Рабочая программа. Коррекция письменной речи.(2 класс)
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №12 с углублённым изучением английского языка»
МО «Мирнинский район» РС (Я)
«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»
________________ Цагельник Э.В. ________________ Болдырев А.К.
Зам. директора по УР директор МАОУ «СОШ №12»
«____» ___________ 2024 г. «_____» ________________ 2024 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Коррекция письменной речи. Дисграфия.
для 2 класса
на 2024-2025 учебный год
учитель-логопед: Радаева О.В.
Мирный 2024г
Рабочая программа «Коррекционно-логопедическая работа с учащимися 2 класса с нарушением письменной речи» является модифицированной и разрабатывалась на основе требований к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения НОО. Данная программа представляет собой комплекс коррекционно-развивающих и учебно-воспитательных мероприятий направленных на исправление нарушений устной речи и письменной речи, создание условий для успешного преодоления нарушений письменной речи, развития коммуникативной функции речи. Принципы отбора содержания связаны с учебной программой начальной ступени обучения и логикой метапредметных связей, а также с возрастными особенностями развития и структурой речевого дефекта учащихся. При разработке программы были использованы следующие нормативные документы и методические рекомендации:
Распоряжение Министерства Просвещения РФ № Р-75 от 06 августа 2020 г. «Об утверждении примерного Положения об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность»;
Инструктивное письмо Минобразования России от 14.12.2000 № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»;
Авторская программа Ефименковой Л.Н. и Мисаренко Г.Г. «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте»;
Авторская программа Дорофеевой С.Е., Семенюты Л.В., Маленьких Л.А. «Коррекция нарушений речи у младших школьников»;
Пособие для учителей-логопедов Мазанова Е.В. «Школьный логопункт. Документация, планирование и организация коррекционной работы»;
Работы Ефименковой Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов»; «Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического восприятия»;
«Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников» Садовниковой И.Н.
Цель программы: коррекция нарушений письменной речи учащихся, помощь в успешном освоении программы по русскому языку и чтению, способствующей дальнейшей социализации учащихся.
Задачи программы:
создать обобщенные представления (речеслуховые, речедвигательные, зрительно-пространственные, зрительно-двигательные), необходимые для овладения стойким и правильным навыком письма, осознанными и произвольными операциями и способами действия с речеязыковыми единицами:
-развивать артикуляционную и мелкую моторику
-развивать пространственно-временные представления
-развивать фонематический анализ и синтез, фонематические представления
-развивать и закреплять правильные слухопроизносительные дифференцировки фонем
-развивать оптико-пространственные представления и дифференцировки
-развивать языковой анализ и синтез на уровнях слога, слова, предложения, текста
-уточнять значения слов и обогащать словарный запас за счет накопления новых слов по заданным лексическим темам и развивать умения активно пользоваться различными способами словообразования, словоизменения
-формировать и развивать связную выразительную речь
-развивать анализаторы (слуховой, зрительный и кинестетический), участвующие в акте речи, письма и чтения
- предупредить нарушения письма и чтения, вероятность появления которых особенно велика у детей данной категории,
-формировать, развивать и совершенствовать навык правильного чтения и письма
-совершенствовать навык поэтапного контроля за процессом и результатом чтения и письма
-развивать высшие психические функции
- вырабатывать у детей навык продуктивной учебной деятельности,
Система коррекционного обучения в данной программе условно делится на три уровня коррекции: фонетический, лексико-грамматический и синтаксический.
1. Коррекционная работа на фонетическом уровне:
- развитие умения осуществлять звуковой анализ и синтез слов (от простых форм к сложным)
-развитие фонематического восприятия, умения дифференцировать фонемы, имеющие сходные артикуляционные и акустические характеристики
2. Коррекционная работа на лексико-грамматическом уровне:
-уточнение значения слов и обогащение словарного запаса за счет накопления новых слов и развитие умения активно пользоваться различными способами словообразования и словоизменения
-развитие слогового анализа и синтеза слов различной звукобуквенной структуры
-учить различать и использовать в речевых конструкциях обобщающие слова, синонимы, антонимы, знакомить с явлениями многозначности слов
3. Коррекционная работа на синтаксическом уровне:
-формировать представление о связном высказывании как о едином семантическом целом
-учить составлять правильные синтаксические конструкции, устанавливать связь слов в предложении, выполнять анализ предложений
-развитие навыков самостоятельного высказывания, путем установления последовательности высказывания, отбора языковых средств, совершенствования навыка строить и перестраивать предложения по заданным образцам
-учить анализировать текст с использованием метода моделирования структуры разных типов готовых текстов
Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты:
-осознание языка как основного средства человеческого общения и как явления национальной культуры
-понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека
-способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью
-проявление позитивных качеств личности в различных ситуациях в процессе взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми
-принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности
-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций
Метапредметные результаты:
-умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач
- способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения
- умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи, ситуаций общения
- понимание необходимости ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге
- стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции
Предметные результаты:
-у ребенка повышается обучаемость, улучшаются внимание и восприятие
-ребенок приобретает навыки активной фразовой речи (учится видеть, слышать, рассуждать)
-у ребенка повышается интерес к процессу чтения и письма, снимается эмоциональное напряжение и тревожность при выполнении упражнений на чтение и письмо
-у ребенка развивается способность к переносу полученных навыков на незнакомый материал.
-у ребёнка формируются умения:
образовывать новые слова суффиксальным, приставочным способом, путем слияние двух слов, изменять слова по падежам, по числам, согласовывать существительные и числительные, существительные и прилагательные, существительные и местоимения;
употреблять в речи простые распространенные предложения, некоторые виды сложных синтаксических структур;
вступать в общение со сверстниками и взрослыми, составлять небольшие рассказы по картине, серии картин, рассказы-описания, пересказывать короткий текст, использовать в своей речи слова разных лексических групп (существительные, прилагательные, глаголы, наречия).
умение проверять написанное; умение (в объеме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение;
По окончании 2 класса учащиеся должны уметь:
Различать предложение, словосочетание, слово.
Анализировать слова по звуковому составу.
Составлять предложения, выделять предложения из речи и текста.
Восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении.
Писать под диктовку предложения и небольшие тексты.
Уметь дифференцировать гласные 1 и 2 ряда, парные звонкие и глухие согласные, согласные, имеющие акустико-артикуляционное сходство.
Уметь проводить фонетический разбор: выделять ударные и безударные слоги, называть гласные, определять качество согласных, соотносить количество звуков и букв.
Уметь находить грамматическую основу предложения.
Правильно читать вслух по слогам и целыми словами.
Соблюдать паузы между предложениями, логическое ударение, необходимую интонацию.
Отвечать на вопросы по прочитанному.
Пересказывать текст по плану с помощью логопеда.
Устно рассказывать на темы, близкие их интересам.
Подбирать группы родственных слов (несложные случаи).
Календарно-тематическое планирование
2 класс.
№ | Тема | Кол-во часов | Дата |
I-II этапы (диагностико-подговительный) 5 часов | |||
1 | Диагностика устной и письменной речи. | 5 | |
2 | Речь устная и письменная. | 1 | |
III этап (коррекционный) 97 часов | |||
3 | Текст. Предложение. Распространение предложений. Осень. | 3 | |
4 | Текст. Предложение. Главные члены предложения. Овощи и фрукты. | 3 | |
5 | Слово. Слог. Типы слогов. Слоговой анализ и синтез. | 5 | |
6 | Слогообразующая роль гласного. Ударение. Рыбы. | 4 | |
7 | Звуки речи и буквы. Звуковой анализ и синтез слов. Перелетные птицы. | 3 | |
8 | Гласные 1 ряда. Слова, обозначающие предметы. Одушевленные и неодушевленные существительные. Род имен существительных. Антонимы. Семья. | 5 | |
9 | Гласные 2 ряда. Слова, обозначающие предметы. Образование мн.ч. существительных. Антонимы. | 4 | |
10 | Твердые и мягкие согласные звуки. Дифференциация гласных 1 и 2 ряда: «А» - «ЙА», «О» - «ЙО», «У» - «ЙУ», «Э» - «ЙЭ». Синонимы. Профессии. | 4 | |
11 | Мягкий знак на конце слова. Смыслоразличительная роль мягкого знака на конце слова. Слова, обозначающие действие предметов. Согласование сущ. с глаголом. Домашние животные. | 5 | |
12 | Мягкий знак в середине слова. Смыслоразличительная роль мягкого знака в середине слова. Слова, обозначающие действие предметов. Детеныши домашних животных. | 5 | |
13 | Разделительный мягкий знак. Слова, обозначающие признаки предметов. Согласование прил. с сущ. в роде, числе. Животные леса. | 5 | |
14 | Деформированный текст. Слова, обозначающие признаки предметов. Изменение прилагательных по числам. Детеныши животных леса. | 6 | |
15 | Пересказ (с использованием плана). Связь слов в предложении. Дифференциация слов-предметов, слов-действий, слов-признаков. | 1 | |
16 | Составление рассказа по серии сюжетных картин. Времена года. Зима. | 1 | |
17 | Дифференциация слов-предметов, слов-действий, слов-признаков. | 1 | |
18 | Составление рассказа описательного характера по картине с использованием плана. | 1 | |
19 | Выделение звонких и глухих согласных из ряда звуков. Дифференциация [в-ф] в устной и письменной речи. | 1 | |
20 | Дифференциация [б-п] в устной и письменной речи. | 1 | |
21 | Дифференциация [т-д] в устной и письменной речи. | 1 | |
22 | Дифференциация [г-к] в устной и письменной речи. | 1 | |
23 | Дифференциация [з-с] в устной и письменной речи. | 1 | |
24 | Дифференциация [ш-ж] в устной и письменной речи. Зимующие птицы. | 1 | |
25 | Предлоги, обозначающие место предмета: В, НА, У, ПОД, НАД, ПЕРЕД, ВОЗЛЕ, ОКОЛО. Употребление предлогов в речи. Раздельное написание предлогов с другими частями речи. Семья. | 3 | . |
26 | Предлоги, обозначающие направление предмета: В, ПО, ИЗ, ОТ, ДО, ЧЕРЕЗ, К . Употребление предлогов в речи. Раздельное написание предлогов с другими частями речи. Профессии. | 3 | . |
27 | Ударные и безударные гласные. Безударные гласные в корне слова. | 4 | |
28 | Деформированный текст. Пересказ. | 2 | |
29 | Составление рассказа по готовому плану и наглядному материалу. | 2 | |
30 | Составление рассказа с элементами творчества. | 1 | . |
31 | Дифференциация фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство (выбор фонем зависит от наиболее часто встречающихся ошибок фонемного распознавания у учащихся). | 1 | |
32 | Дифференциация [з-ж] в слогах, словах и предложениях. | 2 | |
33 | Дифференциация [с-ш] в слогах, словах и предложениях. | 2 | |
34 | Дифференциация [ч-ть] в слогах, словах и предложениях. | 2 | |
35 | Дифференциация [с-ц] в слогах, словах и предложениях. | 2 | |
36 | Дифференциация [сь-щ] в слогах, словах и предложениях. | 1 | |
37 | Дифференциация [щ-ч] в слогах, словах и предложениях. | 1 | |
38 | Дифференциация [ц-т] в слогах, словах и предложениях. | 1 | |
39 | Дифференциация [ц-ч] в слогах, словах и предложениях. Весна. Растения весной. | 1 | |
40 | Словообразование. Образование слов при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов. Лето. | 2 | |
41 | Словообразование. Образование слов с помощью приставок. Насекомые. | 2 | |
42 | Повторение. | 1 | |
43 | Диагностика устной и письменной речи. | 6 | |
Итого 102 часа |