Рабочая программа коррекционного курса «Психокоррекционные занятия»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по музыке подготовлена на основании нормативных документов:
-Государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
-Примерной адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с учетом современных требований к образовательному процессу в системе специального обучения и предназначена для педагогических работников специальных общеобразовательных и общеобразовательных организаций.
- Примерной рабочей программой коррекционного курса «Психокоррекционные занятия: 5-12 классы» для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) / сост. Ртищева Н.В. – МОУ ДПО «Донецкий РИДПО» - Донецк, 2020.
- Рабочего учебного плана МОУ «Школа № г. Донецка», утвержденного приказом №_______ от ________.2021 г.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Целью коррекционного курса «Психокоррекционные занятия» является преодоление недостатков, развитие и совершенствование основных школьных навыков: праксиса (развитие крупной и мелкой моторики), гнозиса (развитие зрительного восприятия) пространственного восприятия, временных представлений, графо-моторных навыков, мыслительной и речевой деятельности.
СТРУКТУРА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ
Немаловажным фактором является определение структуры занятия, которая должна предусматривать чередование различных видов деятельности: организацию практических действий, разрешение проблемных ситуаций, использование дидактических игр, музыкально-ритмических упражнений, графических заданий и др. За основу коррекционного занятия берется один, ведущий, раздел изучаемой программы, например «Ориентировка в пространстве», но при этом обязательно используются задания на закрепление пройденного ранее из других разделов, прямо или косвенно связанные с основной темой: «Развитие крупной и мелкой моторики», «Восприятие формы, величины, цвета». Например:
1. Упражнения на развитие крупной моторики (игры «Дартс», «Кольцеброс»).
2. Дидактическая игра на зрительное восприятие пространства комнаты (например, «Определи местоположение игрушек»).
3. Задания на развитие зрительно-двигательных координаций и ориентировку в пространстве комнаты (например, расположить предметы в комнате по инструкции педагога), в качестве предметов используются геометрические фигуры разной величины и разного цвета. Исходя из особенностей подбора детей в группу, педагог-психолог, учитель-дефектолог вправе самостоятельно определить круг задач, решаемых на каждом конкретном занятии и выделить из них приоритетную. От того как сумеет педагог-психолог, учитель-дефектолог организовать коррекционные занятия, использовать различные виды деятельности, в значительной степени зависит их эффективность.
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ЗАНЯТИЙ
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
-степень помощи, которую оказывает педагог-психолог обучающимся при выполнении заданий: чем помощь меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;
- поведение обучающихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность детей обеспечивают положительные результаты занятий;
-результаты выполнения контрольных психологических заданий, в качестве которых даются задания, уже выполнявшиеся обучающимся, но другие по своему внешнему оформлению, и выявляется, справляются ли они с этими заданиями самостоятельно;
-косвенным показателем эффективности может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения педагогов за работой обучающихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности и др.).
МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ
Коррекционно-развивающие занятия не оцениваются в рамках отметки. Обобщённая оценка личностных и предметных результатов изучения учебного предмета осуществляется вербально с помощью различных мониторинговых исследований. Свою работу на занятии обучающиеся оценивают самостоятельно, прикрепляя соответствующий символ, выбранный в конкретном периоде. Используется прием цветограммы в конце занятия. Детям предлагается прикрепить (нарисовать, раскрасить) соответствующий по цвету символ, определяя качество выполненного самостоятельно задания или практическую деятельность. Сравнение результатов изменения цветовой гаммы на протяжении некоторого времени позволяет наблюдать динамику качества выполненной работы, сравнивая личные результаты. Практические задания выполняются из разных материалов, работы остаются до конца года у педагога. При необходимости выполнении письменных заданий, обучающиеся работают в рабочих тетрадях, возможны выполнения заданий по карточкам. Качество работы зависит от умения детьми работать в тетради, ориентироваться на листе, от развития мелкой моторики.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов | |
1. | Раздел 1. Комплексное обследование детей | 2 | |
2. | Раздел 2.Развитие моторики, графо-моторных навыков | 14 | |
3. | Раздел 3. Тактильно-двигательное восприятие | 4 | |
4. | Раздел 4 Кинестетическое и кинетическое развитие | 2 | |
5. | Раздел 5 Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов | 16 | |
6. | Раздел 6 Зрительное восприятие | 7 | |
7. | Раздел 7 Восприятие особых свойств предметов: развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений | 5 | |
8. | Раздел 8 Развитие слухового восприятия | 5 | |
9. | Раздел 9 Восприятие пространства | 7 | |
10. | Раздел 10 Восприятие времени | 5 | |
11. | Раздел 11 Итоговая диагностика обучающихся | 3 | |
Итого | 70 |