Рабочая программа кружка «Тимуровцы» (7 класс коррекционной школы)
ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ИВАНОВСКАЯ КОРРЕКЦИОННАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 3»
Рассмотрено на заседании МО Руководитель МО _____________ С.В. Халдина Протокол № 1 от 28.08.2020 г. | Согласовано Зам. директора по УВР ______________ М.Г. Нохрина 28.08.2020 г. | УТВЕРЖДЕНО приказом директора ОГКОУ «Ивановская школа-интернат № 3» № 165 от 28.08.2020 г. _____________ Т.С. Фролова |
Программа кружка
«ТИМУРОВЦЫ»
Возраст детей –7 класс
Срок реализации – 1 год (2020 – 2021г.)
Составитель:
Халдина Светлана Викторовна –
воспитатель высшей квалификационной категории
Пояснительная записка.
Актуальной проблемой современного образования и воспитания является проблема социализации обучающихся. Социализация относится к тем процессам, посредством которых люди научаются совместно жить и эффективно взаимодействовать друг с другом. Она предполагает активное участие самого человека в освоении культуры человеческих отношений, в формировании определенных социальных норм, ролей и функций, приобретении знаний, умений и навыков, необходимых для их успешной реализации.
В процессе социализации ребёнок становится в позицию активного члена гражданского общества, способного самоопределяться на основе ценностей, вырабатывать собственное понимание окружающего мира.
Социальная деятельность школьников – это добровольное и посильное участие детей в улучшении отношений и ситуаций, складывающихся в окружающем их мире. Такая деятельность всегда сопряжена с личной инициативой школьника, поиском им нестандартных решений, риском выбора, персональной ответственностью перед группой сверстников, педагогом, общественностью.
Во внеурочное время представляются возможности включать детей в разнообразные виды социальной деятельности, развивать у них на этой основе чувство причастности к общественной жизни, воспитывать коллективизм, общественную активность и сознательную дисциплину. Преобразования, осуществляемые в процессе социальной деятельности, могут касаться любых сторон общественной жизни: отношений между группами школьников, поддержки и взаимопомощи детям младшего возраста, или имеющим проблемы со здоровьем, защиты и развития культурной и природной среды и т.д.
При выполнении общественно-полезных дел успешно решаются многие воспитательные задачи: ребенок живет заботами о важном деле, стремится добиться определенных результатов в работе, знает, что для этого надо делать, проявляет инициативу, ответственность и самостоятельность. Самое главное он учится делать добро и принимать его.
Актуальность данной программы заключается в том, что она способствует разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.
В программе кружка по социальному направлению «Тимуровцы» предусмотрено выполнение школьниками творческих и проектных работ. Данная программа реализуется в рамках деятельности воспитателя и помогает включению обучающихся в дела класса, школы, ближайшего социума.
Цель программы – формирование личностных качеств учащихся как основы взаимоотношений с людьми, обществом и миром в целом в процессе социальной деятельности.
Задачи:
Привлекать учащихся к активному участию в делах класса и школы.
Обучать навыкам общественно-полезной деятельности.
Формировать у школьников способности и готовности к социально преобразующей добровольческой деятельности.
Развивать организационные и коммуникативные компетенции, механизмы эмоционально-волевого регулирования поведения, основы личностной адекватной самооценки, ответственности за свои поступки.
Общая характеристика программы
Программа кружка «Тимуровцы» основывается на следующих принципах:
Принцип неадаптивной социализации, которая предполагает обеспечение возможности создания школьником собственной модели поведения и самоопределения в меняющихся социальных условиях. Важным условием выступает создание специальных социальных ситуаций, где предусмотрена возможность самостоятельных проб, действий, имеющих реальный эффект. Это способствует повышению уровня социальной ответственности молодого поколения.
Принцип природосообразности предполагает, что социально-преобразующая деятельность школьников должна основываться на понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека, воспитывать его сообразно полу и возрасту, а также формировать у него ответственность за развитие самого себя.
Принцип культуросообразности предполагает, что социальная деятельность школьников должна основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры и традиций.
Принцип коллективности применительно к социальной деятельности предполагает, что общественно-полезная добровольческая деятельность детей даёт опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия с окружающими. Она может создавать условия для позитивно направленных гражданского самопознания, самоопределения и самореализации.
Принцип диалогичности предполагает, что духовно-ценностная ориентация детей и их развитие осуществляются в процессе такого взаимодействия педагога и учащихся, содержанием которого является обмен гражданскими ценностями. Диалогичность воспитания не предполагает равенства между педагогом и школьником. Это обусловлено возрастными различиями, неодинаковостью жизненного опыта, асимметричностью социальных ролей. Но диалогичность требует не столько равенства, сколько искренности и взаимного понимания, признания и принятия.
Принцип патриотической направленности предусматривает обеспечение в процессе социальной деятельности причастности школьников к народам России, российской культуре и истории. Это предполагает использование эмоционально окрашенных представлений (образы политических, исторических, гражданско-патриотических явлений и предметов, собственных действий по отношению к Отечеству), описывающих действия на благо России.
Принцип проектности предполагает последовательную ориентацию всей деятельности педагога на подготовку и выведение школьника в самостоятельное проектное действие, разворачивающееся в логике замысел - реализация - рефлексия.
Принцип поддержки самоопределения воспитанника. Самоопределение в социальной деятельности - процесс формирования личностью собственного осмысленного и ответственного отношения к социальной действительности. Приобретение школьниками опыта социального самоопределения происходит в совместной со взрослым и сверстниками социально-значимой деятельности.
В рамках программы «Тимуровцы» используются следующие формы организации внеурочной деятельности:
беседы;
встречи с людьми различных профессий;
просмотр и обсуждение видеоматериала;
экскурсии;
конкурсы;
выставки детских работ;
коллективные творческие дела;
праздники;
викторины;
творческие проекты, презентации;
мастерские подарков;
трудовые десанты;
Программа тимуровского движения создана для учащихся 7 класса. Рассчитана на 34 часа в год. Занятия проводится один раз в неделю.
Планируемые результаты освоения обучающимися
программы кружка «Тимуровцы»
Личностные результаты:
• ценностное отношение к труду и творчеству, трудолюбие;
• первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
• осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;
• первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
Метапредметные результаты:
приобретение школьником социальных знаний,
понимание социальной реальности и повседневной жизни;
приобретение навыков групповой работы;
получение опыта разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности;
поиск, нахождение и обработка информации о принятых в обществе нормах поведения и общения; о толерантности к другим людям; о взаимопомощи и т.п.;
освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.);
приобретение навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе);
В процессе оценки достижения планируемых результатов используются такие методы, как наблюдение, анализа результатов деятельности, проекты, творческие работы, самоанализ и самооценка.
II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Я познаю мир.
Краеведческая, исследовательская и поисковая деятельность. Участие в изучении истории улиц родного города. Знакомство с природой района. Река Уводь. Герои социалистического труда нашей области. Знакомство с историческим прошлым: битва за Москву, Сталинградская битва, битва на Курской дуге.
Сотрудничество.
Оказание помощи в учебе младшим школьникам. Помощь в школьной библиотеке по ремонту учебников и литературы.
Милосердие.
Участие в природоохранительных мероприятиях и акции по сбору средств для приюта «Майский день».
Проектная деятельность.
Изучение истории родной земли, истории нашего отечества, его боевых, трудовых подвигов народа в годы ВОВ.Наши земляки Герои Советского Союза. Наш город и район в годы войны. История ткацкой фабрики.Работа с архивными источниками
ЗОЖ.
Организация спортивных мероприятий для младших школьников, стремление сделать их жизнь увлекательной и интересной. Проведение бесед-обсуждений о вреде наркотиков и алкоголя.
6. Трудовой десант.
Проведение субботников и благоустройство территории школы.
III. Учебно-тематический план.
№ п/п | Темы разделов | Кол-во часов | Из них: |
Практические занятия | |||
1. | Я познаю мир | 11 | 5 |
2. | Сотрудничество | 4 | 4 |
3. | Милосердие | 1 | 1 |
4. | Проектная деятельность | 8 | 2 |
5. | ЗОЖ | 8 | 8 |
6. | Трудовой десант | 2 | 2 |
| ВСЕГО | 34 | 22 |
Содержание программы
№ п/п | Темы - разделы | Количество часов | ||||
всего | теория | практика | ||||
1. | Сотрудничество | |||||
Рейд «Учебник» | 4 | 1 раз в четверть | ||||
«Дорога добра» Акция «Помоги младшему» (помощь в учебе) | В течение года | |||||
2. | Милосердие | |||||
Акции «Птицы в городе» | | По необходимости | ||||
Помоги братьям меньшим | 1 | 1 | 1 | |||
3. | Проектная деятельность | |||||
Проект «Книга памяти». | 8 | 6 | 2 | |||
4. | Я познаю мир | |||||
Знакомство с историей Малой Родины | 4 | 4 | 2 | |||
Они рядом с нами | 4 | 4 | 3 | |||
Знакомство с жизнью и подвигами полководцев и защитников родины | 3 | 3 | - | |||
5. | ЗОЖ | |||||
Минутки здоровья для уч-ся начальной школы | В течении года | |||||
Проведение спортивных мероприятий для младших школьников | 4 | 4 | 4 | |||
Мы против! | 4 | 4 | 4 | |||
6. | Трудовой десант | |||||
Тимуровские десанты. Поддержание санитарного порядка в школе, учебных кабинетах, пришкольной территории. | В течение года | |||||
| Чистый двор | 2 | 2 | 2 |
IV. Календарно-тематическое планирование работы кружка | |||||
№ п/п | Тема занятия | Содержаниепрограммы | Кол-во часов | Дата по плану | Дата по факту |
Красотою славится наша земля. | Знакомство с природой района. Легенды и предания. Воспитание бережного отношения к природе | 1 | 3.09 | | |
История моей страны в названиях улиц | Названия улиц нашего города. История в названиях улиц. Сбор информации, подготовка отчетов. Презентация. | 2 | 10.09 | | |
17.09 | | ||||
Спортивная эстафета «Веселый муравейник» для младших школьников | Эстафета по ПДД | 1 | 24.09 | | |
Чистый двор | Организация и проведение субботника на территории школы. | 1 | 1.10 | | |
Река, давшая жизнь нашему городу. | Река Уводь. Современное состояние реки. Экология.Экскурсия. | 1 | 8.10 | | |
Рейд учебник | Проверка состояния учебников, практическая работа | 1 | 15.10 | | |
Скажи нет курению. | Презентация, беседа-обсуждение | | 22.10 | | |
Они рядом с нами. | Сбор материала о героях социалистического труда; сбор материалов о людях разных профессий. Создание творческого отчета. | 4 | 5.11 | | |
12.11 | | ||||
19.11 | | ||||
26.11 | | ||||
Битва за Москву | Занятие-презентация, знакомство с историческим прошлым. | 1 | 3.12 | | |
«Веселый муравейник» | Спортивные состязания для малышей | 1 | 10.12 | | |
Рейд Учебник | Проверка состояния учебников, практическая работа | 1 | 17.12 | | |
Помоги братьям меньшим. | Сбор средств и кормов для приюта «Майский день». Экскурсия. | 1 | 24.12 | | |
«Веселые сказочные соревнования» | Спортивные состязания для младших школьников | | 14.01 | | |
Проект «Я не участвую в войне, война участвует во мне». | Знакомство с книгой “Памяти”. Наши земляки Герои Советского Союза. Знакомство с книгой “Они вернулись с победой”. Военная доблесть наших земляков. Наш город и район в годы войны. Тыл фронту. История ткацкой фабрики. Работа с архивными источниками | 8 | 21.01 |
| |
28.01 | | ||||
4.02 | | ||||
11.02 | | ||||
18.02 | | ||||
25.02 | | ||||
4.03 | | ||||
11.03 | | ||||
Рейд Учебник | Проверка состояния учебников, практическая работа. | 1 | 18.03 | | |
«Что ты знаешь о наркотиках» тестирование, упражнения. | Беседа-обсуждение, просмотр презентации, видеороликов. Практическая часть: тестирование, выполнение упражнений, участие в игре. | 3 | 1.04 | | |
«Алкоголь-враг человеческого организма» | 8.04 | | |||
Деловая игра «Я выбираю здоровье» | 15.04 | | |||
Сталинградская битва | Занятие-презентация, знакомство с историческим прошлым. | 1 | 22.04 | | |
Битва на Курской дуге | Занятие-презентация, знакомство с историческим прошлым. | 1 | 29.04 | | |
Чистый двор | Организация и проведение субботника на территории школы. | 1 | 6.05 | | |
Чудесная скакалка | Спортивные эстафеты для малышей со скакалкой. | 1 | 13.05 | | |
Рейд Учебник | Проверка состояния учебников, практическая работа. | 1 | 20.05 | |
V. Методическое обеспечение программы
выбор оптимальных условий и площадок для проведения различных мероприятий
материалы для оформления и творчества детей
наличие канцелярских принадлежностей
аудиоматериалы и видеотехника
призы и награды для стимулирования
VI. Список литературы.
Богоявленская Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Изд-во Ростов.ун-та, 1983
Бодалёв А. А. Личность и общение. М.: Педагогика, 1995
Глущенко А. Г. Трудовое воспитание школьников во внеклассной работе. М.: Просвещение. 1990
Крайг Г. Психология развития. СПб., 2000
Мирошкина М. Учимся создавать социально значимые проекты. Нар.образование. – 2006.
Обухова Л. Ф. Возрастная психология. М., 1999
Соловейчик С. А. Воспитание творчеством. М.: Знание. - 1978.
Организация внеурочной деятельности в школе: методические рекомендации / авт.-сост. Е.Л. Петренко. – Ульяновск: УИПКПРО,2013
Гражданско–патриотическое воспитание (классные часы, общешкольные мероприятия, интеллектуальные игры, викторины) / авт.сост. Е.В.Усатова и др. – Волгоград: Учитель, 2006.
Методические рекомендации по организации деятельности детских, подростковых организаций ФДПЮО, 2006 г
Положения Концепции (1989) о необходимости приобщения детей к непреходящим общечеловеческим ценностям
Сборник программ. Социальная деятельность. Основная школа/авт.-сост. С.В. Третьякова.- М.: Просвещение,2013
Программы внеурочной деятельности. Проблемно-ценностное общение: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов.- М.: Просвещение,2011