Рабочая программа. Коррекция письменной речи.(2 класс)

0
0
Материал опубликован 31 October

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №12 с углублённым изучением английского языка»

МО «Мирнинский район» РС (Я)







«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»

________________ Цагельник Э.В. ________________ Болдырев А.К.

Зам. директора по УР директор МАОУ «СОШ №12»

«____» ___________ 2024 г. «_____» ________________ 2024 г.









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Коррекция письменной речи. Дисграфия.

для 2 класса

на 2024-2025 учебный год




учитель-логопед: Радаева О.В.

























Мирный 2024г





Рабочая программа «Коррекционно-логопедическая работа с учащимися 2 класса с нарушением письменной речи» является модифицированной и разрабатывалась на основе требований к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения НОО. Данная программа представляет собой комплекс коррекционно-развивающих и учебно-воспитательных мероприятий направленных на исправление нарушений устной речи и письменной речи, создание условий для успешного преодоления нарушений письменной речи, развития коммуникативной функции речи. Принципы отбора содержания связаны с учебной программой начальной ступени обучения и логикой метапредметных связей, а также с возрастными особенностями развития и структурой речевого дефекта учащихся. При разработке программы были использованы следующие нормативные документы и методические рекомендации:

Распоряжение Министерства Просвещения РФ № Р-75 от 06 августа 2020 г. «Об утверждении примерного Положения об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность»;

Инструктивное письмо Минобразования России от 14.12.2000 № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»;

Авторская программа Ефименковой Л.Н. и Мисаренко Г.Г. «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте»;

Авторская программа Дорофеевой С.Е., Семенюты Л.В., Маленьких Л.А. «Коррекция нарушений речи у младших школьников»;

Пособие для учителей-логопедов Мазанова Е.В. «Школьный логопункт. Документация, планирование и организация коррекционной работы»;

Работы Ефименковой Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов»; «Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического восприятия»;

«Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников» Садовниковой И.Н.

Цель программы: коррекция нарушений письменной речи учащихся, помощь в успешном освоении программы по русскому языку и чтению, способствующей дальнейшей социализации учащихся.

Задачи программы: 

создать обобщенные представления (речеслуховые, речедвигательные, зрительно-пространственные, зрительно-двигательные), необходимые для овладения стойким и правильным навыком письма, осознанными и произвольными операциями и способами действия с речеязыковыми единицами:

-развивать артикуляционную и мелкую моторику

-развивать пространственно-временные представления

-развивать фонематический анализ и синтез, фонематические представления

-развивать и закреплять правильные слухопроизносительные дифференцировки фонем

-развивать оптико-пространственные представления и дифференцировки

-развивать языковой анализ и синтез на уровнях слога, слова, предложения, текста

-уточнять значения слов и обогащать словарный запас за счет накопления новых слов по заданным лексическим темам и развивать умения активно пользоваться различными способами словообразования, словоизменения

-формировать и развивать связную выразительную речь

-развивать анализаторы (слуховой, зрительный и кинестетический), участвующие в акте речи, письма и чтения

- предупредить нарушения письма и чтения, вероятность появления которых особенно велика у детей данной категории,

-формировать, развивать и совершенствовать навык правильного чтения и письма

-совершенствовать навык поэтапного контроля за процессом и результатом чтения и письма

-развивать высшие психические функции

- вырабатывать у детей навык продуктивной учебной деятельности,

Система коррекционного обучения в данной программе условно делится на три уровня коррекции: фонетический, лексико-грамматический и синтаксический.

1. Коррекционная работа на фонетическом уровне:

- развитие умения осуществлять звуковой анализ и синтез слов (от простых форм к сложным)

-развитие фонематического восприятия, умения дифференцировать фонемы, имеющие сходные артикуляционные и акустические характеристики

2. Коррекционная работа на лексико-грамматическом уровне:

-уточнение значения слов и обогащение словарного запаса за счет накопления новых слов и развитие умения активно пользоваться различными способами словообразования и словоизменения

-развитие слогового анализа и синтеза слов различной звукобуквенной структуры

-учить различать и использовать в речевых конструкциях обобщающие слова, синонимы, антонимы, знакомить с явлениями многозначности слов

3. Коррекционная работа на синтаксическом уровне:

-формировать представление о связном высказывании как о едином семантическом целом

-учить составлять правильные синтаксические конструкции, устанавливать связь слов в предложении, выполнять анализ предложений

-развитие навыков самостоятельного высказывания, путем установления последовательности высказывания, отбора языковых средств, совершенствования навыка строить и перестраивать предложения по заданным образцам

-учить анализировать текст с использованием метода моделирования структуры разных типов готовых текстов

Планируемые результаты освоения программы

Личностные результаты:

-осознание языка как основного средства человеческого общения и как явления национальной культуры

-понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека

-способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью

-проявление позитивных качеств личности в различных ситуациях в процессе взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми

-принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности

-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций

Метапредметные результаты:

-умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач

- способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения

- умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи, ситуаций общения

- понимание необходимости ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге

- стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции

Предметные результаты:

-у ребенка повышается обучаемость, улучшаются внимание и восприятие

-ребенок приобретает навыки активной фразовой речи (учится видеть, слышать, рассуждать)

-у ребенка повышается интерес к процессу чтения и письма, снимается эмоциональное напряжение и тревожность при выполнении упражнений на чтение и письмо

-у ребенка развивается способность к переносу полученных навыков на незнакомый материал.

-у ребёнка формируются умения:

образовывать новые слова суффиксальным, приставочным способом, путем слияние двух слов, изменять слова по падежам, по числам, согласовывать существительные и числительные, существительные и прилагательные, существительные и местоимения;

употреблять в речи простые распространенные предложения, некоторые виды сложных синтаксических структур;

вступать в общение со сверстниками и взрослыми, составлять небольшие рассказы по картине, серии картин, рассказы-описания, пересказывать короткий текст, использовать в своей речи слова разных лексических групп (существительные, прилагательные, глаголы, наречия).

умение проверять написанное; умение (в объеме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение;

По окончании 2 класса учащиеся должны уметь:

Различать предложение, словосочетание, слово.

Анализировать слова по звуковому составу.

Составлять предложения, выделять предложения из речи и текста.

Восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении.

Писать под диктовку предложения и небольшие тексты.

Уметь дифференцировать гласные 1 и 2 ряда, парные звонкие и глухие согласные, согласные, имеющие акустико-артикуляционное сходство.

Уметь проводить фонетический разбор: выделять ударные и безударные слоги, называть гласные, определять качество согласных, соотносить количество звуков и букв.

Уметь находить грамматическую основу предложения.

Правильно читать вслух по слогам и целыми словами.

Соблюдать паузы между предложениями, логическое ударение, необходимую интонацию.

Отвечать на вопросы по прочитанному.

Пересказывать текст по плану с помощью логопеда.

Устно рассказывать на темы, близкие их интересам.

Подбирать группы родственных слов (несложные случаи).






Календарно-тематическое планирование

2 класс.

Тема

Кол-во часов

Дата

I-II этапы (диагностико-подговительный) 5 часов

1

Диагностика устной и  письменной речи.

5


2

Речь устная и письменная.

1


III этап (коррекционный) 97 часов

3

Текст. Предложение. Распространение предложений. Осень.

3


4

Текст. Предложение. Главные члены предложения. Овощи и фрукты.

3


5

Слово. Слог. Типы слогов. Слоговой анализ и синтез.

5


6

Слогообразующая роль гласного. Ударение. Рыбы.

4


7

Звуки речи и буквы. Звуковой анализ и синтез слов. Перелетные птицы.

3


8

Гласные 1 ряда. Слова, обозначающие предметы. Одушевленные и неодушевленные существительные. Род имен существительных. Антонимы. Семья.

5


9

Гласные 2 ряда. Слова, обозначающие предметы. Образование мн.ч. существительных. Антонимы.

4


10

Твердые и мягкие согласные звуки. Дифференциация гласных 1 и 2 ряда: «А» - «ЙА», «О» - «ЙО», «У» - «ЙУ», «Э» - «ЙЭ». Синонимы. Профессии.

4


11

Мягкий знак на конце слова. Смыслоразличительная роль мягкого знака на конце слова. Слова, обозначающие действие предметов. Согласование сущ. с глаголом. Домашние животные.

5


12

Мягкий знак в середине слова. Смыслоразличительная роль мягкого знака в середине слова. Слова, обозначающие действие предметов. Детеныши домашних животных.

5


13

Разделительный мягкий знак. Слова, обозначающие признаки предметов. Согласование прил. с сущ. в роде, числе. Животные леса.

5


14

Деформированный текст. Слова, обозначающие признаки предметов. Изменение прилагательных по числам. Детеныши животных леса.

6


15

Пересказ (с использованием плана). Связь слов в предложении. Дифференциация слов-предметов, слов-действий, слов-признаков.

1


16

Составление рассказа по серии сюжетных картин. Времена года. Зима.

1


17

Дифференциация слов-предметов, слов-действий, слов-признаков.

1


18

Составление рассказа описательного характера по картине с использованием плана.

1


19

Выделение звонких и глухих согласных из ряда звуков. Дифференциация [в-ф] в устной и письменной речи.

1


20

Дифференциация [б-п] в устной и письменной речи.

1


21

Дифференциация [т-д] в устной и письменной речи.

1


22

Дифференциация [г-к] в устной и письменной речи.

1


23

Дифференциация [з-с] в устной и письменной речи.

1


24

Дифференциация [ш-ж] в устной и письменной речи. Зимующие птицы.

1


25

Предлоги, обозначающие место предмета: В, НА, У, ПОД, НАД, ПЕРЕД, ВОЗЛЕ, ОКОЛО. Употребление предлогов в речи. Раздельное написание предлогов с другими частями речи. Семья.

3

.

26

Предлоги, обозначающие направление предмета: В, ПО, ИЗ, ОТ, ДО, ЧЕРЕЗ, К . Употребление предлогов в речи. Раздельное написание предлогов с другими частями речи. Профессии.

3

.

27

Ударные и безударные гласные. Безударные гласные в корне слова.

4


28

Деформированный текст. Пересказ.

2


29

Составление рассказа по готовому плану и наглядному материалу.

2


30

Составление рассказа с элементами творчества.

1

.

31

Дифференциация фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство (выбор фонем зависит от наиболее часто встречающихся ошибок фонемного распознавания у учащихся).

1


32

Дифференциация [з-ж] в слогах, словах и предложениях.

2


33

Дифференциация [с-ш] в слогах, словах и предложениях.

2


34

Дифференциация [ч-ть] в слогах, словах и предложениях.

2


35

Дифференциация [с-ц] в слогах, словах и предложениях.

2


36

Дифференциация [сь-щ] в слогах, словах и предложениях.

1


37

Дифференциация [щ-ч] в слогах, словах и предложениях.

1


38

Дифференциация [ц-т] в слогах, словах и предложениях.

1


39

Дифференциация [ц-ч] в слогах, словах и предложениях. Весна. Растения весной.

1


40

Словообразование. Образование слов при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов. Лето.

2


41

Словообразование. Образование слов с помощью приставок. Насекомые.

2


42

Повторение.

1


43

Диагностика устной и  письменной речи.

6


Итого 102 часа




Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации