Рабочая программа кружка «Тимуровцы» (7 класс коррекционной школы)

0
0
Материал опубликован 13 November 2022

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ИВАНОВСКАЯ КОРРЕКЦИОННАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 3»




Рассмотрено на заседании МО Руководитель МО _____________ С.В. Халдина

Протокол № 1 от 28.08.2020 г.



Согласовано

Зам. директора по УВР

______________ М.Г. Нохрина

28.08.2020 г.



УТВЕРЖДЕНО

приказом директора ОГКОУ «Ивановская школа-интернат № 3» № 165 от 28.08.2020 г. _____________ Т.С. Фролова






Программа кружка

«ТИМУРОВЦЫ»












Возраст детей –7 класс

Срок реализации – 1 год (2020 – 2021г.)

Составитель:

Халдина Светлана Викторовна –

воспитатель высшей квалификационной категории












Пояснительная записка.


Актуальной проблемой современного образования и воспитания является проблема социализации обучающихся. Социализация относится к тем процессам, посредством которых люди научаются совместно жить и эффективно взаимодействовать друг с другом. Она предполагает активное участие самого человека в освоении культуры человеческих отношений, в формировании определенных социальных норм, ролей и функций, приобретении знаний, умений и навыков, необходимых для их успешной реализации.

В процессе социализации ребёнок становится в позицию активного члена гражданского общества, способного самоопределяться на основе ценностей, вырабатывать собственное понимание окружающего мира.

Социальная деятельность школьников – это добровольное и посильное участие детей в улучшении отношений и ситуаций, складывающихся в окружающем их мире. Такая деятельность всегда сопряжена с личной инициативой школьника, поиском им нестандартных решений, риском выбора, персональной ответственностью перед группой сверстников, педагогом, об­щественностью.

Во внеурочное время представляются возможности включать детей в разнообразные виды социальной деятельности, развивать у них на этой основе чувство причастности к общественной жизни, воспитывать коллективизм, общественную активность и сознательную дисциплину. Преобразования, осуществляемые в процессе социальной деятельности, могут касаться любых сторон обще­ственной жизни: отношений между группами школьников, под­держки и взаимопомощи детям младшего возраста, или имеющим проблемы со здоровьем, защиты и развития культурной и природной среды и т.д.

При выполнении общественно-полезных дел успешно решаются многие воспитательные задачи: ребенок живет заботами о важном деле, стремится добиться определенных результатов в работе, знает, что для этого надо делать, проявляет инициативу, ответственность и самостоятельность. Самое главное он учится делать добро и принимать его.

Актуальность данной программы заключается в том, что она способствует разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.

В программе кружка по социальному направлению «Тимуровцы» предусмотрено выполнение школьниками творческих и проектных работ. Данная программа реализуется в рамках деятельности воспитателя и помогает включению обучающихся в дела класса, школы, ближайшего социума.

Цель программы – формирование личностных качеств учащихся как основы взаимоотношений с людьми, обществом и миром в целом в процессе социальной деятельности.

Задачи:

Привлекать учащихся к активному участию в делах класса и школы.

Обучать навыкам общественно-полезной деятельности.

Формировать у школьников способности и готовности к социально преобразующей добровольческой де­ятельности.

Развивать организационные и коммуникативные компетенции, механизмы эмоционально-волевого регулирования поведения, основы личностной адекватной самооценки, ответственности за свои поступки.


Общая характеристика программы

Программа кружка «Тимуровцы» основывается на следующих принципах:

Принцип неадаптивной социализации, которая предполагает обеспечение возможности создания     школьником собственной модели поведения и самоопределения в меняю­щихся социальных условиях. Важным усло­вием выступает создание специальных социальных ситуаций, где предусмотрена возможность самостоятельных проб, действий, имеющих реальный эффект. Это способствует повышению уровня социальной ответственности молодого поколения.

Принцип природосообразности предполагает, что социаль­но-преобразующая деятельность школьников должна основы­ваться на понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека, воспитывать его сообразно по­лу и возрасту, а также формировать у него ответственность за развитие самого себя.

Принцип культуросообразности предполагает, что соци­альная деятельность школьников должна основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответ­ствии с ценностями и нормами национальной культуры и традиций.

Принцип коллективности применительно к социальной деятельности предполагает, что общественно-полезная добровольческая деятельность детей даёт опыт жизни в обще­стве, опыт взаимодействия с окружающими. Она может создавать условия для позитивно направленных гражданского самопо­знания, самоопределения и самореализации.

Принцип диалогичности предполагает, что духовно-цен­ностная ориентация детей и их развитие осуществляются в процессе такого взаимодействия педагога и учащихся, содержанием которого является обмен гражданскими ценностями. Диалогичность воспитания не предполагает равенства меж­ду педагогом и школьником. Это обусловлено возрастными различиями, неодинаковостью жизненного опыта, асиммет­ричностью социальных ролей. Но диалогичность требует не столько равенства, сколько искренности и взаимного пони­мания, признания и принятия.

Принцип патриотической направленности предусмат­ривает обеспечение в процессе социальной деятельности причастности школьников к народам России, российской культуре и исто­рии. Это предполагает исполь­зование эмоционально окрашенных представлений (образы политических, исторических, гражданско­-патриотических явлений и предметов, собственных действий по отношению к Отечеству), описывающих действия на благо России.

Принцип проектности предполагает последовательную ориентацию всей деятельности педагога на подготовку и вы­ведение школьника в самостоятельное проектное действие, разворачивающееся в логике замысел - реализация - реф­лексия.

Принцип поддержки самоопределения воспитанника. Са­моопределение в социальной деятельности - процесс формиро­вания личностью собственного осмысленного и ответственно­го отношения к социальной действительности. Приобретение школьниками опыта социального самоопределения происхо­дит в совместной со взрослым и сверстниками социально-значимой деятельности.

В рамках программы «Тимуровцы» используются следующие формы организации внеурочной деятельности:

беседы;

встречи с людьми различных профессий;

просмотр и обсуждение видеоматериала;

экскурсии;

конкурсы;

выставки детских работ;

коллективные творческие дела;

праздники;

викторины;

творческие проекты, презентации;

мастерские подарков;

трудовые десанты;

Программа тимуровского движения создана для учащихся 7 класса. Рассчитана на 34 часа в год. Занятия проводится один раз в неделю.


Планируемые результаты освоения обучающимися

программы кружка «Тимуровцы»


   Личностные результаты:

ценностное отношение к труду и творчеству, трудолюбие;

первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;

осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;

первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;

Метапредметные результаты:

приобретение школьником социальных знаний,

понимание социальной реальности и повседневной жизни;

приобретение навыков групповой работы;

получение опыта разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности;

поиск, нахождение и обработка информации  о принятых в обществе нормах поведения и общения; о толерантности к другим людям; о взаимопомощи и т.п.;

освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.);

приобретение навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе);

В процессе оценки достижения планируемых результатов используются такие методы, как наблюдение, анализа результатов деятельности, проекты, творческие работы, самоанализ и самооценка.


II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Я познаю мир.

Краеведческая, исследовательская и поисковая деятельность. Участие в изучении истории улиц родного города. Знакомство с природой района. Река Уводь. Герои социалистического труда нашей области. Знакомство с историческим прошлым: битва за Москву, Сталинградская битва, битва на Курской дуге.

Сотрудничество.

Оказание помощи в учебе младшим школьникам. Помощь в школьной библиотеке по ремонту учебников и литературы.

Милосердие.

Участие в природоохранительных мероприятиях и акции по сбору средств для приюта «Майский день».

Проектная деятельность.

Изучение истории родной земли, истории нашего отечества, его боевых, трудовых подвигов народа в годы ВОВ.Наши земляки Герои Советского Союза. Наш город и район в годы войны. История ткацкой фабрики.Работа с архивными источниками 

ЗОЖ.

Организация спортивных мероприятий для младших школьников, стремление сделать их жизнь увлекательной и интересной. Проведение бесед-обсуждений о вреде наркотиков и алкоголя.

6. Трудовой десант.

 Проведение субботников и благоустройство территории школы.

III. Учебно-тематический план.


п/п

Темы разделов

Кол-во часов

Из них:

Практические занятия

1.

Я познаю мир

11

5

2.

Сотрудничество

4

4

3.

Милосердие

1

1

4.

Проектная деятельность

8

2

5.

ЗОЖ

8

8

6.

Трудовой десант

2

2


ВСЕГО

34

22


Содержание программы


п/п

Темы - разделы

Количество часов

всего

теория

практика

1.

Сотрудничество

Рейд «Учебник»

4

1 раз в четверть

«Дорога добра»

Акция «Помоги младшему» (помощь в учебе)

В течение года

2.


Милосердие

Акции «Птицы в городе»


По необходимости

Помоги братьям меньшим

1

1

1

3.

Проектная деятельность

Проект «Книга памяти».

8

6

2

4.

Я познаю мир

Знакомство с историей Малой Родины

4

4

2

Они рядом с нами

4

4

3

Знакомство с жизнью и подвигами полководцев и защитников родины

3

3

-

5.

ЗОЖ

Минутки здоровья для уч-ся начальной школы

В течении года

Проведение спортивных мероприятий для младших школьников

4

4

4

Мы против!

4

4

4

6.

Трудовой десант

Тимуровские десанты.

Поддержание санитарного порядка в школе,

учебных кабинетах, пришкольной территории.

В течение года


Чистый двор

2

2

2

























IV. Календарно-тематическое планирование работы кружка

п/п

Тема занятия

Содержаниепрограммы

Кол-во часов


Дата по плану


Дата по факту

Красотою славится наша земля.

Знакомство с природой района. Легенды и предания. Воспитание бережного отношения к природе

1

3.09


История моей страны в названиях улиц

Названия улиц нашего города.

История в названиях улиц. Сбор информации, подготовка отчетов. Презентация.

2

10.09


17.09


Спортивная эстафета «Веселый муравейник» для младших школьников

Эстафета по ПДД

1

24.09


Чистый двор

Организация и проведение субботника на территории школы.

1

1.10


Река, давшая жизнь нашему городу.

Река Уводь. Современное состояние реки. Экология.Экскурсия.

1

8.10


Рейд учебник

Проверка состояния учебников, практическая работа

1

15.10


Скажи нет курению.

Презентация, беседа-обсуждение


22.10


Они рядом с нами.

Сбор материала о героях социалистического труда; сбор материалов о людях разных профессий. Создание творческого отчета.

4

5.11


12.11


19.11


26.11


Битва за Москву

Занятие-презентация, знакомство с историческим прошлым.

1

3.12


«Веселый муравейник»

Спортивные состязания для малышей

1

10.12


Рейд Учебник

Проверка состояния учебников, практическая работа

1

17.12


Помоги братьям меньшим.

Сбор средств и кормов для приюта «Майский день». Экскурсия.

1

24.12


«Веселые сказочные соревнования»

Спортивные состязания для младших школьников


14.01


Проект «Я не участвую в войне, война участвует во мне».

Знакомство с книгой “Памяти”.

Наши земляки Герои Советского Союза.

Знакомство с книгой “Они вернулись с победой”. Военная доблесть наших земляков.

Наш город и район в годы войны. Тыл фронту. История ткацкой фабрики.

Работа с архивными источниками

8

21.01

28.01


4.02


11.02


18.02


25.02


4.03


11.03


Рейд Учебник

Проверка состояния учебников, практическая работа.

1

18.03


«Что ты знаешь о наркотиках» тестирование, упражнения.

Беседа-обсуждение, просмотр презентации, видеороликов. Практическая часть: тестирование, выполнение упражнений, участие в игре.

3

1.04


«Алкоголь-враг человеческого организма»

8.04


Деловая игра «Я выбираю здоровье»

15.04


Сталинградская битва

Занятие-презентация, знакомство с историческим прошлым.

1

22.04


Битва на Курской дуге

Занятие-презентация, знакомство с историческим прошлым.

1

29.04


Чистый двор

Организация и проведение субботника на территории школы.

1

6.05


Чудесная скакалка

Спортивные эстафеты для малышей со скакалкой.

1

13.05


Рейд Учебник

Проверка состояния учебников, практическая работа.

1

20.05






V. Методическое обеспечение программы

выбор оптимальных условий и площадок для проведения различных мероприятий

материалы для оформления и творчества детей

наличие канцелярских принадлежностей

аудиоматериалы и видеотехника

призы и награды для стимулирования

VI. Список литературы.

Богоявленская Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Изд-во Ростов.ун-та, 1983

Бодалёв А. А. Личность и общение. М.: Педагогика, 1995

Глущенко А. Г. Трудовое воспитание школьников во внеклассной работе. М.: Просвещение. 1990

Крайг Г. Психология развития. СПб., 2000

Мирошкина М. Учимся создавать социально значимые проекты. Нар.образование. – 2006.

Обухова Л. Ф. Возрастная психология. М., 1999

Соловейчик С. А. Воспитание творчеством. М.: Знание. - 1978.

Организация внеурочной деятельности в школе: методические рекомендации / авт.-сост. Е.Л. Петренко. – Ульяновск: УИПКПРО,2013

Гражданско–патриотическое воспитание (классные часы, общешкольные мероприятия, интеллектуальные игры, викторины) / авт.сост. Е.В.Усатова и др. – Волгоград: Учитель, 2006.

Методические рекомендации по организации деятельности детских, подростковых организаций ФДПЮО, 2006 г

Положения Концепции (1989) о необходимости приобщения детей к непреходящим общечеловеческим ценностям

Сборник программ. Социальная деятельность. Основная школа/авт.-сост. С.В. Третьякова.- М.: Просвещение,2013

Программы внеурочной деятельности. Проблемно-ценностное общение: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов.- М.: Просвещение,2011





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.