Рабочая программа общекультурной направленности в рамках ФГОС «Урал – земля музыкальная»

1
0
Материал опубликован 11 September 2017

Рабочая программа общекультурной направленности в рамках ФГОС

«Урал – земля музыкальная»

8аб класс 2016-17 учебный год


Пояснительная записка.

Человек наделен от природы особым даром – голосом. Это голос помогает человеку общаться с окружающим миром, выражать свое отношение к различным явлениям жизни. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата. Приобщение детей к певческому искусству способствует развитию их творческой фантазии, погружает в мир классической поэзии и драматического искусства.

Тематическая направленность проекта позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребенка, способствует развитию целого комплекса умений, совершенствованию певческих навыков, помогает реализовать потребность в общении.

Общая характеристика деятельности

Особенность программы в том, что она разработана для детей общеобразовательной школы, которые сами стремятся научиться красиво и грамотно петь. При этом дети не только разного возраста, но и имеют разные стартовые способности. В данных условиях программа «Урал – земля музыкальная»- это механизм, который определяет содержание обучения вокалу школьников, методы работы учителя по формированию и развитию вокальных умений и навыков. Новизна программа в первую очередь в том, что в ней представлена структура индивидуального педагогического воздействия на формирование певческих навыков обучающихся последовательности, сопровождающая систему практических занятий.

Актуальность

Пение является весьма действенным методом эстетического воспитания. В процессе изучения вокала дети осваивают основы вокального исполнительства, развивают художественный вкус, расширяют кругозор, познают основы актерского мастерства. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование.

Именно для того, чтобы ребенок, наделенный способностью и тягой к творчеству, развитию своих вокальных способностей, мог овладеть умениями и навыками вокального искусства, научиться голосом передавать внутреннее эмоциональное состояние, разработана эта программа.

Педагогическая целесообразность проекта

В последнее время во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Можно утверждать, что кроме развивающих и обучающих задач, пение решает еще немаловажную задачу - оздоровительную. Пение благотворно влияет на развитие голоса и помогает строить плавную и непрерывную речь. Групповое пение представляет собой действенное средство снятия напряжения и гармонизацию личности. С помощью группового пения можно адаптировать ребенка к сложным условиям или ситуациям.

Программа обеспечивает формирование умений певческой деятельности и совершенствование специальных вокальных навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции. Со временем пение становится для ребенка эстетической ценностью, которая будет обогащать всю его дальнейшую жизнь.

ЦЕЛЬ:

Приобщение учащихся к вокальному искусству, обучение пению и развитие их певческих способностей.

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:

Формирование устойчивого интереса к пению.

Обучение выразительному пению.

Обучение певческим навыкам.

Развитие слуха и голоса детей.

Формирование голосового аппарата.

Развитие музыкальных способностей: ладового чувства, музыкально-слуховых представлений, чувства ритма.

Наличие в репертуаре эстрадных, классических, народных песен, а также песен родного края – Урала.

Сохранение и укрепление психического здоровья детей.

Приобщение к концертной деятельности (активное участие в школьной концертной деятельности, участие в конкурсах и фестивалях детского творчества).

Создание комфортного психологического климата, благоприятной ситуации успеха.

Программа отличается от других программ тем, что:

- позволяет в условиях общеобразовательной школы через дополнительное образование расширить возможности образовательной области искусства;

- ориентирована на развитие творческого потенциала и музыкальных способностей школьников соразмерно личной индивидуальности;

- включение в занятия упражнений В.Емельянова;

- применение речевых игр и упражнений;

- использование игровых заданий, что повышает мотивацию детей к занятиям, развивает их познавательную активность;

- знакомство с национальными особенностями музыкального колорита родного края, песенным репертуаром уральских композиторов.

- песенный репертуар подобран с учетом традиционных дней, тематических праздников и других мероприятий.

Тематическая направленность программы позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребенка, способствует развитию целого комплекса умений, совершенствованию певческих навыков, помогает реализовать потребность в общении.

Режим занятий: 2 часа в неделю (45 минут) (группа обучающихся 8аб классов объединена в одну)

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы проекта

У обучающегося будут сформированы

Личностные результаты УУД

-Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека( на личном примере)

-Уважать музыкальную культуру мира разных времен (творческие достижения выдающихся композиторов)

-Быть готовым к сотрудничеству с учителем и одноклассниками

-Развивать познавательные интересы

-Понимать характерные особенности музыкального языка и передавать их в музыкальном исполнении

-Эмоционально откликаться на шедевры мировой культуры

-Формировать эмоционально-ценностное отношение к творчеству выдающихся композиторов.

-Рассуждать о яркости музыкальных образов в музыке, об общности и различии выразительных средств музыки и поэзии

-Проявлять эмоциональную отзывчивость при восприятии и исполнении музыкальных произведений

-Расширение представлений о собственных познавательных возможностях

Метапредметные результаты

-способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.

-уметь планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

-освоить начальные формы познавательной и личностной рефлексии.

-овладеть навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

-овладеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий.

-уметь осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации

Предметные результаты

В результате изучения музыки на ступени начального общего образования у обучающихся будут сформированы:

-основы музыкальной культуры через эмоциональное активное восприятие, развитый художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

-воспитаны нравственные и эстетические чувства: любовь к Родине, гордость за достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважение к истории и духовным традициям России, музыкальной культуре её народов;

-начнут развиваться образное и ассоциативное мышление и воображение, музыкальная память и слух, певческий голос, учебно-творческие способности в различных видах музыкальной деятельности.

Обучающиеся научатся:

-воспринимать музыку и размышлять о ней, открыто и эмоционально выражать своё отношение к искусству, проявлять эстетические и художественные предпочтения, позитивную самооценку, самоуважение, жизненный оптимизм;

-воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, разучивании и исполнении вокально-хоровых произведений, игре на элементарных детских музыкальных инструментах;

-вставать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми;

-реализовать собственный творческий потенциал, применяя музыкальные знания и представления о музыкальном искусстве для выполнения учебных и художественно- практических задач;

-понимать роль музыки в жизни человека, применять полученные знания и приобретённый опыт творческой деятельности при организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности.


 

Содержание курса

Вводное занятие (1 час). Знакомство с программой и планами работы объединения на учебный год. Проводится инструктаж по ТБ и ПБ, о чем делается соответствующая запись в журнале работы объединения.

Вокально-хоровая работа (26 ч.)

Теория: Беседы о правильной работе голосового аппарата и соблюдении певческой установки.

Практика: Упражнения для сохранения необходимых качеств певческого звука. Распевания, их функции. Упражнения на «дыхание». Певческое дыхание – как основа вокально – хоровой техники. Цепное дыхание. Упражнения для достижения навыка цепного дыхания. Вокализ. Упражнения для выработки чистого исполнения вокализа. Звукообразование. Связное пение. Дикция. Упражнения для четкости дикции.

Уральские песни (композиторские, народные) ( 9ч.)

Теория: Особенности исполнения русской, уральской песни, слушание и просмотр выступлений хоровых коллективов народной песни (по выбору обучающихся)

Практика: Определение характера исполнения песен, использование средств выразительности для передачи точности настроения и замысла композитора.

Основы музыкальной грамоты (4)

Теория: Знание названия звуков и их расположение на нотном стане в скрипичном ключе (первая, вторая октава). Знаки альтерации: бемоль, диез, бекар.

Практика: Умение различать динамические и темповые обозначения как основные средства музыкальной выразительности; тембры певческих голосов: сопрано, альт, тенор, бас. Умение исполнять короткие музыкальные фразы на одном дыхании. Знание видов темпов: адажио, анданте, аллегро.

Просмотр видеозаписи выступления детей на российских конкурсах вокалистов (2ч.)

Просмотр и анализ выступлений детей.

Концертно – исполнительская деятельность

Теория(4ч.) Беседа о важности качественной подготовки к выступлениям; об этике поведения во время поездки на концерт; беседы с родителями об эстетике внешнего вида детей.

Практика(18ч.) Работа над составлением репертуара; работа над текстами песен; отработка навыков пользования микрофоном; навыков сценического мастерства; репетиции к концертам.

Работа над вокалом (22 ч.)

Теория: Беседы о необходимости укреплять свои хоровые навыки на основе индивидуального певческого развития.

Практика: На каждом занятии проводить хоровое сольфеджио, петь попевки по нотам; а капельное пение, сольное пение. Певческий диапазон первых голосов ДО первой октавы – РЕ(МИ) второй; вторых голосов: ЛЯ малой октавы – ЛЯ первой октавы. Упражнения для повышения интервала певческого диапазона.

- Работа над подготовкой к праздничным концертам День Знаний, День учителя, концерт к празднику «Выборы», «Рождественская звезда», и т.д

Теория: Выбор репертуара для исполнения на праздничных концертах. Беседа о значимости этих праздников и необходимости качественного выступления.

Практика: Умение владеть микрофоном. Работа над текстами песен. Отработка навыков сценической хореографии. Репетиции к концертам. Проведение итоговой аттестации с использованием устного опроса и практического задания.


 

Принципы реализации программы Обеспечение процесса развития личности ребенка в проекте Урал – земля музыкальная

нравственное развитие

творческое развитие

духовное развитие

социальное развитие

Личность ребенка

самореализация

социализация

Формы и режим занятий

Беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями, презентациями, видеоматериалами.

Практические занятия, где дети осваивают музыкальную грамоту, разучивают песни композиторов-классиков, современных композиторов.

Занятие-постановка, репетиция - отрабатываются концертные номера, развиваются актерские способности детей.

Заключительное занятие, завершающее тему – занятие-концерт. Проводится для самих детей, педагогов, гостей.

На занятиях по сольному пению используются следующие методы обучения:

наглядно-слуховой;

наглядно-зрительный.

Одним из ведущих приёмов обучения пению детей является демонстрация педагогом правильной манеры пения.

Каждое занятие строится по схеме:

настройка певческих голосов: комплекс упражнений для работы над певческим дыханием (2–3 мин);

дыхательная гимнастика;

речевые упражнения;

распевание;

пение вокализов;

работа над произведением;

анализ занятия;

задание на дом.


 

Необходимые условие реализации программы.

Материально-техническое обеспечение

1. Наличие специального кабинета

2. Наличие репетиционного зала (сцена).

3. Фортепиано.

4. Музыкальный центр, компьютер.

5. Записи фонограмм в режиме «+» и «-».

6. Нотный материал, подборка репертуара.

7. Записи аудио, видео, формат CD, MP3.


 


 

Этапы педагогического контроля

Сроки

Задачи

Содержание

Формы

Критерии

декабрь

Текущий контроль: определить умение исполнять чисто вокализ. Умение использовать цепное дыхание при пении. Знание особенностей исполнения лирических песен.

Вокализ. Цепное дыхание. Лирические песни.

Исполнение несложной песни вокализом. Исполнение попевки хором, используя цепное дыхание.

« Зачет» за чистое исполнение вокализа.

Апрель

Итоговый контроль:

Определить умение «видеть» развитие музыкальной мысли в произведении. Умение петь, а капелла.

А капелла. Исполнение коротких фраз на одном дыхании.

Исполнение

а капелла.

«Зачет» за качественное исполнение, а капелла.

Список литературы для педагога.

1.Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. – Л., 1995

2.Артоболевская А.А. Первые встречи с искусством. – М.: Просвещение,1995.

3.Брагинская Ж.И. Время и песня. – м.: Профиздат, 1986.

4.Вендрова Т.Е. Воспитание музыкой. – М.,1991.

5. «Внешкольник», журнал №9, 2003.

6.Конвенция о правах ребенка (принята Генеральной Ассамблеей ООН, 20.11.1989г.) – ЮНИСЕФ, 1999.

7.Карачезов К. Основы эстетического воспитания школьников средствами музыки. Воронеж, 1996.

8.Назайкинский Е.В. Звуковой мир музыки. –М.: Музыка, 1988.

9.Орлова Н.Д. Что надо знать учителю о детском голосе. – М.. 1972.

10. Сивкова М.Г. Дополнительная образовательная программа: структура, содержание. Технология разработки. Методические рекомендации: г.Сыктывкар, 2004г.

11. Учебное занятие в системе дополнительного образования.
 

Ожидаемые результаты, способы их проверки и формы проведения итогов реализации дополнительной образовательной программы.

-Наличие интереса к вокальному искусству; стремление к вокально-творческому самовыражению (пение соло, ансамблем, участие в импровизациях);

проявление навыков вокально-хоровой деятельности (исполнение одно-двухголосных произведений с аккомпанементом);

умение исполнять и определять характерные черты музыкального образа в связи с его принадлежностью к лирике, драме, эпосу;

владение некоторыми основами нотной грамоты, использование голосового аппарата;

уметь двигаться под музыку, не бояться сцены, культура поведения на сцене;

стремление передавать характер песни, умение исполнять легато, правильно распределять дыхание во фразе, уметь делать кульминацию во фразе, усовершенствовать свой голос;

- участвовать в музыкальных постановках, импровизировать движения под музыку, использовать элементарные навыки ритмики в исполнительском и сценическом мастерстве, повышать сценическое мастерство, участвовать активно в концертной и пропагандистской деятельности;

услышать красоту своего голоса и увидеть исполнительское мастерство;

умение самостоятельно и осознанно высказывать собственные предпочтения исполняемым произведениям различных стилей и жанров;

умение петь под фонограмму с различным аккомпанементом, умение владеть своим голосом и дыханием в период мутации.

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.