Рабочая программа по внеурочной деятельности «Курс "Шахматная азбука"» (1 класс)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Центр образования №12
имени Героя Советского Союза И. А. Маликова»
г. Ногинск, Московская область
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ ЦО №12
________ (Фурда Н. Ф.)
_____________ Дата
М.П.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Курс «Шахматная азбука»
1г класс
Составитель: Смирнова Светлана Евгеньевна
учитель начальных классов
2020 г.
Планируемые результаты освоения курса «Шахматная азбука», 1 класс
Реализация программы обеспечивает достижение учащимися следующих результатов:
Личностные результаты
определение и высказывание под руководством педагога самых простых общих для всех людей правил поведения при сотрудничестве (этические нормы);
в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметные результаты:
определение и формулирование цели деятельности с помощью учителя;
проговаривание последовательности действий;
учиться правильно (грамотно) высказывать свое предположение (версию);
учиться работать по предложенному учителем плану;
учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Предметные результаты:
знать шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, шах, мат, пат, ничья;
знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;
знать правила хода и взятия каждой фигурой;
различать диагональ, вертикаль, горизонталь;
сравнивать между собой предметы, явления;
обобщать, делать несложные выводы;
уметь проводить элементарные комбинации;
уметь планировать нападение на фигуры противника, организовать защиту своих фигур;
уметь ориентироваться на шахматной доске, в шахматной нотации;
определять последовательность событий;
выявлять закономерности и проводить аналогии.
Содержание учебного предмета
Обучение детей играть в шахматы без нарушений правил игры; воспитание справедливости, дружеских отношений, волевых качеств; развитие личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий, навыков сотрудничества, взаимодействия и взаимопомощи в группе при решении общих задач.
Тематическое планирование по курсу «Шахматная азбука» 1 класс (развернутое).
№ п/п | № п/п | Тема урока |
1 | 1. | Введение в программу. Знакомство. Вводная беседа. |
2 | 2. | Режим занятий. Знакомство с оборудованием. |
3 | 3. | Правила поведения на занятиях. |
4 | 4. | Что такое шахматы и шахматная игра. |
5 | 5. | Легенды о происхождении шахмат. |
6 | 6. | Шахматная доска. Белые и черные поля. |
7 | 7. | Диагональ и горизонталь. |
8 | 8. | Расположение доски между партнерами. |
9 | 9. | Центр. Форма центра. |
10 | 10. | Шахматные фигуры. Знакомство. |
11 | 11. | Узнавание шахматных фигур. |
12 | 12. | Дидактические игры. |
13 | 13. | Теория. Фигуры белые и черные. |
14 | 14. | Ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. |
15 | 15. | Дидактическая игра «Волшебный мешочек». |
16 | 16. | Теория. Начальное положение (начальная позиция). |
17 | 17. | Правило «Ферзь любит свой цвет»; связь между горизонталями, вертикалями. |
18 | 18. | Дидактическая игра «Угадай-ка». |
19 | 19. | Правила хода и взятия каждой фигуры. |
20 | 20. | Дидактическая игра «Я и Ты». |
21 | 21. | Дидактические игры: «Вертикаль», «Горизонталь». |
22 | 22. | СЛОН. Место слона в начальном положении. Ход слона. |
23 | 23. | ФЕРЗЬ. Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя. |
24 | 24. | КОНЬ. Место коня в начальном положении. Ход коня. |
25 | 25. | Шах, мат, ничья. Дидактические игры. |
26 | 26. | ШАХ. Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. |
27 | 27. | МАТ. Цель игры. Мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. |
28 | 28. | НИЧЬЯ, ПАТ. Отличие пата от мата. |
29 | 29. | РОКИРОВКА. Длинная и короткая рокировка. |
30 | 30. | Теория. Общие положения о том, как начинать шахматную партию. |
31 | 31. | Практика. Повторение программного материала. |
32 | 32. | Дидактические игры: «Один в поле воин», «Лабиринт», «Двойной удар». |
33 | 33. | Практика. Игры. Повторение пройденного. |
Календарно-тематическое планирование. Шахматная азбука, 1 класс Г. Учитель Смирнова С.Е.
№ п./п. | № урока в теме | Тема урока | Дата | Корректировка |
1 | 1. | Введение в программу. Знакомство. Вводная беседа. | | |
2 | 2. | Режим занятий. Знакомство с оборудованием. | | |
3 | 3. | Правила поведения на занятиях. | | |
4 | 4. | Что такое шахматы и шахматная игра. | | |
5 | 5. | Легенды о происхождении шахмат. | | |
6 | 6. | Шахматная доска. Белые и черные поля. | | |
7 | 7. | Диагональ и горизонталь. | | |
8 | 8. | Расположение доски между партнерами. | | |
9 | 9. | Центр. Форма центра. | | |
10 | 10. | Шахматные фигуры. Знакомство. | | |
11 | 11. | Узнавание шахматных фигур. | | |
12 | 12. | Дидактические игры. | | |
13 | 13. | Теория. Фигуры белые и черные. | | |
14 | 14. | Ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. | | |
15 | 15. | Дидактическая игра «Волшебный мешочек». | | |
16 | 16. | Теория. Начальное положение (начальная позиция). | | |
17 | 17. | Правило «Ферзь любит свой цвет»; связь между горизонталями, вертикалями. | | |
18 | 18. | Дидактическая игра «Угадай-ка». | | |
19 | 19. | Правила хода и взятия каждой фигуры. | | |
20 | 20. | Дидактическая игра «Я и Ты». | | |
21 | 21. | Дидактические игры: «Вертикаль», «Горизонталь». | | |
22 | 22. | СЛОН. Место слона в начальном положении. Ход слона. | | |
23 | 23. | ФЕРЗЬ. Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя. | | |
24 | 24. | КОНЬ. Место коня в начальном положении. Ход коня. | | |
25 | 25. | Шах, мат, ничья. Дидактические игры. | | |
26 | 26. | ШАХ. Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. | | |
27 | 27. | МАТ. Цель игры. Мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. | | |
28 | 28. | НИЧЬЯ, ПАТ. Отличие пата от мата. | | |
29 | 29. | РОКИРОВКА. Длинная и короткая рокировка. | | |
30 | 30. | Теория. Общие положения о том, как начинать шахматную партию. | | |
31 | 31. | Практика. Повторение программного материала. | | |
32 | 32. | Дидактические игры: «Один в поле воин», «Лабиринт», «Двойной удар». | | |
33 | 33. | Практика. Игры. Повторение пройденного. | |