РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ
Пояснительная записка
Коррекционный курс «Психокоррекционные занятия (психологические)» направлен на развитие личности обучающегося с умственной отсталостью подросткового возраста, его коммуникативных и социальных компетенций, гармонизацию его взаимоотношений с социумом.
У обучающихся с УО на уровне основного общего образования сохраняются трудности и замедленный темп развития отдельных познавательных процессов, навыков саморегуляции поведения и деятельности. Для них характерна общая эмоциональная незрелость, невысокий уровень развития коммуникативных компетенций. Адаптивные ресурсы у таких обучающихся снижены, что затрудняет социализацию в целом, создает трудности в процессе самостоятельного осуществления жизненных выборов.
Педагог-психолог осуществляет психологическую помощь, направленную на преодоление трудностей в развитии познавательных процессов, эмоционально-личностной сферы, коммуникативной сферы, регуляторной сферы, отклоняющегося поведения обучающихся с УО. В ходе психолого-педагогического сопровождения проводится работа по формированию социально-ориентированной, конкурентно способной, творческой личности, способной к самоопределению, саморегуляции, самопознанию, саморазвитию.
Педагог-психолог работает в тесном сотрудничестве с другими специалистами сопровождения (учителем-логопедом, учителем- дефектологом), а также с родителями обучающегося, что обеспечивает комплексный подход в решении задач предотвращения/минимизации трудностей обучающегося с УО. Проведение коррекционно-развивающих занятий обеспечивает реализацию возрастных и индивидуальных возможностей психофизического развития обучающихся с УО посредством индивидуализации содержания курса с учетом их особых образовательных потребностей.
Цель и задачи курса
Цель: коррекционного курса «Психокоррекционные занятия (психологические)» – развитие и коррекция познавательной, личностной, эмоциональной, коммуникативной, регуляторной сфер обучающегося, направленные на преодоление или ослабление трудностей в развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений.
Задачи курса:
формирование учебной мотивации, стимуляция развития познавательных процессов;
коррекция недостатков осознанной саморегуляции познавательной деятельности, эмоций и поведения, формирование навыков самоконтроля;
гармонизация психоэмоционального состояния, формирование позитивного отношения к своему «Я», повышение уверенности в себе, формирование адекватной самооценки;
развитие личностного и профессионального самоопределения, формирование целостного «образа Я»;
развитие различных коммуникативных умений, приемов конструктивного общения и навыков сотрудничества;
стимулирование интереса к себе и социальному окружению;
развитие продуктивных видов взаимоотношений с окружающими сверстниками и взрослыми;
предупреждение школьной и социальной дезадаптации;
становление и расширение сферы жизненной компетенции.
Примерная рабочая программа коррекционного курса «Психокоррекционные занятия (психологические)» построена по модульному принципу и предусматривает гибкость содержательного наполнения модулей и конкретных тем.
Модульный принцип подразумевает определение приоритетности изучения того или иного модуля программы в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка или группы детей. Специалист может один или более модулей в качестве базовых, а другие изучать в меньшем объеме. Педагог-психолог может гибко варьировать распределение часов на изучение конкретного модуля.
Каждый модуль представляет собой систему взаимосвязанных занятий, выстроенных в определенной логике с постепенным усложнением и включением новых тем, направленную на развитие дефицитарных психических функций обучающихся с УО в соответствии с направленностью соответствующего модуля.
При этом из общего содержания модулей данного курса возможно выделение конкретных тематических блоков с учетом индивидуальных особенностей развития и особых образовательных потребностей конкретных обучающихся с УО, зачисленных на психокоррекционные занятия. За счет этого возможно формирование индивидуализированных коррекционно- развивающих программ, направленных на коррекцию и развитие дефицитарных психических функций, профилактику возникновения вторичных отклонений в развитии, оптимизацию социальной адаптации и развития обучающихся с УО.
В соответствии с целями и задачами коррекционного выделяются следующие модули и разделы программы:
Модуль «Развитие саморегуляции познавательной деятельности и поведения» состоит из разделов «Развитие регуляции познавательных процессов» и «Развитие саморегуляции эмоциональных и функциональных состояний» и направлен на формирование произвольной регуляции поведения, учебной деятельности и собственных эмоциональных состояний у обучающихся.
В процессе коррекционно-развивающих занятий идет развитие способности управлять собственными психологическими состояниями, а также поступками и действиями. Проводится работа над способностью самостоятельно выполнять действия по усвоенной программе, самостоятельно выполнять действия по внутренней программе и переносить её на новый материал. Также большое внимание уделяется развитию регуляции собственного поведения и эмоционального реагирования. Формируется способность управлять, понимать и различать чужие эмоциональные состояния, проявлять адекватные эмоции в ситуации общения в различных статусно ролевых позициях, развивается умение определять конкретные цели своих поступков, искать и находить, адекватные средства достижения этих целей.
Модуль «Формирование личностного самоопределения» состоит из разделов «Развитие личностного самоопределения» и «Развитие профессионального самоопределения» и направлен на осознание и принятие своих индивидуальных личностных особенностей, позитивное реалистичное отношение к себе, первичное определение своей жизненной стратегии в части профессионального самоопределения и обучения.
Значимым в коррекционно-развивающей работе является развитие осознания и принятия общепринятых жизненные ценностей и нравственных норм, умения анализировать социальные ситуации, принимать обдуманные, взвешенные решения, нести ответственность за свои поступки. В ходе коррекционной работы основное внимание уделяется развитию способности к осознанию себя как социального субъекта, умения адекватно воспринимать себя и свои действия, поступки других людей, видеть перспективу развития социальной ситуации и оценивать уже свершившиеся события, выстраивать жизненную перспективу, жизненные планы.
Модуль «Развитие коммуникативной деятельности» состоит из разделов «Развитие коммуникативных навыков» и «Развитие навыков сотрудничества» и направлен на развитие навыков личностного общения со сверстниками и навыков продуктивной коммуникации в социальном окружении.
Важным в коррекционно-развивающей работе является развитие своевременной и точной ориентировки в ситуации взаимодействия, адекватной включенности в ситуацию общения, способности проявлять гибкость в общении, умения адекватно выстраивать коммуникацию в разных статусно ролевых позициях. Для развития эффективного коммуникативного процесса в подростковом возрасте имеет значение развитие чувствительности к вербальной и невербальной экспрессии собеседника, способность проявлять гибкость ролевых позиций в процессе общения, динамично меняя их в соответствии с поведением собеседников и с контекстом ситуации общения. Также на занятиях происходит формирование умения уверенно отстаивать свою позицию в конфликтных ситуациях, не переходя к агрессии или пассивно-зависимому поведению. В ходе коррекционной работы основное внимание уделяется развитию навыков продуктивного взаимодействия с социальным окружением, расширению вариантов эффективных поведенческих стратегий, готовности к сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в учебных и внеучебных ситуациях. Также важными являются умения анализировать социальный и эмоциональный контексты коммуникативной ситуации, выбирать адекватную стратегию поведения в условиях конфликта, учитывать позицию и интересы партнера по совместной деятельности, эффективно взаимодействовать с социальным окружением.
Примерные виды деятельности обучающихся с умственной отсталостью, обусловленные особыми образовательными потребностями и обеспечивающие осмысленное освоение содержания курса.
Коррекция трудностей психологического развития и социальной адаптации осуществляется с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с УО на основе специальных подходов, методов и способов, учитывающих особенности подросткового возраста. При выборе форм и приемов работы необходимо опираться на ведущую деятельность подросткового возраста – общение. В ходе коррекционно-развивающего занятия педагогу-психологу важно учитывать принцип активного включения обучающегося в совместную со сверстниками и взрослым деятельность, предполагающий обязательное участие подростка в процессе обсуждения, беседы, диалога. Также в процессе работы необходимо сохранять руководящий контроль со стороны взрослого, обеспечивать положительную обратную связь, делать акцент на развитии навыков саморегуляции.
Педагог-психолог выстраивает коррекционно-развивающее занятие в соответствии с особыми образовательными потребностями обучающегося с УО. Учитывая сниженную общую работоспособность, повышенную утомляемость, низкий темп переработки информации, снижение эмоциональной саморегуляции у такого обучающегося, педагог-психолог придерживается строгой этапности при проведении занятия. Каждое отдельное занятие по своей структуре делится на вводную, основную и заключительную части и проводится с использованием игровых упражнений и работы с бланковыми материалами, а также предусматривает включение в занятия динамических и релаксационных пауз. Вводная часть занятия включает в себя ритуал приветствия, который позволяет обучающимся ощутить атмосферу группового доверия и принятия, и разминку, которая активизирует продуктивную групповую деятельность и способствует эмоциональной стабильности участников группового занятия. Основная часть предполагает последовательное выполнение различных упражнений, направленных на развитие определенных сфер личности обучающегося с УО в соответствии с общим содержанием конкретного модуля. Заключительная часть занятия включает в себя рефлексию проведенной работы, обмен мнениями и эмоциональными впечатлениями и ритуал прощания, укрепляющий чувство групповой сплоченности.
При изучении большинства тем широко задействованы активные формы работы с обучающимися: подвижные игры и упражнения, работа с психологическими сказками, элементы арт-терапии и тренинговых занятий.
Коррекционно-развивающие занятия проходят во второй половине дня в рамках внеурочной деятельности в специально оборудованном кабинете. Расписание занятий составляется с учетом режима работы школы, индивидуального образовательного маршрута обучающегося с УО и в соответствии с циклограммой специалиста, согласованной с администрацией школы.
В соответствии с учебным планом для изучения курса коррекционно- развивающих занятий предусматриваются индивидуальные, подгрупповые и групповые формы работы. Наиболее эффективная и целесообразная организация коррекционно-развивающей работы предполагает проведение занятий в подгруппах от 2 до 10 человек продолжительностью 30 – 40 минут и периодичностью 2 раза в неделю.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
«ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ (ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ)» ПО ГОДАМ ОБУЧЕНИЯ
7 КЛАСС
Модуль «Развитие саморегуляции познавательной деятельности и поведения»
Раздел «Развитие регуляции познавательных процессов»
Самостоятельная оценка условий, необходимых для выполнения задачи. Определение последовательности действий для достижения совокупности поставленных задач (параллельные ряды). Самостоятельное планирование своих действий при выполнении задания с учетом заданного правила. Соотнесение своих результатов с заданным планом выполнения заданий. Самостоятельная корректировка своих действий на основании расхождений результата с эталоном. Отработка навыков выполнения поставленной задачи при индивидуальной работе. Отработка приемов, помогающих сохранить концентрацию при выполнении задания.
Раздел «Развитие саморегуляции поведения, эмоциональных и функциональных состояний»
Отработка навыков соотнесения телесных ощущений и эмоций. Знакомство с приемами снятия психоэмоционального напряжения посредством работы с телесными ощущениями. Отработка различных техник и приемов регуляции эмоций. Использование приемов релаксации в разных моделируемых жизненных ситуациях. Признаки состояний утомления и пресыщения. Способность совершать целенаправленное волевое усилие в ситуации пресыщения, при выполнении однообразной учебной работы. Отработка умения сдерживать непосредственное эмоциональное реагирование при возникновении помех в деятельности в моделируемых ситуациях под контролем взрослого. Отработка способов снижения волнения и уровня тревоги в эмоционально напряженных ситуациях (самостоятельные и контрольные работы), выделение наиболее предпочтительных и эффективных.
Модуль «Формирование личностного самоопределения»
Раздел «Развитие личностного самоопределения»
Определение и вербальная характеристика своих личностных особенностей. Знакомство с понятием «уровень притязаний», связь уровня притязаний с их реальными возможностями. Определение своего уровня притязаний и соотнесение его с собственными способностями и возможностями. Представление об ответственном поведении, выборе способа действий в жизненных ситуациях и последствиях своего поведения. Прогнозирование возможных последствий поведения в моделируемых ситуациях, оценка различных вариантов поведения. Социальные роли в современном обществе, различные модели поведения в соответствии с этими ролями, правила и нормы поведения. Знакомство с понятием жизненного плана и его временной перспективы.
Раздел «Развитие профессионального самоопределения»
Краткая характеристика основных направлений профессиональной деятельности, определение соответствующих им профессий.
Профессиональная направленность личности, определение собственной профессиональной направленности. Выделение собственных интересов и склонностей, соотнесение их с будущей профессиональной деятельностью. Карьера как профессиональный путь в жизни человека. Профессиональная пригодность в основных направлениях профессиональной деятельности. Соотнесение своих способностей и возможностей с профессиональной пригодностью в основных направлениях профессиональной деятельности, построение плана саморазвития на этой основе.
Модуль «Развитие коммуникативной деятельности»
Раздел «Развитие коммуникативных навыков»
Отработка навыков активного слушания, полного и точного словесного представления своих мыслей с учетом задач и условий коммуникации. Определение коммуникативного намерения (своего и партнера), оценивание его реализации в общении. Условия, способствующие реализации коммуникативных намерений собеседников в ходе общения. Отработка навыков ведения дискуссии, использования различных речевых клише. Использование различных речевых средств для аргументации своей позиции. Определение и словесное обозначение позиции собеседника в моделируемых ситуациях под контролем взрослого. Анализ точки зрения собеседника, выделение аргументов в пользу его позиции.
Раздел «Развитие навыков сотрудничества»
Отработка навыков выстраивания продуктивного взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Планирование и реализация общих способов работы с партнерами по совместной деятельности для достижения общей цели. Прогнозирование результата коллективных решений в моделируемых ситуациях под руководством взрослого. Отработка навыков согласования своих действий с действиями партнера для достижения общего результата. Организация совместного действия по собственной инициативе в моделируемых ситуациях.
Модуль «Развитие саморегуляции познавательной деятельности и поведения»
Раздел «Развитие регуляции познавательных процессов»
Самостоятельное определение цели и задачи деятельности, последовательность действий в краткосрочной перспективе при выполнении познавательных задач. Организация своей деятельности при индивидуальной и групповой работе с учетом условий, необходимых для выполнения задания (проектные задачи). Самостоятельное планирование этапов своей деятельности. Отработка навыков самостоятельного контроля всех этапов своей деятельности при выполнении задания в рамках индивидуальной и групповой работы. Отработка навыков оценки результатов своей деятельности, результатов работы группы, результативности своего участия в групповой работе.
Раздел «Развитие саморегуляции поведения, эмоциональных и функциональных состояний»
Отработка специальных приемов регуляции своего эмоционального состояния в различных моделируемых жизненных ситуациях. Отработка приемов релаксации в разных жизненных ситуациях для снижения интенсивности негативных эмоциональных состояний. Регуляция проявлений собственных эмоций (положительных и отрицательных) в соответствии с социальным контекстом коммуникативной ситуации. Знакомство с навыками регуляции негативных эмоций в отношении собеседника в ситуации возникновения разногласий, конфликта. Способность сохранения ровного эмоционального фона при отстаивании своего мнения в ситуации учебного сотрудничества. Ориентация на мнение значимых взрослых при регуляции своего поведения. Отработка умения прикладывать волевые усилия для сконцентрированной кратковременной работы, ориентируясь на продуктивный результат.
Модуль «Формирование личностного самоопределения»
Раздел «Развитие личностного самоопределения»
Соотнесение уровня притязаний со своими возможностями, способностями, индивидуальными особенностями. Способность противостоять негативным воздействиям среды, окружающих людей на собственное поведение. Отработка способов поведения в провокационных ситуациях под контролем взрослого. Оценка себя и своих поступков с учетом общепринятых социальных норм и правил. Временная перспектива жизни, выстраивание событий прошлого, настоящего и будущего в единую линию с учетом связей, последствий и перспектив.
Раздел «Развитие профессионального самоопределения»
Профессии, актуальные для современного рынка труда. Первичные представления о перспективах своего профессионального образования и будущей профессиональной деятельности. Профессиональная направленности личности и ее структура. Профессиональные склонности и профессиональный потенциал. Профессиональная пригодность, ограничения при выборе профессии. Моделирование образа желаемого профессионального будущего, пути и средства его достижения.
Модуль «Развитие коммуникативной деятельности»
Раздел «Развитие коммуникативных навыков»
Отработка навыков ведения конструктивного диалога. Отработка навыков ведения групповой дискуссии, способности выделять общую точку зрения в дискуссии, корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, выделять и признавать ошибочность своего мнения (если оно действительно ошибочно). Позиции восприятия и осмысление коммуникативной ситуации. Отработка умения договариваться с партнерами по общению, имеющими иную точку зрения. Уважительное отношение к партнерам по общению, внимание к личности другого в процессе общения.
Раздел «Развитие навыков сотрудничества»
Конфликт: причины, виды, структура. Стратегии и правила поведения в конфликтной ситуации. Знакомство с различными стратегиями поведения при возникновении конфликтной ситуации в процессе учебного сотрудничества. Компромисс как решение конфликтных ситуаций. Отработка навыков поведения в моделируемых конфликтных ситуациях под руководством взрослого. Отработка навыков самоконтроля эмоциональных проявлений для поддержания конструктивного общения в группе. Отработка умения аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию социально приемлемым способом.
Модуль «Развитие саморегуляции познавательной деятельности и поведения»
Раздел «Развитие регуляции познавательных процессов»
Самостоятельное определение цели и задачи деятельности в среднесрочной перспективе при выполнении познавательных задач. Самостоятельное планирование своих действий при индивидуальной и групповой работе с учетом ресурсов, необходимых для выполнения поставленных задач. Оценка альтернативных ресурсов для выполнения поставленной задачи. Отработка навыков самостоятельного контроля и корректировки своих действий при совместной групповой работе (как в процессе ее реализации, так и после завершения). Объективная оценка результатов своей работы с учетом экспертного мнения взрослого. Отработка навыков оценки результатов работы группы, результативности участия в групповой работе (своего и других участников группы).
Раздел «Развитие саморегуляции поведения, эмоциональных и функциональных состояний»
Закрепление навыков регуляции проявлений своих эмоций в ситуации дискуссии, учебного спора. Состояние стресса, его проявления и влияние на продуктивность общения и деятельности. Стратегии поведения в стрессовых ситуациях. Знакомство со способами профилактики стрессовых состояний на примере ситуации подготовки к государственной итоговой аттестации. Отработка техник контроля своего эмоционального состояния в ситуации экзамена, способствующих минимизации волнения и тревоги. Отработка умения прилагать волевые усилия при возникновении утомления в моделируемой ситуации экзамена.
Модуль «Формирование личностного самоопределения»
Раздел «Развитие личностного самоопределения»
Индивидуальные возможности, склонности, интересы и увлечения, их оценка. Выстраивание с помощью взрослого жизненной перспективы, жизненных планов. Планирование путей и средств достижения жизненных планов на основе рефлексии смысла реализации поставленных целей. Соотнесение своих поступков с общепринятыми нравственными ценностями, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам. Начальные представления о личном бюджете, личных финансовых расходах, финансовом мошенничестве, махинациях. Отработка навыков противостояния вовлечению в финансовую зависимость в моделируемых ситуациях.
Раздел «Развитие профессионального самоопределения»
Перспективы профессионального образования и будущей профессиональной деятельности, их конкретность и реалистичность по отношению к собственной жизненной перспективе. Индивидуальная стратегия выбора будущей профессии. Выбор и выстраивание с помощью взрослого дальнейшей индивидуальную траекторию образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.
Модуль «Развитие коммуникативной деятельности»
Раздел «Развитие коммуникативных навыков»
Закрепление навыков конструктивного общения. Отработка умения выдвигать контраргументы в дискуссии, перефразировать свою мысль. Понимание системы взглядов и интересов другого. Отработка умения при необходимости корректно убедить других в правоте своей позиции, умения критически относиться к своему мнению, признавать ошибочность своего мнения (если оно действительно ошибочно) и корректировать его.
Раздел «Развитие навыков сотрудничества»
Закрепление навыков эффективного сотрудничества в различных учебных и социальных ситуациях. Отработка умения договариваться в процессе сотрудничества, в т. ч. в конфликтных ситуациях. Знакомство со способами оказания помощи и эмоциональной поддержки партнерам в процессе достижения общей цели совместной деятельности. Закрепление навыков организации совместной деятельности в продуктивном сотрудничестве (ставить цели, определять задачи, намечать совместный план действий, прогнозировать результат общей деятельности и достигать его).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПО КОРРЕКЦИОННОМУ КУРСУ
«ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ (ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ)» ПО ГОДАМ ОБУЧЕНИЯ
7 КЛАСС
Модуль «Развитие саморегуляции познавательной деятельности и поведения»
Раздел «Развитие регуляции познавательных процессов»
Обучающийся научится и будет (сможет):
самостоятельно оценивать необходимые для выполнения поставленной задачи условия (временные, пространственные, функциональные и т. д.);
определять последовательность действий для достижения совокупности поставленных задач;
самостоятельно планировать последовательность своих действий в соответствии с поставленной задачей;
соотносить свои действия с планом, корректировать самостоятельно свои действия на основании плана, проводить проверку по результату;
оценивать правильность выполнения поставленной задачи при индивидуальной работе;
сдерживать непосредственные импульсивные реакции, действовать в плане заданного, не отвлекаясь на посторонние раздражители.
Раздел «Развитие саморегуляции поведения, эмоциональных и функциональных состояний»
Обучающийся научится и будет (сможет):
осознавать телесные ощущения, соотносить их с эмоциями и использовать их для снятия психоэмоционального напряжения;
иметь представление о различных техниках и приемах регуляции эмоций;
использовать при необходимости приемы релаксации в разных жизненных ситуациях;
совершать целенаправленное волевое усилие в ситуации пресыщения, при выполнении однообразной учебной работы;
сдерживать непосредственное эмоциональное реагирование при возникновении помех в деятельности;
уметь справляться с волнением в эмоционально напряженных ситуациях (самостоятельные и контрольные работы).
Модуль «Формирование личностного самоопределения»
Раздел «Развитие личностного самоопределения»
Обучающийся научится и будет (сможет):
демонстрировать интерес и готовность к самопознанию саморазвитию;
демонстрировать адекватно позитивное самоотношение;
иметь представление о своих личностных особенностях;
иметь уровень притязаний, адекватный своим возможностям;
иметь представление об ответственном поведении;
самостоятельно оценивать последствия своих действий, выбирать как поступить (в том числе в неоднозначных ситуациях) и отвечать за свой выбор;
иметь развернутое представление о социальных ролях в обществе, различных моделях поведения в соответствии с этими ролями, правила и их нормах поведения;
строить жизненные планы во временной перспективе.
Раздел «Развитие профессионального самоопределения»
Обучающийся научится и будет (сможет):
демонстрировать мотивацию к приобретению профессии в определенной области трудовой деятельности;
ориентироваться в современном мире профессий, перечислять и давать краткую характеристику основным направлениям профессиональной деятельности;
иметь первичное представление о понятии профессиональной направленности личности;
иметь представление о карьере как о профессиональном пути в жизни человека;
выделять собственные интересы и склонности, соотносить их с будущей профессиональной деятельностью;
иметь первичное представление о понятии профессиональной пригодности в основных направлениях профессиональной деятельности;
соотносить собственные способности с профессиональной пригодностью в основных направлениях профессиональной деятельности.
Модуль «Развитие коммуникативной деятельности»
Раздел «Развитие коммуникативных навыков»
Обучающийся научится и будет (сможет):
уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
владеть приемами активного слушания;
уметь ориентироваться в ситуации общения, определять коммуникативное намерение свое и партнера, оценивать степень его реализации в общении;
уметь спрашивать, интересоваться чужим мнением и высказывать свое;
принимать позицию собеседника, выделяя его точку зрения и аргументы в пользу его позиции;
уметь адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.
Раздел «Развитие навыков сотрудничества»
Обучающийся научится и будет (сможет):
уметь интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
планировать совместные действия для достижения общей цели;
планировать и реализовывать общие способы работы с партнерами по совместной деятельности;
прогнозировать результат коллективной работы;
уметь согласовывать свои действия с действиями партнера для достижения общего результата;
брать на себя инициативу в организации совместного действия.
8 КЛАСС
Модуль «Развитие саморегуляции познавательной деятельности и поведения»
Раздел «Развитие регуляции познавательных процессов»
Обучающийся научится и будет (сможет):
осознавать цель и самостоятельно определять задачи в соответствии с ней, последовательность действий в краткосрочной перспективе;
организовывать свою деятельность при индивидуальной и групповой работе с учетом условий, необходимых для выполнения поставленных задач;
самостоятельно осуществлять контроль своей деятельности;
проводить оценку результата своей деятельности;
оценивать работу группы сверстников и свой вклад в ее работу.
Раздел «Развитие саморегуляции поведения, эмоциональных и функциональных состояний»
Обучающийся научится и будет (сможет):
иметь представление о возможности сознательно влиять на свое эмоциональное состояние с помощью специальных приемов при необходимости в различных жизненных ситуациях;
использовать приемы релаксации в разных жизненных ситуациях для снижения интенсивности негативных эмоциональных состояний;
уметь направить усилия для сконцентрированной кратковременной работы, ориентируясь на продуктивный результат;
регулировать проявление собственных эмоций (положительных и отрицательных) в соответствии с социальным контекстом коммуникативной ситуации;
сдерживать проявление негативных эмоций в отношении собеседника в ситуации возникновения разногласий, конфликта;
сохранять ровный эмоциональный фон при отстаивании своего мнения в ситуации учебного сотрудничества;
принимать замечания от значимых взрослых по поводу своих действий и поступков, учитывать их при изменении своего поведения, прогнозировать последствия своего поведения.
Модуль «Формирование личностного самоопределения»
Раздел «Развитие личностного самоопределения»
Обучающийся научится и будет (сможет):
демонстрировать мотивацию к самопознанию, потребность к саморазвитию;
иметь уровень притязаний, адекватный своим возможностям, способностям, индивидуальным особенностям;
проявлять ответственность, относительную независимость и устойчивость в отношении негативных воздействий среды, окружающих людей на собственное поведение;
оценивать себя и свои поступки с учетом общепринятых социальных норм и правил;
представлять временную перспективу жизни, где события прошлого, настоящего и будущего занимают соответствующее место и наделяются соответствующим статусом.
Раздел «Развитие профессионального самоопределения»
Обучающийся научится и будет (сможет):
ориентироваться в современном мире профессий, перечислять и давать краткую характеристику различным профессиям, актуальным для современного рынка труда;
иметь представление о понятии профессиональной направленности личности и ее структуре;
иметь первичные представления о перспективах своего профессионального образования и будущей профессиональной деятельности;
иметь представления о собственных профессиональных склонностях и профессиональном потенциале;
знать об ограничениях при выборе профессии, учитывать ограничения профессиональной пригодности при выборе будущей профессии;
моделировать образ желаемого профессионального будущего, пути и средства его достижения.
Модуль «Развитие коммуникативной деятельности»
Раздел «Развитие коммуникативных навыков»
Обучающийся научится и будет (сможет):
уметь вести конструктивный диалог;
корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения;
выделять и признавать ошибочность своего мнения (если оно таково);
выделять общую точку зрения в дискуссии;
уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с партнерами по общению, имеющими иную точку зрения;
демонстрировать уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого в процессе общения.
Раздел «Развитие навыков сотрудничества»
Обучающийся научится и будет (сможет):
иметь представление о понятии «конфликт» в ситуации сотрудничества;
иметь представление о различных стратегиях и правилах поведения в конфликтной ситуации;
уметь выбрать адекватную стратегию поведения при возникновении конфликтной ситуации в процессе учебного сотрудничества;
поддерживать конструктивное общение в группе, контролируя собственные эмоциональные проявления;
иметь представление о компромиссном решении конфликтных ситуаций;
уметь аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию социально приемлемым способом.
Модуль «Развитие саморегуляции познавательной деятельности и поведения»
Раздел «Развитие регуляции познавательных процессов»
Обучающийся научится и будет (сможет):
самостоятельно определить цели и задачи своих действий в среднесрочной перспективе;
планировать действия при индивидуальной и групповой работе с учетом ресурсов, необходимых для выполнения поставленных задач, в том числе с точки зрения альтернативы;
контролировать и корректировать выполнение своих действий в ходе совместной групповой работы как по завершению, так и по ходу ее реализации;
объективно оценивать результат своей работы;
оценивать работу группы сверстников и индивидуальный вклад в ее работу каждого участника.
Раздел «Развитие саморегуляции поведения, эмоциональных и функциональных состояний»
Обучающийся научится и будет (сможет):
регулировать проявления своих эмоций в ситуации дискуссии, учебного спора;
вести себя в соответствии с общим эмоциональным фоном коммуникативной ситуации;
иметь представление о состоянии стресса, его проявлениях и влиянии на продуктивность общения и деятельности;
иметь представление о стратегиях поведения в стрессовых ситуациях;
иметь представление о возможностях профилактики стрессовых состояний на примере ситуации подготовки к государственной итоговой аттестации;
владеть техниками контроля своего эмоционального состояния в ситуации экзамена, уметь минимизировать волнение;
уметь прилагать волевые усилия при возникновении утомления в моделируемой ситуации экзамена;
сохранять устойчивость социально приемлемой позиции в ситуациях негативного воздействия со стороны окружающих.
Модуль «Формирование личностного самоопределения»
Раздел «Развитие личностного самоопределения»
Обучающийся научится и будет (сможет):
оценивать свои возможности, осознавать собственные склонности, интересы и увлечения;
выстраивать с помощью взрослого жизненную перспективу, жизненные планы, включающие последовательность целей и задач в их взаимосвязи;
планировать пути и средства достижения жизненных планов на основе рефлексии смысла реализации поставленных целей;
соизмерять свои поступки с общепринятыми нравственными ценностями, осознанно и ответственно относиться к собственным поступкам;
иметь начальные представления о личном бюджете, личных финансовых расходах, финансовом мошенничестве, махинациях;
уметь противостоять вовлечению в финансовую зависимость в моделируемых ситуациях.
Раздел «Развитие профессионального самоопределения»
Обучающийся научится и будет (сможет):
иметь конкретные реалистичные представления о перспективах своего профессионального образования и будущей профессиональной деятельности;
иметь реалистичные представления о социальных и финансовых составляющих различных профессий;
с помощью взрослого выбирать и выстраивать дальнейшую индивидуальную траекторию образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;
владеть способами и приемами поиска информации, связанной с профессиональным образованием и профессиональной деятельностью;
иметь представление об индивидуальной стратегии выбора профессии.
Модуль «Развитие коммуникативной деятельности»
Раздел «Развитие коммуникативных навыков»
Обучающийся научится и будет (сможет):
владеть навыками конструктивного общения;
уметь в дискуссии выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль;
критически относиться к своему мнению, признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
уметь при необходимости корректно убедить других в правоте своей позиции;
понимать систему взглядов и интересов другого.
Раздел «Развитие навыков сотрудничества»
Обучающийся научится и будет (сможет):
владеть навыками эффективного сотрудничества в различных учебных и социальных ситуациях;
уметь договариваться в процессе сотрудничества, включая конфликтные ситуации;
оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;
самостоятельно организовывать совместную деятельность в продуктивном сотрудничестве (ставить цели, определять задачи, намечать совместный план действий, прогнозировать результат общей деятельности и достигать его);
находить общее решение и разрешать конфликтные ситуации на основе согласования позиций и учета интересов участников группы.
Предметная область | Коррекционный курса | Количество часов за год | ||||
7кл. | 8кл. | 9кл. | | | ||
Коррекционный курс | Психокоррекция | 68 | 66 | 32 | | |
Итого: | 68 | 66 | 32 | | |
Тематическое планирование.
7 класс
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата |
| Модуль «Развитие саморегуляции познавательной деятельности и поведения» | 22 | |
| Вводная диагностика. | ||
1. | Методика диагностики эмоционального отношения к учению. (модифиц. опросник Ч.Д. Спилбергера, выполненный А.Д.Андреевой) | 1 | |
| 1 | | |
| Определение эмоционального состояния ребенка. (Цветовой тест Люшера в адаптации Л.Н. Собчик) | 1 | |
| Психосоциальные и эмоциональные проблемы. (Опросник "Саморегуляция" для педагогов А.К. Осницкий Опросник Р. Гудмана «Сильные стороны и трудности» (Адаптация Слободская Е.Р. и др.) | 2 | |
| Проверка уровня школьной мотивации учащихся. (Модифицированная анкета Лускановой.) | 1 | |
| Исследование мышления (Тест «4 лишний») Исследование памяти (Тест «10 слов») Исследование выявление утомляемости (Тест «Корректурная проба») | 1 | |
| |||
| |||
| Раздел «Развитие регуляции познавательных процессов». | | |
2. | Самостоятельная оценка условий, необходимых для выполнения задачи. | 1 | |
| Определение последовательности действий для достижения совокупности поставленных задач (параллельные ряды). | 1 | |
| Самостоятельное планирование своих действий при выполнении задания с учетом заданного правила. | 1 | |
| Соотнесение своих результатов с заданным планом выполнения заданий. | 1 | |
| Самостоятельная корректировка своих действий на основании расхождений результата с эталоном. | 1 | |
| Отработка навыков выполнения поставленной задачи при индивидуальной работе. | 1 | |
| Отработка приемов, помогающих сохранить концентрацию при выполнении задания. | 1 | |
Раздел «Развитие саморегуляции поведения, эмоциональных и функциональных состояний». | |||
3. | Отработка навыков соотнесения телесных ощущений и эмоций. | 1 | |
| Знакомство с приемами снятия психоэмоционального напряжения. (посредством работы с телесными ощущениями) | 1 | |
| Отработка различных техник и приемов регуляции эмоций. | 1 | |
| Использование приемов релаксации в разных моделируемых жизненных ситуациях. | 1 | |
| Признаки состояний утомления и пресыщения. | 1 | |
| Способность совершать целенаправленное волевое усилие в ситуации пресыщения. (при выполнении однообразной учебной работы) | 1 | |
| Отработка умения сдерживать непосредственное эмоциональное реагирование при возникновении помех. (в деятельности в моделируемых ситуациях под контролем взрослого) | 1 | |
| Отработка способов снижения волнения и уровня тревоги в эмоционально напряженных ситуациях. (самостоятельные и контрольные работы, выделение наиболее предпочтительных и эффективных) | 1 | |
| Модуль «Формирование личностного самоопределения» | 19 | |
| Дифференциально-диагностический опросник. ((ДДО). Е.А. Климов Методика самооценки и уровня притязаний Дембо- Рубинштейн | 2 | |
Раздел «Развитие личностного самоопределения» | |||
| Определение и вербальная характеристика своих личностных особенностей. | 1 | |
| Знакомство с понятием «уровень притязаний», связь уровня притязаний с и реальными возможностями. | 1 | |
| Определение своего уровня притязаний и соотнесение его с собственными способностями и возможностями. | 1 | |
| Представление об ответственном поведении, выборе способа действий в жизненных ситуациях и последствиях своего поведения. | 1 | |
| Прогнозирование возможных последствий поведения в моделируемых ситуациях, оценка различных вариантов поведения. | 1 | |
| Социальные роли в современном обществе, различные модели поведения. (В соответствии с этими ролями, правила и нормы поведения.) | 1 | |
| Знакомство с понятием жизненного плана и его временной перспективы. | 1 | |
| Раздел «Развитие профессионального самоопределения» | | |
| Краткая характеристика основных направлений профессиональной деятельности, определение соответствующих им профессий. | 1 | |
| Профессиональная направленность личности, определение собственной профессиональной направленности. | 1 | |
| Выделение собственных интересов и склонностей, соотнесение их с будущей профессиональной деятельностью. | 1 | |
| Карьера как профессиональный путь в жизни человека. | 1 | |
| Профессиональная пригодность в основных направлениях профессиональной деятельности. | 1 | |
| Соотнесение своих способностей и возможностей с профессиональной пригодностью. (В основных направлениях профессиональной деятельности, построение плана саморазвития на этой основе.) | 1 | |
| Дифференциально-диагностический опросник (ДДО). Е.А. Климов | 1 | |
| Методика самооценки и уровня притязаний Дембо- Рубинштейн | 1 | |
| Личностный опросник Кеттелла в модификации Л.А. Ясюковой | 1 | |
| Модуль «Развитие коммуникативной деятельности» | | |
| Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению А.Н. Орел | 1 | |
| Многомерная шкала удовлетворенности жизнью школьников (О.А. Сычев, Т.О. Гордеева, М.В. Лункина, Е.Н. Осин, А.Н. Сиднева на основе опросника MSLSS Е.С. Хюбнера). | 2 | |
| Диагностика состояния агрессии (опросник Басса-Дарки) | 1 | |
| Шкала "Я-концепции" Е. Пирс, Д. Харрис адаптация А.М. Прихожан | 2 | |
| Социометрия | 2 | |
| Раздел «Развитие коммуникативных навыков» | | |
| Отработка навыков активного слушания, полного и точного словесного представления своих мыслей с учетом задач и условий коммуникации. | 1 | |
| Определение коммуникативного намерения (своего и партнера), оценивание его реализации в общении. | 1 | |
| Условия, способствующие реализации коммуникативных намерений собеседников в ходе общения. | 1 | |
| Отработка навыков ведения дискуссии, использования различных речевых клише. | 1 | |
| Использование различных речевых средств для аргументации своей позиции. | 1 | |
| Определение и словесное обозначение позиции собеседника в моделируемых ситуациях под контролем взрослого. | 1 | |
| Анализ точки зрения собеседника, выделение аргументов в пользу его позиции. | 1 | |
| Раздел «Развитие навыков сотрудничества» | | |
| Отработка навыков выстраивания продуктивного взаимодействия со сверстниками и взрослыми. | 1 | |
| Планирование и реализация общих способов работы с партнерами по совместной деятельности для достижения общей цели. | 1 | |
| Прогнозирование результата коллективных решений. (В моделируемых ситуациях под руководством взрослого.) | 1 | |
| Отработка навыков согласования своих действий с действиями партнера для достижения общего результата. | 1 | |
| Организация совместного действия по собственной инициативе в моделируемых ситуациях. | 1 | |
| Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению А.Н. Орел | 1 | |
| Многомерная шкала удовлетворенности жизнью школьников (О.А. Сычев, Т.О. Гордеева, М.В. Лункина, Е.Н. Осин, А.Н. Сиднева на основе опросника MSLSS Е.С. Хюбнера). | 2 | |
| Диагностика состояния агрессии (опросник Басса-Дарки) | 1 | |
| Шкала "Я-концепции" Е. Пирс, Д. Харрис адаптация А.М. Прихожан | 1 | |
| Социометрия | 2 | |
Итого: 68 часов (2 раза в неделю) |
Тематическое планирование.
8 класс
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата | ||
Модуль «Развитие саморегуляции познавательной деятельности и поведения» | 23 | | |||
| Методика диагностики эмоционального отношения к учению (модифиц. опросник Ч.Д. Спилбергера, выполненный А.Д.Андреевой) | 1 | | ||
| Определение эмоционального состояния ребенка. (Цветовой тест Люшера в адаптации Л.Н. Собчик) | 1 | | ||
| Исследование процессов памяти. (10 слов Лурия) | 1 | | ||
| Опросник Р. Гудмана «Сильные стороны и трудности» (Адаптация Слободская Е.Р. и др.) | 1 | | ||
| Модифицированная анкета мотивации "Анкета для определения школьной мотивации" Н.Г. Лускановой | 1 | | ||
| Диагностика: Исследование волевой регуляции». (Тест- опросник А.В.Зверькова и Е.В.Эйдмана ) | 1 | | ||
Раздел «Развитие регуляции познавательных процессов» | | | |||
| Самостоятельное определение цели и задачи деятельности, последовательность действий. (В краткосрочной перспективе при выполнении познавательных задач.) | 1 | | ||
| Организация своей деятельности при индивидуальной и групповой работе. (С учетом условий, необходимых для выполнения задания (проектные задачи.) | 1 | | ||
| Самостоятельное планирование этапов своей деятельности. | 1 | | ||
| Отработка навыков самостоятельного контроля всех этапов своей деятельности. (При выполнении задания в рамках индивидуальной и групповой работы.) | 1 | | ||
Раздел «Развитие саморегуляции поведения, эмоциональных и функциональных состояний» | |||||
| Отработка специальных приемов регуляции своего эмоционального состояния в различных моделируемых жизненных ситуациях. | 2 | | ||
| Отработка приемов релаксации в разных жизненных ситуациях для снижения интенсивности негативных эмоциональных состояний. | 1 | | ||
| Регуляция проявлений собственных эмоций (положительных и отрицательных) в соответствии с социальным контекстом коммуникативной ситуации. | 1 | | ||
| Знакомство с навыками регуляции негативных эмоций в отношении собеседника в ситуации возникновения разногласий, конфликта. | 1 | | ||
| Способность сохранения ровного эмоционального фона при отстаивании своего мнения в ситуации учебного сотрудничества. | 1 | | ||
| Ориентация на мнение значимых взрослых при регуляции своего поведения. | 1 | | ||
| Отработка умения прикладывать волевые усилия для сконцентрированной кратковременной работы, ориентируясь на продуктивный результат. | 1 | | ||
| Методика диагностики эмоционального отношения к учению (модифиц. опросник Ч.Д. Спилбергера, выполненный А.Д. Андреевой) | 1 | | ||
| Определение эмоционального состояния ребенка. (Цветовой тест Люшера в адаптации Л.Н. Собчик) | 1 | | ||
| Шкала социально-психологической адаптированности (СПА) К.Роджерс, Р. Даймондом, адапт. Т.В. Снегиревой | 1 | | ||
| Опросник Р. Гудмана «Сильные стороны и трудности» (Адаптация Слободская Е.Р. и др.) | 1 | | ||
| Модифицированная анкета мотивации"Анкета для определения школьной мотивации" Н.Г. Лускановой | 1 | | ||
| Тест-опросник А.В.Зверькова и Е.В.Эйдмана «Исследование волевой регуляции» | 1 | | ||
Модуль «Формирование личностного самоопределения» | 19 | | |||
| Дифференциально-диагностический опросник (ДДО). Е.А. Климов | 1 | | ||
| Методика самооценки и уровня притязаний Дембо- Рубинштейн | 1 | | ||
| Личностный опросник Кеттелла в модификация Л.А. Ясюковой | 1 | | ||
| Методика исследования тревожности Спилберга Ч.Д. | 1 | | ||
Раздел «Развитие личностного самоопределения» | | | |||
| Соотнесение уровня притязаний со своими возможностями, способностями, индивидуальными особенностями. | 1 | | ||
| Способность противостоять негативным воздействиям среды, окружающих людей на собственное поведение. | 1 | | ||
| Отработка способов поведения в провокационных ситуациях под контролем взрослого. | 1 | | ||
| Оценка себя и своих поступков с учетом общепринятых социальных норм и правил. | 1 | | ||
Раздел «Развитие профессионального самоопределения» | | | |||
| Профессии, актуальные для современного рынка труда. | 1 | | ||
| Первичные представления о перспективах своего профессионального образования и будущей профессиональной деятельности. | 1 | | ||
| Профессиональная направленности личности и ее структура. | 1 | | ||
| Профессиональные склонности и профессиональный потенциал. | 1 | | ||
| Профессиональная пригодность, ограничения при выборе профессии. | 1 | | ||
| Моделирование образа желаемого профессионального будущего, пути и средства его достижения. | 1 | | ||
| Дифференциально-диагностический опросник (ДДО). Е.А. Климов | 1 | | ||
| Методика самооценки и уровня притязаний Дембо- Рубинштейн | 1 | | ||
| Личностный опросник Кеттелла в модификация Л.А.Ясюковой | 1 | | ||
| Методика исследования тревожности Спилберга Ч.Д. | 1 | | ||
Модуль «Развитие коммуникативной деятельности» | 23 | | |||
| Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению А.Н. Орел | 1 | | ||
| Диагностика состояния агрессии (опросник Басса-Дарки) | 1 | | ||
| Методика Томаса - Килманна | 1 | | ||
| Тест Ряховского | 1 | | ||
| Социометрия | 1 | | ||
Раздел «Развитие коммуникативных навыков» | | | |||
| Отработка навыков ведения конструктивного диалога. | 1 | | ||
| Отработка навыков ведения групповой дискуссии, способности выделять общую точку зрения в дискуссии, корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, выделять и признавать ошибочность своего мнения (если оно действительно ошибочно). | 1 | | ||
| Позиции восприятия и осмысление коммуникативной ситуации. | 1 | | ||
| Отработка умения договариваться с партнерами по общению, имеющими иную точку зрения. | 1 | | ||
| Уважительное отношение к партнерам по общению, внимание к личности другого в процессе общения. | 1 | | ||
Раздел «Развитие навыков сотрудничества» | | | |||
| Конфликт: причины, виды, структура. | 1 | | ||
| Стратегии и правила поведения в конфликтной ситуации. | 1 | | ||
| Знакомство с различными стратегиями поведения при возникновении конфликтной ситуации в процессе учебного сотрудничества. | 1 | | ||
| Компромисс как решение конфликтных ситуаций. | 1 | | ||
| Отработка навыков поведения в моделируемых конфликтных ситуациях под руководством взрослого. | 1 | | ||
| Отработка навыков самоконтроля эмоциональных проявлений для поддержания конструктивного общения в группе. | 1 | | ||
| Отработка умения аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию социально приемлемым способом. | 1 | | ||
| Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению А.Н. Орел | 1 | | ||
| Диагностика состояния агрессии (опросник Басса-Дарки) | 1 | | ||
| Методика Томаса – Килманна (поведение человека в конфликтных ситуациях) | 1 | | ||
| Тест Ряховского (оценка уровня общительности). | 1 | | ||
| Социометрия (Методика диагностики коммуникативных навыков дж. Морено используется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений). | 1 | | ||
| Исследование процессов памяти. (10 слов Лурия) | 1 | | ||
Итого: 65 часов (2 раза в неделю) | 65 |
Тематическое планирование.
9 класс
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата |
Модуль «Развитие саморегуляции познавательной деятельности и поведения» | |||
| Модифицированный вариант анкеты школьной мотивации Н.Г.Лускановой | 1 | |
| Методика диагностики эмоционального отношения к учению (модифиц. опросник Ч.Д. Спилбергера, выполненный А.Д. Андреевой) | 1 | |
| Методика изучения неосознаваемых, глубинных проблем личности, актуального состояния, базисных потребностей, индивидуального стиля переживания. (Цветовой тест Люшера в адаптации Л.Н. Собчик) | 1 | |
| Опросник: сильные стороны и трудности (ССТ) Гудмана. (Опросник Р. Гудмана «Сильные стороны и трудности» (Адаптация Слободская Е.Р. и др.) | 1 | |
| Тест опросник исследование волевой саморегуляции. (Тест-опросник А.В.Зверькова и Е.В.Эйдмана «Исследование волевой регуляции») | 1 | |
| Опросник «Стиль саморегуляции поведения-98» – ССП-98 (Моросанова В.И) | 1 | |
Раздел «Развитие регуляции познавательных процессов» | |||
| Самостоятельное определение цели и задачи деятельности в среднесрочной перспективе при выполнении познавательных задач. | 1 | |
| Самостоятельное планирование своих действий при индивидуальной и групповой работе с учетом ресурсов, необходимых для выполнения поставленных задач. | 1 | |
| Оценка альтернативных ресурсов для выполнения поставленной задачи. | 1 | |
| Отработка навыков самостоятельного контроля и корректировки своих действий при совместной групповой работе (как в процессе ее реализации, так и после завершения). | 1 | |
| Отработка навыков оценки результатов работы группы, результативности участия в групповой работе (своего и других участников группы). | 1 | |
Раздел «Развитие саморегуляции поведения, эмоциональных и функциональных состояний» | |||
| Закрепление навыков регуляции проявлений своих эмоций в ситуации дискуссии, учебного спора. | 1 | |
| Состояние стресса, его проявления и влияние на продуктивность общения и деятельности. | 1 | |
| Стратегии поведения в стрессовых ситуациях. | 1 | |
| Знакомство со способами профилактики стрессовых состояний на примере ситуации подготовки к экзамену. | 1 | |
Модуль «Формирование личностного самоопределения» | | | |
Раздел «Развитие личностного самоопределения» | | | |
| Индивидуальные возможности, склонности, интересы и увлечения, их оценка. Выстраивание с помощью взрослого жизненной перспективы, жизненных планов. | 1 | |
| Планирование путей и средств достижения жизненных планов на основе рефлексии смысла реализации поставленных целей. | 1 | |
| Соотнесение своих поступков с общепринятыми нравственными ценностями, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам. | 1 | |
Раздел «Развитие профессионального самоопределения» | | | |
| Перспективы профессионального образования и будущей профессиональной деятельности, их конкретность и реалистичность по отношению к собственной жизненной перспективе. | 1 | |
| Индивидуальная стратегия выбора будущей профессии. | 1 | |
| Методика изучения профессиональной направленности. Методика Дж. Голланда, модификация А. А. Азбель, при участии А.Г. Грецова | 1 | |
| Методика изучения статусов профессиональной идентичности (А.А. Азбель, А.Г. Грецов) | 1 | |
Модуль «Развитие коммуникативной деятельности» | | | |
Раздел «Развитие коммуникативных навыков» | | | |
| Закрепление навыков конструктивного общения. | 1 | |
| Отработка умения выдвигать контраргументы в дискуссии, перефразировать свою мысль. | 1 | |
| Понимание системы взглядов и интересов другого. | 1 | |
| Отработка умения при необходимости корректно убедить других в правоте своей позиции, умения критически относиться к своему мнению, признавать ошибочность своего мнения (если оно действительно ошибочно) и корректировать его. | 1 | |
Раздел «Развитие навыков сотрудничества» | | | |
| Отработка умения договариваться в процессе сотрудничества, в т. ч. в конфликтных ситуациях. | 1 | |
| Знакомство со способами оказания помощи и эмоциональной поддержки партнерам в процессе достижения общей цели совместной деятельности. | 1 | |
| Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению А.Н. Орел | 1 | |
| Методика Томаса – Килманна, Тест Ряховского | 1 | |
| Диагностика состояния агрессии (опросник Басса-Дарки) | 1 | |
| Шкала "Я-концепции" Е. Пирс, Д. Харрис адаптация А.М. Прихожан | 1 | |
Итого: 32 часа (1 час в неделю) | | |
Для проведения коррекционной работы и реализации межпредметных связей требуется специально организованная предметно-пространственная развивающая среда:
функционально ориентированные игрушки и пособия для развития сенсорно-моторных функций (строительные конструкторы с комплектом цветных деталей, раскладные пирамидки, плоские и объемные геометрические фигуры разной величины, полоски цветного картона разной длины и ширины, геометрическое лото, сенсорные модули и др.);
игрушки и пособия для развития тонкой моторики, спортивный инвентарь для развития крупной моторики (мячи разной величины: массажные и гладкие, кольцебросы, шнуровки и т.д.);
спортивный инвентарь для развития крупной моторики (шнуровки, мозаики, мячи, кольцебросы, обручи, сенсорная “тропа” для ног, массажный коврик, полусфера и др.);
оборудование для занятий музыкой, изобразительной деятельностью (музыкальное сопровождение для релаксации и для физминуток, звучащие музыкальные инструменты, изобразительные материалы и др.);
оборудование сенсорной комнаты (оптиковолокно, воздушно-пузырьковая труба, сухой душ, сухой бассейн, тактильные дорожки и др.);
материал техники АРТ-терапии (различные куклы, сюжетные игрушки, элементы одежды, сюжетные картинки, журналы, вырезки, альбомные листы формата А1, А2, А3, А4, А5, краски, гуашь, цветная бумага, кисти, баночки для воды, пластилин, восковые карандаши, принадлежности для аромотерапии и др.);
иллюстративный наглядный материал, направленный для понимания ситуаций межличностного взаимодействия, эмоциональных проявлений;
мультимедийное сопровождение, видеопрезентации к урокам в соответствии с тематикой занятий;
аудиозаписи для релаксации и рисования: звуки природы, цветотерапия, инструментальная музыка, детские песни и т.д.;
комплекты раздаточных пособий, дидактических материалов, сюжетных картинок, фотографий;
Предметы для нанизывания на стержень, шнур, нить (кольца, шары, бусины), звучащие предметы для встряхивания, предметы для сжимания (мячи различной фактуры, разного диаметра), вставления (стаканчики одинаковой величины) и др.;
тетради для работ учащихся.