Рабочая программа коррекционного курса «Коррекционно-развивающие занятия (психологические)» для обучающегося коррекционного класса с нарушениями опорно-двигательного аппарата

2
0
Материал опубликован 17 October

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 


 


 

Рабочая программа

коррекционного курса

«Коррекционно-развивающие занятия (психологические)»

для обучающегося коррекционного класса

с нарушениями опорно – двигательного аппарата

с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (Вариант 2)

 


 

 

 


 


 


 


 

 

Большетроицкое, 2024

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по коррекционному курсу «Коррекционно-развивающие занятия (психологические)» разработана в соответствии с нормативно - правовым обеспечением:
- Федеральным государственным образовательным стандартом образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (приказ
№1599 от 19.12.2014г., с изменениями и дополнениями от 8.11.2022г);

- Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) МБОУ «Большетроицкая СОШ».

- Заключением ЦПМПК № … от 25.09.2023 года;

-Санитарными правилами СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи".

АООП УО (вариант 2) предполагает обучение детей, имеющих умеренную, тяжелую, глубокую умственную отсталость (интеллектуальные нарушения), тяжелые и множественные нарушения с учетом реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей психофизического развития и возможностей.

Рабочая программа педагога-психолога является обязательным документом, обеспечивающим реализацию коррекционно-развивающей деятельности в рамках освоения адаптированной основной общеобразовательной программы, составленной для обучающихся с нарушениями опорно – двигательного аппарата с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) и определяет цель и основные направления работы.

Цель обучения - формирование продуктивного взаимодействия со взрослым.

Согласно заключению ЦПМПК программа коррекционных занятий у ребенка с тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), направлена на развитие продуктивного взаимодействия.

Программа носит коррекционно-развивающий характер с учетом развития индивидуальных познавательных возможностей обучающегося.

Социально-коммуникативное развитие. Ребёнок ориентируется на речь взрослого, устанавливает визуальный контакт. На приветствие собеседника отвечает мимически (улыбкой). Знает, и откликается на свое имя. Социально-бытовая ориентация отсутствует. Представлений о себе не имеет, родственных связей не понимает. Признаков неадекватного поведения не проявляет. При тактильном контакте выражает положительные эмоции.

Познавательное развитие не соответствует возрастной норме.

Внимание крайне неустойчиво («Корректурная проба», 0б). Вновь привлечь внимание удаётся не всегда. Концентрация, устойчивость, переключаемость внимания на очень низком уровне («Тест переплетённых линий», 0б). Объём внимания не соответствует норме развития.

Объём зрительной памяти на низком уровне («Набор из 10 картинок», 0б). Уровень усвоения теоретического материала отследить невозможно. Мальчик никак не показывает, запомнил ли он что-то, умеет ли сравнивать предметы, находит ли сходства и различия, умеет ли классифицировать и обобщать предметы.

Процессы мыслительной деятельности конкретно негибкие, проявляются в низкой познавательной активности, образование отвлеченных понятий значительно затруднено. Причинно-следственные связи не устанавливает («Последовательность картинок», 0б), обобщений не производит («4 лишний», 0б), аналогии не проводит («Парные аналогии», 0б).

Навыки пространственной ориентировки не сформированы. Логический компонент мышления не сформирован (Сюжетное изображение «Нелепицы», 0б). Пространственные представления не сформированы, не соотносит части и целое («Складывание разрезных картинок», 0б). Не сформированы понятия о величине (не дифференцирует предметы), цвете, форме (не группирует геометрические фигуры, не знает названия).

Ведущее восприятие тактильно-слуховое. Слуховое восприятие не соответствует возрастной норме. Не соотносит слово с предметом, не узнаёт объект. Целостность зрительного восприятия не развита («Фигуры Поппельрейтора», 0б), сохранность зрительного образа не выявлена («Узнавание недорисованных изображений», 0б).

Задачи обучения:

- обучить соблюдению режимных моментов на занятии;

- обучить основам работы с пластилином;

- обучить основным способам демонстрации неудовольствия, положительного отношения к деятельности, просьбе о помощи;

- обучить навыку проявления продуктивных намерений в отношении к деятельности, которой занимается ребенок: действия по простой инструкции;

- способствовать развитию навыка простейшей саморегуляции;

- развивать усидчивость;

- воспитывать интерес к взаимодействию со взрослым;

- воспитывать трудолюбие, стремление добиваться поставленной цели;

- формирование учебного поведения (не скидывает материалы, не демонстрирует пищевое поведение относительно материалов занятия);

- преодоление негативизма в отношении занятий.

При составлении программы учитывались возрастные и психофизиологические особенности обучающегося, содержание программы отвечает принципам психолого-педагогического процесса и коррекционной направленности обучения и воспитания обучающихся данной нозологии.

Место коррекционного курса в учебном плане

Коррекционный курс «Коррекционно-развивающие занятия (психологические)» входит в учебный план, в часть формируемую участниками образовательного процесса.

В соответствии с учебным планом на коррекционно-развивающие занятия с педагогом – психологом в 2024-2025 учебном году отведён 1 час в неделю (34 часа в год).

Отбор детей на занятия к педагогу – психологу осуществляет ЦПМПК.

Длительность занятия 20 минут, форма занятия носит индивидуальный характер в силу имеющихся возможностей обучающегося.

II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Выполнение практической деятельности планируется со значительной помощью педагога, по подражанию и указанию педагога.

Программа представлена следующими разделами:

- «Диагностика»

Диагностика (первичная). Диагностика (первичная).

- «Формирование направленного элемента взаимодействия со взрослым.»

Формирование навыка удержания внимания на объекте до 3 минут. Формирование навыка удержания внимания на объекте до 3 минут. Формирование навыка удержания внимания на объекте до 3 минут. Формирование интереса к деятельности. (Раскатывание пластилина). Формирование интереса к деятельности. (Раскатывание пластилина). Формирование интереса к деятельности. (Раскатывание пластилина). Вызывание элементарного положительного эмоционального отклика. Вызывание элементарного положительного эмоционального отклика. Вызывание элементарного положительного эмоционального отклика. Формирование навыка прислушивания к речи и инструкциям взрослого. Формирование навыка прислушивания к речи и инструкциям взрослого. Формирование навыка прислушивания к речи и инструкциям взрослого.

- «Текущий мониторинг»

Текущий мониторинг.

- «Формирование элементарного навыка взаимодействия со взрослым.»

Формирование навыка демонстрации необходимости помощи. Текущая диагностика. Формирование навыка демонстрации необходимости помощи. Развитие интереса к практической деятельности. Развитие интереса к практической деятельности. Развитие интереса к практической деятельности. Развитие интереса к практической деятельности. Развитие навыка понимания простой жестовой инструкции. Развитие навыка понимания простой жестовой инструкции. Развитие навыка понимания простой жестовой инструкции.

- «Имитация учебного поведения во взаимодействии со взрослым.»

Формирование навыка имитации действия взрослого. Формирование навыка имитации действия взрослого. Формирование навыка имитации действия взрослого. Имитация действий, подражание деятельности взрослого. Имитация действий, подражание деятельности взрослого. Имитация простой последовательности действий взрослого (1-2 действия). Имитация простой последовательности действий взрослого (1-2 действия).

- «Итоговый мониторинг»

Итоговый мониторинг.

- «Диагностика»

Диагностика (итоговая). Диагностика (итоговая).

Занятия по коррекционному курсу «Коррекционно-развивающие занятия (психологические)» осуществляются при использовании различных методов:

практические - упражнения, игры, лепка;

наглядные - наблюдение, работа с картинками, аудио- и видеоматериалами;

словесные - беседа, рассказ, пояснение, объяснение, педагогическая оценка;

двигательные - используются для актуализации и закрепления любых телесных навыков, предполагают включенность таких психических функций, как эмоции, память, восприятие, процессы саморегуляции, доступные формы речевой активности.

Обязательными условиями при проведении занятий являются:

- планирование материала от простого к сложному;

- дозирование помощи педагога;

- постепенный переход от совместной деятельности с педагогом к самостоятельной работе обучающегося.

Следовательно, в результате использования разнообразных методов для активизации познавательных процессов, создается базовая предпосылка для овладения новыми знаниями умениями и навыками при формировании зоны актуального развития.

 

п/п

Наименование разделов

Количество часов

Мониторинговый
контроль

Диагностика(2ч.)

 

Диагностика (первичная).

1

1

 

Диагностика (первичная).

1

1

Формирование направленного элемента взаимодействия со взрослым. (12ч.)

 

Формирование навыка удержания внимания на объекте до 3 минут.

1

 

 

Формирование навыка удержания внимания на объекте до 3 минут.

1

 

 

Формирование навыка удержания внимания на объекте до 3 минут.

1

 

 

Формирование интереса к деятельности. (Раскатывание пластилина).

1

 

 

Формирование интереса к деятельности. (Раскатывание пластилина).

1

 

 

Формирование интереса к деятельности. (Раскатывание пластилина).

1

 

 

Вызывание элементарного положительного эмоционального отклика.

1

 

 

Вызывание элементарного положительного эмоционального отклика.

1

 

 

Вызывание элементарного положительного эмоционального отклика.

1

 

 

Формирование навыка прислушивания к речи и инструкциям взрослого.

1

 

 

Формирование навыка прислушивания к речи и инструкциям взрослого.

1

 

 

Формирование навыка прислушивания к речи и инструкциям взрослого.

1

 

Текущий мониторинг (1ч.)

 

Текущий мониторинг.

1

1

Формирование элементарного навыка взаимодействия со взрослым. (9ч)

 

Формирование навыка демонстрации необходимости помощи. Текущая диагностика.

1

 

 

Формирование навыка демонстрации необходимости помощи.

1

 

 

Развитие интереса к практической деятельности.

1

 

 

Развитие интереса к практической деятельности.

1

 

 

Развитие интереса к практической деятельности.

1

 

 

Развитие интереса к практической деятельности.

1

 

 

Развитие навыка понимания простой жестовой инструкции.

1

 

 

Развитие навыка понимания простой жестовой инструкции.

1

 

 

Развитие навыка понимания простой жестовой инструкции.

1

 

Имитация учебного поведения во взаимодействии со взрослым.(7ч.)

 

Формирование навыка имитации действия взрослого.

1

 

 

Формирование навыка имитации действия взрослого.

1

 

 

Формирование навыка имитации действия взрослого.

1

 

 

Имитация действий, подражание деятельности взрослого.

1

 

 

Имитация действий, подражание деятельности взрослого.

1

 

 

Имитация простой последовательности действий взрослого (1-2 действия).

1

 

 

Имитация простой последовательности действий взрослого (1-2 действия).

1

 

Итоговый мониторинг (1ч)

 

Итоговый мониторинг.

1

1

Диагностика (2ч.)

 

Диагностика (итоговая).

1

1

 

Диагностика (итоговая).

1

1

Общее количество часов по программе:

34

6

 

В ходе занятий формируются тактильное и зрительное воспитание детей с проблемами в развитии, формируется усидчивость, преодолевается негативизм.

III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В соответствии с требованиями ФГОС для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) тяжелыми множественными нарушениями развития (вариант 2) результативность обучения обучающегося оценивается с учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей.

Результатом освоения коррекционного курса «Коррекционно-развивающие занятия (психологические)» является доступная сформированность двух видов результатов: личностных и предметных.
Личностные результаты освоения АООП образования включают индивидуально
личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.

- осознание себя как "Я", откликаться на свое имя, фамилию, показывать свой возраст, осознание своей принадлежности к определенному полу;

- социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;

- формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его
органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;

- формирование уважительного отношения к окружающим;

- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;

- освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери),
пассажира, покупателя и т.д.), развитие мотивов учебной деятельности и формирование
личностного смысла учения;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на
основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;

- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и
духовным ценностям.

Предметные результаты обучающегося с нарушениями опорно – двигательного аппарата с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) включают освоенные обучающимися знания и умения и готовность их применения.

К концу обучения обучающийся научится и будет (сможет) (со значительной помощью педагога, по подражанию и указанию педагога):

- уметь сообщать о неудобстве, дискомфорте путем жестов;

- владеть элементарными навыками коммуникации и принятыми нормами взаимодействия;

- умение выполнять действия по инструкции педагога;

- уметь пользоваться предметами в соответствии с их назначением и свойствами;

- уметь фиксировать взгляд на лице говорящего взрослого, на задании;

- уметь выполнять действия по образцу и по подражанию;

- уметь выполнять посильное задание от начала до конца;

- уметь удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 минуты.

Система оценки достижения планируемых результатов

В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) результативность обучения оценивается строго индивидуально с учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося.

Оценка личностных результатов, сформированность базовых учебных действий и уровень сформированности представлений, действий/операций освоения программы коррекционного курса осуществляется в соответствии с локальным актом школы.

Результат продвижения обучающихся в развитии и сформированности знаний, умений и навыков определяется на основе диагностических и мониторинговых исследований.

Оценка выявленных результатов обучения (показателей самостоятельности) осуществляется в оценочных показателях, основанных на качественных критериях выполняемых практических действий:

Критерии оценивания

Количество баллов для выставле ния

отметки

Действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения задания вместе с учите лем,

«не узнает объект»

 

0 баллов

Смысл действия обучающийся понимает недостаточно

минимальном объеме), не всегда связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие со значительной помощью учителя, «не всегда узнает объект»

1 балл

Обучающийся выполняет действие преимущественно по указанию учителя и с частичной или контролирующей помощью учителя, «не всегда узнает объект»

2 балла

Обучающийся способен выполнять действие по подражанию или по образцу (о), «не всегда узнает объект»

3 балла

Обучающийся способен самостоятельно, по инструкции педагога выполнять действие, но допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя, «узнает объект»

4 балла

Обучающийся самостоятельно выполняет действие в лю бой ситуации (с), «узнает объект»

5 баллов

Достижения освоения программы коррекционной работы выражаются в уровневой шкале:

- 3 балла - значительная динамика,

- 2 балла - удовлетворительная динамика,

-1 балл - незначительная динамика,

- 0 баллов - отсутствие динамики.


IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

9 класс

Класс

Наименование разделов

Виды учебной деятельности

Количество часов

IX (кор)

Диагностика (2ч.)

Диагностика (первичная).

Диагностика обучающегося с целью определения уровня развития высших психических функций, имеющихся знаний и умений.

1

Диагностика (первичная).

Диагностика обучающегося с целью определения уровня развития высших психических функций, имеющихся знаний и умений.

1

Формирование направленного элемента взаимодействия со взрослым. (12ч.)

 

Формирование навыка удержания внимания на объекте до 3 минут.

Развитие концентрации произвольного внимания

1

Формирование навыка удержания внимания на объекте до 3 минут.

Развитие концентрации произвольного внимания

1

Формирование навыка удержания внимания на объекте до 3 минут.

Развитие концентрации произвольного внимания

 

Формирование интереса к деятельности. (Раскатывание пластилина).

Развитие тактильно-двигательного восприятия

 

Формирование интереса к деятельности. (Раскатывание пластилина).

Развитие тактильно-двигательного восприятия

1

Формирование интереса к деятельности. (Раскатывание пластилина).

Развитие тактильно-двигательного восприятия

1

Вызывание элементарного положительного эмоционального отклика.

Обучение пониманию собственного эмоционального состояния

1

Вызывание элементарного положительного эмоционального отклика.

Обучение пониманию собственного эмоционального состояния

1

Вызывание элементарного положительного эмоционального отклика.

Обучение пониманию собственного эмоционального состояния

1

Формирование навыка прислушивания к речи и инструкциям взрослого.

помочь осознать важность умения слушать и слышать в процессе общения

1

Формирование навыка прислушивания к речи и инструкциям взрослого.

помочь осознать важность умения слушать и слышать в процессе общения

1

Формирование навыка прислушивания к речи и инструкциям взрослого.

помочь осознать важность умения слушать и слышать в процессе общения

1

Текущий мониторинг (1ч.)

 

Текущий мониторинг.

Выполнение заданий для определения индивидуальных достижений

1

Формирование элементарного навыка взаимодействия со взрослым. (9ч)

 

Формирование навыка демонстрации необходимости помощи. Текущая диагностика.

Формирование навыков отзывчивости, помощи.

1

Формирование навыка демонстрации необходимости помощи.

Формирование навыков отзывчивости, помощи.

1

Развитие интереса к практической деятельности.

Формировать координированные действия рук

1

Развитие интереса к практической деятельности.

Формировать координированные действия рук

1

Развитие интереса к практической деятельности.

Формировать координированные действия рук

1

Развитие интереса к практической деятельности.

Формировать координированные действия рук

1

Развитие навыка понимания простой жестовой инструкции.

Формирование направленности на занятия

1

Развитие навыка понимания простой жестовой инструкции.

Формирование направленности на занятия

1

Развитие навыка понимания простой жестовой инструкции.

Формирование направленности на занятия

1

Имитация учебного поведения во взаимодействии со взрослым. (7ч.)

 

Формирование навыка имитации действия взрослого.

Умение выполнять действия по подражанию

1

Формирование навыка имитации действия взрослого.

Умение выполнять действия по подражанию

1

Формирование навыка имитации действия взрослого.

Умение выполнять действия по подражанию

1

Имитация действий, подражание деятельности взрослого.

Умение выполнять действия по подражанию

1

Имитация действий, подражание деятельности взрослого.

Умение выполнять действия по подражанию

1

Имитация простой последовательности действий взрослого (1-2 действия).

Умение выполнять действия по подражанию

1

Имитация простой последовательности действий взрослого (1-2 действия).

Умение выполнять действия по подражанию

1

Итоговый мониторинг (1ч)

 

Итоговый мониторинг

Выполнение заданий для определения индивидуальных достижений

1

Диагностика (2ч.)

 

Диагностика (итоговая).

Диагностика обучающегося с целью определения уровня развития высших психических функций, имеющихся знаний и умений.

1

 

Диагностика (итоговая).

Диагностика обучающегося с целью определения уровня развития высших психических функций, имеющихся знаний и умений.

1

Общее количество часов по программе:

 

 

34

 

Для проведения занятий по коррекционному курсу «Коррекционно – развивающие занятия (психологические)» необходимо специальное материально-техническое обеспечение:

- пластилин (солёное тесто);

- игровые, наглядные пособия;

- смартфон;

- диагностический и дидактический раздаточный материал для обеспечения разделов программы.

 

 

 

 

 

 

 


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации