Рабочая программа «Коррекция и развитие познавательной деятельности» для воспитанников старшей дошкольной группы

6
0
Материал опубликован 14 May 2021


Приложение

к адаптированной образовательной программе дошкольного образования



Принято

педагогическим советом

протокол от «___»_____2020 г. № __


Утверждено

приказом МКОУ «Ш-И №18»

от «___»_________2020 г. №____







Рабочая программа

«Коррекция и развитие познавательной деятельности»

для воспитанников старшей дошкольной группы







Составитель:

Поалелунж К.С.,

педагог-психолог

















2020 г.

Содержание


1. Пояснительная записка……………………………………………………………………. 3

2. Планируемые результаты освоения Программы .4

3. Содержание………………………………………………………………………………….5

4. Требования к условиям реализации программы………………………………………….6

5. Тематическое планирование ..9

5. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса………12

6. Приложение…………………………………………………………………………………14












































Пояснительная записка

Рабочая программа «Коррекция и развитие познавательной деятельности» составлена в соответствии с адаптированной образовательной программой дошкольного образования для детей с нарушением слуха, рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии, индивидуальной программой реабилитации и абилитации ребенка-инвалида.

Проблема своеобразного развития всех познавательных процессов детей с нарушениями слуха являлась актуальной с середины XIX вв. Еще

Л. С. Выготский в 20 -е гг. XX вв. в своих работах писал о структуре дефекта глухого ребенка. Наряду с ранним выявлением детей с нарушениями слуха, все большее количество детей, поступает в дошкольную группу со сложной структурой дефекта. Возросло количество детей со смешанной формой тугоухости, обусловленной врожденными пороками развития уха. Речь, как важнейшая психическая функция, напрямую зависит от слуха. Речь лежит в основе развития других познавательных процессов, и отсутствие речи нарушает мыслительную деятельность.

Доречевое мышление детей с нарушением слуха инертно, лишено подвижности. Мышление глухого ребенка, который овладевает словесной речью гораздо позже слышащих детей и на иной сенсорной основе, отличается наглядностью, образностью, конкретностью. Глухие дети, особенно до усвоения словесной речи и даже в процессе овладения ею, длительное время продолжают оставаться на стадии наглядно-образного мышления. В этом проявляется одна из диспропорций их психического развития - превалирование наглядных форм мышления над понятийным. Отставание в сенсорном развитии детей раннего возраста с нарушениями слуха связано с вторичными дефектами: недоразвитие деятельности, отставание в развитии общения со взрослыми (как речевого, так и невербального общения).

Исходя из выше сказанного, были определены цели и задачи программы.

Цель программы: улучшение восприятия, переработки и усвоения программного материала, повышение уровня обучаемости детей средствами комплексно подобранных заданий.

Задачи программы:

- формировать общеинтеллектуальные умения (операции анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов);

- формировать и развивать логическое мышление;

- развивать внимание (устойчивость, концентрацию, расширение объёма, переключение и т.д.);

- развивать память (формирование навыков запоминания, устойчивости, развитие смысловой памяти);

- развивать пространственное восприятие и сенсомоторную координацию;

- развивать психологические предпосылки овладения учебной деятельностью (умение копировать образец, умение подчиняться указаниям; умение учитывать в своей работе заданную систему требований);

- развивать речь и словарный запас;

Принципы реализации программы

Принцип единства диагностики и коррекции. По результатам диагностики психического развития детей, выявляются дети с наиболее низкими результатами, с которыми в дальнейшем проводятся коррекционно-развивающие занятия. Эти занятия на протяжении программы, являются диагностическим показателем продвижения развития ребенка.

Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка с нарушениями слуха. На занятиях педагог ориентируется на индивидуальные способности и особенности ребенка.

Принцип единства коррекционных, развивающих и профилактических задач. Занятия коррегируют нарушения в психическом развитии ребенка с нарушениями слуха и помогают в профилактике в сфере развития личности дошкольника с нарушением слуха.

Принцип комплексности методов психологического воздействия. На занятии в комплексе используются методы психокоррекционного воздействия, влияя, таким образом, на все сферы личности (познавательную, личностную, социальную) ребенка с нарушениями слуха.

Принцип системности. Занятия проводятся 2 раза в неделю в течение 35 недель.


Планируемые результаты освоения Программы

Целевые ориентиры дошкольного образования - представляют собой социально – нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня ДО; определяются независимо от форм реализации Программы, а также от её характера,

особенностей развития детей и видов Организации, реализующей Программу; не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), не являются основой объективной оценки подготовки детей.

При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.


Содержание программы

Программа включает в себя несколько этапов:

1. Диагностический этап – проведение работы по уточнению запроса (взаимодействие со всеми участниками образовательных отношений); углубленное исследование познавательных процессов с использованием диагностических методов. Используемые методики: наблюдения, тесты, корректурные пробы, беседы, социометрия, диагностические игры.

2. Подготовительный этап – подготовка к проведению коррекционной работы.

3. Коррекционный этап – работа, направленная на коррекцию и развитие ВПФ.

4. Аналитический этап – проведение диагностического обследования с целью проверки эффективности коррекционно-развивающей работы; анализ проведенной работы, подготовка рекомендаций, планирование дальнейшей работы по запросу.

Занятия проводятся 2 раза в неделю в игровой форме индивидуально. Каждое занятие состоит из нескольких частей и занимает не более 25-30 минут, что полностью соответствует возрастным, психологическим и физическим возможностям старшего дошкольника.

Все задания условно можно разбить на несколько направлений:

- задания на развитие внимания;

- задания на развитие памяти;

- задания на развитие пространственного восприятия, зрительно-моторной координации, умения копировать образец;

- задания на развитие мышления;

- задания на развитие речи, обогащение словарного запаса.

Эта классификация является условной, поскольку все познавательные процессы представляют собой единую систему и, следовательно, развиваются в комплексе. Одним заданием развивается и внимание, и память, и мышление.

Уровни сложности:

- совместное выполнение действия по наглядной инструкции;

-самостоятельное выполнение действия по наглядной инструкции;

-совместное пошаговое выполнение действий по речевой инструкции взрослого (таблички, устно-дактильно, считывание с губ, на слухо-зрительной основе);

- самостоятельное выполнение действий по речевой инструкции взрослого (таблички, устно - дактильно, считывание с губ, на слухо-зрительной основе).

Занятия строятся так, чтобы на каждом из них было 2 -3 серьезных упражнения или игры и несколько упражнений, цель которых – обеспечение психологического включения в виде ритуала (в начале занятия); формирование основных двигательных навыков и развитие мелкой моторики рук (в середине занятия); расслабления в виде ритуала (в конце занятия).

Занятия с детьми предполагают комплексное использование сохранных анализаторов и остаточных возможностей нарушенного анализатора, что способствует более успешному развитию познавательной деятельности дошкольников и личности ребенка в целом.

Структура занятия:

Вступительная - разминка. Этот этап обеспечивает психологическое включение ребенка в деятельность. Представляет собой «ритуал» проговаривания (таблички, устно-дактильно, слухозрительно) приветствия, что будем делать и некоторых других элементов, по желанию педагога.

Основная часть. Этот этап занимает наибольшее время занятия, включает в себя игры и упражнения, направленные на коррекцию и развитие ВПФ. В перерывах между ними включаются упражнения на коррекцию и развитие основных двигательных навыков и мелкой моторики рук и пальцев.

Заключительная часть - разрядка. Этап носит эмоционально положительную окраску для закрепления желания заниматься с педагогом. Проводиться в виде отчета, чем занимались и поощрение педагогом результатов достигнутых ребенком.

Примерное распределение времени на этапы занятия:

- вступительная часть – 2 - 4 минуты;

- основная часть – 15 минут;

- заключительная часть – 2 – 4 минуты.

Весь речевой материал предварительно обговаривается с сурдопедагогом группы.


Требования к условиям реализации программы

1. Преемственность содержания и форм организации образовательной деятельности по отношению к ребенку;

2. Учет специфики возрастного психофизического развития воспитанника;

3. Формирование и развитие психолого-педагогической компетентности педагогических и административных работников, родителей (законных представителей) воспитанников.

4. Вариативность направлений психолого-педагогического сопровождения воспитанников (сохранение и укрепление их психического здоровья; формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни);

5) Диверсификация уровней психолого-педагогического сопровождения (индивидуальный, групповой).




Учебно-тематический план

Тема занятия

Количество часов

1

Вводное занятие. Знакомство, организация обучения. Начальная диагностика и тестирование.

2

2

Упражнения на развитие умения владеть операциями анализа и синтеза.

2

3

Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями.

2

4

Развитие зрительной памяти

2

5

Упражнения на развитие умения устанавливать различные виды отношений между понятиями.

2

6

Упражнения на развитие мышления, на развитие слуховой памяти.

2

7

Установление причинно-следственных связей.

2

8

Развитие логической памяти, произвольного внимания.

2

9

Упражнения на развитие логического мышления, логической памяти, внимания.

2

10

Развитие слуховой, смысловой памяти.

2

11

Упражнения на развитие быстроты реакции.

2

12

Развитие воображения.

2

13

Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями.

2

14

Развитие произвольного мышления.

2

15

Промежуточная диагностика и тестирование.

2

16

Развитие восприятия.

2

17

Упражнения на развитие вербально - понятийного мышления. Развитие логической, зрительной памяти.

2

18

Развитие произвольного внимания, восприятия.

2

19

Упражнения на развитие мышления.

2

20

Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями. Решение логических задач.

2

21

Упражнения на развитие вербально – логического мышления. Развитие долговременной смысловой памяти.

2

22

Упражнения на развитие внимания, ассоциативной памяти. Ориентировка во времени и пространстве.

2

23

Развитие долговременной зрительной памяти.

2

24

Упражнения на развитие внимания. Решение логических задач.

2

25

Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями. Развитие восприятия.

2

26

Развитие внимания, работоспособности.

2

27

Развитие долговременной слуховой памяти.

2

28

Упражнения на развитие мыслительной операции.

2

29

Упражнения на развитие внимания, ассоциативной памяти.

2

30

Развитие воображения, творчества.

2

31

Упражнения на развитие вербально – смыслового анализа. Развитие слуховой памяти.

2

32

Упражнения на развитие внимания. Решение логических задач.


2

33

Работа с инструкцией и образцом.

2

34

Развитие долговременной слуховой памяти.

2

35

Итоговая диагностика и тестирование. Рефлексия.

2



















Описание материально-технического обеспечения

образовательного процесса


Методические пособия для учителя

Богданова Т.Г. Сурдопсихология: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.- 224с.

Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии/ Власова Т.А., Певзнер М.С. – М.: Просвещение, 2005.

Зыков С.А. Программа для специальных коррекционных учреждений. Воспитание и обучение глухих детей – дошкольников/ Зыков С.А. – М.: Просвещение, 1983.

Козлов Н.И. лучшие психологические игры и упражнения/ Козлов Н.И – Екатеринбург, 1998.

Кащенко В.Г. Педагогическая коррекция/ Кащенко В.Г. – М.: ВЛАДОС., 1994

Коррекционная педагогика/ Под.ред. Пузанова Б.П. – М.: Просвещение, 1979.

О психологии развития глухих и нормально слышащих детей/ Под. ред. Соловьёва И.М. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.

Психология глухих детей/ Под.ред. Соловьёва И.М., Шиф Ж.И, Розановой Т.В. – М.: Просвещение, 1973.

Розанова Т.В. Развития памяти и мышления глухих детей/ Розанова Т.В. – М.: просвещение, 1978.

Семаго М.М., Семаго Н.Я. Организация и содержание деятельности психолога специального образования: Методическое пособие.- М.: АРКТИ, 2005. – 336 с. (Библиотека психолога - практика).

Тигранова Л.И. Умственное развитие слабослышащих детей/ Тигранова Л.И – М.: Просвещение, 2004.

Шипицина Л.М, Назарова Л.Г. Интегрированное обучение детей с нарушением слуха/ Шипицина Л.М, Назарова Л.Г. – СПб.: Питер, 2006.

Средства обучения

Инновационные средства обучения:

Компьютер, принтер.

Презентации к урокам.

Традиционные средства обучения:

Набор предметных картинок
Раскраски разной тематики

Дидактическая игра «Это подходит»

Развивающие игрушки «Мякиши»

Набор фигурок «Привидение»

Комплект терапевтических мячей

Набор для тактильных игр

Сенсорно-тактильные игрушки

Накидка для подвижных игр «Парашют»

Игры с тенями

Дидактическая игра «Угадай – ка!»

Дидактическая игра «MEMO»

Дидактическая игра «Путешествие в мир эмоций»

Дидактическая игра «Времена года»

Дидактическая игра «Собери слово»

Дидактическая игра «Чьи детки?»

Дидактическая игра «Фигуры»

Лото «Магазин»

Геометрическая мозаика

Дидактическая игра «Весёлая логика»

Лото «Овощи, фрукты»

Лото «Растения»

Тримино «Разноцветные фигуры»

Домино «Простоквашино»

Для умников и умниц (набор карточек)

Дидактическая игра «Часть и целое»

Дидактическая игра «Ассоциации»

Набор для сенсорного развития и цветового восприятия

Мозаика











































Приложение №1.

1. Методика «Запомни картинки».

Методика направлена на исследование запоминания.

Испытуемого просят запомнить картинки, и кто на них нарисован.

3. Методика «Разрезные картинки».

Методика направлена на исследование восприятия. Испытуемому предъявляют картинку, разрезанную на несколько частей и просят собрать. Параллельно можно предъявлять такую же целую картинку.

4.Методика «Последовательность событий».

Методика направлена на исследование восприятия и мышления. Испытуемому предъявляют ряд картинок и просят разложить их по порядку в соответствии с сюжетом.

5. Методика «4 лишний».

Методика направлена на исследование мышления. Испытуемому предъявляют картинку, на которой изображены 4 предмета. Необходимо назвать лишний предмет и объяснить почему он является лишним.

6.Методика «Классификация».

Методика направлена на исследование мышления. Перед испытуемым раскладывают картинки и просят разложить их по группам. Свои действия испытуемый должен озвучить, каждую группу необходимо назвать и объяснить, почему в неё вошли именно эти предметы.






























Приложение№2

1) «Восстанови пропущенное слово».

Ребенку зачитываются 5 — 7 слов, не связанных между собой по смыслу: корова, стол, стена, письмо, цветок, сумка, голова. Затем ряд читается заново с пропуском одного из слов. Ребенок должен назвать пропущенное слово. Вариант задания: при повторном прочтении можно заменить одно слово другим (из одного семантического поля, например, корова —теленок; близким по звучанию, например, стол —стон); ребенок должен найти ошибку.

2) «Запомни фигуры».

Приготовьте набор карточек с различными изображениями.

Объясните, что для того, чтобы хорошо запомнить материал, можно использовать такой прием, как классификация, т.е. объединение в группы похожих чем-то предметов.

Попросите ребенка внимательно посмотреть на образец и запомнить его. Затем предложите ему нарисовать по памяти эти фигурки в том же порядке. Предполагаемое время показа для первой последовательности — 2 с, для второй — 3 — 4 с, для пятой — 6-7 с.

Например, чтобы запомнить ряд геометрических фигур, их надо разделить на группы. На бланке могут быть изображены треугольники, круги, квадраты, перечеркнутые по-разному. Таким образом, эти фигуры можно разделить на группы в зависимости от их формы и/или типа перечеркивания. Теперь их легко запомнить и воспроизвести.

3) «Вспомни пару».

Приготовьте бланки с фигурами для запоминания и воспроизведения.

Объясните ребенку, как ему предстоит вспомнить фигуры. Он смотрит на 1-й бланк и старается запомнить предложенные пары изображений (фигуру и знак). Затем бланк убирается и ему предлагается 2-й бланк — для воспроизведения, на котором он должен нарисовать в пустых клетках напротив каждой фигуры соответствующую ей пару.

4) «Запомни нужные слова».

Из предложенных фраз (рассказов) ребенок запоминает только те слова, которые обозначают: погодные условия, транспорт, растения и т. п.

5) «Пиктограмма».

Ребенку читается текст. Для того чтобы его запомнить, он должен каждый смысловой фрагмент как-то изобразить (зарисовать). Затем ребенка просят по его зарисовкам воспроизвести рассказ.

6) «Закончи словосочетания».

Предложите ребенку подобрать подходящие по смыслу слова, чтобы закончить словосочетания:

хитрая, рыжая...; настольная...; репчатый...; спелое сладкое...; душистое туалетное...; куриное...; зеленый...; желторотый...; колючий... и т.п.

7) «Сравнение понятий».

Предложите ребенку подобрать подходящие определения с противоположным значением.

Морковь сладкая, а редька...

Молоко жидкое, а сметана...

Трава низкая, а дерево...

Зима холодная, а лето...

Сажа черная, а мел...

Сахар сладкий, а перец...

8). «Новые словечки».

Ребенку предлагается описать незнакомый (знакомый) предмет (мяч, яблоко, кошку, паровоз, лимон, снег и т.д.) по следующей схеме:

Какого он цвета (каких цветов еще бывает)?

На что он похож? От чего сильно отличается?

Из какого материала он сделан (из какого еще может быть)?

Какого размера, формы? Каков он на ощупь? Чем пахнет? Каков на вкус?

Где встречается?

Для чего нужен человеку? Что с ним можно делать?

К какой группе предметов относится (мебель, посуда, животные, фрукты и

т.д.)?

Сначала обыгрывание новых слов может осуществляться в виде диалога, где психолог задает вопрос, а ребенок отвечает. Затем можно поменяться ролями. «Ребенок при этом следит за правильностью ответов.

9) «Угадай-ка».

Психолог описывает предмет, а ребенок угадывает задуманное слово. Затем они меняются ролями.

10) «Загадки-описания».

Под соснами, под елками лежит мешок с иголками. (Еж.)

То, рыжая, то серая, а по названию — белая. (Белка.)

Новая посудина, а вся в дырках. (Дуршлаг.)

Был шар бел. Ветер подул, и шар улетел. (Одуванчик.)

Сер, да не волк, длинноух, да не заяц, с копытами, да не лошадь. (Осел.)

11) «Угадай животное».

Спросите ребенка: «Для каких животных характерны эти качества: хитрый, как...; трусливый, как...; колючий, как...; верный, как...; зоркий,

как...; мудрый, как...; сильный, как...; голодный, как...?» То же — с любыми другими явлениями природы и т. п.

12) «Закончи предложение».

Ребенку предлагается вместо точек вставить нужные слова.

Животное, которое мяукает, называется...

Птица, которая каркает, называется...

Дерево, на котором растут яблоки, называется...

Дерево, которое украшают к Новому году, называется...

Затем можно попросить ребенка самостоятельно составить подобные определения хорошо известных ему феноменов.

13) «Составляем определения».

Задание можно выполнять устно или (для школьников) в письменном

виде:

а) блюдце — это..., масленка — ..., груша — ..., берлога — ..., врач — ..., рано — ..., сумерки — ..., шептать — ..., плакать — ..., озеро — ..., зябко — ..., аккуратно — ...

б) лечит людей..., овощи растут..., самолет ведет..., выше всех летает..., быстрее всех бегает..., выходит на охоту ночью...

14) «Назови причину».

Объясните ребенку, что у всего, что происходит, у любого явления, есть причина, т.е. есть ответ на вопрос: «Почему так бывает?». Приведите пример: лед — он появляется, когда очень холодно и замерзает вода. Попросите ребенка назвать причину таких явлений, как наводнение, двойка, мама взяла зонт, листва облетает и т.д.

Важным оказывается показать ребенку разнообразие последствий, вытекающих из одного и того же события реальной жизни. И наоборот — однозначное следствие из разных причин.

15) «Составление рассказа по серии картинок».

Перед ребенком выкладывается серия картинок (по сказке или житейской истории), аналогичных сюжетам Н.Радлова или Х. Бидструпа, представленных в «Альбоме». Вначале они предъявляются в правильной смысловой последовательности; ребенок должен составить рассказ. При необходимости можно задать наводящие вопросы.

Следующим важным этапом является намеренное «нарушение порядка» при раскладывании серии картинок. Цель — наглядная демонстрация того, что изменение порядка картинок (событий) полностью меняет (вплоть до полной нелепицы) сюжет.

Наконец, ребенок должен самостоятельно из перемешанных карточек выстроить событийный ряд и составить рассказ.

16) «Составление рассказа по сюжетной картине».

Работа над пониманием смысла картины также начинается с воспроизведения сюжета с опорой на вопросы. Затем ребенок самостоятельно составляет рассказ.

17) «Прослушай, прочти и перескажи».

Прослушивание (прочтение) коротких рассказов (басен) с последующим пересказом и беседой о смысле произведения, его морали.

18) «Пословицы и поговорки».

Работа над пониманием пословиц и поговорок, прямо отражающих наличие причинно-следственных связей. Например, «Лес рубят, щепки летят», «Что посеешь, то и пожнешь», «Готовь летом сани, а зимой — телегу».

19) «Подбери следующее».

Попросите ребенка подобрать слово, которое должно обозначать явление, идущее вслед за названным:

первый — ..., завтрак — ..., июль — ..., лето — ..., январь — ..., зима — .... седьмой — ..., 1998 — ... и т.п.

20) «Расставь события по порядку».

Я ложусь спать; я обедаю; я смотрю телевизор; я чищу зубы; я играю в футбол и т.д. Листья опадают; распускаются цветы; идет снег; созревает клубника; улетают перелетные птицы и т.д.

Через год; позавчера; сегодня; завтра; месяц назад и т.д.

21) «Время и антивремя».

Каждому из участников предлагается описать какое-либо событие: экскурсию, вчерашнее происшествие, кинофильм и т.п. Сначала — правильно, а затем — задом наперед, от конца к началу.

22) «Прочти спрятанное предложение».

На образце, помещенном ниже, представлено задание, в котором слова, составляющие искомое предложение, спрятаны среди других букв.

Лгорнккерогсолнцедщутосветитядугбэяркошуцрорастаялжщкитснегуорвн дженачинаютщлухгораспускатьсядлщванипочкиьлмнюяхфпоютьснгвкжыптицы ььщсврн.

Понятно, что задача будет усложняться по мере увеличения текста.

23) «Закончи предложение».

Ребенку предлагается: «Продолжи предложение, выбрав наиболее подходящее слово».

У дерева всегда есть... (листья, цветы, плоды, корень).

У сапога всегда есть... (шнурки, подошва, молния, пряжка).

У платья всегда есть... (подол, карманы, рукава, пуговицы).

У картины всегда есть... (художник, рама, подпись).

24) ««Найди сходство и различия».

Ребенку для анализа предлагаются пары слов. Он должен отметить общее и разное в соответствующих объектах.

Например, соловей — воробей, лето —зима, стул—диван, береза —ель, самолет—автомобиль, заяц — кролик, очки — бинокль, девочка — мальчик и т.д.

25) «От частного к общему».

Объясните ребенку, что есть слова, которые обозначают множество похожих предметов, явлений. Эти слова являются общими понятиями. Например, словом фрукты можно назвать яблоки, апельсины, груши и т.п.

Но есть слова, указывающие на меньшее число похожих объектов, и они являются частными, конкретными понятиями. Любое из этих слов, например, яблоки, обозначает только яблоки, хотя это могут быть большие, маленькие, зеленые, красные, сладкие, кислые яблоки. А теперь попросите ребенка подобрать общее понятие к частным.

Ниже даны два ряда слов. К словам из первого ряда ребенок подбирает подходящее понятие из второго ряда:

а) огурец, осень, пчела, север, дождь, павлин, озеро;

б) овощ, время года, насекомое, сторона горизонта, осадки, ягода, водоем, птица.

26) «Чего больше?»

Ребенок должен ответить на вопрос: «Чего больше: берез или деревьев, земляники или ягод, мух или насекомых, цветов или ландышей, китов или

млекопитающих, слов или существительных, квадратов или прямоугольников, пирожных или сладостей?» — и обосновать свой ответ.

27) «От общего к частному».

Задание, обратное предыдущим. Ребенок должен выстроить «дерево», стволом которого является общее понятие, например, природа, а ветвями — более частные, например живая —неживая. Затем от слова живая — соответственно ветви: растения — животные—люди и т.д. Следующее разветвление идет, например, от слова животные: домашние —дикие или: птицы—змеи—рыбы —насекомые и т.д.

28) «Подбери общее понятие».

Предложите ребенку назвать одним словом следующие понятия и дополнить ряд:

яблоко, груша — ...; стул, шкаф — ...; огурец, капуста — ...; ботинок, сапог — ...; кукла, мячик — ...; чашка, тарелка — ...; кошка, слон — ...; нога, рука — ...; цветок, дерево — ...; окунь, щука — ...; роза, одуванчик — ...; март, сентябрь — ...; дуб, береза — ...; фонарь, лампа — ...: дождь, снег — ...

То же упражнение необходимо выполнить с наречиями, прилагательными, глаголами.

29) «Разложи по группам».

Ребенку предлагается некоторое количество изображений, которые он должен разложить на обобщенные группы, например,: грибы и ягоды, обувь и одежда, животные и цветы. Он должен дать название каждой получившейся группе и перечислить (назвать) все ее составляющие.

30) «Классификация по обобщающему слову».

По заданному обобщающему понятию (например, посуда, овощи, мебель, предметы из железа, круглые, колючие, летают, сладкие и т.д.) ребенок должен выбрать из набора картинок те, которые будут ему соответствовать.

31) «Лишнее слово».

Ребенку предлагается выделить слово или признак, который в ряду других является лишним, а для всех остальных подобрать обобщающее понятие. Ребенок должен ответить на вопросы: «Какое слово лишнее? Почему?».

А. Тарелка, чашка, стол, чайник.

Темно, пасмурно, светло, зябко.

Береза, осина, сосна, дуб.

Быстро, бегом, вприпрыжку, ползком.

Диван, стол, кресло, дерево.

Много, чисто, мало, наполовину.

Ручка, мел, пенал, кукла.

Вчера, сегодня, утром, послезавтра

Землетрясение, тайфун, гора, смерч.

Запятая, точка, тире, союз.

Аккуратно, неряшливо, грустно, старательно.

Б. Зимний, летний, осенний, июньский, весенний.

Лежать, стоять, плакать, сидеть.

Старый, высокий, молодой, пожилой, юный.

Красный, синий, красивый, желтый, серый.

Молчать, шептать, смеяться, орать.

Сладкий, соленый, горький, кислый, жареный.

32) «Ранжирование».

Объясните ребенку, что такое ранжирование, и попросите его проранжировать по определенному (в каждом случае своему) принципу следующие понятия:

горох — абрикос — арбуз — апельсин — вишня; пчела — воробей — бабочка — страус — сорока; зуб —рука —шея —палец —нога; снежинка — сосулька —айсберг—льдина— сугроб; улица —квартира —город —страна—земля.

Младенец-юноша — мужчина — старик — мальчик; молчать — говорить — кричать — шептать.

33) «Методы Равена и Айзенка».

Прекрасной тренировкой в умении устанавливать закономерности являются задания типа широко известных матриц Равена и тестов Айзенка: «Какой картинкой из нижнего ряда нужно заполнить пустующее место?»








16


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.