Рабочая программа к курсу УМК «Английский язык как второй иностранный язык» (9 класс)
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета « Английский язык как 2-й иностранный язык»: 1-й год обучения 9 класса составлена в соответствии с:
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказа министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 №1897);
Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012г. N 273 – ФЗ «Об образовании»;
Учебного плана МБОУ “Гордеевская СОШ” на 2019-2020 уч.год;
примерной программы начального общего образования по иностранным языкам (английский язык);
авторской программы О.В.Афанасьевой, И.В.Михеевой курса английского языка к УМК «Новый курс английского языка для российских школ» для учащихся 5-9 классов общеобразовательных учреждений. -. М.: Дрофа, 2009.
Она полностью отвечает требованиям времени, обеспечивает формирование личностных, метапредметных и предметных компетенций, предопределяющих дальнейшее успешное обучение в основной и старшей школе. Программа соответствует стратегической линии развития общего образования в России и имеет все основания для широкого использования в преподавании иностранных языков в школе.
ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ
В современной школе учебный предмет «Иностранный язык» входит в образовательную область «Филология» и является средством познания языка и культуры других народов и стран, способом более глубокого осмысления родного языка, предопределяет цель обучения английскому языку как одному из языков международного общения. В соответствии с государственным стандартом основного общего образования изучение иностранного языка в основной школе направлено на формирование и развитие коммуникативной компетенции, понимаемой как способность личности осуществлять межкультурное общение на основе усвоенных языковых и социокультурных знаний, речевых навыков и коммуникативных умений, в совокупности ее составляющих — речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной и учебно-познавательной компетенций.
Речевая компетенция — готовность и способность осуществлять межкультурное общение в четырех видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении и письменной речи).
Языковая компетенция— готовность и способность применять языковые знания (фонетические, орфографические,лексические, грамматические) и навыки оперирования ими для выражения коммуникативного намерения в соответствии с темами, сферами и ситуациями общения, отобранными для общеобразовательной школы; владение новым посравнению с родным языком способом формирования и формулирования мысли на изучаемом языке.
Социокультурная компетенция— готовность и способность учащихся строить свое межкультурное общение на основе знания культуры народа страны изучаемого языка, его традиций, менталитета, обычаев в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам и психологическим особенностям учащихся на разных этапах обучения; сопоставлять родную культуру и культуру страны/стран изучаемого языка, выделять общее и различное в культурах, уметь объяснить эти различия представителям другой культуры, т. е. стать медиатором культур, учитывать социолингвистические факторы коммуникативной ситуации для обеспечения взаимопонимания в процессе общения.
Компенсаторная компетенция — готовность и способность выходить из затруднительного положения в процессе межкультурного общения, связанного с дефицитом языковых средств, страноведческих знаний, социокультурных норм поведения в обществе, различных сферах жизнедеятельности иноязычного социума.
Учебно-познавательная компетенция — готовность и способность осуществлять автономное изучение иностранных языков, владение универсальными учебными умениями, специальными учебными навыками и умениями, способами и приемами самостоятельного овладения языком и культурой, в том числе с использованием современных информационных технологий.
Образовательная, развивающая и воспитательная цели обучения английскому языку в данном УМК реализуются в процессе формирования, совершенствования и развития коммуникативной компетенции в единстве ее составляющих.
Развитие и воспитание у школьников понимания важности изучения иностранного языка в современном мире и потребности пользоваться им как средством межкультурного общения, познания, самореализации и социальной адаптации дают возможность воспитывать гражданина, патриота своей страны, развивать национальное самосознание, а также способствуют взаимопониманию между представителями различных сообществ.
Достижение школьниками основной цели обучения английскому языку способствует их развитию как личностей.
Участвуя в диалоге культур, учащиеся развивают свою способность к общению. Они вырабатывают толерантность к иным воззрениям, отличным от их собственных, становятся более терпимыми и коммуникабельными. У них появляется способность к анализу, пониманию иных ценностей и норм поведения, к выработке адекватной реакции на то, что не согласуется с их убеждениями. Овладение английским языком, и это должно быть осознано учащимися, в конечном счете ведет к развитию более глубокого взаимопонимания между народами, к познанию их культур, а на этой основе к более глубокому осмыслению культурных ценностей и специфики своей культуры и народа, ее носителя, его самобытности и места собственной личности в жизни социума. Таким образом, главные цели курса соответствуют тому, что зафиксировано в этом плане в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования по иностранному языку, а сам курс полностью соответствует новому Федеральному базисному учебному плану и Примерным программам по английскому языку для основного общего образования.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА.
Особенности содержания курса обусловлены спецификой развития школьников. Личностно-ориентированный и деятельностный подходы к обучению английскому языку позволяют учитывать те изменения в развитии учащихся основной школы, которые характеризуют переход от детства к отрочеству. Это влечет за собой возможность интегрировать в процесс обучения английскому языку знания из различных предметных областей и формировать межпредметные навыки и умения. При этом в предлагаемом курсе учитываются изменения в мотивации учащихся. Поскольку школьники данной возрастной группы (особенно старшего ее этапа — 8—9 классы) характеризуются большей самостоятельностью, в учебно-методические комплексы этой линии включаются задания по осуществлению самостоятельного контроля и оценки своей деятельности, самостоятельного поиска информации, выведения правил на основе анализа языковых фактов и процессов, постановки цели и т. д. Таким образом, особый акцент ставится на развитии личности школьника, его воспитании, желании заниматься самообразованием, развивать универсальные учебные действия на основе владения ключевыми компетенциями. В конечном итоге это ведет к появлению у учащихся потребности пользоваться английским языком как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации.
МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Настоящий курс реализуется в течении 1 лет. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 34 часа (из расчета 1 учебный час в неделю) для обязательного изучения второго иностранного языка в 9 классе, т. е. на этапе основного (общего) образования.
Образовательное учреждение осуществляет выбор форм организации учебно-познавательной деятельности, а также режим учебной или внеучебной деятельности.
Для реализации индивидуальных потребностей учащихся образовательное учреждение может увеличить количество учебных часов, ввести дополнительные учебные курсы (в соответствии с интересами учащихся, в том числе социо-, меж- и этнокультурные курсы), а также работу во внеурочное время.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ
В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ
Федеральный государственный стандарт основного общего образования формулирует требования к результатам освоения основной образовательной программы в единстве личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
Одним из главных результатов обучения иностранному языку является готовность выпускников основной школы к самосовершенствованию в данном предмете, стремление продолжать его изучение и понимание того, какие возможности дает им иностранный язык в плане дальнейшего образования, будущей профессии, общего развития, другими словами, возможности самореализации. Кроме того, они должны осознавать, что иностранный язык позволяет совершенствовать речевую культуру в целом, что необходимо каждому взрослеющему и осваивающему новые социальные роли человеку. Особенно важным это представляется в современном открытом мире, где межкультурная и межэтническая коммуникация становится все более насущной для каждого. Хорошо известно, что средствами иностранного языка можно сформировать целый ряд важных личностных качеств. Так, например, изучение иностранного языка требует последовательных и регулярных усилий, постоянной тренировки, что способствует развитию таких качеств, как дисциплинированность, трудолюбие и целеустремленность. Множество творческих заданий, используемых при обучении языку, требуют определенной креативности, инициативы, проявления индивидуальности. С другой стороны, содержательная сторона предмета такова, что при обсуждении различных тем школьники касаются вопросов межличностных отношений, говорят о вечных ценностях и правильном поведении членов социума, морали и нравственности. При этом целью становится не только обучение языку как таковому, но и развитие у школьников эмпатии, т. е. умения сочувствовать, сопереживать, ставить себя на место другого человека. Нигде, как на уроке иностранного языка, школьники не имеют возможности поговорить на тему о культуре других стран, культуре и различных аспектах жизни своей страны, что в идеале должно способствовать воспитанию толерантности и готовности вступить в диалог с представителями других культур. При этом учащиеся готовятся отстаивать свою гражданскую позицию, быть патриотами своей Родины и одновременно быть причастными к общечеловеческим проблемам, людьми, способными отстаивать гуманистические и демократические ценности, идентифицировать себя как представителя своей культуры, своего этноса, страны и мира в целом.
В соответствии с Примерной программой основного общего образования изучение иностранного языка предполагает достижение следующих личностных результатов:
—формирование мотивации изучения иностранных языков и стремление к самосовершенствованию в образовательной области «Иностранный язык»;
—осознание возможностей самореализации средствами иностранного языка; стремление к совершенствованию собственной речевой культуры в целом; формирование коммуникативной компетенции и межкультурной и межэтнической коммуникации; развитие таких качеств, как воля, целеустремленность, креативность, инициативность, эмпатия, трудолюбие, дисциплинированность;
—формирование общекультурной и этнической идентичности как составляющих гражданской идентичности личности;
—стремление к лучшему осознанию культуры своего народа и готовность содействовать ознакомлению с ней представителей других стран; толерантное отношение к проявлениям иной культуры, осознание себя гражданином своей страны и мира;
—готовность отстаивать национальные и общечеловеческие (гуманистические, демократические) ценности, свою гражданскую позицию.
Метапредметные результаты
С помощью предмета «Иностранный язык» во время обучения в основной школе учащиеся развивают и шлифуют навыки и умения учебной и мыслительной деятельности, постепенно формирующиеся в процессе изучения всех школьных предметов. Среди прочих можно выделить умение работать с информацией, осуществлять ее поиск, анализ, обобщение, выделение главного и фиксацию. Всему этому на уроке иностранного языка учит постоянная работа с текстом устным и письменным. При работе с письменным текстом отрабатываются специальные навыки прогнозирования его содержания, выстраивания логической последовательности, умение выделять главное и опустить второстепенное и т. п. Планируя свою монологическую и диалогическую речь, школьники учатся планировать свое речевое поведение в целом и применительно к различным жизненным ситуациям. Они учатся общаться, примеряя на себя различные социальные роли, и сотрудничать, работая в парах и небольших группах. В этом смысле потенциал предмета «Иностранный язык» особенно велик. И наконец, данный предмет, как и многие другие предметы школьной программы, способен постепенно научить школьника осуществлять самонаблюдение, самоконтроль и самооценку, а также оценку других участников коммуникации. При этом важно, чтобы критическая оценка работы другого человека выражалась корректно и доброжелательно, чтобы критика была конструктивной и строилась на принципах уважения человеческой личности.
В соответствии с Примерной программой основного общего образования изучение иностранного языка предполагает достижение следующих метапредметных результатов:
—развитие умения планировать свое речевое и неречевое поведение;
—развитие коммуникативной компетенции, включая умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли;
—развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией; поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация информации;
—развитие смыслового чтения, включая умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку/по ключевым словам, выделять основную мысль, главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов;
—осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на иностранном языке;
—формирование проектных умений:
_ генерировать идеи;
_ находить не одно, а несколько вариантов решения;
_ выбирать наиболее рациональное решение;
_ прогнозировать последствия того или иного решения;
_ видеть новую проблему;
_ готовить материал для проведения презентации в наглядной форме, используя для этого специально подготовленный продукт проектирования;
_ работать с различными источниками информации;
_ планировать работу, распределять обязанности среди участников проекта;
_ собирать материал с помощью анкетирования, интервьюирования;
_ оформлять результаты в виде материального продукта (реклама, брошюра, макет, описание экскурсионного тура, планшета и т. п.);
_ сделать электронную презентацию.
Предметные результаты
Ожидается, что выпускники основной школы должны демонстрировать следующие результаты освоения иностранного языка.
Речевая компетенция
Говорение
_ начинать, вести/поддерживать и заканчивать беседу в стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета, при необходимости переспрашивая, уточняя;
_ расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая свое мнение, просьбу, отвечать на предложения собеседника согласием, отказом, опираясь на изученную тематику и усвоенный лексико-грамматический материал;
_ рассказывать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее, сообщать краткие сведения о своем городе/селе, своей стране и стране/странах изучаемого языка;
_ делать краткие сообщения, описывать события, явления (в рамках изученных тем), передавать основное содержание, основную мысль прочитанного или услышанного, выражать свое отношение к прочитанному/услышанному, давать краткую характеристику персонажей;
_ использовать перифраз, синонимические средства в процессе устного общения;
Аудирование
_ воспринимать на слух и полностью понимать речь учителя, одноклассников;
_ понимать основное содержание коротких, несложных аутентичных прагматических текстов (прогноз погоды, программы теле-, радиопередач, объявления на вокзале/в аэропорту) и выделять значимую информацию;
_ понимать основное содержание несложных аутентичных текстов, относящихся к разным коммуникативным типам речи (сообщение/рассказ); уметь определять тему текста, выделять главные факты, опуская второстепенные;
_ использовать переспрос, просьбу повторить;
Чтение
_ ориентироваться в иноязычном тексте; прогнозировать его содержание по заголовку;
_ читать аутентичные тексты разных жанров с пониманием основного содержания (определять тему, основную мысль; выделять главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов текста);
_ читать несложные аутентичные тексты разных стилей с полным и точным пониманием, используя различные приемы смысловой переработки текста (языковую догадку, анализ, выборочный перевод), а также справочных материалов;
оценивать полученную информацию, выражать свое сомнение;
_ читать текст с выборочным пониманием значимой/нужной/интересующей информации;
Письмо и письменная речь
_ заполнять анкеты и формуляры;
_ писать поздравления, личные письма с опорой на образец; расспрашивать адресата о его жизни и делах, сообщать то же о себе, выражать благодарность, просьбу, употребляя формулы речевого этикета, принятые в странах изучаемого языка.
Составлять план, тезисы устного или письменного сообщения; кратко излагать результаты проектной работы.
В плане языковой компетенции от выпускников основной школы ожидают, что в результате изучения английского языка в 9 классе в соответствии с Государственным стандартом основного общего образования ученик научится понимать:
_ основные значения изученных лексических единиц (слов, словосочетаний); основные способы словообразования (аффиксация, словосложение, конверсия); явления многозначности лексических единиц английского языка, синонимии, антонимии и лексической сочетаемости;
_ особенности структуры простых и сложных предложений английского языка; интонацию различных коммуникативных типов предложения;
_ признаки изученных грамматических явлений (видо-временных форм глаголов и их эквивалентов, модальных глаголов и их эквивалентов; артиклей, существительных, степеней сравнения прилагательных и наречий, местоимений, числительных, предлогов);
_ основные различия систем английского и русского языков.
Кроме того, школьники получат возможность научиться:
_ применять правила написания слов, изученных в основной школе;
_ адекватно произносить и различать на слух звуки английского языка, соблюдать правила ударения в словах и фразах;
_ соблюдать ритмико-интонационные особенности предложений различных коммуникативных типов, правильно членить предложение на смысловые группы.
В отношении социокультурной компетенции от выпускников требуется:
_ иметь представление об особенностях образа жизни, быта, реалиях, культуре стран изучаемого языка (всемирно известных достопримечательностях, выдающихся людях и их вкладе в мировую культуру), сходстве и различиях в традициях России и стран изучаемого языка;
_ владеть основными нормами речевого этикета (реплики-клише и наиболее распространенная оценочная лексика), распространенного в странах изучаемого языка, применять эти знания в различных ситуациях формального и неформального общения;
_ иметь представление о распространенных образцах фольклора (пословицах, поговорках, скороговорках, сказках, стихах), образцах художественной, публицистической и научно-популярной литературы;
_ понимать, какую роль владение иностранным языком играет в современном мире.
В плане развития компенсаторной компетенции результатом обучения иностранному языку в 9 классе должно стать умение выходить из трудного положения в условиях дефицита языковых средств при получении информации из звучащего или письменного текста за счет использования языковой и контекстуальной догадки и игнорирования языковых трудностей, переспроса, а также при передаче информации с помощью словарных замен, жестов и мимики.
Учебно-познавательная компетенция включает в себя дальнейшее развитие учебных и специальных учебных умений.
Общеучебные умения выпускников основной школы предполагают следующее:
_ научиться действовать по образцу или аналогии при выполнении отдельных заданий и составлении высказываний на изучаемом языке;
_ научиться работать с информацией (сокращать, расширять, заполнять таблицы); извлекать основную информацию из текста (прослушанного или прочитанного), а также запрашиваемую или нужную информацию; полную и точную информацию;
_ научиться выполнять проектные задания индивидуально или в составе группы учащихся;
_ научиться пользоваться справочным материалом: двуязычными и толковыми словарями, грамматическими и лингвострановедческими справочниками, схемами и таблицами, мультимедийными средствами, ресурсами Интернета;
_ овладеть необходимыми для дальнейшего самостоятельного изучения английского языка способами и приемами.
Специальные учебные умения включают в себя способность:
_ сравнивать явления русского и английского языков на уровне отдельных грамматических явлений, слов, словосочетаний и предложений;
_ освоить приемы работы с текстом, пользоваться определенными стратегиями чтения или аудирования в зависимости от поставленной коммуникативной задачи;
_ пользоваться ключевыми словами;
_ вычленять культурные реалии при работе с текстом, сопоставлять их с реалиями родной культуры, выявлять сходства и различия и уметь объяснять эти различия речевому партнеру или человеку, не владеющему иностранным языком;
_ догадываться о значении слов на основе языковой и контекстуальной догадки, словообразовательных моделей;
_ узнавать грамматические явления в тексте на основе дифференцирующих признаков;
_ при необходимости использовать перевод.
В ценностно-ориентационной сфере:
_ представление о языке как средстве выражения чувств, эмоций, основе культуры мышления;
_ достижение взаимопонимания в процессе устного и письменного общения с носителями иностранного языка, установления межличностных и межкультурных контактов в доступных пределах;
_ представление о целостном полиязычном, поликультурном мире, осознание места и роли родного и иностранных языков в этом мире как средства общения, познания, самореализации и социальной адаптации;
_ приобщение к ценностям мировой культуры как через источники информации на иностранном языке (в том числе мультимедийные), так и через непосредственное участие в школьных обменах, туристических поездках, молодежных форумах.
В эстетической сфере:
_ владение элементарными средствами выражения чувств и эмоций на иностранном языке;
_ стремление к знакомству с образцами художественного творчества на иностранном языке и средствами иностранного языка;
_ развитие чувства прекрасного в процессе обсуждения современных тенденций в живописи, музыке, литературе.
В трудовой и физической сферах:
_ умение рационально планировать свой учебный труд;
_ умение работать в соответствии с намеченным планом;
_ стремление вести здоровый образ жизни.
ПРЕДМЕТНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РЕЧИ
ПЕРВЫЙ ЭТАП ОБУЧЕНИЯ
9 класс
1. Знакомство.
2. Мир вокруг нас.
3. Моя семья.
4.Страны изучаемого языка и родная страна.
5.Свободное время.
6. Окружающий мир.
7. Мои друзья.
8. Профессия.
9. Школа.
РЕЧЕВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ.
ВИДЫ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Говорение
Диалогическая речь
Участие в диалоге этикетного характера— уметь приветствовать и отвечать на приветствие, познакомиться, представиться, вежливо попрощаться, поздравить и поблагодарить за поздравление, извиниться.
Диалог-расспрос (односторонний, двусторонний) — уметь задавать вопросы, начинающиеся с вопросительных слов кто?, что?, где?, когда?, куда?.
Диалог — побуждение к действию — уметь обратиться с просьбой, вежливо переспросить, выразить согласие/отказ, пригласить к действию/взаимодействию и согласиться/не согласиться, принять/не принять в нем участие. Объем диалога — 3 реплики с каждой стороны. Соблюдение элементарных норм речевого этикета, принятых в стране изучаемого языка.
Монологическая речь
Составление небольших монологических высказываний:
рассказ о себе, своем друге, семье; называние предметов, их описание; описание картинки, сообщение о местонахождении; описание персонажа и изложение основного содержания прочитанного с опорой на текст. Объем высказывания—5—6 фраз.
Аудирование
Восприятие и понимание речи учителя, одноклассников и других собеседников; восприятие и понимание аудиозаписей ритуализированных диалогов (4—6 реплик), небольших по объему монологических высказываний, детских песен, рифмовок, стишков; понимание основного содержания небольших детских сказок объемом звучания до 1 минуты с опорой на картинки и с использованием языковой догадки.
Чтение
Чтение вслух
Чтение вслух с соблюдением правильного ударения в словах, фразах и понимание небольших текстов, построенных на изученном языковом материале, смысловое ударение в предложениях и небольших текстах, интонация различных типов предложений (утверждение, различные виды вопросов, побуждение, восклицание), выразительное и фонетически правильное чтение текстов монологического характера и диалогов.
Чтение про себя
Чтение про себя и понимание текстов, построенных на изученном языковом материале, а также несложных текстов, содержащих 1—2 незнакомых слова, о значении которых можно догадаться по контексту или на основе языковой
догадки (ознакомительное чтение), нахождение в тексте необходимой информации (просмотровое чтение). Объем текстов— 100—200 слов без учета артиклей.
Письменная речь
Овладение графическими и орфографическими навыками написания букв, буквосочетаний, слов, предложений. Списывание слов, предложений, небольших текстов с образца. Выполнение лексико-грамматических упражнений. Различные виды диктантов. Написание с опорой на образец поздравления, короткого личного письма объемом 15—25 слов, включая адрес, с учетом особенностей оформления адреса в англоязычных странах.
Написание вопросов к тексту. Письменные ответы на вопросы к тексту. Заполнение простейших анкет.
ЯЗЫКОВЫЕ ЗНАНИЯ И НАВЫКИ ОПЕРИРОВАНИЯ ИМИ
Графика и орфография
Все буквы английского алфавита и порядок их следования в алфавите, основные буквосочетания; звуко-буквенные соответствия, транскрипция. Основные правила чтения и орфографии. Знание основных орфограмм слов английского языка. Написание слов активного вокабуляра по памяти.
Фонетическая сторона речи
Адекватное с точки зрения принципа аппроксимации произношение и различение на слух всех звуков и звукосочетаний английского языка. Соблюдение норм произношения (долгота и краткость гласных, отсутствие оглушения звонких согласных в конце слога и слова, отсутствие смягчения согласных перед гласными). Ударение в слове, фразе, отсутствие ударения на служебных словах (артиклях, союзах, предлогах), членение предложений на синтагмы (смысловые группы). Ритмико-интонационные особенности повествовательного, побудительного и вопросительных (общий и специальный вопрос) предложений.
Лексическая сторона речи
Лексические единицы, обслуживающие ситуации общения в пределах предметного содержания речи в 5—6 классах, в объеме 400 лексических единиц для рецептивного и продуктивного усвоения, простейшие устойчивые словосочетания, оценочная лексика и реплики-клише как элементы речевого этикета, отражающие культуру англоговорящих
стран.
Овладение следующими словообразовательными средствами:
—аффиксация (суффикс -er для образования существительных; суффикс -y для образования прилагательных);
—словосложение (образование сложных слов при помощи соположения основ (bedroom), одна из которых может быть осложнена деривационным элементом (sitting room);
—полисемантичные единицы (face— 1) лицо; 2) циферблат), элементы синонимии (much, many, a lot of), антонимии (come— go);
—предлоги места, времени, а также предлоги of, to, with для выражения падежных отношений.
Грамматическая сторона речи
Морфология
Имя существительное:
_ регулярные способы образования множественного
числа;
_ некоторые случаи особого образования множественного числа (mouse — mice);
_ притяжательный падеж существительных;
_ определенный, неопределенный, нулевой артикли.
Местоимение:
_ личные местоимения в именительном и объектном падежах (I — me, he — him etc);
_ притяжательные местоимения (my, his, her etc);
_ указательные местоимения (this— these; that — those);
_ неопределенные местоимения (some, any, no, every) и их производные (somebody, something etc).
Имя прилагательное:
_ положительная степень сравнения.
Имя числительное:
_ количественные числительные.
Наречие:
_ наречия неопределенного времени, их место в предложении.
Глагол:
_ временные формы present simple, present progressive (в повествовательных, отрицательных предложениях и вопросах различных типов);
_ временные формы past simple (правильные глаголы и ряд неправильных глаголов в повествовательных предложениях);
_ модальные глаголы can, may, must;
_ конструкция to be going to для выражения будущности;
_ конструкция there is/there are; there was/there were;
_ неопределенная форма глагола.
Синтаксис
1. Основные типы английского предложения:
а) простое (I have a family.);
б) составное именное (I am a pupil. I am ten. I am young.);
в) составное глагольное (I like reading. We would like to go there.).
2. Изъяснительное наклонение глагола:
а) повествовательные предложения;
б) отрицательные предложения;
в) общие, альтернативные, специальные вопросы.
3. Повелительное наклонение глагола, в том числе и в отрицательной форме.
4. Безличные предложения с формальным подлежащим it (It is spring. It was cold.).
5. Сложносочиненные предложения с союзами and, but.
6. Употребление предлогов места и направления, союзов, наречий.
Социокультурная компетенция
Основные сведения о Британии:
_ исторически сложившиеся части страны, их народонаселение, столицы, крупные города, символы страны, ее достопримечательности, политический строй, отдельные страницы истории;
_ элементы детского фольклора, герои сказок и литературных произведений, некоторые популярные песни, пословицы и поговорки;
_ отдельные исторические личности, известные люди, члены королевской семьи;
_ некоторые особенности быта британцев, касающиеся их жилища, еды, досуга.
В рамках лингвострановедческой составляющей социокультурной компетенции учащиеся овладевают:
_ этикетом общения во время приветствия и прощания, правильным употреблением слов Mr, Mrs, Ms, Miss, Sir, основными формулами вежливости;
_ правилами заполнения различных форм и анкет, порядком следования имен и фамилий, правильным обозначением дат, различными способами обозначения времени суток;
_ спецификой употребления местоимений при обозначении животных и особенностями употребления местоимения you;
_ правилом смягчения отрицательных характеристик в английском языке;
_ некоторыми типичными сокращениями;
_ расхождением в семантике и употреблении некоторых английских и русских эквивалентов: дом — house/home, много — much, many, a lot, завтрак — breakfast/lunch, обед — lunch/ dinner, ужин — dinner/supper/tea.
Компенсаторная компетенция
Уже на первом этапе обучения учащиеся могут овладеть рядом умений, позволяющих им выйти из трудной ситуации, связанной с недостатком языковых средств в процессе устного общения и при чтении и аудировании:
_ умение запроса информации о значении незнакомых/забытых слов (What is the English for...?) для решения речевой задачи говорения;
_ умение обратиться с просьбой повторить сказанное в случае непонимания в процессе аудирования;
_ умение пользоваться языковой и контекстуальной догадкой для понимания значений лексических единиц (слова, созвучные с родным языком, опора на картинку, иллюстрацию) при чтении и аудировании;
_ умение использовать двуязычный словарь.
Учебно-познавательная компетенция
Овладение следующими приемами учебной работы:
_ внимательно слушать учителя и реагировать на его реплики в быстром темпе в процессе фронтальной работы группы;
_ работать в парах;
_ работать в малой группе;
_ работать с аудиозаписью в классе и дома;
_ работать с рабочей тетрадью в классе и дома;
_ делать рисунки, подбирать иллюстрации, делать надписи для использования в процессе общения на уроке;
_ принимать участие в разнообразных играх, направленных на овладение языковым и речевым материалом;
_ инсценировать диалог, используя элементарный реквизит и элементы костюма для создания речевой ситуации.
Содержание тем 9 класса
Блок I. Элементы учебной ситуации «Знакомство»( 8 часов)
Буквы и их сочетания: b, d, p, v,f, k, l, m,n, t, e, w, h, z, j,s, i, y, ll,ss, tt, dd,zz, r, g, с, x, ff, gg, bb, о, u
Лексические и грамматические структуры: I’m... My name is... Hi! Hello! How are you?And how are you?Fine, thank you. I’m OK. What’s your name? Meet... Nice to meet you.
Блок II. Элементы учебной ситуации «Мир вокруг нас»( 8 часов)
Буквы и их сочетания: ее, sh, oo + (k), a, rr, nn, ch, ck, q, qu, or, ar, dd
Лексические и грамматические структуры: Bye, Goodbye, Bye-bye, See you, I see (a) ... . Неопределенный артикль “a”,I see a + adj +noun(I see a big ship.), noun + is + adj(Ann is happy.)noun + is + a +(adj) + noun(Rex is a big dog.), Местоимение“it”.It is a cat. What is it?
Блок III. Элементы учебной ситуации «Семья» (8 часов)
Буквы и их сочетания: mm, а, о (в открытом слоге)o + ld s (между гласными)
Лексические и грамматические структуры: Личные местоимения I, he, she I’m + adj (I’m happy.), It is not + noun
(It is not a star.)Is it + noun(Is it a star?)Описание объектов действительности; запрос информации, Yes, it is. No, it
isn’t (it is not).Прощание Is it a + noun or a+ noun (Is it a book or a pen?)Is it + adj or + adj(Is it big or little?)I see a + noun + and a + noun (I see a cat and a dog.) Повелительное наклонение глагола: be good, sit down, stand up, Неопределенный артикль “an”.
Блок IV. Элементы учебной ситуации «Страны изучаемого языка и родная страна»( 8 часов)
Буквы и их сочетания: ow(на конце слова в безударном положении), i, y (в открытом слоге), Africa,America,Glasgow,India,Italy,Florida,Scotland,China, Finland, u (в открытом слоге), th
Лексические и грамматические структуры: Where are you from? Are you from...? Yes, I am. No, I am not. to be (is, am,are); предлог in Go! Where is.../ are...? Множественное число имен существительных(s/es).Отсутствие артикля с именами существительными во множественном числе.Структура: You(we) see...I like + noun(I like milk.)Указательныеместоименияthis/that. Вопросы
What is this?/ What is that?
Блок V. Элементы учебной ситуации «Свободное время»(8 часов)
Буквы и их сочетания: оо +согласная кроме “k”,ir, er, ur
Лексические и грамматические структуры: Местоимение they. Сводная таблица личных местоимений в именительном падеже. Структуры Не is a pilot. They are pilots. Спряжение глагола to be в полной и краткой форме
СтруктурыWhere is he/she?Where are they?Are they dogs or(are they) cats?Определенный
артикль, обусловленный:а) ситуацией;б) предыдущим упоминанием предмета. Чтение артикля перед гласными и согласными. Предлоги места. Конструкция in the street What’s the time?
What time is it? in the afternoon. Притяжательные местоимения his, her, its, our, their.Структуры At... o’clock.Who are you/they? Who is he/she?
Блок VI. Элементы учебной ситуации «Окружающий мир» (8 часов)
Буквы и их сочетания: ng, nk,ing, ow, gh
Лексические и грамматические структуры: Глагол have/has(утвердительные предложения).Good morning.Good evening.Good night.Good afternoon. Sit down! СтруктураNoun + adj(This pen is red.);in the morning;in the evening. Порядок слов в повествовательном предложении. What colour is/are...? Its versus it’s. at night, How old is/ are...? What’s your telephone number?
Блок VII. Элементы учебных ситуаций « Мои друзья». (8 часов)
Буквы и их сочетания: еа, а (+ ll), ay, ai, oy, oi
Лексические и грамматические структуры: Happy birthday!(not) very + adj(very good). Употребление артикля перед фамилией семьи.Speak English, teach English. Глагол have/has + nо + noun (I have no pets.) Употребление предлога “on” с названиями дней недели (on Sunday)
Блок VIII. Элементы учебных ситуаций «Профессия» (8 часов)
Буквы и их сочетания: ou, er, or(в безударной позиции), g + e, i, y, g + ...
Другие гласные и согласные, c + e, i, y, с + ... другие гласные и согласные. Чтение букв в алфавите. Чтение транскрипционных
Значков (обобщение)
Лексические и грамматические структуры: born in...Глагол настоящего времени в 3-м лице единственного числа (He likes sweets.). on the farm, at the desk, on the plane, on the bus, What’s the matter? I’m cold. I’m hot. I’m + adj. (для выражения
состояния). He/she is + adj (для выражениясостояния)(I am/he is hungry.) Are you + adj...?Yes, I am./Yes, we are. No, I’m not./No, we aren’t.
Блок IX. Школа.
Повторение лексического и грамматического материала за весь 9 класс.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
(9 КЛАСС)
В результате изучения английского языка в 9 классе ученик научится:
_ чтению основных буквосочетаний, звукам английского языка;
_ основным правилам чтения и орфографии английского языка;
_ интонации основных типов предложений (утверждение, общий и специальный вопросы, побуждение к действию);
_ названиям стран изучаемого языка, их столиц;
_ именам наиболее известных персонажей детских литературных произведений стран изучаемого языка;
_ читать наизусть рифмованные произведения детского фольклора.
Помимо этого учащиеся научатся:
в области аудирования
_ понимать на слух речь учителя, одноклассников;
_ понимать основное содержание небольших по объему монологических высказываний, детских песен, рифмовок, стихов;
_ понимать основное содержание небольших детских сказок с опорой на картинки, языковую догадку объемом звучания до 1 минуты;
Получат возможность начиться:
_ понимать аудиозаписи ритуализированных диалогов, начитанных носителями языка (4—6 реплик).
в области говорения учащиеся научатся:
_ участвовать в элементарном этикетном диалоге (знакомство, поздравление, благодарность, приветствие, прощание);
_ кратко рассказывать о себе, своей семье, своем друге;
Получат возможность начиться:
_ расспрашивать собеседника, задавая простые вопросы кто?, что?, где?, когда?, куда?, и отвечать на вопросы собеседника;
_ изложить основное содержание прочитанного или прослушанного текста;
_ составлять небольшие описания предмета, картинки по образцу.
в области чтения учащиеся научатся:
_ читать вслух текст, построенный на изученном языковом материале, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию;
_ читать про себя, понимать несложные тексты, содержащие 1—2 незнакомых слова, о значении которых можно догадаться по контексту или на основе языковой догадки;
Получат возможность начиться:
_ читать про себя, понимать тексты, содержащие 3—4 незнакомых слова, пользуясь в случае необходимости двуязычным словарем;
_ читать про себя и понимать основное содержание небольших текстов (150—200 слов без учета артиклей).
в области письма и письменной речи учащиеся научатся:
_ списывать текст на английском языке, выписывать из него или вставлять в него слова в соответствии с решаемой учебной задачей;
_ писать краткое поздравление (с днем рождения, с Новым годом);
Получат возможность начиться:
_ писать короткое личное письмо (15—25 слов).
_ выполнять письменные упражнения.
Учащиеся также должны быть в состоянии использовать приобретенные знания и коммуникативные умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
_ устного общения с носителями английского языка в доступных для учащихся 5—6 классов пределах; развития дружеских отношений с представителями англоязычных стран;
_ преодоления психологических барьеров в использовании английского языка как средства межкультурного общения;
_ ознакомления с зарубежным детским фольклором и доступными образцами художественной литературы на английском языке;
_ более глубокого осмысления родного языка в результате его сопоставления с изучаемым языком.
Материально-техническое обеспечение
- Авторская программа О.В.Афанасьевой, И.В.Михеевой курса английского языка к УМК «Новый курс английского языка для российских школ» для учащихся 5-9 классов общеобразовательных учреждений. -. М.: Дрофа, 2009;
Английский язык как 2-й иностранный: 1-й год обучения. 5 кл.: учебник ∕ О.В. Афанасьева, И.В. Михеева. − 6-е изд., стереотип. − М.: Дрофа, 2016. −253, [3]с.: ил.− (Новый курс английского языка для российских школ)
Английский язык. Книга для учителя к учебнику О. В. Афанасьевой, И. В. Михеевой. 1-й год обучения. 5 класс / О. В. Афанасьева, И. В. Михеева. — М. : Дрофа, 2013. — 222, [2] с. — (Новый курс английского языка для российских школ);
Рабочая тетрадь;
- CD диски к учебнику и рабочей тетради.
Календарно-тематическое планирование 9 класс как второй иностранный язык .
№ п/п |
Тема |
Кол-во часов |
По плану |
По факту |
Раздел 1. Знакомство.
|
8 |
|
|
|
1 |
Знакомство.Введение структуры My name is...,диалог-приветствие. |
1 |
|
|
2 |
Английский алфавит,соотношение букв и звуков. |
1 |
|
|
3 |
Буквосочетание в английском языке.Структура What's your name? |
1 |
|
|
4 |
Введение новой лексики,игра «Угадай кто я?» |
1 |
|
|
5 |
Имена собственные.Структура Nice to meet you. |
1 |
|
|
6 |
Закрепление изученного материала.Звуко-буквенный диктант. |
1 |
|
|
7 |
Контрольная работа по теме: «Знакомство». |
1 |
|
|
8 |
Проектная работа «Известные британцы». |
1 |
|
|
Раздел 2. Мир вокруг нас.
|
8 |
|
|
|
9 |
Фразы этикетного характера при встрече и прощании. Употребление слов Mr, Mrs, Ms, Miss, Sir. |
1 |
|
|
10 |
Структура I see… Неопределенный артикль a. |
1 |
|
|
11 |
Использование прилагательных для описания объектов действительности. |
1 |
|
|
12 |
Введение новых ЛЕ. Составление предложений описательного характера. |
1 |
|
|
13 |
Использование в речи местоимения It. Стихотворение “Hickory Dickory Dock”. |
1 |
|
|
14 |
Работа со словарем. Орфографически грамотное письмо изученных ЛЕ. |
1 |
|
|
15 |
Проектная работа «Карта Британии». |
1 |
|
|
16 |
Контрольная работа по теме: «Мир вокруг нас». |
1 |
|
|
Раздел 3. Моя семья.
|
8 |
|
|
|
17 |
Моя семья. Личные местоимения. Употребление местоимений при обозначении животных. |
1 |
|
|
18 |
Структура отрицательных предложений. |
1 |
|
|
19 |
Краткие ответы на вопросы. Чтение безударной гласной в конце слова. |
1 |
|
|
20
|
Запрос информации альтернативного характера. Выражение просьбы и приказания. |
1 |
|
|
21 |
Употребление неопределенного артикля an. Песня “If you are happy”. |
1 |
|
|
22 |
Закрепление изученного материала. Словарный диктант. |
1 |
|
|
23 |
Проектная работа «Королевская семья». |
1 |
|
|
24 |
Контрольная работа по теме: «Моя семья». |
1 |
|
|
Раздел 4. Страны изучаемого языка и родная страна.
|
8 |
|
|
|
25 |
Запрос информации о собеседнике. Вопрос Where are you from? |
1 |
|
|
26 |
Спряжение глагола to be, использование в устной речи предлога in. Стихотворение “Where are you from?” |
1 |
|
|
27 |
Структура Where is/are…? Запрос информации о местонахождении. |
1 |
|
|
28 |
Множественное число имен существительных. Артикль с существительными во множественном числе |
1 |
|
|
29 |
Структура I like, указательные местоимения this/that. |
1 |
|
|
30 |
Работа с текстом “Ben and Kim”. Изучающее чтение. |
1 |
|
|
31 |
Проектная работа «Мой родной город» |
1 |
|
|
32 |
Контрольная работа по теме: «Страны изучаемого языка и родная страна». |
1 |
|
|
Раздел 5. Свободное время.
|
8
|
|
|
|
33 |
Введение новой лексики. Местоимение They. Глагол to be в полной и краткой форме. |
1 |
|
|
34 |
Фразы этикетного характера в телефонном разговоре. Песня “Ten Little Indians”. |
1 |
|
|
35 |
Употребление определенного артикля. Описание предметов при помощи нескольких определений. |
1 |
|
|
36 |
Вопрос What’s the time? Стихотворение “Look at that!”. Чтение текста. |
1 |
|
|
37 |
Притяжательные местоимения. Предоставление информации о времени. |
1 |
|
|
38 |
Чтение текста “Dog” с полным пониманием содержания. |
1 |
|
|
39 |
Проектная работа «Мое свободное время» |
1 |
|
|
40 |
Контрольная работа по теме: «Свободное время». |
1 |
|
|
Раздел 6. Окружающий мир.
|
8 |
|
|
|
41 |
Глагол Have/has. Этикет приветствия и прощания.
|
1 |
|
|
42 |
Повелительное наклонение глаголов. Порядок слов в повествовательном предложении.
|
1 |
|
|
43 |
Структура What color is/are…? Обычные занятия утром, днем и вечером. |
1 |
|
|
44 |
Числительные от 11 до 20. Песня “One cat, two cats”. |
1 |
|
|
45 |
Разговор о возрасте людей. Структура How old is/are..? Рифмовка “How old is she?» |
1 |
|
|
46 |
Запрос информации о номере телефона. Песня “The Telephone Number”. |
1 |
|
|
47 |
Проектная работа «Мой распорядок дня». |
1 |
|
|
48 |
Контрольная работа по теме: «Окружающий мир». |
1 |
|
|
|
Раздел 7. Мои друзья. |
8 |
|
|
49 |
Введение новых ЛЕ. Характеристика внешности людей. |
1 |
|
|
50 |
Употребление артикля перед фамилией семьи. Празднование дня рождения. Песня “Happy Birthday”. |
1 |
|
|
51 |
Чтение текста описательного характера “ The Browns Farm” |
1 |
|
|
52 |
Обозначение числа предметов при помощи количественных числительных. Название дней недели. |
1 |
|
|
53 |
Занятия спортом, обычные занятия людей. Песня “Our Week” |
1 |
|
|
54 |
Типичные сокращения названий дней недели в письменной речи. Рифмовка “This and That” |
1 |
|
|
55 |
Проектная работа «Мой лучший друг». |
1 |
|
|
56 |
Контрольная работа по теме: «Мои друзья». |
1 |
|
|
Раздел 8. Профессия.
|
8 |
|
|
|
57 |
Глаголы настоящего времени в 3м лице, ед. числе. Элементы этикета общения. |
1 |
|
|
58 |
Чтение буквосочетаний er, or в безударной позиции. Рифмовка “Is he a teаcher?” |
1 |
|
|
59 |
Использование в речи прилагательных для выражения состояния. Работа с текстом. |
1 |
|
|
60 |
Чтение транскрипционных значков. Песня “The Alphabet” |
1 |
|
|
61 |
Составление монологического высказывания о семье с опорой на образец. |
1 |
|
|
62 |
Чтение текста “Jack Lipton”. Описание дома. |
1 |
|
|
63 |
Проектная работа «Профессия моей мечты» |
1 |
|
|
64 |
Контрольная работа по теме: «Профессия». |
1 |
|
|
Раздел 9. Школа. |
4 |
|
|
|
65 |
Введение новых ЛЕ. Тренировка поискового чтения. |
1 |
|
|
66 |
Монологическое высказывание о планах на летние каникулы с опорой на текст. |
1 |
|
|
67 |
Закрепление изученного материала. Праздник алфавита. |
1 |
|
|
68 |
Итоговый лексико-грамматический тест.Аудирование,чтение. |
1 |
|
|