Рабочая программа кружка общекультурной направленности «Своими руками» (3–4 класс)

2
2
Материал опубликован 26 January 2022


​​​​​​​
​​​​​​​
​​​​​​​

Планируемые результаты освоения программы

Предметные результаты

Метапредметные результаты

Личностные результаты

ученик научится

ученик получит возможность научиться

- анализировать изделие, определять его назначение, материал, из которого оно изготовлено, способы соединения деталей, последовательность изготовления;

- правильно организовать своё рабочее место, поддерживать порядок во время работы;

- соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;

- экономично работать с материалами с помощью шаблонов и без них;

- правильно работать с природными материалами;

- уметь правильно показать свои готовые изделия на выставках.


развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое мышление, творческие способности; расширять знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;

познакомиться с новыми технологическими приёмами обработки различных материалов; использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;

познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов; совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе; оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища; достичь оптимального для каждого уровня развития; сформировать навыки работы с информацией;

возможность научиться:

создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задач;

понимать культурно – историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, и уважать их; более углубленному освоению понравившегося ремесла, и в изобразительно – творческой деятельности в целом.




Регулятивные УУД:

- проговаривать последовательность действий на занятии учиться высказывать своё предположение с помощью учителя, объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;

- учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника;

- выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;

- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятии.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

Коммуникативные УУД:

- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделиях;

- слушать и понимать речь других.


- оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений, в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;

- называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;

- самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения;

- в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.




Содержание освоения курса

п/п

Название раздела

Краткое содержание

Количество часов

1

Работа с бумагой. Бумагопластика .

Работа с бумагой и картоном (гофрированная или крепированная бумага, гофрокартон, цветная бумага, салфетки, бархатная бумага)

История возникновения и развития бумагопластики, сведения о материалах, инструментах и приспособлениях, знакомство с техникой создания работ с использованием мятой бумаги. Способы декоративного оформления готовых работ. Инструктаж по правилам техники безопасности. Трансформация плоского листа бу­маги, освоение его возможностей: скручивание, сгибание, складывание гармошкой, надрезание, склеивание частей, а также сминание бумаги с последующим нахождением в ней нового художественного образа и целенаправленного сминания бумаги с целью получения заданного образа.

Последовательность изготовления работы с использованием аппликации и кусочков мятой бумаги. Последовательность выполнение работы в составлении мозаичного панно .Историческая справка о бумаге. Виды бумаги, ее свойства и применение. Материалы и приспособления, применяемые при работе с бумагой. Разнообразие техник работы с бумагой. Условные обозначения. Технология изготовления из бумаги плоскостной и объемной снежинки. Знакомство с видом вырезания - силуэтное вырезание. Историческая справка о данном виде работы. Технология выполнения силуэтного вырезания. Композиционное построение сюжета

3-4 кл. Знакомство детей с техникой бумажной скульптуры . Знакомство с технологией создания изделий из бумажных полос. Способы закручивания прямоугольника в цилиндр. Возможности сочетания в одной конструкции плоскостных и объемных криволинейных (цилиндрических) элементов. Закручивание круга в конус (низкий), закручивание полукруга в конус (высокий). Освоение способов для создания конкретной игрушки (получение конусов, цилиндров). Самостоятельно на основе конусов и цилиндров создание разных конструкций, изменяя основные способы, комбинируя их, дополняя полученную основу самостоятельно изготовленными разными деталями. Лягушка, зонт, грибы, лиса, мышь,

10

2

Пластилинография , лепка из соленого теста


1-2 кл. Историческая справка о пластилине. Виды пластилина, его свойства и применение. Материалы и приспособления, применяемые при работе с пластилином. Разнообразие техник работ с пластилином. Знакомство с понятием натюрморт. Закрепление знаний о колорите осени. Прием «вливания одного цвета в другой». Создание выразительного образа посредством объема и цвета. Анализ свойств используемых в работе материалов и применение их в работах . Сплющивание, разглаживание поверхностей в создаваемых объектах. Особенности построения композиции подводного мира. Композиция и цвет в расположении элементов на поверхности. Соединение частей изделия, путем сглаживания мест скрепления. Понятие симметрия на примере бабочки в природе и в рисунке. Работа в технике мазок пластилином, плавно «вливая» один цвет в другой на границе их соединения. Закрепление технического приема работы с пластилином в технике пластилинография. Создание рельефа. Выполнение лепной картины, когда детали предметов сохраняют объем и выступают над поверхностью основы. Выполнение тонких и удлиненных лепестков с использованием чесноковыжималки.

Трафаретные технологии пластилиновой живописи. Выполнение лепной картины с использованием трафаретной технологии.

3-4кл. Приемы пластилинографии, используемые при оформлении фоторамок.

Рамка для детской фотографии – ягодка, цветочная, сердце. Анализ образцов подсвечников из разных материалов. Форма и цветовое решение. Композиция. Подбор способов и приемов в изготовлении подсвечника.

Исторический экскурс. Вазы из венецианского стекла с применением технологии миллефиори. Ваза как подарок или часть интерьера. Общие понятия построения объемно-пространственной композиции. Понятия: масштаб, ритм, симметрия, ассиметрия. Анализ памятников и объектов исторической и современной архитектуры. Беседа о русской средневековой архитектуре. Собор Василия Блаженного. Анализ сказочных замков. Техника их выполнения с использованием пластилина и бросового материала (пластиковая тара). Работа с инструкционной картой.

3

3

Работа с тканью и нитками.

Виды тканей: ангора, атлас, бархат. Батист, бязь, вельвет, вуаль, драп, парча, сатин, сукно, фланель, штапель. Особенности работы с тканью. Различные виды швов. Изготовление гобелена. Шитье птичек. Способы работы с атласной лентой. Изготовление бантика. Виды ниток. Джутовый шпагат. Оформление джутовым шпагатом использованной посуды, изготовление органайзеров. Джутовая филигрань. Техника ганутель. Изготовление цветов. Игрушки из помпонов.

4

4

Работа с природным материалом (соломка, ракушки, семена растений, орехи, желуди, шишки, кора деревьев, береста)

Виды природного материала, их свойства, способы их обработки для работы. Образцы работ из данных материалов. Составление панно с использованием различных видов природных материалов. Изготовление рамок, органайзеров. Подвески из соломки.

5

5

Работа с бросовым материалом

Виды бросового материала, способы их обработки: различные виды упаковок – пластиковые и картонные коробки, стаканчики, спичечные коробки, одноразовые ложки и другие, фольга, газеты, журналы, фантики, диски, катушечные ленты).

Подготовка материалов для работы. Основные способы вырезания из пластика лепестков, листьев. Формы лепестков, способы придания форм лепесткам. Изделия из пластиковой тары. Оформление. Виды композиций. Демонстрация изделий из газетных трубочек. Способы плетения изделий из газетных трубочек.

3

6

Бисероплетение.

Основные виды бисерного искусства. Техника безопасности. История развития бисероплетения. Использование бисера в народном костюме. Современные направления бисероплетения. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Организация рабочего места. Правильное положение рук и туловища во время работы. Правила техники безопасности, ППБ. Основные приёмы бисероплетения- параллельное, петельное, игольчатое плетение. Комбинирование приёмов. Плоскостные миниатюры в технике параллельного низания (утенок, лягушка, гусь, божья коровка, черепаха, бабочка, стрекоза, и др.) Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления фигурок животных на плоской основе: параллельное, петельное и игольчатое плетение. Техника выполнения туловища, крылышек, глаз, усиков, лапок. Зарисовка схем. Выполнение отдельных элементов на основе изученных приёмов. Сборка брошей, брелков или закладок. Подготовка основы для брошей. Составление композиции. Прикрепление элементов композиции к основе. Оформление. Традиционные виды бисероплетения. Низание из бисера “в две нити”: цепочка “в крестик”. Различные способы плоского и объёмного соединения цепочек “в крестик”.

3-4кл. Приёмы бисероплетения, используемые для изготовления цветов. Комбинирование приёмов. Техника выполнения серединки, лепестков, чашелистиков, тычинок, листьев. Техника двойного соединения. Правила выполнения объёмных миниатюр на проволоке. Выбор проволоки и бисера. Цветовое решение. Зарисовка схем выполнения объёмных миниатюр. Плетение объёмных миниатюр на основе изученных приёмов. Подготовка основы декоративного панно: обтягивание картона тканью. Составление композиции. Прикрепление элементов композиции к основе. Оформление.

3

7

Изготовление кукол.

История куклы. Техника безопасности

Игровые и обереговые куклы. Бабушкины уроки или как самим сделать народную куклу. Традиционные виды аппликации из пряжи. Технология создания силуэтной куклы. История русского народного костюма. Создание картонного силуэта девочки и мальчика в русском народном костюме. Оплетение с использованием пряжи. Создание образа. Цветовое решение. Куклы – актеры. Пальчиковые куклы. Народная кукла. Русские обряды и традиции .Классификация кукол. Их роль и место в русских обрядах и традициях. Технология изготовления бесшовных кукол. Кукла на счастье, утешница, веснянки. Элементы русского народного костюма. Создание образа. Символика кукол.

Традиционные приемы изготовления куклы.

4

8

Техника оригами

Представление об искусстве оригами. Приемы складывания изделий оригами. Последовательность изготовления поделок из прямоугольного листа бумаги способом сгибания. Декорирование изделия. Составление композиций.

2





Календарно-тематическое планирование

п/п

Название разделов

Тема занятий

Кол-во часов

Основные формы организации занятий

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Дата проведения

1

Работа с природным материалом

Декорирование листьев

1

Индивидуальная работа. Фронтальная.

Знакомятся с техникой безопасности на занятиях кружка. Наблюдают. Подбирают цвета, анализируют. Выполняют декорирование высушенных листьев.

03.09


2

Работа с природным материалом

Аппликация «Цветы из листьев»

1

Работа в парах.

Получат первичные навыки работы с помощью стандартного алгоритма. Научатся самостоятельно составлять план работы и работать над изделием в мини-группах, в парах.

10.09


3

Работа с природным материалом

Панно из тыквенных семечек, крупы, засушенных стеблей злаковых.

1

Индивидуальная работа

Учатся приемам работы с семенами, составлять композицию с учетом особенностей природного материала. Получают навыки составления композиции.

17.09


4

Работа с природным материалом

Панно на коре дерева

1

Работа в парах.

Расширят свои знания о материалах для составления панно, изучат свойства коры. Приобретут навыки обработки коры для работы с ней. Подберут клей для работы . Усовершенствуют навыки составления композиции.

24.09


5

Работа с бумагой. Бумагопластика .


Изделия «Фрукты», «Чудо-дерево», «Птенчики», «Снегирь»

1

Работа в парах

Знакомятся с последовательностью изготовления работы с использованием аппликации и кусочков мятой бумаги или способом «торцевание»

Практическая работа Выполнение работы с использованием аппликации и кусочком мятой бумаги

01.10


6

Работа с природным материалом (соломка)

Композиция «Чудесный лес»

1

Работа в группах

Познакомятся с природным материалом – соломкой, его свойствами и особенностями использования в декоративно прикладном искусстве. Научатся приемам работы с соломкой, составлять композицию с учетом особенностей природного материала, обрабатывать соломку холодным способом, делать картину.

08.10


7

Пластилинография , лепка из соленого теста

Полуобъемное изображение на плоскости. «Мультипликационные герои»

1

Коллективная

Создание композиции в полуобъеме из пластилина.

Практическая работа. Целостность объекта из отдельных деталей, используя имеющиеся навыки: придавливание деталей к основе. Примазывание. Приглаживание границ соединения отдельных частей

15.10


8

Пластилинография , лепка из соленого теста

Оформление народной игрушки в технике пластилинография.

«Матрешка»

1

Индивидуальная

Узнают историю создания матрешки. Отражение характерных особенностей оформления матрешки

Практическая работа. Лепят отдельные детали. Используют разнообразный материал.

22.10


9

Работа с бумагой (картоном).

Бумагопластика .


Конструирование геометрических тел

1

Работа в парах

Знакомятся с правилами построения развертки и склеивания геометрического тела на практическом уровне. Получат представление о конструировании геометрических тел с помощью специального чертежа – развертки. Научатся чертить развертку геометрического тела, создавать объемную модель предмета

29.10


10

Работа с бумагой. Бумагопластика .


Цветы из бумаги

1


Знакомятся с технологией работы с креповой бумагой. Используют технологию изготовления цветов из креповой бумаги.

12.11


11

Работа с бумагой. Бумагопластика .


Сувенир на День Матери

1


Работают с картоном, цветной бумагой и материалом для декора сувенира.

19.11


12

Изготовление кукол.

Вводное занятие. История куклы. Техника безопасности.

Кукла на картонной основе.

1

Индивидуальная

Узнают история куклы. Знакомятся с видами кукол: игровые и обереговые куклы. Делают выводы, как самим сделать народную куклу. Правила техники безопасности, ПДД, ППБ.

26.11


13

Работа с бумагой. Бумагопластика .


Смешанные базовые формы в бумажном конструировании

1

Индивидуальная

Знакомятся с техникой бумажной скульптуры. Получают навык работы по данной технике.

03.12


14

Работа с бумагой. Бумагопластика .


Новогодняя открытка

1

Индивидуальная

Знакомятся с видом вырезания - силуэтное вырезание. Получают историческую справку о данном виде работы. Используют технологию выполнения силуэтного вырезания. Придумывают композиционное построение сюжета.

10.12


15

Работа с тканью и нитками.

Мягкая игрушка «Бычок»

1


Узнают историю возникновения символов. Знакомятся с последовательностью выполнения работы. Пользуясь шаблонами, вырезают детали из фетра (салфеток, плотной ткани). Соединяют детали швом, наполняют игрушки ватой. Оформляют, декорируют.

17.12


16

Работа с бумагой. Бумагопластика .


Технология изготовления поделок на основе использования мятой бумаги. Изделие «Волшебные комочки»

1

Работа в парах

Знакомятся с техникой создания работ с использованием мятой бумаги, способами декоративного оформления готовых работ. Инструктаж по правилам техники безопасности.

24.12


17

Изготовление кукол.

Кукла – актер. Аппликация. Пальчиковые куклы.

1

Работа в парах.

Знакомятся с разнообразием техники аппликации, а также с различными материалами, используемыми в данном виде прикладного искусства, технологией создания кукол, которые одеваются на палец из бумаги.

Практическая работа. Создают героев сказки «Теремок». Продумывают цветовое решение.

14.01


18

Изготовление кукол.

Народная кукла. Русские обряды и традиции

1

Работа в группах

Получают сведения о русских обрядах и традициях;

классификации кукол, их роли и месте в русских обрядах и традициях.


21.01


19

Изготовление кукол.

Оберег. Символика оберегов. Домовенок. Бесшовные куклы.

1

Работа в парах.

Знакомятся с технологией изготовления бесшовных кукол. /Материалы и инструменты/.

Практическая работа. Кукла на счастье, утешница, веснянки. Домовенок Кузя.

28.01


20

Работа с тканью и нитками.

Изготовление игрушек из помпушек

1

Индивидуальная

Знакомятся с техникой изготовления помпонов из ниток, с приемами сбора мягкой игрушки из помпонов, их оформлению и декору.

04.02


21

Работа с бумагой. Бумагопластика .


Изготовление сувенира ко Дню защитника Отечества

1

Индивидуальная

Закрепят навыки работы с бумагой, конструирования из бумаги. Научатся самостоятельно организовывать собственную деятельность.

11.02


22

Бисероплетение.

Вводное занятие. Основные виды бисерного искусства. Техника безопасности. Знакомство с основными технологическими приемами низания на проволоку.

1

Индивидуальная

Знакомятся с основными видами бисерного искусства. Проходят технику безопасности.

Узнают историю развития бисероплетения. /Использование бисера в народном костюме. Современные направления бисероплетения. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Организация рабочего места. Правильное положение рук и туловища во время работы. Правила техники безопасности, ППБ./

18.02


23

Работа с бумагой. Бумагопластика .


Изготовление сувенира на 8Марта

1

Индивидуальная

Закрепят навыки работы с бумагой, конструирования из бумаги. Научатся самостоятельно организовывать собственную деятельность.

25.02


24

Работа с бумагой. Бумагопластика .


Сервировка стола. Салфетница.

1

Индивидуальная

Закрепят навыки работы с бумагой, конструирования из бумаги. Научатся самостоятельно организовывать собственную деятельность.

04.03


25

Работа с бросовым материалом

Беседа с демонстрацией изделий из газетных трубочек. Подготовка материала для работы.

1

Работа в группах

Участвуют в беседе. Знакомятся с техникой скручивания газетных трубочек. Вырабатывают навык работы. Инструктаж по технике безопасности с бросовым материалом.

11.03


26

Работа с бросовым материалом

Изготовление вазы, совы, органайзера из газетных трубочек.

1

Индивидуальная

Узнают о способах плетения из газетных трубочек. Следуя инструкции учителя, выполняют работу.

18.03


27

Работа с бросовым материалом

Беседа с демонстрацией изделий из пластиковой тары. Способы получения красивых лепестков, листьев. Подготовка материала. Вырезание шаблонов.

1

Работа в парах.

Участвуют в беседе. Получают мастер-класс по изготовлению лепестков и листьев из пластиковой тары. Следуя инструкциям, готовят материал для создания изделия.

01.04


28

Техника оригами

Изделие «Птицы»

1

Индивидуальная

Познакомятся с видами техники оригами, с условными обозначениями техники оригами. Расширят представление об истории зарождения искусства оригами. Научатся соотносить знаковые обозначения с выполняемыми операциями по складыванию оригами; выполнять работу по схеме.

08.04


29

Пластилинография , лепка из соленого теста

Лепка птичек из теста

1

Индивидуальная

Повторят свойства, состав соленого теста, приемы работы с ним. Познакомятся с новым способом окраски соленого теста. Совершенствуют навыки лепки из теста для изготовления изделия.

15.04


30

Техника оригами

Изделие «Цветы»

1

Работа в парах

Проговаривают этапы работы по схеме. Выполняют работу над изделием «Цветы»

22.04


31

Бисероплетение.

Параллельное низание. Плоскостные миниатюры в технике параллельного низания (утенок, лягушка, гусь, божья коровка, черепаха, бабочка, стрекоза, и др.)

1

Работа в парах.

Выполняют плоскостные миниатюры в технике параллельного низания (утенок, лягушка, гусь, божья коровка, черепаха, бабочка, стрекоза, и др.).. Зарисовка схем.


29.04


32

Бисероплетение.

Низание крестиками

1

Индивидуальная

Получают сведения о традиционных видах бисероплетения. Получают навыки низания из бисера “в две нити”: цепочка “в крестик”. Знакомятся с различными способами плоского и объёмного соединения цепочек “в крестик”. Практическая работа. Осваивают приемы бисероплетения. Упражняются по низанию цепочки в крестик. Изготавливают браслет “ёлочка”. Выполняют украшения для кукол, брошей, кулонов и брелоков.

06.05


33

Бисероплетение.

Бисерная цепочка с петельками.

1

Индивидуальная

Упражняются в низании из бисера “в одну нить”: простую цепочку, цепочку с бусинками..

Практическая работа. Осваивают приемы бисероплетения. Упражняются по выполнению различных подвесок и их подплетению к цепочкам.

13.05


34

Бисероплетение.

Праздничные сувениры

1

Индивидуальная

Закрепляют навыки бисероплетения, используемые для изготовления изделий: параллельное, петельное, игольчатое плетение, низание дугами, комбинирование приёмов.

Практическая работа. Выбор изделий: украшение новогодних игрушек. Сердечки – «валентинки». Выполнение отдельных элементов изделий. Составление композиций.

20.05




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Список литературы для учителя отсутствует. Список литературы для детей и родителей отсутствует. Источник заимствования???

26 January 2022

Рабочая программа составлена мной. Заимствована только форма таблицы.

4 June

Похожие публикации