Рабочая программа кружка «Природа Тверского края» (1 класс)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Булатовская средняя общеобразовательная школа
Утверждаю
Директор
МБОУ Булатовской СОШ
___________ Маякова Н. Ю.
Приказ № от
|
Принята
на заседании
педагогического совета
Протокол № от
Рабочая программа кружка
«Природа Тверского края»
для 1 класса
(33 часа в год,1 час в неделю)
Учитель: Балашова О.С.
2017-2018 уч.год
Пояснительная записка
Рабочая программа кружка «Природа Тверского края» для 1 класса составлена на основе авторской программы Моторновой И. А., разработана в соответствии с требованиями ФГОС на основе учебного пособия «Азбука тверского школьника, или Путешествие по родному краю» (авторы И.А. Моторнова, О.В. Савинова, Н.Н. Зубарева).
Программа кружка «Природа Тверского края» предназначена для организации внеурочной деятельности в общеобразовательных организациях и учреждениях дополнительного образования детей, учитывает возрастные и психологические особенности младших школьников, опирается на местный краеведческий и исторический материал. Использование игрового материала в работе клуба, а также проведение мини-исследований, групповых проектов, коллективных творческих дел позволит школьникам не только узнать много нового и интересного о родном крае, но и овладеть универсальными действиями, составляющими основу метапредметных результатов.
Участники: дети 7 лет, их родители, педагоги школы.
Цель деятельности научно-познавательного клуба «Природа Тверского края»: формирование представлений о природе Тверского края посредством проектной и игровой деятельности, а также диалогового общения с «неравнодушным взрослым» (носителем информации).
Срок реализации программы: 1 раз в неделю, 33 часа в год
Личностные ,предметные и метапредметные результаты освоения курса
Личностные:
готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
осознание своей этнической принадлежности;
мотивация учебной деятельности;
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, культуры и истории;
эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
бережное отношение к природе Тверского края;
эстетические потребности, ценности и чувства;
этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость.
Метапредметные: в области метапредметных результатов будут формироваться коммуникативные, регулятивные и познавательные УУД.
Коммуникативные УУД:
обращаться за помощью;
задавать и отвечать на вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
формулировать собственное мнение и позицию;
аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
предлагать помощь и сотрудничество.
Регулятивные УУД:
формулировать и удерживать учебную задачу;
составлять план и последовательность действий;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок;
соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи;
соотносить способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
различать способ и результат действия;
осуществлять контроль по результату и способу действия.
Познавательные УУД:
поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок, схема, таблица, карта);
обработка информации (определение основной и второстепенной информации);
передача информации (устным, письменным, цифровым способами);
интерпретация информации (умение структурировать, переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ);
анализ;
синтез;
сравнение;
классификация по заданным критериям;
установление причинно-следственных связей;
умение работать со знаково-символическими средствами;
создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
моделировать, т.е. выделять и обобщенно фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач.
Предметные:
осуществлять смысловое чтение;
выбирать вид чтения в зависимости от цели;
находить на карте России местоположение Тверской области, на карте области – областной центр, города и поселки, реки и озера;
находить, определять и называть нужные объекты на различных картах Тверской области;
узнавать государственную символику области, города или поселка, основные исторические, архитектурные и культурные достопримечательности города, осознавая их значимость в становлении и развитии Тверской области;
осознавать место и роль родного края в исторической, политической, экономической и культурной жизни страны;
Содержание программы
Введение (2 ч.)
Вступление в клуб «Природа Тверского края». Знакомство с «Азбукой тверского школьника, или Путешествие по родному краю».
1.Флора и фауна Тверского края (15 ч.)
Представители растительного и животного мира. Яблоня как зеленый символ Тверской области. Ботанический сад Тверского государственного университета. Заповедные места области. Торопецкая биологическая станция «Чистый лес». Центрально-Лесной государственный природный биосферный заповедник. Завидовский заповедник.
2.Природа Тверского края (16 ч.)
Географическое положение. Сезонные изменения природы края. Водные ресурсы области: озера, реки, водохранилища. Реки Волга, Западная Двина и их истоки. Иваньковское водохранилище. Леса и горы. Оковский лес. Болота. Верховое болото Старосельский мох. Полезные ископаемые. Кашинский минеральный источник.
Календарно-тематическое планирование
Учитель-Балашова Ольга Сергеевна
№ п/п |
Название разделов и тем |
Количество часов |
Дата проведения |
1.Введение |
|||
1 |
Вступление в клуб «Природа Тверского края» |
1 |
|
2 |
Что изучает краеведение? Знакомство с «Азбукой тверского школьника, или Путешествие по родному краю» |
1 |
|
2.Флора и фауна Тверского края |
|||
3-5 |
Животные и растения Тверского края |
3 |
|
6 |
Яблоня как зеленый символ Тверской области |
1 |
|
7-9 |
Путешествие в Ботанический сад |
3 |
|
10 |
Заповедные места Тверской области. Центрально-Лесной государственный природный биосферный заповедник |
1 |
|
11 |
Заповедные места Тверской области. . Завидовский заповедник. |
1 |
|
12-14 |
Путешествие на Торопецкую биологическую станцию «Чистый лес» |
3 |
|
15-16 |
Красная книга Кашинского района |
2 |
|
17-19 |
Красная книга Тверской края |
3 |
|
20 |
Конкурс знатоков флоры и фауны Тверского края |
1 |
|
3.Природа Тверского края |
|||
21 |
Географическое положение Тверской области |
1 |
|
22 |
Сезонные изменения природы края |
1 |
|
23 |
Водные ресурсы области : озера,реки,водохранилища |
1 |
|
24 |
Реки Волга, Западная Двина и их истоки |
1 |
|
25 |
Иваньковское водохранилище |
1 |
|
26 |
Леса и горы |
1 |
|
27 |
Оковский лес |
1 |
|
28 |
Болота. Верховое болото Старосельский мох |
1 |
|
29 |
Полезные ископаемые |
1 |
|
30 |
. Кашинский минеральный источник |
1 |
|
31 |
Семь чудес Тверского края |
1 |
|
32 |
Подготовка проектов «Сохраним природу родного края» |
1 |
|
33 |
Защита проектов |
1 |
|
ИТОГО |
33 ч |
Описание учебно-методического и материально- технического обеспечения образовательного процесса:
1.Учебное пособие «Азбука тверского школьника, или Путешествие по родному краю» (авторы И.А. Моторнова, О.В. Савинова, Н.Н. Зубарева).
2.Красная книга Тверской области
3.Ноутбук
4.Интерактивная доска
5.Проектор
Планируемые результаты изучения курса
К концу обучения школьники должны знать:
-знать особенности методов наблюдения за живой и неживой природой.
-знать и приводить примеры растений и животных Тверского края
- знать известные памятники природы Тверского края
К концу обучения школьники должны уметь:
выполнять правила безопасного и экологического поведения в природе;
подбирать материал об экологическом развитии края;
выражать эстетические чувства и переживания творческими средствами.