитие дыхания, моторных и сенсорных функций, чувства равновесия, правильной осанки, походки, грации движения.

Развитие выразительности движений как средства самовыражения.

Воспитание и коррекция звуковой культуры речи, певческих навыков, творческой активности, способности к общению, к познанию самого себя.

Воспитание личности через систему отношений: сопереживание, соучастие, содействие, созидание.

Воспитание музыкального вкуса, эстетических чувств, приобщение к миру музыки и пластики.

Развитие коммуникативных способностей общение детей друг с другом, творческое использование музыкально-ритмических навыков в повседневной жизни.

Воспитание потребности посильно вносить элементы прекрасного в быт, в природу, в общественные отношения.

В результате логоритмических занятий реализуются следующие задачи:

уточнение артикуляции;

развитие фонематического восприятия;

расширение лексического запаса;

развитие слухового внимания и двигательной памяти;

совершенствование общей и мелкой моторики;

выработка четких, координированных движений во взаимосвязи с речью;

развитие мелодико-интонационных и просодических компонентов;

развитие творческой фантазии и воображения.

Так же музыкально–ритмическое и логоритмическое воспитание направлено на решение оздоровительных, образовательных, эстетических, воспитательных, коррекционных задач.

Решение оздоровительных задач обусловлено теми отклонениями или недостатками в физическом состоянии детей с речевой патологией, которые или являются предрасполагающими факторами в возникновении речевого нарушения, или усугубляются в связи с ним. Особое внимание на логоритмических занятиях следует обратить на оздоровление детей с различными формами ринолалии, с дизартрией, алалией, заиканием, с функциональной дислалией. У детей следует развивать диафрагмальное дыхание, укреплять мышцы диафрагмы, брюшного пресса и межрёберные мышцы. Дыхательными и голосовыми упражнениями у этих детей укрепляют мышцы глотки, гортани, мягкого нёба.

Образовательные задачи решаются с учётом ведущей деятельности ребёнка и программы воспитания и обучения детей школы V вида. Богатый материал для решения этих задач содержится в разделах программы по развитию речи, ознакомлению с окружающей природой, игровой деятельности, физической подготовке.

Эстетические задачи также решаются в рамках программы воспитания детей младшего школьного возраста. Соответственно возрасту подбирается для занятий музыкальный и логоритмический материал.

Решение воспитательных задач направлено на развитие у занимающихся чувства взаимопомощи, ответственного отношения к выполнению заданий, самостоятельности и т. п. На занятиях необходимо поощрять даже незначительные успехи детей в совместных действиях: песне, танце, построении, подвижной игре и т. д. Зарождение и развитие чувства коллективизма положительно влияет на ребёнка с речевым нарушением, косвенно помогает ему нормализовать своё поведение, правильно строить взаимоотношения с окружающими.

Построение и содержание логоритмического занятия лишь тогда достигают эффекта, когда они направлены на определённый контингент занимающихся. В отношениях со школьниками воспитание и коррекция осуществляются в рамках логопедического урока, на основе школьной программы и подкрепляется единством требований на занятиях по логоритмике и в микросоциальной среде.

Коррекционные задачи на логоритмических занятиях с детьми решаются в тесной связи с коррекцией поведения и личности ребёнка с речевой патологией. Без знаний психологии ребёнка определённого возраста, тех отклонений, которые возникли вследствие речевого расстройства или до него, нельзя правильно воздействовать на ребёнка. Следует учитывать также, что в любой коррекции должно быть развивающее начало. Это важно потому, что речевое нарушение появляется и развивается у формирующейся личности. Речевое нарушение может сказаться на формировании многих психических процессов: мышления. памяти, восприятия, внимания. Способности саморегуляции психической деятельности. Коррекционные логоритмические упражнения должны: с одной стороны, исправлять нарушенные функции, а с другой – развивать функциональные системы ребёнка (дыхание, голосовую функцию, артикуляторный аппарат, слуховое и зрительное внимание, слуховую и зрительную память, произвольное внимание в целом, процессы запоминания и воспроизведения речевого и двигательного материала и т. д.), т. е. развивать речевую функциональную систему и неречевые психические процессы, что очень важно и необходимо для обучающихся с ТНР.

Коррекционные задачи школьников решаются на уровне их сознательного отношения к речевому расстройству, к себе как личности и к окружению. Занимающиеся понимают необходимость и полезность проводимых с ними занятий, что обуславливает их самостоятельную работу над собственной речью и моторикой на том или ином уровне саморегуляции своей деятельности.

Соответственно целям и задачам реализуются следующие направления коррекционной работы:

  • развитие высших психических функций (речевых и неречевых процессов);

    развитие общей и мелкой моторики;

    коррекция эмоционально-поведенческих расстройств;

    активизация речевой деятельности

Структура логоритмических занятий включает в себя упражнения на развитие памяти, внимания, оптико-пространственных функций, слуховых функций, двигательной сферы, ручной моторики, артикуляционной моторики, речевой функциональной системы, звукопроизношения. В занятия включаются пальчиковые игры или массаж пальцев, гимнастика для глаз, различные виды ходьбы и бега под музыку, стихотворения, сопровождаемые движениями, логопедическая гимнастика, мимические упражнения, а также могут быть упражнения на релаксацию под музыку, чистоговорки, речевые и музыкальные игры.

Данная программа рассчитана на учащихся подготовительного - 1 класса специальной коррекционной общеобразовательной школы-интерната V вида для детей с тяжелыми нарушениями речи.

 

Методы и приемы логоритмической работы.

Исходя из целей и реальных возможностей учащихся, выбираются и методы работы. Целесообразно, выделив специфику нарушений, осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход. В этом случае приемы и методы коррекционной работы акцентировано направлены на данный дефект.

Направление работы

Группы речевых

нарушений

Вид коррекционной работы

Работа над дыханием

Темп и ритм дыхания

Работа над оральным праксисом

Работа над просодией речи

Работа над темпом и ритмом речи

Развитие голоса

Развитие фонематического восприятия

Развитие звуковысотного слуха

Развитие координации между слухом и голосом

заикающиеся

ринолалики

дизартрики

нарушения голоса

дислалия

ринолалия

дизартрия

афазия

алалия

заикание (если нарушено звукопроизношение)

дизартрия

заикание

ринолалия

нарушение голоса

заикание

тахилалия

брадилалия

спотыкание в речи

афазия

дизартрия

дизартрия

ринолалия

нарушение голоса

дизартрия

алалия

При всех речевых дефектах

При всех речевых дефектах

Певческие упражнения с речью (звуки, слоги, слова, сочетания) на выдохе. Упражнения без речи.

Специальные артикуляторные упражнения для губ, языка.

Упражнения на основе точности, скорости общих движений рук, ног, головы. Доводить движения до автоматизма, развивая моторные и сенсомоторные координации. Использовать упражнения для артикуляции, использовать элементы расслабляющего массажа

Использовать певческие упражнения на гласные и слоги. На основе их воспитывать темп и ритм дыхания, выразительность голоса, что активизирует работу артикуляторного аппарата, речевого слуха.

Создается музыкально-двигательно-речевая основа речи.

ПРИМЕЧАНИЕ: При заикании учитывать личностные особенности, этап работы (шепотная, сопряженная, отраженная речь).

При дизартрии учитывать двигательные и речедвигательные возможности, характер и степень моторной и членораздельной речи, возраст.

Использовать ортофонические упражнения, направленные на развитие координации дыхания, фонации, артикуляции. Сначала давать артикуляционную гимнастику, массаж, расслабление шеи.

Фонематические процессы совершенствуются при восприятии музыки (динамика, темп, тональность, ритм). Улучшает различение звуков на слух, воспитывает ассоциации между звуком и мелодией. Дифференциации фонем способствует произнесение текста под музыку.

Пение песен с показом рукой направления мелодии, отстукивание ритма, темпа.

Направления и средства коррекционной работы

Направленность программы - коррекционно- развивающая.

По уровню освоения – ориентированная на устранение речевых дефектов.

Вид обучения – практико-ориентированный с коллективными, групповыми, индивидуальными формами работы.

Направления

Средства коррекционной работы

 

1

Развитие внимания, памяти и восприятия

Упражнения на активизацию внимания, на развитие речи, наблюдательности, на объем внимания и его распределения. Игры (подвижные, с предметами и без предметов)

 

2

Развитие общей и мелкой моторики

Различные виды ходьбы и бега, упражнение с предметами и без предметов, пением, проговариванием текста. Общеразвивающие упражнения для рук, ног, туловища.

 

3

Коррекция эмоционально-поведенческих расстройств

Упражнения на передачу музыкального образа, характера музыки, выразительности движений, речи.

 

4

Активизация интеллектуальной деятельности

Усвоение понятий через выполнение заданий на сравнение, через размышление, передачу впечатлений. Упражнения передачи музыкальных образов.

 

5

Исполнительская деятельность

Танцы (сюжетные, народные, бальные). Песни (программные и внепрограммные). Игра на музыкальных инструментах. Участие в школьных праздниках, конкурсах, спектаклях.

.

6

Коррекция речевых дефектов. Работа над звукопроизношением, связной речью, выразительностью.

Упражнения, песенный материал, подобранный для групп нарушений. Специальные упражнения на дыхание, силу голоса и его выразительность

 

Для большинства детей с тяжёлыми нарушениями речи характерно нарушение общей моторики и координации движений. Учитывая эти особенности детей, перед учителем ставятся следующие специфические задачи:

овладение основными движениями;

управление мышечным тонусом;

координация движений в связи с изменением музыки;

формирование чувства ритма;

выработка ответной двигательной реакции на звуковой и зрительный раздражители;

коррекция речи;

развитие слухового внимания;

развитие слуховой и зрительной памяти;

развитие волевого импульса (тормозной деятельности, умения переключаться с одной деятельности на другую).

Особенностью предлагаемой программы, в свете ее коррекционных задач, является интеграция двигательной и познавательной деятельности на основе глубинных связей средств выразительности музыки, движения, речи.

 

 

Музыка

Движение

Речь

Ритм

Последовательность звуков различной длительности

Танцевальный ритм

(рисунок танца)

Чередование ударных и

безударных слогов

Темп

Скорость звучания, чередование метрических долей

Скорость выполнения движения

Скорость речевого потока

Метр

Чередование сильных и слабых долей в такте

Движение в едином размере

(2, 3, 4-х дольном)

Выделение ударного слога

Динамика

Сила звука

Различный характер движений по степени напряженности

Усиление и ослабление звука

Мелодия

Последовательность звуков, объединенных смысловым содержанием, основная тема

Пластическое выражение темы

и содержания

Мелодика речи, звуковысотность

Характер

Выразительность, образность

Создание двигательных образов, гармония движений

Эмоциональность, выразительность, образность

Фраза

Смысловой отрезок

Расчленение движений

Смысловые отрезки речи

Уроку логоритмики отводятся 1 час в неделю. Программа рассчитана на 33 часа в подготовительном классе, 34 часа в 1 классе..

Особенности развития ребенка с речевой патологией требуют от педагога тщательного отбора и анализа музыкального и двигательного материала, который должен быть доступным для определенного уровня речевого развития; подачи материала в четкой системе с учетом речевых дефектов и этапов коррекционной работы.

 

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО ЛОГОРИТМИКЕ

Логоритмическое занятие включает следующие виды упражнений:

Вводная ходьба и ориентирование в пространстве.

Динамические упражнения на регуляцию мышечного тонуса развивают умение расслаблять и напрягать группы мышц. Благодаря этим упражнениям дети лучше владеют своим телом, их движения становятся точными и ловкими.

Артикуляционные упражнения полезны в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции. Артикуляционные упражнения для детей с нарушениями звукопроизношения – необходимость. Они подготавливают артикуляционный аппарат ребенка к постановке звуков (это задача логопеда). Четкие ощущения от органов артикуляционного аппарата – основа для овладения навыком письма. Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизношение, развивает подвижность языка, челюстей, губ, укрепляет мышцы глотки.

Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. На логоритмических занятиях совместно с логопедом ОУ и по рекомендации врача-педиатра используются:

  • упражнения на развитие диафрагмально-брюшного дыхания,

    выработка продолжительного речевого выдоха,

    тренировка согласованной работы дыхательной, голосовой и артикуляционной систем.

Фонопедические и оздоровительные упражнения для горла развивают основные качества голоса – силу и высоту, укрепляют голосовой аппарат. В холодное время года эти упражнения выполняются ежедневно в качестве профилактики простудных заболеваний. На занятиях используются фонопедические упражнения по В. Емельянову (Приложение 1.), не только развивающие голосовые связки, но развивающие певческие навыки школьников.

Упражнения на развитие внимания и памяти развивают все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную. Активизируется внимание детей, способность быстро реагировать на смену деятельности.

Чистоговорки обязательны на каждом занятии. С их помощью автоматизируются звуки, язык тренируется выполнять правильные движения, отрабатывается четкое, ритмичное произношение фонем и слогов. У детей развивается фонематический слух и слуховое внимание.

Речевые игры могут быть представлены в различных видах: ритмодекламации без музыкального сопровождения, игры со звуком, игры со звучащими жестами и музицированием на детских музыкальных инструментах, театральные этюды, игры-диалоги и др. Использование простейшего стихотворного текста (русские народные песенки, потешки, прибаутки, считалки, дразнилки) способствует быстрому запоминанию игры и облегчает выполнение логоритмических задач.

Ритмические игры развивают чувство ритма, темпа, метра (акцентуации сильной доли такта), что позволяет ребенку лучше ориентироваться в ритмической основе слов, фраз.

Пение песен и вокализов развивает память, внимание, мышление, эмоциональную отзывчивость и музыкальный слух; укрепляется голосовой аппарат ребенка, способствует автоматизации гласных звуков. Процесс развития певческих способностей у детей с речевыми нарушениями направлен не только на формирование их художественной культуры, но и на коррекцию голоса, артикуляции, дыхания.

Пальчиковые игры и сказки. Науке давно известно, что развитие подвижности пальцев напрямую связано с речевым развитием. Поэтому, развивая мелкую моторику пальцев рук, мы способствуем скорейшему речевому развитию. Пальчиковые игры и сказки, как и на музыкальных занятиях, проводятся чаще под музыку – тексты пропеваются, или музыка звучит фоном. Очень полезно использовать лепку несложных фигур, оригами, выкладывание несложных узоров мозаики под проговаривание текста игры.

Элементарное музицирование на детских музыкальных инструментах развивает мелкую моторику, чувство ритма, метра, темпа, улучшает внимание, память, а также остальные психические процессы, сопровождающие исполнение музыкального произведения. Кроме известных музыкальных инструментов на занятии можно совместно с детьми изготовить и поиграть на самодельных инструментах – «шумелках» из коробочек и пластмассовых бутылочек, наполненных различной крупой, «звенелках» из металлических трубочек, «стучалках» из деревянных палочек и кусочках бамбуковой удочки, «шуршалках» из мятой бумаги и целлофана.

Театральные этюды. Очень часто у детей с ТНР маловыразительная мимика, жестикуляция. Мышцы лица, рук, всего тела могут быть вялыми или скованными. Мимические и пантомимические этюды развивают мимическую и артикуляционную моторику (подвижность губ и щек), пластичность и выразительность движений детей, их творческую фантазию и воображение. Это укрепляет в детях чувство уверенности в себе, возможность точнее управлять своим телом, выразительно передавать в движении настроение и образ, обогащает их новыми эмоциональными переживаниями.

Коммуникативные игры формируют у детей умение увидеть в другом человеке его достоинства; способствуют углублению осознания сферы общения; обучают умению сотрудничать. Такие игры чаще проводятся в общем кругу.

Подвижные игры, хороводы, физминутки тренируют детей в координации слова и движения, развивают внимание, память, быстроту реакции на смену движений. Эти игры воспитывают чувство коллективизма, сопереживания, ответственности, приучают детей выполнять правила игры.

Учебно-тематический план

Основными разделами программы являются:

движение,

азбука танцевального движения,

слово.

Все разделы делятся на отдельные компоненты.


 

Движение

Азбука танцевального движения


 

Слово и речь

Общеразвивающие упражнения под музыку

Музыкально-ритмические движения

Игры и упражнения

Пантомима, импровизация

Специальные упражнения

Знакомство с элементами танцев. Разучивание танцев.

Теоретические сведения (понятия, история возникновения танцев)

Упражнения на автоматизацию звуков

Развитие речи и словаря

Пение песен с движениями

Элементы артикуляционной гимнастики

Элементы дыхательной гимнастики

Упражнения на развитие мелкой моторики

Каждый из разделов программы, решая свои задачи, одновременно тесно связан с остальными и подчинен единой цели – ликвидировать патологический речевой и двигательный процесс. На всех уроках осуществляется работа по всем разделам программы. При этом, в зависимости от целей и задач на уроке, меняется количество времени, отводимое на каждый раздел, смещается кульминация урока. Обязательным остается введение упражнений на организацию внимания в начале урока и снятие напряжения – в конце урока.

Уроки в подготовительном - первом классе проводятся в виде действа, игры, подражания как наиболее близких форм адаптации в данном возрасте: «Путешествие по танцевальному городку», «Прогулка к трем феям», «Лесная прогулка».

Сказочные сюжеты позволяют объединить все элементы урока в единую канву.

Содержание разделов

Движение является одним из основных механизмов уравновешивания и адаптации со средой, поэтому это мощный фактор в коррекционной работе.

Общеразвивающие упражнения.

Перестроения.

Задачи:

  • всесторонне воздействовать на организм;
  • развивать координацию, четкость, ритмичность,
  • переключаемость движений;
  • показать разницу между движениями (бег, ходьба, покой, прыжки);
  • показать тесную связь движений и упражнений;
  • развивать умение ориентироваться в пространстве.

Музыкально-ритмические

движения.

Задачей этого вида деятельности является:

развивать воспринимающий и воспроизводящий

ритмический слух;

воспитывать способность управлять мышечным тонусом;

вырабатывать согласованность рук, ног в ходьбе и беге;

дать представление о ритмической организации музыки,

движения и речи;

учить повторять заданный рисунок, двигаться в соответствии с характером музыки.

Игры и упражнения. В коррекционной работе используются статические,

подвижные, полуподвижные игры, игры – драматизации.

Задачи:

  • дать представление о соблюдении правил игр;
  • развивать статическую и динамическую координацию
  • движений, ловкость, быстроту реакции на звуковые или словесные сигналы;
  • развивать ориентировку в пространстве, инициативу.

Пантомима, импровизация.

Задачи:

  • развивать наблюдательность, фантазию, воображение, уметь перевоплощаться;
  • развивать способность к сценическому действию.

Развитие мелкой моторики.

Задачи:

  • вырабатывать четкость выполнения тонких движений
  • пальцев одновременно с речью и музыкой;
  • развивать зрительно-моторную координацию.

Элементы артикуляционной и дыхательной гимнастики.

Задачи:

  • развивать четкую дикцию, правильный артикуляционный уклад, способствовать исправлению дефектов произношения;
  • развивать речевое и певческое дыхание, его продолжительность, постепенность;
  • способствовать нормализации деятельности периферических отделов речевого аппарата;
  • развивать четкую дикцию.

Азбука танцевального движения.

Знакомство с элементами танцев.

Разучивание танцев.

Задачи:

приобщать учащегося к миру прекрасного, к культуре

общения, к взаимопомощи;

способствовать гармонизации личности;

вырабатывать осанку, музыкально-ритмическую чуткость, выразительность;

развивать чувство партнера в танцах.

Теоретические сведения.

Задачи:

расширять кругозор, словарный запас.

Слово и речь материал этого раздела включает в себя комплексную работу над звуком, мимикой, жестом, т.е. над всей просодикой. Музыка и слово используются с активной реализацией движения.

Пение с движениями.

Задачи:

развивать слуходвигательную и слуховокальную

координацию;

совершенствовать вокально-хоровые навыки, развивать

слуховое внимание, координацию между слухом и голосом;

развивать чуткое отношение к слову в песне, уметь

передавать средства выразительности музыки;

соотносить характер движений с характером музыки.

Развитее речи и словаря.

Задачи:

создать условия для активизации пассивного словаря,

для расширения активного словаря (глагольного, именного).

Упражнения на автоматизацию звуков.

Задачи:

способствовать автоматизации звуков в речи;

точно передавать в заданном ритме и динамике попевки, чистоговорки под музыку на проходимые на данном этапе гласные и согласные.

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ.

Их цель – укрепление, развитие и коррекция всего двигательного аппарата. У детей с ТНР отмечается нарушение координации движений, наблюдаются явления скованности, перегруженности, плохой осанки и пр. С учётом этих особенностей в программу включены соответствующие упражнения: на укрепление мышц плеч, головы, плечевого пояса и верхних конечностей, туловища, нижних конечностей; специальные упражнения для выработки осанки; упражнения на расслабление отдельных мышечных групп. Все они связаны между собой.

Эти упражнения проводятся в начале урока в течение 8 – 10 минут. Это и организующий момент урока.

МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ.

В этот раздел входят упражнения, позволяющие научить детей ритмично двигаться в соответствии с характером музыки, переключаться с одного темпа на другой, находить темп в движении, исходя из музыки, изменять движения в связи с изменениями силы звучания, сменой регистров, характером мелодии; передавать движениями содержание и форму данного музыкального произведения. В данный раздел входят и упражнения, которые направлены на развитие внимания, ответной двигательной реакции на звуковой или словесный сигнал, на развитие памяти. Детям даются задания на различение коротких и долгих звуков и умение передавать их в движении.

Чувство ритма развивается у детей путём систематического восприятия музыки и усвоения звучащего в ней ритма через движение.

Содержание упражнений разнообразно. При выполнении одних - дети соревнуются, других – передают действия людей, движение транспорта, повадки животных и пр. большое место в этом разделе программы отводится упражнениям с предметами (флажками, мячами, обручами). Наиболее часто используется подвижная игра.

РАЗВИТИЕ И КОРРЕКЦИЯ РЕЧИ.

Данный раздел предполагает:

воспитание и развитие темпа и ритма дыхания;

развитие орального праксиса;

развитие просодики речи;

развитие фонематического восприятия;

воспитание и развитие темпа и ритма речи;

автоматизация звуков, развитие словарного запаса, грамматического строя речи, связной речи.

Материал располагается концентрически, с постепенным усложнением упражнений. На каждом уроке используются все виды упражнений.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Подготовительный класс – 33 часа (1 час в нед,)

1. РАЗВИТИЕ ДВИЖЕНИЙ

Совершенствовать навыки правильной ходьбы и бега. Сохранять во время ходьбы и бега данный учителем темп, быстро изменять его. Ходить и бегать друг за другом в колонне, по одному и парами. Менять направление движений по заданию учителя; ходьба и бег змейкой, по кругу. Быстрая остановка по сигналу; выполнять во время ходьбы и бега несложные задания. Уметь ориентироваться в пространстве. Построения и перестроения; уметь двигаться в колонне по одному, по два, по три, сохранять правильное расстояние в колонне.

Уметь построиться в круг и ходить по кругу. Ходить по средней линии зала. Развивать у детей чувство равновесия, ритмичность и координированность движений.

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ.

-упражнения для мышц плечевого пояса

-упражнения для кистей рук

- упражнения для туловища

-упражнения для мышц ног

-упражнения на выработку осанки

2.МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ

Согласовывать движения с музыкой в умеренном, быстром и медленном темпе сначала на хлопках, затем в ходьбе, беге, поскоке, при движении рук. На умеренный темп хлопать в ладоши в соответствии с темпом и прекращать хлопки вместе с окончанием музыки. Уметь воспринимать перемену темпа.

Ходить в темпе музыки; выполнять общеразвивающие упражнения в темпе музыки.

Двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, динамикой, регистрами; менять движения в соответствии с изменением музыкальных фраз.

Различать характер музыки. Передавать характер музыки разной походкой, бегом, движениями рук и т.д. Воспринимать и передавать акцент в музыке движениями на месте, хлопками, ударами по бубну, мячом. Отметить в движении несложный ритмический рисунок.

Выполнять во время ходьбы хлопки и простейшие движения руками; ходить змейкой; уметь тормозить своё движение, останавливаться по словесному и звуковому сигналу.

Выполнять ряд упражнений с предметами (мячи, флажки, кубики). По сигналу брать предметы, передавать, подбрасывать и ловить, перебрасывать.

Воспитывать навыки выдержки, поочерёдности действий. Запоминать ряд последовательных движений и действий. Развивать зрительное и слуховое восприятие.

3.РАЗВИТИЕ И КОРРЕКЦИЯ РЕЧИ.

Автоматизация и дифференциация звуков в занимательной форме ; развитие плавного речевого дыхания, голоса; восстановление и развитие мимических движений; развитие просодической стороны речи; активизация и развитие словарного запаса; коррекция слоговой структуры слова, развитие связной речи.

Чёткое произнесение звуков, слогов и слов со звуками, предусмотренными программой по произношению.

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ

Учащиеся должны уметь:

-согласовывать движения с музыкой в быстром, умеренном и медленном темпе, воспринимать перемену темпа и двигаться в соответствии с характером, динамикой и звуковысотностью музыкального сопровождения;

-ходить равномерным широким шагом, бегать легко и ритмично, сохраняя во время движения данный учителем темп и переходить с одного темпа на другой;

-ходить и бегать в колонне по одному и парами, змейкой, по кругу, врассыпную, выполняя во время движения несложные задания;

-двигаться в колонне по одному, по два, по три, сохраняя правильное расстояние в колонне и чётко прекращать движение по сигналу;

-ориентироваться в пространстве, уступать друг другу дорогу, воспитывать навыки выдержки и поочерёдности движений;

-запоминать ряд последовательных движений и действий, отличающихся друг от друга, выполнять ряд действий с мячом, кубиками по предварительной инструкции;

-развивать чувство равновесия, ритмичность и координированность движений; воспринимать и передавать в движении акцент и несложный ритмический рисунок.

-следить за правильностью дыхания при выполнении двигательных, музыкальных и речевых упражнений.

-чётко произносить поставленные звуки.

-следить за интонационной выразительностью речи.

Ожидаемые результаты и способы проверки

Целенаправленное коррекционное воздействие, с одной стороны, ведет к исправлению речевых дефектов, с другой – создает базу для освоения программ других предметов общеобразовательных циклов и дает возможность продолжить обучение после школы. В результате практического воплощения программы происходит:

Исправление и смягчение дефектов речи детей;

Улучшение двигательных способностей детей (появляется четкость и координация движений, способность ощущать ритмическую выразительность);

Усиление впечатлительности, музыкального восприятия, что в свою очередь, активизирует умственную деятельность;

Сформированность знаний по лексическим темам, расширение словарного запаса по лексическим темам, умение самостоятельно составлять небольшие рассказы на определенную тему, придумывать необычные окончания знакомых сказок, песен.

Сформированность умений выполнять движения в соответствии со словами. Сформированность умений ритмично выполнять движения в соответствии со словами, выразительно передавая заданный характер, образ).

Сформированность правильного речевого и физиологического дыхания.

Способность правильно выполнять артикуляции звуков отдельно и в слоговых рядах, дифференцировать парные согласные звуки.

Способность выполнить оздоровительные упражнения для горла, для улучшения осанки, дыхательные и пальчиковые упражнения, самомассаж лица и массаж тела, этюды на напряжение и расслабление мышц тела. (Способность выполнить оздоровительные упражнения для горла, для улучшения осанки, дыхательные (по А. Стрельниковой; Приложение 2) и пальчиковые упражнения, самомассаж лица и тела, психогимнастические этюды на напряжение и расслабление мышц тела, на преодоление двигательного автоматизма).

Сформированность модуляции голоса, плавности и интонационной выразительности речи, правильного речевого и физиологического дыхания, умения правильно брать дыхание во время пения.

Способность ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении.( Способность ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении, перестраиваться в колонны и шеренги, выполнять различные виды ходьбы и бега).

Способность координировать движения в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей, быстро реагировать на смену движений.

Улучшение показателей слухового, зрительного, двигательного внимания, памяти.

Положительные результаты диагностик музыкальных и творческих способностей детей в соответствии с индивидуальными возможностями (дети внимательно слушают музыку, активно отвечают на вопросы о характере и содержании музыкальных произведений, поют, танцуют, играют на музыкальных инструментах, сочиняют мелодии, ритмические рисунки, танцевальные и общеразвивающие движения).

Улучшение результатов диагностик развития речи. (Сформированность произносительных навыков, подвижности артикуляционного аппарата. Способность правильно выполнять артикуляции звуков отдельно и в слоговых рядах, дифференцировать парные согласные звуки в слоговых рядах, словах, чистоговорках).

Воспитание бережного отношения к природе, животным.

Воспитание нравственно-патриотических чувств, уважения к культуре и традициям народов России, родного края, труду людей.

Воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья окружающих людей.

Календарно-тематическое планирование в подготовительном классе.

п/п

Темы уроков.

Кол-во

часов

Дата.

 

I четверть.

9ч.

 

1.

Вводный урок. Добро пожаловать в сказочный мир движений и музыки Координация движения. «Спор грибов и ягод».

1

 

2.

Диагностика Марш. Динамика. Ходьба с остановками, бег. «Путешествие язычка».

1

 

3.

Диагностика. В гостях у лесного гнома.

1

 

4.

Характер музыки и движений. «Яблоко» по мотивам сказки В. Сутенеева

1

 

5.

Музыка и движения – друзья. «Пых» по мотивам белоруской народной сказки

1

 

6.

Средства выразительности танца, марша. «Спор овощей»

1

 

7.

Средства выразительности. Мелодия. «Колосок» по мотивам украинской народной сказки

1

 

8.

Средства выразительности танца, марша. «Приключения дождика»

1

 

9.

Средства выразительности музыки и движения. Слушаем и сливаемся с музыкой. «Краски осени»

1

 
 

II четверть.

7ч.

 

1.

Интонация. Связь слова и движения. Речь музыкальная и разговорная. «Палочка-выручалочка» по мотивам сказки В. Сутенеева

1

 

2.

Средства выразительности. Мелодия. «Как коза в лесу избушку построила» по мотивам русской народной сказки

1

 

3.

Интонация. Связь слова и движения. «Кот, петух и лиса» по мотивам русской народной сказки.

1

 

4.

Связь слова, музыки и движения. «Теремок – холодок»

1

 

5.

Хороводы, танцы с пением. «Дед Мороз построил дом»

1

 

6.

Связь содержания песни с характером движения. Может ли петь движение? «Отчего у белого медведя нос чёрный» по мотивам юкагирской народной сказки

1

 

7.

Танец. Разнообразие танцев (хороводные, парные). «Ёлка» по мотивам сказки В. Сутенеева

1

 
 

III четверть.

10ч.

 

1.

Красота и выразительность хороводов «Снеговик на ёлке»

1

 

2.

Хоровод игрушек (импровизация). «Морозята»

1

 

3.

Танец Полька (характер музыки, особенность ритма). «Мороз Иванович» по мотивам сказки В. Одоевского

1

 

4.

Хоровод сказочных героев. Образы игрушек (на основе вальса, польки). «Приключения снежинки»

1

 

5.

«Снежная книга» по мотивам рассказа В. Бианки

1

 

6.

«Мороз, солнце и ветер» по мотивам русской народной сказки

1

 

7.

«Парад на Красной площади» по мотивам стихотворения В. Орлова

1

 

8.

Весенний хоровод. Образы весны, цветов, ветра, птиц. «Как муравьишка дом солнышка искал»

1

 

9.

«Гуси-лебеди» по мотивам русской народной сказки

1

 

10.

Связь слова и движения. Песенки-картинки. «Я маму мою обидел» по мотивам стихотворения Э. Мошковской

1

 
 

IV четверть.

7ч.

 

1.

Упражнения с предметами. «Кем быть»

1

 

2.

Ритмические движения под разную музыку. Игры-импровизации. «Откуда у верблюда горб» по мотивам одноименной сказки Р. Киплинга

1

 

3.

Ритмические движения под разную музыку. Игры-импровизации. «Откуда у носорога шкура» по мотивам одноименной сказки Р. Киплинга

1

 

4.

Музыкальная подвижная игра «Космическое путешествие»

1

 

5.

Хоровод с пением (обобщение). «Лекарство от зевоты»

1

 

6.

Плясовая - душа и характер музыки, движения. «Колобок»

1

 

7.

Чему научили нас три Феи: музыка, движение, речь (обобщение).

1

 
 

Всего:

33ч.

 

Приложение 1.

Упражнения по А.Н. Стрельниковой

(адаптированные для детей школьного возраста)

Упражнение Малый маятник

Стоя, руки опущены, кивать головой вперед-назад, вдох-вдох. Движения и вдохи идут одновременно, вдохи шумные и короткие. Выдох произвольный.

 

Тик-так, тик-так,

Я умею делать так:

Вперед – тик,

Назад – так.

Тик-так, тик-так.

Упражнение Кошка

Ноги на ширине плеч. Движения напоминают движения кошки, которая подкрадывается к воробью. Повторяются ее движения – чуть-чуть приседая, поворачиваться то вправо, то влево.

Тяжесть тела переносить то на правую ногу, то на левую, одновременно поворачиваясь. Шумно нюхать воздух справа, слева – в темпе шагов. Выдох произвольный.

Топ-топ-топ –

Вот крадется черный кот.

 

Упражнение Обними плечи

Поднять руки на уровень плеч. Согнуть их в локтях. Повернуть ладони к себе и поставить их перед грудью, чуть ниже шеи. Бросать руки навстречу: они параллельно друг другу. Спокойный темп шагов. Одновременно с каждым броском, когда руки теснее всего сошлись, повторить короткие шумные вдохи.

Руки не уводить далеко от тела, локти не разгибать. Выдох произвольный.

Обнимите плечики,

На лугу кузнечики.

 

Упражнение  Насос

Взять в руки свернутую газету или палочку, думая, что это насос для накачивания шины автомобиля. Вдох – в крайней точке наклона. Кончился наклон – кончился вдох. Не тянуть его, разгибаясь, но не разгибаться до конца.

Шину нужно быстро накачать и ехать дальше. Повторять вдохи одновременно с наклонами часто, ритмично, легко. Голову не поднимать. Смотреть вниз на воображаемый насос. Выдох произвольный.

Накачаем шину,

Шину у машины,

Чу-чу-чу – чу-чу-чу,

Всех до дачи докачу.

 

Упражнение  Постучи молотком

Стоя, выполнять наклоны. Руки вытянуты вперед, пальцы сомкнуты в замке. Наклон – вдох. Выдох произвольный.

А ну-ка веселее

Ударим молотком,

Покрепче, поровнее

Мы гвоздики забьем:

Тук-тук, тук-тук.

Артикуляционные упражнения

для развития физиологического дыхания и формирования воздушной струи

"Загнать мяч в ворота"

выработка длительной, направленной воздушной струи

Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, стараясь, чтобы он пролетел между двумя кубиками.


 

"Кто дальше загонит мяч"

Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Подуть длительно так, чтобы воздушная струя шла посередине языка, и сдуть ватку на противоположный край стола.

"Паровозик свистит"

выработка плавной, непрерывной струи

Взять чистый пузырек и поднести его ко рту. Кончик языка слегка высунуть так, чтобы он касался только края горлышка. Выдыхать воздух плавно в пузырек. Если свист не получился, не надо расстраиваться, значит, не выполнено какое-то правило игры. Следует начать сначала.

"Фокус", "Парашютик"

на правление воздушной струи по середине языка

Рот приоткрыть, язык "чашечкой" выдвинуть вперед и приподнять, плавно выдохнуть на ватку, лежащую на кончике носа, или на челочку.

"Охотник идет по болотам"

распределение воздушной струи по бокам

Губы растянуть в улыбке, язычок поместить между зубами. При выдохе шлепать ладошками по щекам: получается хлюпающий звук.

"Фасолевые гонки"

выработка сильной, непрерывной струи, идущей посередине языка

Коробка из-под конфет оборудована, как дорожки для "бегунов-фасолинок", а начинают они бег при помощи "ветра" из трубочек для коктейлей. Победит тот, кто быстрее догонит своего "бегуна" до финиша.

"Узнай, что это"

развитие обоняния и глубокого вдоха

На тарелочках лежат кусочек лимона или апельсина, чеснока или лука, сухие травы с характерным запахом и флакончик духов. Сначала изучаются и запоминаются запахи, а затем по ним отгадываются предметы с закрытыми глазами.

"Чья фигурка дальше улетит?"

развитие длительного плавного выдоха и активизация мышц губ

На столах лежат вырезанные из тонкой бумаги (или салфеток) фигурки птиц, бабочек, цветов, рыбок, снеговиков. Каждый ребенок садится напротив своей фигурки. Продвигать фигурку следует лишь на одном выдохе, дуть несколько раз подряд нельзя. По сигналам "полетели", "поплыли", "побежали" для разных фигурок обозначается движение. Одни дети дуют на фигурки, а остальные следят.

"Кораблик"

чередование сильного и длительного плавного выдоха

Потребуются таз с водой и бумажные кораблики. Чтобы кораблик двигался плавно, нужно на него дуть не торопясь, сложив губы, как для звука [ф]. Для имитации порывистого ветра губы складываются, как для звука [п]: "п-п-п". Можно дуть, вытянув губы трубочкой, но не надувая щек.

"Горох против орехов"

чередование длительного плавного и сильного выдоха

Проводится матч на "хоккейном поле" (коробка от конфет), "клюшки" – трубочки для коктейля. Выигрывает тот, кто быстрее задует своих "игроков" в ворота противника. "Игроки" (2–3 горошины и 2–3 ореха) предварительно разбросаны по всему полю.

"Мыльные пузыри"

развитие меткости выдыхаемой струи

Победителем конкурса становится тот, кто выдует самый большой пузырь или у кого больше всего пузырей получится. Нужно точно дунуть в колечко, иначе пузырей не будет.

"Новогодние трубочки-шутки"

развитие длительного плавного и сильного выдоха

Под воздействием выдыхаемого воздуха раскручивается бумажный язычок.

"Надуй игрушку"

развитие сильного плавного выдоха

Небольшие надувные игрушки дети приносят из дома. Следует их надуть, набирая воздух через нос и медленно выдыхая его в отверстие игрушки. Потом можно с ней поиграть.

 

Приложение 2.

Фонопедический метод развития голоса В.В. Емельянова.

Фонопедический метод дает возможность каждому ребенку раскрыть возможности своего голоса, а значит сказать себе самому : «Я могу», «Я пою».

Фонопедический комплекс состоит из 6 групп упражнений, каждая из которых имеет свое особое значение, но все эти группы взаимосвязаны.

1. АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

Она состоит из 21 упражнения, где работают язык, губы, мышцы лица, применяется массаж лица. Исполнение упражнений, связанных с работой губ и открыванием рта необходимо контролировать с помощью зеркала. В дальнейшей работе также желателен визуальный контроль.

2.ИНТОНАЦИОННО-ФОНЕТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ:

Первое упражнение. Состоит в сильном, активном произнесении согласных звуков в определенной последовательности. Необходимо обращать внимание на прекращение звука, чтобы не происходило дополнительного озвученного выброса воздуха («В-в-в-ы», «3-з-з-ы»).

Второе упражнение. Последовательность гласных, которые произносятся без видимых движение губ и челюстей. Для детей это упражнение называется «Страшная сказка», так как последовательность гласных звуков можно рассматривать как псевдо слова, которые складываются в псевдо-фразы.

Третье упражнение. Основным элементом этого упражнения является скользящая (глиссирующая), восходящая и нисходящая интонация с резким переходом из грудного в фальцетный регистр и, наоборот, с характерным «переломом» голоса, который называется «регистровый порог» (для детей «Вопрос - ответ»).

Четвертое упражнение. Исходное положение: мышцы лица расслаблены, Это связано с включением расслабляющего регистра голоса, не имеющего фиксированной звуковысотности (в немецкой терминологии - «штро - бас»). Упражнение состоит в переходе от штро-баса к грудному голосу на разных последовательностях гласных и затем, в соединении в одном движении трех регистров: штро-баса, грудного и фальцетного.

Пятое упражнение. Обратное предыдущему. В грудном регистре гласные переводятся одна в другую в установленной последовательности с переходом в штро-бас.

Шестое упражнение. Является тренировочным материалом для соединения навыка перехода из грудного в фальцетный регистр и обратно с произношением согласных.

Седьмое упражнение. Аналогично предыдущему с включением звонких согласных.

Восьмое упражнение. Кроме появления в контексте упражнения сонорных согласных и уже знакомого штро-баса, упражнение исполняется еще с двумя приемами: издавание звука одновременно с выдуванием воздуха через плотно сомкнутые трубочкою губы и имитацией звука «Р» вибрацией губ. Упражнение исполняется только в грудном регистре.

Основная цель упражнений - активизация фонационного выдоха, т.е. связь голоса с дыханием, отличающимся по энергетическим затратам от обычного речевого.

 

З. ГОЛОСОВЫЕ СИГНАЛЫ ДОРЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ

1-4 упражнения - Работа над выдохом (бесшумный, со звуком, шипящий и так далее)

 упражнение - «Волна».

 упражнение - «От шепота до крика».

 упражнение - «А!!!»

 упражнение - «Крик - вой».

 упражнение - Соединение упражнений «Волна» и «Крик - вой» на одном движении.

10  упражнение - «Крик - вой - свист».

11 упражнение - «Волна с криком чаек» (в одном движении упражнение (В одном движении упражнения № 9 и 10).

Упражнения этой группы объединяет работа над громкостью звучания голоса в разных регистрах, по выявлению максимальных возможностей. Упражнения дают возможность осознать все режимы работы гортани в их естественном, незамаскированном эстетической обработкой виде, механизмы перехода из регистра в регистр и сопутствующие голосо-телесные ощущения.

 

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка. М.: ЛИНКА- ПРЕСС,1993;

Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2008;

Галанов А.С. Оздоровительные игры для дошкольников и младших школьников. СПб.: Речь, 2007;

Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001;

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ./Автор-сост. Н. И. Еременко. – Волгоград: ИТД «Корифей». 2009;

Картушина М.Ю. Зеленый огонек здоровья: Программа оздоровления дошкольников. - М.: ТЦ Сфера, 2007;

Картушина М.Ю.Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет– М.: ТЦ Сфера, 2008;

Картушина М.Ю.Конспекты логоритмических занятий с детьми 6- 7 лет– М.: ТЦ Сфера, 2008;

Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников: Практические разработки физкультминуток, игровых упражнений, гимнастических комплексов и подвижных игр. - М.: ВАКО, 2005;

Коноваленко В. В., Коноваленко С. В.Развитие связной речи. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000;

Кузнецова Е.В. Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с тяжелыми нарушениями речи. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2002;

Кузнецова С. В., Котова Е. В., Романова Т. А. Система работы с узкими специалистами ДОУ: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008.

Куликовская Т.А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. - М.: «Издательство Гном и Д», 2005;

Кудрявцев В.Т., Егоров Б. Б. Развивающая педагогика оздоровления. – М.: Линка-Пересс, 2000;

Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001;

Ткаченко Т. А. Учим говорить правильно. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2003;

Тютюнникова Т. Э. Речевые игры // Дошкольное воспитание. - 1998. - № 9, с. 115-119;

Тютюнникова Т. Э. Инструменты Карла Орфа // Дошкольное воспитание. - 1998. - №2, с. 141-144;

Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика/О.В.Узорова, Е. А. Нефедова. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2004;

Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим развитием. – М.: Школьная Пресса, 2002;

Цвынтарный В.В. Играем, слушаем, подражаем – звуки получаем. СПб.: Издательство «Лань», 2002;

Чистякова М.И. Психогимнастика. М.: Издательство: Просвещение, Владос, 1995;

Щетинин М.Н. Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей/М. Н. Щетинин. - М.: Айрис-пресс, 2007;

Комментарии

Спасибо! Очень подробно всё изложено.

31 August 2018

Спасибо! Актуально!

13 September 2018