12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Перфилова Ольга Анатольевна1702
Россия, Омская обл., г.Калачинск
Материал размещён в группе «Коррекционная работа в школе VIII вида»


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

казенное общеобразовательное учреждение Омской области

«Калачинская общеобразовательная адаптивная школа – интернат»

КОУ «Калачинская адаптивная школа-интернат»

_________________________________________________________________________




УТВЕРЖДАЮ

Директор КОУ «Калачинская адаптивная школа – интернат» _________ Козицкая Н.В.

« » __________2020 г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

коррекционно-развивающего курса

«Психология для первоклашек»

для учащихся 1 класса обучающихся по 1 варианту УП

адаптивной школы





Составитель: педагог-психолог Перфилова Ольга Анатольевна _______________

(подпись)

Рабочая программа рассмотрена на заседании методического объединения

« » ___________ 2020 г., протокол №

Руководитель методического объединения _____________

(подпись)


« »___________ 2020 г., протокол №







Калачинск, 2020 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа коррекционно-развивающего курса составлена для групповой работы с обучающимися 1 класса 1 вариант УП в соответствии с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.12 г. и на основании программы разработанной педагогом-психологом Соколовой Е. Ю. «Психология для малышей».


У умственно отсталых детей, поступающих в школу, наблюдается не только функциональная незрелость головного мозга, но и нарушение тех или иных его отделов, что обуславливает необходимость более целенаправленной коррекционной работы с ними.

Большинство современных исследований (Исаева Д.Н., Акимовой М.К., Козловой В.Т., Бурменской Г.В. и др.) свидетельствуют о резком усложнении как структуры отклонений в развитии, так и о значительном увеличении количества различных сочетанных нарушений у детей. А также появление на рубеже 90-х годов 20 века новых форм психического дизонтогенеза.

В системе психологической помощи детям с ОВЗ на первое место необходимо ставить природу дефекта. А на второе формирование и развитие той стороны личности ребенка, которая способна направить свои усилия под руководством взрослых на компенсацию нарушений и реализацию своих сохранных возможностей для успешного вхождения в социальную среду (Емельянов Ю.Н., Никишина В.Б. и др.)

В проекте АООП для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 1) определена основная цель образования в младших классах: формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие личности (нравственное, эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое) в соответствии с принятыми в семье и обществе нравственными и социокультурными ценностями; овладение учебной деятельностью.

Традиционные коррекционно-развивающие программы Овчаровой Р.В. «Практическая психология в начальной школе», Варга А.Я. «Психологическая коррекция нарушений общений младших школьников» и др., по которым работают с детьми педагоги-психологи, направлены на формирование у учащихся учебной мотивации, развитие коммуникативных навыков и т.д. Но они не в полной мере отвечают требованиям формирования познавательной сферы умственно отсталых школьников. Это и определило необходимость разработки данной программы.

Составленная программа, представляет собой серию занятий с учащимися 1 класса с легкой степенью умственной отсталости, направленных на адаптацию к обучению в школе, через развитие психических процессов (восприятия, памяти, внимания, мышления и речи); гармонизацию эмоционально-волевой сферы; развитие у школьников тонкой моторики.

В каждое занятие включены упражнения, направленные на развитие мелкой моторики («Пальчиковая гимнастика», «Работа в тетрадях»). Как известно речь, рука и мышление связаны «одной ниточкой», и нарушения в этой цепочке неизбежно ведут к отставанию в развитии, либо мышления, либо речи. Так как это развитие крайне важно для получения детьми с ОВЗ полных представлений об окружающем мире, и для их успешной адаптации к школе.

Программа «Психология для первоклашек» разработана на основе следующих методических материалов:

Гаврилова Т.П., Соколова О.В., Суслова А.В., Развивающие игры для детей с нарушением интеллекта - г. Пермь, ПГ Университет, изд. «Центр развития образования»;

Ковалец И.В., Азбука эмоций. Практическое пособие для работы с детьми, имеющими отклонения в психофизическом развитии и эмоциональной сфере - Москва, Гуманитарный издательский центр «Владос»;

идей психологического развития, описанных в трудах Дубровиной И.В., Битяновой М.Р., Семаго М.М., Семаго Н.Я., Зак А.З.,

На занятиях дети знакомятся с фундаментальными (базовыми) эмоциями (по К.Э. Изарду). К ним относятся: радость, печаль, злость (гнев), страх, интерес, удивление, стыд, вина, спокойствие. Каждую эмоцию иллюстрируют ситуации из жизни людей, животных, а также явлений природы, что позволяет учащимся с ОВЗ лучше познавать окружающую действительность.

Актуальность проблемы создания программы развивающих занятий для учащихся с легкой степенью умственной отсталости в начальных классах, подтверждается и нашими собственными наблюдениями за детьми на протяжении нескольких лет. У детей проявляется низкая потребность в познании, недостаточная сформированность познавательных процессов и низкий уровень социализации.

В 2020-2021 учебном году был сформирован 1 класс.

Дети пришли плохо подготовленными к учебной деятельности, у них отсутствует интерес к учению, снижено внимание, слабо развита память, они испытывают трудности восприятия пространства и времени, что мешает им ориентироваться в окружающем мире. Все отмеченные особенности психической деятельности этих детей носят стойкий характер, так как являются результатом органических поражений на разных этапах развития.

Наблюдаются нарушения развития эмоциональной сферы и отклонения в поведении. Эмоции детей примитивны, развиты слабо, недостаточно дифференцированы, маловыразительны, однообразны. По внешним эмоциональным проявлениям дети не всегда могут угадывать смысл поведенческих реакций окружающих, и правильно реагировать на них. Возможны немотивированные колебания настроения - капризность, плаксивость, смех без причины. А также - возбудимость, агрессивность и нарушения самооценки.

Главная цель занятий: психологическая коррекция познавательной сферы младших школьников, имеющих отклонения в умственном развитии; обеспечение максимальной социально - психологической адаптации ребенка в образовательной среде.

Задачи программы:

Коррекция следующих психических процессов и функций:

внимания;

памяти;

пространственного представления и воображения;

умения находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал;

способности предвидеть результаты своих действий;

способности выполнять последовательные действия по образцу;

Расширение словарного запаса учащихся;

Формирование продуктивных видов взаимоотношений с окружающими (в семье, классе);

Формирование умения понимать эмоциональные состояния других людей, управлять своим эмоциональным состоянием;

Развитие способности к эмпатии, сопереживанию;

Формирование у детей способности воспринимать информацию и в соответствии с ней выполнять задания;

Развитие у школьников тонкой моторики и координации движений;

Формирование учебной мотивации, стимуляции сенсорно-перцептивных, мнемических и интеллектуальных процессов;

Гармонизация психоэмоционального состояния, формирование позитивного отношения к своему «Я»;

Повышение уверенности в себе, развитие самостоятельности, формирование навыков самоконтроля;

Формирование и развитие навыков социального поведения.

Занятия состоят из следующих частей: приветствие, основная часть -заучивание и закрепление словесных игр, физминутка, работа в тетрадях, заключительная часть.

Во время приветствия необходимо настроить детей на рабочий лад, с первых минут занятия сформировать оптимистическое настроение у всех участников группы.

В основной части разучиваются новые пальчиковые игры, игры на развитие познавательной сферы, стихотворения. Работа по коррекции эмоциональной сферы строится с учетом интересов и потребностей ребенка, и распределены в определенной последовательности: от более простых и понятных к более трудно «читаемым» эмоциям. При изучении всех эмоций, всегда нужно возвращаться к «Радости», заканчивая занятие в хорошем настроении. Задания усложняются постепенно от простых («покажи на рисунке детей, которые рисуют»), к более сложным («объясни, какое настроение у детей» по серии сюжетных картинок).

Иллюстрированный материал из альбома «Азбука эмоций», используется педагогом на каждом занятии, систематизирован с учетом обозначенных выше задач. В пособие введены противопоставления, сравнения полярных эмоций (например, радость-грусть и т.д.). Необходимость их сравнения будет способствовать развитию эмоционального воображения у детей. Пройденный на уроках материал закрепляется рисованием.

На физминутке проводятся подвижные игры, направленные на развитие крупных групп мышц.

Работа в тетрадях направлена на развитие тонкой моторики, точности движения и приобретения навыка письма.

В конце занятия, в заключительной части, проходит рефлексия, где школьники оценивают, чему они научились на занятии.

Ребята принимают участие в играх добровольно. Первая часть занятия проводится на стульях или на ковре, чтобы дети видели глаза друг друга, это позволяет им говорить с места, не вставая и не поднимая руки.

Для проведения подвижных игр и упражнений с показом движений необходимо свободное пространство комнаты или класса.

Работа в группе строится в атмосфере доверия, любое достижение ребенка сопровождается положительной оценкой педагога.


Определение результативности работы по программе


Данный курс направлен на всестороннюю коррекцию и развитие умственно отсталого ребенка, которое идет постепенно, достаточно медленно, поэтому положительный результат достигается не сразу. Могут:

проявляться новые положительные формы поведения;

раскрываться способности к выполнению ранее недоступных видов деятельности;

расшириться позитивный вид общения и сотрудничества.

Критерием эффективности данной программы является не оценка по предмету, а успешное психическое и личностное развитие ребенка, степень продвижения каждого ученика, которое может быть выявлено наиболее полно и объективно в процессе психолого-педагогического наблюдения и тестирования.

Для проверки достижений обучающихся можно использовать предложенные в проекте АООП критерии оценки БУД.

В процессе коррекции необходимо осуществлять мониторинг всех групп
БУД, который будет отражать индивидуальные достижения обучающихся и позволит делать выводы об эффективности, проводимой в этом направлении
работы.
Для оценки сформированности каждого действия можно
использовать, например, следующую систему оценки:

баллов — действие отсутствует, обучающийся не понимает его
смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем;

балл — смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией,
выполняет действие только по прямому указанию учителя, при
необходимости требуется оказание помощи;

балла — преимущественно выполняет действие по указанию учителя,
в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;

балла — способен самостоятельно выполнять действие в
определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по
прямому указанию учителя;

балла — способен самостоятельно применять действие, но иногда
допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя;

баллов — самостоятельно применяет действие в любой ситуации.

Балльная система оценки позволяет объективно оценить промежуточные и итоговые достижения каждого учащегося в овладении конкретными
учебными действиями, получить общую картину сформированности учебных
действий у всех учащихся, и на этой основе осуществить корректировку
процесса их формирования на протяжении всего времени обучения.


Планируемые результаты освоения программы


Базовые учебные действия:

Самостоятельность в выполнении учебных заданий и поручений.

Положительное отношение к окружающей действительности.

Умение вступать в контакт и работать в коллективе (учитель-ученик, ученик-ученик, ученик-класс, учитель-класс).

Способность использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем.

Способность слушать и понимать инструкцию к учебному заданию.

Способность сотрудничать с взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях.

Умение входить и выходить в класс со звонком.

Умение ориентироваться в пространстве класса.


Личностные результаты:

Формирование уважительного отношения к мнению окружающих.

Развитие адекватных представлений о собственных возможностях.

Овладение начальными навыками адаптации в окружающем мире.

Владение навыками коммуникации.

Развитие самостоятельности в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей.

Понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе.


Предметные результаты:


Развитие ощущений и восприятия

Учащиеся 1- го класса должны:

знать названия основных цветов: черный, белый, красный, синий, зе­леный, желтый;

знать названия основных размеров: длина, ширина, высота;

знать название положения предметов в пространстве: впереди, сзади, справа, слева, вверху, внизу, далеко, близко;

различать звуки окружающей действительности: шуршание листьев, звон колокольчика, гудок автомобиля, голоса животных, людей;

выделять из группы предметов один или несколько, обладающих оп­ределенными свойства: (цвет, размер, форма, назначение);

сравнивать предметы по размерам;

определять положение предметов в пространстве, сравнивать распо­ложение относительно себя или другого предмета;

сравнивать предметы по характеру материала: гладкий, шершавый, прочный, бьющийся; из чего изготовлен: стеклянный, деревянный, каменный, железный;

различать геометрические фигуры: круг, треугольник, квадрат;

применять полученные знания в игре и реальной жизненной ситуа­ции.


Развитие ориентировки в пространстве

Учащиеся 1-го класса должны:

определять положение предметов в пространстве: впереди, сзади, справа, слева, вверху, внизу, далеко, близко, рядом, около, здесь, там, на, в, внутри, за, перед, над, под, напротив, между, в середине, в центре, дальше, ближе;

ориентироваться на листе бумаги: вверху, внизу, справа, слева, в се­редине (центре), верхний, нижний, правый, левый край листа; то же для сторон: верхняя, нижняя, правая, первая половина, верхний пра­вый, левый, нижний правый, левый углы;

знать отношения порядка следования: первый, последний, крайний, после, за, следом за, следующий за.


Развитие памяти

Учащиеся 1 -го класса должны:

запоминать несколько предметов (2 - З) и порядок их размещения;

выполнять определенное задание по образцу (время экспозиции 1 - 2 мин);

выполнять определенное задание по словесной инструкции, удержи­ваемой в памяти (1 - 2 позиции);

удерживать в памяти 3 - 5 слов, предметов, цветов, событий и т.д.;

играть в 1 - 2 игры по теме.


Развитие мышления

Учащиеся 1-го класса должны:

анализировать несложные формы объектов;

устанавливать несложные типы связей между отдельными формами, объектами, явлениями или их признаками;

строить умозаключения (с помощью взрослого);

конструировать (по образцу) простейшие объекты;

решать простейшие логические загадки и задачи;

проводить отбор и простейшую классификацию предметов.


Развитие эмоции эмоционально-волевой сферы учащихся

Работа по коррекции эмоциональной сферы строится с учетом интересов и потребностей детей. Необходимо помочь учащимся научиться понимать эмоциональные реакции окружающих, правильно на них реагировать, понимать свои эмоции, развивать умения управлять своими чувствами, организовывать свое поведение.

Учащиеся 1-го класса должны научиться:

замечать эмоциональные состояния других людей (вначале по лицу взрослого, затем по лицам, изображенных на картинке);

декодировать (расшифровывать) их выразительные проявления;

анализировать эмоции и понимать, чем они вызваны, под влиянием чего меняются;

воспроизводить эмоции, уметь анализировать собственные эмоции;

управлять своим эмоциональным состоянием.


Развитие тонкой моторики

Коррекционная направленность этого раздела предполагает работу по:

развитию и совершенствованию комплекса тонкомоторных навыков;

развитие силы, координации, точности, пластичности движений кисти и пальцев рук;

формирование зрительно – двигательной координации и пространственной ориентировки;

стимулирование речевого развития умственно отсталых детей младшего школьного возраста;

снижение психоэмоционального напряжения и повышение работоспособности учащихся.

Условия реализации программы

Учебный материал можно изучать, дополняя или видоизменяя пакет коррекционных и развивающих игр самостоятельно. Все зависит от конкретных условий: уровня развития учащихся, степени, а также желания родителей.

Весь комплекс упражнений для пальцев рук (с речевым сопровождением и без него) включает в себя:
а) пальцевую гимнастику;
б) работу в тетрадях – отработку элементарных графических навыков;
в) упражнения для пальцев и кистей рук с использованием различных предметов.

При выполнении упражнений в тетрадях в клеточку большого формата:

- обводка по шаблону или трафарету;
- обводка по контуру;
- соединения по точкам простых фигур;
- постановка точек в различных направлениях;
- раскрашивание и штриховка в разных направлениях;
- орнаментное рисование – состоящее из знакомых геометрических фигур, или с помощью трафаретов. В движение приводятся длинные мышцы руки, которые лучше развиты.

По желанию педагога можно работать и в тетрадях на печатной основе, каждое из которых включает в себя:

задания на развитие произвольного внимания;

задания на развитие наглядно образного и логического мышления;

задания на развитие графических навыков.

Коррекционный курс «Психология для первоклашек» рассчитан на 30 часов в год (при недельной нагрузке 1 час). Занятия рекомендуется проводить с группой детей (4-8 человек) по 25-30 минут.



Календарно-тематическое планирование

«Психология для первоклашек»


Тема

Дата

Базовые учебные действия

Содержание занятия

Дидактические цели

1

Как живешь


Положительное отношение к окружающей действительности.

Умение вступать в контакт и работать в коллективе (учитель-ученик, ученик-ученик, ученик-класс, учитель-класс).

Способность использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем.

Способность слушать и понимать инструкцию к учебному заданию.

1.Игра – разминка «Как живешь»

2. Пальчиковая гимнастика

3. Работа в тетрадях «Дорожки»

4. Игра «Сесть-встать»

5.Упр. «Радость»

6. Упр. «Запоминай порядок»

7. Игра «Кто в мешке»

8. Рефлексия

Знакомство с детьми. Развивать умение переключать внимание, учить детей проводить горизонтальные линии в направлении письма (слева направо), развивать произвольное внимание, мелкую моторику, пространственные представления, расширение словарного запаса, эмоционально-волевой сферы, развитие тактильных ощущений.

2

Импульс


Положительное отношение к окружающей действительности.

Умение вступать в контакт и работать в коллективе (учитель-ученик, ученик-ученик, ученик-класс, учитель-класс).

Способность использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем.

Способность слушать и понимать инструкцию к учебному заданию.

1.Приветствие «Импульс»

2. Игра разминка «Фрукты»

3. Пальчиковая гимнастика

4. Работа в тетрадях»

5.Упр. «Радость»

6. Игра «Сесть-встать»

7. Подвижная игра «Медвежата».

8. Упр. «Выложи по образцу»

9. Игра «Угадай фигуру»

10. Рефлексия

Снять психологическое напряжение, развивать произвольное внимание, слуховую память, учить изображать вертикальные линии, расширение словарного запаса, развитие эмоционально-волевой сферы,  тактильных ощущений.


3

Овощи



Самостоятельность в выполнении учебных заданий.

Способность использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем.

Способность слушать и понимать инструкцию к учебному заданию.

Способность сотрудничать с взрослыми и сверстниками.


1.Игра – разминка «Овощи»

2. Пальчиковая гимнастика

3. Работа в тетрадях

4.Упр. «Радость

5. Упр. «Проводи котика домой»

6. Игра «Сесть-встать»

7. Игра «В гости»

8. Упр. «Выложи по образцу»

9. Игра «Вспомни узор»

10. Рефлексия

Развитие произвольного внимания, мелкой моторики, пространственных представлений, расширение словарного запаса, двигательной координации, повышение осознанности своих движений. Развитие зрительно-слуховой и моторной памяти, эмоционально-волевой сферы, развитие памяти.

4

Волшебные квадратики


Самостоятельность в выполнении учебных заданий.

Способность слушать и понимать инструкцию к учебному заданию.

Способность сотрудничать с взрослыми и сверстниками.


1.Игра – разминка «Овощи»

2. Пальчиковая гимнастика

3. Работа в тетрадях

4. Упр. «Радость»

5. Игра «Нос-пол-потолок»

6. «Волшебные квадратики»

7. Игра «Путаница»

8. Игра «Фрукты»

9. Рефлексия

Развитие произвольного внимания, мелкой моторики, пространственных представлений, расширение словарного запаса, эмоционально-волевой сферы, развитие обонятельной и вкусовой памяти.

5

Дикие животные



Самостоятельность в выполнении учебных заданий.

Способность слушать и понимать инструкцию к учебному заданию.

Способность сотрудничать с взрослыми и сверстниками.


1.Игра – разминка «Дикие животные»

2. Пальчиковая гимнастика

3. Работа в тетрадях

4. Упр. «Радость»

5. Игра «Нос-пол-потолок»

6. «Волшебные квадратики»

7. Упр. «Выложи по образцу»

8. Игра «Водяной»

9. Рефлексия

Развитие произвольного внимания, мелкой моторики, пространственных представлений, расширение словарного запаса, эмоционально-волевой сферы, развитие осязательной памяти.


6

Дикие животные


Самостоятельность в выполнении учебных заданий.

Способность слушать и понимать инструкцию к учебному заданию.

Способность сотрудничать с взрослыми и сверстниками.


1.Игра – разминка «Дикие животные»

2. Пальчиковая гимнастика

3. Работа в тетрадях

4. Игра «Нос-пол-потолок»

5. «Волшебные квадратики»

6. Упр. «Выложи по образцу»

7. Упр. «Радость»

8. Игра «Запомни порядок»

9. Рефлексия

Развитие произвольного внимания, мелкой моторики, пространственных представлений, расширение словарного запаса, эмоционально-волевой сферы, развитие зрительной памяти.



7

Домашние животные


Самостоятельность в выполнении учебных заданий.

Способность слушать и понимать инструкцию к учебному заданию.

Способность сотрудничать с взрослыми и сверстниками.


1.Игра – разминка «Домашние животные»

2. Пальчиковая гимнастика

3. Работа в тетрадях

4. Упр. «Радость»

5. Упр. «Выложи по образцу»

6. Игра «Совушка-сова»

7. Игра «Круглые очки»

8. Рефлексия

Развитие произвольного внимания, мелкой моторики, пространственных представлений, расширение словарного запаса, эмоционально-волевой сферы, развитие наглядно-образного мышления.

8

Домашние животные


Самостоятельность в выполнении учебных заданий.

Способность слушать и понимать инструкцию к учебному заданию.

Способность сотрудничать с взрослыми и сверстниками

1.Игра – разминка «Домашние животные»

2. Пальчиковая гимнастика

3. Работа в тетрадях

4. Упр. «Печаль»

5. Упр. «Выложи по образцу»

6. Игра «Совушка-сова»

7. Игра «Какой предмет я загадала»

8. Рефлексия

Развитие произвольного внимания, мелкой моторики, развитие слуховой памяти, расширение словарного запаса, эмоционально-волевой сферы, развитие словесно-логического мышления.

9

Птицы




Самостоятельность в выполнении учебных заданий.

Способность слушать и понимать инструкцию к учебному заданию.

Способность сотрудничать с взрослыми и сверстниками.


1. Игра-разминка «Птицы»

2. Игра «Летает-не летает»

3. Упр. «Найди предмет по заданным признакам»

4. Работа в тетрадях

5. Упр. «Печаль

6. Пальчиковая гимнастика

7. Упр. «Найди недостающий предмет»

8. Игра «Обезьянка»

9. Рефлексия

Развитие произвольного внимания, мелкой моторики, пространственных представлений, расширение словарного запаса, эмоционально-волевой сферы, развитие концентрации внимания.


10

Выложи по образцу


Самостоятельность в выполнении учебных заданий.

Способность слушать и понимать инструкцию к учебному заданию.

Способность сотрудничать с взрослыми и сверстниками.


1. Игра-разминка

2. Упр. «Слова на букву»

3. Пальчиковая гимнастика

4. Работа в тетрадях

5. Упр. «Печаль»

6. Игра «Нос-пол-потолок»

7. Упр. «Выложи по образцу»

8. Игра «Слушай хлопок».

9. Рефлексия

Развитие произвольного внимания, мелкой моторики, развитие слуховой памяти, расширение словарного запаса, эмоционально-волевой сферы, развитие переключения внимания


11

Цветы



Самостоятельность в выполнении учебных заданий.

Способность слушать и понимать инструкцию к учебному заданию.

Способность сотрудничать с взрослыми и сверстниками.


1. Игра-разминка «Цветы»

2. Игра «Нос-пол-потолок»

3. Игра «Какое что бывает»

4. Пальчиковая гимнастика

5. Игра «Бывает -не бывает»

6. Работа в тетрадях

7. Упр. «Печаль»

8. Упр. «Геометрические фигуры»

9. Игра «Будь внимателен»

10. Рефлексия

Развитие произвольного внимания, мелкой моторики, пространственных представлений, расширение словарного запаса, эмоционально-волевой сферы, развитие переключения внимания. 

12

Цветы


Самостоятельность в выполнении учебных заданий.

Способность слушать и понимать инструкцию к учебному заданию.

Способность сотрудничать с взрослыми и сверстниками.


1. Игра-разминка «Цветы»

2. Упр. «Третий лишний»

3. Пальчиковая гимнастика

4. Игра «Сесть-встать»

5. Работа в тетрадях

6. Упр. «Печаль»

7. Упр. «Геометрические фигуры»

8. Игра «Угадай, что спрятано»

9. Рефлексия

Развитие произвольного внимания, мелкой моторики, пространственных представлений, расширение словарного запаса, эмоционально-волевой сферы, развитие воображения и ощущения.


13

Транспорт


Самостоятельность в выполнении учебных заданий.

Способность слушать и понимать инструкцию к учебному заданию.

Способность сотрудничать с взрослыми и сверстниками.


1.Игра-разминка «Транспорт»

2. Загадка

3. Пальчиковая гимнастика

4. Работа в тетрадях

5. Упр. «Спокойствие»

6. Игра «Нос-пол-потолок»

7. Упр. «Выложи по образцу»

8. Упр. «Геометрические фигуры»

9. Игра «Отгадай, кто мы»

10. Рефлексия

Развитие произвольного внимания, мелкой моторики, пространственных представлений, расширение словарного запаса, эмоционально-волевой сферы, развитие пантомимики и воображения.


14

Транспорт



Самостоятельность в выполнении учебных заданий.

Способность слушать и понимать инструкцию к учебному заданию.

Способность сотрудничать с взрослыми и сверстниками.


1.Игра-разминка «Транспорт»

2. Упр. «Отгадай предмет по заданным признакам»

3. Пальчиковая гимнастика

4. Работа в тетрадях

5. Упр. «Спокойствие»

6. Игра «Нос-пол-потолок»

7. Упр. «Выложи по образцу»

8. Упр. «Геометрические фигуры»

9. Игра «Угадай, что спрятано»

10. Рефлексия

Развитие произвольного внимания, мелкой моторики, пространственных представлений, расширение словарного запаса, эмоционально-волевой сферы, развитие воображения и ощущения.


15

Найди девятое



Самостоятельность в выполнении учебных заданий.

Способность слушать и понимать инструкцию к учебному заданию.

Способность сотрудничать с взрослыми и сверстниками.


1. «5 слов»

2. Упр. «Слова на букву»

3. Игра «Съедобное –не съедобное»

4. Физ. минутка

5. Работа в тетрадях

6. Пальчиковая гимнастика

7. Упр. «Спокойствие»

8. Упр. «Найди девятое»

9. Упр. «Выложи по образцу»

10. Игра «Психологическая лепка»

11. Рефлексия

Развитие произвольного внимания, памяти, мелкой моторики, расширение словарного запаса, развитие эмоционально-волевой сферы, развитие пантомимики и воображения.


16

Волшебная клякса


Самостоятельность в выполнении учебных заданий.

Способность слушать и понимать инструкцию к учебному заданию.

Способность сотрудничать с взрослыми и сверстниками.


1. «5 слов»

2. Упр. «Слова на букву»

3. Игра «Съедобное – не съедобное»

4. Пальчиковая гимнастика

5. Работа в тетрадях

6. Пальчиковая гимнастика

7. Упр. «Спокойствие»

8. Упр. «Найди девятое»

9.Игра «Волшебная клякса»

10. Рефлексия

Развитие произвольного внимания, мелкой моторики, пространственных представлений, расширение словарного запаса, развитие эмоционально-волевой сферы, развитие воображения и изображения.


17

Найди все цифры


Самостоятельность в выполнении учебных заданий.

Способность слушать и понимать инструкцию к учебному заданию.

Способность сотрудничать с взрослыми и сверстниками.


1. «5 слов»

2. Упр. «Слова на букву»

3. Игра «Летает -не летает»

4. Игра «Слушай внимательно»

5. Работа в тетрадях

6. Упр. «Спокойствие»

7. Пальчиковая гимнастика

8. Упр. «Найди все цифры»

9. Игра «Движение по заданию»

10. Рефлексия

Развитие произвольного внимания, мелкой моторики, пространственных представлений, расширение словарного запаса, эмоционально-волевой сферы, развитие пространственных ощущений и представлений.

18

Летает – не летает


Самостоятельность в выполнении учебных заданий.

Способность слушать и понимать инструкцию к учебному заданию.

Способность сотрудничать с взрослыми и сверстниками.


1. «5 слов»

2. Упр. «Слова на букву»

3. Игра «Летает -не летает»

4. Работа в тетрадях

5. Упр. «Злость»

6. Пальчиковая гимнастика

7. Графический диктант

8. Игра «Путаница»

9. Игра «В чем ошибся художник»

10. Рефлексия

Развитие произвольного внимания, мелкой моторики, пространственных представлений, расширение словарного запаса, развитие эмоционально-волевой сферы,

развитие зрительной памяти.



19

Графический диктант


Самостоятельность в выполнении учебных заданий.

Способность слушать и понимать инструкцию к учебному заданию.

Способность сотрудничать с взрослыми и сверстниками.



1. «5 картинок»

2. Игра «Для чего это нужно»

3. Работа в тетрадях

4. Пальчиковая гимнастика

5. Графический диктант

6. Упр. «Злость»

7. Игра «Поменяйтесь местами те, кто…»

8. Игра «Телефон»

9. Рефлексия

Развитие произвольного внимания, мелкой моторики, воображения, расширение словарного запаса, эмоционально-волевой сферы, развитие слуховой памяти.


20

Отгадай что это


Самостоятельность в выполнении учебных заданий.

Способность слушать и понимать инструкцию к учебному заданию.

Способность сотрудничать с взрослыми и сверстниками.



1. «5 картинок»

2. Игра «Для чего это нужно»

3. Работа в тетрадях

4. Пальчиковая гимнастика

5. Графический диктант

6. Упр. «Злость»

7. Игра «Отгадай, что это»

8. Игра «Геометрические фигуры»

9. Рефлексия

Развитие произвольного внимания, памяти, мелкой моторики, воображения, расширение словарного запаса, эмоционально-волевой сферы, развитие зрительной памяти.


21

Имена


Самостоятельность в выполнении учебных заданий.

Способность слушать и понимать инструкцию к учебному заданию.

Способность сотрудничать с взрослыми и сверстниками.



1. Упр. «Запомни точно»

2. Упр. Для коррекции зрения

3. Работа в тетрадях

4. Упражнение «Злость»

5. Пальчиковая гимнастика

6. Графический диктант

7. Физ. минутка

8. Игра «Слушай хлопки»

9. Игра «Имена»

10. Рефлексия

Развитие произвольного внимания, мелкой моторики, пространственных представлений, расширение словарного запаса, развитие эмоционально-волевой сферы,

 развитие слуховой памяти.


22

Цепочка слов


Самостоятельность в выполнении учебных заданий.

Способность слушать и понимать инструкцию к учебному заданию.

Способность сотрудничать с взрослыми и сверстниками.



1. Упр. «Запомни точно»

2. Упр. «Ритм»

3. Упр. Для коррекции зрения

4. Работа в тетрадях

5. Упражнение «Злость»

6. Пальчиковая гимнастика

7. Графический диктант

8. Физ. минутка

9. Игра «Отгадай, что это»

10 Игра «Цепочка слов»

11. Рефлексия

Развитие произвольного внимания, мелкой моторики, пространственных представлений, расширение словарного запаса, развитие эмоционально-волевой сферы,

развитие словесно-логического мышления. 


23

Продолжи ряд начатый художником


Самостоятельность в выполнении учебных заданий.

Способность слушать и понимать инструкцию к учебному заданию.

Способность сотрудничать с взрослыми и сверстниками.



1. Упр. «Запомни точно»

2. Упр. «Ритм»

3. Физ. минутка «Четыре стихии»

5. Работа в тетрадях

4. Упражнение «Злость»

5. Пальчиковая гимнастика

6. Графический диктант

7.Упр. «Продолжи ряд, начатый художником»

8. Игра «Кто знает, пусть дальше считает»

9. Игра «Скажи наоборот»

10. Рефлексия

Развитие произвольного внимания, мелкой моторики, пространственных представлений, расширение словарного запаса, развитие эмоционально-волевой сферы, развитие словесно-логического мышления.


24

Четыре стихии



Самостоятельность в выполнении учебных заданий.

Способность слушать и понимать инструкцию к учебному заданию.

Способность сотрудничать с взрослыми и сверстниками.



1. Упр. «Запомни точно»

2. Игра «Кто знает, пусть дальше считает»

3. Графический диктант

4. Физ. минутка «Четыре стихии»

5. Упр. «Найди такую же картинку»

6. Упражнение «Удивление»

7. Игра «Кричалки – шепталки -молчалки»

8. Игра «Четыре стихии »

9. Рефлексия

Развитие произвольного внимания, мелкой моторики, пространственных представлений, расширение словарного запаса, развитие эмоционально-волевой сферы,

 развитие переключения внимания.


25

Цвета


Самостоятельность в выполнении учебных заданий.

Способность слушать и понимать инструкцию к учебному заданию.

Способность сотрудничать с взрослыми и сверстниками.



1. Упр. «Запомни точно»

2. Игра «Кто знает, пусть дальше считает»

3. Работа в тетрадях.

4. Упражнение «Удивление»

5. Графический диктант

6. Пальчиковая гимнастика

7. Упр. «Найди тень»

8. Игра «Кричалки – шепталки - молчалки»

9. Игра «Самый красивый цвет»

10. Рефлексия

Развитие произвольного внимания, мелкой моторики, пространственных представлений, расширение словарного запаса, развитие эмоционально-волевой сферы, наблюдательности, расширение словарного запаса, развитие воображения и ощущения.


26

Что изменилось


Самостоятельность в выполнении учебных заданий.

Способность слушать и понимать инструкцию к учебному заданию.

Способность сотрудничать с взрослыми и сверстниками.



1. Игра «Слушай внимательно»

2. Работа в тетрадях.

3. Упражнение «Удивление»

4 Игра «Что изменилось»

6. Графический диктант

7. Пальчиковая гимнастика

8. Игра «На что похоже?»

9. Рефлексия

Развитие произвольного внимания, мелкой моторики, пространственных представлений, расширение словарного запаса, эмоционально-волевой сферы, развитие воображения и умения изобразить предмет.


27

Чувствую, что..


Самостоятельность в выполнении учебных заданий.

Способность слушать и понимать инструкцию к учебному заданию.

Способность сотрудничать с взрослыми и сверстниками.



1.Игра «Куда ускакал зайчик?»

2. Работа в тетрадях

3. Упражнение «Страх»

4. «Графический диктант»

5. Пальчиковая гимнастика

6. Игра «Что здесь изображено?»

7. Игра «Чувствую, что…»

8. Игра «Пишущая машинка»

9. Рефлексия

Развитие умения ориентироваться в пространстве, наглядно-образного мышления, расширение словарного запаса, развитие эмоционально-волевой сферы, тактильных ощущений, мелкой моторики.


28

У кого ряд длиннее


Самостоятельность в выполнении учебных заданий.

Способность слушать и понимать инструкцию к учебному заданию.

Способность сотрудничать с взрослыми и сверстниками.




1. Дыхательное упражнение.

2. Пальчиковая гимнастика.

3. Работа в тетрадях.

4. Упражнение «Страх»

5.  Выложи по образцу

6. Игра «У кого ряд длиннее?»

7. Игра «Чувствую, что…»

8. Рефлексия.

Развитие произвольнос­ти и самоконтроля, мелкой моторики, развитие тактильных ощущений, расширение словарного запаса, развитие эмоционально-волевой сферы, развитие непосредственной вербальной памяти.


29

Шумящие коробочки


Самостоятельность в выполнении учебных заданий.

Способность слушать и понимать инструкцию к учебному заданию.

Способность сотрудничать с взрослыми и сверстниками.




1. «Ленивые восьмерки»

2. Игра «Подбери картинки»

3. Пальчиковая гимнастика

4. Работа в тетрадях

5. Упражнение «Страх»

6.  Выложи по образцу

7. Игра «Шумящие коробочки»

8. Игра «Четвертый лишний»

9. Рефлексия.

Развитие умения обобщать и анализировать, развитие слуховых ощущений, мышления (процессы обобщения), развитие произвольнос­ти и самоконтроля, мелкой моторики, тактильных ощущений, эмоционально-волевой сферы.


30

Чему мы научились?


Самостоятельность в выполнении учебных заданий.

Способность слушать и понимать инструкцию к учебному заданию.

Способность сотрудничать с взрослыми и сверстниками.

«Чему мы научились?»

Закрепление пройденного материала.


Материально-техническое обеспечение:


Наборы картинок из серии «Окружающий мир» разработанные С. Вохринцевой, дидактическая игра «Что лишнее?», развивающая игра «Формы», шнуровальный планшет; кубики в картинках; логические блоки Дьеныша, цветные счетные палочки Кьюзера», плоскостные головоломки «Колумбово яйцо», «Танграмм», «Волшебный круг», пазлы, лабиринты.

Набор счётных палочек, счеты, кубики с цифрами, спички.

Крупы (манная, рис, фасоль, макароны).

Пластилин, цветные карандаши, цветная бумага, клей, шариковые ручки, ластик, копировальная бумага, простые карандаши, бланки с заданиями.

Практические материалы для психодиагностической работы в школе; раздаточный материал для учащихся.

Музыкальный центр, компьютер, принтер.



Учебно-методическое обеспечение:


Гаврилова Т.П., Соколова О.В., Суслова А.В., Развивающие игры для детей с нарушением интеллекта - г. Пермь, ПГ Университет, изд. «Центр развития образования»;

Ковалец И.В., Азбука эмоций. Практическое пособие для работы с детьми, имеющими отклонения в психофизическом развитии и эмоциональной сфере - Москва, Гуманитарный издательский центр «Владос»;

Архипова И. А. Подготовка ребенка к школе. - Екатеринбург, 2004.

Гаврина С. Е. , Кутявина Н, Л. и др. Развиваем внимание. - М. , 2003.

Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. - СПб. , 2004

Забрамная С.Д., Костенкова Ю.А. Развивающие занятия с детьми. М., 2001.

Осипова А.А., Малашинская Л.И. Диагностика и коррекция внимания.: программа для детей 5– 9 лет. – М.: ТЦ Сфера 2004 – 104 с.

Тихомирова Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей. - Екатеринбург, 2003.

Узорова О. В, Нефедова Е.А.350 упражнений для подготовки детей к школе.- М., 2003.

Фомина Л.В. Сенсорное развитие. Программа для детей в возрасте 5-6 лет. М., 2001.








Приложение 1

Диагностические методики,

используемые на начало и конец учебного года


Методика «Запоминание 10 слов» ( по А.Р. Лурия)

Методика направлена на исследование объема и скорости слухоречевого запоминания определенного количества слов, возможности и объема отсроченного их воспроизведения. Использование методики дает дополнительную информацию о доступности целенаправленной и длительной работы ребенка со слухоречевым материалом. Для запоминания используются 10 простых (односложных или коротких двусложных), частотных, не связанных по смыслу слов в единственном числе именительного падежа.


Стимульный материал. Набор из 10 картинок


1. Кот

6. Пирамидка

2. Зонт

7. Рыба

3. Портфель

8. Бабочка

4. Стул

9. Ведро

5. Часы

10. Еж


Инструкция: Я тебе буду показывать картинки, ты постарайся запомнить, что на них нарисовано.

Процедура: Картинки предъявляются по одной (приблизительно одна картинка в секунду). Затем ребенку предлагается назвать предметы, которые запомнил. Порядок воспроизведения значения не имеет. В протоколе фиксируется количество правильных воспроизведений.

Обработка: За каждое правильное воспроизведение выставляется 1 балл.

Оценка результатов:
1-й уровень — 10 правильных названий (баллов).
2-й уровень — 9—8.
3-й уровень— 7—6.
4-й уровень — 5—4. 5-й уровень — 3 и менее баллов.


Протокол обследования
Картинка: кот. Воспроизведение:
Картинка: зонт. Воспроизведение:
Картинка: ранец. Воспроизведение:
Картинка: стул. Воспроизведение:
Картинка: часы. Воспроизведение:
Картинка: пирамидка. Воспроизведение:
Картинка: рыба. Воспроизведение:

Картинка: бабочка. Воспроизведение:
Картинка: ведро. Воспроизведение:
Картинка: еж. Воспроизведение:

Интерпретация результатов:


1 уровень (очень высокий) отражает большой объем произвольной зрительной памяти, способность сохранять информацию при установке на запоминание.
2 уровень (высокий) отражает достаточно большой объем произвольной зрительной памяти, способность сохранять информацию при установке на запоминание
3 уровень (норма) отражает соответствующий возрасту объем произвольной зрительной памяти, способность сохранять достаточную информацию при установке на запоминание.

4 уровень (ниже нормы) отражает недостаточный объем произвольной зрительной памяти, способность сохранять небольшое количество зрительной информации при установке на запоминание.

5 уровень (низкий) отражает низкую способность к произвольному запоминанию, сохранение информации затруднено.

Методика: «Найди отличия»

Цель: определение объема и степени концентрации внимания.

Оборудование: две картинки имеющих между собой 10 отличий.

Проведение обследования: ребёнку предлагается внимательно посмотреть на обе картинки и найти, как можно больше различий между ними.

Оценивается: принятие и понимание задания, количество найденных различий.

Оценка в баллах:

1 балл: не принимает и не понимает задание.

2 балла: задание принимает, действует хаотично.

3 балла: задание принимает, понимает условие задачи, находит 5 отличий.

4 балла: находит 7 отличий.

5 баллов: принимает задание, условие, находит 9-10 отличий.



Методика: «Найди и вычеркни»

Цель: определение уровня продуктивности, устойчивости, концентрации, переключения и распределения внимания.

Оборудование: таблица с тремя видами чередующихся предметов (5 рядов по семь предметов в каждом).

Проведение обследования: ребёнку предлагается просмотреть пять строчек с предметами и как можно быстрее зачеркнуть сначала один вид предметов, затем второй вид предметов и третий.

Оценивается: принятие и понимание задания, умение последовательно вычёркивать все предметы, время выполнения, количество пропусков.

Оценка в баллах:

1 балл: задание не принимает, условие задачи не понимает, действует не адекватно.

2 балла: принимает задание, но не может проанализировать условие задачи, действует хаотично, после обучения не переходит к самостоятельному способу деятельности.

3 балла: принимает задание, условие задачи понимает, но нет активного самостоятельного выбора действий, время выполнения 3,5 минуты, допускает 5-6 ошибок.

4 балла: принимает задание, самостоятельно анализирует условие задачи, время выполнения 2,5 - 3 минуты, допускает 4-5 ошибки.

5 баллов: действует самостоятельно, время выполнения 2 – 1,5 минуты, пропусков не допускает.


Низкий уровень (1 балл)

Объём внимания резко снижен (способен воспринимать 1 объект с внешней стимуляцией). Рассеян (многократные, длительные отвлечения). Неспособен к концентрации внимания, характерны «застревания» на объектах, информации. Выполняет простейшую инструкцию (1-2 ступени) после многократного повторения, показа.


Ниже среднего (2 балла)

Объём внимания ограничен (воспринимает не более одного объекта). Устойчивость резко снижена (частые длительные отвлечения). Концентрация слабая. Переключается с трудом. Выполняет многоступенчатую инструкцию, разбитую на простые звенья. Неработоспособен.


Средний уровень (3 балла)

Объём внимания снижен (воспринимает не более двух объектов). Устойчивость внимания снижена (частые отвлечения). Концентрация слабая, переключаемость затруднена. Испытывает затруднения при выполнении многоступенчатой инструкции. Работоспособность слабая (быстрая утомляемость и истощаемость).


Выше среднего (4 балла)

Объём внимания незначительно снижен (воспринимает не более трёх предметов одновременно). Внимание устойчивое (малое количество отвлечений), достаточная концентрация и переключаемость. Способен выполнять многоступенчатую инструкцию (3-4). Достаточная работоспособность.


Высокий (5 баллов)

Объём внимания широкий (4-5 объектов воспринимает одновременно). Внимание устойчивое (отсутствуют отвлечения). Высокая концентрация, лёгкая переключаемость. Способен выполнять многоступенчатую инструкцию (4-5). Высокая работоспособность.


Методика «Четвертый лишний» (словесный материал)

Назначение. Определение способности к обобщению понятий, умения вычленять существенные и несущественные признаки.


Стимульный материал. Пять наборов слов по 4 слова в каждом:
1) воробей, синица, голубь, пчела;
2) яйцо, ц
ыпленок, курица, котенок;
З)
диван, кровать, стул, телевизор;
4)
Света, Витя, Лена, Марина;
5) девять, три, число, семь.


Инструкция: Я назову четыре слова. Слушай внимательно. Какое слово лишнее? Почему? Подумай, как назвать одним словом остальные?

Процедура: В указанной последовательности зачитываются слова. Полный ответ ребенка заносится в протокол.

Протокол обследования

Набор слов

Ответ ребенка

Признак обобщения

Наличие обобщающих слов

Уровень обобщения

воробей, синица, голубь, пчела;





яйцо, цыпленок, курица, котенок





диван, кровать, стул, телевизор





Света, Витя, Лена, Марина;





девять, три, число, семь






Обработка. Каждый набор слов оценивается отдельно по правильности обобщения и наличию — отсутствию обобщающего слова. Лишними словами являются словами пчела, яйцо, телевизор, Витя, число.
Обобщающие слова: птицы, животные, мебель, женские имена, числа.


Оценка результатов.

Уровни

Признак обобщения

Обобщающее слово

1

Существенный

есть

2

Не существенный

Нет

3

Функциональный

Нет

4

Случайный

Нет

5

Нет обобщения

нет


Интерпретация результатов:

1-й уровень (очень высокий) отражает высокую сформированность умения анализировать, обобщать, сравнивать и классифицировать понятия с опорой на существенные (родовые) признаки. Ребенок способен логически обосновать свой выбор существенного признака, дифференцируя главные и второстепенные.
2-й уровень (высокий) отражает высокую способность к обобщению на понятийном уровне. Ребенок способен точно дифференцировать существенные и несущественные признаки, однако не всегда может правильно найти обобщающее слово.

3-й уровень (норма) отражает достаточную способность к обобщению на понятийном уровне, характерном для данного возраста, Ребенок умеет анализировать и обобщать знакомые ему понятия. Допускает ошибки в процессе обобщения признаков, заменяет существенные признаки несущественными, функциональными. Не всегда точно определяет обобщающее слово.

4-й уровень (ниже нормы) отражает недостаточную способность к обобщению на понятийном уровне. Обобщение осуществляется преимущественно по случайным признакам. Поиск обобщающего признака затруднен. Существенные (родовые) признаки не называются.
5-й урове «Корректурная проба» (низкий) отражает несформированность умения обобщать по существенным признакам. В качестве обобщающих признаков используются случайные, часто имеющие личностный смысл.


Общий уровень выполнения задания.


OV=

V -1 + V-2 + V-3 + V-4 + V-5

5

Приложение 2

Таблица результатов диагностических методик,

используемых на начало и конец учебного года, в 1 классе.

На начало занятий

На конец занятий

Тема методики

дата

результат

дата

Результат

«Запоминание 10 слов» ( по А.Р. Лурия)







Найди отличия на картинке






«Четвертый лишний»






«Найди и вычеркни»








9



Опубликовано в группе «Коррекционная работа в школе VIII вида»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.