Рабочая программа по предмету «Мир природы и человека» для 2 класса надомного обучения
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Солигаличская средняя общеобразовательная школа»
Солигаличского муниципального района Костромской области.
Рабочая программа "Мир прирды и человека"
DOCX / 37.39 Кб
«Рассмотрено» На заседании методического объединения
Протокол № 1 от « » сентября 2019 г Руководитель МО ___________________
| «Согласовано» Заместитель директора по УМР
« » сентября 2019 г. | «Утверждаю» Директор МКОУ»Солигаличская СОШ»
« » сентября 2019 г. |
Рабочая программа по предмету
«Мир природы и человека»
для учащегося по СИПР на основе АООП НОО для обучающихся с РАС
(вариант 8.3. ФГОС НООО ОВЗ).
2 класс
(надомное обучение)
2019-2020 уч. г.
Пояснительная записка.
Рабочая программа по курсу «Мир природы и человека» составлена для учащихся с расстройствами аутистического спектра и легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.3) и в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ.
Учебный предмет «Мир природы и человека» включен в образовательную область «Естествознание».
Программа является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом развития у учащихся понятийного мышления на основе сведений о живой и неживой природе.
Цель: формирование у обучающихся c РАС первоначальных знаний о живой и неживой природе; понимание простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и человека, их подготовка к жизни в современном обществе.
Задачи:
развивать познавательные способности;
выработать у детей правильное, осмысленное представление об изучаемых предметах и явлениях;
учить познавать свойства и качества предметов;
учить использовать знания о свойствах и качествах предмета в быту;
воспитывать у детей бережное отношение к окружающему миру;
вырабатывать правила безопасного поведения.
Срок реализации рабочей программы и максимально допустимый объем образовательной нагрузки.
Рабочая программа составляется на один учебный год, конкретизируется, уточняется после проведения обследования (мониторинга) обучающихся.
Продолжительность урока во 2 классе составляет 40 минут.
Тематическое планирование рассчитано на 1 час нагрузки в неделю, 34 часа в год.
Основное содержание учебного предмета.
№ п/п | Раздел | Кол-во часов | Краткое содержание курса |
1. | Сезонные изменения в природе. | 14 | Формирование представления о смене времён года в связи с изменением положения солнца. Долгота дня и ночи в зимнее и летнее время. Название времён года, знакомство с названиями месяцев. Наблюдения за изменением положения солнца в течение суток. Формирование представления о явлениях и состояниях неживой природы: похолодание, дождь, заморозки, пасмурно, первый снег, снегопад, снежинки, мороз, лёд, замерзание водоёмов, потепление, таяние снега, ручьи, капель, лужи, тепло, жара, тучи, гроза (гром, молния), тёплые дожди, ливень. Продолжение наблюдений за погодой, их словесное описание. Растения и животные в разное время года. Наблюдения за растениями в разное время года. Наблюдения за зимующими птицами. Подкормка: синица, сорока. Появление весной перелётных птиц. Труд людей в разное время года. Работа в саду, огороде.
|
2. | Неживая природа. | 4 | Вода. Значение воды для жизни растений, животных, человека. Формирование представлений о воде в природе: дождь, снег, лёд; река, озеро (пруд), болото. Первичные представления о температуре (формирование понятия), о термометре как приборе для измерения температуры. Вода горячая, холодная. Практические работы на определение свойств воды: прозрачности воды, отсутствия запаха, текучести. Проведение наблюдений за изменением состояния воды (вода, лёд, пар). Вода в виде различных атмосферных осадков.
|
3. | Живая природа. | 16 | Растения. Комнатные растения. Названия и отличительные признаки. Части растений: корень, стебель, лист, цветок. Необходимость для жизни растений воздуха, воды, света, тепла. Растения влаголюбивые и засухоустойчивые, светолюбивые и тенелюбивые. Уход за комнатными растениями. Огород. Овощи, их признаки. Особенности произрастания. Овощи в питании человека. Сад. Фрукты. Названия и признаки. Особенности произрастания. Фрукты в питании человека. Уход за растениями сада и огорода. Животные. Сравнение домашних и диких животных. Кошка – рысь. Собака – волк. Внешний вид, питание, названия детёнышей, повадки, образ жизни, места обитания. Необходимые условия для жизни животных: вода, тепло, воздух, пища. Разнообразие пород кошек и собак, их повадки. Отношение человека к животным. Рыбы. Внешний вид, среда обитания, питание, образ жизни. Польза от рыбоводства и охрана рыбных угодий. Человек. Гигиена тела человека, закаливание. Питание человека. Органы пищеварения: ротовая полость, пищевод, желудок, кишечник (элементарные представления). Значение овощей и фруктов для правильного питания человека. Пища человека. Правильное питание. Профилактика пищевых отравлений. |
4. | Безопасное поведение. | | Профилактика простудных и вирусных заболеваний. Поведение во время болезни. Правила безопасного обращения с горячей водой (в кране, в чайнике). Безопасное поведение человека на воде. Правила поведения человека с дикими животными в зоопарке, в природе. Правила поведения человека при контакте с домашними животными. Правила поведения на зимних дорогах. Профилактика пищевых отравлений. Поведение человека во время грозы. Предупреждение отравления ядовитыми грибами, ягодами, травм, несчастных случаев. |
Планируемы результаты.
Минимальный уровень:
-называть изученные объекты и явления живой и неживой природы, окружающего мира;
-различать 2-3 комнатных растений, их части, осуществлять уход;
- различать овощи и фрукты, домашних и диких животных, времена года;
- выполнять элементарные гигиенические требования, правила приёма пищи.
Достаточный уровень:
- правильно называть изученные объекты и явления;
-различать 3-4 комнатных растений, их части, осуществлять уход;
-различать овощи и фрукты, объяснять, где растут;
- различать домашних и диких животных, описывать их внешний вид, называть место обитания;
- выполнять элементарные гигиенические правила;
- различать признаки времён года;
-знать основные правила безопасного поведения.
Результаты могут уточняться и конкретизироваться с учетом индивидуальных особенностей обучающихся.
Учебно-методическое обеспечение.
1 . Учебник "мир природы и человека"авторы: Н.Б.Матвеева, И. А. Ярочкина М. А. Попова, Т.О. Куртова, Москва "Просвещение", 2019г.
2. Е.Д. Худенко Е.В. «Практическое пособие по развитию речи для детей с отклонениями в развитии»//Под редакцией В.В. Воронковой. – М., 2007. 3. Е. Ю. Сухаревская “Окружающий мир. Справочник для ученика начальной школы». 1-4й классы. «Легион». Ростов-на Дону, 2010.
4. Ноутбук.
5. Наглядное пособия.
Календарно-тематическое планирование по чтению 2 класс
№ урока в теме | № урока по п/п | Тема урока | Тип урока | Элементы содержания | Требования к подготовке учащихся | Дата проведения | |
план | факт | ||||||
Сезонные изменения в природе. (5 ч.) | |||||||
1. | 1. | Влияние солнца на смену времён года. Сутки. Долгота дня и ночи в летнее и зимнее время. | комбинированный | Влияние солнца на смену времён года. Сутки – это мера времени. Утро, день, вечер, ночь. Долгота дня летом, долгота дня зимой. | Знать части суток. Различать долготу дня зимой и летом. | | |
2. | 2. | Осень. В гостях у золотой осени. Экскурсия в природу. | урок учебной экскурсии | Время года – осень. Признаки осени. Листопад. | Называть признаки осени. | | |
3. | 3. | Растения осенью. | урок систематизации знаний | Ягоды, которые созревают осенью: калина, шиповник. Золотая осень, поздняя осень. Первый снег. | Уметь определять по картинкам раннюю осень и позднюю осень. | | |
4. | 4. | Животные осенью. | урок систематизации знаний | Животные меняют мех (линяют). Медведи и ежи впадают в спячку. Запасы животных на зиму. Перелётные и зимующие птицы. | Знать как животные готовятся к зиме. Различать перелётных и зимующих птиц. | | |
5. | 5. | Занятия людей осенью. Профилактика простудных и вирусных заболеваний. Поведение во время болезни. | комбинированный | Демисезонная одежда. Уборка урожая. Овощи. Простудные и вирусные заболевания. Профилактика. Поведение во время болезни. | Уметь выбирать одежду по погоде. Знать меры профилактики простудных и вирусных заболеваний. | | |
Неживая природа. (4 ч.) | |||||||
1. | 6. | Вода. Свойства воды. | урок-практикум | Прозрачность воды, текучесть. Запах. | Знать свойства воды. | | |
2. | 7. | Вода горячая, холодная. Температура воды. Правила безопасного обращения с горячей водой (в кране, в чайнике). | урок-практикум | Холодная, тёплая, горячая вода. Температура воды. Термометр (градусник). Правила безопасного обращения с горячей водой. | Определять горячую и холодную воду. Уметь пользоваться градусником. Знать т.б. при работе с горячими жидкостями. | | |
3. | 8. | Вода в природе и в виде атмосферных осадков. Безопасное поведение человека на воде. | комбинированный | Вода в природе: реки, озёра, болота, пруды. Атмосферные осадки: дождь, снег. Безопасное поведение человека на воде. | Знать виды водных объектов в природе, атмосферные осадки. Знать правила поведения на воде. | | |
4. | 9. | Значение воды для жизни растений, животных, человека. | комбинированный | Значение воды для жизни растений, животных, человека. | Знать значение воды для жизни человека. | | |
Живая природа. Растения. (6 ч.) | |||||||
1. | 10. | Комнатные растения. Части растений. | комбинированный | Части растения: цветок, стебель, лист, корень. Назначение частей растения. | Знать и называть комнатные растения. Показывать и называть части растений. | | |
2. | 11. | Жизнь растений. | комбинированный | Растению нужны для жизни воздух, вода, свет, тепло. | Знать необходимые условия для жизни растений. | | |
3. | 12. | Растения влаголюбивые и засухоустойчивые, светолюбивые и тенелюбивые. | комбинированный | Растения влаголюбивые и засухоустойчивые, светолюбивые и тенелюбивые. | Знать Растения влаголюбивые и засухоустойчивые, светолюбивые и тенелюбивые. | | |
4. | 13. | Уход за комнатными растениями. | урок-практикум | Названия комнатных растений. Полив, рыхление. | Уметь ухаживать за комнатными цветами под контролем взрослых. | | |
5. | 14. | Огород. Овощи. Овощи в питании человека. | урок систематизации знаний | Съедобные части травянистых растений. Названия овощей. Называние по картинкам. Семена овощей. Корнеплоды. Клубни. Ботва. Огород. Что можно приготовить из овощей. | Знать овощи, показывать их на картинках. Различать корнеплоды и клубни. | | |
6. | 15. | Сад. Фрукты. Фрукты в питании человека. Уход за растениями сада и огорода. | урок обобщения и систематизации знаний | Фруктовый сад. Фруктовые деревья, ягодные кустарники. Фрукты в питании человека. Уход за растениями сада и огорода. | Знать фрукты, показывать их на картинках. Различать фруктовые деревья и ягодные кустарники. | | |
Сезонные изменения в природе. (3 ч.) | |||||||
1. | 16. | Зима. Основные признаки. В гостях у матушки-зимы. Экскурсия в природу. | урок учебной экскурсии | Время года – зима. Признаки зимы. Зимние месяца. | Называть основные признаки зимы, зимние месяцы. | | |
2. | 17. | Растения и животные (звери, птицы, рыбы, насекомые) зимой. | комбинированный | Жизнь растений замирает. Животные зимой, питание животных. Покормите птиц зимой. Как люди заботятся о птицах и животных зимой. | Знать условия жизнедеятельности растений и животных зимой. | | |
3. | 18. | Занятия людей зимой. Правила поведения на зимних дорогах. | комбинированный | Занятия людей зимой. Детские забавы. Снегопад. Правила поведения на зимних дорогах. | Знать правила поведения на зимних дорогах. | | |
Живая природа. Животные. (6 ч.) | |||||||
1. | 19. | Домашние и дикие животные. Правила поведения человека с дикими животными в зоопарке, в природе. | комбинированный | Домашние животные. Дикие животные (дикие звери). Правила поведения человека с дикими животными в зоопарке, в природе. | Различать диких и домашних животных. Знать правила поведения человека с животными. | | |
2. | 20. | Сравнение домашних и диких животных. Кошка – рысь. | комбинированный | Кошка – домашнее животное, рысь – дикое животное. Сравнение: питание, внешний вид, детёныши. | Уметь находить различия и сходства между кошкой и рысью. | | |
3. | 21. | Разнообразие пород кошек. Забота и уход за животными. | комбинированный | Разнообразие пород кошек. Персидские, сиамские и др. Забота и уход за животными. | Знать правила ухода и заботы о домашних животных. | | |
4. | 22. | Сравнение домашних и диких животных. Собака – волк. | комбинированный | Собака – домашнее животное, а волк – дикое животное. Сравнение: внешний вид, питание, польза, повадки. | Уметь находить различия и сходства между собакой и волком. | | |
5. | 23. | Разнообразие пород собак. Забота и уход за животными. Правила поведения человека при контакте с домашними животными. | комбинированный | Породы собак: овчарка, хаски, спаниель, болонка и др. Назначение пород. Правила поведения человека при контакте с домашними животными. | Знать правила ухода и заботы о домашних животных. | | |
6. | 24. | Рыбы. Внешний вид, среда обитания, питание, образ жизни. Польза от рыбоводства и охрана рыбных угодий. | комбинированный | Строение рыбы: голова, жабры, плавники, туловище, хвост. Питание. Размножение. Рыболовство. | Показывать и называть части рыбы. | | |
Живая природа. Человек. (4 ч.) | |||||||
1. | 25. | Гигиена тела человека, закаливание. Практическая работа «Утренняя зарядка». | урок-практикум | Физкультура и закаливание. Практическая работа. | Уметь выполнять комплекс утренней зарядки. | | |
2. | 26. | Органы пищеварения. | урок изучения нового материала | Органы пищеварения: рот, пищевод, желудок, кишечник. Уход за зубами. | Знать органы пищеварения, показывать на рисунке. | | |
3. | 27. | Питание человека. | урок систематизации знаний | Питание человека: молочные продукты, рыбные продукты, мясные продукты, овощи и фрукты, хлеб. | Различать продукты питания. | | |
4. | 28. | Правила питания. Профилактика пищевых отравлений. | комбинированный | Правила питания. Профилактика пищевых отравлений. | Знать правила питания. | | |
Сезонные изменения в природе. (6 ч.) | |||||||
1. | 29. | Весна. Пробуждение природы. Экскурсия в природу. | урок учебной экскурсии | Время года – весна. Признаки весны. Правила поведения на реке, опасность весеннего льда. Весенние месяцы. | Знать признаки весны, называть весенние месяцы. Знать правила поведения на реке весной. | | |
2. | 30. | Растения и животные весной. Появление весной перелётных птиц. | комбинированный | Первые весенние цветы. Цветущие деревья и кустарники. Возвращаются перелётные птицы. Просыпаются медведи и ежи. | Показывать и называть первые весенний цветы, знать цветущие кустарники и деревья. Знать перелётных птиц. | | |
3. | 31. | Занятия людей весной. | комбинированный | Демисезонная одежда. Работы в огороде, работы в полях. | Знать и называть занятия людей весной. | | |
4. | 32. | Лето. Летние месяцы. Признаки лета. Поведение человека во время грозы. | комбинированный | Время года – лето. Признаки лета. Ливни, грозы. Летние месяцы. Летние ягоды, цветы. Правила сбора ягод и грибов. Поведение человека во время грозы. | Знать признаки лета. Называть летние месяцы. Знать правила поведения человека во время грозы. | | |
5. | 33. | Растения и животные летом. | комбинированный | Летом птицы и животные выводят и выкармливают птенцов и детёнышей. | Знать повадки животных летом. | | |
6. | 34. | Занятия людей летом. Предупреждение отравления ядовитыми грибами, ягодами, травм, несчастных случаев. | комбинированный | Летняя одежда. Правила поведения на водоёмах. Уход за огородом. Предупреждение отравления ядовитыми грибами, ягодами, травм, несчастных случаев. | Знать правила поведения на водоёмах. | | |
Елена Владимировна