Программа эколого-биологического кружка «Сохраним природу родного края» (7–8 класс)
ОКОУ «Обоянская школа – интернат»
«Рассмотрено» На заседании ШМО классных руководителей _______________________ _______________________ Ф.И.О. рук. МО__________ Протокол № ___________ От «_____»________2016г. |
«Согласовано» Заместитель директора по УР ____________/____________ __________________Ф.И.О. «_____»__________2016г. |
«Утверждено» Педагогическим советом Протокол №_____________ От «____»________2016г. Приказ №_______________ От «_____»___________2016г. Директор ____________ / ___________ ________________Ф.И.О. |
Программа
эколого – биологического кружка
«Сохраним природу родного края»
на 2016 – 2017 учебный год
Руководитель кружка
Лихачева Л.П.
г. Обоянь
Курская область
Пояснительная записка
Экологическое воспитание охватывает сферу знаний, умений и навыков, необходимые для охраны окружающей природной среды. Формирование ответственного отношения к природе рассматривает, как результат экологического воспитания. Данная программа решает проблемы занятости обучающихся в свободное от учебного процесса время, адаптация в социуме, а также помогает реализовать интерес умственно – отсталых обучающихся на практике. Сущность экологического воспитания представляет собой социально- педагогическую систему и воздействует на социальный фактор.
Актуальность данной программы заключается в том, что обучающийся вовлекается в социальные отношения через отношение к природе, обществу, между людьми, психологический климат в коллективе, а также способствует их оздоровлению: занятия в большинстве будут проводиться на свежем воздухе, что обеспечивает эмоциональный уровень.
Суть программы состоит в том, что будут создаваться условия для выработки у обучающихся активной жизненной позиции, развиваться творческие способности. Всё вышеуказанное обязательно учитывает желания, интересы и ценностные установки воспитанников.
Содержание адаптировано в соответствии с психофизическими особенностями умственно отсталых обучающихся, которые выражаются в недоразвитии памяти, речи и мышления, затрудняющих познание окружающего мира в многообразии его связей и отношений.
Программа формирования экологической культуры разработана на основе системно-деятельностного подхода с учётом этнических, природно-территориальных и иных особенностей региона, запросов семей и других субъектов образовательного процесса и подразумевает конкретизацию задач, содержания, условий, планируемых результатов, а также форм ее реализации, взаимодействия с семьёй, учреждениями дополнительного образования и другими общественными организациями
Программа включает в себя систему воспитательских мероприятий: об окружающем мире в соответствии с возрастом обучающихся и их способностями; решение экологических проблем, формирование представлений об окружающей среде.
Целью программы является социально-педагогическая поддержка в формирование основ экологической культуры; в воспитании потребности в общении с природой; в формировании экологического восприятия и сознания общественной активности; в привитии чувства доброго и милосердного отношения к окружающему нас миру.
Основные задачи программы:
ознакомление обучающихся с проблемами окружающей среды и нашей посильной помощи природным богатствам.
воспитание у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) бережного отношения к природе и чувство ответственности за свои поступки.
вовлечение обучающихся в практическую деятельность по проблемам окружающей среды местного значения.
научить применять на практике усвоенные знания, умения, навыки.
сформировать представления о месте человека в природе и единстве всего живого.
научить правилам обращения с растительным и животным миром.
пробудить у обучающихся чувство любви к природе.
коррекция эмоционально-волевой сферы, образного мышления, чувство красоты.
формирование представлений об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе;
формирование познавательного интереса и бережного отношения к природе;
формирование умений безопасного поведения в окружающей среде и простейших умений поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях;
Планируемые результаты освоения обучающимися программы по внеурочной деятельности.
Личностные результаты
Развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
Формирование готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты
Правильно вести себя в окружающей природной среде.
Называть основные виды загрязнений. Экологические термины. Называть проблемы своего родного края. Пропагандировать идеи экологии в защите животных и растений среди сверстников и взрослых.
Проводить наблюдения за жизнью растений; различать жизненные формы растений и правильно их называть;
Видеть взаимосвязи, существующие между растениями и средой обитания;
Узнавать в природе некоторые виды трав, кустарников и деревьев, правильно их называть;
Правильно вести себя в парке и сквере;
Практические умения по выращиванию некоторых растений и уходу за ними (комнатными и на пришкольном участке); животными, которых можно содержать дома и в школьном уголке природы;
Содержание программы
Выясняем, что такое экология.
Организм и окружающая среда.
Экология - наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой.
Простейшая квалификация экологических связей: связи между живой и неживой природой; связи внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными); связи между природой и человеком.
Экология - наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой. Организм и окружающая среда. Простейшая квалификация экологических связей. Связи между природой и человеком.
Учимся распознавать растения и животных ближайшего природного окружения .
Экскурсии и практические работы по распознаванию встречающихся в нашей местности растений и животных (деревьев, кустарников, травянистых растений, насекомых, птиц, зверей, других животных). Выявление наиболее характерных отличительных признаков схожих видов. Объяснение происхождения названий некоторых видов с целью их лучшего запоминания. Упражнения (в том числе игрового характера), закрепляющие знание названий рассмотренных растений и животных.
Знакомимся с живыми существами, которым угрожает исчезновение.
Представители редких организмов (грибов, растений, животных): гриб-баран, подснежник альпийский, меч-трава, земляничное дерево, бабочка-аполлон, утка-мандаринка, снежный барс. Особенности их внешнего вида, распространения, поведения и т.д. Причины сокращения численности этих живых существ, необходимые меры для их охраны.
Изучаем способы охраны природы.
Охраняемые природные территории: заповедники, заказники, национальные парки. Памятники природы. Ботанические сады и зоопарки как места сохранения и размножения редких видов растений и животных. Питомники редких видов.
Виртуальное путешествие заповедникам нашей страны и мира (3-4 конкретных заповедника по выбору учителя и учащихся).
Выясняем роль неживой природы в жизни живого.
Солнце как источник тепла и света для живых существ. Теплолюбивые и холодостойкие растения. Приспособление животных к сезонным изменениям температуры. Светолюбивые и тенелюбивые растения. Роль света в жизни животных.
Воздух и жизнь. Роль ветра в жизни растений и животных. Вода и жизнь. Растения влаголюбивые и засухоустойчивые. Приспособление животных к жизни в условиях недостатка влаги.
Открываем жизнь в почве.
Разнообразие живых обитателей почвы: растения, животные, грибы, микроорганизмы. Дождевые черви и кроты - типичные животные почвы. Особенности их строения и образа жизни, роль в поддержании почвенного плодородия.
Пополняем наши знания о разнообразии живой природы.
Многообразие растений: знакомство с интересными представителями групп растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), с хвощами и плаунами.
Многообразие животных: черви, моллюски, ракообразные
речной рак, краб, мокрица), паукообразные (пауки, сенокосцы, скорпионы).
Грибы и лишайники как особые группы живых существ; разнообразие грибов и лишайников.
Изучаем экологические связи в живой природе.
Экологические связи в живой природе на примере елового леса («ель и все вокруг него»). Понятия «прямые связи», «косвенные связи».
Сеть питания, или пищевая сеть (рассматривается на примере ельника и других примерах по усмотрению учителя).
Экологическая пирамида (строится на основе конкретных представлений о жизни елового леса: семена ели - лесные мыши, полевки - филин). Значение знаний о пищевой сети и экологической пирамиде для охраны природы.
Защитные приспособления у растений и животных как проявление тесной связи организмов с окружающей их средой (острые шипы шиповника, жгучие волоски крапивы, горький вкус полыни; защитная слизь слизня, раковины улитки, сходство мух-осовидной и ос, иглы ежа, панцирь черепахи, окраска и поза выпи и другие примеры по выбору учителя).
Знакомимся с охраняемыми растениями и животными.
Охраняемые растения: эдельвейс, водяной орех, сон-трава, кувшинка белая, ландыш, колокольчики и др. Особенности их внешнего строения и распространения, легенды и сказания, связанные с некоторыми из этих растений.
Лекарственные растения (валериана, плаун, пижма, подорожник, тысячелистник, пастушья сумка и др.), их важнейшие свойства, правила сбора. Охрана лекарственных растений.
Охраняемые животные: бабочка «мертвая голова», жук-красотел, орел-беркут, фламинго, морж, тигр и др. Особенности их внешнего вида, распространения, поведения. Причины сокращения численности этих животных, и меры их охраны.
История спасения бобра, соболя - примеры активных действий человека по охране животного мира.
Мысленное путешествие по ботаническим садам и зоопаркам (3-4 конкретных ботанических сада и зоопарка по выбору учителя и учащихся).
Мастерим домики для птиц.
Практическая работа по изготовлению искусственных гнездовий для птиц.
Учимся передавать свои знания другим.
Изготовление школьниками условных знаков к правилам поведения в природе и экологических памяток для младших товарищей и для взрослых.
Подготовка и проведение школьниками бесед, утренников, КВН экологического содержания, адресованных учащимся других классов или дошкольникам.
Подготовка и проведение школьниками экскурсий в природу с учащимися других классов или дошкольниками.
Выявляем связь между состоянием природы и здоровьем человека.
Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека (на кожу, органы дыхания, пищеварения и т. д.).
Пути попадания вредных веществ в организм человека (с воздухом, водой, пищей). Меры, направленные на снижение вредного влияния загрязнений на здоровье (очистка используемой в быту воды фильтром, использование овощей и фруктов, выращенных на своем участке 6eз применения опасных веществ и т. д.).
Обсуждаем примеры экологических катастроф.
Загрязнение природы.
Подводим итоги работы за год.
Обобщение основных теоретических знаний.
Календарно – тематический план
Список литературы.
О Концепции общего экологического образования для устойчивого развития (2010). //Экологическое образование. - №4, 2010 – с. 3 – 8.
Экологический энциклопедический словарь. – М.: Издательский дом «Ноосфера», 1999 – 158 с.
Попов, А. Траволечебник Текст / А. Попов. – Кемерово, 1993.
Плешаков, А. А. Экологические проблемы и начальная школа Текст /А. А. Плешаков// Начальная школа. – 1991. - № 5. – С. 2-8.
Плешаков, А. А. Великан на поляне или первые уроки экологической
Плешаков, А. А. Зелёные страницы Текст /А. А. Плешаков. –М.: Просвещение, 2008.
Казанская Н.С. Как сохранить природные леса?- Природа, 1974, №10
Луканенкова В.К. Пропаганда охраны природы в краеведении и туризма. -Л.,1972
Банников Н.Н., Рустамов А.К. Охрана природы. М., Колос, 1977
Беляева В.С. Изучаем природу родного края. М., Просвещение , 1971
Дажо Р. Основы экологии. М., Прогресс, 1975
Калашников М.М. Эволюция биосферы, М., Наука, 1974
Нога Г.С. Опыты и наблюдения над растениями. М., Просвещение, 1976
Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов о животных океана. - Ярославль: Академия развития, 1997.
Анашкина Е.Н. 300 вопросов и ответов о домашних животных. - Ярославль: Академия развития, 1997.
Бобров Р. Все о национальных парках - М.: Молодая гвардия, 1987.
Виленский Е.Р. Растение раскрывает свои тайны. - М.: Колос, 1964.