Рабочая программа кружка «Пионербол» (3–4 классы)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
кружка «Пионербол» (3-4 классы).
Составитель: учитель физической культуры
Лютая Т.И.
…год.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ДЛЯ КРУЖКА «ПИОНЕРБОЛ».
На современном этапе общественного развития главенствующее значение имеет формирование здоровой, социально активной, гармонически развитой личности. Программа секции «Пионербол» относится к физкультурно-спортивной направленности.
Основными направлениями деятельности учебно-спортивной работы являются:
• укрепление здоровья, повышение физической подготовленности и формирование двигательного опыта;
• развитие физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости;
• воспитание культуры общения со сверстниками и сотрудничества в условиях учебной, игровой и спортивной деятельности;
• участие в соревнованиях.
Программа направлена не только на физическое развитие ребенка, но и на психо-эмоциональное и социальное развитие личности.
Актуальность программы заключается в том что, она ориентирована, прежде всего, на реализацию двигательной потребности ребенка с учетом его конституционных особенностей и физических возможностей.
Пионербол – это увлекательная и массовая подвижная игра. Она проста, эмоциональна и отличается высоким оздоровительным эффектом. Чтобы играть в пионербол, нужно быстро бегать, мгновенно изменять движения по направлению и скорости, высоко прыгать, обладать силой, ловкостью, выносливостью. Выполнение движений с мячом сопровождается эмоциональным напряжением, выявляет активизацию деятельности сердечнососудистой и дыхательной систем. Игра развивает мгновенную реакцию на зрительные и слуховые сигналы, повышает мышечное чувство, способность к быстрым чередованиям напряжений и расслаблений мышц.
Планируемые результаты освоения обучающимися учебной дисциплины.
По окончании курса учащиеся должны владеть понятиями «Техника игры», «Тактика игры», знать правила игры, владеть основными техническими приемами, применять полученные знания в игре и организации самостоятельных занятий пионерболом, сформировать первичные навыки судейства.
Личностные универсальные учебные действия:
-установка на здоровый образ жизни;
-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей в игровой деятельности;
-знание основных моральных норм на занятиях спортивными играми и ориентации на их выполнение.
Регулятивные универсальные учебные действия:
-организовывать места занятий физическими упражнениями и играми в сотрудничестве с учителем;
-соблюдать правила поведения и предупреждения травматизма во время занятий;
-адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей, родителей и других людей во время соревнований, индивидуальных и групповых заданий;
-проявлять инициативу в творческом сотрудничестве при составлении комплексов упражнений, игровых ситуаций;
-самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения упражнений, заданий учителя и вносить коррективы в исполнение по ходу реализации и после.
Познавательные универсальные учебные действия:
-ориентироваться в понятиях «здоровый образ жизни», характеризовать влияние спортивных игр на самочувствие;
-владеть понятиями «Техника игры», «Тактика игры», знать правила игры;
-владеть основными техническими приемами;
-применять полученные знания в игре и организации самостоятельных занятий пионерболом;
-формировать первичные навыки судейства;
- планировать и - корректировать физическую нагрузку в зависимости от индивидуальных особенностей, состояния здоровья, физического развития, физической подготовленности;
Коммуникативные универсальные учебные действия:
-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве ;
-договариваться и приходить к общему решению в работе командной игры, по группам, парам;
-контролировать действия партнёра в парных упражнениях;
-осуществлять взаимный контроль и оказывать помощь при проведении диагностики;
-задавать вопросы, необходимые для выполнения заданий творческого характера в составлении комплексов упражнений индивидуально и в сотрудничестве с партнёром.
Цель – обучение техническим и тактическим приемам игры в пионербол с дальнейшим применением их в игровой деятельности.
Программа курса «Пионербол» для детей 8-10 лет рассчитана на 1 год 68 часов, при занятиях в неделю по 2 часа. Включает в себя теоретическую, практическую и игровую часть. В теоретической части рассматриваются вопросы техники и тактики игры в пионербол. В практической части изучаются технические приемы и тактические комбинации, а также упражнения специальной физической подготовки детей. В игровой части дети изучают подвижные игры. На занятиях с учащимися целесообразно акцентировать внимание на комбинированные упражнения и учебно-тренировочные игры, поэтому на эти разделы программы отводится большее количество часов. Формой подведения итогов реализации программы является участие учащихся в соревнованиях по пионерболу.
Ожидаемый результат.
По окончании курса учащиеся должны владеть понятиями «Техника игры», «Тактика игры», знать правила игры, владеть основными техническими приемами, применять полученные знания в игре и организации самостоятельных занятий пионерболом.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Материал программы разбит на три раздела: основы знаний, специальная физическая подготовка и технико-тактические приемы.
I. Основы знаний :
- понятие о технике и тактике игры, предупреждение травматизма.
- основные положения правил игры в пионербол. Нарушения, жесты судей, правила соревнований
II. Специальная физическая подготовка:
Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении нападающих бросков. Броски набивного мяча из-за головы двумя руками с активным движением кистей, стоя на месте и в прыжке. Метание теннисного мяча правой и левой рукой в цель на стене или на полу. С места, с разбега, в прыжке, после поворота.
Упражнения для развития навыков быстроты ответных действий. По сигналу бег на 5, 10, 15 м из исходного положения: сидя, лежа на спине, на животе. Перемещения приставными шагами. Бег с остановками и изменением направления, челночный бег. Ускорения, повороты в беге. Имитация подачи, нападающих бросков, блока, передачи мяча. Подвижные игры «День и ночь», «Вызов номера», «Попробуй унеси».
Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении подачи мяча. Круговые вращения руками в плечевых суставах с большой амплитудой и максимальной быстротой. Броски из-за головы с максимальным прогибанием. Броски мяча через сетку на точность зоны.
Упражнения для развития качеств при приеме и передачи мяча. Сгибание и разгибание рук в лучезапястных суставах, круговые вращения кистями, сжимание и разжимание пальцев рук. Опираясь о стену пальцами, отталкиваться. Упор лежа «циркуль» на руках, носки ног на месте. Передвижение на руках. Броски набивного мяча. Передачи баскетбольного мяча, волейбольного на дальность в парах, над собой, в стенку.
Упражнения для развития качеств, необходимых при блокировании. Прыжки с подниманием рук вверх: с места, после перемещения, после поворотов. Упражнения у сетки в парах с нападающим и блокирующим. Блок одиночный, двойной.
Упражнения для развития качеств, необходимых при технике защиты. Перемещения и стойки. Бег, ходьба, приставной шаг вперед, в стороны, остановки, выпады, скачки. Упражнения с мячом. Прием мяча на месте и после перемещения, в падении.
III. Технико-тактические приемы.
1. Подача мяча:
- техника выполнения подачи; прием мяча;
- подача мяча по зонам, управление подачей.
2. Передачи:
- передачи внутри команды; передачи через сетку;
- передачи с места и после 2-х шагов в прыжке.
3. Нападающий бросок:
- техника выполнения нападающего броска;
- нападающие броски с разных зон.
4. Блокирование:
- ознакомление с техникой постановки одиночного и группового блока;
5. Комбинированные упражнения:
- подача – прием; подача – прием – передача;
- передача – нападающий бросок;нападающий бросок – блок.
6. Учебно-тренировочные игры:
- отработка навыков взаимодействия игроков на площадке;
- отработка индивидуальных действий игроков;
- отработка групповых действий игроков (страховка игрока, слабо принимающего подачу).
На каждом занятии осуществляется общая физическая подготовка учащихся, направленная на развитие основных двигательных качеств и координационных способностей обучающихся.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п |
Тема занятия |
Дата |
Коррекция |
1. |
Инструктаж по технике безопасности при проведении игры. Предупреждение травматизма. Основные положения правил игры в пионербол. Разметка площадки. Стойка игрока. |
||
2. |
Перемещение по площадке. Переход. Перемещение приставным шагом. Игра «Гонка мячей» |
||
3. |
Перемещение по площадке. Переход. Силовые упражнения для рук, ног, туловища. Бег на 5м, 10м. |
||
4. |
Броски мяча из-за головы двумя руками в парах, тройках. Броски мяча в парах, в стенку, через сетку. Бег на 5м, 10м. |
||
5. |
Броски и ловля мяча на месте и после перемещения. Силовые упражнения для рук, ног, туловища. Челночный бег. |
||
6. |
Броски и ловля мяча на месте и после перемещения. Бег на 5м, 10м. Перемещение приставным шагом. Челночный бег. |
||
7. |
Броски и ловля мяча на месте и после перемещения. Бег на 5м, 10м. Игра «Мяч по кругу», «Передача мячей в шеренге» |
||
8. |
Обучение подаче мяча, упражнения для рук. Передача в парах. Упражнения с набивным мячом. Челночный бег. |
||
9. |
Подача мяча. Передача в парах. Упражнения с набивным мячом. Игра «Кто дальше?» |
||
10. |
Подача мяча. Приём мяча после подачи на месте. Приём мяча после перемещения. Бег с остановками и изменением направления. |
||
11. |
Подача мяча. Приём мяча после подачи на месте. Приём мяча после перемещения. Бег на 5м, 10м. Игра «Передал - садись» |
||
12. |
Действия игрока после приема мяча. Упражнения на координацию. Передача мяча в парах, в тройках, двумя руками. Игра «Передал - садись». |
||
13. |
Передача мяча внутри команды. Упражнения для рук, ног, туловища. Передача мяча через сетку с места. Игра по упрощённым правилам. |
||
14. |
Передача мяча внутри команды. Упражнения для рук, ног, туловища. Передача мяча через сетку с места. Эстафета с мячом |
||
15. |
Закрепление стойки игрока на месте и в движении. Перемещение вперёд, назад, правым боком, левым. Игра по упрощённым правилам. |
||
16. |
Закрепление стойки игрока на месте и в движении. Перемещение вперёд, назад, правым боком, левым. Силовые упражнения для рук. Игра по упрощённым правилам. |
||
17. |
Упражнения на координацию. Передача мяча в парах, в тройках, двумя руками. Силовые упражнения для рук. Игра по упрощённым правилам. |
||
18. |
Чередование перемещений. Развитие координации. Игра по упрощённым правилам. |
||
19. |
Приём подачи, передача к сетке. Чередование перемещений. Развитие координации. Игра по упрощённым правилам. |
||
20. |
Приём подачи, передача к сетке. Игра по упрощенным правилам. |
||
21. |
Учебно-тренировочная игра. Упражнения с набивным мячом. Подача мяча. Игра по упрощённым правилам. |
||
22 |
Приём подачи, передача к сетке. Подача мяча. Игра по упрощённым правилам. |
||
23. |
Обучение нападающему броску. Броски мяча из-за головы двумя руками с активным движением кистей. Передача через сетку в прыжке или нападающий бросок. |
||
24. |
Броски мяча из-за головы двумя руками с активным движением кистей. Передача через сетку в прыжке или нападающий бросок. Эстафета с мячом. |
||
25. |
Нападающий бросок через сетку с места и после двух шагов в прыжке. Нападающий бросок с первой линии. Развитие скоростно-силовых качеств. |
||
26. |
Нападающий бросок со второй линии. Прыжки. Нападающий бросок после передачи. Прыжковые упражнения. |
||
27. |
Нападающий бросок. Приём подачи, передача к сетке. Подача мяча. Игра по упрощённым правилам. |
||
28. |
Обучение блокированию. Блокирование нападающего броска. Игра по упрощённым правилам. |
||
29. |
Приём подачи, передача к сетке. Блокирование нападающего броска. Игра по упрощённым правилам. |
||
30. |
Блокирование нападающего броска. Прыжки с подниманием рук вверх с места. Учебная игра по упрощенным правилам. |
||
31. |
Блокирование нападающего броска. Прыжки с подниманием рук вверх с места. Блокирование нападающего броска после перемещения, поворотов. |
||
32. |
Одиночный и двойной блок. Прыжки у сетки. Учебная игра по упрощенным правилам. |
||
33. |
Одиночный и двойной блок. Прыжки у сетки. Упражнения у сетки в парах с нападающим и блокирующим. Учебная игра по упрощенным правилам. |
||
34. |
Чередование способов перемещения, боком, лицом, спиной вперёд. Закрепление способов перемещения. Одиночный и двойной блок. Учебная игра по упрощенным правилам. |
||
35. |
Чередование способов перемещения, боком, лицом, спиной вперёд. Закрепление способов перемещения. Учебная игра по упрощенным правилам. |
||
36. |
Нападающий бросок. Приём подачи, передача к сетке. Подача мяча. Игра по упрощённым правилам. |
||
37. |
Подача мяча по зонам. Закрепление подачи мяча. Нападающий бросок. Приём подачи, передача к сетке. Подача мяча. Игра по упрощённым правилам. |
||
38. |
Учебно-тренировочная игра. Прыжки со скакалкой Прием мяча после подачи. Игра по упрощённым правилам. |
||
39. |
Прыжки со скакалкой. Прием мяча после подачи. Игра по упрощённым правилам. |
||
40. |
Передача через сетку в прыжке или нападающий бросок. Развитие силовой выносливости. |
||
41. |
Блокирование нападающего броска с передачи. Подача мяча. Игра по упрощённым правилам. |
||
42. |
Обучение приему мяча от сетки. Закрепление нападающего броска. Игра по упрощённым правилам. |
||
43. |
Прием мяча от сетки. Закрепление нападающего броска. Игра по упрощённым правилам. |
||
44. |
Закрепление нападающего броска. Прием и передача мяча снизу. Игра. |
||
45. |
Прием мяча после передачи в сетку. Закрепление приема мяча от сетки. Игра. |
||
46. |
Прием мяча после передачи в сетку. Закрепление нападающего броска со второй линии. Закрепление приема мяча от сетки. |
||
47. |
Прием мяча в падении. Передача мяча. Учебно-тренировочная игра. |
||
48. |
Прием мяча в падении. Передача мяча. Закрепление приема мяча от сетки. Игра. |
||
49. |
Прием мяча в падении. Передача мяча. Приём мяча с подачи. Развитие силовых способностей |
||
50. |
Прием мяча в падении. Передача мяча. Приём мяча с подачи. Игра. |
||
51. |
Закрепление приёма передачи. Взаимодействие игроков. Приём мяча на месте и после перемещения. |
||
52. |
Закрепление приёма передачи. Взаимодействие игроков. Учебно-тренировочная игра. |
||
53. |
Учебно-тренировочная игра. Упражнения с набивными мячами. |
||
54. |
Прием мяча в падении. Передача мяча. Учебно-тренировочная игра. |
||
55. |
Обучение действиям игрока в защите. Приём мяча с подачи. Закрепление технических приёмов. Формирование навыков командных действий. |
||
56. |
Формирование навыков командных действий. Игра. |
||
57. |
Закрепление приема мяча с подачи, от сетки. Подачи. Игра. |
||
58. |
Действия игроков в защите. Формирование навыков командных действий. |
||
59. |
Учебно-тренировочная игра. Упражнения на координацию. Закрепление технических приёмов в защите. |
||
60. |
Закрепление технических приёмов в защите. Подача и прием с подачи. Учебная игра. |
||
61. |
Обучение командным тактическим действиям. Упражнения на координацию. Учебная игра. |
||
62. |
Групповые тактические действия. Страховка игрока слабо принимающего подачу. Учебная игра. |
||
63. |
Закрепление нападающего броска. Прыжковые упражнения. Учебная игра. |
||
64. |
Учебно-тренировочная игра. Круговая тренировка. Упражнения с набивными мячами. |
||
65. |
Правила проведения соревнований. Нарушения. Жесты судьи. Учебная игра. |
||
66. |
Закрепление тактических действий при выполнении подач и передач. Судейство. |
||
67. |
Учебно-тренировочная игра. Судейство. |
||
68. |
Учебная игра по правилам соревнований. Судейство. |
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
Физическая культура. 1 – 4 классы. Составитель В.И.Лях. Издательство Просвещение 2001 год.
Игры на воздухе/ Составитель Т. Барышникова: Кристалл, КОРОНА, 1998г. – 288стр.
2. В часы досуга. Составитель И. Н. Крайнева – СПб: «Кристалл», 1996. – 544 стр.
3. Пионербол - игра для всех возрастов: Методика обучения / Симонова О.В. // Спорт в школе. - 2000. - N 41-42. - С. 5,17.
4. Спортивные игры; Учеб. для студентов пед. ин-тов по спец. № 2114 «Физ. воспитание» / В.Д. Ковалева. – М.: Просвещение, 1988