Рабочая программа по внеурочной деятельности «Азбука пешехода»
Пояснительная записка
Детям с ограниченными возможностями здоровья сложно адаптироваться в новой обстановке, затем пойти в какое-либо учебное заведение, найти работу, да и просто выйти в самостоятельную жизнь. Поэтому школа несёт большую ответственность за обучение, а самое главное за воспитание таких детей. Их необходимо поддерживать, направлять, давать возможность проявлять свои лучшие качества, это возможно путём вовлечения их в активную внеурочную деятельность.
Одной из приоритетных задач обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) является создание условий для успешной социализации. Реализация данной задачи невозможна без использования системы внеурочных занятий.
Нормативные правовые основания
организации внеурочной деятельности обучающихся с ОВЗ
В качестве нормативных правовых оснований организации внеурочной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования выступают следующие документы:
Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ: приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1598.
О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г.
№ 373: приказ Министерства образования и науки РФ от 26 ноября 2010 г. № 1241.
О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г.
№ 373: приказ Министерства образования и науки РФ от 22 сентября 2011 г. № 2357.
Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования: приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897.
Разъяснения по отдельным аспектам введения федерального государственного образовательного стандарта общего образования: письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки РФ от 19 апреля 2011 г. № 03 255.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяет Программу внеурочной деятельности как организационный механизм реализации АООП НОО. Программа внеурочной деятельности предполагает следующие направления: спортивно-оздоровительное, нравственное, социальное, обще-культурное в таких формах как индивидуальные и групповые занятия, экскурсии, кружки, секции, соревнования, общественно полезные практики и т.д. Организация самостоятельно разрабатывает и утверждает программу внеурочной деятельности. (пункт II.9.10).
Одним из документов, который достаточно детально раскрывает особенности моделирования внеурочной деятельности в образовательных организациях, является письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».
Программа курса «Азбука пешехода» предназначена для учащихся начальных классов с нарушением интеллекта. Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения и направлена на обучение правилам дорожного движения (ПДД) и основам безопасного поведения на дорогах и разработана в соответствии с требованиями Законов РФ «Об образовании», «О безопасности дорожного движения», с целью организации работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма и улучшения качества обучения школьников Правилам дорожного движения.
Основная идея курса — формирование представлений о правилах дорожного движения и навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.
Необходимость создания условий для непрерывного обучения участников дорожного движения, начиная с младшего школьного возраста, диктуется условиями бурного роста современного автомобильного транспорта и увеличением интенсивности движения на автодорогах. Среда обитания ребенка перенасыщена риском и опасностями дорожно-транспортных происшествий. Практически с порога дома он становится участником дорожного движения, так как и дворы стали, объектами дорожного движения.
Всем известно, какую опасность для детей представляет сегодня дорога. Только на дорогах России ежегодно попадают в беду более 30 тысяч человек и среди них значительное число составляют дети. Одна из причин такого явления — несформированность элементарной культуры поведения в условиях дорожного движения, неподготовленность детей к самостоятельному безопасному передвижению по улицам и дорогам. Становится, очевидно, что семья в одиночку не может справиться с решением этих задач воспитания. Все это определяет необходимость введения данного курса в начальной школе.
Целью курса является формирование обязательного минимума знаний и умений, который обеспечит развитие новых социальных ролей младшего школьника с нарушением интеллекта как участника дорожного движения, культуры поведения на дорогах и улицах. В дальнейшем дети смогут осознанно вести себя в условиях дорожного движения, что приведет к уменьшению числа дорожно-транспортных происшествий, участниками которых становятся младшие школьники.
Программа направлена на реализацию умения, относящегося к культуре безопасности жизнедеятельности в рамках внеурочной образовательной деятельности.
Программа решает следующие задачи:
сообщение знаний о правилах движения на проезжей части;
обучение пониманию сигналов светофора и жестов регулировщика;
привитие умения пользоваться общественным транспортом;
ознакомление со значениями важнейших дорожных знаков, указателей, линий разметки проезжей части;
воспитание осознания опасности неконтролируемого поведения на проезжей части, нарушения правил дорожного движения;
воспитание бережного отношения к своей жизни и своему здоровью, а также к жизни и здоровью всех участников дорожного движения.
. На основании учебного плана ОУ составлена рабочая программа.
Режим проведения занятий:
1-й год обучения 1час в неделю (2 класс).
2-й год обучения 1 час в неделю (3 класс).
3-й год обучения 1час в неделю (4 класс).
Изучение программного материала начинается со 2 класса на доступном младшим школьникам уровне, преимущественно в виде учебных игр и в процессе практической деятельности.
Место курса в учебном плане
Программа рассчитана на 3 года, 105 часов. 2-4 классы по 34 часа.
Основные принципы реализации программы:
1. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода предполагает учёт личностных, возрастных особенностей учащихся начальных классов и уровня их психического и физического развития.
2. Принцип взаимодействия “Дети – дорожная среда”. Чем меньше возраст школьников, тем легче формировать у них социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения. Детское восприятие окружающей среды во многом определяется вербальной информацией взрослых, обращающих внимание на светофор, пешеходный переход, опасность на дороге, скорость движения и т.д.
3. Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия. Учащиеся должны знать, какие опасности могут подстерегать их в дорожной среде.
4. Принцип возрастной безопасности. У младших школьников довольно рано появляется стремление самостоятельно ходить в школу и гулять по улицам. С одной стороны, это надо одобрять, чтобы не тормозить развитие волевых качеств ребёнка. С другой – необходимо воспитывать понимание опасности дорожной среды и вырабатывать привычки, умения и навыки безопасного поведения.
5. Принцип социальной безопасности. Учащиеся должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определённые нормы и правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует Государственная инспекция безопасности дорожного движения. Правила дорожного движения нужно соблюдать для общей безопасности, так как неправильные действия школьника на улице и дороге опасны и для него самого, и для окружающих.
6. Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых.
Ожидаемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения, соблюдения правил дорожного движения;
объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
в предложенных ситуациях, опираясь на знания правил дорожного движения, делать выбор, как поступить;
осознавать ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД:
учиться обнаруживать и формулировать проблемы;
вырабатывать навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;
Познавательные УУД:
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной деятельности;
Коммуникативные УУД:
слушать и слышать других, пытаясь принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы
Тематическое планирование
2 класс
№ |
Тема |
Содержание |
1 |
Что такое «Азбука пешехода». |
Вводное занятие. |
2-3 |
Город, где мы живем. |
Город, в котором мы живем. Его достопримечательности. Улицы микрорайона. Домашний адрес. Место нахождения школы |
4-5 |
Зачем нужно знать ПДД. |
Участники дорожного движения (пешеход, пассажир, водитель). |
6-7 |
Что мы видим на дороге |
Улица. Тротуар. Проезжая часть. Почему проезжая часть опасна |
8-9 |
Транспорт |
Какой транспорт ходит в нашем городе? Какие вы знаете автобусные маршруты. Как доехать до школы |
10-11 |
Мы идем в школу |
Пешеход - кто это? Разбор конкретных маршрутов учащихся в школу и обратно. Особенности движения пешеходов осенью и зимой. |
12-13 |
Самый безопасный путь в школу и обратно домой. Проектная работа по теме: «Безопасный путь домой». |
Повторение изученного материала. Знать адрес места жительства, название ближайших улиц и их особенности. Изображать путь от дома до школы с помощью условных обозначений. |
14-16 |
Наши верные друзья |
Что поможет безопасно перейти проезжую часть. «Зебра» , Светофор, дорожные знаки, регулировщик дорожного движения |
17-18 |
Мы пассажиры. |
Общие обязанности пассажиров. Правила посадки и высадки. Поведение в общественном транспорте |
19-20 |
Автомобиль. Тормозной путь. |
О правилах перехода через дорогу. |
21-22 |
Где можно играть? |
Почему нельзя играть на улицах и дорогах? Опасность игр у дорог. |
23-24 |
Автобус. Правила поведения в автобусе. |
О соблюдении правил при ожидании транспорта, при посадке и высадке. Правила обхода автобуса после высадки. |
25-27 |
Безопасность пешеходов. |
Основные правила, которые должны соблюдать пешеходы. Практическая отработка действий. |
28-29 |
Тротуар как часть дороги. |
Правила движения по тротуару. |
30-31 |
Перекресток. |
Типы перекрестков. Обозначение пешеходных переходов на нерегулируемом перекрестке. Правила перехода нерегулируемого перекрестка. |
32-33 |
Нас увидят в темноте. |
Одежда со светоотражающими элементами. |
34 |
Подведение итогов |
Повторение знаний ПДД. Инструктаж перед летними школьными каникулами. Особенности движения на загородных дорогах. Катание на велосипедах по улицам.
|
3класс
№ |
Тема |
Содержание |
1-2 |
Улица полна неожиданностей |
Как правильно переходить дорогу. Разбор конкретного маршрута |
3-4 |
Транспорт. |
Какой транспорт ходит в нашем городе? Остановки маршрутного транспорта. |
5-6 |
Правила поведение на остановке. |
Как правильно вести себя на остановках. Опасность приближающегося транспорта |
7-8 |
Правила поведения в автобусе. |
Правила поведения в автобусе, назначение мест, стоек, поручней. |
9-10 |
Особенности движения транспорта и пешеходов на осенних |
Наиболее опасные и безопасные места для движения пешеходов. Опасность зонтов, капюшонов |
11-12 |
Дорога от остановки до школы |
Правила движения по обочине дороги. Движение навстречу транспорту, переход через дорогу. |
13-14 |
Правила поведения на улице. |
Где нужно ходить по улицам? Дисциплина на улице - залог безопасности движения |
15-16 |
Особенности движения транспорта и пешеходов на зимних улицах. |
Наиболее опасные и безопасные места для движения пешеходов. Опасность зонтов, капюшонов |
17-18 |
Транспорт стоящий, двигающийся, подающий сигналы поворота. |
Как правильно переходить дорогу, если вблизи виден транспорт. |
19-20 |
Осторожно - гололед! |
О правилах движения по дорогам во время гололеда. |
21-22 |
Сигналы светофора |
Назначение светофора, значение сигнала светофора. Пешеходный светофор |
23-24 |
Это должны знать все. |
Зачем нужно знать правила дорожного движения пешеходу и водителю |
25-26 |
Мы пассажиры |
Где разрешается ожидать общественный транспорт. Как надо обходить стоящий автобус? В чем опасность внезапного выхода на проезжую часть из-за стоящего транспорта |
27-28 |
Дорожные знаки. |
Рассказать, показать или нарисовать дорожные знаки, встречающиеся по дороге в школу, объяснить их значение. Рассказать о других дорожных знаках. |
29-30 |
Мы любим играть. |
О внимательности и осторожности при играх во дворах жилого сектора. |
31-32 |
Что делать, если отстал от автобуса |
О правилах поведения в создавшейся ситуации. |
33-34 |
Весенние дороги |
Особенности весенних погодных условий, затрудняющих дорожное движение ( тающий снег, гололед, туман, дождь). Места для катания на самокатах, роликах, велосипедах
|
4 класс
№ |
Тема |
Содержание |
1-2 |
Мы идем в школу. |
Микрорайон в котором находится школа. Улицы вокруг школы. Остановки маршрутного транспорта . Дорога в школу |
3-4 |
Я пешеход. |
Умение правильно выбрать наиболее безопасный путь. Как пройти по более сложному маршруту к школе. Где и как правильно перейти улицу? Не можешь сам перейти улицу - попроси взрослого помочь |
5-6 |
Осенние дороги. |
Лужи, грязь - препятствия дорожному движению. Плохая видимость в дождь и туман. Особая осторожность пешеходов на дорогах осенью. |
7-8 |
Гололед, дорога, пешеход. |
Об опасности передвижения во время гололеда. Особое внимание во время перехода улицы. |
9-10 |
Соблюдение правил дорожного движения на каникулах. |
Инструктаж о безопасности движения во время осенних каникул. О правилах поведения на дорогах, о соблюдении правил во время каникул, ответственность. |
11-12 |
Это должны знать все |
Правила дорожного движения - закон для водителей и пешеходов. Примеры о последствиях нарушений ПДД. Какой вред приносят нарушители правил |
13-14 |
Дорожные знаки. Для чего они нужны. |
Какие существуют группы знаков, их символика и назначение |
15-16 |
Инструктаж перед зимними каникулами. |
О соблюдении правил дорожного движения во время каникул. |
17-18 |
Наши верные друзья |
Технические средства регулирования дорожным движением, дорожные знаки, пешеходные переходы и их виды, «ИДН» -искусственная дорожная неровность - «лежачий полицейский», светофоры и их виды, работа сотрудников ГИБДД |
19-20 |
Что такое закрытый обзор. |
Дорожные ситуации, когда опасность скрыта от пешеходов за кустами, деревьями, стоящим или движущимся транспортом |
21-22 |
Велосипед – друг или враг? |
О правилах дорожного движения во время езды на велосипеде. О местах, где запрещено и разрешено кататься детям в возрасте до 14-летнего возраста. |
23-24 |
Несчастные случаи на улицах и дорогах. |
О переходе улицы в неположенном месте, о подчинении сигналам светофора, неожиданный выход на проезжую часть из-за стоящего транспорта. |
25-26 |
Дорожно-транспортные происшествия. |
Виды происшествий. Причины их возникновения. Как правильно вести себя на улице, чтоб не произошло несчастье |
27-28 |
Железная дорога |
Поведение школьников вблизи железнодорожных путей. |
29-30 |
Светофор пешеходный и транспортный. |
Особенности сигналов светофора и действия пешеходов в соответствии с ними. |
31-32 |
Изготовление макета светофора. |
Творческая работа. Викторина «Красный, желтый, Зеленый» |
33-34 |
Повторение пройденных тем. Инструктаж перед летними каникулами |
Повторение знаний ПДД. Инструктаж перед летними школьными каникулами. Катание на велосипедах по улицам. |
Используемые ресурсы:
https://kopilkaurokov.ru/vneurochka/prochee/dorozhnaia-azbuka-vnieurochnaia-dieiatiel-nost
https://infourok.ru/rabochaya-programma-vneurochnoy-deyatelnosti-yuid-579622.html
https://infourok.ru/programma-vneurochnoy-deyatelnosti-dorozhnaya-azbuka-modificirovannaya-621693.html
http://lenschv-5.edumsko.ru/activity/additional_groups/5660/program
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2015/02/19/programma-po-pdd
http://festival.1september.ru/articles/563148/
Папкова Мария Юрьевна
Белавина Виталина Николаевна