Рабочая программа курса внеурочной деятельности для 1 - 4 классов «По дорогам сказок»
Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности для 1 - 4 классов «По дорогам сказок» разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения (с изменениями и дополнениями), Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г., с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемыми результатами начального общего образования, а также на основе Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя.
Рабочая программа по внеурочной деятельности представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительная записка, содержание программы учебного курса, требования к уровню подготовки учащихся, требования к формированию УУД, перечень учебно-методического обеспечения, учебно-тематическое планирование.
Курс внеурочной деятельности «По дорогам сказок» - это интегрированный курс, включающий в себя литературное чтение и слушание, изобразительное и театральное искусство. В интегрированный курс включены такие виды деятельности, как чтение, слушание, рисование, лепка, конструирование, ролевая игра, инсценировка, с учетом возрастных особенностей младших школьников.
Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской литературы. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения литературного чтения школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к народным сказкам должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по литературному чтению, совершенствовать свою речь.
Особое внимание на занятиях следует обращать на задания, направленные на развитие устной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка, т.к. развитие устной речи необходимо при дальнейшем изучении всех учебных предметов.
Общая атмосфера на занятиях создаёт особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания. Осознание своих успехов способствует раскрытию психологических возможностей учащихся, повышению их самооценки, уверенности в себе. Все ответы детей принимаются, внимательно выслушиваются и в итоге обсуждения приходят к правильному решению.
Особое внимание уделяется проектной деятельности учащихся. Предлагается выполнение проектов в группах или вместе с родителями. Данный вид деятельности положительно влияет на коммуникативную сферу, сближает ребенка и родителей, объединённых единой целью, даёт возможность участвовать в общественной жизни, проявлять творческую активность.
Использовать данную программу внеурочной деятельности позволяет выявить дополнительные способности учащихся, сплотить и объединить ребят в дружный коллектив, помочь адаптироваться на данном жизненном этапе.
Становится очевидным, что решение важных вопросов и актуальных проблем в нашей стране будет зависеть от уровня сформированности нравственных качеств подрастающего поколения.
Целью интегрированного курса является нравственное, патриотическое и эстетическое воспитание, развитие у учащихся эстетического восприятия, воображения, внимания, мышления, способствующих успешному формированию гармоничной личности младшего школьника.
Задачи:
• приобщить детей к истокам родной культуры посредством введения их в духовный мир народной и авторской сказки;
• воспитывать у детей любовь к культурному наследию своего народа, трудолюбие, послушание и уважение к родителям и близким людям, терпение, милосердие, умение уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь;
• развивать у детей социальные навыки: общительность, дружелюбие, потребность радовать близких результатами своего труда, способность отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор, подражать положительным героям сказок, видеть, ценить и беречь красоту родного края, умение рассуждать, вести диалог, беседу, обобщать, содействовать развитию речи детей, дать им навыки кукловождения, сценического мастерства, участия в организации выставок и спектаклей.
Принципы интегрированного курса:
- интеграция;
- систематичность;
- наглядность;
- деятельностный подход;
- личностно-ориентированный подход.
Возраст детей, участвующих в реализации программы
Программа разработана для учащихся 6,6 –11 лет
Сроки реализации программы:
Программа рассчитана на проведение занятий во внеурочное время с детьми 6,6 - 11 лет (начальная школа).
в 1 классе - 33 часа,
во 2 классе - 34 часа,
в 3 классе -34 часа,
в 4 классе - 34 часа
Всего за курс изучения 135 часов (по 1 ч. в неделю).
Формы проведения занятии
Беседа, рассказ учителя.
Слушание.
Различные виды чтения.
Озвучивание героев, пантомима, инсценировка.
Устный журнал, театрализация.
Лепка из пластилина.
Иллюстрирование с помощью рисования, аппликаций.
Конкурсы, викторины.
Творческая работа: составление сказок, загадок, ребусов, создание книжек-малышек:
практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, сказок.
анализ и просмотр текста сказок;
самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) при выполнении различных заданий;
В каждом занятии прослеживаются три части:
игровая;
теоретическая;
практическая.
Основные методы и технологии:
технология разноуровневого обучения;
развивающее обучение;
технология обучения в сотрудничестве;
коммуникативная технология.
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности «По дорогам сказок»
В ходе занятий младшие школьники будут не только овладевать необходимыми теоретическими и практическими знаниями по содержанию программы, но и смогут проявить себя в духовно привлекательных, личностно значимых для них формах творческой деятельности.
Требования к результатам обучения по программе интегрированного курса:
Должны знать:
способы соединения деталей и соединительные материалы (неподвижный и подвижный);
чертёж, рисунок, набросок, иллюстрация;
работа с разными средствами изобразительного искусства.
Должны уметь:
выполнять графические изображения с соблюдением линейной перспективы;
реализовывать творческий замысел на основе жанровых закономерностей и эстетической оценки в художественно-творческой изобразительной и трудовой деятельности;
с помощью учителя анализировать произведение, планировать практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности;
самостоятельно организовывать рабочее место в соответствии с особенностями используемого материала и поддерживать порядок на нём во время работы;
размышлять о характере и поступках героя;
высказывать своё отношение к прочитанному;
различать народную и литературную сказки;
находить в сказке зачин, концовку, сказочные приметы;
относить сказочных героев к одной из групп — положительные, отрицательные, герои-помощники, нейтральные персонажи.
Личностные и метапредметные результаты
К концу первого года обучения должны быть сформированы УУД
Личностные:
умение выражать собственное видение мира;
вносить личный вклад в общую работу;
развивать те способности, которые в большей степени имеют проявления:
художественные, конструктивные, аналитические.
Регулятивные УУД:
целеполагание;
волевая саморегуляция
оценка;
коррекция
умение выбирать различные пути для самореализации;
пользоваться различными способами работы, выбирая оптимальные;
пользоваться приёмами самоконтроля, самооценки.
Познавательные УУД:
умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;
выделение познавательной цели;
выбор наиболее эффективного способа решения;
смысловое чтение;
анализ объектов;
доказательство;
установление причинно-следственных связей;
построение логической цепи рассуждений
умение организовать свою деятельность на получение необходимой информации; находить и запоминать ключевые моменты, расставлять акценты, запоминать материал и воспроизводить его при необходимости.
Коммуникативные УУД:
постановка вопросов;
умение выражать свои мысли полно и точно;
управление действиями партнера (оценка, коррекция);
умение работать в парах, в группах, в коллективе.
К концу второго года обучения должны быть сформированы УУД
Личностные:
умение доказывать свою точку зрения, опираясь на собственные подходы, собственные теории, выводы; приводить примеры из личной практики.
Регулятивные УУД:
целеполагание;
волевая саморегуляция
прогнозирование уровня усвоения
оценка;
коррекция
умение самостоятельно планировать свою деятельность;
логически выстраивать алгоритм действий;
анализировать проделанную работу;
оценивать, находить положительные моменты и ошибки.
Познавательные УУД:
умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;
выделение познавательной цели;
выбор наиболее эффективного способа решения;
смысловое чтение;
анализ объектов
синтез как составление частей целого;
доказательство;
установление причинно-следственных связей;
построение логической цепи рассуждений
умение выстраивать мыслительные процессы для запоминания теоретического материала и практических операций;
находить необходимые источники информации.
Коммуникативные УУД:
постановка вопросов;
умение выражать свои мысли полно и точно;
разрешение конфликтов;
управление действиями партнера (оценка, коррекция);
умение работать в парах, в группах, в коллективе.
К концу третьего года обучения должны быть сформированы УУД
Личностные:
умение ставить перед собой цель;
формулировать и решать трудовые задачи;
выражать собственное видение мира;
находить подходы в творческой деятельности.
Регулятивные УУД:
целеполагание;
волевая саморегуляция
оценка;
коррекция
Познавательные УУД:
умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;
выделение познавательной цели;
выбор наиболее эффективного способа решения;
смысловое чтение;
анализ объектов
синтез как составление частей целого;
доказательство;
установление причинно-следственных связей;
построение логической цепи рассуждений
Коммуникативные УУД:
постановка вопросов;
умение выражать свои мысли полно и точно;
разрешение конфликтов.
управление действиями партнера (оценка, коррекция)
К концу четвертого года обучения должны быть сформированы УУД
Личностные:
пользоваться технологическими картами, рисунками, планами схемой, выполненными самостоятельно.
Регулятивные УУД:
целеполагание;
волевая саморегуляция
оценка;
коррекция
Познавательные УУД:
умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;
выделение познавательной цели;
выбор наиболее эффективного способа решения;
смысловое чтение;
анализ объектов
синтез как составление частей целого;
доказательство;
установление причинно-следственных связей;
построение логической цепи рассуждений
Коммуникативные УУД:
постановка вопросов;
умение выражать свои мысли полно и точно;
разрешение конфликтов.
управление действиями партнера (оценка, коррекция)
Содержание курса
Класс | Название раздела | Количество часов | Итого |
1 класс | Русские народные сказки | 10 часов |
|
Народные сказки | 7 часов |
| |
Сказки в мультфильмах | 5 часов |
| |
Авторские сказки | 10 часов |
| |
Итоговое занятие | 1 час |
| |
|
| 33 часа | |
2 класс | Сказки о животных | 9 часов |
|
Животные в мультфильмах | 6 часов |
| |
Волшебные сказки | 9 часов |
| |
Бытовые сказки | 9 часов |
| |
Итоговое занятие | 1 час |
| |
| | 34 часа | |
3 класс | Сказки отечественных писателей | 15 час |
|
Сказки народов России | 8 часов |
| |
Сказки народов мира | 10 часов |
| |
Итоговое занятие | 1 час |
| |
| | 34 часа | |
4 класс | Сказки зарубежных писателей | 15 час |
|
Зачины сказок | 2 часа |
| |
Пословицы в сказках | 3 часа |
| |
Сказки в стихах | 6 часов |
| |
Сказки - пьесы | 7 часов |
| |
Итоговое занятие | 1 часа |
| |
|
| 34часа |
Содержание программы курса «По дорогам сказок» создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран.
Обучающийся - читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности.
В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение.
Программа курса внеурочной деятельности — это создание условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой.
Содержание занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге как из её аппарата (совокупность материалов, дополняющих и поясняющих основной текст: титульный лист, введение, предисловие и прочее), так и из других изданий (справочных, энциклопедических).
В программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его читательский опыт и эрудицию.
Ценностные ориентиры содержания курса.
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью.
Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание, и милосердие как проявление любви.
Ценность природы Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.
Ценность семьи - формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.
Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность.
Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.
Тематическое планирование
1 класс
№ п.п | Тема занятия | Содержание занятия | Дата | Форма проведения | | |||||
аудиторное | внеаудиторное | | ||||||||
Тема: «Русские народные сказки» - 10 ч | | | ||||||||
1 | Русская народная сказка «Репка». Прослушивание сказки.
| Прослушивание сказки. Инсценировка сказки «Репка» | | 1 | | | ||||
2. | Русская народная сказка «Репка». Инсценировка сказки. | Прослушивание сказки. Инсценировка сказки «Репка» | | | 1 | | ||||
3 | Русская народная сказка «Заячья избушка». Прослушивание сказки | Прослушивание сказки. Герои сказки. Лепка персонажей. | | 1 | | | ||||
4 | Русская народная сказка «Заячья избушка». Лепка персонажей. | Прослушивание сказки. Герои сказки. Лепка персонажей. | | 1 | | | ||||
5 | Русская народная сказка «Лиса и волк». | Чтение сказки читающими детьми. Иллюстрирование. | | | 1 | | ||||
6 | Русская народная сказка «У страха глаза велики» | Чтение сказки. Анализ сказки. Сочинение сказки | | 1 | | | ||||
7 | Русская народная сказка «Бобовое зёрнышко» | Чтение сказки. Работа над пересказом. Озвучивание героев. | | | 1 | | ||||
8 | Русская народная сказка «Хаврошечка» | Чтение сказки. Придумывание вопросов к тексту. | | 1 | | | ||||
9 | Русская народная сказка «Лисичка со скалочкой» | Беседа. Чтение сказки. Анализ сказки. Рисунки | | 1 | | | ||||
10 | Праздник русской народной сказки | Инсценирование. Выставка рисунков к любимым русским народным сказкам. | | | 1 | | ||||
Тема: «Народные сказки» - 7 ч | | | 1ч | |||||||
11 | Украинская народная сказка «Колосок» | Прослушивание и чтение сказки. Анализ содержания. | | 1 | | | ||||
12 | Белорусская народная сказка «Пых» | Слушание сказки. Инсценировка. | | | 1 | | ||||
13 | Латвийская народная сказка «Заячий домик» | Прослушивание. Герои сказки. Иллюстрирование. | | | 1 | | ||||
14 | Украинская народная сказка «Рукавичка» | Инсценировка | | | 1 | | ||||
15 | Белорусская сказка « Сынок-с-кулачок» | Прослушивание и чтение сказки. Анализ содержания. | | | 1 | | ||||
| | | | | | | ||||
16 | Сказка «Теремок» в разных обработках | Чтение сказок. Сравнение сюжетов. Инсценировка. | | | 1 | | ||||
17 | Моя любимая сказка. | Рассказывание. Лепка. | | | 1 | | ||||
Тема: «Авторские сказки» -10 ч | | |||||||||
18 | В. Катаев «Дудочка и кувшинчик» | Выявление отличительных признаков народной и авторской сказки. Чтение. Иллюстрирование. | | 1 | | | ||||
19 | В. Катаев «Дудочка и кувшинчик Иллюстрирование. | Чтение. Иллюстрирование | | | 1 | | ||||
20 | Е Чарушин «Теремок» | Чтение сказки. Инсценировка сказки | | | 1 | | ||||
21 | В.Сутеев "Палочка-выручалочка" | Чтение сказки. Иллюстрирование. Викторина | | | 1 | | ||||
22 | А.Пушкин «Сказка о мертвой царевне...» | Составление вопросов по содержанию сказки | | 1 | | | ||||
23 | В. Катаев «Цветик-семицветик» | Слушание, выборочный пересказ, инсценирование. Создание книжки-малышки. | | | 1 | | ||||
24 | В. Катаев «Цветик-семицветик» Создание книжки-малышки | Слушание, выборочный пересказ, инсценирование. Создание книжки-малышки. | | 1 | | | ||||
25 | Моя любимая сказка. | Пересказ любимых сказок. | | 1 | | | ||||
26 | Работа над детским театральным представлением | Инсценировка сказки. | | | 1 | | ||||
27 | Итоговый спектакль. | Инсценировка сказки. | | | 1 | | ||||
| | |||||||||
28 | Русская народная сказка «Лиса и Дрозд» | Устройство декорации. | | | 1 | | ||||
29 | В.Сутеев « Грибок теремок» | Подбор музыкального и светового оформления | | | 1 | | ||||
30 | Г. Андерсен «Гадкий утенок» | Разучивание ролей с применением голосовых модуляций | | | 1 | | ||||
31 | Праздник «В гостях у сказки» | Литературный праздник. | | | 1 | | ||||
32 | Любимый герой сказки. | Иллюстрация. Рассказ о персонаже. | | 1 | | | ||||
| | | ||||||||
33 | Итоговое занятие | Конкурс сценических постановок. | | | 1 | | ||||
| | Итого: | 33ч | 12ч | 21ч | |
Тематическое планирование
2 класс
№ п.п | Тема занятия | Содержание занятия | Форма проведения | Дата | ||||
Аудиторное | Внеаудит. | план | факт | |||||
Тема: «Сказки о животных» - 9 ч | | |||||||
1 | Русская народная сказка «Волк и семеро козлят». Прослушивание сказки | Прослушивание сказки. | 1ч | | | | ||
2 | Русская народная сказка «Волк и семеро козлят». Инсценировка сказки | Инсценировка сказки . | | 1ч | | | ||
3 | Русская народная сказка «Зимовье зверей» .Прослушивание сказки | Прослушивание сказки. | 1ч | | | | ||
4 | Русская народная сказка «Зимовье зверей» Лепка персонажей.. | Герои сказки. Лепка персонажей. | 1ч | | | | ||
5 | Сказки о зайце | Подбор сказок о зайце. Викторина | | 1ч | | | ||
6 | Чукотская сказка «Хвост» | Чтение сказки. Анализ содержания. Иллюстрирование | 1ч | | | | ||
7 | Сказки о лисе и медведе. Викторина | Выставка книг. Чтение сказок. Викторина | | 1ч | | | ||
8 | Русская народная сказка «Кот и лиса» | Чтение, краткий пересказ, рисование жидкой гуашью (набрызгивание) – животные | 1ч | | | | ||
9 | Моя любимая сказка о животных | Чтение и пересказ любимых сказок | | 1ч | | | ||
Тема «Животные в мультфильмах» - 6ч | ||||||||
10 | С. Михалков «Три поросенка» .Просмотр мультфильма. | Просмотр мультфильма. Разучивание ролей с применением голосовых модуляций | | 1ч | | | ||
11 | С. Михалков «Три поросенка» | Разучивание ролей с применением голосовых модуляций | | 1ч | | | ||
12 | Работа над детским театральным представлением. Инсценировка | Инсценировка сказки. | | 1ч | | | ||
13 | Работа над детским театральным представлением. Разучивание ролей | Разучивание ролей с применением голосовых модуляций | | 1ч | | | ||
14 | Работа над детским театральным представлением | Разучивание ролей с применением голосовых модуляций | | 1ч | | | ||
15 | Праздник «В гостях у сказки» | Литературный праздник | | 1ч | | | ||
Тема: «Волшебные сказки» - 9 ч | ||||||||
16 | Русская народная сказка «Летучий корабль» | Лепка из пластилина, поделки из природных материалов. | 1ч | | | | ||
17 | Ш. Перро «Золушка» Иллюстрирование | Чтение сказки. Анализ содержания. Иллюстрирование | 1ч | | | | ||
18 | Ш. Перро «Золушка» | Чтение сказки. Анализ содержания. Иллюстрирование | 1ч | | | | ||
19
| Русская народная сказка «Гуси–лебеди» Чтение сказки. | Чтение сказки. Разучивание ролей с применением голосовых модуляций. | 1ч | | | | ||
20 | Русская народная сказка «Гуси–лебеди» Разучивание ролей | Разучивание ролей с применением голосовых модуляций. | | 1ч | | | ||
21
| Русская народная сказка «Царевна – лягушка» .Чтение, краткий пересказ. | Чтение, краткий пересказ. Рисование, выполнение аппликации | | 1ч | | | ||
22 | Русская народная сказка «Царевна – лягушка» Рисование, выполнение аппликации | Рисование, выполнение аппликации | | 1ч | | | ||
23 | Любимый герой сказки. | Иллюстрация. Рассказ о персонаже. | 1ч | | | | ||
24 | Мои любимые волшебные сказки. | Выставка книг. Чтение. Сравнение | | 1ч | | | ||
Тема: «Бытовые сказки» - 9 ч | ||||||||
25 | Русская народная сказка «Пузырь, соломинка и лапоть» | Чтение, краткий пересказ, рисование жидкой гуашью путем набрызга – животные. | 1ч | | | | ||
26 | Русская народная сказка «Морозко» | Слушание, пересказ, рисование свечкой и акварелью. | 1ч | | | | ||
27 | Русская народная сказка «Морозко» Ролевая игра. | Ролевая игра. | | 1ч | | | ||
28 | Русская народная сказка «Дочь - семилетка» | Чтение сказки. Работа по содержанию. Чтение по ролям. | 1ч | | | | ||
29 | Театральная этика. Устройство театра. Театральные профессии. | Сравнение разных театральных профессий. |
| 1ч | | | ||
30 | Устройство театра. Театральные профессии. | Сравнение разных театральных профессий. | | 1ч | | | ||
31 | Подготовка и защита проекта «В гостях у сказки» | Рисунки, поделки, презентации | | 1ч | | | ||
32 | Подготовка и защита проекта «В гостях у сказки» | Рисунки, поделки, презентации | | 1ч | | | ||
33 | Защита проекта «В гостях у сказки» | Рисунки, поделки, презентации | | 1ч | | | ||
Итоговое занятие -1ч | ||||||||
34 | Итоговое занятие. | КВН «Наши любимые сказки» | | 1ч |
| | ||
| | Всего: 34ч | 14 | 21 | | |
Тематическое планирование
3 класс
№ п.п | Тема занятия | Содержание занятия | Форма проведения | Дата | |||||
Аудит. | Внеаудит. | план | факт | ||||||
Тема: «Сказки отечественных писателей» - 15 ч | | ||||||||
1 | Д. Н. Мамин – Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост». Прослушивание сказки | Прослушивание сказки | 1ч | | | | |||
2 | Д. Н. Мамин – Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост». Инсценировка | Инсценировка сказки | | 1ч | | | |||
3 | С.Т.Аксаков «Аленький цветочек» Прослушивание сказки | Прослушивание сказки. Герои сказки. . | 1ч | | | | |||
4 | С.Т.Аксаков «Аленький цветочек» Лепка персонажей | Лепка персонажей | 1ч | | | | |||
5 | Е.Л.Шварц» Сказка о потерянном времени» | Чтение сказки. Инсценировка сказки. | | 1ч | | | |||
6 | П.П.Бажов « Малахитовая шкатулка» | Прослушивание сказки. Герои сказки. Лепка персонажей. | | 1ч | | | |||
7 | П.П.Бажов « Малахитовая шкатулка» Лепка персонажей. | Лепка персонажей. | 1ч | | | | |||
8 | С.Л.Прокофьева « Лоскутик и Облако» | Прослушивание сказки. Инсценировка сказки. | | 1ч | | | |||
9 | Ю.К.Олеша «Три толстяка» | Прослушивание отдельных глав сказки. . | 1ч | | | | |||
10 | Ю.К.Олеша «Три толстяка». Иллюстрирование сказки. | Иллюстрирование сказки. | | 1ч | | | |||
11 | А.Н.Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино» | Чтение сказки. Инсценировка фрагментов сказки. | 1ч | | | | |||
12 | А.Н.Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино» Инсценировка | Инсценировка фрагментов сказки. | | 1ч | | | |||
13 | Э. Успенский. “Трое из Простоквашино” | Чтение сказки. Герои сказки. Лепка персонажей. | 1ч | | | | |||
14 | Н.Н. Носов. Большая книга Незнайки. | Прослушивание сказки. | 1ч | | | | |||
15 | Н.Н. Носов. Большая книга Незнайки. Инсценировка | Инсценировка отдельных эпизодов сказки . | | 1ч | | | |||
Тема «Сказки народов России» - 8ч | |||||||||
16 | Татарская народная сказка «Три сестры» | Чтение сказки. . | 1ч | | | | |||
17 | Татарская народная сказка «Три сестры» Инсценировка | Инсценировка сказки. | | 1ч | | | |||
18 | Алтайская сказка «Семь братьев» | Чтение, выборочный пересказ, пластилиновый театр. | | 1ч | | | |||
19 | Башкирская сказка «Ленивая девочка» | Чтение сказки. Герои сказки. Иллюстрирование. | | 1ч | | | |||
20 | Бурятская сказка «Хитрый кот» | Чтение сказки. Работа по содержанию. Инсценировка сказок. | | 1ч | | | |||
21 | Бурятская сказка «Как собака нашла себе хозяина-друга» | Чтение, выборочный пересказ, пластилиновый театр. | | 1ч | | | |||
22 | Моя любимая сказка. | Пересказ сказки. | | 1ч | | | |||
23 | Сказочная викторина | Отгадывание загадок, ребусов. | | 1ч | | | |||
Тема «Сказки народов мира» - 10ч | |||||||||
24 | Армянская сказка «Богач и бедняк» | Чтение сказки. Герои сказки. Изображение персонажей. | | 1ч | | | |||
25 | Нанайская сказка «Айога» | Чтение сказки. Инсценировка сказки. | | 1ч | | | |||
26 | Белорусская сказка «Как мужик царского генерала проучил» | Прослушивание сказки. Отгадывание кроссворда. | 1ч | | | | |||
27 | Грузинская сказка «Лиса и медведь» | Прослушивание сказки. Герои сказки. Лепка персонажей. | 1ч | | | | |||
28 | Румынская народная сказка «Молодость без старости и жизнь без смерти» | Чтение сказки. Иллюстрирование. | | 1ч | | | |||
29 | Английская народная сказка «Орел в голубином гнезде» | Чтение сказки. Работа по содержанию. Изготовление оригами. | 1ч | | | | |||
30 | Ингушская сказка «Сон или сказка?»» | Чтение сказки. Герои сказки. Лепка персонажей. | 1ч | | | | |||
31 | Болгарская сказка «Старик, старуха и луна» | Чтение сказки. Работа по содержанию. Инсценировка сказки. | | 1ч | | | |||
32 | Восточная сказка. «Сказка об умном враче» | Чтение сказки. Сравнение. | | 1ч | | | |||
33 | Сказочная викторина | Отгадывание загадок, ребусов. | | 1ч | | | |||
Итоговое занятие -1ч | |||||||||
34 | Праздник сказок. Проект «В гостях у сказки» | Подготовка и проведение викторины и спектакля (по выбору детей) | | 1ч | | | |||
| | Всего: 34ч | 13 | 21 | | |
Тематическое планирование
4 класс
№ п.п | Тема занятия | Содержание занятия | Дата | Форма проведения | |
Аудиторн. | Внеаудиторн. | ||||
Тема: «Сказки зарубежных писателей» - 15 ч | | ||||
1 | Г.Х. Андерсен «Огниво» | Прослушивание сказки.. Создание книжки-малышки. | | 1ч | |
2 | Г.Х. Андерсен «Огниво» .Инсценировка | Инсценировка сказки. | | | 1ч |
3 | Г.Х. Андерсен «Дюймовочка» | Прослушивание сказки. Герои сказки. | | 1ч | |
4 | Г.Х. Андерсен «Дюймовочка» Лепка персонажей | Лепка персонажей. | | 1ч | |
5 | Шарль Перро «Спящая красавица» | Прослушивание сказки. | | 1ч | |
6 | Шарль Перро «Спящая красавица» Инсценировка | Инсценировка сказки. | | | 1ч |
7 | Шарль Перро «Красная шапочка» | Прослушивание сказки. Герои сказки. | | 1ч | |
8 | Шарль Перро «Красная шапочка» Инсценировка | Инсценировка сказки. | | | 1ч |
9 | В.Гауф “Карлик Нос” | Слушание, выборочный пересказ,. | | | 1ч |
10 | В.Гауф “Карлик Нос” Инсценировка | инсценирование | | | 1ч |
11 | Братья Гримм «Умная Гретель» | Чтение сказки.
| | 1ч | |
12 | Братья Гримм «Умная Гретель» Инсценировка | Инсценировка сказки. | | | 1ч |
13 | Братья Гримм «Белоснежка» | Слушание, выборочный пересказ.
| | 1ч | |
14 | Братья Гримм «Белоснежка» Лепка из пластилина | Лепка из пластилина. | | 1ч | |
15 | Устный журнал «В гостях у сказки» Лепка из пластилина | Прослушивание сказки. Герои сказки. Лепка персонажей. | | | 1ч |
Тема «Зачины сказок» - 2ч | |||||
16 | Сказки А. Пушкина, Ершова, В. Жуковского. | Прослушивание сказки. Герои сказки. Лепка персонажей. | | | 1ч |
17 | Сказки А. Пушкина, Ершова, В. Жуковского Викторина | Викторина | | | 1ч |
Тема «Пословицы в сказках» - 3ч | |||||
18 | Путешествие в мир сказок» Викторина | Чтение сказок. Викторина | | | 1ч |
19 | Путешествие в мир сказок» | Поиск пословиц и работа над их смыслом. | | | 1ч |
20 | Путешествие в мир сказок» Создание книжки-малышки | Создание книжки-малышки «Пословицы» | | | 1ч |
Тема «Сказки в стихах» - 6ч | |||||
21 | А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» | Прослушивание сказки.
| | 1ч | |
22 | А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» Инсценировка | Инсценировка сказки . | | | 1ч |
23 | К. И. Чуковский «Сказки» | Прослушивание сказки. Герои сказки. | | 1ч | |
24 | К. И. Чуковский «Сказки» Лепка персонажей | Лепка персонажей. | | 1ч | |
25 | Сказки С.Я. Маршака | Слушание, лепка из пластилина, рисование пальчиками. | | 1ч | |
26 | Моя любимая сказка. | Пересказ любимых сказок. | | | 1ч |
27 | С.Я. Маршак «Сказка про козла” | Чтение сказки. Выделение героев сказки. Лепка персонажей. | | | 1ч |
28 | С.Я. Маршак "Двенадцать месяцев" | Слушание и чтение сказки. | | | 1ч |
29 | С.Я. Маршак "Двенадцать месяцев" Инсценирование | Инсценирование отдельных фрагментов сказки. | | | 1ч |
30 | П.Морозов «Мышли-Шишли» | Прослушивание сказки. Распределение ролей.. | | | 1ч |
31 | Работа над детским театральным представлением | Инсценировка сказки. | | | 1ч |
32 | Работа над детским театральным представлением Инсценировка | Инсценировка сказки. | | | 1ч |
33 | Моя любимая сказка. | Рассказывание, лепка, пластилиновый театр. | | 1ч | |
34 | Праздник сказок. Проект «В гостях у сказки» | Подготовка и проведение викторины и спектакля (по выбору детей) | | | 1ч |
| | Всего: 34ч | | 13ч | 21ч |
Учебно-методическое обеспечение программы.
1. «Внеурочная деятельность школьников.» (Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение);
2. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ В.А.Горский – М.: Просвещение
3. Комплекс учебных и специальных пособий, методик по организации и проведению занятий, использование всего многообразия педагогических форм и методов работы;
4. Использование регулярных изданий соответствующей литературы, освещающей эту сферу деятельности с учетом передового отечественного и зарубежного педагогического опыта;
- наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой, определенной в программе;
- классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;
- наборы ролевых игр (по темам инсценировок);
- материалы, необходимые для изготовления театральных костюмов своими руками;
- настольные развивающие игры;
Для реализации программного содержания используются:
«Русские народные сказки» - М.: ЗАО «Славянский дом книги»
Мультимедийные презентации
- Детские электронные презентации http://www.viki.rdf.ru
- Детский портал “Солнышко” http://www.solnet.ee/
- Сайт “Фактор роста” http://www.farosta.ru/
- Сайт “Учительской газеты” http://www.ug.ru/
- Сайт ИД “Первое сентября” https://my.1september.ru/
Сайты:
http://www.fairy-tales.su/narodnye/altajskie-skazki/
http://luntiki.ru/blog/umnica/389.html
http://okster.com.ua/post/raskraski-skachat-besplatno-tochka-za-tochkoj/
http://www.roscherk.ru/media//xls/lab_9.jpg
4. Мультимедийное обеспечение:
1. компьютер
2. проектор
V. Литература
1. Детские писатели. Справочник для учителей и родителей./ Н.И.Кузнецова, М.И.Мещерякова, И.Н.Арзамасцева.-М: Баллас, С-Инфо, 1996.
2. Светлый мир. Произведения русских писателей/ Сост.Е.А.Копытова. Ижевск,1998.
3. Русские народные сказки/ Сост. В.П.Аникин. -М: Просвещение, 1992.
4. Сказки. Песни. Загадки. Стихотворения\ С.Маршак.-М:Детская литература, 1984.
5. Незнайка, Хоттабыч, Карлсон и все-все-все. Сборник викторин, кроссвордов и чайнвордов для детей.\ Сост И.Г.Сухин-М:Новая школа, 1994.
Кияйкина Наталья Федоровна