Рабочая программа по внеурочной деятельности «Курс "Шахматная азбука"» (1 класс)

6
0
Материал опубликован 31 May 2021




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Центр образования №12

имени Героя Советского Союза И. А. Маликова»

г. Ногинск, Московская область


УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБОУ ЦО №12

________ (Фурда Н. Ф.)

_____________ Дата


М.П.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Курс «Шахматная азбука»


1г класс


Составитель: Смирнова Светлана Евгеньевна

учитель начальных классов













2020 г.




Планируемые результаты освоения курса «Шахматная азбука», 1 класс

Реализация программы обеспечивает достижение учащимися следующих результатов:

Личностные результаты

определение и высказывание под руководством педагога самых простых общих для всех людей правил поведения при сотрудничестве (этические нормы);

в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметные результаты:

определение и формулирование цели деятельности  с помощью учителя;

проговаривание последовательности действий;

учиться правильно (грамотно) высказывать свое предположение (версию);

учиться работать по предложенному учителем плану;

учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Предметные результаты:

знать шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, шах, мат, пат, ничья;

знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;

знать правила хода и взятия каждой фигурой;

различать диагональ, вертикаль, горизонталь;

сравнивать между собой предметы, явления;

обобщать, делать несложные выводы;

уметь проводить элементарные комбинации;

уметь планировать нападение на фигуры противника, организовать защиту своих фигур;

уметь ориентироваться на шахматной доске, в шахматной нотации;

определять последовательность событий;

выявлять закономерности и проводить аналогии.  


Содержание учебного предмета

Обучение детей играть в шахматы без нарушений правил игры; воспитание справедливости, дружеских отношений, волевых качеств; развитие личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий, навыков сотрудничества, взаимодействия и взаимопомощи в группе при решении общих задач.


Тематическое планирование по курсу «Шахматная азбука» 1 класс (развернутое).

№ п/п

№ п/п

Тема урока

1

1.

Введение в программу. Знакомство. Вводная беседа.

2

2.

Режим занятий. Знакомство с оборудованием.

3

3.

Правила поведения на занятиях.

4

4.

Что такое шахматы и шахматная игра.

5

5.

Легенды о происхождении шахмат.

6

6.

Шахматная доска. Белые и черные поля.

7

7.

Диагональ и горизонталь.

8

8.

Расположение доски между партнерами.

9

9.

Центр. Форма центра.

10

10.

Шахматные фигуры. Знакомство.

11

11.

Узнавание шахматных фигур.

12

12.

Дидактические игры.

13

13.

Теория. Фигуры белые и черные.

14

14.

Ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.

15

15.

Дидактическая игра «Волшебный мешочек».

16

16.

Теория. Начальное положение (начальная позиция).

17

17.

Правило «Ферзь любит свой цвет»; связь между горизонталями, вертикалями.

18

18.

Дидактическая игра «Угадай-ка».

19

19.

Правила хода и взятия каждой фигуры.

20

20.

Дидактическая игра «Я и Ты».

21

21.

Дидактические игры: «Вертикаль», «Горизонталь».

22

22.

СЛОН. Место слона в начальном положении. Ход слона.

23

23.

ФЕРЗЬ. Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя.

24

24.

КОНЬ. Место коня в начальном положении. Ход коня.

25

25.

Шах, мат, ничья. Дидактические игры.

26

26.

ШАХ. Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой.

27

27.

МАТ. Цель игры. Мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой.

28

28.

НИЧЬЯ, ПАТ. Отличие пата от мата.

29

29.

РОКИРОВКА. Длинная и короткая рокировка.

30

30.

Теория. Общие положения о том, как начинать шахматную партию.

31

31.

Практика. Повторение программного материала.

32

32.

Дидактические игры: «Один в поле воин», «Лабиринт», «Двойной удар».

33

33.

Практика. Игры. Повторение пройденного.



























Приложение 1.

Календарно-тематическое планирование. Шахматная азбука, 1 класс Г. Учитель Смирнова С.Е.

№ п./п.

№ урока

в теме


Тема урока

Дата

Корректировка

1

1.

Введение в программу. Знакомство. Вводная беседа.



2

2.

Режим занятий. Знакомство с оборудованием.



3

3.

Правила поведения на занятиях.



4

4.

Что такое шахматы и шахматная игра.



5

5.

Легенды о происхождении шахмат.



6

6.

Шахматная доска. Белые и черные поля.



7

7.

Диагональ и горизонталь.



8

8.

Расположение доски между партнерами.



9

9.

Центр. Форма центра.



10

10.

Шахматные фигуры. Знакомство.



11

11.

Узнавание шахматных фигур.



12

12.

Дидактические игры.



13

13.

Теория. Фигуры белые и черные.



14

14.

Ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.



15

15.

Дидактическая игра «Волшебный мешочек».



16

16.

Теория. Начальное положение (начальная позиция).



17

17.

Правило «Ферзь любит свой цвет»; связь между горизонталями, вертикалями.



18

18.

Дидактическая игра «Угадай-ка».



19

19.

Правила хода и взятия каждой фигуры.



20

20.

Дидактическая игра «Я и Ты».



21

21.

Дидактические игры: «Вертикаль», «Горизонталь».



22

22.

СЛОН. Место слона в начальном положении. Ход слона.



23

23.

ФЕРЗЬ. Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя.



24

24.

КОНЬ. Место коня в начальном положении. Ход коня.



25

25.

Шах, мат, ничья. Дидактические игры.



26

26.

ШАХ. Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой.



27

27.

МАТ. Цель игры. Мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой.



28

28.

НИЧЬЯ, ПАТ. Отличие пата от мата.



29

29.

РОКИРОВКА. Длинная и короткая рокировка.



30

30.

Теория. Общие положения о том, как начинать шахматную партию.



31

31.

Практика. Повторение программного материала.



32

32.

Дидактические игры: «Один в поле воин», «Лабиринт», «Двойной удар».



33

33.

Практика. Игры. Повторение пройденного.




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации