12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Лихачева Лариса Петровна, учитель коррекционной шк117
Россия, Курская обл., г. Обоянь

ОКОУ «Обоянская школа – интернат»

«Рассмотрено»

На заседании ШМО

классных руководителей

_______________________

_______________________

Ф.И.О. рук. МО__________

Протокол № ___________

От

«_____»________2016г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УР

____________/____________

__________________Ф.И.О.

«_____»__________2016г.

«Утверждено»

Педагогическим советом

Протокол №_____________

От «____»________2016г.

Приказ №_______________

От «_____»___________2016г.

Директор

____________ / ___________

________________Ф.И.О.

Программа

эколого – биологического кружка

«Сохраним природу родного края»

на 2016 – 2017 учебный год

Руководитель кружка

Лихачева Л.П.

г. Обоянь

Курская область


 

Пояснительная записка

Экологическое воспитание охватывает сферу знаний, умений и навыков, необходимые для охраны окружающей природной среды. Формирование ответственного отношения к природе рассматривает, как результат экологического воспитания. Данная программа решает проблемы занятости обучающихся в свободное от учебного процесса время, адаптация в социуме, а также помогает реализовать интерес умственно – отсталых обучающихся на практике. Сущность экологического воспитания представляет собой социально- педагогическую систему и воздействует на социальный фактор.

Актуальность данной программы заключается в том, что обучающийся вовлекается в социальные отношения через отношение к природе, обществу, между людьми, психологический климат в коллективе, а также способствует их оздоровлению: занятия в большинстве будут проводиться на свежем воздухе, что обеспечивает эмоциональный уровень.

Суть программы состоит в том, что будут создаваться условия для выработки у обучающихся активной жизненной позиции, развиваться творческие способности. Всё вышеуказанное обязательно учитывает желания, интересы и ценностные установки воспитанников.

Содержание адаптировано в соответствии с психофизическими особенностями умственно отсталых обучающихся, которые выражаются в недоразвитии памяти, речи и мышления, затрудняющих познание окружающего мира в многообразии его связей и отношений.

Программа формирования экологической культуры разработана на основе системно-деятельностного подхода с учётом этнических, природно-территориальных и иных особенностей региона, запросов семей и других субъектов образовательного процесса и подразумевает конкретизацию задач, содержания, условий, планируемых результатов, а также форм ее реализации, взаимодействия с семьёй, учреждениями дополнительного образования и другими общественными организациями

Программа включает в себя систему воспитательских мероприятий: об окружающем мире в соответствии с возрастом обучающихся и их способностями; решение экологических проблем, формирование представлений об окружающей среде.

Целью программы является социально-педагогическая поддержка в формирование основ экологической культуры; в воспитании потребности в общении с природой; в формировании экологического восприятия и сознания общественной активности; в привитии чувства доброго и милосердного отношения к окружающему нас миру.

Основные задачи программы:

ознакомление обучающихся с проблемами окружающей среды и нашей посильной помощи природным богатствам.

воспитание у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) бережного отношения к природе и чувство ответственности за свои поступки.

вовлечение обучающихся в практическую деятельность по проблемам окружающей среды местного значения.

научить применять на практике усвоенные знания, умения, навыки.

сформировать представления о месте человека в природе и единстве всего живого.

научить правилам обращения с растительным и животным миром.

пробудить у обучающихся чувство любви к природе.

коррекция эмоционально-волевой сферы, образного мышления, чувство красоты.

формирование представлений об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе;

формирование познавательного интереса и бережного отношения к природе;

формирование умений безопасного поведения в окружающей среде и простейших умений поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях;

Планируемые результаты освоения обучающимися программы по внеурочной деятельности.

Личностные результаты

Развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

Формирование готовности к самостоятельной жизни.

Предметные результаты

Правильно вести себя в окружающей природной среде.

Называть основные виды загрязнений. Экологические термины. Называть проблемы своего родного края. Пропагандировать идеи экологии в защите животных и растений среди сверстников и взрослых.

Проводить наблюдения за жизнью растений; различать жизненные формы растений и правильно их называть;

Видеть взаимосвязи, существующие между растениями и средой обитания;

Узнавать в природе некоторые виды трав, кустарников и деревьев, правильно их называть;

Правильно вести себя в парке и сквере;

Практические умения по выращиванию некоторых растений и уходу за ними (комнатными и на пришкольном участке); животными, которых можно содержать дома и в школьном уголке природы;


 

Содержание программы

Выясняем, что такое экология.

Организм и окружающая среда.

Экология - наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой.

Простейшая квалификация экологических связей: связи между живой и неживой природой; связи внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными); связи между природой и человеком.

Экология - наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой. Организм и окружающая среда. Простейшая квалификация экологических связей. Связи между природой и человеком.

Учимся распознавать растения и животных бли­жайшего природного окружения .

Экскурсии и практические работы по распознаванию встречающихся в нашей местности растений и животных (деревьев, кустарников, травянистых растений, насекомых, птиц, зверей, других животных). Выявление наиболее характерных отличительных призна­ков схожих видов. Объяснение происхождения названий некото­рых видов с целью их лучшего запоминания. Упражнения (в том числе игрового характера), закрепляющие знание названий рассмотренных растений и животных.

Знакомимся с живыми существами, которым угро­жает исчезновение.

Представители редких организмов (грибов, растений, животных): гриб-баран, подснежник альпийский, меч-трава, земля­ничное дерево, бабочка-аполлон, утка-мандаринка, снежный барс. Особенности их внешнего вида, распространения, поведе­ния и т.д. Причины сокращения численности этих живых су­ществ, необходимые меры для их охраны.

Изучаем способы охраны природы.

Охраняемые природные территории: заповедники, заказ­ники, национальные парки. Памятники приро­ды. Ботанические сады и зоопарки как места сохранения и раз­множения редких видов растений и животных. Питомники ред­ких видов.

Виртуальное путешествие заповедникам нашей страны и мира (3-4 конкретных заповедника по выбору учителя и уча­щихся).

Выясняем роль неживой природы в жизни живого.

Солнце как источник тепла и света для живых существ. Теплолюбивые и холодостойкие растения. Приспособле­ние животных к сезонным изменениям температуры. Светолюби­вые и тенелюбивые растения. Роль света в жизни животных.

Воздух и жизнь. Роль ветра в жизни растений и животных. Вода и жизнь. Растения влаголюбивые и засухоустойчи­вые. Приспособление животных к жизни в условиях недостатка влаги.

Открываем жизнь в почве.

Разнообразие живых обитателей почвы: растения, живот­ные, грибы, микроорганизмы. Дождевые черви и кроты - типич­ные животные почвы. Особенности их строения и образа жизни, роль в поддержании почвенного плодородия.

Пополняем наши знания о разнообразии живой при­роды.

Многообразие растений: знакомство с интересными пред­ставителями групп растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), с хвощами и плаунами.

Многообразие животных: черви, моллюски, ракообразные
речной рак, краб, мокрица), паукообразные (пауки, сенокосцы, скорпионы).

Грибы и лишайники как особые группы живых существ; разнообразие грибов и лишайников.

Изучаем экологические связи в живой природе.

Экологические связи в живой природе на примере елового леса («ель и все вокруг него»). Понятия «прямые связи», «косвенные связи».

Сеть питания, или пищевая сеть (рассматривается на при­мере ельника и других примерах по усмотрению учителя).

Экологическая пирамида (строится на основе конкретных представлений о жизни елового леса: семена ели - лесные мыши, полевки - филин). Значение знаний о пищевой сети и экологической пирамиде для охраны природы.

Защитные приспособления у растений и животных как проявление тесной связи организмов с окружающей их средой (острые шипы шиповника, жгучие волоски крапивы, горький вкус полыни; защитная слизь слизня, раковины улитки, сходство мух-осовидной и ос, иглы ежа, панцирь черепахи, окраска и поза выпи и другие примеры по выбору учителя).

Знакомимся с охраняемыми растениями и живот­ными.

Охраняемые растения: эдельвейс, водяной орех, сон-трава, кувшинка белая, ландыш, колокольчики и др. Особенности их внешнего строения и распространения, легенды и сказания, связанные с некоторыми из этих растений.

Лекарственные растения (валериана, плаун, пижма, подорожник, тысячелистник, пастушья сумка и др.), их важнейшие свойства, правила сбора. Охрана лекарственных расте­ний.

Охраняемые животные: бабочка «мертвая голова», жук-красотел, орел-беркут, фламинго, морж, тигр и др. Особенности их внешнего вида, распространения, поведения. Причины сокра­щения численности этих животных, и меры их охраны.

История спасения бобра, соболя - примеры актив­ных действий человека по охране животного мира.

Мысленное путешествие по ботаническим садам и зоо­паркам (3-4 конкретных ботанических сада и зоопарка по выбо­ру учителя и учащихся).

Мастерим домики для птиц.
Практическая работа по изготовлению искусственных гнездовий для птиц.

Учимся передавать свои знания другим.

Изготовление школьниками условных знаков к правилам поведения в природе и экологических памяток для младших то­варищей и для взрослых.

Подготовка и проведение школьниками бесед, утренни­ков, КВН экологического содержания, адресованных учащимся других классов или дошкольникам.

Подготовка и проведение школьниками экскурсий в при­роду с учащимися других классов или дошкольниками.

Выявляем связь между состоянием природы и здо­ровьем человека.

Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье че­ловека (на кожу, органы дыхания, пищеварения и т. д.).

Пути попадания вредных веществ в организм человека (с воздухом, водой, пищей). Меры, направленные на снижение вредного влияния загрязнений на здоровье (очистка используе­мой в быту воды фильтром, использование овощей и фруктов, выращенных на своем участке 6eз применения опасных веществ и т. д.).

Обсуждаем примеры экологических катастроф.

Загрязнение природы.

Подводим итоги работы за год.

Обобщение основных теоретических знаний.

 

 

Календарно – тематический план

п/п

Наименование разделов, тем

Всего часов

Количество часов

Характеристика деятельности

обучающихся

Дата прове

дения

Аудитор

ные

Вне

уади торные

 

1.

Выясняем, что такое экология

4

4

     

1

Экология - наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой. Организм и окружающая среда.

 

2

 

Моделирование основной цепочки связей с помощью учителя

 

2

Простейшая квалификация экологических связей. Связи между природой и человеком.

 

2

 

Самостоятельное моделирование основной цепочки связей

 

2.

Учимся распознавать растения и животных бли­жайшего природного окружения

6

2

4

   

3

Экскурсии и практические работы по распознаванию встречающихся в нашей местности растений и животных

   

2

Наблюдение за де­ревьями, кустарниками, травянистыми растениями, насекомыми, птицами, зверями, другими животными.

 

4

Выявление наиболее характерных отличительных призна­ков схожих видов.

   

2

Игра: «Не топчи травку», «Угадай цветок».

 

5

Объяснение происхождения названий некото­рых видов с целью их лучшего запоминания.

 

2

 

Упражнения, закрепляющие знание названий рас­смотренных растений и животных: гриб-баран, подснежник альпийский, меч-трава, земля­ничное дерево, бабочка-аполлон, утка-мандаринка, снежный барс.

 

3.

Знакомимся с живыми существами, которым угро­жает исчезновение

2

2

     

6

Представители редких организмов. Они могут исчезнуть.

 

2

 

Обучающиеся выявляют особенности их внешнего вида, распространения, поведе­ния и т.д. Причины сокращения численности этих живых су­ществ, необходимые меры для их охраны.

 

4.

Изучаем способы охраны природы

4

2

2

   

7

Охраняемые природные территории: заповедники, заказники, национальные парки. Памятники приро­ды.

 

2

 

Выступление заранее подготовленных обучающихся.

 

8

Ботанические сады и зоопарки как места сохранения и раз­множения редких видов растений и животных. Питомники ред­ких видов.

   

2

Мысленное путешествие по заповедникам нашей страны и мира. Выступление заранее подготовленных обучающихся.

 

5.

Выясняем роль неживой природы в жизни живого

6

2

4

   

9

Солнце как источник тепла и света для живых существ. Роль света в жизни растений и животных.

 

2

 

Наблюдение за результатом заранее заложенного опыта

 

10

Воздух и жизнь. Роль ветра в жизни растений и живот­ных.

   

2

Прогулка «Воздух и его обитатели».

 

11

Вода и жизнь. Приспособление растений и животных к жизни в условиях недостатка

влаги.

   

2

Просмотр учебного фильма.

 

6

Открываем жизнь в почве

2

 

2

   

12

Разнообразие живых обитателей почвы. Дождевые черви и кроты, их роль в поддержании почвенного плодородия.

   

2

Опытно-исследовательская работа: причины выхода червей на поверхность во время дождя, Конкурс рисунков «Невероятный жук».

Опытно- исследовательская деятельность: питательные вещества в почве. Игра: инсценировка стихотворения. Отгадывание загадок.

 

7.

Пополняем наши знания о разнообразии живой при­роды

8

1

7

   

13

Многообразие растений: знакомство с интересными пред­ставителями групп растений

   

2

Опытно-исследовательская работа: рассматривание коры деревьев через лупу; этажи дерева, распознавание деревьев и кустарников по характерным признакам, рассматривание жилкования листьев с зарисовкой, определение высоты и толщины деревьев.

 

14

Знакомство с хвощами и плаунами.

 

1

 

Рассматривание гербарных образцов.

 

15

Многообразие животных: черви, насекомые, ракообразные, паукообразные

   

2

Презентация.

 

16

Грибы и лишайники как особые группы живых существ; разнообразие грибов и лишайников.

   

3

Заседание круглого стола. Игра «Собери лукошко»

Составление загадок о грибах.

Работа по таблицам.

 

8.

Изучаем экологические связи в живой природе

8

2

6

   

17

Экологические связи в живой природе на примере елового леса Понятия «прямые связи», «косвенные связи».

   

1

Экологический спектакль «Сосна и все вокруг нее».

 

18

Сеть питания, или пищевая сеть

 

2

 

Составление схем сети питания

 

19

Экологическая пирамида. Значение знаний о пищевой сети и экологиче­ской пирамиде для охраны природы.

   

3

Просмотр учебного фильма.

 

20

Защитные приспособления у растений и животных как проявление тесной связи организмов с окружающей их средой

   

2

Конкурс рисунков «Эти удивительные животные»

 

9.

Знакомимся с охраняемыми растениями и живот­ными

10

4

6

   

21

Охраняемые растения. Особенности их внешнего строения и распространения, легенды и сказания

 

2

 

Выступление заранее подготовленных обучающихся.

 

22

Лекарственные растения, их важ­нейшие свойства, правила сбора. Охрана лекарственных растений

   

1

Презентация

 

23

Охраняемые животные. Причины сокра­щения численности этих животных и меры их охраны.

   

2

Выступление заранее подготовленных обучающихся.

Конкурс рисунков охраняемых животных. Оформление альбома.

 

24

История спасения бобра, соболя, - примеры актив­ных действий человека по охране животного мира.

 

2

 

Чтение отрывков из книг

Знакомство с «Книгой рекордов Гиннесса»

 

25

Виртуальное путешествие по ботаническим садам и зоо­паркам

   

3

Заочная экскурсия в Сочинский (другой)ботанический сад.

 

10

Мастерим домики для птиц

2

 

2

   

26

Мастерим домики для птиц.

   

2

Практическая работа по изготовлению искусственных

гнездовий для птиц.

 

11

Учимся передавать свои знания другим.

6

 

6

   

27

Изготовление обучающимися условных знаков к правилам поведения в природе и экологических памяток.

   

1

Изготовление школьниками условных знаков к правилам поведения в природе и экологических памяток

 

28

Подготовка и проведение обучающимися бесед, утренни­ков, КВН экологического содержания.

   

2

Подготовка и планирование проведения бесед, утренни­ков, КВН

 

29

Подготовка и проведение обучающимися экскурсий в при­роду с учащимися других классов.

   

3

Подготовка и проведение школьниками экскурсий в при­роду с обучающимися других классов.

 

12

Выявляем связь между состоянием природы и здо­ровьем человека

4

 

2

   

30

Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье че­ловека. Пути попадания вредных веществ в организм человека

 

2

 

Просмотр учебного фильма

Конкурс знатоков природы

 

31

Меры, направленные на снижение вредного влияния загрязнений на здоровье

   

2

Опытно-исследовательская работа: опыт по очищению воды.

 

13

Обсуждаем примеры экологических катастроф

2

2

     

32

Загрязнение природы.

 

1

 

Чтение познавательной литературы из серии «Экологические катастрофы».

 

14

Подводим итоги работы за год

3

1

2

   

33

Обобщение основных теоретических знаний.

 

1

 

Защита проектов на экологические темы.

 

34

Экскурсия в природу.

   

2

Наблюдение за птицами животными и насекомыми родного края.

 
 

ИТОГО

66

       


 

Список литературы.

О Концепции общего экологического образования для устойчивого развития (2010). //Экологическое образование. - №4, 2010 – с. 3 – 8.

Экологический энциклопедический словарь. – М.: Издательский дом «Ноосфера», 1999 – 158 с.

Попов, А. Траволечебник Текст / А. Попов. – Кемерово, 1993.

Плешаков, А. А. Экологические проблемы и начальная школа Текст /А. А. Плешаков// Начальная школа. – 1991. - № 5. – С. 2-8.

Плешаков, А. А. Великан на поляне или первые уроки экологической

Плешаков, А. А. Зелёные страницы Текст /А. А. Плешаков. –М.: Просвещение, 2008.

Казанская Н.С. Как сохранить природные леса?- Природа, 1974, №10

Луканенкова В.К. Пропаганда охраны природы в краеведении и туризма. -Л.,1972

Банников Н.Н., Рустамов А.К. Охрана природы. М., Колос, 1977

Беляева В.С. Изучаем природу родного края. М., Просвещение , 1971

Дажо Р. Основы экологии. М., Прогресс, 1975

Калашников М.М. Эволюция биосферы, М., Наука, 1974

Нога Г.С. Опыты и наблюдения над растениями. М., Просвещение, 1976

Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов о животных океана. - Ярославль: Академия развития, 1997.

Анашкина Е.Н. 300 вопросов и ответов о домашних животных. - Ярославль: Академия развития, 1997.

Бобров Р. Все о национальных парках - М.: Молодая гвардия, 1987.

Виленский Е.Р. Растение раскрывает свои тайны. - М.: Колос, 1964.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.