Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Россия — великая космическая держава» (3 класс)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса внеурочной деятельности составлена в соответствии с требованиями:
Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 05.01.2019 с изменениями и дополнениями);
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации № 1241 от 26.10.2010 года «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 года № 373»;
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 сентября 2011 г. № 2357«О внесении изменений в федеральной государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. №373»;
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014 № 1643 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (начало действия документа 21.02.2015г)
письма Минобрнауки России от 18.08.2017 № 09-1672 «О направлении Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности»
Основной образовательной программы НОО МАОУ СОШ № 37 г. Тюмени имени Героя Советского Союза Н.И. Кузнецова;
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
Цель изучения курса внеурочной деятельности « Россия – великая космическая держава»:
познакомить обучающихся 2–4 классов с историей космических открытий и ролью отечественных учёных и космонавтов в исследовании космоса; обеспечить подготовку и проведение мероприятия, посвящённого Всемирному дню авиации и космонавтики.
Основная идея курса заключается в организации внеурочной деятельности, связанной с выполнением коллективного проекта «Россия – великая космическая держава»
Актуальность курса неурочной деятельности:
Программа курса «Россия – великая космическая держава» (с использованием специально разработанного пособия для проектной деятельности) реализуется в нескольких направлениях внеурочной деятельности, приоритетные из которых – общекультурное и духовно -нравственное развитие.
Описание места курса внеурочной деятельности в учебном плане школы
Программа курса «Россия – великая космическая держава» рассчитана на 34 часа (в течение одного учебного года во 2, 3 или 4 классе по одному часу в неделю )
Возраст учащихся: 7-11 лет
Срок реализации программы: 1 год
2.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные:
формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
Метапредметные результаты:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения
результата;
использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации;
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности.
3. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Россия – великая космическая держава»
Содержательной основной программы является пособие «Россия – великая космическая держава». 2-4 классы / Р.Г. Чуракова, А.М. Соломатин. – М.: Академкнига/Учебник (Проектная деятельность в начальной школе)».
Предусматривается организация длительной исследовательской деятельности обучающихся начальных классов по сбору информации, расширяющей круг интересов и знаний, связанных с изучением некоторых основ астрономии и роли нашей страны в освоении и исследовании космоса.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА «Россия – великая космическая держава»
Форма организации: проектная деятельность младших школьников; творческие конкурсы, классные часы, выставки, конференции, экскурсии и другие.
Виды внеурочной деятельности: выполнение заданий в проектной тетради; организация и проведение мероприятий, ключевым из которых является «Всемирный день авиации и космонавтики».
Планируемый обобщенный результат: умения проектной, исследовательской и организаторской деятельности, сформированные в ходе разработки, подготовки и проведения мероприятия, посвящённого Всемирному дню авиации и космонавтики.
Проект «Россия – великая космическая держава» рассматривается как деятельность детей при поддержке взрослых, направленная на достижение планируемых результатов.
Реализация проекта носит как индивидуальный, так и коллективный (групповой) характер.
Индивидуальность проявляется в заполнении каждым школьником персональной заявки участника проекта с указанием своей фамилии и имени, школы, класса, электронной почты, контактного телефона. Каждый участник проекта ведет персональную тетрадь проектной деятельности. Кроме того, предусматривается выполнение определенных индивидуальных заданий в рамках проекта.
Коллективный характер проекта выражается:
в подготовке командной проектной заявки с указанием состава команды (руководитель, ученики, консультанты);
в выполнении групповых и коллективных заданий в составе команды: руководитель проекта, инициативная группа учеников, консультанты (члены родительского комитета класса, преподаватели физики и астрономии, сотрудники краеведческого музея (дома творчества, обсерватории, планетария); библиотекарь школы).
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «Россия – великая космическая держава» С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Содержание курса «Россия – великая космическая держава» выстраивается с учетом логики проектной деятельности обучающихся 2, 3 или 4 класса, включающей в себя:
осмысление цели и условий реализации проекта;
подготовку и проведение классного часа;
проведение выступлений перед учащимися начальной школы по выбранной теме;
участие в конкурсах;
подготовку и проведение мероприятия, посвященного Дню
космонавтики;
обсуждение результатов проектной деятельности.
2,3 или 4 класс (34 ч)
Подготовка индивидуальной и коллективной заявки (1 ч).
Индивидуальная заявка предусматривает указание данных об ученике (фамилия и имя, школа, класс, электронная почта, контактный телефон) и его учителе.
Коллективная проектная заявка предполагает обсуждение: цели проекта и сроков его реализации; условий и ожидаемого результата; состава команды.
Первый искусственный спутник Земли – начало новой эры в изучении космоса (3 ч).
Подготовка и проведение классного часа в форме беседы для всех учащихся начальной школы:
составление плана выступления перед сверстниками;
знакомство с информацией для выступления по темам: «Первый искусственный спутник Земли», «Искусственные спутники Земли и орбитальные станции»;
подготовка текста обращения, призывающего к сотрудничеству.
Подготовка и проведение выступлений перед младшими школьниками (всего 10 ч).
Знакомство с информацией, необходимой для реализации проекта «Россия – великая космическая держава». Подготовка планов выступлений по темам:
Земля – планета Солнечной системы(2 ч).
Солнечная система. Вращение Земли вокруг своей оси. Вращение Земли вокруг Солнца.
Луна. Солнечные и лунные затмения (4 ч).
Луна – естественный спутник Земли. Лунные фазы. Астрономические (визуальные) наблюдения за Луной – естественным спутником Земли.
Лунное затмение. Солнечное затмение.
Научное исследование Луны нашими учёными (3 ч).
«Луна-3». Первая посадка на Луну космического аппарата. Первый искусственный спутник Луны. «Луноход-1» – первый в мире планетоход. Лунный грунт.
Выступления с подготовленными сообщениями перед обучающимися начальных классов (1 ч).
Участие в конкурсе «Юный астроном» (3 ч).
Участие в конкурсе «Россия – великая космическая держава (2 ч).
Всемирный день авиации и космонавтики (всего 13 ч).
Подготовка в течение учебного года и проведение праздничного мероприятия:
Подведение итогов конкурса «Юный астроном» и конкурса рисунков «Россия великая космическая держава». Отбор победителей среди учеников и родителей (1 ч).
Разработка композиции оформления школы (1 ч).
Подготовка материала для оформления школы (1 ч).
Подготовка тематической выставки книг «Россия – великая космическая держава» (1 ч).
Подготовка информационных материалов для проведения конференции «Россия – великая космическая держава» (доклады, сообщения, презентации) (2 ч).
Разработка, оформление и доставка адресатам пригласительных билетов на праздничное мероприятие (2 ч).
Утверждения плана мероприятий по проведению праздника «Россия – великая космическая держава». Встреча участников проекта с администрацией школы в целях сотрудничества (1 ч).
Проведение конференции «Россия – великая космическая держава»
(2 ч).
Предлагаемые темы и информационные материалы для конференции:
Юрий Алексеевич Гагарин – первый в мире космонавт;
Наследие Гагарина – космические корабли XXI века;
Сергей Павлович Королёв – создатель ракетно-космической техники; - Выход человека в открытый космос.
6.9. Посещение выставки рисунков учеников и родителей.
Художественная самодеятельность учеников и родителей (2 ч).
7. Обсуждение результатов проектной деятельности по теме «Россия – великая космическая держава» (2 ч), включающих в себя:
проведение системы мероприятий, направленных на ознакомление учеников начальной школы с информацией, расширяющей круг интересов и знаний, связанных с астрономией;
проведение классного часа на тему «Первый искусственный спутник Земли – начало новой эры изучения космоса» и конкурса «Юный астроном»;
выступление участников проекта в течение года перед учениками и родителями;
организацию конкурса рисунков учеников и родителей на тему «Россия
– великая космическая держава»;
проведение визуальных наблюдений за Луной;
подготовку и проведение Всемирного дня авиации и космонавтики и другие.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ1
№ | Тема | Кол-во часов на освоение курса в 3 классе | Страницы пособия | Дата |
1.
| Подготовка индивидуальной и коллективной заявки | 1 | 3-5 | |
2. | Первый искусственный спутник Земли – начало новой эры в изучении космоса (классный час) | 3 | 6-15 | |
3. | Подготовка и проведение выступлений по заданной тематике | Всего 10 часа, в т.ч.: | 15-43 | |
3.1. | Земля – планета Солнечной системы | 2 | 16-21 | |
3.2. | Луна. Солнечные и лунные затмения
| 4 | 24-32 | |
3.3. | Научное исследование Луны нашими учёными
| 3 | 35-43 | |
3.4. | Выступления с подготовленными сообщениями перед обучающимися начальных классов | 1 | 15-43 | |
4. | «Юный астроном» (конкурс) | 3 | 22,23; 33,34; 44,45 | |
5. | «Россия – великая космическая держава» (конкурс рисунков) | 2 | 14 | |
6. | Всемирный день авиации и космонавтики (подготовка и проведение праздничного мероприятия) | Всего 13 часа, в т.ч.: | 46-53 | |
6.1. | Подведение итогов конкурсов «Юный астроном» и «Россия великая космическая держава». | 1 | 14; 22,23; 33,34; 44,45; | |
6.2. | Разработка композиции оформления школы
| 1 |
| |
6.3. | Подготовка материала для оформления школы | 1 |
| |
6.4. | Подготовка тематической выставки книг «Россия – великая космическая держава» | 1 |
| |
6.5. | Подготовка информационных материалов
| 2 |
| |
6.6. | Разработка, оформление и доставка адресатам пригласительных билетов | 2 |
| |
6.7. | Утверждения плана мероприятий по проведению праздника | 1 | 48 | |
6.8. | Проведение конференции «Россия – великая | 2 | 49-53 | |
| космическая держава» | | | |
6.9. | Посещение выставки. Художественная самодеятельность | 2 |
| |
7. | Обсуждение результатов проектной деятельности | 2 | 54,55 | |
| Всего | 34 часа |
| |
5. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Россия – великая космическая держава». 2-4 классы / Р.Г. Чуракова, А.М. Соломатин. – М.: Академкнига/Учебник (Проектная деятельность в начальной школе)».
Модель Земли (глобус), электрическая лампа.
Компьютер, доступ к сети Интернет.
Ручки, карандаши, фломастеры.
1 В программе курса представлено примерное (ориентировочное) тематическое планирование, которое может быть изменено, скорректировано с учетом существующих условий и выбранной логики освоения курса.