Рабочая программа изостудии «Юные художники»
Комитет по образованию
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №…….. района Санкт-Петербурга
Рассмотрено на заседании Педагогического совета протокол от № |
Утверждено приказом заведующего от № . / /
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ИЗОСТУДИИ
«Юные художники»
Возраст детей старшей группы 6 – 7 лет
Срок реализации программы - 1 год
Санкт-Петербург
2016
Пояснительная записка
Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность. Занятия по рисованию способствуют всестороннему развитию личности. Об этом писали выдающиеся педагоги прошлого: Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ф.Фребель, многие русские педагоги и психологи. Исследовательница изобразительного творчества ребенка Н.П. Саккулина писала: «Дети, конечно, не делаются художниками от того, что в течение дошкольного детства им удалось создать несколько действительно художественных образов. Но в развитии их личности это оставляет глубокий след, так, как они приобретают опыт настоящего творчества, который в дальнейшем приложат к любой области труда».
Процесс развития дошкольника осуществляется успешно при условии его активного взаимодействия с миром. Каким будет мир вокруг, зависит от нас и от того, что мы заложили в сознании наших детей. Что определяет человека и характеризует его в обществе? - Его культура. Это понятие вмещает в себя духовность и нравственность, широкое сознание и кругозор, утонченность и творческую активность. Культура человека есть отражение его внутреннего мира: как мыслит, чувствует мир и красоту вокруг. Главная цель художественного воспитания детей – формирование духовной культуры личности, приобщение к общечеловеческим ценностям, овладение культурным национальным наследием.
Сегодня вопрос о детском художественном творчестве решается с точки зрения необычайной педагогической ценности. Выдающийся ученый-педагог Л.С. Выготский справедливо заметил: «Детское творчество научает ребенка овладевать системой своих переживаний, побеждать и преодолевать их и учит психику восхождению», - следовательно, оказывает самое непосредственное влияние на эстетическое развитие, основу которого составляют – эмоциональность, интерес, активность.
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.
Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое). А также, позволяет плодотворно решать задачи подготовки детей к школе.
Актуальность программы
Программа «Юные художники» является модифицированной и имеет художественно-эстетическую направленность. В основе программы лежат разработки Лыковой И.А., Комаровой Т.С., Дороновой Т.Н., Копцевой Т.А., Яковлевой Т.Н. и многих других. Данная программа по изобразительной деятельности строит обучение таким образом, чтобы оно стало не только интересным для каждого ребенка, но и позволило ему овладеть основными способами творческого решения; предоставить детям возможность для проявления активности и самостоятельности. Способность ребенка к творчеству во многом зависит от того, насколько он трудолюбив, насколько развит в эмоциональном отношении. В этом смысле эстетическое воспитание через виды изобразительной деятельности помогает становлению основных качеств личности: активности, самостоятельности, трудолюбия.
Тематика предлагаемых детям занятий разнообразна, предусматривает развитие и усложнение образного решения, разнообразны и формы выполнения изображений (индивидуальная работа и коллективные композиции). Есть многообразие и в предлагаемых детям изобразительных материалах. Это обогащает художественные представления детей, способствует их эстетическому развитию.
Методика работы построена на широком и всестороннем использовании игры, как ведущего вида деятельности ребенка-дошкольника, что позволяет в комфортной и привычной для детей игровой ситуации побуждать их к самостоятельной передаче образов предметов, используя доступные изобразительные средства: цвет, линию, форму, композицию и различные материалы – карандаши, краски, бумагу и т.д.
С целью углубления воображения детей, расширения их представлений о мире, обогащения творчества во взаимосвязи с изобразительной деятельностью используются дидактические игры.
Все занятия построены с учетом возрастных особенностей детей. В первую очередь осуществляется знакомство с тем, что близко ребенку, окружает его в повседневной жизни.
Интересны занятия и тем, что одна тема может в себе сочетать разные техники и приемы использования выразительных средств, например: тема «Узоры на окне», дети рисуют восковыми мелками растительные узоры по всему листу и заливают акварелью в теплой (закат) или холодной гамме (утро, день) и в технике «по – мокрому». Разнообразие материалов, используемых в работе, дает возможность ребенку фантазировать, обогащает его опыт и заставляет думать и размышлять о целесообразности выбора материалов в той или иной продуктивной деятельности. Дети пробуют свои силы в работе с разными материалами: карандаш графический ,цветные карандаши, фломастеры, цветная бумага и картон разной фактуры, мелки цветные (работа на асфальте и тонированной бумаге), восковые мелки, акварельные краски, гуашь, пастель, гелевая ручка, уголь, пластилин.
Немалую часть занятий по изобразительной деятельности проводится с использованием нетрадиционных методов рисования. В большей мере такие занятия проводятся с детками второй младшей группы. Рисование нетрадиционными способами – увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей.
Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник:
Способствует снятию детских страхов;
Развивает уверенность в своих силах;
Развивает пространственное мышление;
Учит детей свободно выражать свой замысел;
Побуждать детей к творческим поискам и решениям;
Учить детей работать с разнообразным материалом;
Развивать чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия, фактурности и объемности;
Развивает мелкую моторику рук;
Развивает творческие способности, воображение;
Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.
В программе большое значение уделено комплексному воздействию разных видов искусства на сознание ребенка (изобразительные, декоративные, музыкальные, литературные), что способствует формированию эмоциональной отзывчивости дошкольников на нравственно-эстетическую красоту окружающей действительности и искусства. На занятиях включаются элементы музыкальной, художественно - речевой, театрализованной деятельности, которые объединены вокруг основного стержневого вида деятельности – изобразительной, и которые помогают более широкому, глубокому осмыслению образов и их созданию разными выразительными средствами. В этой интеграции изобразительное творчество выступает главным аспектом, а в качестве дополнительного - художественная литература, природа, музыка, игра и т.д..
Такое восприятие искусства и действительности нашло отражение и в структуре занятия:
1. организационный момент,
2. деятельность в области восприятия (беседы о природе, искусстве,
архитектуре, прослушивание музыкальных или литературных произведений
и т.п.),
3. выполнение поставленной задачи.
Отдельное место занимает изучение детьми традиционной русской культуры. Народное искусство – богатейшая сокровищница красоты, является неиссякаемым источником творческой фантазии. Народное искусство выражено не только в декоративно-прикладном искусстве, темы: гжель, хохлома и др., но и в фольклорно-поэтическом (потешки, пословицы, фрагменты из сказок) и музыкальных фрагментах и музыкальных композициях (русские народные песни, инструментальные композиции). Если занятие проходит по теме "Дымковская игрушка", - это своеобразная театрализованная ярмарка, где присутствуют все виды художественной деятельности: изобразительная, фольклорная, литературная.
Предлагаемые подходы и методы работы с детьми основаны на уважении личности ребенка, внимательном отношении к его интересам и потребностям, заботе о его эмоциональном благополучии. И построены на постоянном анализе динамики развития каждого ребенка и учете уровня его возможностей.
Таким образом, при целенаправленном знакомстве с искусством, где дети видят результат своего творчества и творчества художников, скульпторов, архитекторов, музыкантов достигается полноценное восприятие и понимание искусства, особенностях его языка - это средства выразительности, материалов.
МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Рабочая программа имеет цель развивать у детей способности: художественные (художественный вкус, эстетическая оценка, эстетическое суждение, положительное отношение к окружающему, к искусству, к художественной деятельности), коммуникативные и интеллектуальные.
Ведущие задачи:
- предоставление детям возможности освоить и развить художественные навыки;
- способствовование духовно-нравственному воспитанию, эстетическому развитию детей, приобщить их к непреходящим общечеловеческим ценностям;
- познакомить воспитанников с красотой и богатством русского народного искусства;
Программа способствует решению следующих задач:
Обучающая: учить детей осваивать коммуникативные, интеллектуальные и художественные способности в процессе рисования.
Развивающая: развивать творческую активность и самостоятельность.
Воспитательная: формировать положительно – эмоциональное восприятие окружающего мира, воспитывать художественный вкус, интерес к изобразительному искусству.
Данная программа направлена на формирование у детей:
1. практических умений;
2. художественных знаний;
3. оценочного отношения;
4.увлеченности (художественное восприятие и созидание).
Из этих направлений можно выделить 3 вида деятельности:
познавательная - знание;
продуктивно-созидательная - умение;
ценностно-ориентационная - оценка.
Структура программы
1.Основы рисования
Рисунок - один из основных предметов в системе обучения изобразительному искусству. Будучи основой реалистического изображения действительности, он является средством художественного образного выражения мыслей, чувств, представления художника, его отношения к миру.
Необходимо с первых уроков научить детей эмоционально воспринимать натуру и посильно изображать ее на плоскости листа различными графическими материалами.
Во всех работах необходимо решать задачу композиционной цельности листа.
Учащиеся должны освоить необходимые первичные знания, научиться сознательно пользоваться этими законами в своём рисунке. Основное место в этом блоке занимают рисунок натюрмортов, пейзажей, упражнения. Необходимо приучать юных художников к законченности каждого задания. Учащиеся овладевают выразительными возможностями
рисунка через построения простейших геометрических фигур, линий и их сочетаний.
В дополнение к практическому рисованию приводятся примеры рисунков мастеров классического рисунка и живописи. Очень важно в учебных композициях учиться построению фигур человека и животных с правильными пропорциями, передачи характерного движения, выразительности образа
Живопись является одним из важнейших разделов учебного процесса. Необходимо прививать учащимся любовь к изображению окружающего мира во всем его цветовом богатстве. Для решения этих задач необходимо дать понятие о холодных, теплых, дополнительных и сближенных цветах. Дать понятие о цветовой гармонии, о декоративности цвета, многообразии цветовых оттенков, представления о технических возможностях живописных материалов (акварель и гуашь).
2.Композиция
Важным разделом в формировании художественного образного мышления у детей является работа над композицией. В изостудии учащиеся знакомятся с основными закономерностями композиции.
Композиция, развивая образное мышление, приучает учащихся, изображать действительность не пассивно, а творчески. Композиционное решение определяется темой, образным строем, отношением учащихся к изображаемому, индивидуальными особенностями детей. Очень важно дать учащимся понятие композиции, как организации художественного произведения, направленной на создание выразительной гармонии, цельности. Слово "выразительная" сразу связывает композицию с содержанием, как основной целью работы художника. В слово "гармония" заключено и "ритм", и отбор форм и цветов и соподчинение частей композиции в интересах выражения идеи, замысла и конечно "музыкальное" поэтическое звучание целого. Для успешной работы в области композиции надо развивать у учащихся наблюдательность, умение подмечать в жизненных явлениях самое главное и характерное.
3.Азбука народного искусства.
Народная игрушка и лучшие образцы декоративно-прикладного искусства могут стать эффективным материалом в художественном воспитании детей дошкольников. Этот блок учебный программы направлен на формирование у детей любви и понимания культуры родины, своего края, знания и уважения традиций предков. Именно через знакомство с традиционным народным искусством дети смогут по-настоящему соприкоснуться с культурным наследием. Народные промыслы донесли до нас многовековой художественный опыт народных мастеров, соприкосновение с которым при соответствующем педагогическом руководстве может способствовать обогащению художественной культуры ребенка, и в частности усилить пластическую, графическую и цветовую выразительность его собственных рисунков. Думается, что не менее важна роль, которую может сыграть знакомство с народным искусством и в воспитании навыков творческого, эмоционального восприятия природы, шедевров мирового искусства.
Система упражнений на восприятие образного строя народного искусства может стать хорошим началом в воспитании навыков, необходимых потом и при встречах с искусством профессиональным. Необходимо добавить, что от педагога зависит глубина и сила творческого восприятия ребенка, его «вхождение в образ». Так, восприятию образов народной игрушки, усилению его способствуют и беседы-пересказы легенд о ее происхождении, о технологии, и знакомство с древними обрядами (которые построены на синтезе фольклора музыкального, поэтического, изобразительного), прослушивание частушек, загадок, потешек и небылиц.
Основной принцип обучения учащихся – развитие творческой индивидуальности каждого, побуждение к самостоятельному творчеству. На занятиях используются различные методы обучения: словесные, наглядные, практические, игровые. Словесные методы - рассказ и беседа – сопровождаются демонстрацией пособий, иллюстрированного материала, образцов выполненных работ. Основное время на занятиях отводится практической работе, которая проводится на каждом занятии после объяснения теоретического материала. Созданию творческой атмосферы на занятиях способствует итоговый просмотр и обсуждение выполненных работ.
Программа составлена с учётом принципов:
1. Принцип систематичности и последовательности: постановка задач
эстетического воспитания и развития детей «от простого к сложному »,
«от близкого к далёкому», «от хорошо известного к незнакомому»;
2. Принцип цикличности: постепенное усложнение и расширение от
возраста к возрасту;
3. Принцип оптимизации и гуманизации учебно -воспитательного
процесса;
4. Развивающего обучения.
5. Принцип природосообразности: постановка задач художественно-
творческого развития с учётом «природы» детей – возрастных
особенностей и индивидуальных способностей;
6. Принцип культуросообразности: построение или корректировка
содержания программы с учётом региональных культурных традиций;
7. Принцип сезонности: построение или корректировка познавательного
содержания с учётом природных и климатических особенностей
Республики Коми в данный момент времени;
8. Принцип интереса с опорой на детский коллектив.
Интеграция с другими образовательными областями:
1. Социально — коммуникативное развитие:
развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности; воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам; формирование патриотических чувств; формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах продуктивной деятельности.
2. Познавательное развитие:
сенсорное развитие; формирование целостной картины мира; расширение кругозора в сфере изобразительного искусства, творчества; формирование элементарных математических представлений: занятия по изодеятельности способствуют усвоению знаний о цвете, величине, форме, количестве предметов и их пространственном расположении; расширение кругозора в процессе рассматривания картин, различных наблюдений, экскурсий; знакомство со строением предметов, объектов.
3. Речевое развитие:
практическое овладение воспитанниками нормами речи, использование для обогащения словарного запаса художественных произведений и художественного слова: потешек, загадок; развитие связной и монологической речи при описании репродукций картин художников, собственных работ и работ своих товарищей;развитие коммуникативной функции речи: .на занятиях используется прием комментированного рисования; в процессе обыгрывания сюжета и самого рисования ведется непрерывный разговор с детьми, дети друг с другом в ходе рисования обсуждают свою работу; выполняя практические действия, дети способны усвоить много новых слов и выражений активного и пассивного словаря,
4. Художественно — эстетическое развитие:
использование музыкальных произведений для обогащения содержания области деятельности, развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства, развитие художественного восприятия и эстетического вкуса; рисование по впечатлениям просмотренных сказок, постановок; рисование пригласительных билетов, использование рисунков в оформлении к праздникам, развлечениям; музыкатерапия– прослушивание звуков окружающего мира; музыкальных сказок и импровизаций на различные темы; рисование по передаче восприятия музыкальных произведений; музыкальное оформление для создания настроения и лучшего понимания образа, выражения собственных чувств.
5. Физическое развитие:
развитие мелкой моторики, воспитание культурно-гигиенических навыков, формирование начальных представлений о здоровом образе жизни; использование здоровьесберегающего принципа. Для реализации данного принципа предлагается:
ориентироваться на позу как выразительную характеристику положения тела в пространстве посредством игровых упражнений; предупреждать нарушение осанки;
осваивать навыки рационального дыхания (необходимые при обучении рисованию воздушными фломастерами) с помощью дыхательных упражнений;
использовать физминутки, пальчиковую гимнастику, упражнения для координации глаз и развития мелкой моторики рук,для концентрации внимания и усидчивости, подготовка руки к письму и работе на компьютере (с мышкой).
Задачи художественно-творческого развития детей 6-7 лет
► Продолжать знакомить детей с произведениями разных видов искусства (живопись, графика, народное и декоративно-прикладное искусство, архитектура) для обогащения зрительных впечатлений и формирования эстетического отношения к окружающему миру.
► Показывать детям, чем отличаются одни произведения искусства от других, как по тематике, так и по средствам выразительности; называть, к каким видам и жанрам изобразительного искусства они относятся, обсуждать их содержание, поощрять индивидуальные оценки детьми этих произведений; развивать воображение, формировать эстетическое отношение.
► Поддерживать стремление детей видеть в окружающем мире красивые предметы и явления; показывать уже знакомые и новые произведения искусства; рассказывать о замысле и творческих поисках художника при создании произведения, о том, какими художественными средствами передается настроение людей и состояние природы.
► Расширять, систематизировать и детализировать содержание изобразительной деятельности детей; активизировать выбор сюжетов о семье, жизни в детском саду, а также о бытовых, общественных и природных явлениях (семья, дом, город, деревня, праздники, путешествия, в т.ч. космические, весёлые приключения, дальние страны); поощрять интерес к изображению человека (портрет, автопортрет, семейный портрет, бытовой портрет, бытовые сюжеты: «Как мы провели воскресенье», «Что мы делали на прогулке», «Где мы были летом» (представители разных профессий с соответствующими атрибутами, инструментами, техникой); при создании пейзажей и сюжетов на тему природы поддерживать желание детей изображать животных с детёнышами в движении; учить передавать своё представление об историческом прошлом Родины посредством изображения характерных деталей костюмов, интерьеров, предметов быта.
► Помогать детям научиться различать реальный и фантазийный (выдуманный) мир в произведениях изобразительного и декоративно-прикладного искусства; перенести это понимание в собственную художественную деятельность; показать возможность создания сказочных образов (Конька-Горбунка, Русалочки, Жар-птицы, Дюймовочки) на основе фантазийного преобразования образов реальных;
► Инициировать самостоятельный выбор детьми художественных образов, сюжетов композиций, а также материалов, инструментов, способов и приёмов реализации замысла.
► Учить ребенка самостоятельно определять замысел исохранять его на протяжении всей работы; передавать впечатления об окружающем, отражая свои эстетические чувства и отношение; передавать доступными выразительными средствами настроение и характер образа (грустный человек или весёлый сказочный персонаж, добрый или злой и т.д.).
► Совершенствовать специфические умения во всех видах изобразительной деятельности: продолжать учить изображать объекты реального и фантазийного мира с натуры или по представлению, точно передавая строение (форму), пропорции, взаимное размещение частей, характерные признаки; передавать достаточно сложные движения (например, птичка вспорхнула с ветки, олень мчится, запрокинув голову, танцующая девочка одной рукой придерживает юбочку, а другую руку с платочком подняла вверх); создавать сюжеты разного масштаба с различной степенью конкретизации содержания.
►Развивать композиционные умения: размещать объекты в соответствии с особенностями их формы, величины, протяжённости; создавать композицию в зависимости от сюжета - располагать объекты на узком или широком пространстве земли (неба), обозначив линию горизонта; изменять форму и взаимное размещение объектов в соответствии с их сюжетными действиями (например, туристы поднимаются в горы и держатся друг за друга); изображать более близкие и далекие предметы, не изменяя их размеры; выделять в композиции главное - основные действующие лица, предметы, окружающую обстановку; учить планированию - эскиз, набросок, композиционная схема.
► Поощрять создание образов реальной действительности, узнаваемых по форме, цвету и пропорциям, использование различных материалов (гуаши, акварели, пастели и др.) с учетом присущих им художественных свойств, выбор средств, соответствующих замыслу, экспериментирование с материалами и средствами изображения.
► Учить координировать движения рук в соответствии с характером создаваемого образа (плавные движения при создании пластичного образа из глины, широкие движения кистью в коллективной композиции).
► Создавать условия для свободного, самостоятельного, разнопланового экспериментирования с художественными материалами;
совершенствовать технику рисования гуашевыми и акварельными красками (свободно экспериментировать, смешивая разные краски для получения задуманных цветов и оттенков);
самостоятельно выбирать художественные материалы для создания выразительного образа (для пейзажных рисунков использовать акварель или пастель, для декоративного панно - гуашь, для предварительных набросков или эскизов - уголь или простой карандаш).
Прогнозируемые результаты освоения программы
К концу года:
- знать разные виды изобразительного искусства.
- называть основные выразительные средства.
-высказывать эстетические суждения о произведениях искусства, эстетической развивающей среде.
В рисовании
- создавать индивидуальные и коллективные рисунки, декоративные, предметные и сюжетные композиции на темы окружающей жизни, литературных произведений.
- использовать в рисовании разные материалы и способы создания изображения.
В лепке
- лепить различные предметы, передавая их форму, пропорции, позы и движения фигур; создавать сюжетные композиции из 2, 3 и более изображений.
- выполнять декоративные композиции способами налепа и рельефа.
- расписывать вылепленные изделия по мотивам народного искусства.
В аппликации
- изображать различные предметы, используя бумагу разной фактуры и усвоенные способы вырезания и обрывания.
- создавать сюжетные и декоративные композиции.
Учебно–тематический план о
бразовательной программы изостудии «Юные художники»
для детей 6 - 7 лет, подготовительная группа
Месяц |
Неделя |
Вид занятия |
Содержание (разделы, темы) |
Кол-во часов |
Сентябрь |
1 |
Комплектование группы |
1 |
|
1 |
||||
2 |
1 |
|||
1 |
||||
3 |
Рисунок |
«В подводном мире» |
1 |
|
Лепка |
«Грибочки в корзине» |
1 |
||
4 |
Живопись |
«Корзина с фруктами» |
1 |
|
ДПИ |
«Дымковский конь» (роспись) |
1 |
||
Октябрь |
1 |
Рисунок |
«Кисть рябинки, гроздь калинки» |
1 |
Лепка |
«Кто в лесу живёт» (лепка по замыслу) |
1 |
||
2 |
Живопись |
«Листик, листик вырезной, солнышком окрашенный...» |
1 |
|
ДПИ |
«Золотые травы Хохломы»(коллективное панно). |
1 |
||
3 |
Рисунок |
«Деревья в лесу» |
1 |
|
Лепка |
«Натюрморт» (пластилинография) |
1 |
||
4 |
Живопись |
«Цветы осени»( натюрморт) |
1 |
|
ДПИ |
«Золотая хохлома. Узорные строчки» |
1 |
||
Ноябрь |
1 |
Рисунок |
«Хмурая осень» |
1 |
Лепка |
«Животный мир Африки» |
1 |
||
2 |
Живопись |
Портрет « Моя мама волшебница» |
1 |
|
ДПИ |
«Декоративные птицы» |
1 |
||
3 |
Рисунок |
«Осеннее утро» (графика) |
1 |
|
Лепка |
«Жираф» |
1 |
||
4 |
Живопись |
«В гости в Африку» |
1 |
|
ДПИ |
«Очень любим мы, Матрешки, разноцветные одежки» ( Полхов -Майданская роспись) |
1 |
||
Декабрь |
1 |
Рисунок |
«Узоры зимы» |
1 |
Лепка |
«Ветка ели с шишками» |
1 |
||
2 |
Живопись |
«Зимний пейзаж» |
1 |
|
ДПИ |
«Здравствуй , Зимушка-Зима» |
1 |
||
3 |
Рисунок |
«Березка» |
1 |
|
Лепка |
«Ледяное царство в голубой сказке» (пластилинография) |
1 |
||
4 |
Живопись |
«Зима в лесу» |
1 |
|
ДПИ |
«Новогодняя открытка» |
1 |
||
Итого 1полугодие: |
32 |
Январь |
1 |
|||
2 |
||||
3 |
Рисунок |
«Зимнее утро в городе» |
1 |
|
Лепка |
«Зимние забавы» (лепка сюжетная) |
1 |
||
4 |
Живопись |
«Дремлет лес под сказкой сна...» |
1 |
|
ДПИ |
«Ваза» (гжель) |
1 |
||
Февраль |
1 |
Рисунок |
«Пингвины на льдинах.1 занятие – снег, лёд и полярная ночь» |
1 |
Лепка |
«Птицы на кормушке» |
1 |
||
2 |
Живопись |
«Снегири на ветке рябины» |
1 |
|
ДПИ |
«Сказочная птица»(Каргопольская роспись) |
1 |
||
3 |
Рисунок |
«Пингвины на льдинах. 2 занятие – пингвины» |
1 |
|
Лепка |
«Слон» |
1 |
||
4 |
Живопись |
«Поможем зайцу найти друзей» |
1 |
|
ДПИ |
«Масленица» |
1 |
||
Март |
1 |
Рисунок |
«Портрет мамы» (рисование) |
1 |
Лепка |
«Чудо - цветок» (изразцы). |
1 |
||
2 |
Живопись |
«Девочка – Весна» |
1 |
|
ДПИ |
«Шаль всем на диво –нарядна ,красива» (коллективная работа) (Павлово-Посадская роспись) |
1 |
||
3 |
Рисунок |
«Подснежники для моей мамы» |
1 |
|
Лепка |
Лепка сюжетная коллективная «Прилетайте в гости» (воробушки на кормушке) |
1 |
||
4 |
Живопись |
«Весенние красоты» |
1 |
|
ДПИ |
«Филимоновский табунок». |
1 |
||
Апрель |
1 |
Рисунок |
«Космос» (коллаж) |
1 |
Лепка |
«Космонавты» |
1 |
||
2 |
Живопись |
«Космический пейзаж» |
1 |
|
ДПИ |
«Весенний букет» |
1 |
||
3 |
Рисунок |
«Вишня в цвету» |
1 |
|
Лепка |
«Малиновка в гнезде» |
1 |
||
4 |
Живопись |
«Ветка с первыми листьями» (с натуры) |
1 |
|
ДПИ |
«Городец» («Чудо – кони, чудо птицы») |
|||
Май |
1 |
|||
2 |
Живопись |
«Русское поле» (рисование фона) |
1 |
|
Лепка |
«Русское поле» (пластилинография) |
1 |
||
3 |
Рисунок |
«Насекомые на лугу» |
1 |
|
Лепка |
«Мы на луг ходили….» (лепка сюжетная) |
1 |
||
4 |
Живопись |
«Вечерний город» (отражение в воде) |
1 |
|
ДПИ |
«Цветочная клумба» |
1 |
||
Итого 2 полугодие: |
34 |
|||
Итого: |
66 |
Содержание программы.
Сентябрь
Рисунок
Тема: «В подводном мире»
Содержание: Совершенствовать умение использовать данные изобразительные техники.Развивать чувство композиции(Живопись по мокрому Ладошками)
Материалы: Бумага для рисования, акварель, репродукции эскизы.
Лепка
Тема: «Грибочки в корзине»
Содержание: Учить детей находить в предметах знакомые геометрические формы. Закреплять навыки скатывания шара и овала между ладоней. Закреплять навыки лепки предмета из нескольких частей и составлять композицию.
Материалы: Муляжи разных грибов; картинки с изображением грибов; пластилин; стеки; дощечки для лепки
Живопись
Тема: «Корзина с фруктами»
Содержание:Учить детей рисовать свечой и акварелью, процарапывать рисунок. Развивать чувство композиции
Материалы: Бумага , свеча, акварель, простой карандаш, палочка для процарапывания, гуашь, кисти, репродукции натюрмортов,
Тема: «Цветы осени» (натюрморт)
Содержание: Продолжать знакомить детей с жанром «натюрморт» и видом «графика»; научить грамотно видеть композиционное пространство (центр – главный предмет, прорисовка и штриховка деталей); вызвать интерес к изображаемому объекту.
Материалы: Лист альбома; букет осенних цветов в вазе; репродукция И.Грабарь «Хризантемы»; гелевая ручка.
Декоративно – прикладное искусство
Тема: «Дымковский конь»(роспись)
Содержание: Воспитывать у детей интерес к народному творчеству; продолжать формировать умение росписывать дымковскую игрушку; воспитывать аккуратность; продолжать формировать умение рисовать самым кончиком кисти
Материалы: Дымковские игрушки; иллюстрации по теме; гуашевые краски; кисти.
ОКТЯБРЬ
Рисунок
Тема: «Кисть рябинки, гроздь калинки»
Содержание: Учить детей рисовать кисть рябины (калины) ватными палочками, а листья приёмом ритмичного примакивания ворса кисти. Закрепить представления о соцветиях кисти, грозди, их строении. Развивать чувство ритма и цвета.
Материалы: Листы голубого цвета, карандаш, акварель, ватные палочки, кисти, вода в банке, салфетка.
Лепка
Тема: «Кто в лесу живёт» (лепка животных по замыслу)
Содержание: Самостоятельный выбор способа лепки животного на основе обобщённой формы: из цилиндра, конуса или овоида, передача несложных движений.
Материалы: Иллюстрации с лесными животными, пластилин , стеки, дощечки или клеенки для лепки , салфетки.
Живопись
Тема: «Листик, листик вырезной, солнышком окрашенный...»
Содержание: Использование шаблона кленового листа. Закрепление навыка аккуратного закрашивания предмета, не выходя за контуры; развитие умения выразительно сочетать тёплые тона, использование приёма вливания цвета в цвет. Прорисовка прожилок тонкой кистью.
Материалы: Акварель, бумага, кисти
Декоративно – прикладное искусство
Тема: «Золотые травы Хохломы» (коллективное панно).
Содержание: На основе знаний о хохломском промысле закреплять умение создавать самостоятельную композицию, передавая растительный характер орнамента,праздничность. Торжественность колорита Золотой Хохломы. Развивать в детях стремление к творчеству.
Материалы: Бумажные силуэты лепестков цветов, таблицы с элементами хохломской росписи, краска гуашь, кисти, ватные палочки, «тычки», цветной клей.
Рисунок
Тема: «Деревья в лесу»
Содержание: Учить изображать характерные признаки деревьев (корявые, ветвистые, тонкие, колючие); закреплять умение использовать различные линии – волнистые, острые, кривые, колючие); воспитывать наблюдательность и внимание к природе.
Материалы: Лист альбома 30х40; Митурич «Ель»; Ф.Васильев «Дуб»; восковые мелки, фломастеры одного цвета.
Лепка
Тема: «Натюрморт» (пластилинография)
Содержание: Учить пользоваться различными техниками в одной композиции, правильно заполнять весь лист, дополнять блик налепом, передавать цветом ощущение тепла, развивать композиционные умения.
Материалы: Силуэты фруктов (яблоки и груши), тонированная бумага, мягкий пластилин, дощечки, стеки, репродукции Машкова.
Живопись
Тема: «Цветы осени» ( натюрморт)
Содержание: Продолжать знакомить детей с жанром «натюрморт» и видом «графика»; научить грамотно видеть композиционное пространство (центр – главный предмет, прорисовка и штриховка деталей); вызвать интерес к изображаемому объекту.
Материалы: Лист альбома; букет осенних цветов в вазе; репродукция И.Грабарь «Хризантемы»; гелевая ручка.
Декоративно – прикладное искусство
Тема: «Золотая хохлома. Узорные строчки»
Содержание: Учить выделять в росписи отдельные элементы (реснички, травинки, усики, завитки, криуль, капельки), рисовать их кончиком кисти. Развивать чувство цвета, ритма.
Материал: Хохломские изделия, таблица элементов, а/лист разделён на 8частей. Акварель, кисти №1,2, вода в банке, салфетка.
НОЯБРЬ
Рисунок
Тема: «Хмурая осень»
Содержание: Передать в рисунке колорит хмурого осеннего дня через
подбор соответствующих красок; воспитывать художественный вкус.
Материалы: Лист А 4, акварель, непроливайка, кисть, иллюстрация осени.
Лепка
Тема: «Животный мир Африки»
Содержание: Расширять знания детей о представителях животного мира жарких стран. Учить определять содержание своей работы. Закрепить умения детей лепить животных любым способом, передавая их характерные особенности. Развивать самостоятельность, инициативу.
Материалы: Иллюстрации и игрушки: слон, жираф, носорог, бегемот, лев, зебра и др. Пластилин, доски, стеки, салфетки.
Живопись
Тема: Портрет « Моя мама волшебница»
Содержание: Дать детям знания о портрете как жанре изобразительного искусства. Учить отображать особенности внешности (цвет волос, глаз, причёска). Развивать навыки рисования восковыми мелками, пастелью.
Материалы: Бумага для рисования, сангина, репродукции портретов, эскизы, мелки, акварель, восковые мелки, пастель
Декоративно – прикладное искусство
Тема: «Декоративные птицы»
Содержание: Учить передавать выразительные особенности декоративных птиц (дымковские, филимоновские , тверские) в их позе, форме, украшениях налепами. Лепить птиц из целого куска, вытягивая части тела птицы. Развивать воображение.
Материалы: Дымковские, филимоновские, тверские игрушки. Пластилин, доски, стеки, салфетки.
Рисунок
Тема: «Осеннее утро»(графика)
Содержание: Учить подбирать несложный сюжет для рисования; закреплять навыки рисования линий, штрихов соответствующих форме изображаемых объектов; вызвать интерес к работе на мольбертах, бережное отношение к творчеству.
Материалы: Лист альбома; карандаш черный или коричневый, фломастер, восковой мелок, соус - по выбору.
Лепка
Тема: «Жираф»
Содержание: Расширять знания детей о представителях животного мира жарких стран. Закрепить умения передавать в лепке особенности строения тела жирафа. Развивать мелкую моторику рук.
Материалы: Игрушка жираф, иллюстрации с изображением жирафа. Пластилин, доски, стеки, салфетки.
Живопись
Тема: «В гости в Африку»
Содержание: Совершенствовать данные изобразительные техники.
Материалы: Акварель, бумага,кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка
Декоративно – прикладное искусство.
Тема: «Очень любим мы, Матрешки, разноцветные одежки» Полхов-Майдан
Содержание: Продолжать знакомство детей с русской матрешкой. Показать характерные особенности полхов-майданских, загорских и семеновских матрешек. Формировать технические умения и навыки кистевой росписи. Учить использовать в росписи матрешки печатку-тычок. Формировать эстетический вкус.
Материалы: Матрешки из разных городов России. Иллюстрации с изображением матрешек. Таблицы с элементами и цветовым решением матрешек (полхов-майданских, загорских и семеновских), трафареты и силуэтное моделирование «Русские матрешки», краска гуашь, кисти, печатки, «тычки».
ДЕКАБРЬ
Рисунок
Тема: «Узоры зимы»
Содержание: Познакомить детей с картинами художников, помочь увидеть красоту, «сказку» морозных узоров. Расширить образный ряд декоративных элементов: точка, круг, завиток, волнистая линия, линия-зигзаг, цветок и т.д.; совершенствовать технику рисования мелками, технику по мокрому; вызвать эмоциональный отклик, развитие наблюдательности, фантазии.
Материалы: Большой лист бумаги; восковые мелки , акварель, кисть №5, И.Грабарь «Сказка инея и восходящего солнца», К.Васильев «У окна»; Г.Коротаева «Изобразительное искусство»
Лепка
Тема: «Ветка ели с шишками»
Содержание: Учить передавать выразительный образ заснеженной ветки ели в технике пластилинографии.Развить мелкую моторику рук. Аккуратность.
Материалы: Пластилин, картон, стеки
Живопись
Тема: «Зимний пейзаж»
Содержание: Совершенствовать умение в нетрадиционных техниках набрызг, мятая бумага, обрывание. Развивать чувство композиции.
Материалы: Бумага, акварель, кисти, зубная щетка, расческа, репродукции пейзажей, елей, эскизы, скомканная бумага, бумага для обрывания
Декоративно – прикладное искусство
Тема: «Здравствуй,Зимушка-Зима»
Содержание: Беседа. Игровые приемы с использованием музыкального сопровождения. Загадки о зиме. Сбор информации по зимним картинам и рассказ об их элементах. Подготовка и выбор материалов к коллективной объемной композиции. Пальчиковая гимнастика. Чтение художественной литературы.
Практическая работа: Изготовление и оформление пейзажа «Зимушка-зима» (объемная аппликация).
Материалы: Картон(синий, чёрный, белый) ножницы, цветная бумага, бумажные салфетки, заготовки ёлочек, солнышек, месяцев, звёздочек, открытки с изображением зверей, вата, клей ПВА, кисточки, салфетки, пенопласт, вата, картины о зиме, стихи, рассказ о зиме.
Рисунок
Тема: «Березка»
Содержание: Учить выделять характерные особенности изображаемого объекта
Учить детей передавать характер изображаемого объекта; формировать умение рисовать самым кончиком кисти; развивать композиционные умения.
Материал: Иллюстрации с изображением разных деревьев; тонированный лист бумаги формата А-4; гуашь, белила; кисти
Лепка
Тема: «Ледяное царство в голубой сказке» (пластилинография)
Содержание: Учить выполнять работу в сине-голубых тонах.
Формировать умение смешивать пластилин для получения новых оттенков; развивать композиционные умения; развивать мелкую моторику пальцев рук.
Материалы: Иллюстрации к сказке Г.Х.Андерсона «Снежная королева»; картон формата А-4; пластилин синего, голубого, белого цветов; стеки; дощечки
Живопись
Тема: «Зима в лесу»
Содержание: Учить красивому композиционному расположению (дальний – близкий план); закреплять навыки накладывания теней от деревьев: синие, фиолетовые; воспитывать интерес к познанию природы более полному отражению впечатлений в работе.
Материалы: Лист альбома 30х40; гуашь, кисть; иллюстрации, репродукции А. Куинджи «Зимний вечер»; Г. Нисский «Подмосковье».
Декоративно – прикладное искусство
Тема: «Новогодняя открытка»
Содержание: Вызвать у детей желание порадовать своих близких, изготовив для них новогоднюю поздравительную открытку. Упражнять в складывании полосы бумаги гармошкой, вырезать несколько одинаковых изображений. Формировать композиционные умения.
Материалы: ½ листа цветного картона, сложенного пополам. Полоски белого и зелёного цвета. Простой. карандаш, клей, кисти, клеенки, ножницы.
Январь
Рисунок
Тема: «Зимнее утро в городе»
Содержание: Познакомить с понятием городская архитектура (градостроительство, новостройки);при помощи цвета показать настроение раннего зимнего утра (холодная гамма); закрепить навыки смешивания красок; выразить свое эмоциональное отношение к родному городу
Материалы: Лист альбома 100х60; акварель; гуашь; кисти №5 и 2,Нисский «Индустриальное утро Москвы»
Лепка
Тема: «Зимние забавы» ( лепка сюжетная)
Содержание: Составление коллективной сюжетной композиции из фигурок, вылепленных на основе цилиндра надрезанием стекой, передача движения.
Материалы: Пластилин, стеки, дощечки.
Живопись
Тема: «Дремлет лес под сказкой сна...»
Содержание: Закреплять навыки рисования в технике «гратаж» (процарапывание). Развивать умение выстраивать композицию пейзажа, передавать колорит вечернего (ночного) зимнего леса.
Материалы: Бумага, тушь, гуашь
Декоративно-прикладное искусство
Тема: «Ваза» (гжель)
Содержание: Учить составлять узор по мотивам гжельской росписи; закрепить знания об этом промысле; выделить главные элементы узора, дополнить мелкими элементами (усики, травка, колосок); дать почувствовать ребенку, что он художник – декоратор, воспитывать ответственность при выполнении задания.
Материалы: Лист30 х 40 с силуэтом вазы, гуашь синяя, белая, фиолетовая; кисти № 4 и № 1, посуда с гжельской росписью, серия «гжель»
Февраль
Рисунок
Тема: «Пингвины на льдинах.1 занятие – снег, лёд и полярная ночь»
Содержание: Учить изображать снег, лёд и полярную ночь, используя гуашь различных цветов, смешивая её прямо на бумаге. Закрепить понятия о холодных цветах. Упражнять в аккуратном закрашивании всей поверхности листа.
Материалы: Листы формата А3, гуашь, кисть, работы детей за прошлые годы, иллюстрации.
Лепка
Тема: «Птицы на кормушке»
Содержание: Учить лепить птиц конструктивным способом. Передавать форму и относительную величину частей тела, различия птиц по величине. Развивать воображение, творчество.
Материалы: Иллюстрации зимующих птиц. Пластилин, стеки, доски, салфетки.
Живопись
Тема: «Снегири на ветке рябины»
Содержание: Учить изображать в аппликации двух снегирей в разных позах: сидящего на ветке и летящего. Формировать умение передавать характерные особенности снегирей (окраску, форму частей тела). Закрепить способ парного вырезывания (крылья у летящего снегиря, ягоды рябины). Развивать навыки общения в совместной работе.
Материалы: Фланелеграф, два снегиря – летящий и сидящий). Лист ватмана с нарисованной веткой рябины, исходные формы: красный прямоугольник 4*7см, черные 2,5*5см, 3*3см, 4*2см, клей, кисти, ножницы.
Декоративно-прикладное искусство
Тема: «Сказочная птица».Каргопольская роспись
Содержание: Развивать у детей замысел,самостоятельно выбирать элементыросписи и цветовую гамму.Совершенствовать умение составлять узориз штрихов, овалов, точек, каемочки, перекрещивающимися линиями и т.д. иукрашать им вылепленное изделие.Воспитывать интерес к народному творчеству.
Материалы: Каргопольские игрушки иллюстрации; покрашенные игрушки вылепленные детьми, таблицы с элементами росписи, краска темперная, мягкие кисти, баночки с водой, салфетки.
Рисунок
Тема: «Пингвины на льдинах. 2 занятие – пингвины»
Содержание: Совершенствовать умение в смешивании белой и чёрной красок прямо на листе бумаги. Учить рисовать семью пингвинов, предавая разницу в величине птиц. Развивать умение отображать в рисунке несложный сюжет.
Материалы: Подготовленные ранее пейзажи, гуашь, кисти, иллюстрации, рисунки детей за прошлые годы.
Лепка
Тема: «Слон»
Содержание: Упражнять детей в леке фигуры слона из целого куска, правильно передавая пропорции частей тела. Закрепить приёмы оттягивания, сплющивания, сглаживания. Воспитывать стремление доводить начатое дело до конца.
Материалы: Игрушка слон, иллюстрации с изображением слонов, пластилин, доски, стеки, салфетки.
Живопись
Тема: «Поможем зайцу найти друзей»
Содержание: Совершенствовать навыки рисования методом тычка.
Материалы: Альбомный лист,акварельные краски, кисть,бумажные салфетки,баночки-непроливайки.
Декоративно-прикладное искусство
Тема: Масленица.
Содержание: Продолжать знакомить детей с праздником Масленица, традициями, рассматривание репродукций, картин, чтение художественной литературы по теме.
Материалы: Деревянная шпажка или зубочистка, нитки, картон, скотч, крючок, клей ПВА, ножницы, карандаш , нитки мулине, бусины
Март
Рисунок
Тема: «Портрет мамы»
Содержание: Учить предавать в рисунке сходство по памяти; закреплять навыки рисования портрета; воспитывать чувство любви к близким людям.
Материалы: Репродукции картин художников - портрет;
Лист альбома 30х40; карандаш; гуашь, кисти разные, женские портреты В.Серов.
Лепка
Тема: «Чудо - цветок» (изразцы).
Содержание: Учить детей создавать декоративные цветы пластическими средствами по мотивам народного искусства. Продолжать осваивать технику рельефной лепки. Развивать чувство ритма и композиции. Воспитывать художественный вкус.
Материалы: Произведения ДПИ с цветочным рисунком, образцы. Картонные квадраты 15*15, пластилин, стеки, пуговицы, бусинки, салфетки.
Живопись
Тема: «Девочка – Весна»
Содержание: Закрепить знание детей о симметричных и несимметричных предметах, навыки рисования гуашью. Закрепить теплые цвета
Материалы: Бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка.
Декоративно-прикладное искусство
Тема: «Шаль всем на диво – нарядна,красива» (коллективная работа)Павлово-Посадская роспись
Содержание: Расширять знания детей о средствах выразительности декоративного украшения павловопосодских шалей. Развивать у детей воображение, чувство цвета, уметь составлять композицию узора, передавать колорит цветов, умение согласовывать свои действия с работой товарищей.
Материалы: Павлово-посадские шали и платки. Ткань размером 100*100 см по краю с бахромой, белого и красного цвета, краски для росписи методом батика, кольцо для закрепления ткани, кисти.
Рисунок
Тема: «Подснежники для моей мамы»
Содержание: Учить рисовать подснежники восковыми мелками, обращая внимание на склоненную головку цветов. Учить с помощью акварели передавать весенний колорит. Развивать цветовосприятие.
Материалы: Бумага, акварель, восковые мелки, иллюстрации, эскизы.
Лепка
Тема: Лепка сюжетная коллективная «Прилетайте в гости»(воробушки на кормушке)
Содержание: Закреплять навыки лепки птиц конструктивным способом с использованием дополнительного материала.
Материалы: Пластилин цветной, дощечки для лепки, стека, салфетки для рук, бросовый материал.
Живопись
Тема: «Весенние красоты»
Содержание: Встреча весны. Знакомство с признаками весны. Музыкально-игровая беседа. Пальчиковая гимнастика. Чтение художественной литературы. Музыкальное сопровождение.
Практическая работа: Аппликация «Разноцветные розы» (подготовка и оформление коллективное панно из ткани).
Материалы: Ткань разных цветов , веточки, листочки, кисточки, гуашь, салфетки, полотно из сэндвич панели, клей ПВА, ножницы.
Декоративно-прикладное искусство
Тема: «Филимоновский табунок».
Содержание:.Закреплять представление о последовательной росписи филимоновской игрушки. Обратить внимание на особенности расположения узора.Учить составлять узор из знакомых элементов на побеленных игрушках.
Материалы: Филимоновские олени и коровки – игрушки, иллюстрации, окрашенные игрушки вылепленные детьми, таблицы с элементами филимоновской росписи, краска темперная, мягкие кисти, перышко, баночки с водой, салфетки.
Апрель
Рисунок
Тема: «Космос» (коллаж)
Содержание: Учить рисовать по замыслу, изображение своего представления о космосе и его жизни (День космонавтики); совершенствовать технику рисования кистью, работы ножницами; воспитывать интерес к сотворчеству, создавая единое пространственное решение сюжета.
Материалы: А. Леонов иллюстрации космоса; карта космическая, звездного неба, кисти № 10 и № 4, листы ватмана, листы самоклейки.
Лепка
Тема: «Космонавты»
Содержание: Учить детей лепить человека в движении; Учить детей правильно соблюдать пропорции человека; учить передавать характерные особенности космонавта; побуждать к использованию разнообразных техник лепки, ранее освоенных; развивать творческую лепку фигуры человека в движении, передача характерных особенностей космонавта
Материалы: Иллюстрации по теме; музыкальное сопровождение по теме; цветной пластилин; стеки; дощечки
Живопись
Тема: «Космический пейзаж»
Содержание: Учить детей видеть красоту космических далей, планет, звёзд, кораблей. Самостоятельно выбирать содержание рисунка, выполнять свой замысел, используя пространство переднего и дальнего планов. Закрепить навыки смешанной техники (восковые мелки, акварель). Развивать творческое воображение.
Материалы: Иллюстрации космических пейзажей, кораблей. А/лист, акварель, восковые мелки, кисти №8, вода в банке, салфетки.
Декоративно-прикладное искусство
Тема: «Весенний букет»
Содержание: Учить детей вырезать цветы (венчики тюльпанов) и листья из квадратов и прямоугольников, сложенных пополам, создавать коллективную композицию из отдельных элементов. Развивать чувство цвета и композиции.
Материалы: Иллюстрации с изображением букетов из цветов. Цветные квадраты и прямоугольники. Ножницы, пр. карандаши, клей, кисти, клеенки, салфетки.
Рисунок
Тема: «Вишня в цвету»
Содержание: Закрепить умения продумывать расположение рисунка на листе, обращаться к натуре в процессе рисования, соотносить размеры ваз и веток. Совершенствовать умение использовать рисование пальчиками и тычком для повышения выразительности рисунка.
Материалы: Цветущая вишня в вазе, тарелочка для смешивания красок, тычок (палочка с ваткой), салфетка, гуашь, кисти, бумага формата А3 голубого или тёмно – голубого цвета, педагогические эскизы.
Лепка
Тема: «Малиновка в гнезде»
Содержание: Лепка фигурки из составных частей, соединение их при с помощью примазывания; Продолжать формировать умение пользоваться стеком; развивать навыки смешивания пластилина; учить новому приему плетение из пластилина
Материалы: Иллюстрации по теме; цветной пластилин; стеки, дощечки для лепки
Живопись
Тема: «Ветка с первыми листьями» (с натуры)
Содержание: Продолжать учить анализировать натуру, определять и передавать в рисунке форму и величину вазы, веточки. Закрепить умение рисовать полураспустившиеся и только проклюнувшие листья с помощью печатания, передавать их цвет. Развивать чувство композиции.
Материалы: Иллюстрации по теме; цветной пластилин; стеки, дощечки для лепки
Декоративно-прикладное искусство.
Тема: «Городец» («Чудо – кони, чудо-птицы»)
Содержание: Учить композиционному построению рисунка; закреплять умение симметрично и ритмично располагать элементы в росписи; развивать чувство цвета, формы и композиции; воспитывать интерес к родной культуре, вызвать желание больше узнать о народном творчестве.
Материалы: Тонированные шаблоны - панно; гуашь; кисти №4 и№1; иллюстрации, доски с Городецкой росписью, серия «Городец»
Май
Живопись
Тема: «Русское поле» (рисование фона)
Содержание: Учить детей использовать цвет при создании фона пейзажа в соответствии с настроением; Вызывать любовь к русскому краю, к его природному богатству; Закрепить знания о «линии горизонта» и «перспективе»
Материалы: Репродукция картины И.И. Шишкина «Рожь»; музыкальное сопровождение по теме; Бумага формата А-4; гуашевые краски; кисти.
Лепка
Тема: «Русское поле» (пластилинография)
Содержание: Закрепить знания о перспективе; формировать умение использовать в работе ранее освоенные приемы пластилиновой живописи; продолжать учить смешивать цвета пластилина в спирали; развивать композиционные умения; развивать творческую самостоятельность и инициативность.
Материалы: Репродукция картины И.И. Шишкина «Рожь»; музыкальное сопровождение по теме; заготовленный фон; цветной пластилин; стеки; дощечки для лепки; карандаши, разные печатки
Рисунок
Тема: «Насекомые на лугу»
Содержание: Учить сочетанию в одном изображении разных видов техники; пальцеграфия, «тычок», выдувание; развивать наблюдательность, внимание к деталям, воспитывать интерес к живой природе, желание познавать, исследовать и отражать полученные впечатления в своем творчестве.
Материалы: Гуашь; кисти; иллюстрации с изображением насекомых; лист 30х40, ватная палочка , трубочка, серия «насекомые», открытки
Лепка
Тема: «Мы на луг ходили….» (лепка сюжетная)
Содержание: Лепка луговых растений и насекомых по выбору с передачей характерных особенностей их строения и окраски; придание поделкам устойчивости.
Материалы: цветной пластилин; стеки; дощечки для лепки; карандаши, разные печатки
Живопись
Тема: «Вечерний город» (отражение в воде)
Содержание: Познакомить детей с понятием «архитектурный пейзаж»
Учить передавать в рисунке впечатления от праздника- Дня города: украшенные дома, салют над городом, закреплять умения передавать в рисунке изображение домов разных пропорций, учить детей работать всей кистью и ее концом, применять метод «монотипии», развивать творчество, воспитывать аккуратность.
Материалы: Листы бумаги темного цвета, согнутые пополам, гуашь разных цветов, вода, кисти, салфетки, печатки для изображения звезд, окон, фонарей, салюта, иллюстрации с изображением праздничного вечернего города, салюта.
Декоративно-прикладное искусство
Тема: «Цветочная клумба»
Содержание: Составление полихромного цветка из 2-3 бумажных форм, подбор красивого цветосочетания. Освоение приёма оформления цветка надрезание «берега» (края) бахромой.
Материалы: Цветная бумага, ножницы, клей ,кисть для клея.
Список литературы
«От рождения до школы» Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 304 с.
Артемова Л.В. «Окружающий мир в дидактических играх дошкольников» М: Просвещение 1992г – 96с.
Аверина И.Е. «Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ», М: Айрис – пресс, 2005г – 144с.
Анищенкова Е.С. «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников», М: АСТ: Астрель, 2006г -61с.
Аджи А.В. «Конспекты интегрированных занятий в старшей группе детского сада», Воронеж ТЦ «Учитель», 2006г – 333с.
Береславский Л., Береславская А., «Современные игровые методы развития интеллекта», М: Школьная Пресса, 2010г – 80с.
Бондаренко Т.М. «Комплексные занятия в старшей группе детского сада» Воронеж: 2009. – 666с.
Вахрушев А.А., Кочемасова Е.Е. «Здравствуй, мир», М: «Баласс», 2003г – 304с.
Журнал «Воспитатель ДОУ», ООО «ТЦ СФЕРА», 2011г – 126с.
Журнал «Дошкольное воспитание», 2012г
«Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста», Л.А.Венгер, О.М.Дьяченко, М: Просвещение, 1989г – 127с.
Коломина Н.В. «Занятия по экологии в детском саду», М: ТЦ Сфера, 2010г – 144с.
Комарова Т.С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду». М., «Просвящение», 1978 – 190с.
Куцакова Л.В. «Конструирование и художественный труд в детском саду», ООО «ТЦ Сфера»2005 – 212с.
Кравченко И.В., Долгова Т.Л. Прогулки в детском саду. ТЦ Сфера, 2010г – 208с.
Краснощекова Н.В. «Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста» (Школа развития), Ростов н/Д: издательство «Феникс» 2007г – 251с.
Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду», М: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА». 2009г – 208с.
Павлова Л.Ю. «Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром», издательство «Мозаика-Синтез» 2011г – 80с.
Узорова О.В. «Игры с пальчиками», М:, АСТ: Астрель,2006г – 124с.
Швайко Г.С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Старшая группа: Программа, конспекты: Пособие для педагогов дошкольных учреждений», М., Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 176с., ил.