Рабочая программа курса «Индивидуальный проект»
Рабочая программа курса «Индивидуальный проект»
Рабочая программа элективного курса «Индивидуальный проект» разработана на основе нормативных документов:
273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012;
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в ОУ»»
ФГОС СОО (утвержден Приказом МОН России от 17.05.2012 № 413, с изменениями и дополнениями от 29.12.2014, 31.12.2015, 29.06.2017);
ООП СОО МБОУ ЛИТ,
Положения о проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся МБОУ ЛИТ по ФГОС НОО, ООО, СОО (от 22.05.17)
Актуальность программы обусловлена её методологической значимостью, так как знания и умения, необходимые для организации проектной деятельности в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности при обучении в вузах, колледжах, техникумах.
Рабочая программа элективного курса «Индивидуальный проект» рассчитана на 18 часов в полугодии (из расчета 1 часа в неделю).
Цель: развитие исследовательской компетентности учащихся посредством освоения ими методов научного познания и умений учебно-исследовательской и проектной деятельности.
Основные задачи:
формировать научно-материалистическое мировоззрение обучающихся;
развивать познавательную активность, интеллектуальные и творческие способности;
развивать навыки самостоятельной научной работы;
учить учащихся следовать требованиям к представлению и оформлению материалов научного исследования и в соответствии с ними выполнять работу;
учить культуре работы с архивными публицистическими материалами;
учить продуманной аргументации и культуре рассуждения;
развивать коммуникативные умения при работе в группах.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Раздел 1. Введение в исследовательскую деятельность
Исследовательская деятельность. Виды исследовательских работ. Основные понятия: тема, цель, задачи, гипотеза, объект исследования, предмет исследования, проблема, тезаурус, теория. Методы научных исследований. Методы эмпирического исследования: наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент. Методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования: анализ, синтез, моделирование, беседа, интервью, анкетирование, ранжирование. Математические методы: статистический. Специальные методы: картографический, исторический и др. Проектная деятельность обучающихся. Учебный проект. Виды учебных проектов: информационный, исследовательский, практико-ориентированный, творческий, игровой и ролевой.
Раздел 2. Этапы работы в процессе исследования
Выбор темы. От проблемы к теме. Обоснование актуальности выбранной темы. Постановка цели, задач. Формулирование гипотезы. Определение объекта и предмета исследования. Составление рабочего плана. Подбор и работа с информационными источниками. Виды информации: обзорная, реферативная, сигнальная, справочная. Источники информации: книги, периодические издания, кино-, аудио- и видеоматериалы, люди, электронный ресурсы. Методы поиска информации: работа с библиотечными каталогами, справочными материалами, книгами, периодическими изданиями и в Интернете. Сбор информации по проблеме исследования по разным источникам.
Раздел 3. Оформление работы
Структура проектной и учебно-исследовательской работы: титульный лист, оглавление, введение, основная часть, заключение, список литературы. Три основных раздела работы: введение, основная часть, заключение. Оформление титульного листа, оглавления, списка литературы. Введение: обоснование актуальности проблемы, новизны, практической значимости работы, формулирование цели, задач, объекта исследования, предмета исследования, гипотезы, методов исследования. Основная часть состоит из глав, содержащих обзор источников по проблеме исследования, описание этапов и процесса исследования. Каждая глава сопровождается выводами по главе. Заключение: перечисление результатов, полученных в ходе исследования, формулирование выводов. Правила оформления учебно-исследовательской работы. Язык и стиль текста проектной и учебно-исследовательской работы. Общие правила оформления текста и требования к проектной и учебно-исследовательским работам. Стандарт оформления списка литература и др. источников.
Раздел 4. Подготовка к защите проектной и учебно-исследовательской работы
Подготовка выступления. Требования к защите проекта. Основные части выступления. Научный стиль речи. Речевые клише.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 этап. Поисковый.
1.1.Постановка задачи для разработки проекта. Выбор темы проекта, типа проекта.
1.2. Освоение тезауруса проектной деятельности.
1.3. Формулирование проблемы проекта, его актуальности, объекта и предмета исследования, выдвижение гипотезы проекта.
1.4. Определение цели проекта.
2 этап. Аналитический.
2.1.Подбор информации, необходимой для реализации проекта.
2.2.Анализ подобранной информации.
2.3.Обоснование эффекта от реализации проекта (экономического, социального).
3 этап. Практический.
3.1.Определение рисков проекта.
3.2. Работа над проектом.
4 этап. Презентационный.
4.1. Подготовка презентации.
4.2. Защита (презентация проекта).
5 этап. Выполнение проекта.
6 этап. Контрольный.
6.1.Анализ результатов выполнения проекта.
6.2.Оценка качества выполнения проекта.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты
использовать такие естественнонаучные методы и приёмы, как наблюдение, постановка проблемы, выдвижение «хорошей гипотезы», эксперимент, моделирование, использование математических моделей, теоретическое обоснование, установление границ применимости модели/теории и т.п.;
знать и оперировать терминологий, основными понятиями, используемыми в проектно-исследовательской деятельности.
Метапредметные результаты
планировать и выполнять учебное исследование, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;
распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы;
формировать навык публичного выступления перед аудиторией;
уметь работать с источниками информации (научная литература, электронные книги, реферативные журналы, специализированные сайты, библиотеки и т.п.);
Личностные результаты
ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме;
отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их основания;
видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок, моральных суждений при получении, распространении и применении научного знания;
самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование;
использовать догадку, озарение, интуицию;
целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства;
осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата | Тема занятия | |
Этап 1. Поисковый | |||
1. | | Вводное занятие. Постановка задачи для разработки проекта. Выбор темы проекта, типа проекта. | |
2. | | Формулирование проблемы проекта, его актуальности, объекта и предмета исследования, выдвижение гипотезы проекта. Определение цели проекта. | |
Этап 2. Аналитический | |||
3. | | Подбор информации, необходимой для реализации проекта. | |
4. | | Анализ подобранной информации. | |
5. | | Обоснование эффекта от реализации проекта (экономического, социального). | |
Этап 3. Практический | |||
6. | | Составление плана реализации проекта: пошаговое планирование работ. | |
7. | | Выполнение запланированных технологических операций | |
8. | | Внесение (при необходимости) изменений в конструкцию и технологию. | |
9. | | Текущий контроль качества подготовленной части проекта. | |
10. | | Продолжение работы над оставшейся частью проекта. | |
11. | | Контроль за соблюдением временных рамок этапов деятельности. Анализ самоконтроля и обсуждение результатов работы над проектом. | |
Этап 4. Презентационный | |||
12. | | Компьютерная обработка теоретического материала | |
13. | | Подготовка презентации. | |
14. | | Защита (презентация проекта на уровне класса). | |
Этап 5. Выполнение проекта | |||
15. | | Изучение возможностей использования результатов проекта (выставка, продажа, включение в банк проектов, публикация, выступление на НПК учащихся и др.). | |
16. | | Подготовка проекта к выбранной форме внешней экспертизы | |
17. | | Реализация проекта | |
Этап 6. Контрольный | |||
18. | | Анализ результатов выполнения проекта. Оценка качества выполнения проекта. |