Рабочая программа коррекционного курса для воспитанников МАДОУ «Детский сад №6» «Коммуникативная стимуляция»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад№6» п.Шимск
УТВЕРЖДАЮ Заведующий
МАДОУ «Детский сад №6»
п.Шимск _______________
Н. В. Винтер
_______________________
Рабочая программа коррекционного курса
для воспитанников МАДОУ «Детский сад №6»
«Коммуникативная стимуляция»
на 2020-2021 учебный год
Составитель: учитель-логопед
Крылова А. М.
.
П. Шимск
2020 г
Актуальность разработки СИОП обучения и развития ребенка обусловлена следующими проблемами:
-необходимость создания продуктивных условий педагогического процесса;
-отсутствие утвержденной программы коррекционно-развивающего обучения детей, имеющего легкую умственную отсталость.
Предлагаемая программа развития и обучения ребенка построена на общих принципах коррекционной педагогики и олигофренопедагогики.
Данная программа предназначена для индивидуальных коррекционно-развивающих занятий с Севостьяновым Арсением. Программа составлялась с учетом рекомендаций ПМПК и индивидуальных возможностей и состояния здоровья.
1.Индивидуальные сведения о ребенке.
ФИО ребенка:
Возраст ребенка:
Год обучения:
Заключение ПМПК: у ребёнка наблюдается отставание в психомоторном развитии, тотальное недоразвитие психических функций лёгкой степени выраженности. Системное недоразвитие речи легкой степени (контакт затруднен из-за непонимания обращенной речи, необходимо многократное жестовое и мимическое повторение). Продуктивному контакту недоступен. Познавательные интересы, целенаправленная деятельность не сформированы. Темп деятельности, работоспособность во время обследования не определяется. Навыки самообслуживания не сформированы.
2. Психолого-педагогическая характеристика обучающегося на начало учебного года.
Выраженное снижение познавательной деятельности. Ситуацию обследования обучающийся не понимает. Коммуникативные навыки не сформированы. Работоспособность не устанавливается. Темп деятельности хаотичный. Навыки самообслуживания не сформированы. Нуждается в постоянном уходе и присмотре. Нуждается в специальных условиях для получения образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.
Приоритетное содержание обучения и воспитания на предстоящий период:
- обучение по адаптированной образовательной программе дошкольного образования для детей с умственной отсталостью п. Шимск МАДОУ «Детский сад № 6»,
- разработка специальной индивидуальной программы развития (СИПР);
- организация работы дефектолога с ребенком: направление деятельности педагога на формирование различных видов предметно-практической деятельности, произвольной целенаправленности действий с различными предметами и материалами; занятия педагогом-психологом по расширению навыков продуктивного социального взаимодействия в различных видах деятельности; психокоррекционная работа, направленная на формирование произвольной регуляции двигательной активности, формирование представлений о себе, собственном теле; формирование навыков социального взаимодействия.
- логопедическая коррекция, направленная на преодоление системного недоразвития речи тяжелой степени; расширение пассивного словарного запаса; расширение способов общения ребёнка за счёт использования средств альтернативной коммуникации, в том числе обучение соотнесению слова-изображения предмета; формирование звукоразличения на примере звуков неживой и живой природы; стимулирование собственной речи.
4.Пояснительная записка
Рабочая программа коррекционного курса «Коммуникативная стимуляция» составлена на основе: адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с умственной отсталостью п. Шимск МАДОУ «Детский сад № 6», с учётом рекомендаций ПМПК, индивидуальных возможностей и состоянием здоровья обучающегося.
При разработке программы использовались методические разработки и программы:
Программы обучения глубоко умственно отсталых детей. Составитель - НИИ дефектологии АПН СССР - Москва 1983.
Новоторцева Н.В. Методика развития речи у неговорящих детей: Учебно-методическое пособие. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 1999, 61 с.
«Программа обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» под редакцией Л. Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой - Санкт-Петербург: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой.
Вартапетова Г.М. Логопедическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования: методическое пособие для учителей-логопедов, педагогов-психологов, учителей начальных классов, педагогов-дефектологов – Новосибирск: Издательство НИПКиПРО, 2012. -116 с
Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. Кн. Для
логопеда. –М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 224 с.
При обучении данной категории детей осуществляется логопедическое
сопровождение с момента поступления ребенка в сад для развития
коммуникативных навыков и преодоления речевого нарушения, что обеспечивает полноту личностных социальных контактов. Работа осуществляется индивидуально в зависимости от уровня актуального развития ребенка и тяжести нарушения речевой деятельности.
Цель логопедического сопровождения детей является формирование умения пользоваться речью как средством коммуникации с использованием любых доступных речевых средств общения (вербальных и невербальных).
Задачи:
- Создавать условия для возникновения речевой активности детей и
использования усвоенного речевого материала в быту, на уроках –
занятиях, в играх, в самообслуживании и в повседневной жизни;
- Обеспечить необходимую мотивацию речи посредством создания
ситуаций общения, поддерживать стремление к общению;
- Учить понимать обращенную речь, которая отражает повседневный быт
и уклад жизни детей;
- Формировать предпосылки развития речи на основе ознакомления с
окружающей действительностью;
- Учить поддерживать зрительный контакт с говорящим, реагировать на
обращение к нему;
- Привлекать внимание к эмоциональным состояниям человека, учить
подражать выражению лица взрослого и его действиям;
- Формировать у детей невербальные формы коммуникации;
- Развивать способность выражать свое настроение и потребности с
помощью доступных пантомимических, мимических и других средств;
- Обучать адекватным реакциям и действиям на обращение знакомых
людей (подойти, улыбнуться, помахать рукой и др.)
- Учить использовать доступные знаковые системы (собственная речь,
жесты) для реализации в играх, в быту, для сообщения информации о
своѐм состоянии, выражении просьб и др.
- Учить соотносить предметы и действия с их словесным обозначением;
- Создавать у детей предпосылки к развитию самостоятельной устной
речи;
- Развивать звуковую культуру речи;
- Учить понимать и выполнять простейшие инструкции;
- Развивать слуховое внимание и восприятие;
- Развивать общие речевые навыки (дыхание, артикуляция)
- Учить ребѐнка участвовать в беседе, специально организованной
педагогом.
Логопедическая работа имеет под собой методологические и психологические основания. В качестве одного из таких оснований могут выступать принципы, определяющие построение, реализацию программы и организацию работы по ней:
- принцип гуманизма – вера возможности ребѐнка, субъективного,
позитивного подхода;
- принцип соблюдение интересов ребенка – определение позиции
специалистов, которые призваны решать проблему ребенка с максимальной
пользой для него и в его интересах;
- принцип системности – рассмотрения ребѐнка как целостного,
качественного своеобразного, динамично развивающегося субъекта;
рассмотрение его речевых нарушений во взаимосвязи с другими сторонами
психического развития;
- принцип вариативности, создание вариативных программ коррекционной
работы с детьми с учетом их особых образовательных потребностей и
возможностей психофизического развития;
- принцип непрерывности – проведение коррекционной работы на всем
протяжении обучения школьника с учетом изменения в их личности;
- принцип индивидуально-дифференцированного подхода - изменение
содержания, форм и способов коррекционно-развивающей работы в
зависимости от индивидуальных особенностей ребѐнка, целей работы;
- принцип системного подхода – взаимосвязь коррекционно-развивающих
действий на звукопроизношение, фонематические процессы, лексику и
грамматический строй речи.
Логопедическая работа с детьми с выраженной умственной отсталостью проводится в общем контексте работ Б.М. Гриншпуна, Р.И. Лалаевой, Р.Е. Левиной, определивших подходы к развитию речи детей с отклонениями в развитии.
Методические примы : словесные (объяснение), наглядные (демонстрация, наблюдение, компьютерные презентации;), практические (артикуляционные разминки; пальчиковые игры; самомассаж; массаж; дыхательные упражнения; релаксация).
Необходимость специального подбора учебного и дидактического материала (преимущественное использование натуральной и иллюстративной наглядности). В качестве средств для выполнения заданий подобраны материалы для стимуляции тактильного, зрительного слухового восприятия – это яркие, необычные, интересные пособия, изготовленные своими руками, или заводские игрушки (резиновые, шероховатые, мягкие, с «колючками»; с деталями, которые возможно снять и рассмотреть, звенящие, заводные и многие другие; наборы предметных картинок, наборы сюжетных картинок, настольные развивающие игры. Применяется полифункциональное игровое оборудование - мягкие модули, мячи, кубики, пирамидки, пазлы, мозаики, и др.
Форма работы: индивидуальная.
Используется определенная структура занятия:
1.Подготовительный этап. Организационный момент (приветствие, беседа с ребенком для создания положительного настроя на работу, выбор удобной позы, создание мотивации на занятие и проведение занятия на положительном эмоциональном фоне, подбор индивидуальных стимулов для ребёнка).
2.Основной этап. Создание проблемной ситуации. Например, в практических жизненных ситуациях (повторение погоды за окном и др.).
3.Дыхательная, пальчиковая и артикуляционная гимнастика, массаж.
4.Повторение изученного, подача нового материала.
5.Двигательная гимнастика.
6.Итог занятия.
Содержание и организация образовательного процесса имеют свою
специфику:
1. Систематичность проведения занятий;
2. Комплексность (воздействие осуществляется на весь комплекс речевых
и неречевых нарушений);
3. Опора на разные модальности (зрительную, слуховую, обонятельную,
вкусовую);
4. Дифференцированный подход, который предполагает учет особенностей
ребенка, его работоспособность, особенность моторного развития, уровень
несформированности речи, симптоматику речевых расстройств, их механизмы;
5. Эмоциональный фон совместной деятельности: создание на занятиях
эмоционально – комфортной психологической обстановки;
6. Знание особенностей речевого развития и умение создать специальную
среду для стимулирования речи;
7. Коррекцию нарушений речи необходимо увязывать с общим моторным
развитием и преимущественно тонкой ручной моторики: в занятия включаются упражнения тонких движений рук, задания по оречевлению действий, элементы логопедической ритмики, фоноритмики, применение элементов Су-джок терапии;
8. Поэтапное формирование умственных действий (по П.Я. Гальперину).
9. Учет зоны ближайшего развития (по Л.С. Выготскому).
10. Доступность материала;
11. Частая смена видов деятельности, переключения ребенка с одной
формы работы на другую;
12. Тщательная дозировка заданий и речевого материала;
15. Сниженный темп работы и более длительные сроки;
13. Необходимость сочетания четкого планирования занятия с гибкостью
его проведения – отдельные части занятия можно сократить или расширить,
что-то отложить до следующего занятия или ввести новый, незапланированный ранее, элемент;
14. Несформированность контроля, слабость волевых процессов у
умственно отсталых детей обусловливает необходимость тесной связи работы логопеда, воспитателя и родителей.
Описание места коррекционного курса «Коммуникативная стимуляция» в учебном плане:
«Коммуникативная стимуляция» входит в образовательную область «Коррекционные занятия». Программа рассчитана на 34 часа. Занятия проводятся в индивидуальной форме, 1 раз в неделю. Продолжительность занятия не более 15-20 минут в зависимости от психо-физического состояния ребенка на момент занятия.
Планируемые результаты:
- реагировать на обращенную речь и свое имя;
- задерживать взгляд на лице говорящего;
- различать неречевые звуковые сигналы (2 звука);
- работать перед зеркалом по подражанию;
- соотносить знакомые предметы и действия с их словесным обозначением;
- понимать и выполнять простейшие одноступенчатые инструкции;
- понимать вопросы «где?»
- пользоваться указательным жестом и жестом «дай»;
- показывать на себе и на кукле глаза, руки, ноги.
Критерии и нормы оценки БУД учащихся
Оценка выявленных результатов обучения осуществляется в оценочных показателях, основанных на качественных критериях по итогам выполняемых практических действий:
- усвоено:
ВС - «выполняет действие самостоятельно»
- частично усвоено:
ВИ - «выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной),
ВО - «выполняет действие по образцу»,
ЧП - «выполняет действие с частичной помощью»,
ЗП - «выполняет действие со значительной помощью»
- не усвоено:
ДН - «действие не выполняет»;
- усвоено:
УО - «узнает объект»,
- частично усвоено:
ЧУО - «не всегда узнает объект»,
- не усвоено
НО – «не узнает объект»
Содержание программы
1.Диагностика-4 часа
2.Обучение пониманию конкретных предметов и действий-2 часа
3.Упражнения, направленные на формирование способности учащегося слушать речь (потешки, стихи)- 2 часа
4.Воспитание слухового внимания-2 часа
5.Воспитание зрительного внимания.-2 часа
6.Развитие фонематического слуха- 2 часа
7.Обучение пониманию односоставной вербальной инструкции - 3часа
8.Активизация пассивного словаря. Формирование первых форм слов. Понимание предметного высказывания. Понимание двусоставной инструкции: «Встречайте гостей», «Слушай и выполняй».- 3часа
9.Игры и упражнения, способствующие развитию тонких движений рук : Игры с мячом, построение из кубиков по образцу, раскладывание, вкладывание разборных игрушек, нанизывание (пирамиды) и т. д., работа с мозаикой, массаж ладоней рук и т. д.- 3 часа
Цель упражнений: развитие мелкой моторики.
10.Выработка навыка правильного артикуляционного уклада: Игра «Веселый язычок». -3 часа
11.Формирование правильного речевого выдоха: «Бабочка, лети! », «Осенние листья», «Осенний листопад», «Подуй на воздушные шарики», «Снежинки летят», «Покатай карандаш по столу», «Летите, птички! », «Одуванчик», «Веселые шарики» - 3 часа
12.Координация слова с движением:«Солнышко», «Снежинки», «Сад», «Серенькие перышки» и т. д.-3 часа.
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Дата |
1-2 | Диагностика | 2 | |
3 | Обучение пониманию конкретных предметов и действий: Игры «Угадай, что звучит?», «Возьми игрушку». | 1 | |
4 | Обучение пониманию конкретных предметов и действий: «Одеваем куклу», «Покорми кукол». | 1 | |
5 | Формирование способности учащегося слушать речь (потешки, стихи): «Ладушки», «Идет коза рогатая». | 1 | |
6 | Формирование способности учащегося слушать речь: «Сорока - ворона», «Цыплята». | 1 | |
7-8 | Воспитание слухового внимания: Игра «Кто в гостях», «Кто спрятался». | 2 | |
9 | Воспитание зрительного внимания: Игра «Кто у нас в машине?» | 1 | |
10 | Воспитание зрительного внимания: «Поищи игрушку». | 1 | |
11-12 | Развитие фонематического слуха: «Чей голосок?», «Кто это?» | 2 | |
13-14 | Обучение пониманию односоставной вербальной инструкции: Игры со звучащими игрушками. | 2 | |
15 | Обучение пониманию односоставной вербальной инструкции: игра «Покачай куклу». | 1 | |
16 | Обучение пониманию односоставной вербальной инструкции: игра «Покатай кукол в машине». | 1 | |
17-18 | Обучение пониманию двусоставной вербальной инструкции: «Встречайте гостей». | 2 | |
19-20 | Обучение пониманию двусоставной вербальной инструкции: «Слушай и выполняй». | 2 | |
21 | Упражнения на развитие мелкой моторики рук: Игры с мячом, построение из кубиков по образцу. | 1 | |
22 | Упражнения на развитие мелкой моторики рук: массаж ладоней рук; раскладывание, вкладывание разборных игрушек. | 1 | |
23 | Упражнения на развитие мелкой моторики рук: нанизывание (пирамиды), работа с мозаикой. | 1 | |
24-26 | Выработка навыка правильного артикуляционного уклада: Игра «Веселый язычок». | 3 | |
27 | Формирование правильного речевого выдоха: «Бабочка, лети! », «Осенние листья», «Осенний листопад». | 1 | |
28 | Формирование правильного речевого выдоха: «Подуй на воздушные шарики», «Снежинки летят», «Покатай карандаш по столу». | 1 | |
29 | Формирование правильного речевого выдоха: «Летите, птички! », «Одуванчик», «Веселые шарики». | 1 | |
30 | Координация слова с движением: «Солнышко». | 1 | |
31 | Координация слова с движением: «Снежинки», «Сад». | 1 | |
32 | Координация слова с движением: «Серенькие перышки» | 1 | |
33-34 | Диагностика | 2 | |
Итого: | 34 |