Рабочая программа
внеурочной деятельности
Направление: социальное
Название курса: Психокоррекционные занятия
Вид программы: АООП НОО учащихся с ОВЗ (ЗПР) вариант (7.2)
Класс: 3 «а»
Санкт-Петербург
2020 год
Пояснительная записка:
Цель: создание комфортных и благоприятных условий, способствующих интеллектуальному и личностному развитию учащихся.
Развитие эмоционально-личностной, коммуникативное сферы, формирование продуктивных видов взаимодействия с окружающими, повышение школьной мотивации, самооценки, снижение тревожности.
Описание места курса в плане внеурочной деятельности.
Направление внеурочной деятельности | Название курса внеурочной деятельности | Кол-во часов в год | Кол-во часов в неделю |
Социальное | Психокоррекционные занятия | 34 | 1 |
В соответствии с календарным учебным графиком, выходными и праздничными днями программа может быть скорректирована.
3. Планируемые результаты освоения курса.
В результате занятий у обучающихся сформируются следующие предпосылки для достижения личностных и метапредметных (регулятивных, познавательных, коммуникативных) результатов и предметные результаты.
Личностные результаты:
сформирована внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
определять и высказывать под руководством педагога общие для всех правила поведения (этические нормы);
в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на правила поведения, делать выбор, как поступить;
при поддержке педагога и окружающих давать оценку своим поступкам и поступкам других людей;
определять и высказывать школьные правила поведения;
развитие любознательности, наблюдательности, способности замечать новое, задавать вопросы;
умение передать свои впечатления, соображения, умозаключения так,
чтобы быть понятым другим человеком;
знание правил поведения в разных социальных ситуациях с людьми разного статуса, с близкими в семье; с учителями и учениками в школе; со знакомыми и незнакомыми людьми;
снижение уровня личностной и школьной тревожности;
уменьшение количества страхов;
увеличение способности к саморефлексии и самоанализу;
расширение эмоционального диапазона;
формирование адекватной самооценки и уровня притязаний;
закрепление положительных поведенческих реакций;
активизация положительного эмоционального опыта в системе межличностных отношений;
развитие эмпатических реакций.
Регулятивные УУД:
учиться работать по предложенному педагогом плану;
учиться проговаривать последовательность действий на занятии;
учиться давать эмоциональную оценку своей деятельности на занятии и деятельности всего класса;
повышение уровня произвольной регуляции и самоконтроля.
Познавательные УУД:
учиться ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного
классифицировать и обобщать на основе жизненного опыта;
учиться делать выводы в результате совместной работы с педагогом;
умение накапливать личные впечатления, связанные с явлениями
окружающего мира;
умение устанавливать взаимосвязь между природным порядком и
ходом собственной жизни в семье и в школе;
повышение уровня познавательной активности;
повышение уровня учебной мотивации;
Коммуникативные УУД:
слушать и понимать речь других;
учиться получать и уточнять информацию от собеседника;
учиться ориентироваться на позицию других людей, отличную от собственной, уважать иную точку зрения;
учиться оформлять свои мысли в устной форме;
строить понятные для партнера высказывания;
уметь задавать вопросы, чтобы с их помощью получать необходимые сведения от партнера по деятельности;
совместно с педагогом договариваться с другими ребятами о правилах поведения и общения и учиться следовать им.
4. Материально-техническое обеспечение
1. «Здравствуй, школа». Пименова К.Л. Москва: Генезис, 2015г.
2.Психологическая азбука. Рабочая тетрадь.3 класс. Аржакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х. 6-е изд.-М.Генезис, 2019-40.
3. «Тропинка к своему Я». Уроки психологии в начальной школе (1-4). Хухлаева О.В. Москва: Генезис, 2012г.
4.Уроки нравственности, или Что такое хорошо и что такое плохо»: Рабочая тетрадь для 3 класса, часть 1/ Мищенкова Л.В.-М: Издательство РОСТ.-56с., 2020
5. Уроки психологии в начальной школе, Никольская И.М., Бардиер Г.Л., 2-е издание, Речь Санкт-Петербург, 2004
Оборудование:
Электронная доска, персональный компьютер, копировальная техника.
Мячик; тетрадь для занятий, ручки для каждого участника; заготовленные задания и упражнения педагога-психолога.
Содержание курса
Адаптационный модуль «Моя профессия - ученик» (принятие социальной роли школьника, повторение школьных правил).
Формирование произвольной регуляции деятельности и поведения (модуль по развитию произвольной регуляции деятельности и поведения).
Развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков (модуль по формированию интереса к себе и позитивного самоотношения).
Развитие коммуникативной сферы и социальная интеграция (модуль по развитию способности к взаимодействию с одноклассниками);
Календарно-тематическое планирование:
№ п/п | Название раздела | Дата план | Дата коррекции | Тема занятия | Содержание видов деятельности |
1 | Адаптационный модуль «Моя профессия - ученик» | Вспомним о лете. «Я - третьеклассник» | Беседа, упражнения на формирование дружеских отношений, развитие уверенности в себе «Закончи предложение», «Я-третьеклассник». Упражнения «Что интересно третьекласснику», «Если б не было на свете школ», | ||
2 | Мои успехи в школе. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда | Групповая и индивидуальная работа. Социальные пробы, обсуждение. Вспоминаем школьные правила. | |||
3 | Класс-дружная команда | Беседа, упражнения на формирование дружеских отношений, развитие уверенности в себе. Игра змейка. | |||
4 | «Я и мой учитель» | Групповая и индивидуальная работа «Что я чувствую в школе», «Передай чувство ногами». «Школьная фотография», Упражнения «Неоконченные предложения». Работа со сказкой «О девочке и строгой учительнице», «О мальчике Вале» Лента занимательных заданий. | |||
5 | Формирование произвольной регуляции деятельности и поведения | Как справляться с «Немогучками»» | Групповая и индивидуальная работа Разминка «В маске», «Передай чувство ногами», «Радиоинтервью». Упражнения «Кто такие Немогучки». Работа со сказкой «Малыш-облачко» | ||
6 | Я умею фантазировать! Мои мечты. | Групповая работа, индивидуальная работа, направленные на осознание позиции школьника «Мысленные картинки», «Домашние занятия», «Какое чувство ты испытываешь», «Небылицы». Упражнения «Волшебный компот», «Царевна Несмеяна». Ложь и фантазия. | |||
7 | Я умею владеть собой | Групповая и индивидуальная работа, осознание позиции ученика. Игра «Включаем телевизор» | |||
8 | Как быть внимательным и получать хорошие отметки | Групповая и индивидуальная работа. Практикум, обсуждение. Игра Облик | |||
9 | Какого человека можно назвать ответственным | Групповая и индивидуальная работа. Развивающие игры, обсуждение. Игра обезьяна и зеркало | |||
10 | Что такое “добро и зло” | Групповая и индивидуальная работа Практикум, обсуждение, ролевые игры | |||
11 | Развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков | Как мы переживаем разные эмоции | Групповая и индивидуальная работа. Развивающие упражнения, обсуждение. Цвет моего настроения. Список эмоций. | ||
12 | Настроение и фрукты. | Повторение пройденного материала, обсуждение, развивающие упражнения. Мы умеем выражать эмоции. | |||
13 | Наши страхи и уверенное поведение. | Групповая и индивидуальная работа Практикум. Психогимнастические, ролевые игры | |||
14 | Конфликт. Можно ли прожить без конфликтов? | Работа в парах, развивающие упражнения обсуждение. | |||
15 | Развитие коммуникативной сферы и социальная интеграция, Я и окружающие. | Путешествие в страну общения | Групповая и индивидуальная работа. Что взять с собой в страну общения. | ||
16 | В гости к друзьям из Простоквашино. | Групповая и индивидуальная работа. Игровые методы, методы психической саморегуляции. Разминка «Чувства и ассоциации», «Одинаковые скульптуры», «Санитары». Упражнения «Нужно ли уметь дружить». Работа со сказкой «Про маленькую Бабу Ягу» Подарок другу. Умею ли я дружить | |||
17 | Правила дружбы | Индивидуальная, групповая работа, пантомима. Мои сходства и различия с другом. Письмо другу. | |||
18 | Я и другие. «Что такое сотрудничество» | Словесные методы. Работа в группах по алгоритму, обсуждение | |||
19 | Дело было в Лукоморье | Групповая работа, работа в парах, развитие уверенности в себе | |||
20 | Что такое цель? Я стремлюсь | Групповая и индивидуальная работа. Игровые методы, методы психической саморегуляции | |||
21 | Да здравствуют книги! | Групповая и индивидуальная работа. Работа в парах. Игровые упражнения. Рассказ о любимых книгах. | |||
22 | Учимся делать комплименты | Собеседование, игровые упражнения. Психогимнастика. | |||
23 | Понимаем ли мы друг друга? Какие мы все разные | Групповая и индивидуальная работа. Практическая работа. | |||
24 | Как можно помириться? | Групповая и индивидуальная работа. Обсуждения. | |||
25 | Что не скажешь словами? Жесты. | Групповая и индивидуальная работа, Развивающие игры. | |||
26 | Хорошие и плохие поступки. | Групповая работа. Развивающие упражнения. | |||
27 | Мое хобби. Расскажу рисунком | Групповая работа. Развивающие упражнения. Психогимнастические упражнения. | |||
28 | Берегите здоровье. Да здравствует мыло душистое. | Групповая работа. Психогимнастические и ролевые игры | |||
29 | Берегите природу | Групповая работа. Развивающие упражнения | |||
30 | В мире профессий. Профессии моей семьи. | Повторение пройденного материала, обсуждение, развивающие упражнения. | |||
31 | Что такое вежливость? | Групповая и индивидуальная работа. Обсуждения. Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть | |||
32 | Берегите время | Групповая и индивидуальная работа. Обсуждения. | |||
33 | Мой мир. О себе с любовью | Групповая и индивидуальная работа. Обсуждения | |||
34 | Ура, лето. | Групповая и индивидуальная работа. Обсуждения | |||
Итого | Итого 34 |
Лист корректировки
Дата факт | Дата план | Внесенные изменения | Примечания |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |