Рабочая программа общекультурной направленности в рамках ФГОС «Урал – земля музыкальная»
Рабочая программа общекультурной направленности в рамках ФГОС
«Урал – земля музыкальная»
8аб класс 2016-17 учебный год
Пояснительная записка.
Человек наделен от природы особым даром – голосом. Это голос помогает человеку общаться с окружающим миром, выражать свое отношение к различным явлениям жизни. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата. Приобщение детей к певческому искусству способствует развитию их творческой фантазии, погружает в мир классической поэзии и драматического искусства.
Тематическая направленность проекта позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребенка, способствует развитию целого комплекса умений, совершенствованию певческих навыков, помогает реализовать потребность в общении.
Общая характеристика деятельности
Особенность программы в том, что она разработана для детей общеобразовательной школы, которые сами стремятся научиться красиво и грамотно петь. При этом дети не только разного возраста, но и имеют разные стартовые способности. В данных условиях программа «Урал – земля музыкальная»- это механизм, который определяет содержание обучения вокалу школьников, методы работы учителя по формированию и развитию вокальных умений и навыков. Новизна программа в первую очередь в том, что в ней представлена структура индивидуального педагогического воздействия на формирование певческих навыков обучающихся последовательности, сопровождающая систему практических занятий.
Актуальность
Пение является весьма действенным методом эстетического воспитания. В процессе изучения вокала дети осваивают основы вокального исполнительства, развивают художественный вкус, расширяют кругозор, познают основы актерского мастерства. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование.
Именно для того, чтобы ребенок, наделенный способностью и тягой к творчеству, развитию своих вокальных способностей, мог овладеть умениями и навыками вокального искусства, научиться голосом передавать внутреннее эмоциональное состояние, разработана эта программа.
Педагогическая целесообразность проекта
В последнее время во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Можно утверждать, что кроме развивающих и обучающих задач, пение решает еще немаловажную задачу - оздоровительную. Пение благотворно влияет на развитие голоса и помогает строить плавную и непрерывную речь. Групповое пение представляет собой действенное средство снятия напряжения и гармонизацию личности. С помощью группового пения можно адаптировать ребенка к сложным условиям или ситуациям.
Программа обеспечивает формирование умений певческой деятельности и совершенствование специальных вокальных навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции. Со временем пение становится для ребенка эстетической ценностью, которая будет обогащать всю его дальнейшую жизнь.
ЦЕЛЬ:
Приобщение учащихся к вокальному искусству, обучение пению и развитие их певческих способностей.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
Формирование устойчивого интереса к пению.
Обучение выразительному пению.
Обучение певческим навыкам.
Развитие слуха и голоса детей.
Формирование голосового аппарата.
Развитие музыкальных способностей: ладового чувства, музыкально-слуховых представлений, чувства ритма.
Наличие в репертуаре эстрадных, классических, народных песен, а также песен родного края – Урала.
Сохранение и укрепление психического здоровья детей.
Приобщение к концертной деятельности (активное участие в школьной концертной деятельности, участие в конкурсах и фестивалях детского творчества).
Создание комфортного психологического климата, благоприятной ситуации успеха.
Программа отличается от других программ тем, что:
- позволяет в условиях общеобразовательной школы через дополнительное образование расширить возможности образовательной области искусства;
- ориентирована на развитие творческого потенциала и музыкальных способностей школьников соразмерно личной индивидуальности;
- включение в занятия упражнений В.Емельянова;
- применение речевых игр и упражнений;
- использование игровых заданий, что повышает мотивацию детей к занятиям, развивает их познавательную активность;
- знакомство с национальными особенностями музыкального колорита родного края, песенным репертуаром уральских композиторов.
- песенный репертуар подобран с учетом традиционных дней, тематических праздников и других мероприятий.
Тематическая направленность программы позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребенка, способствует развитию целого комплекса умений, совершенствованию певческих навыков, помогает реализовать потребность в общении.
Режим занятий: 2 часа в неделю (45 минут) (группа обучающихся 8аб классов объединена в одну)
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы проекта
У обучающегося будут сформированы
Личностные результаты УУД
-Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека( на личном примере)
-Уважать музыкальную культуру мира разных времен (творческие достижения выдающихся композиторов)
-Быть готовым к сотрудничеству с учителем и одноклассниками
-Развивать познавательные интересы
-Понимать характерные особенности музыкального языка и передавать их в музыкальном исполнении
-Эмоционально откликаться на шедевры мировой культуры
-Формировать эмоционально-ценностное отношение к творчеству выдающихся композиторов.
-Рассуждать о яркости музыкальных образов в музыке, об общности и различии выразительных средств музыки и поэзии
-Проявлять эмоциональную отзывчивость при восприятии и исполнении музыкальных произведений
-Расширение представлений о собственных познавательных возможностях
Метапредметные результаты
-способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
-уметь планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
-освоить начальные формы познавательной и личностной рефлексии.
-овладеть навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
-овладеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий.
-уметь осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации
Предметные результаты
В результате изучения музыки на ступени начального общего образования у обучающихся будут сформированы:
-основы музыкальной культуры через эмоциональное активное восприятие, развитый художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
-воспитаны нравственные и эстетические чувства: любовь к Родине, гордость за достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважение к истории и духовным традициям России, музыкальной культуре её народов;
-начнут развиваться образное и ассоциативное мышление и воображение, музыкальная память и слух, певческий голос, учебно-творческие способности в различных видах музыкальной деятельности.
Обучающиеся научатся:
-воспринимать музыку и размышлять о ней, открыто и эмоционально выражать своё отношение к искусству, проявлять эстетические и художественные предпочтения, позитивную самооценку, самоуважение, жизненный оптимизм;
-воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, разучивании и исполнении вокально-хоровых произведений, игре на элементарных детских музыкальных инструментах;
-вставать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми;
-реализовать собственный творческий потенциал, применяя музыкальные знания и представления о музыкальном искусстве для выполнения учебных и художественно- практических задач;
-понимать роль музыки в жизни человека, применять полученные знания и приобретённый опыт творческой деятельности при организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности.
Содержание курса
Вводное занятие (1 час). Знакомство с программой и планами работы объединения на учебный год. Проводится инструктаж по ТБ и ПБ, о чем делается соответствующая запись в журнале работы объединения.
Вокально-хоровая работа (26 ч.)
Теория: Беседы о правильной работе голосового аппарата и соблюдении певческой установки.
Практика: Упражнения для сохранения необходимых качеств певческого звука. Распевания, их функции. Упражнения на «дыхание». Певческое дыхание – как основа вокально – хоровой техники. Цепное дыхание. Упражнения для достижения навыка цепного дыхания. Вокализ. Упражнения для выработки чистого исполнения вокализа. Звукообразование. Связное пение. Дикция. Упражнения для четкости дикции.
Уральские песни (композиторские, народные) ( 9ч.)
Теория: Особенности исполнения русской, уральской песни, слушание и просмотр выступлений хоровых коллективов народной песни (по выбору обучающихся)
Практика: Определение характера исполнения песен, использование средств выразительности для передачи точности настроения и замысла композитора.
Основы музыкальной грамоты (4)
Теория: Знание названия звуков и их расположение на нотном стане в скрипичном ключе (первая, вторая октава). Знаки альтерации: бемоль, диез, бекар.
Практика: Умение различать динамические и темповые обозначения как основные средства музыкальной выразительности; тембры певческих голосов: сопрано, альт, тенор, бас. Умение исполнять короткие музыкальные фразы на одном дыхании. Знание видов темпов: адажио, анданте, аллегро.
Просмотр видеозаписи выступления детей на российских конкурсах вокалистов (2ч.)
Просмотр и анализ выступлений детей.
Концертно – исполнительская деятельность
Теория(4ч.) Беседа о важности качественной подготовки к выступлениям; об этике поведения во время поездки на концерт; беседы с родителями об эстетике внешнего вида детей.
Практика(18ч.) Работа над составлением репертуара; работа над текстами песен; отработка навыков пользования микрофоном; навыков сценического мастерства; репетиции к концертам.
Работа над вокалом (22 ч.)
Теория: Беседы о необходимости укреплять свои хоровые навыки на основе индивидуального певческого развития.
Практика: На каждом занятии проводить хоровое сольфеджио, петь попевки по нотам; а капельное пение, сольное пение. Певческий диапазон первых голосов ДО первой октавы – РЕ(МИ) второй; вторых голосов: ЛЯ малой октавы – ЛЯ первой октавы. Упражнения для повышения интервала певческого диапазона.
- Работа над подготовкой к праздничным концертам День Знаний, День учителя, концерт к празднику «Выборы», «Рождественская звезда», и т.д
Теория: Выбор репертуара для исполнения на праздничных концертах. Беседа о значимости этих праздников и необходимости качественного выступления.
Практика: Умение владеть микрофоном. Работа над текстами песен. Отработка навыков сценической хореографии. Репетиции к концертам. Проведение итоговой аттестации с использованием устного опроса и практического задания.
нравственное развитие
творческое развитие
духовное развитие
социальное развитие
Личность ребенка
самореализация
социализация
Формы и режим занятий
Беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями, презентациями, видеоматериалами.
Практические занятия, где дети осваивают музыкальную грамоту, разучивают песни композиторов-классиков, современных композиторов.
Занятие-постановка, репетиция - отрабатываются концертные номера, развиваются актерские способности детей.
Заключительное занятие, завершающее тему – занятие-концерт. Проводится для самих детей, педагогов, гостей.
На занятиях по сольному пению используются следующие методы обучения:
– наглядно-слуховой;
– наглядно-зрительный.
Одним из ведущих приёмов обучения пению детей является демонстрация педагогом правильной манеры пения.
Каждое занятие строится по схеме:
– настройка певческих голосов: комплекс упражнений для работы над певческим дыханием (2–3 мин);
– дыхательная гимнастика;
– речевые упражнения;
– распевание;
– пение вокализов;
– работа над произведением;
– анализ занятия;
– задание на дом.
Необходимые условие реализации программы.
Материально-техническое обеспечение
1. Наличие специального кабинета
2. Наличие репетиционного зала (сцена).
3. Фортепиано.
4. Музыкальный центр, компьютер.
5. Записи фонограмм в режиме «+» и «-».
6. Нотный материал, подборка репертуара.
7. Записи аудио, видео, формат CD, MP3.
Этапы педагогического контроля
Сроки |
Задачи |
Содержание |
Формы |
Критерии |
декабрь |
Текущий контроль: определить умение исполнять чисто вокализ. Умение использовать цепное дыхание при пении. Знание особенностей исполнения лирических песен. |
Вокализ. Цепное дыхание. Лирические песни. |
Исполнение несложной песни вокализом. Исполнение попевки хором, используя цепное дыхание. |
« Зачет» за чистое исполнение вокализа. |
Апрель |
Итоговый контроль: Определить умение «видеть» развитие музыкальной мысли в произведении. Умение петь, а капелла. |
А капелла. Исполнение коротких фраз на одном дыхании. |
Исполнение а капелла. |
«Зачет» за качественное исполнение, а капелла. |
Список литературы для педагога.
1.Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. – Л., 1995
2.Артоболевская А.А. Первые встречи с искусством. – М.: Просвещение,1995.
3.Брагинская Ж.И. Время и песня. – м.: Профиздат, 1986.
4.Вендрова Т.Е. Воспитание музыкой. – М.,1991.
5. «Внешкольник», журнал №9, 2003.
6.Конвенция о правах ребенка (принята Генеральной Ассамблеей ООН, 20.11.1989г.) – ЮНИСЕФ, 1999.
7.Карачезов К. Основы эстетического воспитания школьников средствами музыки. Воронеж, 1996.
8.Назайкинский Е.В. Звуковой мир музыки. –М.: Музыка, 1988.
9.Орлова Н.Д. Что надо знать учителю о детском голосе. – М.. 1972.
10. Сивкова М.Г. Дополнительная образовательная программа: структура, содержание. Технология разработки. Методические рекомендации: г.Сыктывкар, 2004г.
11. Учебное занятие в системе дополнительного образования.
Ожидаемые результаты, способы их проверки и формы проведения итогов реализации дополнительной образовательной программы.
-Наличие интереса к вокальному искусству; стремление к вокально-творческому самовыражению (пение соло, ансамблем, участие в импровизациях);
проявление навыков вокально-хоровой деятельности (исполнение одно-двухголосных произведений с аккомпанементом);
умение исполнять и определять характерные черты музыкального образа в связи с его принадлежностью к лирике, драме, эпосу;
владение некоторыми основами нотной грамоты, использование голосового аппарата;
уметь двигаться под музыку, не бояться сцены, культура поведения на сцене;
стремление передавать характер песни, умение исполнять легато, правильно распределять дыхание во фразе, уметь делать кульминацию во фразе, усовершенствовать свой голос;
- участвовать в музыкальных постановках, импровизировать движения под музыку, использовать элементарные навыки ритмики в исполнительском и сценическом мастерстве, повышать сценическое мастерство, участвовать активно в концертной и пропагандистской деятельности;
услышать красоту своего голоса и увидеть исполнительское мастерство;
умение самостоятельно и осознанно высказывать собственные предпочтения исполняемым произведениям различных стилей и жанров;
умение петь под фонограмму с различным аккомпанементом, умение владеть своим голосом и дыханием в период мутации.