12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Фидарова Маргарита Георгиевна180
Россия, Северная Осетия-Алания респ., Владикавказ
Материал размещён в группе «Информатика»




Рабочая программа Компьютерная грамотность












РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА


«Компьютерная грамотность и

формирование логического мышления у детей с синдромом Дауна»













Разработала:

Фидарова Маргарита Георгиевна











Владикавказ

2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Рабочая программа «Компьютерная грамотность и формирование логического мышления у детей с синдромом Дауна» составлена в соответствии с требованиями современных образовательных стандартов в целях развития компьютерной грамотности и интеллектуальных способностей обучающихся с учетом особенностей детей с синдромом Дауна.

Общей целью настоящей программы является формирование первоначальных навыков компьютерной грамотности, а также усиление имеющихся ресурсов социального, психического и физиологического развития для повышения уровня адаптации к жизни, создание условий для всестороннего развития ребенка с особыми образовательными потребностями, с учетом его индивидуальных возможностей и особенностей.

В основу программы положено представление о том, что основной путь развития ребенка состоит из наполнения процесса развития наиболее значимыми формами и способами деятельности. Все усилия специалистов должны быть направлены на расширение возможностей ребенка. Кроме того, развитие ребенка происходит в процессе усвоения различных видов деятельности. Для детей с особыми потребностями, это прежде всего, общение, игра, изобразительная деятельность, конструирование, а также максимальное вовлечение в повседневную бытовую жизнедеятельность, которые являются мощными стимулами социализации ребенка. Программа ориентирована на реализацию с помощью компьютерных технологий следующих направлений:

1. Коррекция познавательного развития у детей с синдромом Дауна.

2. Развитие моторики и зрительно-двигательной координации у детей с синдромом Дауна.

3.Развитие первоначальных навыков компьютерной грамотности у детей с синдромом Дауна.

Достижение поставленной цели происходит путём реализации следующих этапов индивидуальной программы:

1. Начальный этап сбора информации о ребёнке. Данный этап включает в себя изучение особенностей ребёнка.

2. Диагностический этап — это изучение когнитивных и эмоционально-личностных особенностей ребёнка, определение зоны актуального и ближайшего развития, составление индивидуальной программы. При составлении индивидуальной программы важно учитывать результаты наблюдения за поведенческими реакциями ребёнка, умения ребенка.

3. Основной этап - развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы, первоначальной компьютерной грамотности, с учетом того, что новое нужно вводить постепенно, двигаться маленькими шагами, чтобы ребёнок был в состоянии это освоить. После того как ребёнок овладел одной из задач программы, нужно внести в неё изменения и дополнения с учётом практического опыта.

4. Заключительный этап включает в себя анализ результатов эффективности работы и подведение итогов работы.

Задачи программы:

формирование навыков общения;

развитие речи;

формирование у детей умения приобретать новые навыки;

стимуляция общего развития ребенка;

развитие нарушенных психических и моторных функций;

развитие первоначальной компьютерной грамотности.

Категория обучаемых: дети с синдромом Дауна в возрасте от 6 до 18 лет.

Продолжительность обучения составляет: 1 год.

Форма обучения: очная.

Режим занятий: 1-2 раза в неделю.

Виды учебных занятий: занятия с использованием компьютера и обучающих компьютерных программ, направленных на развитие психических функций, крупной и мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.

Обучение строится с учетом зоны ближайшего развития с использованием навыков, находящихся в зоне актуального развития.

Форма работы: индивидуальная.

Продолжительность одного занятия: 20 — 40 минут в зависимости от возраста детей.

Формы аттестации и контроля:

-ведение записей продвижения каждого конкретного ребенка в различных аспектах обучения (в течение года);

составление перспективной индивидуальной программы (профиля развития) ребенка, основанной на актуальном уровне выполнения им деятельности;

выполнение ребенком в конце года обучения серии тестовых заданий, позволяющих опередить степень усвоенности материала.

В основу контроля за освоением программы положены типичные этапы развития детей с синдромом Дауна.

Цели программы:

формирование приемов и умственных действий (сравнение, обобщение, анализ) с помощью компьютера:

развитие психических процессов: память, внимание, мышление, воображение, восприятие.

развитие образного и логического мышления, воображения; формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач, продолжения образования;

воспитание интереса к предмету, стремления использовать знания в повседневной жизни.

Задачи программы:

Познавательная:

научить детей с синдромом Дауна сознательно использовать основные мыслительные операции: сравнивать и находить закономерности, классифицировать, рассуждать и делать выводы.

формировать у детей целостное представление о логике в многообразии её межпредметных связей;

формирование начальных навыков использования компьютерной техники и современных информационных технологий для решения практических задач.

Развивающие:

развивать умение детей правильно совершать стандартные логические операции;

углубить, обобщить ранее приобретенные знания об окружающем мире;

владение начальными приемами и способами информационной деятельности;

Воспитательные:

- способствовать реализации интереса ребенка к компьютеру;

- способствовать формированию информационной культуры, развитию алгоритмического мышления и творческих способностей учащихся;

Основные формы и методы обучения

Реализация программы предполагает освоение и внедрение личностно-ориентированных технологий обучения и воспитания: игровые технологии; технология коллективного взаимообучения.

Изучение курса осуществляется посредством активного вовлечения детей в различные виды и формы деятельности:

введение нового материала в форме игры или рассказа;

занятия, которые проводятся в форме игры, путешествия и т. д.;

занятия, на которых повторяются важные, часто применяемые свойства, изученные на предыдущих занятиях.

самостоятельное решение логических заданий в форме индивидуальной, групповой работы с последующим обсуждением;

самостоятельное выполнение отдельных заданий, включение детей в творческую деятельность, предоставляя возможность осмыслить свои действия.

Формы работы:

1. Игра

2. Коллективная работа

3. Индивидуальная работа

4. Групповая работа

5. Беседа

6. Нестандартные.

Формы проведения занятий различны. Предусмотрены как теоретические - рассказ педагога, беседа с детьми, рассказы детей, показ педагогом способа действия,- так и практические занятия: компьютерная грамотность, рисование и создание аппликаций из геометрических фигур на компьютере, выполнение диагностических заданий с использованием ИКТ

Методы работы:

1. Словесные: рассказ, беседа, объяснение, убеждение, поощрение,

2. Наглядные: показ фотографий, таблиц, схем с этапами выполнения заданий, слайды, демонстрация образцов

3. Практические: упражнение

4. Аналитические: Наблюдение, самоконтроль, самоанализ, опрос.

5. Контрольные: Диагностика, тест

Учебно-материальная база

1. Компьютерный кабинет

В помещении должно быть естественное и электрическое освещение.

В учебном помещении столы располагаются с таким расчетом, чтобы обучающиеся при работе не мешали друг другу.

Компьютерная техника и программное обеспечение, соответствующие требованиям

2. Методический фонд

наглядные пособия

стенды, папки

методическая литература

ИКТ (компьютеры, локальная сеть , Интернет)

Критерии оценки эффективности реализации программы, формы контроля и методы оценки и диагностики.

Формы контроля

Обучение безотметочное. Оценка овладения учениками логических операций мышления отслеживается по тестам, диагностическим заданиям.

После изучения каждого раздела предлагается проверочная работа для определения степени овладения детьми логическими операциями мышления, выявление и осознание ребенком своих способностей, формирование способов самоконтроля.

Требования к уровню подготовки учащихся

Для оценки эффективности занятий по компьютерной грамотности можно использовать следующие показатели:

- степень помощи, которую оказывает взрослый детям при выполнении заданий: чем помощь взрослого меньше, тем выше самостоятельность детей и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;

- поведение детей на занятиях с использованием компьютера: живость, активность заинтересованность детей обеспечивают положительные результаты занятий;

- результаты выполнения тестовых заданий

- косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности при работе детей на других занятиях.


34 часа

Содержание курса:

1.Введение. Диагностика интеллектуальных способностей детей.– 1 час

2. Цвет. Форма. Признаки предметов. (4 часа)

3. Прием сравнения (6 часов)

4. Прием классификации (4 часа)

5. Развитие компьютерной грамотности (18 часов)

6.Диагностика (1 час)

Список литературы


Развиваем способности детей/ Н.К. Винокурова.- М.: РОСМЭН, 2019

Учись размышлять: развитие у детей математических представлений, воображения и мышления: Пособия для начальных классов/ М.А. Гончарова, Е.Э. Кочурова, А.М. Пышкало; Под ред. А.М. Пышкало.- М.: Антал, 2020.

Работаем над развитием мышления школьников/ М.Карпова// Сельская школа.- 2006.- №2.- Соблюдение принципов преемственности при формировании логического мышления/ Коротенко Г.А.// Нач.шк.- 2006.- №9

Развивающая геометрия в начальной школе/ Ж.И. Пазушко// Нач. школа.- 2019.- №1

Решение творческих задач как условие развития креативности мышления/ В.Ю. Савкуева// Нач.школа. плюс-минус.- 2019.- №7

Учитесь мыслить нестандартно: Кн. для учащихся. /Абдрашитов Б. М., Абдрашитов Т. М., Шлихунов В. Н. – М.: Просвещение; АО «Учеб. лит.», 2016.

Учись! Твори! Развивайся!1.: Игры для развития мышления, речи, общения, творчества. / Зельцерман Б. Рогалева Н. – Рига, 2017


Календарно-тематическое планирование

«Компьютерная грамотность и формирование логического мышления у детей с синдромом Дауна»

34 часа



Содержание

Кол-во

часов

Дата


Программное обеспечение


I Введение (1 час)




1

Введение. Техника безопасности. Знакомство с компьютером. Диагностика интеллектуальных способностей детей с синдромом Дауна

1




II Цвет. Форма. Признаки предметов. (5 часов)




2

Признаки предметов. Цвет. Знакомство с радугой

1



3

Признаки предметов. Форма

1



4

Практическая работа. Аппликация из геометрических фигур.

1



5

Признаки предметов. Сравнение фигур по форме, размеру и цвету.

2




III Прием сравнения (7 часов)




6

Прием сравнения. Выделение признаков предметов

1



7

Узнавание предметов по заданным признакам.

2



8

Прием сравнения. Существенные и несущественные свойства

1



9

Сравнение двух и более предметов Характерные признаки.

1



10

Игры и упражнения на сравнение предметов.

1



11

Прием обобщения

1




IV Прием классификации (5 часов)




12

Классификация предметов и явлений.

2



13

Упражнения, направленные на формирование умения давать словесную характеристику классов в готовой классификации

1



14

Упражнения, направленные на формирование умения делить объекты на классы по заданному основанию

1



15

Упражнения, направленные на формирование умения выбирать основание для классификации.

1




V Развитие компьютерной грамотности (18 часов)




16

Компьютер и его составляющие. Первое знакомство с устройством компьютера. Программы.


1



17

Графический редактор Paint. Первое знакомство. Вызов программы

1



18

Инструментарий программы Paint. Меню и палитра инструментов, сохранение выполненной работы в файле, открытие файла для продолжения работы

2



19


Функция раскрашивания в графическом редакторе.

1




20

Раскрашивание готовых рисунков.

1



21

Декоративное рисование

(Линии, прорисовка геометрических тел, узоры орнамент, цвет)

1



22

Проба пера. Проект.

Тематическая композиция (Создание композиций на тему: «Мой дом»


1



23

Проба пера. Проект.

Тематическая композиция (Создание композиций на тему: «Моя семья»)

1



24

Функция копирования. Составление рисунков.

1



25

Шрифт. Виды шрифтов (начертания, размеры), выбор шрифта, создание надписи, корректировка надписи

1



26

Проект. Поздравительная открытка)

1



27

Пейзаж. Понятие пейзажа, примеры, понятия (пространство, ближе, дальше, за, около, ритм, размер)

1



28

Промышленная графика Создание образца упаковки (фантика) конфеты, шоколадки, мороженного.

1



29

Декоративное рисование. Упражнения, повторение и закрепление пройденного материала. Создание коллекции рисунков.

4




VI Диагностика (1 час)




30

Диагностика полученных знаний

1




Всего

34 часа




Программное обеспечение

Мир информатики 1- 2, год обучения.

Роботландия. Пропедевтический курс информатики

Образовательная платформа «Российская электронная школа» https://resh.edu.ru/

Образовательная платформа LearningApps

Образовательная платформа Фоксфорд https://foxford.ru

Образовательная платформа Обучонок https://obuchonok.ru/

Сайты с развиваюшими играми:

ИГРАЕМСЯ https://www.igraemsa.ru/igry-dlja-detej/igry-na-logiku-i-myshlenie

Айкюша https://iqsha.ru/ilove/post/10-luchshikh-saitov-dlia-razvitiia-detei

Умназия https://umnazia.ru/

https://yandex.ru/games/

https://foxford.ru/levels/primary/free?utm_source=yandex&utm_medium=cpc&utm_campaign=acq_all_prim_free-network&utm_term=&utm_content=11705955044&yclid=7556098789273829109


Опубликовано в группе «Информатика»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.