Программа курса внеурочной деятельности «Дорожная азбука» (1 класс)
ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Дорожная азбука»
1 класс
Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности «Дорожная азбука» составлена на основе нормативно-правовых документов:
1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 06. 10. 2009 г. №373.
2. Конституция РФ.
3. Конвенция «О правах ребенка».
4. Закон Российской Федерации «О безопасности», 28 декабря 2010 года N 390-ФЗ ( с изменениями и дополнениями).
5. Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ.
6. Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 (ред.от 23.07.2013) «О Правилах дорожного движения».
7. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
8. Примерная рабочая программа «Я пешеход и пассажир», автор Виноградова Н.Ф. (Сборник программ внеурочной деятельности, Начальная школа XXI века, 1-4классы/ под редакцией Виноградовой Н. Ф. – М.: изд. центр «Вентана – Граф, 2014г).
Программа курса внеурочной деятельности «Дорожная азбука» предназначена для учащихся 1 класса. Основная идея — формирование представлений о правилах дорожного движения (ПДД) и навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.
Новизна данной программы в том, что программа доступно и понятно позволяет систематически знакомить первоклассников с обязанностями пешеходов и пассажиров, обучая ребенка правилам безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте. Воспитание личности младшего школьника, хорошо знакомой с современными проблемами безопасности жизни, осознающей их исключительную важность, стремящейся решать эти проблемы и при этом разумно сочетать личные интересы с интересами общества, происходит посредством ИКТ, ролевых игр, креативных заданий.
Актуальность данной программы заключается в том, что для детей младшего школьного возраста проблема поведения на дорогах является жизненно важной. Анализ детского дорожно-транспортного травматизма показывает, что основной причиной происшествий на протяжении ряда лет является переход дороги в неустановленном месте перед близко идущим транспортом. Одна из причин такого явления — несформированность элементарной культуры поведения в условиях дорожного движения, неподготовленность детей к самостоятельному безопасному передвижению по улицам и дорогам.
Одним из методов решения проблемы детского дорожно-транспортного травматизма является работа образовательных учреждений в данном направлении, введение во внеурочную деятельность курса "Дорожная азбука".
Уже с раннего школьного возраста у детей необходимо воспитывать сознательное отношение к Правилам дорожного движения (ПДД), которые должны стать нормой поведения каждого культурного человека.
Правила дорожного движения являются важным средством трудового регулирования в сфере дорожного движения, воспитания его участников в духе дисциплины, ответственности, взаимной предусмотрительности, внимательности. Выполнение всех требований Правил дорожного движения создает предпосылки четкого и безопасного движения транспортных средств и пешеходов по улицам и дорогам.
При переходе на федеральный государственный стандарт второго поколения, современные требования к образованию предусматривают необходимость сконцентрировать своё внимание на соблюдении ПДД и культуре личной безопасности. Основным концептуальным положением этой программы является, прежде всего, понимание того, что вопросы изучения ПДД и профилактики ДТТ рассматриваются как один из аспектов личной безопасности ребенка.
Цели программы:
- формирование знаний и умений по правилам дорожного движения, которые обеспечат развитие новых социальных ролей младшего школьника как участника дорожного движения, культуры поведения на дорогах и улицах;
- знакомство с содержанием работы специалистов, обеспечивающих безопасность дорожного движения.
Задачи:
-научить основным правилам безопасного поведения на дорогах и улицах;
-обучить правильному поведению на дорогах, используя полученные знания;
-развивать у учащихся умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации;
-познакомить с работой современных технических устройств, используемых в различных службах ГИБДД;
-развивать мотивацию к безопасному поведению.
На достижение поставленных целей и задач ориентировано содержание программы, реализация которого опирается на следующие психолого-педагогические принципы:
- доступность знаний, их расшифровка и конкретизация с учетом особенностей познавательной деятельности детей 6–7 лет;
- личностно-ориентированная направленность курса - актуализация знаний и умений, мотивированность всех предлагаемых учебных ситуаций с точки зрения реальных потребностей ребенка данного возраста;
- линейно-концентрическое расположение учебного материала, которое позволяет последовательно формировать представления с опорой на уже имеющиеся, постепенно углубляя и усложняя их;
- деятельностная основа процесса обучения, его практико-ориентированная направленность, удовлетворение потребности детей в игровой деятельности и эмоционально - наглядной опоре познавательной деятельности.
Описание ценностных ориентиров содержания курса внеурочной деятельности «Дорожная азбука»
Основная идея курса — формирование представлений о правилах дорожного
движения и навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.
Программа способствует:
- умственному воспитанию: учащиеся получают и закрепляют знания по Правилам дорожного движения, ОБЖ, учатся логически мыслить, обобщать, составлять рассказы по темам, делиться жизненным опытом, грамотно излагать свои мысли, отвечать на вопросы;
- нравственному воспитанию: на занятиях у учащихся формируется культура поведения в кругу сверстников и в семье, закрепляются навыки соблюдения Правил дорожного движения, желание оказывать помощь пожилым людям по мере необходимости;
- эстетическому воспитанию: учащиеся участвуют в конкурсах рисунков, плакатов, литературных викторинах, фотоконкурсах;
- трудовому воспитанию: учащиеся изготавливают необходимые пособия, макеты, дидактические игры для занятий по программе, декорации и костюмы к выступлениям (с помощью родителей);
- физическому воспитанию: на каждом занятии с детьми и подростками проводятся подвижные игры и различные двигательные игровые задания по темам.
Особый акцент в содержании программы сделан на развитие универсальных учебных действий, что является очевидным признаком соответствия стандартам второго поколения.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности "Дорожная азбука"
В результате освоения программы факультатива «Дорожная азбука»
формируются следующие предметные умения:
-выделять различные дорожные знаки, узнавать их и соотносить с особенностями своего поведения как участника движения;
-объяснять значение и функции конкретного знака (в значении, приближенном к установленным ПДД в соответствующем документе);
-суметь принять роль участников движения (водитель, пешеход, пассажир, сотрудник ГИБДД), передавать особенности их поведения в зависимости от ситуации.
Метапредметные результаты освоения программы:
Регулятивные универсальные учебные действия:
-принимать и сохранять учебную задачу;
-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
-адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.
Познавательные универсальные учебные действия:
-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
Коммуникативные универсальные учебные действия:
-строить сообщения в устной и письменной форме;
-адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
Личностные результаты:
- готовность и способность к выполнению ПДД;
- осознание ответственности за сохранение личной безопасности на дороге;
- принятие образа"участника дорожного движения";
- социальная компетентность как готовность к безопасному поведению на дороге, устойчивому следованию в поведении социальным нормам.
Основные формы и методы проведения занятий:
I.Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности.
1.Словесные: устное изложение, беседы с разбором и анализом дорожного происшествия.
2.Наглядные: показ иллюстраций, картин, схем, табличек по правилам дорожного движения.
3.Практические: практические занятия в «городках безопасности», игровые занятия, конкурсы, соревнования и викторины.
4.Форма подведения итогов: тестирование, урок-игра «Азбука безопасности».
ІІ. Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности - метод познавательных игр, дискуссии.
ІІІ. Метод проектов.
ІV.Моделирование реальных условий дорожного движения с практической деятельностью.
V.Экскурсии.
VI.Работа в группах – парах, тройках.
Для отслеживания результатов предусматриваются следующие формы контроля:
Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся по методикам Холодовой О., Криволаповой Н.А. (результаты фиксируются в зачетном листе учителя)
Итоговый контроль в формах: тестирования, практических работ, творческих работ учащихся.
Реализация программы курса"Дорожная азбука" осуществляется в рамках внеурочной деятельности для учащихся 1 классов в количестве 33 часов, из расчета : 1 класс – 1 час в неделю (33 часа).
Содержание программы курса"Дорожная азбука"
№ п/п | Основные разделы | Количество часов |
1. | Вводное занятие. | 1 |
2. | Наш путь в школу. Новые маршруты | 1 |
3. | Культура транспортного поведения и ответственность за нарушения ПДД. Город, в котором мы живем. Я - пешеход. | 1 |
4. | Транспортные средства. | 1 |
5. | Наши верные друзья на улицах и дорогах. | 1 |
6. | Мы знакомимся с дорожными знаками | 1 |
7. | Регулируемые перекрестки. Правила перехода регулируемых перекрестков. | 1 |
8. | Нерегулируемые перекрестки. Правила перехода нерегулируемых перекрестков. | 1 |
9. | Пешеходы становятся пассажирами. | 2 |
10. | История развития правил дорожного движения. | 1 |
11. | Сигналы регулировщика | 1 |
12. | Виды светофоров и дорожных знаков. Их значение для пешеход и водителей. | 3 |
13. | Элементы улиц и дорог. Дорожная разметка. | 3 |
14. | Тормозной путь транспортных средств. | 1 |
15. | Правила перехода улиц и дорог. Движение по улице группой и в колонне. | 1 |
16. | Правила обхода транспортных средств. | 2 |
17. | На загородной дороге. | 1 |
18. | Детский дорожно-транспортный травматизм. Опасность ребенка в дорожных ситуациях. | 1 |
19. | Я - велосипедист. Знаки, регламентирующие движение велосипедиста. | 1 |
20. | Железнодорожный транспорт. Знаки, сопутствующие железной дороге. | 1 |
21. | Специальные автотранспортные средства. Правила движения специального автотранспортного средства на дороге. | 1 |
22. | Назначение номерных опознавательных знаков и надписей на транспортных средствах. | 1 |
23. | Экскурсия. | 4 |
| Итого | 33ч. |
Содержание.
Наш путь в школу. Новые маршруты.(1 час)
Адрес местожительства, название ближайших улиц и их особенности. Дорога от дома до школы (кинотеатра, парка, магазина и пр.). Пространственные положения и взаимоотношения объектов окружающего мира (близко-далеко; рядом, около; за; перед; ближе-дальше). Разбор маршрутов "дом - школа" и обратно.
Культура транспортного поведения и ответственность за нарушения ПДД. Город, в котором мы живем. Я - пешеход. (1 час)
Культура транспортного поведения - часть общей культуры человека. Культура и вежливость несовместимы со спешкой, грубостью. Помощь и предупредительность к другим участникам движения, которым трудно ориентироваться в дорожной обстановке. ПДД - составная часть правил культурного поведения в общественной жизни. Значение дисциплинированности, вежливость, предупредительности, аккуратности для обеспечения безопасного движения транспортных средств и пешеходов. Ответственность за нарушение ПДД. Когда я становлюсь пешеходом. Дорога. Тротуар, проезжая часть дороги, обочина. Тротуар как часть дороги, предназначенная для движения пешеходов. Правила движения по тротуару: движение навстречу транспорту; движение по обочине при отсутствии тротуара; движение в темное время суток только в сопровождении взрослого. Правила поведения на улице. Специальные места для игр и прогулок.
Транспортные средства. (1 час)
Характеристика видов транспортных средств, виды (по размерам, по назначению, по скорости и т. д). Транспорт. Наземный, подземный, воздушный, водный (узнавание, называние, различение). Транспортное средство. Участники дорожного движения: водитель, пассажир, пешеход (узнавание, называние, особенности поведения). Городской общественный транспорт, что к нему относится и их отличительные особенности.
Наши верные друзья на улицах и дорогах. (1 час)
Сигналы для регулирования дорожного движения. Транспортные и пешеходные светофоры. Особенности сигналов светофора и действия пешеходов в соответствии с ними. Сигналы регулировщика и их значение. Действия водителей транспорта и пешеходов по сигналу светофора и регулировщика.
Мы знакомимся с дорожными знаками. (1 час)
Знаки дорожного движения, определяющие переход дороги: «пешеходный переход», «пешеходная дорожка», «подземный пешеходный переход», «надземный пешеходный переход», «место остановки автобуса (троллейбуса)», «место остановки трамвая» (название, назначение, внешние признаки). Дорожные знаки: "Железнодорожный переезд со шлагбаумом", "Железнодорожный переезд без шлагбаума" и т.д. Особенности поведения, определяемые тем или иным знаком ДД (правила перехода дороги при разных знаках пешеходного перехода).
Регулируемые перекрестки. Правила перехода регулируемых перекрестков.
(1 час)
Пешеходные светофоры, поведение пешехода на регулируемом перекрестке. Виды светофоров (по расположению сигналов и назначению). Сигналы машин и как на них реагировать. Перекресток - место пересечения улиц, дорог. Виды перекрестков: трехсторонние, четырехсторонние, площадь. Перекресток — место пересечения, примыкания или разветвления дорог. Разные виды перекрестков (четырехсторонний, трехсторонний, круговой).
Регулируемый перекресток. Светофоры с дополнительными секциями. Правила поведения пешехода в соответствии с направлением движения стрелок дополнительных секций светофора. Регулировщик, особенности его внешнего вида (форма, отличительные знаки, жезл, диск). Поведение пешехода в зависимости от сигналов регулировщика.
Нерегулируемые перекрестки. Правила перехода нерегулируемых перекрестков. (1 час)
Понятие "нерегулируемый перекресток", опасность его перехода. Правила перехода дороги на нерегулируемых участках вне перекрестка.
Пешеходы становятся пассажирами. (2 часа)
Правила перевозки детей в машине. В легковом автомобиле пристегиваться ремнями безопасности. На первом сидении ребенок ехать не может. Из машины выходить можно только со стороны тротуара или обочины. Не открывать двери автомобиля на ходу, не высовываться из окна. Правила посадки в транспорт. Правила поездки в транспортном средстве: не отвлекать водителя разговорами; не задерживаться у входа и выхода; вести себя спокойно и сдержанно, не высовываться из окна. Правила поведения в общественном транспорте. Правила выхода из транспорта. Выходить из транспортного средства на проезжую часть только в том случае, если нет опасности и не создаются помехи для других участников движения.
Как нельзя пользоваться транспортом и возможные последствия.
История развития правил дорожного движения. (1 час)
Первые правила. На улицах Древнего Рима. На улицах древней Москвы. Первые правила в разных странах мира. История возникновения ПДД в России и в Республике Мордовия.
Сигналы регулировщика. (1 час)
Регулировщик. Положение и жесты регулировщика, которые соответствуют красному, желтому и зеленому сигналам светофора.
Виды светофоров и дорожных знаков. их значение для пешеход и водителей. (3 часа)
Общая характеристика светофоров, дорожных знаков, их назначение. Группы знаков, предназначенных для пешеходов. Группы знаков, предназначенных для водителя. Группы знаков, знание которых необходимо и водителю, и пешеходу.
Элементы улиц и дорог. Дорожная разметка. (3 часа )
Назначение улиц и дорог. Элементы дороги: проезжая часть, кювет, обочина. Главная дорога. Состояние дороги (асфальт, грунт). Практическое определение времени, которое может быть затрачено на переход дороги. Опасность и безопасность на дорогах. Причины возникновения опасностей. Безопасные маршруты движения (установление, определение по рисункам и личным наблюдениям). Дорога. Тротуар как часть дороги, предназначенная для движения пешеходов. Правила движения по тротуару: движение навстречу транспорту; движение по обочине при отсутствии тротуара; движение в темное время суток только в сопровождении взрослого.
Разметка проезжей части и ее значение для регулирования движения транспорта. Продольная, поперечная и другие виды разметки. Значение разметки проезжей части для велосипедистов. Элементы улицы: проезжая часть, тротуар. Их назначение. Улицы с односторонним и двусторонним движением. Адрес местожительства, название ближайших улиц и их особенности. Дорога от дома до школы (кинотеатра, парка, магазина и пр.).
Тормозной путь транспортных средств. (1 час)
Предметы и их положение в пространстве: определение, сравнение, объяснение соотношений с использованием соответствующей терминологии (близко-ближе, далеко-дальше, рядом, перед, за и т.д.).Скорость движения объекта (быстро, медленно, очень быстро). Особенности пространственного положения предмета (транспортного средства) при разной скорости движения по отношению к другим предметам и участникам дорожного движения (далеко-близко; медленно-быстро, рядом, около). Транспорт стоящий, двигающийся, подающий сигналы поворота. Транспорт личный и общественный (отличие, классификация). Механические транспортные средства. Маршрутное транспортное средство (автобус, троллейбус, трамвай). Маршрут (определение на рисунках, моделирование). Гужевой транспорт. Автомобиль мгновенно остановить нельзя. Понятие тормозного пути. Факторы, влияющие на величину тормозного пути. Опасность перехода улицы(дороги) перед близко идущим транспортом.
Правила перехода улиц и дорог. Движение по улице группой и в колонне.
(1 час)
Места, где разрешается переходить улицы(дороги): пешеходный переход, подземный переход, перекресток. Переход улицы с односторонним и двусторонним движением. Островки безопасности. Выбор наиболее безопасного пути в школу. Порядок движения учащихся группами по тротуару, обочине дороги, пешеходному переходу. Порядок движения учащихся в колонне. Правила посадки группы учащихся в общественный транспорт.
Правила обхода транспортных средств. (2 часа)
Специальные участки улицы и дороги для безопасного перехода пешеходом: подземный и наземный пешеходный переход, их обозначения. Транспортные средства для перевозки пассажиров. Правила безопасного поведения при посадке, следовании в пути и при высадке из автобуса. Правила поездки в транспортном средстве: не отвлекать водителя разговорами; не задерживаться у входа и выхода; вести себя спокойно и сдержанно, не высовываться из окна. Троллейбус и автобус. Как обходить транспорт. Сигналы водителя, из значение. Дорога. Тротуар как часть дороги, предназначенная для движения пешеходов. Правила движения по тротуару: движение навстречу транспорту; движение по обочине при отсутствии тротуара; движение в темное время суток только в сопровождении взрослого.
Знаки дорожного движения, определяющие переход дороги: «пешеходный переход», «пешеходная дорожка», «подземный пешеходный переход», «надземный пешеходный переход», «место остановки автобуса (троллейбуса)», «место остановки трамвая» (название, назначение, внешние признаки). Особенности поведения, определяемые тем или иным знаком ДД (правила перехода дороги при разных знаках пешеходного перехода). Светофор пешеходный и транспортный. Особенности сигналов светофора и действия пешеходов в соответствии с ними. Выходить из транспортного средства на проезжую часть только в том случае, если нет опасности и не создаются помехи для других участников движения.
На загородной дороге. (1 час)
Дорога используется для движения транспортных средств. Особенности дорог в городе и в сельской местности («полевые пути», «зимники»). Части (элементы) дороги: проезжая часть; тротуар, обочина, разделительная полоса. Правостороннее движение. Дорога. Обочина, пешеходная дорожка - места движения пешеходов. Правила движения по загородной дороге. Где можно пересекать загородную дорогу.
Детский дорожно-транспортный травматизм. Опасность ребенка в дорожных ситуациях. (1 час)
Дисциплинированность, осторожность, находчивость - качества необходимые для безопасного движения по улицам и дорогам. Факторы, отвлекающие внимание ребенка от наблюдения за дорожной ситуацией. Причины ДТП с детьми. Знаки дорожного движения: «светофорное регулирование», «движение пешеходов запрещено», «пешеходная дорожка». Знаки для водителей, которые необходимо знать пешеходам: «дорожные работы», «дети», «движение прямо, направо, налево…». Значение конкретного знака (в значении, приближенном к установленному в ПДД). Цвет и форма предупреждающих и запрещающих знаков.Правила поведения на остановке маршрутного транспортного средства.
Я- велосипедист. Знаки, регламентирующие движение велосипедиста. (1 час)
Правила безопасной езды на велосипеде. Знаки, регламентирующие движение велосипедиста. Понятие "Велосипед". Кто может управлять велосипедом. Правила езды на велосипеде по дорогам. Специальные места для езды на велосипеде. Правила перевозки людей и грузов на велосипеде. Буксировка велосипеда. Сигналы велосипедиста.
Железнодорожный транспорт. Знаки, сопутствующие железной дороге. (1 час)
Особенности железнодорожного транспорта. Тормозной путь поезда. Правила поведения на железной дороге. Железнодорожный переезд и знаки, сопутствующие ему. Переход через железнодорожный переезд. Места перехода через железнодорожные пути. Как и с кем нужно переходить железнодорожный переезд. Запрещение хождения по рельсам, насыпи, запрещение игр вблизи железнодорожных путей. Правила перехода железной дороги в местах, отдаленных от переезда. Движение пассажиров на железнодорожной станции. Правила передвижения в соответствии со знаками дорожного движения. Предупреждающие знаки: «железнодорожный переезд со шлагбаумом», «железнодорожный переезд без шлагбаума».
Специальные автотранспортные средства. Правила движения специального автотранспортного средства на дороге. (1 час)
Понятия "дорога с двусторонним движением" и "дорога с односторонним движением". Отличительные особенности. Дорога с одной и несколькими полосами движения. движение транспорта по этим дорогам. Поведение пешехода при переходе таких дорог. Специальные автотранспортные средства, их обозначение и назначение. Правила движения специального автотранспорта. Правила поведения при встрече со специальным автотранспортным средством. Характеристика групп дорожных знаков, используемых в ходе ремонтных работ на дороге.
Назначение номерных опознавательных знаков и надписей на транспортных средствах. (1 час)
Назначение номерных опознавательных знаков и надписей, место установки. Специальные опознавательные знаки "За рулем инвалид", "Учебный автомобиль". Обозначение буксирного троса при буксировке транспорта на гибкой сцепке. Опасности буксировки. Меры предосторожности пешехода при встрече с данным транспортным средством с опознавательными знаками, надписями и движущимися на буксире.
Экскурсия.(4 часа)
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
| Тема урока | Теоретическая часть | Практическая часть | Количество часов |
Содержание деятельности | | |||
1. | Вводное занятие. Что мы знаем о ПДД? | Рассказ, беседа, диагностика уровня и характера дошкольной подготовки. | Выполнение заданий диагностики | 1 |
2. | Наш путь в школу. Новые маршруты. Близко – далеко, быстро – медленно. | Беседа о дороге в школу. Беседа о ПДД. Вопрос для обсуждения: «Что было бы в жизни, если бы не было правил дорожного движения?» | Словесная игра «Прочитаем слова». Дидактические игры: «Ближе – дальше», «Что мы видим из окна». Разбор маршрутов типа "дом - школа" и обратно. | 1 |
3. | Город, в котором мы живем. Я - пешеход. Культура поведения на дорогах. | Рассказ учителя о культуре поведения водителей и пешеходов на дорогах. | Составление устного рассказа о поведении юных участников дорожного движения на дороге, на улице, игровых площадках. | 1 |
4. | Транспортные средства. | Просмотр видеофильма "Транспортные средства. Транспорт: наземный, подземный, воздушный, водный " | Игра "Угадай назначение транспорта" Игра " Водитель, пассажир, пешеход" Составление рассказа о видах общественного транспорта. | 1 |
5. | Наши верные друзья на улицах и дорогах. | Просмотр презентации об истории создания светофора. Презентация "Современные виды светофоров" | Игра: "Сигналы светофора: красный, желтый, зеленый". Ролевая игра «Разговор с сотрудником ГИБДД». Роли: пешеход, водитель, сотрудник ГИБДД. | 1 |
6. | Мы знакомимся с дорожными знаками. «Сами не видят, а другим показывают». | Дорожные знаки и их группы. Значение отдельных дорожных знаков. Ответственность за повреждение дорожных знаков. Ознакомление с порядком установления дорожных знаков. | Зарисовка в рабочей тетради дорожных знаков, обозначение их названия и значения. Изготовление на картоне дорожных знаков. (парная работа) | 1 |
7. | Регулируемые перекрестки. Правила перехода регулируемых перекрестков. | Знакомство с регулируемым перекрестком на схеме. | Игра «Ловкий пешеход» Ситуация: Переход регулируемого перекрестка. | 1 |
8. | Нерегулируемый перекресток. Правила перехода нерегулируемых перекрестков. | Знакомство с нерегулируемым перекрестком на схеме, отличие от регулируемого перекрестка. | Составление устного рассказа о переходе дороги на участке вне перекрестка или на нерегулируемом перекрестке. | 1 |
9. | Пешеходы становятся пассажирами. | Правила для пассажиров автобуса и троллейбуса на остановке, при посадке, в салоне и при выходе. Правила перехода проезжей части при движении к остановке и после выхода из автобуса и троллейбуса. Опасные ситуации. | Сюжетная игра «В троллейбусе». Составление памятки «Мы едем на автобусе». "Как правильно пройти на остановку. Правила поведения на остановке." "Как правильно пользоваться маршрутным такси, автобусом, троллейбусом". Ролевая игра «Расскажи малышу, как нужно вести себя в автобусе». Дидактическая игра «Спрашиваем — отвечай» . Учащиеся задают друг другу вопросы о ПДД и поведении в транспорте. | 2 |
10. | История развития правил дорожного движения. | Просмотр видеофильма об истории возникновения правил дорожного движения. Правила дорожного движения. Общие положения. Общие обязанности водителя. Обязанности пешеходов и пассажиров. | | 1 |
11. | Экскурсия в музей ГИБДД Республики Мордовия | Беседа "История развития ПДД в России и в Мордовии" | Игры на интерактивных тренажерах по ПДД | 1 |
12. | Экскурсия в город. | Знакомство территорией школы и ближайшими окрестностями. Наиболее удобная и безопасная дорога в школу и из школы, правила безопасности в пути. | Ориентирование на школьной территории и в окрестностях школы. | 1 |
13. | Сигналы регулировщика. | Просмотр видеофильма (или иллюстраций) «Как работает регулировщик». Сигналы регулировщика. Изучение и тренировка в подаче сигналов регулировщика. | Сюжетно-подвижная игра «Как ребята улицу переходили» (проводится в физкультурном зале, на спортивной площадке). Роли: регулировщик, пешеходы. | 1 |
14. | Виды светофоров и дорожных знаков, их значение для пешеходов и водителей. | Светофорное регулирование движения транспорта и пешеходов. Значение сигналов светофора. Поведение пешеходов на перекрестке. | Изготовление макета светофора ( групповая работа) Составление рассказа или стихотворения о светофоре. | 3 |
15. | Элементы улиц и дорог. Элементы дороги: проезжая часть, кювет, обочина. Дорожная разметка. Элементы улицы: проезжая часть, тротуар. Их назначение. Улицы с односторонним и двусторонним движением. | Беседа о составных частях дороги, о видах покрытия дорог. Беседа об элементах улицы по схемам. Разбор схемы расположения школы на улице. | Понятия: – дорога; – проезжая часть; – тротуар; – обочина; – пешеход; – автотранспортное средство – наиболее оживленные дороги города, микрорайона; – составные части дороги; – основные правила поведения на дороге. Конструирование дороги из строительного материала ("Лего"). (групповая работа) Составление памятки «Как нужно вести себя на дорогах». Рассматривание и обсуждение рисунка-схемы «Какие бывают дороги». Рассказы-рассуждения «Расскажем малышам о правилах поведения на дорогах». | 3 |
16. | Тормозной путь транспортных средств. | Рассказ учителя «Что такое тормозной путь» (с использованием иллюстративного материала) | Рисование схемы «Тормозной путь». Подготовка памятки «Внимание! Тормозной путь!». | 1 |
17. | Экскурсия. "Правила перехода улиц и дорог. Движение по улице группой и в колонне." | Правила движения по улице группой и в колонне. | Отработка навыков безопасного перехода дороги в специальных местах. | 1 |
18. | Правила обхода транспортных средств. | Виды перехода: подземный и наземный пешеходный переход, их обозначения. Основные виды нарушений правил поведения пассажиров и пешеходов | Отработка умения определять вид перехода, узнавать обозначения. Выход на дорогу из-за стоящего автотранспорта. | 2 |
19. | На загородной дороге. | Элементы дороги: тротуар, обочина, проезжая часть. Правила движения пешеходов по загородной дороге. | Движение по загородным дорогам, вне населенных пунктов. Отработка правильного пересечения загородной дороги. | 1 |
20. | Экскурсия | Ознакомление с дорожными знаками в условиях улицы. Наблюдение за поведением пешеходов и водителей. | Отработка умения читать основные дорожные знаки для пешеходов, использовать на практике ПДД по улицам, поступать адекватно требованиям знаков дорожного движения и сигналов светофора. | 1 |
21. | Детский дорожно-транспортный травматизм. Опасность ребенка в дорожных ситуациях. | Видеофильм "Правила поведения на улицах и дорогах" | Составление памятки "Обязанности пешехода и пассажира" | 1 |
22. | Я - велосипедист. | Рассказ учителя о правилах безопасной езды на велосипеде. | Составление устного рассказа по правилам безопасной езды на велосипеде. | 1 |
23. | Железнодорожный транспорт. Знаки, сопутствующие железной дороге. | Рассказ учителя о железнодорожном транспорте. Просмотр видеофильма "Правила поведения на железной дороге" | Составление плаката " Железная дорога. Предупреждающие знаки: «железнодорожный переезд со шлагбаумом», «железнодорожный переезд без шлагбаума». (групповая работа) | 1 |
24. | Специальные автотранспортные средства. | Рассказ учителя о специальных автотранспортных средствах, их обозначении и назначении. | Конструирование дороги из строительного материала ("Лего"). Строительные и дорожные машины, их обозначение на дороге. (групповая работа) | 1 |
25. | Назначение номерных опознавательных знаков и надписей на транспортных средствах. | Рассказ учителя о назначении номерных опознавательных знаков и надписей на транспортных средствах. Понятие и термины: "автопоезд", "учебный автомобиль", " инвалид ", "буксировка автомобиля" | Составление устного рассказа о тех опасностях, которые ожидают пешехода при встрече с транспортом с опознавательными знаками. | 1 |
26. | Презентация проектов «Правила движения — достойны уважения!» Урок-игра «Азбука безопасности». | | Урок-игра «Азбука безопасности». | 1 |
27. | Итоговый контроль | | Тестирование | 1 |
Учебно-методическое и информационное обеспечение программы курса внеурочной деятельности "Дорожная азбука"
Основная литература
1.Конституция Российской Федерации: офиц.текст. - М.: Маркетинг, 2001.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 06. 10. 2009 г. №373.
3. Закон Российской Федерации «О безопасности», 28 декабря 2010 года N 390-ФЗ.
4. Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» , 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ.
5. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещении, 2009.
6. Примерная рабочая программа «Я пешеход и пассажир», автор Виноградова Н.Ф. (Сборник программ внеурочной деятельности, Начальная школа XXI века, 1-4классы/ под редакцией Виноградовой Н. Ф. – М.: изд. центр «Вентана – Граф, 2014г)
7. Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы методическое пособие /под ред. Н.Ф. Виноградовой. – М.: Вентана-Граф, 2011. - 192с.
8.. Правила дорожного движения Российской Федерации: М.: Мир Автокниг, 2006.
Дополнительная литература
1. Воронова Е.А. Красный. Желтый. Зеленый! ПДД во внеклассной работе. Изд. 4-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2009.
2. Данилова Т. И. Программа «Светофор». Обучение детей дошкольного возраста Правилам дорожного движения. – СПб., издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009.
3. Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника: Учебно-методическое пособие для общеобразовательных учреждений и системы дополнительного образования / Под общ. ред. В.Н.Кирьянова. – М.: Издательский Дом Третий Рим, 2006.
4. Изучаем правила дорожного движения: разработки уроков и тематических занятий в 1-4 классах / авт.-сост. Е.Ю. Лавлинскова.- Волгоград: Учитель, 2008.
5. Ковалько В. И. Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на улицу: 1 – 4 классы. – М.: ВАКО, 2006.
6. Кузьмина Т.А., Шумилова В.В. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма, Волгоград, Издательство «Учитель», 2007.
7. Максимова Т.Н. Поурочные разработки по основам безопасности жизнедеятельности: 1-4 класс. – М.: ВАКО, 2008.
8. Методические рекомендации для системы дополнительного обучения детей Правилам дорожного движения (рекомендации разработаны в рамках Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в России» и одобрена Министерством образования РФ)/авт. Кол. Под рук. С.В.Барканова, О.А.Никоновой.-М., 2001
9. Основы безопасности жизнедеятельности. 1-4 классы: школьный курс в тестах, кроссвордах, стихах, играх и задачах с картинками / авт.-сост. Г.П.Попова. –Волгоград: Учитель, 2006.
Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы
1.Кладовая развлечений – это образовательный, познавательный и развлекательный портал, на котором можно получить много интересной и полезной информации, а также обменяться с коллегами своим педагогическим опытом и мастерством. http://kladraz.ru/metodika/pd-v-nachalnoi-shkole.html
2.Песни, стихи, загадки о ПДД на сайте http://pedportal.net/attachments/000/878/071/878071.pdf?1427853906
3.Тесты по ПДД для начальной школы с ответами на сайте http://childage.ru/obuchenie-i-obrazovanie/nachalnaya-shkola/testyi-po-pdd-dlya-shkolnikov-s-otvetami.html#1
4.Правила дорожного движения - тренажёр http://cafel.narod.ru/index.htm
5.Презентации по ПДД: http://www.uchportal.ru/load/47-1-0-24493
http://www.klassnye-chasy.ru/po-pravilam-dorozhnogo-dvizheniya
http://prezentacii.com/obschestvoznanie/5563-prezentaciya-po-pdd.html
http://nachalkanosova.ucoz.ru/load/prezentacii/pravila_dorozhnogo_dvizhenija/3-1-0-46
http://school4-lang.ucoz.ru/load/bezopasnost/prezentacii_po_pdd/7
6. Столярова Л.Н., Савурёнок Е.М. Рабочая программа «Азбука юного пешехода. Добрая дорога».
7.Сайт «Мамин град» - правила дорожного движения для детей - http://maminsite.ru/forum/viewforum.php?f=48&sid=faf59ffb507cf89f92e36a32210a71c8
8.Жикулина И.В. Занятия по ПДД для начальной школы. –
http://propaganda-bdd.ru/index.php?act=pages&id=85
9.Правила дорожного движения - тренажѐр http://cafel.narod.ru/index.htm
10. Уроки Кирилла и Мефодия.. – ООО «Кирилл и Мефодий», 2009. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2006.
http://www.maam.ru/detskijsad/-my-igraem-i-izuchaem-pravila-dorozhnogo-dvizhenija.html
11. Мультимедийная игра по ПДД "Школа пешехода"
https://infourok.ru/multimediynaya-igra-po-pravilam-dorozhnogo-dvizheniya-dlya-mladshih-shkolnikov-shkola-peshehoda-925990.html
12. Светофор и правила дорожного движения для детей. Дорожные знаки. Развивающий мультик для детей
https://www.youtube.com/watch?v=H1Hl-MS_qj0
13. Видеоурок "Опасности, которые могут Вам встретиться по дороге в школу" https://www.youtube.com/watch?v=F16Dm3bf-SY
14. Правила поведения детей на объектах железнодорожного транспорта
https://www.youtube.com/watch?v=tKZeKMIuxd4
https://www.youtube.com/watch?v=Shq-l0cCxYQ
15. Светофор и правила дорожного движения для детей. Дорожные знаки. Развивающий мультик для детей
https://www.youtube.com/watch?v=H1Hl-MS_qj0&t=38s
16. Правила дорожного движения для детей. Развивающий мультик
https://www.youtube.com/watch?v=epFoPA5dsNc
17. Смешарики. По дороге со Смешариками. Уроки ПДД для детей. Все серии подряд | Развивающая игра
https://www.youtube.com/watch?v=EDV9mFtYl2M
18. Развивающие мультфильмы. Учим дорожные знаки и правила дорожного движения, для детей.
https://www.youtube.com/watch?v=ioq0Jvfrlu0
19.Безопасность детей в транспортном мире
https://www.youtube.com/watch?v=L9naT_aTTqY&list=PL0dWo3iq_X_RfMD2s0KtbdJEHPfxoT-4c
Материально – техническое обеспечение программы курса внеурочной деятельности «Дорожная азбука»
-компьютер
-мультимедийная доска с проектором
Результаты изучения курса внеурочной деятельности “Дорожная азбука”.
Учащиеся должны знать:
основные понятия и термины из Правил дорожного движения Российской Федерации;
общие положения Правил дорожного движения Российской Федерации;
правила перехода проезжей части на площадях и перекрестках;
правила посадки в общественный транспорт и высадки из него;
правила поведения детей при перевозке в салоне легкового автомобиля;
Правила:
перехода улиц и дорог по сигналам светофора;
перехода улиц и дорог по пешеходным переходам;
перехода проезжей части дороги при отсутствии пешеходных переходов и светофоров в зоне видимости;
воздержания от перехода улиц и дорог при приближении транспортных средств со специальным звуковым сигналом;
движение по тротуару, пешеходной дорожке (а при их отсутствии – по обочине и краю проезжей части со взрослыми);
движения группы детей в сопровождении взрослых;
этичного, вежливого и безопасного поведения в транспорте, находясь со взрослыми;
безопасного поведения при езде на велосипеде и возраст, с которого можно выезжать на улицы и дороги;
Учащиеся 1-х классов должны знать:
-опасные места вокруг школы, дома, в микрорайоне, на улицах и дорогах;
-безопасные участки улиц и дорог в микрорайоне;
-типичные ошибки поведения в дорожной среде, приводящие к несчастным случаям и авариям;
-опасности, связанные с погодными условиями и освещением;
-места, где можно и нельзя играть, кататься на велосипеде, роликовых коньках, самокатных средствах, санках;
-название и назначение дорожных знаков для пешеходов и некоторых знаков для водителей;
Учащиеся 1-го класса должны уметь:
переходить улицы и проезжую часть дороги по сигналам светофора и пешеходным переходам, а также проезжую часть дороги (вне зоны видимости пешеходов);
правильно вести себя во дворах, жилых зонах, на тротуаре, при движении группой, в транспорте, при езде на велосипеде.