Рабочая программа курса «Индивидуальный проект» (10–11 класс)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Александровская средняя школа» муниципального образования –
Рязанский муниципальный район Рязанской области
ПРИНЯТО школьным методическим объединением Протокол № ______ от «___»_______________ 2021 | УТВЕРЖДАЮ Директор школы _______________ М.Д Демыгина «_____»________________ 2021 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА «ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ»
ДЛЯ 10-11 КЛАССОВ
НА 2021 – 2022 УЧЕБНЫЙ ГОД
(ДЛЯ 10-11 КЛАССОВ)
Составил:
учитель информатики
Орлова Галина Геннадьевна
Год составления:2021
Данная рабочая программа разработана на основе:
Приказа Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования" (с изменениями и дополнениями от 29.12.2014 г., 31.12.2015 г., 29.06.2017 г., 29.09.2020, 11.12.2020 г.)
Методических рекомендаций по формированию учебных планов образовательных организаций Рязанской области, реализующих программы общего образования, на 2021-2022 учебный год (Письмо Министерства образования и молодежной политики Рязанской области № ОЩ/12 – 12-3716 от 16.04.2021 г.)
Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего образования, утвержденный Приказом Министерства просвещения РФ № 345 от 28.12.2018 г. с изменениями от 08.05.2019 г. №233, 22.11.2019 №632, 18.05.2020 №249, 23.12.2020 №766
Учебного плана МБОУ «Александровская СШ» на 2021-2022 учебный год.
Половкова М.В., Носов А. В., Половкова Т.В. и др. Индивидуальный проект. 10-11 класс – М.: Просвещение, 2020
Рабочая программа составлена для преподавания курса «Индивидуальный проект»:
в 10 классе в объеме 34 часа в год, 1 час в неделю,
в 11 классе в объеме 34 часа в год, 1 час в неделю.
Индивидуальный проект выполняется обучающимися самостоятельно под руководством учителя по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно- исследовательской, социальной, художественно- творческой, иной. Индивидуальный проект выполняется обучающимися в течение одного года. Индивидуальный проект выполняется коллективно обучающимся в течение одного года в рамках учебного времени, специально отведённого учебным планом, и должен быть представлен в виде завершённого учебного исследования или разработанного проекта: информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного.
Целью учебного курса «Индивидуальный проект» является создание условий для развития личности обучающегося, способной:
- адаптироваться в условиях сложного, изменчивого мира;
- проявлять социальную ответственность;
- самостоятельно добывать новые знания, работать над развитием интеллекта;
- конструктивно сотрудничать с окружающими людьми;
- генерировать новые идеи, творчески мыслить.
Для реализации поставленной цели решаются следующие задачи:
- обучение навыкам проблематизации (формулирования ведущей проблемы и под проблемы, постановки задач, вытекающих из этих проблем);
- развитие исследовательских навыков, то есть способности к анализу, синтезу, выдвижению гипотез, детализации и обобщению;
- развитие навыков целеполагания и планирования деятельности; -обучение выбору, освоению и использованию адекватной технологии изготовления продукта проектирования;
- обучение поиску нужной информации, вычленению и усвоению необходимого знания из информационного поля;
- развитие навыков самоанализа и рефлексии (самоанализа успешности и результативности решения проблемы проекта);
- обучение умению презентовать ход своей деятельности и ее результаты;
- развитие навыков конструктивного сотрудничества;
- развитие навыков публичного выступления
Акценты в осуществлении связи теоретического материала с практикой и актуальными проблемами современности
Практические работы в рамках курса включают следующие формы:
Работа с различными источниками социальной информации, включая современные средства коммуникации (в том числе ресурсы Интернета);
Критическое восприятие и осмысление разнородной социальной информации, отражающей различные подходы, интерпретации социальных явлений, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
Анализ явлений и событий, происходящих в современном мире;
Решение проблемных, логических, творческих задач, отражающих актуальные проблемы современности.
Результаты выполнения индивидуального проекта должны отражать:
- сформированность навыков коммуникативной, учебно- исследовательской деятельности, критического мышления;
- способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности;
- сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретенных знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей;
- способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.
Предметные УУД
Предметные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:
знание основ методологии исследовательской и проектной деятельности;
структуру и правила оформления исследовательской и проектной работы;
навыки формулировки темы исследовательской и проектной работы, доказывать ее актуальность;
умение составлять индивидуальный план исследовательской и проектной работы;
выделять объект и предмет исследовательской и проектной работы;
определять цель и задачи исследовательской и проектной работы;
работать с различными источниками, в том числе с первоисточниками, грамотно их цитировать, оформлять библиографические ссылки, составлять библиографический список по проблеме;
выбирать и применять на практике методы исследовательской деятельности адекватные задачам исследования;
оформлять теоретические и экспериментальные результаты исследовательской и проектной работы;
Личностные УУД:
Свободного выражать мысли и чувства в процессе речевого общения;
Мотивированности и направленности на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
Заинтересованности не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества;
Следовать этическим нормам и правилам ведения диалога;
Знанию отдельных приемов и техник преодоления конфликтов;
Эмоционально-ценностному отношению к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования.
Метапредметные УУД:
планировать и выполнять учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;
выявлять и формулировать проблему;
планировать этапы выполнения работ;
выбирать средства реализации замысла,
работать с разными источниками информации;
обрабатывать информацию;
структурировать материал;
контролировать ход и результаты выполнения проекта;
представлять результаты выполненного проекта
выдвигать гипотезу
находить доказательства
формулировать вытекающие из исследования выводы;
ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме;
осуществлять адекватную оценку своей деятельности и деятельности других участников;
самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов.
самостоятельно задумывать, планировать и выполнять проект;
осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта.
Содержание курса
Введение
Виды исследовательских работ: доклад, тезисы доклада, стендовый доклад, литературный обзор, рецензия, научная статья, реферат, проект. Основные Всероссийские и региональные научно-практические конференции и конкурсы школьников.
Методология научного творчества
Основные понятии научно-исследовательской работы: аспект, гипотеза, идея, концепция, ключевое слово, метод исследования, методология научного познания, научная дисциплина, научная тема, научная теория, исследование, научное познание, факт, обзор, объект исследования, предмет исследования, принцип, проблема, теория, умозаключение.
Общая схема хода научного исследования: обоснование актуальности выбранной темы, постановка целей и конкретных задач исследования, описание процесса исследования, обсуждение результатов исследования, формулирование выводов и оценка полученных результатов.
Методы научного познания: наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент, абстрагирование, анализ и синтез, исторический метод.
Применение логических законов и правил: закон тождества, закон противоречия, закон исключенного третьего, закон достаточного основания, правила построения логических определений.
Поиск информации: виды информации (обзорная, реферативная, справочная), методы поиска информации.
Этапы работы в рамках научного исследования
Выбор темы. Составление плана научно-исследовательской работы. Работа с научной литературой. Работа с понятийным аппаратом. Опытно-экспериментальная работа.
Оформление исследовательской работы
Структура содержания исследовательской работы: титульный лист, оглавление, введение, основная часть, заключение (выводы), список литературы и других источников.
Общие правила оформления текста научно-исследовательской работы: формат, объем, шрифт, интервал, поля, нумерация страниц, заголовки, сноски, примечания, приложения.
Представление результатов научно-исследовательской работы
Психологический аспект готовности к выступлению. Требования к докладу. Культура выступления и ведения дискуссии: соблюдение правил этикета, обращение к оппонентам, ответы на вопросы, заключительное слово.
Содержание программы «Индивидуальный проект» в 10 классе имеет практическую направленность и продуктом реализации программы является информационный проект созданный учащимися. В 11 классе продолжает практическую направленность и результатом является исследовательская или творческая работа обучающихся.
Формы организации учебной деятельности
Лекции
Практикумы
Индивидуальная работа над проектом
Коллективная работа над проектом
Практические занятия
В учебно-воспитательном процессе используются современные образовательные технологии (ИКТ, тьюторские технологии, проблемное обучение, учебное исследование, проблемно -поисковые технологии, творческие проекты).
Планируемые результаты изучения курса «Индивидуальный проект»
Обучающийся научится:
-планировать и выполнять учебный проект, учебное исследование, используя оборудование, модели, методы и приемы, адекватные проблеме;
-формулировать научную гипотезу, ставить цель в рамках исследования и проектирования, исходя из культурной нормы;
-выделять основные задачи по реализации поставленной цели в проекте и исследовательской работе;
-распознавать проблемы и ставить вопросы, формулировать на основании полученных результатов;
-отличать факты от суждений, мнений и оценок;
-подбирать методы и способы решения поставленных задач; использовать основные методы и приемы, характерные для естественных и гуманитарных наук;
-оценивать ресурсы, в том числе и нематериальные (такие, как время), необходимые для достижения поставленной цели, определять допустимые сроки выполнения проекта или работы;
-находить различные источники материальных и нематериальных ресурсов, предоставляющих средства для проведения исследований и реализации проектов в различных областях деятельности человека;
-работать с литературой, выделять главное;
-оформлять результаты своего исследования или отчет о выполнении проекта;
-подготовить доклад и компьютерную презентацию по выполненной работе (проекту) для защиты на школьной конференции;
-грамотно, кратко и четко высказывать свои мысли, уметь отвечать на вопросы и аргументировать ответы;
-вступать в коммуникацию с держателями различных типов ресурсов, точно и объективно презентуя свой проект или возможные результаты исследования, с целью обеспечения продуктивного взаимовыгодного сотрудничества.
Обучающийся получит возможность научиться:
-владению понятийным аппаратом проектно-исследовательской деятельности;
-применению знания технологии выполнения самостоятельного исследования;
-реализовывать общую схему хода научного исследования: выдвигать гипотезу, ставить цель, задачи, планировать и осуществлять сбор материала, используя предложенные или известные методики проведения работ, оценивать полученные результаты с точки зрения поставленной цели, используя различные способы и методы обработки;
-грамотно использовать в своей работе литературные данные и материалы сайтов Internet;
-соблюдать правила оформления исследовательской работы и отчета о выполнении проекта;
-иллюстрировать полученные результаты, применяя статистику и современные информационные технологии;
-осознанно соблюдать правила сбора материала и его обработки и анализа;
-·прогнозировать результаты выполнения работ и проектов, самостоятельно и совместно с другими авторами разрабатывать систему параметров и критериев оценки эффективности и продуктивности реализации проекта или исследования на каждом этапе реализации и по завершении работы;
-адекватно оценивать риски реализации проекта и проведения исследования и предусматривать пути минимизации этих рисков;
-адекватно оценивать последствия реализации своего проекта (изменения, которые он повлечет в жизни других людей, сообществ);
-адекватно оценивать дальнейшее развитие своего проекта или исследования, видеть возможные варианты применения результатов.
- отслеживать и принимать во внимание тенденции развития различных видов
деятельности, в том числе научных, учитывать их при постановке собственных целей;
-подготовить доклад и компьютерную презентацию по выполненной работе (проекту) для выступлений на научно-практической конференции;
-подготовить тезисы по результатам выполненной работы (проекта) для публикации;
-выбирать адекватные стратеги и коммуникации, гибко регулировать собственное речевое поведение.
-осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта.
Формы контроля за результатами освоение программы
Формами отчетности проектной деятельности являются доклады, презентации, видеофильмы, фоторепортажи с комментариями, стендовые отчеты и т.д.
Предусматривается организация учебного процесса в двух взаимосвязанных и взаимодополняющих формах:
- урочная форма, в которой учитель объясняет новый материал и консультирует учащихся в процессе выполнения ими практических заданий на компьютере;
- внеурочная форма, в которой учащиеся после уроков (дома или в школьном компьютерном классе) выполняют на компьютере практические задания для самостоятельного выполнения.
Проект должен быть представлен на носителе информации вместе с описанием применения на бумажном носителе. В описании применения должна содержаться информация об инструментальном средстве разработки проекта, инструкция по его установке, а также описание его возможностей и применения.
В течение учебного года осуществляется текущий и итоговый контроль за выполнением проекта.
Первый контроль осуществляется после прохождения теоретической части (цель контроля: качество усвоения теории создания проекта) и оценивается «зачтено-незачтено».
В течение работы над учебным проектом контроль за ходом выполнения осуществляется два раза (в декабре и в апреле), в ходе которого обучающиеся совместно с руководителем представляют рабочие материалы и проделанную работу (оценивается «зачтено-незачтено»).
Контроль за ходом выполнения краткосрочного социального проекта осуществляется один раз и оценивается «зачтено-не зачтено».
Во время ученической научно-практической конференции работу оценивает экспертная группа, в состав которой входят педагоги – независимые эксперты и обучающиеся из числа наиболее успешных в области выполнения проектов и имеющие опыт защиты проектов на других конференциях.
В качестве формы итоговой отчетности в конце изучения курса проводится конференция учащихся с предоставлением проектной работы. Итоговая аттестация включает в себя основные этапы контроля над выполнением работы
Форма аттестации: предзащита/защита проекта
Курс завершается защитой проекта, учащиеся получают оценку, которая выставляется в аттестат об полном среднем образовании в случае выполнения практических заданий и «незачет», в случае пропусков более 50 % занятий и отсутствии проекта.
Учебно – методическое и материально – техническое обеспечение.
Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. М.: Вебрум-М, 2001
Янушевский В.Н. Методика и организация проектной деятельности в школе. 5–9 классы. Методическое пособие для учителей и руководителей школ. — М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2015
Половкова М. В., Носов А. В., Половкова Т. В. и др. Индивидуальный проект. 10-11 класс – М.: Просвещение, 2020
Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2007. – 80 с.
Огоновская И.С. Исследовательская и научно-исследовательская деятельность учащихся. Методические рекомендации для учителя. Екатеринбург, ИРРО, 2005
Голуб ГБ, Перелыгина ЕА, Чуракова ОВ. Метод проектов – технология компетентностно- ориентированного образования. Методическое пособие для педагогов – руководителей проектов учащихся основной школы./ под ред. Когана ЕЯ -0 Самара: Издательство «Учебная литература», 2006.
Ривкин ЕЮ. Профессиональная деятельность учителя в период перехода на ФГОС осовного образования. Теория и тхнологии. – Волгоград: Учитель, 2013.
http://virmk.narod.ru/U-DISCIPLINA/pol-process/U-posobie
http://sbiblio.com/biblio/archive/baranov_polit/06.aspx
Кабинет оснащен мультимедийным оборудованием и выходом в Интернет.