12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Панченко Инна Ивановна407
Социальный педагог, учитель-дефектолог, тьютор, педагог дополнительного образования в дошкольном учреждении
Россия, Волгоградская обл., Волгоград








Рабочая программа кружка

«Уроки вежливости и доброты»

для детей младшего и среднего дошкольного возраста


t1645910286aa.png







Социальный педагог

Панченко И.И.











СОДЕРЖАНИЕ

1.Пояснительная записка.

2.Тематическое планирование………………………………………

3.Контрольно-диагностические материалы…………………………

4.Ресурсное обеспечение программы………………………………

5.Список использованной литературы …………………………….








































Пояснительная записка.


Направленность программы кружка: программа кружка «Уроки вежливости и доброты» является программой кружка социально-личностной направленности.

Новизна программы кружка: система дошкольного образования в нашей стране в настоящее время подвергается существенному реформированию. Главным государственным требованием является формирование гармонично развитой личности, обладающей интегративными качествами (физическими, личностными, интеллектуальными) в их единстве и цельности. Одним из показателей гармонично-развитой личности является владение ею культурой поведения: знание правил поведения, хорошее, искреннее и уместное их соблюдение. Культура поведения – характерный признак хорошего воспитания. Формируя представления о нормах и правилах поведения, необходимо влиять на отношения ребят со сверстниками, родителями, другими людьми, помогая ориентироваться в общественной жизни. Поэтому воспитание культуры поведения является такой же важной частью воспитательного процесса, как и обучение грамоте, иностранному языку, музыке. Воспитание у ребят культуры поведения включает нравственно-эстетическое отношение к окружающим людям, красоту поведенческих манер и соблюдение правил этикета, принятых в обществе.

Актуальность программы кружка: в связи с этим актуальность данной программы кружка -создание условий для развития личности ребенка, развития мотивации к познанию и творчеству, приобщения к общечеловеческим ценностям, для социального и культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, укрепления психического и физического здоровья детей, взаимодействия педагога с семьей.

Программа кружка составлена на основе знаний возрастных, психолого-педагогических, физических особенностей детей младшего и среднего дошкольного возраста. Работа с детьми строится на взаимосотрудничестве, на основе уважительного, искреннего, деликатного и тактичного отношения к личности ребенка. Важный аспект в обучении - индивидуальный подход, удовлетворяющий требованиям познавательной деятельности ребёнка.

Дети знакомятся с правилами этикета; учатся правилам поведения за столом, в гостях, в общественных местах, умению различать посуду по назначению: кухонная, столовая, чайная. Дети знакомятся с правилами сервировки стола, использованием столовых приборов по назначению.

Цель: воспитание хороших манер у детей как части общей культуры личности:

-усвоение правил культуры еды;

-усвоение правил и норм поведения в гостях, общественных местах;

-воспитание уважительного отношения к старшим и толерантного отношения к людям;

-развитие эстетических чувств и желание всё делать красиво (сервировать стол, следить за столом).

Наша задача - воспитать ребенка так, чтобы он в дальнейшем чувствовал себя комфортно в любых жизненных ситуациях, т.е., привить ему определенные этикетные нормы. Воспитанность человека полно и ярко проявляется в том, как он удовлетворяет свои обыденные, бытовые потребности. Правила и нормы бытовой культуры во многом определяются эстетическими воззрениями общества, поэтому формирование развитого вкуса и эстетического отношения к предметам и явлениям повседневной жизни составляет важную задачу воспитания.

Мы стараемся выполнять ряд основных задач воспитания этикетных норм:

-Образовательные:

- познакомить детей с азами этических норм,

-учить использовать «специальные слова» в речевом общении,

-помочь освоить нормы этикета,

- познакомить с разнообразными вариантами сервировки стола.

-Воспитательные:

- способствовать воспитанию интереса к окружающим людям;

- помочь воспитать чувства взаимоуважения, взаимодоверия, взаимопонимания;

- способствовать воспитанию коммуникабельности и чувства коллективизма.

-Развивающие:

- развивать у детей навыки общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками, педагогами, родителями и другими окружающими людьми с ориентацией на метод сопереживания;

- развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей;

- развивать навыки самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения.

За основу своей работы берем три основных раздела: культура еды, культура быта и культура общения.

Мы используем следующие методы и приемы воспитания этикетных норм у дошкольников:

-общение со сказочным персонажем (подсказать, найти ошибки, научить чему-либо);

-словесные приемы (рассказ взрослого и ребенка из личного опыта, вопросы, беседа);

-игровые приемы (занятие-игра, игровые упражнения, игры-путешествия, игры-соревнования);

-наглядные приемы (картинки, видеоматериалы, иллюстрации, схемы);


-использование театрализации (кукольного, настольного, театра фланелеграфе, этюды, сцены);

- использованиехудожественного слова (стихи, сказки, рассказы, загадки, пословицы, басни);

- использование музыки;

-практические действия (сервировка стола, разбор ситуаций из жизни) ;

-наблюдение (за действием взрослого и ребенка, любование красотой эстетического оформления: стола, букета, подарка, салфетки);

-метод проектов («Украшение стола на мамин праздник»; «Скатерти и салфетки-наши помощники»).


В кружке участвуют дети от 3 до 5 лет.

Данная программа кружка рассчитана на 1 год обучения (младший и средний возраст), занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительностью 20 мин.

Время поведения: 16.30-16.50 (пятница)

Количество детей: 8-10 человек


Ожидаемые результаты:

В результате реализации программы в конце обучения дети:

-будут выполнять правила этикета, поведения, культуры общения;

-научатся продуктивно взаимодействовать с другими людьми;

-познакомятся с вежливыми словами и научатся их применять;

-у детей повысятся коммуникативные навыки и снизится агрессивность;


После завершения программы воспитанники смогут:

-применять имеющие знания, умения и навыки в реальных жизненных ситуациях;

-общаться, обмениваться идеями;

-уважать старших и помогать младшим.


Тематическое планирование кружка «Уроки вежливости и доброты»


Примерное тематическое планирование

Неделя/

Кол-во часов

Тема

Цель и задачи

Диагностирование детей(сентябрь)

Октябрь

1 неделя/

1час

«Что такое этикет?» (Просмотр обучающего мультфильма «что такое этикет?», беседа)

Познакомить детей с понятием этикет, общими правилами этикета и для чего он нужен людям.

2 неделя/

1час

«Кто я такой?».

(чтение стихотворения А. Барто «Имя и фамилия»беседа по прочитанному,игры «Раз, два, три –свое имя назови», «Снежный ком»,«Кто позвал» (назови ласково, строго по-домашнему)

Знать полное имя, отчество, фамилию, адрес, телефон, страну и сведения о родителях, развивать самосознание детей.

3 неделя/

1час

«Зачем нужен друг?»

(прослушивание песни Шаинского «Дружба»и беседа,

художественное творчество (рисование на тему: «Мой друг»).

Воспитывать и развивать осознанные взаимно доброжелательные отношения с ровесниками, понятия о дружбе, друзьях.

4 неделя/1 час

«Давайте никогда не ссориться!».

(Д/и «Не забывай о товарищах»,

игра-соревнование, где детям понадобится помощь друг друга).

Формировать положительные взаимоотношения между детьми, побуждать их к добрым поступкам.

Ноябрь

1 неделя /1 час

«С чего начинается утро или слово «здравствуй»».

Чтение книги С. Козлова «Трям! Здравствуй» и беседа о прочитанном, игра «Приветствие у разных народов»

Закреплять в речевом обиходе вежливые формы приветствия.

Словарная работа: здравствуй, доброе утро, добрый день, добрый вечер.

2 неделя /1час

«Вежливая просьба».(беседа, проигрывание ситуации «Попроси вежливо», игра «Катись, клубок»).

Познакомить детей с различными формами выражения просьбы, адресованной кому-либо (близкому человеку, незнакомцу, ровеснику) в разных ситуациях: дома, на улице, в общественных местах

3 неделя/

1 час

«Что значит - заботится о малышах» (беседа,

сюжетно-ролевая игра).

«Кукла Даша упала и разбила нос. Ей больно и обидно. Утешь её».

Познакомить детей с тем, что к младшим нужно относиться с заботой и вниманием: ввести в речевой обиход некоторые слова и выражения

4 неделя/ 1 час

«Наша дружная семья»

(игра-инсценирование«Моя дружная семья», пальчиковая гимнастика

« Семья»).

Закрепить правила вежливости

Декабрь

1 неделя/

1час

«Плохие и хорошие поступки»

(просмотр мультфильма В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо» с последующим обсуждением,

игра «Плохо-хорошо»;

чтение отрывков из сказок иоценивание поступков героев (плохо или хорошо поступили)

Поговорить о хороших и плохих поступках. Ввести правило: «Не перенимай дурных поступков, старайся сам подать хороший пример».

2 неделя/ 1 час

«Зачем уступать друг другу?»

(Ситуативная игра: в группе появилась новая машина. Все мальчики хотят с ней поиграть, как им поступить?)

Объяснить детям, как важно в игре и в серьёзных делах не быть грубым, уступать друг другу.

3 неделя /

1 час

«Что может показать наше лицо?» (беседа,

игра «Найди жильцов» (домиков радости, печали, нежности).

Научить детей определить настроение друга и поступать с учетом этого настроения.

4 неделя /1час

«Что такое комплимент?»

(Игры«Сделаем по кругу друг другу подарок», «Комплимент»).

Учить детей говорить друг другу комплименты.

Январь

1 неделя / 1 час

«У тебя в гостях друзья».

(чтение рассказа Н. Носова «Бобик в гостях у Барбоса» и беседа о прочитанном).

Научить ребенка вежливо беседовать со своим гостем; дать представление о правилах начала разговора с гостем, вежливых выражениях приветствиях.

Словарь: проходите, пожалуйста; как приятно, очень рады, всего хорошего.

Закрепить правила поведения в гостях.

2 неделя/ 1 час

«Поговорим о правилах культурного поведения за столом»

(сюжетно-ролевая игра «День рождения», просмотр мультфильма «Лунтик учит правила поведения за столом).

Учить детей правильному поведению за столом. Дать понятия о хороших манерах.

3 неделя/ 1 час

«Для чего нужны столовые приборы: вилка, ложка, нож?»

(Игра-упражнение «За столом», физминутка «Посуда»)

Научить детей, как правильно пользоваться столовыми приборами, для чего они нужны.

4 неделя / 1 час

«Обед для Лунтика»

(игра «Праздничное блюдо», просмотр мультфильма «Лунтик учит правила этикета»).

Познакомить детей с правилами сервировки стола. Какие приборы и посуда для этого используются. Уточнить правила поведения за столом

февраль

1 неделя/ 1 час

«Как помочь птицам зимой».

(Чтение стихотворения Е. Благиной «Мороз», показ презентации «Птицы зимой»).


Поговорить с детьми о том, что такое доброе отношение к птицам, объяснить детям, сто в отношении к животным и птицам проявляется культура человека.

2 неделя/ 1 час

«Волшебные слова – наши верные друзья»

(дидактические игры «Волшебные слова», «Вежливо –невежливо», сказка «Дорога домой» на фланелеграфе)

Закрепить представление о том, что вежливые слова помогают человеку, вызывают добрые чувства к тем, кто говорит их.

3 неделя/ 1 час

«Поведение в общественном транспорте».

(сюжетно-ролевая игра«В автобусе»).

Показать ребёнку, как принято вести себя в общественном транспорте.

4 неделя/ 1 час

«Вежливый разговор по телефону».

(сюжетно-ролевая игра «Разговор по телефону»,чтение художественной литературы:

«Телефон» К. Чуковский, физминутка «Волшебный телефон»).

Сформировать навыки вежливого разговора по телефону. В процессе игры добиваться автоматической реализации в речи ребёнка этикетных выражений, которые сопровождают телефонный разговор.

март

1 неделя /

1 час

«Учимся мириться».

(стихотворение «Поссорились»,игра «Давай мириться»)

Научиться сдерживать негативные побуждения, избегать конфликтов, находить слова для оценки поведения, развивать чувство юмора.

2 неделя/1 час

«Мы идем в гости».

(сценка «Игра в гостей», изготовление подарка своими руками)

Закрепить правила поведения в гостях.

3 неделя/ 1 час

«Добро побеждает зло»

(Беседа о добрых и злых людях,просмотр мультфильма«Приключение кота Леопольда».

Игра на выявление эмоций(показать шаловливых мышат, сердитых, весёлых).

Раскрыть сущность полярных понятий «добро» и «зло».

Подвести к выводу, что добрым быть лучше.

4неделя/1 час

Мир эмоций.(Инсценированиеситуации:изобразить с помощью лица и движений тела подружек, которые поссорились,

разучить песню «Улыбка»).

Познакомить с ещё одним правилом примирения: «Дружба начинается с улыбки».

апрель

1 неделя /

1 час

«Поведение в театре»

(сюжетно-ролевая игра«Театр»).

Познакомить детей с правилами речевого общения и поведения в театре.

2 неделя/ 1 час

«Дом, в котором ты живешь» (беседао том, как дети помогают взрослым дома, какие у них есть обязанности, разгадывание загадок, чтение стихотворения А.Барто «Помощница», пальчиковая игра «Помощники», дидактическая игра «Уберем игрушки).

Вспомнить правило: «Любое задание нужно выполнять старательно, аккуратно». Хорошо выполненное задание доставит удовольствие и тебе и взрослому.

3 неделя/ 1 час

«Наши верные друзья».

(показ театра на фланелеграфе «Брошенный пес»,

рисование «Мой верный друг – собака»).

Продолжить разговор о добром и внимательном отношении к животным, учить правильно к ним относится.

4 неделя/ 1 час

«Мои умные помощники» (глаза, уши, рот, нос, руки)

(Д/и «Посылка от обезьянки», беседа о важности органов чувств).

Дать детям представление:

- о различных средствах и способах коммуникации с окружающим внешним миром;

- о важности и значительности органов чувств, памяти, внимания, эмоций, жестов и движений в процессе общения.

Май

1 неделя/ 1 час

«Учимся справляться с гневом».

Предложить детям способы, помогающие «выпустить из себя злого дракона»:

Потопать ногами.

Надуть воздушный шарик злостью

2 неделя / 1 час

«Природа и мы»

(Чтение рассказа Н. Надеждиной «Секреты полевых цветов»,

инсценирование стихотворения: «Мы приехали на речку

воскресенье провести…»)

Показать детям, как заботиться о природе. Воспитывать бережное отношение к природе, желание оказывать ей посильную помощь.

3неделя / 1 час

«Чем больше в мире красоты, тем счастливее я и ты».


(беседа: «Убирай за собой мусор», художественное творчество (коллаж « Все дети за чистоту на планете!»)

Закрепить правила поведения в природе.

4 неделя/ 1 час

Итоговое развлечение: «В гостях у феи Вежливости».

Применять все правила этикета.

Диагностирование детей (май)

Общее количество часов:32


Диагностика результатов (методика М.И. Лисиной)

(проводится в начале курса и в конце)

Установка ведущей формы отношения ребенка к окружающим.


формы проведения

(ребенок обращается к сверстникам)

баллы

1

+ Д

руководит ими


2

наставляет их


3

помогает им


4

хвалит их


5

- Д

заставляет их


6

приказывает им


7

нападает на них


8

ругает их


9

+ П

уступает им


10

соглашается с ними


11

доверяется ими


12

воодушевляется от общения с ними


13

- П

подчиняется им


14

слушается их


15

терпит их


16

переживает из-за них




Шкала оценки (баллы):

0 - никогда (не проявляется вообще)

1- редко (проявляется редко)

2 - иногда (проявляется несколько раз)

3- часто (проявляется сравнительно часто)

4- всегда (носит доминирующий характер)

Доминирующей формой отношения ребенка является та, которая оценивается наибольшей суммой баллов. Затем суммируют баллы по всем формам.

Низкий уровень – от 0 до22 баллов

Средний уровень – от 23 до 44 баллов

Высокий уровень - от 45 до 64 баллов

+Д положительное доминирование

Дети пользуются популярностью у сверстников. Активны, любознательны, самокритичны, доброжелательны, отзывчивы.

- ДОтрицательное доминирование

Стремятся быть первыми, самыми главными, часто на имея на это достаточных оснований.

+ П положительное подчинение

Общительны, доброжелательны, легко вступают в контакт, доверяются друзьям, ищут у них поддержки и признания. Избегают конфликтов, не стремятся быть лидерами, хорошие исполнители.

- П отрицательное подчинение.

Малоактивны, застенчивы, необщительны, неуверенны в себе, уступают сверстникам, заниженная самооценка,плаксивость,обидчивость. Чувство дискомфорта, осознание своей «ненужности».

Литература:

С.О. Николаева «Занятия по культуре поведения с дошкольниками и младшими школьниками»,Москва,гуманитарный издательский центр «Владос»,2000г.

Н.Е.Богуславская, Н.А.Купина «Веселый этикет» Изд-во «АРГО» 2002 г.

И.Агапова, М.Давыдова «Игры и задания для чудо-воспитания (этикет для детей) . Изд-во «Лада» 2006 г.

Л.М.Щипицына, О.В. Защиринская «Азбука общения» Изд-во «Детсво-Пресс» 2000г.

В.А.Сухомлинский «Хрестоматия по этике» Москва ,1990

С.В.Петерина «Воспитание культуры у детей дошкольного возраста» Москва, 1986

Т.В. Сенько «Изучение межличностного взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми» Л. 1991

Э. Крижан, Ю.Орлик «Как вести себя. О правилах приличия»,Братислава 1994г.

С.В. Петерина “Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста”. Москва, 1986 г.

Л.М.Шипицина “Азбука общения” раздел № 8 С.-Петербург 2002 г.

Л.Ф.Островская “Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольников”.

Т.А. Шорыгина “Вежливые сказки” - этикет для малышей.

Л.Ф.Островская “Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников” Москва Просвещение, 1990г.

Н.В. Нищева “Развивающие сказки” 2002 С-Петербург изд. Детство-Пресс

С.А. Насонкина “Уроки этикета” С.-Петербург изд. “Акцент” 1998 г

О.Н. Пахомова “Добрые сказки. Этика для малышей” Москва. Прометей 2003 г.

Е.А. Алябьева “Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками” М. 2003 г

Т. Шорыгина “Этикет для малышей” М. Прометей. 2003 г.

О.А.Куревина, Г.Е.Селезнёва “Путешествие в прекрасное” Москва. Баланс 2004 г.

А.А. Романов “Направленная игровая терапия агрессивности у детей” Москва. 2004г.

Л.Ф.Островская “Педагогические знания - родителям” М. Просвещение 1983г.

И.Н.Курочкина “Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников” М.ГИЦ Владос 2001г.

Дошкольное воспитание№7 1975 г. Л.Одинцова “Воспитание навыков культурного поведения детей в коллективе сверстника”.

Д/В №2,3,4,5,12, 1986г. “Формирование культуры поведения и дисциплинированности в процессе трудовой деятельности детей дошкольного возраста”.

Д/В №2 1976 Л. Островская “Поговорим о красоте поведения”.

Д/В №4 1985г. Т.Комарова “За что и как поощрять ребёнка”.

Д/В №12 2004г. “Ю.В. Щербинина “Речевая агрессия и пути её преодоления”.

Д/В №1 1989г. Г. Портянкина “Планирование работы по воспитанию культуры поведения”.

Д/В №9 1985г. Л.Островская “Воспитание правильного поведения на занятиях”.

Д/В №4 1988г. А.С.Макаренко “Лекции о воспитании. Как понять ребёнка?”.

Д/В №10 1989г. Л.Островская “Приглашаем к разговору об этике и культуре поведения”.

Д/В № 5 2001г. И.Курочкина “Деловая игра как форма организации воспитательно-образовательного процесса”.

Д/В №10 2003г. И.Курочкина “О культуре поведения и этикете”.

Д/В №8 1982г. Л.Островская “Азы воспитанности”.

Д/В №5 1989г. Н. Формановская “Как правильно общаться”.

Д/В №9 2001г. С.Козлова “Нравственное воспитание детей в современном мире.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.