Рабочая программа изостудии "Мир искусства. Детали"
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Мир искусства. Детали» художественной направленности стартового уровня разработана в соответствии с нормативно-правовыми требованиями развития дополнительного образования детей и в соответствии с:
1. Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. №474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»;
3. Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 №629 г. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
4. Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 г. №467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;
5. Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05 мая 2018 г. №298 н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
6. Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015г. №996-р;
7. Концепцией развития дополнительного образования детей, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р;
8. Паспортом национального проекта «Образование», утвержденного на заседании президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. №16);
9. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
10. Письмом Министерства просвещения РФ от 19 марта 2020 г. № ГД-39/04 "О направлении методических рекомендаций". Методические рекомендации по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
11. Письмом Министерства просвещения РФ от 7 мая 2020 г. № ВБ-976/04 «О реализации курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и социализации, дополнительных общеразвивающих программ с использованием дистанционных образовательных технологий».
12. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».
13. Распоряжением Правительства Нижегородской области от 30.10.2018 №1135-р «О реализации мероприятий по внедрению целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей».
14. Уставом Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Центр детского творчества Ленинского района».
А также с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся и спецификой работы учреждения.
Актуальность, новизна и отличительные особенности программы
Актуальность программы
Разработка данной программы вызвана необходимостью совершенствования условий для развития детского художественного творчества и заключается в том, что занятий по искусству в сочетании с практическими занятиями изобразительной деятельностью в образовательных учреждениях мало, а необходимость духовного и нравственного воспитания в настоящий момент является важным моментом в формировании гражданских позиций и социализации.
Содержание программы построено так, чтобы обучение было направлено на создание условий для развития духовных качеств личности, способной чувствовать и воспринимать сущность художественной культуры, а также осваивать формы эстетической деятельности.
Полученные в результате изучения истории искусства и изобразительного искусства факты, события истории, культура разных народов влияют на формирование мировоззрения обучающегося, позволяют свободнее и легче воспринимать события окружающего мира.
Новизна и отличительные особенности программы
Новизна программы заключается в том, что она составлена с учетом тенденций в искусстве нашего времени и соответствует уровню развития современной подростковой аудитории. В нее включены задания, которые выполняются в разных художественных техниках, а также направленные на развитие аналитического мышления и зрительной памяти.
Программа направлена на то, чтобы через углубленные знания по искусству приобщить обучающихся к активному, свободному творчеству, чтобы на основе полученных знаний создавать свои творческие работы. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.
При разработке данной программы учитывался опыт педагогов-художников и опыт аналогичных творческих студий. Были проанализированы следующие программы:
1) Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа «ART-ПОЗИТИВ» (Кондракова М.А., город Нижний Новгород, 2020г.) - основная идея программы в возможности всех желающих выполнять рисунки в быстрой технике скетчинга, а также делается акцент на психологическую задачу по снятию стресса и раскрепощению личности;
2) Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа «Радуга» (Крутова Ю.С., город Нижний Новгород, 2022г.) – основная идея программы в подготовке обучающихся по направлению классического академического рисунка, живописи и основ декоративно-прикладного творчества;
3) Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «История искусств» (автор Анкудинова Ирина Павловна, Щекино, 2015 год) - занятия по программе ведутся с акцентом на теорию и научность содержания различных видов искусств, при активном использовании комплексного и деятельностного подходов.
Таким образом, можно выделить следующие отличительные особенности дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Мир искусства. Детали»:
- программа «Мир искусства. Детали» дает более подробные сведения по теории изобразительного искусства, а также дополняется большим объемом информации в области мировой художественной культуры;
-программа знакомит с миром искусства, а также основами кураторства и музейного дела, даёт обучающимся возможность развить поисково-информационные навыки, более детально изучать изобразительное искусство;
- подход в обучении по программе ориентирован на сотрудничество с обучающимися, на занятиях могут использоваться деловая игра, мозговой штурм, которые позволят обучающимся раскрыть свои творческие способности.
Программа имеет художественную направленность. Уровень освоения: стартовый.
Обоснование уровня освоения программы
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Мир искусства. Детали» направлена на овладение духовными и культурными ценностями народов мира, воспитание и развитие у обучающихся личностных эмоциональных качеств. В процессе обучения происходит формирование эстетических взглядов, нравственных установок.
Знание истории культуры и искусства дает обучающимся возможность приобщиться к духовному опыту прошлых поколений, понять общечеловеческие идеалы. Искусство в сочетании с изобразительной деятельностью расширяет духовное пространство, помогает познать культурный смысл творчества, способствуя выявлению творческого потенциала обучающегося.
Программа предполагает использование и реализацию таких форм организации материала, которые позволяют полнее раскрыть потенциал обучающегося, в зависимости от возрастных способностей. Она может быть взаимосвязана с программой «Мир искусства», «Юный художник», и являться дополнением к прохождению данных программ.
Количество часов – 72, срок реализации – 1 год, возрастной состав дети от 8 до 12 лет, форма организации занятий – групповая.
Программа построена по модульному принципу: Раздел 1. Вводные занятия
Раздел 2. Секреты художественной азбуки
Раздел 3. Виды искусства
Раздел 4. Жанры живописи
Раздел 5. Художественные музеи мира
Раздел 6. Аттестация по итогам реализации программы.
Адресат программы: обучающиеся 8-12 лет.
Программа составлена с учетом психофизического развития школьника с акцентом на развитие эмоционально-волевой сферы. В возрасте с 8 лет начинается процесс самоутверждения личности, для обучающегося становится значимым активно познавать новое, познание происходит активно. Основным принципом в наполнении содержания программы является сочетание игрового, проектного процесса и рационального подхода, необходимого для освоения истории искусств. Высокий темп интеллектуального развития приводит к формированию логического мышления, все, что связано с чувственными понятиями в творчестве, уходит на второй план. Искусство как форма отражения и освоения действительности оказывает влияние на развитие личности, помогает проявляться и развиваться творческим способностям.
Цель программы:
Создание условий для формирования творческих и художественных способностей у обучающихся посредством вариативных занятий изобразительной деятельностью, приобщения к достижениям мировой художественной культуры.
Задачи:
Обучающие:
- уточнять особенности основных видов и жанров изобразительного искусства;
- расширять знания и навыки в области колористики и композиции;
- анализировать произведения искусств, оценивать их особенности;
- расширять знания по организации выставочных пространств, особенностях познания мира искусства через музей.
Развивающие:
- формировать устойчивый интерес к искусству и занятиям художественным творчеством;
- развивать художественный вкус, воображение и креативное мышление;
- формировать творческий подход в решении различных задач.
Воспитательные:
- воспитывать чувство уважения к культуре и искусству, к мировому культурно-историческому наследию;
- воспитывать умение доводить начатое дело до конца;
- воспитывать желание к творческому саморазвитию.
. Предметные задачи:
- углубить полученные ранее обучающимися знания об основах рисунка, живописи, архитектуры, скульптуры, цветоведения, композиции;
- совершенствовать умения пользования различными художественными материалами, техниками и приемами для создания самостоятельного произведения;
- совершенствовать навыки создания законченных художественных произведений;
- расширить знания обучающихся в области теории искусства, современных тенденций в изобразительном творчестве.
Личностные задачи:
-способствовать развитию творческих, эмоциональных качеств личности обучающегося, в основе которых лежит потребность в творческом самовыражении;
- способствовать развитию креативного мышления, нестандартным подходам в решении задач;
- подтолкнуть к развитию внимания, зрительной тактильной и вербальной памяти;
- формировать умение планировать свою деятельность.
Метапредметные:
- сформировать способности быстро оценивать обстановку, адекватно реагировать на возникающие нестандартные ситуации.
- сформировать умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
- сформировать умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности решения.
- сформировать способности к овладению основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
- сформировать способности и умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
- сформировать умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
- сформировать такие способы мышления и действия, которые обучающийся может применять не только в процессе обучения, также в профессиональной, исследовательской деятельности.
- сформировать умение определять понятия, классифицировать, самостоятельно делать выводы.
Срок реализации программы: рассчитана на 1 учебный год.
Объем программы: общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы, составляет 72 учебных часа.
Наполняемость группы: 15 человек.
Набор и формирование групп осуществляется без вступительных испытаний.
Режим занятий.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 академических часа с перерывом в 10 минут.
В случае возникновения форс-мажорных обстоятельств, занятия по данной программе могут осуществляться в дистанционном формате с использованием различных интернет-платформ.
Вводное занятие – знакомство с техникой безопасности, особенностями организации обучения и предполагаемой программой работы на текущий год.
Теоретическое занятие – знакомство с теоретической информацией, методами работы и организацией деятельности в зависимости от задания (показ презентаций, демонстрация примеров работ).
Комбинированное занятие - закрепление и повторение пройденного материала, самостоятельная работа, применение на практике полученных раннее знаний.
Исполнительское (мастер-класс) занятие – повторение действий педагога для создания работы.
Тематическое занятие – выполнение задания на закрепление определенной темы
Занятия могут проходить с применением дистанционных образовательных технологий, например, посредством программы (Skype, Zoom и др.), записи лекций. Такая двухсторонняя форма коммуникации позволяет обучающимся, не имеющим возможности посещать все занятия в силу различных обстоятельств, получить доступ к изучению программы.
В процессе реализации программы будут использованы следующие формы обучения:
-очная.
Возможно обучение по программе в дистанционном формате с использованием сети Интернет.
Все занятия имеют практико-ориентированный характер.
Прогнозируемые результаты
обучающиеся приобретут:
- знания об основных видах и жанрах изобразительного искусства, материалах и оборудовании, необходимых каждому из видов искусства;
- знания по теории и практике в области рисунка, живописи, цветоведения и композиции;
- знания по основам истории живописи, архитектуры, скульптуры;
- знания специализированной терминологии.
- умения самостоятельно подбирать средства выразительности;
- умения использовать различные средства выразительности для создания художественного образа;
Личностные результаты:
у обучающихся будут сформированы:
- эмоциональные, творческие, художественно-эстетические качества личности, в основе которых лежит потребность в творческом самовыражении;
- воображение и креативное мышление;
- внимание, память (зрительную, тактильную и вербальную);
- навыки работы различными художественными материалами в различных художественных техниках;
- планировать свою деятельность;
- готовность и способность к саморазвитию и личностному самоопределению;
- этические чувства доброжелательности, толерантности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам и обстоятельствам других людей;
- умения управлять своими эмоциями;
- внимательность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
- навыки творческого подхода в решении различных задач.
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
у обучающихся будут сформированы:
- способности быстро оценивать обстановку, адекватно реагировать на возникающие нестандартные, в том числе, экстремальные ситуации.
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
- способности к овладению основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения - способности и умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Познавательные:
у обучающихся будут сформированы:
- универсальные способы мышления, действия и компетенции, которые обучающиеся могут применять не только в процессе обучения, но и в жизненных ситуациях. А также в профессиональной, исследовательской деятельности;
- умения определять понятия, самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение и делать выводы.
Коммуникативные:
у обучающихся будут сформированы:
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и сверстниками, а также умения работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Способы определения результативности:
Главным результатом реализации программы является создание каждым обучающимся своего оригинального продукта, его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата.
Возможно использование следующих методов отслеживания результативности:
1. Педагогическое наблюдение.
2.Совместный анализ результатов выполнения обучающимися практических заданий.
3. Результативность участия обучающихся в конкурсах. 4. Выставки работ обучающихся.
Формы подведения итогов реализации программы:
- педагогическое наблюдение;
- мониторинг: отслеживание динамики результативности обучающихся в освоении программы;
- участие обучающихся в конкурсах и выставках;
- выставки детских работ.
2. Учебный план
№ | Раздел | Теория | Практика | Общее кол-во часов | Формы аттестации | ||||
Вводное занятие | 2 | 0 | 2 | Собеседование | |||||
Секреты художественной азбуки | 7 | 7 | 14 | Совместный анализ Наблюдение Практические задания | |||||
Виды искусства | 9 | 9 | 18 | Совместный анализ Наблюдение Практические задания | |||||
Жанры живописи | 6 | 6 | 12 | Совместный анализ Наблюдение Практические задания | |||||
Художественные музеи мира | 11 | 11 | 22 | Совместный анализ Наблюдение Практические задания | |||||
Аттестация | 2 | 2 | 4 | Наблюдение Практические задания | |||||
Итого | 37 | 35 | 72 | |
Учебно-тематический план
план
(72 часа)
№ п/п | Разделы. Темы | Количество часов | Формы контроля | ||||||
Теория | Практика | Всего | |||||||
Раздел 1. Вводное занятие (2 часа) | |||||||||
1 | Вводное занятие. Техника безопасности. | 2 | 0 | 2 | Собеседование | ||||
| Итого | 2 | 0 | 2 | | ||||
Раздел 2. Секреты художественной азбуки (16 часов) | |||||||||
1 | Аттестация. Знакомство с историей появления красок, технологиями их изготовления. Выполнение работ по теме: «Красочно о красках» | 1 | 1 | 2 | Совместный анализ Наблюдение Собеседование | ||||
2 | Повторение истории возникновения искусства. Виды, материалы кистей художника в зависимости от поставленной творческой задачи. Выполнение работ по теме: «Кисть - волшебная палочка художника» | 1 | 1 | 2 | Совместный анализ Наблюдение Собеседование | ||||
3 | Графика. Материалы. Понятия контур, пятно. Виды штриховок на примере работ художников. Выполнение работ по теме: «Карандаш-помощник». | 1 | 1 | 2 | Совместный анализ Наблюдение Собеседование | ||||
4 | Повторение понятий симметрия и асимметрия. Теоретические понятия композиция, объем, композиционный центр. Выполнение работ по теме: «Объемная композиция» | 1 | 1 | 2 | Совместный анализ Наблюдение Собеседование | ||||
5 | Знакомство с колористическими схемами, историей изучения цвета и гармоничных цветовых сочетаний. Выполнение работ по теме: «Контрастные сочетания» | 1 | 1 | 2 | |||||
6 | Цветовой круг И. Иттена. Повторение понятий рефлекс, гармоничные сочетания. Выполнение работ по теме: «Цвет и свет». | 1 | 1 | 2 | Совместный анализ Наблюдение Собеседование | ||||
7 | Закрепляем теоретические понятия ахроматические цвета, контраст, полутон, тональность. Выполнение работ по теме: «Белое и черное». | 1 | 1 | 2 | Совместный анализ Наблюдение Собеседование | ||||
8 | Повторение основных этапов работы над картиной. Эскиз, набросок, скетч, цветовая гамма. Выполнение работ по теме: «Необычный рисунок» | 1 | 1 | 2 | Совместный анализ Наблюдение Собеседование | ||||
| Итого | 8 | 8 | 16 | | ||||
Раздел 3.Виды искусства (18 часов) | |||||||||
1 | Знакомство с видами и стилями архитектуры. Садово-парковое искусство и градостроительство. Выполнение работ по теме: «Архитектура» | 2 | 2 | 4 | Совместный анализ Наблюдение Практические задания | ||||
2 | Закрепление приемов в рисунке. Изучение авторских техник рисунка известных художников Выполнение работ по теме: «Авторский рисунок». | 1 | 1 | 2 | Совместный анализ Наблюдение Практические задания | ||||
3 | Общие правила выполнения скульптуры, виды и особенности. Барельеф и горельеф. Выполнение работ по теме: «Скульптура» | 1 | 1 | 2 | Совместный анализ Наблюдение Практические задания | ||||
4 | Исторические образы художников-живописцев. Понятия манера письма, живописные техники. Разбор авторских приемов на картинах известных художников. Выполнение работ по теме: «Живопись» | 2 | 2 | 4 | Совместный анализ Наблюдение Практические задания | ||||
5 | Изучение работ художников-граверов. История гравюры, виды и технические характеристики в исполнении работ. Выполнение работ по теме: «Гравюра по замыслу» | 1 | 1 | 2 | Совместный анализ Наблюдение Практические задания | ||||
6 | Отличительные особенности выполнения графических работ и живописных. Необходимая подготовительная работа художника-графика. Выполнение работ по теме: «Графика» | 1 | 1 | 2 | Совместный анализ Наблюдение Практические задания | ||||
7 | Повторение понятия иллюстрация. Композиционные решения в иллюстрировании книги. Выполнение работ по теме: «Иллюстрация» | 1 | 1 | 2 | |||||
| Итого | 9 | 9 | 18 | | ||||
1 | Характеристики и основные особенности жанров живописи. Портреты в истории искусства. Повторение правил построения лица человека. Выполнение работ по теме: «Портрет». | 1 | 1 | 2 | Совместный анализ Наблюдение Практические задания | ||||
2 | Повторение понятия перспектива, видов пейзажа. Подбор колористической карты по времени года и времени суток. Выполнение работ по теме: «Пейзаж». | 1 | 1 | 2 | Совместный анализ Наблюдение Практические задания | ||||
3 | Закрепление понятия натюрморт, правила подбора предметов и света для достижения предполагаемого результата. Выполнение работ по теме: «Натюрморт» | 1 | 1 | 2 | Совместный анализ Наблюдение Практические задания | ||||
4 | Изучение техник художников на примере изображаемых животных, изучение понятия анималистика. Подбор материала Выполнение работ по теме: «Анималистический жанр» | 1 | 1 | 2 | Совместный анализ Наблюдение Практические задания | ||||
5 | Повторение литературного сказочного, былинного материала на примере работ художников. Выделение основных характеристик жанра, композиционные решения картин. Выполнение работ по теме: «Сказочный (былинный) жанр» | 1 | 1 | 2 | Совместный анализ Наблюдение Практические задания | ||||
6 | Изучение понятия исторический жанр. Разбор особенностей, выделение композиционного центра по замыслу. Выполнение работ по теме: «Исторический жанр». | 1 | 1 | 2 | Совместный анализ Наблюдение Практические задания | ||||
| Итого | 6 | 6 | 12 | | ||||
Раздел 5. Художественные музеи мира (22 часа) | |||||||||
1 | Расширение понятия музейное дело. Изучение музейного пространства на примере Нижегородского государственного художественного музея. Выполнение работ по теме: «Нижегородский государственный художественный музей» | 1 | 1 | 2 | Совместный анализ Наблюдение Практические задания | ||||
2 | Знакомство с организацией выставочных пространств. Расширение представлений о работах художников различных эпох. Выполнение работ по теме: «Эрмитаж» | 1 | 1 | 2 | Совместный анализ Наблюдение Практические задания | ||||
3 | Понятие передвижная выставка. Обзор выставочных залов, изучение проектной деятельности музея. Выполнение работ по теме: «Третьяковская галерея» | 1 | 1 | 2 | Совместный анализ Наблюдение Практические задания | ||||
4 | Тематические выставки. Закрепление жанров живописи на примере коллекции музея. Выполнение работ по теме: «Русский музей» | 1 | 1 | 2 | Совместный анализ Наблюдение Практические задания | ||||
5 | Изучение музейных маршрутов, практическая реализация цели и задач исторических выставочных пространств. Выполнение работ по теме: «Музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина» | 1 | 1 | 2 | Совместный анализ Наблюдение Практические задания | ||||
6 | Знакомство с мировыми художественными музеями. Разбор коллекций, понятия свет и цвет в интерьере. Выполнение работ по теме: «Галерея Уффици» | 1 | 1 | 2 | Совместный анализ Наблюдение Практические задания | ||||
7 | Колористический подбор, сочетаемость и тематика картин музея. Разбор картины, выделение особенностей композиции. Выполнение работ по теме: «Дрезденская галерея» | 1 | 1 | 2 | Совместный анализ Наблюдение Практические задания | ||||
8 | Повторение этапов истории искусства. Изучение пространства музея в разные периоды истории. Расширение коллекций. Выполнение работ по теме: «Лувр» | 1 | 1 | 2 | Совместный анализ Наблюдение Практические задания | ||||
9 | Закрепление пространственных маршрутов музея. Экскурсионное дело. Понятия образа картины. Выполнение работ по теме: «Метрополитен-музей в Нью-Йорке» | 1 | 1 | 2 | Совместный анализ Наблюдение Практические задания | ||||
10 | Обобщение опыта. Выполнение работ по теме: «Мой музей» | 2 | 2 | 4 | Совместный анализ Наблюдение Практические задания | ||||
11 | Аттестация. Выполнение индивидуальных творческих работ | 1 | 1 | 2 | Собеседование Наблюдение Практические задания | ||||
| Итого | 12 | 12 | 24 | | ||||
Всего: | 37 | 35 | 72 |
|
Рабочая программа
Месяц проведения занятий | Наименование разделов и тем | Количество часов | Вид занятия | Вид контроля | |
теория | практика | ||||
Сентябрь | Раздел Вводное занятие. Техника безопасности. | 2 | 0 | Комбинированное | Собеседование |
Раздел Секреты художественной азбуки. Аттестация. «Красочно о красках» | 1 | 1 | Комбинированное | Собеседование | |
Раздел Секреты художественной азбуки. «Кисть - волшебная палочка художника» | 1 | 1 | Комбинированное | Наблюдение | |
Раздел Секреты художественной азбуки. «Карандаш-помощник». | 1 | 1 | Самостоятельная работа | Собеседование | |
Октябрь | Раздел Секреты художественной азбуки. «Объемная композиция» | 1 | 1 | Комбинированное | Наблюдение |
Раздел Секреты художественной азбуки. «Контрастные сочетания» | 1 | 1 | Самостоятельная работа | Собеседование | |
Раздел Секреты художественной азбуки. «Цвет и свет». | 1 | 1 | Комбинированное | Наблюдение | |
Раздел Секреты художественной азбуки. «Белое и черное». | 1 | 1 | Комбинированное | Собеседование | |
Ноябрь | Раздел Секреты художественной азбуки. «Необычный рисунок» | 1 | 1 | Самостоятельная работа | Наблюдение |
Раздел Виды искусства «Архитектура» | 1 | 1 | Комбинированное | Собеседование | |
Раздел Виды искусства «Архитектура» | 1 | 1 | Самостоятельная работа | Наблюдение | |
Раздел Виды искусства. «Авторский рисунок». | 1 | 1 | Комбинированное | Собеседование | |
Декабрь | Раздел Виды искусства «Скульптура» | 1 | 1 | Комбинированное | Наблюдение |
Раздел Виды искусства «Живопись» | 1 | 1 | Комбинированное | Собеседование | |
Раздел Виды искусства «Живопись» | 1 | 1 | Самостоятельная работа | Наблюдение | |
Раздел Виды искусства «Гравюра по замыслу» | 1 | 1 | Комбинированное | Собеседование | |
Январь | Раздел Виды искусства «Графика» | 1 | 1 | Комбинированное | Наблюдение |
Раздел Виды искусства «Иллюстрация» | 1 | 1 | Комбинированное | Собеседование | |
Раздел Жанры живописи «Портрет». | 1 | 1 | Комбинированное | Наблюдение | |
Раздел Жанры живописи «Пейзаж». | 1 | 1 | Комбинированное | Собеседование | |
Февраль | Раздел Жанры живописи «Натюрморт» | 1 | 1 | Комбинированное | Наблюдение |
Раздел Жанры живописи «Анималистический жанр» | 1 | 1 | Комбинированное | Собеседование | |
Раздел Жанры живописи «Сказочный (былинный) жанр» | 1 | 1 | Комбинированное | Наблюдение | |
Раздел Жанры живописи «Исторический жанр». | 1 | 1 | Комбинированное | Собеседование | |
Март | Раздел Художественные музеи мира «Нижегородский государственный художественный музей» | 1 | 1 | Комбинированное | Наблюдение |
Раздел Художественные музеи мира «Эрмитаж» | 1 | 1 | Комбинированное | Собеседование | |
Раздел Художественные музеи мира «Третьяковская галерея» | 1 | 1 | Комбинированное | Наблюдение | |
Раздел Художественные музеи мира «Русский музей» | 1 | 1 | Комбинированное | Собеседование | |
Апрель | Раздел Художественные музеи мира «Музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина» | 1 | 1 | Комбинированное | Наблюдение |
Раздел Художественные музеи мира «Галерея Уффици» | 1 | 1 | Комбинированное | Собеседование | |
Раздел Художественные музеи мира «Дрезденская галерея» | 1 | 1 | Комбинированное | Наблюдение | |
Раздел Художественные музеи мира «Лувр» | 1 | 1 | Комбинированное | Собеседование | |
Раздел Художественные музеи мира «Метрополитен-музей в Нью-Йорке» | 1 | 1 | Комбинированное | Наблюдение | |
Май | Раздел Художественные музеи мира «Мой музей» | 1 | 1 | Комбинированное | Собеседование |
Раздел Художественные музеи мира «Мой музей» | 1 | 1 | Самостоятельная работа | Наблюдение | |
Аттестация. Выполнение индивидуальных творческих работ | 1 | 1 | Самостоятельная работа | Собеседование | |
Всего | 37 | 35 | | | |
Всего по программе | 72 часа |
Раздел 1. Вводное занятие (1 час) 1.Вводное занятие. Техника безопасности.
Теория: инструктаж по технике безопасности работы в аудитории и в случае ЧС.
Форма контроля результатов: собеседование.
Раздел 2. Секреты художественной азбуки (16 часов)
1. Знакомство с историей появления красок, технологиями их изготовления. Аттестация. Выполнение работ по теме: «Красочно о красках»
Теория: Аттестация. Знакомство с историей появления красок, технологиями их изготовления.
Практика: Выполнение работ по теме: «Красочно о красках»
Форма контроля результатов: Совместный анализ. Наблюдение. Собеседование.
2.Повторение истории возникновения искусства. Виды, материалы кистей художника в зависимости от поставленной творческой задачи. Выполнение работ по теме: «Кисть - волшебная палочка художника»
Теория: Повторение истории возникновения искусства. Виды, материалы кистей художника в зависимости от поставленной творческой задачи.
Практика: Выполнение работ по теме: «Кисть - волшебная палочка художника»
Форма контроля результатов: Совместный анализ. Наблюдение. Практические задания.
3.Графика. Материалы. Понятия контур, пятно. Виды штриховок на примере работ художников. Выполнение работ по теме: «Карандаш-помощник».
Теория: Графика. Материалы. Понятия контур, пятно. Виды штриховок на примере работ художников.
Практика: Выполнение работ по теме: «Карандаш-помощник».
Форма контроля результатов: Совместный анализ. Наблюдение. Практические задания.
4.Повторение понятий симметрия и асимметрия. Теоретические понятия композиция, объем, композиционный центр. Выполнение работ по теме: «Объемная композиция»
Теория: Повторение понятий симметрия и асимметрия. Теоретические понятия композиция, объем, композиционный центр.
Практика: Выполнение работ по теме: «Объемная композиция»
Форма контроля результатов: Совместный анализ. Наблюдение. Практические задания.
5.Знакомство с колористическими схемами, историей изучения цвета и гармоничных цветовых сочетаний. Выполнение работ по теме: «Контрастные сочетания»
Теория: Знакомство с колористическими схемами, историей изучения цвета и гармоничных цветовых сочетаний.
Практика: Выполнение работ по теме: «Контрастные сочетания»
Форма контроля результатов: Совместный анализ. Наблюдение. Практические задания.
6.Цветовой круг И. Иттена. Повторение понятий рефлекс, гармоничные сочетания. Выполнение работ по теме: «Цвет и свет».
Теория: Цветовой круг И. Иттена. Повторение понятий рефлекс, гармоничные сочетания.
Практика: Выполнение работ по теме: «Цвет и свет».
Форма контроля результатов: Совместный анализ. Наблюдение. Практические задания.
7.Закрепляем теоретические понятия ахроматические цвета, контраст, полутон, тональность. Выполнение работ по теме: «Белое и черное».
Теория: Закрепляем теоретические понятия ахроматические цвета, контраст, полутон, тональность.
Практика: Выполнение работ по теме: «Белое и черное».
Форма контроля результатов: Совместный анализ. Наблюдение. Практические задания.
8.Повторение основных этапов работы над картиной. Эскиз, набросок, скетч, цветовая гамма. Выполнение работ по теме: «Необычный рисунок»
Теория: Повторение основных этапов работы над картиной. Эскиз, набросок, скетч, цветовая гамма.
Практика: Выполнение работ по теме: «Необычный рисунок»
Форма контроля результатов: Совместный анализ. Наблюдение. Практические задания.
Раздел 3. Виды искусства (18 часов)
1. Знакомство с видами и стилями архитектуры. Садово-парковое искусство и градостроительство. Выполнение работ по теме: «Архитектура»
Теория: Знакомство с видами и стилями архитектуры. Садово-парковое искусство и градостроительство.
Практика: Выполнение работ по теме: «Архитектура»
Форма контроля результатов: Совместный анализ. Наблюдение. Практические задания.
2. Закрепление приемов в рисунке. Изучение авторских техник рисунка известных художников Выполнение работ по теме: «Авторский рисунок».
Теория: Закрепление приемов в рисунке. Изучение авторских техник рисунка известных художников
Практика: Выполнение работ по теме: «Авторский рисунок».
Форма контроля результатов: Совместный анализ. Наблюдение. Практические задания.
3.Общие правила выполнения скульптуры, виды и особенности. Барельеф и горельеф. Выполнение работ по теме: «Скульптура»
Теория: Общие правила выполнения скульптуры, виды и особенности. Барельеф и горельеф.
Практика: Выполнение работ по теме: «Скульптура»
Форма контроля результатов: Совместный анализ. Наблюдение. Практические задания.
4.Исторические образы художников-живописцев. Понятия манера письма, живописные техники. Разбор авторских приемов на картинах известных художников. Выполнение работ по теме: «Живопись»
Теория: Исторические образы художников-живописцев. Понятия манера письма, живописные техники. Разбор авторских приемов на картинах известных художников.
Практика: Выполнение работ по теме: «Живопись»
Форма контроля результатов: Совместный анализ. Наблюдение. Практические задания.
5.Изучение работ художников-граверов. История гравюры, виды и технические характеристики в исполнении работ. Выполнение работ по теме: «Гравюра по замыслу»
Теория: Изучение работ художников-граверов. История гравюры, виды и технические характеристики в исполнении работ.
Практика: Выполнение работ по теме: «Гравюра по замыслу»
Форма контроля результатов: Совместный анализ. Наблюдение. Практические задания.
6.Отличительные особенности выполнения графических работ и живописных. Необходимая подготовительная работа художника-графика. Выполнение работ по теме: «Графика»
Теория: Отличительные особенности выполнения графических работ и живописных. Необходимая подготовительная работа художника-графика.
Практика: Выполнение работ по теме: «Графика»
Форма контроля результатов: Совместный анализ. Наблюдение. Практические задания.
7.Повторение понятия иллюстрация. Композиционные решения в иллюстрировании книги. Выполнение работ по теме: «Иллюстрация»
Теория: Повторение понятия иллюстрация. Композиционные решения в иллюстрировании книги.
Практика: Выполнение работ по теме: «Иллюстрация»
Форма контроля результатов: Совместный анализ. Наблюдение. Практические задания.
Раздел 4. Жанры живописи (12 часов)
1.Характеристики и основные особенности жанров живописи. Портреты в истории искусства. Повторение правил построения лица человека. Выполнение работ по теме: «Портрет».
Теория: Характеристики и основные особенности жанров живописи. Портреты в истории искусства. Повторение правил построения лица человека.
Практика: Выполнение работ по теме: «Портрет».
Форма контроля результатов: Совместный анализ. Наблюдение. Практические задания.
2.Повторение понятия перспектива, видов пейзажа. Подбор колористической карты по времени года и времени суток. Выполнение работ по теме: «Пейзаж».
Теория: Повторение понятия перспектива, видов пейзажа. Подбор колористической карты по времени года и времени суток.
Практика: Выполнение работ по теме: «Пейзаж».
Форма контроля результатов: Совместный анализ. Наблюдение. Практические задания.
3.Закрепление понятия натюрморт, правила подбора предметов и света для достижения предполагаемого результата. Выполнение работ по теме: «Натюрморт»
Теория: Закрепление понятия натюрморт, правила подбора предметов и света для достижения предполагаемого результата.
Практика: Выполнение работ по теме: «Натюрморт»
Форма контроля результатов: Совместный анализ. Наблюдение. Практические задания.
4.Изучение техник художников на примере изображаемых животных, изучение понятия анималистика. Подбор материала. Выполнение работ по теме: «Анималистический жанр»
Теория: Изучение техник художников на примере изображаемых животных, изучение понятия анималистика. Подбор материала.
Практика: Выполнение работ по теме: «Анималистический жанр»
Форма контроля результатов: Совместный анализ. Наблюдение. Практические задания.
5.Повторение литературного сказочного, былинного материала на примере работ художников. Выделение основных характеристик жанра, композиционные решения картин. Выполнение работ по теме: «Сказочный (былинный) жанр»
Теория: Повторение литературного сказочного, былинного материала на примере работ художников. Выделение основных характеристик жанра, композиционные решения картин.
Практика: Выполнение работ по теме: «Сказочный (былинный) жанр»
Форма контроля результатов: Совместный анализ. Наблюдение. Практические задания.
6.Изучение понятия исторический жанр. Разбор особенностей, выделение композиционного центра по замыслу. Выполнение работ по теме: «Исторический жанр».
Теория: Изучение понятия исторический жанр. Разбор особенностей, выделение композиционного центра по замыслу.
Практика: Выполнение работ по теме: «Исторический жанр».
Форма контроля результатов: Совместный анализ. Наблюдение. Практические задания.
Раздел 5. Художественные музеи мира (22 часа)
1.Расширение понятия музейное дело. Изучение музейного пространства на примере Нижегородского государственного художественного музея. Выполнение работ по теме: «Нижегородский государственный художественный музей»
Теория: Расширение понятия музейное дело. Изучение музейного пространства на примере Нижегородского государственного художественного музея.
Практика: Выполнение работ по теме: «Нижегородский государственный художественный музей»
Форма контроля результатов: Совместный анализ. Наблюдение. Практические задания.
2.Знакомство с организацией выставочных пространств. Расширение представлений о работах художников различных эпох. Выполнение работ по теме: «Эрмитаж»
Теория: Знакомство с организацией выставочных пространств. Расширение представлений о работах художников различных эпох.
Практика: Выполнение работ по теме: «Эрмитаж»
Форма контроля результатов: Совместный анализ. Наблюдение. Практические задания.
3.Понятие передвижная выставка. Обзор выставочных залов, изучение проектной деятельности музея. Выполнение работ по теме: «Третьяковская галерея»
Теория: Понятие передвижная выставка. Обзор выставочных залов, изучение проектной деятельности музея.
Практика: Выполнение работ по теме: «Третьяковская галерея»
Форма контроля результатов: Совместный анализ. Наблюдение. Практические задания.
4.Тематические выставки. Закрепление жанров живописи на примере коллекции музея. Выполнение работ по теме: «Русский музей»
Теория: Тематические выставки. Закрепление жанров живописи на примере коллекции музея.
Практика: Выполнение работ по теме: «Русский музей»
Форма контроля результатов: Совместный анализ. Наблюдение. Практические задания.
5.Изучение музейных маршрутов, практическая реализация цели и задач исторических выставочных пространств. Выполнение работ по теме: «Музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина»
Теория: Изучение музейных маршрутов, практическая реализация цели и задач исторических выставочных пространств.
Практика: Выполнение работ по теме: «Музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина»
Форма контроля результатов: Совместный анализ. Наблюдение. Практические задания.
6.Знакомство с мировыми художественными музеями. Разбор коллекций, понятия свет и цвет в интерьере. Выполнение работ по теме: «Галерея Уффици»
Теория: Знакомство с мировыми художественными музеями. Разбор коллекций, понятия свет и цвет в интерьере.
Практика: Выполнение работ по теме: «Галерея Уффици»
Форма контроля результатов: Совместный анализ. Наблюдение. Практические задания.
7.Колористический подбор, сочетаемость и тематика картин музея. Разбор картины, выделение особенностей композиции. Выполнение работ по теме: «Дрезденская галерея»
Теория: Колористический подбор, сочетаемость и тематика картин музея. Разбор картины, выделение особенностей композиции.
Практика: Выполнение работ по теме: «Дрезденская галерея»
Форма контроля результатов: Совместный анализ. Наблюдение. Практические задания.
8.Повторение этапов истории искусства. Изучение пространства музея в разные периоды истории. Расширение коллекций. Выполнение работ по теме: «Лувр»
Теория: Повторение этапов истории искусства. Изучение пространства музея в разные периоды истории. Расширение коллекций.
Практика: Выполнение работ по теме: «Лувр»
Форма контроля результатов: Совместный анализ. Наблюдение. Практические задания.
9.Закрепление пространственных маршрутов музея. Экскурсионное дело. Понятие образа картины. Выполнение работ по теме: «Метрополитен-музей в Нью-Йорке»
Теория: Закрепление пространственных маршрутов музея. Экскурсионное дело. Понятие образа картины.
Практика: Выполнение работ по теме: «Метрополитен-музей в Нью-Йорке»
Форма контроля результатов: Совместный анализ. Наблюдение. Практические задания.
10.Обобщение опыта. Выполнение работ по теме: «Мой музей»
Теория: Обобщение опыта.
Практика: Выполнение работ по теме: «Мой музей»
Форма контроля результатов: Совместный анализ. Наблюдение. Практические задания.
Аттестация по завершению реализации программы (2 часа)
1. Выполнение индивидуальных творческих работ.
Практика: Выполнение индивидуальных творческих работ
Форма контроля результатов: Наблюдение. Собеседование. Аттестация.
Комплекс организационно-педагогических условий
4.Календарный учебный график
Дата начала обучения по программе | Дата окончания обучения по программе | Всего учебных недель/дней | Кол-во учебных часов | Режим занятий |
1сентября 2023 года | 31 Мая 2024 года | 36/72 | 72 | Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 академических часа с перерывом в 10 минут |
Основными видами контроля результатов освоения обучающимися дополнительной общеобразовательной программы «Мир искусства. Детали» являются: аттестация вначале и по завершении реализации программы.
Целью входного контроля и аттестации по завершению реализации программы является выявление уровня развития способностей, личностных качеств обучающихся и их соответствие планируемым результатам освоения дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы «Мир искусства. Детали».
Задачи входного контроля:
- определение стартового уровня образовательных возможностей обучающихся в соответствии с реализуемой дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программой;
- выявление причин, способствующих или препятствующих полноценной реализации дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы;
- внесение необходимых корректировок в содержание и методику образовательной деятельности.
Задачи аттестации по завершению реализации программы: определение уровня сформированности и динамики достижения планируемых результатов освоения программы:
- знания об основных видах и жанрах изобразительного искусства, материалах и оборудовании, необходимых каждому из видов искусства;
- знания по теории и практике в области рисунка, живописи, цветоведения и композиции;
- знания по основам истории живописи, архитектуры, скульптуры;
- знания специализированной терминологии.
- умения самостоятельно подбирать средства выразительности;
- умения использовать различные средства выразительности для создания художественного образа;
Личностные результаты:
у обучающихся будут сформированы:
- эмоциональные, творческие, художественно-эстетические качества личности, в основе которых лежит потребность в творческом самовыражении;
- воображение и креативное мышление;
- внимание, память (зрительную, тактильную и вербальную);
- навыки работы различными художественными материалами в различных художественных техниках;
- планировать свою деятельность;
- готовность и способность к саморазвитию и личностному самоопределению;
- этические чувства доброжелательности, толерантности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам и обстоятельствам других людей;
- умения управлять своими эмоциями;
- внимательность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
- навыки творческого подхода в решении различных задач.
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
у обучающихся будут сформированы:
- способности быстро оценивать обстановку, адекватно реагировать на возникающие нестандартные, в том числе, экстремальные ситуации.
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
- способности к овладению основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения - способности и умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Познавательные:
у обучающихся будут сформированы:
- универсальные способы мышления, действия и компетенции, которые обучающиеся могут применять не только в процессе обучения, но и в жизненных ситуациях. А также в профессиональной, исследовательской деятельности;
- умения определять понятия, самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение и делать выводы.
Коммуникативные:
у обучающихся будут сформированы:
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и сверстниками, а также умения работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Периодичность контроля
Входящая аттестация проводится в начале учебного года (сентябрь), для выявления имеющихся компетенций.
Аттестация по завершению реализации программы проводится в конце учебного года – в мае, для проверки качества усвоения программы.
1. Оценочный материал для проверки уровня сформированности предметных знаний и компетенций обучающихся
В начале работы над программой осуществляется входящая аттестация. Оцениваются следующие критерии: умение пользоваться живописными материалами, работа на всей плоскости листа, творческая идея, точность её реализации. Формой входящей диагностики является собеседование.
В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях каждому обучающемуся предоставляется возможность проявить себя. Темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала. Это должно способствовать овладению обучающимися знаниями, умениями и навыками в процессе выполнения творческих заданий, выявлению и осознанию своих способностей, формированию самоконтроля.
Формой аттестации по завершению программы является собеседование и выполнение контрольного задания.
Педагог проводит мониторинг усвоения навыков, анализ работ, задавая вопросы по изученному материалу и фиксируя результат.
Вопросы и задания для аттестации:
Техника безопасности при работе с художественными материалами и инструментами.
Что такое компоновка, композиция?
Как правильно размещать предметы на листе бумаги?
Что такое эскиз и набросок? Зачем они нужны?
Назовите художников, которые рисовали природу.
Назовите особенности строения и рисования человека.
Назовите известных вам художников-портретистов.
Как правильно рисовать натюрморт красками?
Какие геометрические тела вы знаете? Каковы их основные особенности?
Как правильно строить геометрические тела?
Что такое перспектива и какие есть особенности при изображении ее красками?
Назовите два основных музея России или мира, назовите по две картины из их коллекции.
Как взаимодействуют цвета в тёплом и холодном натюрморте?
Что такое выставочное пространство?
Какие есть особенности в организации выставок?
Какие существуют жанры в живописи?
Какие вы знаете стили и направления изобразительного искусства?
В чём заключаются особенности изображения декоративной композиции?
Какие художники рисовали лес?
Для определения степени освоения программ используется уровневая оценка:
1. низкий уровень (воспроизведение и запоминание; умение показывать, называть, давать определения, формулировать правила);
2. достаточный уровень (применение знаний в знакомой ситуации; выполнение заданий с обозначенными правилами, применение знаний на основе обобщенного алгоритма; умение измерять, объяснять, сравнивать);
3. высокий уровень (творческое применение полученных знаний на практике; умение анализировать информацию, находить оригинальные подходы к решению заданий, самостоятельно экспериментировать, исследовать, применять ранее усвоенный материал).
Аттестация по завершению реализации программы Оценка уровня освоения программы
Показатели (оцениваемые параметры) | Критерии | Степень выраженности оцениваемого качества | Методы диагностики |
1.Теоретическая подготовка | |||
1.1 Теоретические знания по основным разделам учебно-тематического плана программы | Способность ответить на простые вопросы по всем темам за год. | Низкий уровень – ребенок овладел менее чем 0,5 объема знаний. | Контрольный опрос, выполнение практических заданий |
Достаточный уровень – ребенок способен ответить на более половины вопросов. | |||
Высокий уровень – освоил практически весь объем знаний. | |||
2. Практическая подготовка | |||
2.1. Владение практическими навыками по основным разделам учебно-тематического плана программы | Владение практическими навыками по основным разделам учебно-тематического плана программы | Низкий уровень – ребенок овладел менее чем 0,5 объема умений. | Наблюдение, выполнение практических заданий |
Достаточный уровень – ребенок овладел более чем 0,5 объема умений. | |||
Высокий уровень – освоил практически весь объем умений |
Диагностическая карта контроля уровня обученности группы №__ _________________________________________________________________ (ФИО педагога) __________________ Месяц, год
№ п/ п | ФИ обучающего ся | Теоретические знания | Практические умения и навыки | Показатели уровня сформированности планируемых результатов (личностных, предметных, метапредметных) по данным педагогических наблюдений | Итого | ||||||
Низкий уровень овладения теоретически ми знаниями по предмету деятельности | Достаточный уровень овладения теоретическими знаниями по предмету деятельности | Высокий уровень овладения теоретическим и знаниями по предмету деятельности | Низкий уровень овладения практически ми умениями и навыками по предмету деятельност и | Достаточный уровень овладения практически ми умениями и навыками по предмету деятельности | Высокий уровень овладения практическим и умениями и навыками по предмету деятельности | ||||||
Низки й | Достат очный | Высоки й | |||||||||
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. |
| | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | ||
| | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | ||
| | | | | | | | | |||
| | | | | | | | | |||
| | | | | | | | | | ||
| | | | | | | | | |
Критерии оценки показателей обучающихся по образовательной программе
Каждый из оцениваемых показателей может быть выражен в значениях: 0 баллов – низкий уровень проявления показателя
1 балл – достаточный уровень проявления показателя 2 балла – высокий уровень проявления показателя
Максимальное количество баллов, которое может получить обучающийся – 6 баллов
Низкий уровень обученности обучающегося | Достаточный уровень обученности обучающегося | Высокий уровень обученности обучающегося |
От 0 до 2 баллов | От 3 до 4 баллов | От 5до 6 баллов |
Образовательная программа не освоена, или освоена частично. Обучающийся частично владеет теоретическими знаниями, предусмотренными образовательной программой, не владеет комплексом практических умений, по результатам педагогического наблюдения проявляет низкие уровни сформированности предметных, личностных и метапредметных результатов освоения образовательной программы. Обучающийся не справляется с заданием или выполняет задание менее на 50%, неуверенно пользуется инструментами и материалами, у обучающегося проявляется неустойчивый интерес к деятельности, он не пользуется специальной терминологией, предусмотренной разделами программы, выполняет задания на основе образца или его копию работу делает неаккуратно, постоянно нуждается в помощи и контроле педагога. Обучающемуся не хватает терпения на изготовление самостоятельной работы. | Обучающийся освоил более половины теоретических знаний и видов практической деятельности, предусмотренной образовательной программой. Способен самостоятельно выполнять контрольные задания, с незначительными ошибками. Помощь педагога может быть незначительной. Уверенно пользуется инструментами и материалами, однако может проявлять некоторую неаккуратность в работе. Умеет защищать свой проект, но творческую активность проявляет изредка. В основном нужна мотивирующая помощь педагога. По результатам педагогического наблюдения демонстрирует преобладание достаточных уровней сформированности личностных, предметных и метапредметных результатов овладения программой. | Обучающийся в полном объеме освоил все теоретические знания, виды практической деятельности, предусмотренные программой, самостоятельно и результативно выполняет практические контрольные задания. При выполнении заданий проявляет творческую инициативу, фантазию, свободно и осознанно пользуется терминологией, трудолюбив, аккуратен, внимателен, оказывает помощь товарищам. По результатам педагогического наблюдения демонстрирует преобладание высокого уровня сформированности личностных, предметных и метапредметных результатов овладения общеобразовательной программой. |
7. Методическое обеспечение
№ п/п | Разделы. | Формы занятий | Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса | Дидактический материал, техническое оснащение занятий | Формы контроля |
1. | Раздел1. Вводное занятие | Теоретические занятия | Беседа | Интерактивная панель Компьютерное оборудование | Собеседование |
2. | Раздел2. Секреты художественной азбуки | Комбинированные, исполнительские, тематические занятия | Рассказ, объяснение, показ способа действия | Учебные и наглядные пособия, демонстрационные материалы. Интерактивная панель Компьютерное оборудование, Художественные инструменты и материалы | Совместный анализ Наблюдение Практические задания |
3. | Раздел3. Виды искусства | Комбинированные, исполнительские, тематические занятия | Рассказ, объяснение, показ способа действия | Учебные и наглядные пособия, демонстрационные материалы. Интерактивная панель Компьютерное оборудование, Художественные инструменты и материалы материалы | Совместный анализ Наблюдение Практические задания |
4. | Раздел4. Жанры живописи | Комбинированные, исполнительские, тематические занятия | Рассказ, объяснение, показ способа действия | Учебные и наглядные пособия, демонстрационные материалы. Интерактивная панель Компьютерное оборудование, Художественные инструменты и материалы | Совместный анализ Наблюдение Практические задания |
5. | Раздел5. Художественные музеи мира | Комбинированные, исполнительские, тематические занятия | Рассказ, объяснение, показ способа действия | Учебные и наглядные пособия, демонстрационные материалы. Интерактивная панель Компьютерное оборудование, Художественные инструменты и материалы | Аттестация Совместный анализ Наблюдение Практические задания |
6. | Аттестация по завершению реализации программы | Творческие занятия | Индивидуальная работа | Художественные инструменты и материалы | Наблюдение Практические задания Аттестация |
Педагог использует следующие методы обучения:
Словесные: беседа, рассказ
Наглядные: показ репродукций, иллюстративного материала, наглядные материалы.
Практические: работа с художественными инструментами и материалами. Копировальный метод – метод зарисовки с готовых образцов.
Применяемые педагогические технологии:
Групповые технологии. Групповые технологии предполагают организацию совместных действий, взаимопомощь.
Информационно - коммуникационные технологии. Применение информационно – коммуникационных технологий способствует достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве
Проектные технологии. Цель проектной технологии – стимулировать интерес обучающихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания.
Технологии мастерских. Технология мастерских предполагает такую организацию процесса обучения, при которой педагог - мастер вводит своих учеников в процесс познания через создание эмоциональной атмосферы, в которой обучающийся может проявить себя как творец.
8. Кадровое обеспечение
Волкова Юлия Николаевна – педагог дополнительного образования. Образование – высшее. Квалификационная категория – высшая. Педагогический стаж –12 лет.
9. Материально-техническое обеспечение программы
1. Кабинет для занятий соответствует требованиям СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
2. Оборудование:
- Компьютерное оборудование
- Интерактивная панель
- Мольберты
- Планшеты
3. Инструменты и расходные материалы:
- Художественные инструменты и материалы
10. Информационное обеспечение
Список литературы
Нормативная правовая документация:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании В Российской Федерации»;
2. Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. №474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»;
3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 №629 г. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 г. №467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;
5. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05 мая 2018 г. №298 н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
6. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015г. №996-р;
7. Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р;
8. Паспорт национального проекта «Образование», утвержденного на заседании президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. №16);
9. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
10. Письмо Министерства просвещения РФ от 19 марта 2020 г. № ГД-39/04 "О направлении методических рекомендаций". Методические рекомендации по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
11. Письмо Министерства просвещения РФ от 7 мая 2020 г. № ВБ-976/04 «О реализации курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и социализации, дополнительных общеразвивающих программ с использованием дистанционных образовательных технологий».
12. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».
13. Распоряжение Правительства Нижегородской области от 30.10.2018 №1135-р «О реализации мероприятий по внедрению целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей».
14. Устав Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Центр детского творчества Ленинского района».
Для педагога:
1. Гнедич, П.П. Всеобщая история искусств. Живопись. Скульптура. Архитектура/П.П.Гнедич. – М.: Эксмо, 2018. – 796с.
2. Гогобелидзе, А.Г., Дергунская, В.А., Акулова, О.В. Художественно-эстетическое развитие./ А.Г.Гогобелидзе, В.А.Дергунская, О.В.Акулова. - СПб.: Детство - Пресс, 2020. – 400 с.
3. Гомбрих, Э. История искусства/Э.Гомбрих. – М.: Искусство 21 век, 2019. – 688 с.
5. Комарова, Т.С. Художественное творчество. / Т.С.Комарова. - М.: Мозаика - Синтез, 2016. – 160 с.
7. Логвиненко, Г.М. Основы декоративной композиции: учеб. пособие для студентов вузов./Г.М.Лонгвиненко. - М.: ВЛАДОС, 2017. – 144с.
8. Погодина, С.В. Шаг в искусство. Тематическое планирование. Мир человека. ФГОС. /С.В.Погодина.- М.: Вако, 2019. - 128 с.
9. Раушенбах, Б. В. Геометрия картины и зрительное восприятие./Б.В.Раушенбах. - СПб.: Пальмира, 2018. – 316 с.
10. Тимофеева, Л.Л. Современные формы организации детских видов деятельности: методическое пособие / Л.Л. Тимофеева. – М.: Центр педагогического образования, 2019. - 304 с.
11. Художественная школа: основы техники рисунка, развитие творческого потенциала / отв. ред. Л. Кондрашова. – М.: Эксмо,2019. - 528 с.
12. Щеглова, А.В. Учитель рисования/А.В.Щеглова. - М.: Научная книга, 2017. – 284 с.
13. Логвиненко Г.М. Декоративная композиция. /Г.М. Логвиненко – М.: Владос, 2017. – 144 с.
Для родителей:
Визер, В. Живописная грамота. Система цвета в изобразительном искусстве. /В.Визер. - М.: Академия, 2020. - 310с.
Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка /Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер. - М.: «Просвещение», 2019. - 124с.
Иванова, О.Л. Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка? /О.Л.Иванова, И.И.Васильева. - М.: Сфера,2019. – 96с.
Комарова, Т.С. Обучение детей технике рисования./Т.С.Комарова. - М.: Академия, 2020. - 304с.
Для обучающихся:
Власов, В.Г. Стили в искусстве: словарь. /В.Г.Власов. – СПБ: Кольна, 2019. – 433с.
Ли, Н.Г. Рисунок. Основы учебного академического рисунка. Учебник./Н.Г.Ли. - М.: Эксмо, 2020. — 480 с.
Иттен, И. Искусство цвета./И.Иттен. – М.:Аронов, 2020. – 96 с.
Иттен, И. Искусство формы. Мой форкурс в Баухаузе и других школах/И.Иттен. – М.:Аронов, 2020. – 136 с.
Ветрова Г. Е. Серия «Сказки о художниках». Шишкин. / Г. Е. Ветрова. - М.: Белый город, 2018. – 12 с.
Фишер, Т. Нескучное искусство. От классики до граффити. / Т. Фишер. - СПб.: Питер, 2017. – 64 с.
Видеоуроки по декоративно-прикладному искусству на канале Ассоциации «Народные художественные промыслы России» [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.youtube.com/playlist?list=PL9B1XYkUeBc2Sfgw7fC7G4Gcd pbZ3Z4uP
Видеоуроки по живописи и рисунку от онлайн-школы «Akademika» [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.youtube.com/c/akademika_pro/playlists
Видеоуроки по живописи и рисунку на канале «ART Shima» (видеоуроки выпускницы МГАХИ им Сурикова Анастасии Шимшилашвили) [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.youtube.com/c/ArtShima/playlists
«Орнамика» — крупнейший цифровой архив орнаментов России [Электронный ресурс] Режим доступа: https://ornamika.com/
Путеводитель по народным промыслам регионов России — спецпроект портала «Культура.РФ» [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.culture.ru/s/narodnye-promysly-rossii/
Цифровая коллекция государственного каталога Музейного фонда Российской Федерации «Госкаталог.РФ» (живопись, графика, скульптура, предметы прикладного искусств, быта, этнографии) [Электронный ресурс] Режим доступа: https://goskatalog.ru/portal/#/
Путеводитель «Русские ремесла» - сайт популяризации народного художественного творчества [Электронный ресурс] Режим доступа: https://russianarts.online/
Проект «Тайны старого сундука» - цифровая коллекция старинных предметов обихода и интерьера, культуры, искусства и быта [Электронный ресурс] Режим доступа: http://oldchest.ru/
8