Рабочая программа кружка для детей младшего и среднего дошкольного возраста «Уроки вежливости и доброты»
Рабочая программа кружка
«Уроки вежливости и доброты»
для детей младшего и среднего дошкольного возраста
Социальный педагог
Панченко И.И.
СОДЕРЖАНИЕ
1.Пояснительная записка.
2.Тематическое планирование………………………………………
3.Контрольно-диагностические материалы…………………………
4.Ресурсное обеспечение программы………………………………
5.Список использованной литературы …………………………….
Пояснительная записка.
Направленность программы кружка: программа кружка «Уроки вежливости и доброты» является программой кружка социально-личностной направленности.
Новизна программы кружка: система дошкольного образования в нашей стране в настоящее время подвергается существенному реформированию. Главным государственным требованием является формирование гармонично развитой личности, обладающей интегративными качествами (физическими, личностными, интеллектуальными) в их единстве и цельности. Одним из показателей гармонично-развитой личности является владение ею культурой поведения: знание правил поведения, хорошее, искреннее и уместное их соблюдение. Культура поведения – характерный признак хорошего воспитания. Формируя представления о нормах и правилах поведения, необходимо влиять на отношения ребят со сверстниками, родителями, другими людьми, помогая ориентироваться в общественной жизни. Поэтому воспитание культуры поведения является такой же важной частью воспитательного процесса, как и обучение грамоте, иностранному языку, музыке. Воспитание у ребят культуры поведения включает нравственно-эстетическое отношение к окружающим людям, красоту поведенческих манер и соблюдение правил этикета, принятых в обществе.
Актуальность программы кружка: в связи с этим актуальность данной программы кружка -создание условий для развития личности ребенка, развития мотивации к познанию и творчеству, приобщения к общечеловеческим ценностям, для социального и культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, укрепления психического и физического здоровья детей, взаимодействия педагога с семьей.
Программа кружка составлена на основе знаний возрастных, психолого-педагогических, физических особенностей детей младшего и среднего дошкольного возраста. Работа с детьми строится на взаимосотрудничестве, на основе уважительного, искреннего, деликатного и тактичного отношения к личности ребенка. Важный аспект в обучении - индивидуальный подход, удовлетворяющий требованиям познавательной деятельности ребёнка.
Дети знакомятся с правилами этикета; учатся правилам поведения за столом, в гостях, в общественных местах, умению различать посуду по назначению: кухонная, столовая, чайная. Дети знакомятся с правилами сервировки стола, использованием столовых приборов по назначению.
Цель: воспитание хороших манер у детей как части общей культуры личности:
-усвоение правил культуры еды;
-усвоение правил и норм поведения в гостях, общественных местах;
-воспитание уважительного отношения к старшим и толерантного отношения к людям;
-развитие эстетических чувств и желание всё делать красиво (сервировать стол, следить за столом).
Наша задача - воспитать ребенка так, чтобы он в дальнейшем чувствовал себя комфортно в любых жизненных ситуациях, т.е., привить ему определенные этикетные нормы. Воспитанность человека полно и ярко проявляется в том, как он удовлетворяет свои обыденные, бытовые потребности. Правила и нормы бытовой культуры во многом определяются эстетическими воззрениями общества, поэтому формирование развитого вкуса и эстетического отношения к предметам и явлениям повседневной жизни составляет важную задачу воспитания.
Мы стараемся выполнять ряд основных задач воспитания этикетных норм:
-Образовательные:
- познакомить детей с азами этических норм,
-учить использовать «специальные слова» в речевом общении,
-помочь освоить нормы этикета,
- познакомить с разнообразными вариантами сервировки стола.
-Воспитательные:
- способствовать воспитанию интереса к окружающим людям;
- помочь воспитать чувства взаимоуважения, взаимодоверия, взаимопонимания;
- способствовать воспитанию коммуникабельности и чувства коллективизма.
-Развивающие:
- развивать у детей навыки общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками, педагогами, родителями и другими окружающими людьми с ориентацией на метод сопереживания;
- развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей;
- развивать навыки самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения.
За основу своей работы берем три основных раздела: культура еды, культура быта и культура общения.
Мы используем следующие методы и приемы воспитания этикетных норм у дошкольников:
-общение со сказочным персонажем (подсказать, найти ошибки, научить чему-либо);
-словесные приемы (рассказ взрослого и ребенка из личного опыта, вопросы, беседа);
-игровые приемы (занятие-игра, игровые упражнения, игры-путешествия, игры-соревнования);
-наглядные приемы (картинки, видеоматериалы, иллюстрации, схемы);
-использование театрализации (кукольного, настольного, театра фланелеграфе, этюды, сцены);
- использованиехудожественного слова (стихи, сказки, рассказы, загадки, пословицы, басни);
- использование музыки;
-практические действия (сервировка стола, разбор ситуаций из жизни) ;
-наблюдение (за действием взрослого и ребенка, любование красотой эстетического оформления: стола, букета, подарка, салфетки);
-метод проектов («Украшение стола на мамин праздник»; «Скатерти и салфетки-наши помощники»).
В кружке участвуют дети от 3 до 5 лет.
Данная программа кружка рассчитана на 1 год обучения (младший и средний возраст), занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительностью 20 мин.
Время поведения: 16.30-16.50 (пятница)
Количество детей: 8-10 человек
Ожидаемые результаты:
В результате реализации программы в конце обучения дети:
-будут выполнять правила этикета, поведения, культуры общения;
-научатся продуктивно взаимодействовать с другими людьми;
-познакомятся с вежливыми словами и научатся их применять;
-у детей повысятся коммуникативные навыки и снизится агрессивность;
После завершения программы воспитанники смогут:
-применять имеющие знания, умения и навыки в реальных жизненных ситуациях;
-общаться, обмениваться идеями;
-уважать старших и помогать младшим.
Тематическое планирование кружка «Уроки вежливости и доброты»
Примерное тематическое планирование | Неделя/ Кол-во часов | Тема | Цель и задачи |
Диагностирование детей(сентябрь) | |||
Октябрь | 1 неделя/ 1час | «Что такое этикет?» (Просмотр обучающего мультфильма «что такое этикет?», беседа) | Познакомить детей с понятием этикет, общими правилами этикета и для чего он нужен людям. |
2 неделя/ 1час | «Кто я такой?». (чтение стихотворения А. Барто «Имя и фамилия»беседа по прочитанному,игры «Раз, два, три –свое имя назови», «Снежный ком»,«Кто позвал» (назови ласково, строго по-домашнему) | Знать полное имя, отчество, фамилию, адрес, телефон, страну и сведения о родителях, развивать самосознание детей. | |
3 неделя/ 1час | «Зачем нужен друг?» (прослушивание песни Шаинского «Дружба»и беседа, художественное творчество (рисование на тему: «Мой друг»). | Воспитывать и развивать осознанные взаимно доброжелательные отношения с ровесниками, понятия о дружбе, друзьях. | |
4 неделя/1 час | «Давайте никогда не ссориться!». (Д/и «Не забывай о товарищах», игра-соревнование, где детям понадобится помощь друг друга). | Формировать положительные взаимоотношения между детьми, побуждать их к добрым поступкам. | |
Ноябрь | 1 неделя /1 час | «С чего начинается утро или слово «здравствуй»». Чтение книги С. Козлова «Трям! Здравствуй» и беседа о прочитанном, игра «Приветствие у разных народов» | Закреплять в речевом обиходе вежливые формы приветствия. Словарная работа: здравствуй, доброе утро, добрый день, добрый вечер. |
2 неделя /1час | «Вежливая просьба».(беседа, проигрывание ситуации «Попроси вежливо», игра «Катись, клубок»). | Познакомить детей с различными формами выражения просьбы, адресованной кому-либо (близкому человеку, незнакомцу, ровеснику) в разных ситуациях: дома, на улице, в общественных местах | |
3 неделя/ 1 час | «Что значит - заботится о малышах» (беседа, сюжетно-ролевая игра). «Кукла Даша упала и разбила нос. Ей больно и обидно. Утешь её». | Познакомить детей с тем, что к младшим нужно относиться с заботой и вниманием: ввести в речевой обиход некоторые слова и выражения | |
4 неделя/ 1 час | «Наша дружная семья» (игра-инсценирование«Моя дружная семья», пальчиковая гимнастика « Семья»). | Закрепить правила вежливости | |
Декабрь | 1 неделя/ 1час | «Плохие и хорошие поступки» (просмотр мультфильма В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо» с последующим обсуждением, игра «Плохо-хорошо»; чтение отрывков из сказок иоценивание поступков героев (плохо или хорошо поступили) | Поговорить о хороших и плохих поступках. Ввести правило: «Не перенимай дурных поступков, старайся сам подать хороший пример». |
2 неделя/ 1 час | «Зачем уступать друг другу?» (Ситуативная игра: в группе появилась новая машина. Все мальчики хотят с ней поиграть, как им поступить?) | Объяснить детям, как важно в игре и в серьёзных делах не быть грубым, уступать друг другу. | |
3 неделя / 1 час | «Что может показать наше лицо?» (беседа, игра «Найди жильцов» (домиков радости, печали, нежности). | Научить детей определить настроение друга и поступать с учетом этого настроения. | |
4 неделя /1час | «Что такое комплимент?» (Игры«Сделаем по кругу друг другу подарок», «Комплимент»). | Учить детей говорить друг другу комплименты. | |
Январь | 1 неделя / 1 час | «У тебя в гостях друзья». (чтение рассказа Н. Носова «Бобик в гостях у Барбоса» и беседа о прочитанном). | Научить ребенка вежливо беседовать со своим гостем; дать представление о правилах начала разговора с гостем, вежливых выражениях приветствиях. Словарь: проходите, пожалуйста; как приятно, очень рады, всего хорошего. Закрепить правила поведения в гостях. |
2 неделя/ 1 час | «Поговорим о правилах культурного поведения за столом» (сюжетно-ролевая игра «День рождения», просмотр мультфильма «Лунтик учит правила поведения за столом). | Учить детей правильному поведению за столом. Дать понятия о хороших манерах. | |
3 неделя/ 1 час | «Для чего нужны столовые приборы: вилка, ложка, нож?» (Игра-упражнение «За столом», физминутка «Посуда») | Научить детей, как правильно пользоваться столовыми приборами, для чего они нужны. | |
4 неделя / 1 час | «Обед для Лунтика» (игра «Праздничное блюдо», просмотр мультфильма «Лунтик учит правила этикета»). | Познакомить детей с правилами сервировки стола. Какие приборы и посуда для этого используются. Уточнить правила поведения за столом | |
февраль | 1 неделя/ 1 час | «Как помочь птицам зимой». (Чтение стихотворения Е. Благиной «Мороз», показ презентации «Птицы зимой»). | Поговорить с детьми о том, что такое доброе отношение к птицам, объяснить детям, сто в отношении к животным и птицам проявляется культура человека. |
2 неделя/ 1 час | «Волшебные слова – наши верные друзья» (дидактические игры «Волшебные слова», «Вежливо –невежливо», сказка «Дорога домой» на фланелеграфе) | Закрепить представление о том, что вежливые слова помогают человеку, вызывают добрые чувства к тем, кто говорит их. | |
3 неделя/ 1 час | «Поведение в общественном транспорте». (сюжетно-ролевая игра«В автобусе»). | Показать ребёнку, как принято вести себя в общественном транспорте. | |
4 неделя/ 1 час | «Вежливый разговор по телефону». (сюжетно-ролевая игра «Разговор по телефону»,чтение художественной литературы: «Телефон» К. Чуковский, физминутка «Волшебный телефон»). | Сформировать навыки вежливого разговора по телефону. В процессе игры добиваться автоматической реализации в речи ребёнка этикетных выражений, которые сопровождают телефонный разговор. | |
март | 1 неделя / 1 час | «Учимся мириться». (стихотворение «Поссорились»,игра «Давай мириться») | Научиться сдерживать негативные побуждения, избегать конфликтов, находить слова для оценки поведения, развивать чувство юмора. |
2 неделя/1 час | «Мы идем в гости». (сценка «Игра в гостей», изготовление подарка своими руками) | Закрепить правила поведения в гостях. | |
3 неделя/ 1 час | «Добро побеждает зло» (Беседа о добрых и злых людях,просмотр мультфильма«Приключение кота Леопольда». Игра на выявление эмоций(показать шаловливых мышат, сердитых, весёлых). | Раскрыть сущность полярных понятий «добро» и «зло». Подвести к выводу, что добрым быть лучше. | |
4неделя/1 час | Мир эмоций.(Инсценированиеситуации:изобразить с помощью лица и движений тела подружек, которые поссорились, разучить песню «Улыбка»). | Познакомить с ещё одним правилом примирения: «Дружба начинается с улыбки». | |
апрель | 1 неделя / 1 час | «Поведение в театре» (сюжетно-ролевая игра«Театр»). | Познакомить детей с правилами речевого общения и поведения в театре. |
2 неделя/ 1 час | «Дом, в котором ты живешь» (беседао том, как дети помогают взрослым дома, какие у них есть обязанности, разгадывание загадок, чтение стихотворения А.Барто «Помощница», пальчиковая игра «Помощники», дидактическая игра «Уберем игрушки). | Вспомнить правило: «Любое задание нужно выполнять старательно, аккуратно». Хорошо выполненное задание доставит удовольствие и тебе и взрослому. | |
3 неделя/ 1 час | «Наши верные друзья». (показ театра на фланелеграфе «Брошенный пес», рисование «Мой верный друг – собака»). | Продолжить разговор о добром и внимательном отношении к животным, учить правильно к ним относится. | |
4 неделя/ 1 час | «Мои умные помощники» (глаза, уши, рот, нос, руки) (Д/и «Посылка от обезьянки», беседа о важности органов чувств). | Дать детям представление: - о различных средствах и способах коммуникации с окружающим внешним миром; - о важности и значительности органов чувств, памяти, внимания, эмоций, жестов и движений в процессе общения. | |
Май | 1 неделя/ 1 час | «Учимся справляться с гневом». | Предложить детям способы, помогающие «выпустить из себя злого дракона»: • Потопать ногами. • Надуть воздушный шарик злостью |
2 неделя / 1 час | «Природа и мы» (Чтение рассказа Н. Надеждиной «Секреты полевых цветов», инсценирование стихотворения: «Мы приехали на речку воскресенье провести…») | Показать детям, как заботиться о природе. Воспитывать бережное отношение к природе, желание оказывать ей посильную помощь. | |
3неделя / 1 час | «Чем больше в мире красоты, тем счастливее я и ты». (беседа: «Убирай за собой мусор», художественное творчество (коллаж « Все дети за чистоту на планете!») | Закрепить правила поведения в природе. | |
4 неделя/ 1 час | Итоговое развлечение: «В гостях у феи Вежливости». | Применять все правила этикета. | |
Диагностирование детей (май) | |||
Общее количество часов:32 |
Диагностика результатов (методика М.И. Лисиной)
(проводится в начале курса и в конце)
Установка ведущей формы отношения ребенка к окружающим.
№ | формы проведения (ребенок обращается к сверстникам) | баллы | |
1 | + Д | руководит ими | |
2 | наставляет их | ||
3 | помогает им | ||
4 | хвалит их | ||
5 | - Д | заставляет их | |
6 | приказывает им | ||
7 | нападает на них | ||
8 | ругает их | ||
9 | + П | уступает им | |
10 | соглашается с ними | ||
11 | доверяется ими | ||
12 | воодушевляется от общения с ними | ||
13 | - П | подчиняется им | |
14 | слушается их | ||
15 | терпит их | ||
16 | переживает из-за них |
Шкала оценки (баллы):
0 - никогда (не проявляется вообще)
1- редко (проявляется редко)
2 - иногда (проявляется несколько раз)
3- часто (проявляется сравнительно часто)
4- всегда (носит доминирующий характер)
Доминирующей формой отношения ребенка является та, которая оценивается наибольшей суммой баллов. Затем суммируют баллы по всем формам.
Низкий уровень – от 0 до22 баллов
Средний уровень – от 23 до 44 баллов
Высокий уровень - от 45 до 64 баллов
+Д положительное доминирование
Дети пользуются популярностью у сверстников. Активны, любознательны, самокритичны, доброжелательны, отзывчивы.
- ДОтрицательное доминирование
Стремятся быть первыми, самыми главными, часто на имея на это достаточных оснований.
+ П положительное подчинение
Общительны, доброжелательны, легко вступают в контакт, доверяются друзьям, ищут у них поддержки и признания. Избегают конфликтов, не стремятся быть лидерами, хорошие исполнители.
- П отрицательное подчинение.
Малоактивны, застенчивы, необщительны, неуверенны в себе, уступают сверстникам, заниженная самооценка,плаксивость,обидчивость. Чувство дискомфорта, осознание своей «ненужности».
Литература:
С.О. Николаева «Занятия по культуре поведения с дошкольниками и младшими школьниками»,Москва,гуманитарный издательский центр «Владос»,2000г.
Н.Е.Богуславская, Н.А.Купина «Веселый этикет» Изд-во «АРГО» 2002 г.
И.Агапова, М.Давыдова «Игры и задания для чудо-воспитания (этикет для детей) . Изд-во «Лада» 2006 г.
Л.М.Щипицына, О.В. Защиринская «Азбука общения» Изд-во «Детсво-Пресс» 2000г.
В.А.Сухомлинский «Хрестоматия по этике» Москва ,1990
С.В.Петерина «Воспитание культуры у детей дошкольного возраста» Москва, 1986
Т.В. Сенько «Изучение межличностного взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми» Л. 1991
Э. Крижан, Ю.Орлик «Как вести себя. О правилах приличия»,Братислава 1994г.
С.В. Петерина “Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста”. Москва, 1986 г.
Л.М.Шипицина “Азбука общения” раздел № 8 С.-Петербург 2002 г.
Л.Ф.Островская “Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольников”.
Т.А. Шорыгина “Вежливые сказки” - этикет для малышей.
Л.Ф.Островская “Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников” Москва Просвещение, 1990г.
Н.В. Нищева “Развивающие сказки” 2002 С-Петербург изд. Детство-Пресс
С.А. Насонкина “Уроки этикета” С.-Петербург изд. “Акцент” 1998 г
О.Н. Пахомова “Добрые сказки. Этика для малышей” Москва. Прометей 2003 г.
Е.А. Алябьева “Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками” М. 2003 г
Т. Шорыгина “Этикет для малышей” М. Прометей. 2003 г.
О.А.Куревина, Г.Е.Селезнёва “Путешествие в прекрасное” Москва. Баланс 2004 г.
А.А. Романов “Направленная игровая терапия агрессивности у детей” Москва. 2004г.
Л.Ф.Островская “Педагогические знания - родителям” М. Просвещение 1983г.
И.Н.Курочкина “Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников” М.ГИЦ Владос 2001г.
Дошкольное воспитание№7 1975 г. Л.Одинцова “Воспитание навыков культурного поведения детей в коллективе сверстника”.
Д/В №2,3,4,5,12, 1986г. “Формирование культуры поведения и дисциплинированности в процессе трудовой деятельности детей дошкольного возраста”.
Д/В №2 1976 Л. Островская “Поговорим о красоте поведения”.
Д/В №4 1985г. Т.Комарова “За что и как поощрять ребёнка”.
Д/В №12 2004г. “Ю.В. Щербинина “Речевая агрессия и пути её преодоления”.
Д/В №1 1989г. Г. Портянкина “Планирование работы по воспитанию культуры поведения”.
Д/В №9 1985г. Л.Островская “Воспитание правильного поведения на занятиях”.
Д/В №4 1988г. А.С.Макаренко “Лекции о воспитании. Как понять ребёнка?”.
Д/В №10 1989г. Л.Островская “Приглашаем к разговору об этике и культуре поведения”.
Д/В № 5 2001г. И.Курочкина “Деловая игра как форма организации воспитательно-образовательного процесса”.
Д/В №10 2003г. И.Курочкина “О культуре поведения и этикете”.
Д/В №8 1982г. Л.Островская “Азы воспитанности”.
Д/В №5 1989г. Н. Формановская “Как правильно общаться”.
Д/В №9 2001г. С.Козлова “Нравственное воспитание детей в современном мире.