12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ларина Инна Николаевна34

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ №13 Г. ТОМСКА

 

Рабочая программа

курса внеурочной деятельности «Память»

(духовно-нравственное направление)

 

Уровень: 3-4 класс

Количество часов в неделю: 1

Количество часов в год: 34

 

Разработчик: Ларина И.Н.

 

2017 г.

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Правовой базой для составления программы являются:

- Конвенция ООН о правах ребенка

- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской
Федерации на 2011-2015 годы»

- Рекомендации «Об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с
историей и значением официальных государственных символов Российской Федерации и

их популяризации» (письмо Минобразования России от 01.03.2003г. № 30-51-131/16)

Методические рекомендации Минобразования России о взаимодействии образовательного учреждения с семьей (приложение к письму Минобразования России от 31.01.2001г. №90/30—16);

- Городская программа воспитания и дополнительного образования «Память» (утверждена
приказом Департамента образования администрации Города Томска от 12.11.2014 № 311)

Патриотизм - это любовь к Родине. А что такое Родина? Алексей Толстой говорил: «Это - весь народ, совершающий на данной площади своё историческое движение. Это -его своеобразная культура, его язык, его характер. Это - цепь совершаемых им революций, исторических скачков, узлов его истории». Другими словами, родина - это где мы живём, как мы живём, чем мы живём и зачем мы живём. Много есть на свете, кроме нашей страны, всяких государств и земель, но одна у человека родная мать, одна у него Родина. Так что прав был Михаил Евграфович Салтыков - Щедрин, говоря: «А главное всё-таки: люби, люби и люби своё отечество! Ибо любовь эта даст тебе силу, и всё остальное без труда совершишь».

Крепко любить можно лишь то, что хорошо знаешь, что тебе понятно, в чём не сомневаешься. Вот и получается, что знать, понимать, принимать и, главное, уметь защищать историю, культуру, язык и обычаи своей родины - значит быть патриотом.

Донести до учеников мысль о том, что у народа, как и у человека, есть характер, помогают русские народные сказки, наполненные самобытным национальным духом. В них раскрывается духовный облик народа, проявляющийся через отношение к тому, что особенно дорого в жизни: к миру, к Родине, человеку, труду, здоровью, знаниям, культуре и другим жизненно важным ценностям. Важно сформировать представление школьников о том, что, сочиняя сказки, слагая былины, люди желали сохранить и передать потомкам накопленные знания. Народное творчество всегда являлось «учебником жизни», из которого последующие поколения черпали мудрость и знания, необходимые для жизни.

Большое место в патриотическом воспитании учащихся занимает приобщение их к военной истории России, к её боевой славе. Еще в русской армии установилась добрая традиция - бережно хранить память о героях и памятных событиях. Продолжается она и в настоящее время.

Федеральными законами:

от 13 марта 1995 года № 32-ФЗ;

от 21 июля 2005 года № 98-ФЗ;

от 28 февраля 2007 года № 22-ФЗ «О днях воинской славы и памятных датах России»

- установлены дни славы русского оружия - дни воинской славы России в
ознаменование славных побед российских войск, которые сыграли решающую роль в истории России, и памятные даты в истории Отечества, связанные с важнейшими историческими событиями в жизни государства и общества.

Цель реализации программы:

- формирование гражданско-патриотических ценностей.
Задачи:

Обучающие:

формировать у обучающихся представления о военной истории России; о личностях, оставивших заметный след в истории;

прививать младшим школьникам умения и навыки поисковой деятельности: учить наблюдать и описывать факты, систематизировать собранный материал, оформлять его.

Развивающие:

развивать коммуникативные навыки и умения в процессе общения, учить работать в группах, координировать деятельность, учить анализу и самоанализу;

способствовать развитию психических процессов: воображения, памяти, мышления, речи;

расширять исторический кругозор учащихся.

Воспитательные:

способствовать пробуждению интереса и бережного отношения к историческим, культурным ценностям ;

воспитывать умение строить позитивные межличностные отношения со сверстниками и старшеклассниками;

содействовать формированию социально активной, нравственной личности с гражданским самосознанием.

Разработанная программа направлена на вовлечение учащихся в активную деятельность: участие детей в социально – значимых акциях, разработка и реализация социальных проектов, направленных на решение школьных, местных, общественных проблем.

Полученные на занятиях опыт и знания помогут детям обрести уверенность в себе, почувствовать свою значимость как личности среди других равноправных личностей, научат состраданию, терпимости, правилам общения, основанным на уважении и соблюдении прав других людей. Преподавание курса строится на принципе преемственности между классами начальной и основной школой.

В соответствии с возрастными особенностями младших школьников историко-обществоведческие знания формируются в виде минимума определенных фактов и понятий, но в основном — в представлениях. Именно представления позволяют приблизить ребенка к достаточно сложным явлениям его настоящего, “увидеть” прошлое, приобретая чувство гражданской причастности к нему. Попутно, косвенно факты и представления — при их анализе и осмыслении содействуют формированию и более сложных структурных элементов общественно-исторических знаний (понятий, причинно-следственных связей, закономерностей).

Данная программа рассчитана на младших школьников (3-4 класс), предусматривает групповые и индивидуальные формы занятий. Курс рассчитан на 1 час в неделю. Всего 34 часа в учебном году. Реализуется в рамках внеурочной деятельности, дает возможность работать с детьми, как с нормой психофизического развития, так и с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.

Формы и режим занятий

Основной формой проведения занятий является традиционная - коллективная.

Занятия по программе являются комплексными - на них используются различные виды

деятельности как теоретического, так и практического характера:

беседы;

народные, подвижные, интеллектуальные игры;

ролевые игры;

работа с наглядными пособиями;

экскурсии;

проекты;

тестирование.

посещение музеев города Томска.

Место проведения: школа, пришкольная территория, музеи, театры.

Время проведения: первая и вторая половины учебного дня, выходные, каникулы.

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

 

При достижении метапредметных результатов у школьника будут сформированы следующие УУД (регулятивные, познавательные, коммуникативные).

Регулятивные универсальные учебные действия.

Воспитанник научится:

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации;

учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;

адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других субъектов;

различать способ и результат действия.

Воспитанник получит возможность научиться:

в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

проявлять познавательную инициативу в сотрудничестве с другими субъектами социализации:

оценивать правильность выполнения заданий и вносить необходимые коррективы в его выполнение.

Познавательные универсальные учебные действия.

Воспитанник научится:

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием дополнительной литературы, СМИ, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), сведениями Интернета;

осуществлять запись выборочной информации о себе и окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ;

выражать речь в устной и письменной форме;

проводить анализ, сравнение и классификацию тем или явлений, устанавливать причинно-следственные связи;

Воспитанник получит возможность научиться:

осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью ИКТ;

осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

строить логическое рассуждение, включающее установление

причинно -следственных связей.

Коммуникативные универсальные учебные действия.

Воспитанник научится:

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;

допускать возможность существования у людей различных точек зрения и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии с ними;

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

формулировать собственное мнение и позицию;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

задавать вопросы, необходимые для совместной работы с партнёрами;

адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Воспитанник получит возможность научиться:

учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей;

учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;

точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действий;

осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

При достижении личностных результатов у школьника будут сформированы следующие

умения:

вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения, конструктивно разрешать конфликты;

оценивать себя и деятельность сверстников;

принимать решения с учетом позиций всех участников;

самостоятельности в поступках, ответственности за их результаты;

ощущать свою причастность к истории своей страны, чувствовать гордость за свою страну и её великую историю;

уважать личность и её достоинства, доброжелательно относиться к окружающим,

проявлять нетерпимость к любым видам насилия, готовность противостоять им;

уважать историю страны, её культурные и исторические памятники


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

3 КЛАСС

 

1.С чего начинается Родина (2 часа)

Теория. Родина – место, где мы родились и живем. Россиян объединяет русский язык, история нашей страны, общие традиции и праздники. Слово «родина» происходит от слова «род», как и другие слова: родственники, родной, народ. Родина бывает малая и большая. В разные времена наша страна называлась по разному: Русь, Россия.

2.Жизнь и быт славян (14 часов)

1) Край лесов и рек. О занятиях славян. (1 час)

Теория. Наша земля прекрасна и богата. Наши предки – славяне селились по берегам рек и озер, рядом с лесом. Славяне – красивый, храбрый и радушный народ. Жили дружно, большими семьями. Главные занятия славян: земледелие, собирательство, пчеловодство (бортничество), гончарство, древодельческий промысел. Народные названия месяцев.

2) Русская изба. Домашний очаг. Народные промыслы, вышивки. (3 часа)

Теория. Знакомство с русской избой. Выбор места для строительства. Окна – глаза дома. Красный угол – самое почетное место в доме. Бабий кут – царство хозяйки дома. У хорошей хозяйки всему свое место. Знакомство с предметами домашнего обихода: ухват, крынка, чугунок, кочерга, прялка, светец, лучина. Особое место в избе занимала печь. Без печки изба– не изба. Здоровье человека и все доброе в доме связано с печью, возраст которой насчитывает около четырех тысяч лет. Причина такого долголетия – универсальность. Зимой и летом в ней пекут хлеб, готовят еду, которая остается теплой в течение суток, в печи греют воду, варят квас, сушат одежду и обувь, грибы и ягоды, травы. Печь обогревала дом, ее тепло выгоняло из человека хворь. В сказках печь никому не могла причинить зла, поэтому некоторые герои не расстаются с ней.

Русские народные промыслы: посуда глиняная и деревянная. Хохлома. Гжель. Народная вышивка.

Практика. Творческий проект «Русская изба».

3) Без хозяйки изба плачет, без хозяина – двор. Русская баня. (1 час)

Теория. Хозяйственные постройки. Заселение животных по степени значимости (конь, корова, овца, поросенок, куры, кошка). Баню ставили недалеко от избы, часто на берегу реки или озера. В ней мылись, парились, стирали. Дел в крестьянском хозяйстве всегда хватало («Дом вести – не бородой трясти»). Главная забота – вырастить хлеб (пахота, посев, жатва, молотьба).

4) Бывает ли «говорящая» одежда? (2 часа)

Теория. Женская и мужская старинная одежда (сарафан, кокошник, понева, порты, косоворотка, зипун, кафтан. лапти). Одежда будничная и праздничная. Значение пояса в одежде наших предков.

Практика. Творческий проект «Наряд для Василисы».

5) Русская народная игрушка. (2 часа)

Теория. В каждом доме была колыбель для младенцев – зыбка, люлька. Народная игрушка тесно связана с древнеславянскими культовыми обрядами и верованиями. Символы в русской народной игрушке. В каждой местности, в каждом промысле складывались свои приемы резьбы, лепки, росписи и оформления игрушек.

Практика. Экскурсия в Первый музей славянской мифологии. Знакомство с выставкой-продажей народных игрушек. Мастер-класс по росписи игрушки.

6) «Нескоро ели предки наши…». Русский самовар и чаепитие на Руси. (2 часа)

Теория. Быть крепкими и сильными помогала людям простая и полезная пища. Традиционные русские блюда и напитки (по сказкам «Репка», «Гуси-лебеди», «Маша и медведь»). Когда чай появился на Руси. Тульский самовар. Правила гостеприимства и поведения за столом.

Практика. Сюжетно-ролевой проект «Посиделки»

7) «Город чудный, город древний». (2 часа)

Теория. Устройство древних русских городов: кремль, посад, торг, гостиный двор. Почему древние города так называли?

Практика. Творческий проект «Русская крепость»

8) Об именах и фамилиях. (1 час)

Теория. Наречение имени – важный момент в жизни человека. Мы носим как русские (старославянские), так и иноземные имена. Значения имен. Свое имя нужно пронести по жизни достойно. Не имя славит человека, а человек – имя. История происхождения фамилий.

3.Волшебный мир наших предков (10 часов)

1) Во что верили славяне. Верховные славянские божества. (2 часа)

Теория. Дубовая роща – место пребывания божества. Славянские боги: Перун, Сварог, Даждьбог. Главные атрибуты славянских богов, их значение и величие.

Практика. Экскурсия в Первый музей славянской мифологии.

2) «Там чудеса, там леший бродит…» Славянский фольклор. (1 час)

Теория. Лес как враждебная человеку часть пространства. Лесные духи: леший, водяной, русалка. Как славяне со своими духами ладили.

3) «Там ступа с бабою Ягой идет-бредет сама собой…» (1 час)

Теория. Ведьмы (от слова «ведать») – знающие особые запредельные тайны. Характерные для облика ведьмы черты. Ведьмины прислужники. Защита от ведьм – обереги. Образ бабы Яги в сказках.

4) Языческие праздники на Руси. Скоморохи. (1 час)

Теория. Жизнь крестьян связана с землей, с природой. Отсюда и традиционные народные праздники. Первый праздник в честь солнца начинался ранней весной – Красная Горка. Молились о плодородии, жгли священные огни. После окончания посевов праздновали Семик, водили хороводы вокруг украшенного дерева. Летом главным праздником считался день Купалы, или света, который изображался в виде человеческого чучела. На зиму приходился праздник Коляда, когда солнце поворачивало на весну и люди начинали готовиться к весенним посевным работам.

Русские народные инструменты: гармонь, гусли, балалайка, ложки, рожок.

5) «Начинается с зачина сказка, песня и любовь…» Трактовка образов русских народных сказок. (2 часа)

Теория. Сказки, передаваясь из уст в уста, пришли к нам из далекой древности. Сочиняя сказки, люди желали сохранить и передать потомкам накопленные знания. Сказки – это «учебник жизни», из которого последующие поколения черпали мудрость и знания, необходимые для жизни. Иван – имя-символ, олицетворяющее русского человека. Василиса – прекрасная, премудрая, любимое имя сказок.

6) Принятие христианства на Руси. Христианские праздники. (2 часа)

Теория. Выбор веры – история принятия христианства на Руси. Знаменитые храмы древней Руси. Религиозные праздники: Рождество Христово, Крещение, Вербное воскресение, Пасха. Яблочный, Медовый и Ореховый Спас.

7) Вечная борьба добра и зла на примере народных сказок и былин. (1 час)

Теория. Представители злой силы. Трудно без помощи бескорыстной и советов добрых по путанным сказочным тропинкам идти. Сказки всегда имеют счастливый конец, и добро в них побеждает.

4.Богатыри Земли Русской (8 часов)

Теория. Типология богатырей. Образ богатыря в живописи. Воинские доблести богатырей на примерах былин. Просмотр фильмов и мультфильмов о богатырях. Знакомство с музыкальными фрагментами из былины - оперы Н.А. Римского - Корсакова «Садко».

Практика. Конкурс рисунков с изображением богатырей, их подвигов, доспехов и оружия. Изготовление экспонатов на выставку. Богатырские забавы: подвижные игры, эстафеты на выносливость, силу, ловкость в зале и на улице.

 

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

4 КЛАСС

 

1.Введение в программу. «Люблю твою, Россия, старину…» (2 часа)

Вступительное слово. Значение таких понятий как «родина-мать», отечество, отчизна. Что значит быть россиянином.

Знакомство с Федеральным законом (от 13 марта 1995 г. № 32-ФЗ) « О днях воинской славы и памятных датах России».

Повторение темы «Богатыри Земли Русской».

2. Дни воинской славы России (22 часа)

- 18 апреля 1242 г. Ледовое побоище. День победы русских воинов князя Александра
Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере.

Теория. Краткий обзор исторических событий на Руси начала XI11 в. Просмотр фрагментов фильма «Александр Невский» или мульфильмов. Работа по карте: построение боевых порядков и ход боя. Значимость личности для развития государства. Ордена, получившие имя великого полководца. Святой князь Александр Невский - « Имя России».

Практика. Изготовление экспонатов на выставку. Турнир по армрестлингу среди мальчиков и пап детей.

- 21 сентября 1380 г. День победы русских полков во главе с великим князем Дмитрием
Донским над монголо-татарскими войсками в Куликовской битве.

Теория. Краткий обзор исторических событий на Руси в период татаро-монгольского ига. Замысел и описание картины М.И. Авилова «Поединок Челубея с Пересветом» (1943 г). Просмотр мультфильма «Лебеди Непрядвы». Работа по карте: тактика боевых действий (наступление, оборона, засада). Значимость личности для развития государства. Фрагменты из художественно - документальной серии «Правители Руси» № 13 «Великий князь Владимирский и Московский Дмитрий Иванович Донской».

Практика. Экскурсия в музей истории Томска.

- 4 ноября 1612 г. День народного единства. Освобождение Москвы силами народного
ополчения под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского от польских
интервентов.

Теория. Краткий обзор исторических событий с использованием серии «Картины Смутного времени» и портретов. Роль К. Минина и Д. Пожарского в сборе ополчения и освобождения Москвы. Мультфильм «Крепость» киностудии «Мельница». Премьера (в прокат выходит 4 ноября 2015 года). Историческое значение преодоления Смуты для России. Памятники.

Практика. Конкурс стихов о России. Подготовка к строевому смотру:

проверка строевой подготовки учащихся ОУ производится в произвольном порядке с выполнением обязательных элементов: построение команды, сдача рапорта;

выполнение команд «Становись», «Равняйсь», «Смирно», «Вольно»; расчёт на первый-второй, перестроение в две шеренги, смыкание строя; повороты на месте; выход из строя;

движение строевым шагом;

прохождение торжественным маршем.

Подача и выполнение команд производится согласно Строевому Уставу ВС РФ.

- 10 июля 1709 г. День победы русской армии под командованием Петра I над шведами в
Полтавском сражении.

Теория: краткий обзор исторических событий времён Петра I; значение реформ Петра для России; поэма А.С. Пушкина «Полтава»; фрагменты из художественно - документальной серии «Правители Руси».

- 24 декабря 1790 г. День взятия турецкой крепости Измаил русскими войсками под
командованием А.В. Суворова

Теория: биографическая справка; «Наука побеждать»; военные победы А.В. Суворова; работа по картине М. Иванова «Взятие крепости Измаил».

- 8 сентября 1812 г. День Бородинского сражения русской армии под командованием
М.И. Кутузова с французской армией.

Теория. Краткий обзор исторических событий начала XIX в. Отечественная война. Герои Бородина. Кутузов М.И. Участие томского пехотного полка в Бородинском сражении. Просмотр документальных или мультфильмов.

Практика. Экскурсия в краеведческий музей на выставку «Гроза 1812 года». Экскурсия к памятнику томцам - участникам Бородинского сражения ( Речвокзал). Подготовка к строевому смотру.

3. Самая страшная война. (5 часов)

Теория. Краткий обзор исторических событий конца 1930-х – начала 1940-х г. Начало Второй мировой войны. Великая Отечественная война. Подвиг защитников Брестской крепости. Битва за Москву. Героические сражения Великой Отечественной войны: блокада Ленинграда, Сталинградская битва, Сражение на Курской дуге, оборона Севастополя.

Практика. Проект «Томичи - герои Великой Отечественной войны».

4. Участие в мероприятиях по программе согласно плану городской программы
воспитания и дополнительного образования «Память». (5 часов)

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

3 КЛАСС (34 ЧАСА)

 

Тема занятия

Всего

Теория

Практика

Основные виды деятельности

С чего начинается Родина

1

1

 

Знакомятся с понятием «малая» и «большая» Родина, «патриотизм», содержанием курса.

Как появилась русская земля

1

1

 

Знакомятся с разными вариантами названия нашей Родины – Русь, Россия

Жизнь и быт славян Край лесов и рек. О занятиях славян.

1

1

 

Знакомятся с расселением славян по берегам рек и озер, рядом с лесом. Знакомятся с главными занятиями славян, народными названиями месяцев.

Русская изба. Домашний очаг. Народные промыслы, вышивки.

3

1,5

1,5

Знакомятся с русской избой, особой ролью печи в доме. Знакомятся с народными промыслами, основными мотивами народной вышивки. Выполняют макет избы, наполняя ее соответствующим содержимым.

Без хозяйки изба плачет, без хозяина – двор. Русская баня.

1

1

 

Знакомятся с назначением хозяйственных построек, уходом за домашними животными, главным трудом – выращиванием хлеба. Знакомятся с понятием «русская баня» и ее целительными свойствами.

Бывает ли «говорящая» одежда? Творческий проект «Наряд для Василисы»

2

1

1

Знакомятся с мужской и женской старинной одеждой, будничной и праздничной, значением вышивки в народной одежде. Выполняют эскиз русского женского наряда, приступают к шитью и оформлению

Русская народная игрушка. Экскурсия в Первый музей славянской мифологии.

2

1

1

Знакомятся с историей появления игрушек, их связью с обрядами и верованиями, приемами резьбы, лепки, росписи игрушек. Знакомятся с выставкой-продажей народных игрушек. Участвуют в мастер-классе по росписи игрушки.

«Нескоро ели предки наши…» Русский самовар и чаепитие на Руси. Сюжетно-ролевой проект «Посиделки»

2

1

1

Знакомятся с рационом славян, в основе которого простая и полезная пища, с отношением к еде. Хлеб – всему голова. Учатся бережному отношению к хлебу.

«Город чудный, город древний». Творческий проект «Русская крепость»

2

0,5

1,5

Знакомятся с понятием «города как огороженного места», изображениями древних русских городов. Изготавливают макет русской крепости

Об именах и фамилиях.

1

1

 

Знакомятся с историей происхождения славянских имен и фамилий. Значения имен, появившихся после крещения Руси.

Волшебный мир наших предков. Во что верили славяне. Верховные славянские божества.

2

1

1

Знакомятся с верховными славянскими божествами, их главными атрибутами. Посещают Первый музей славянской мифологии, знакомятся с экспозицией – выставкой картин.

«Там чудеса, там леший бродит…» Славянский фольклор.

1

1

 

Знакомятся с низшими славянскими божествами, духами лесов.

«Там ступа с бабою Ягой идет-бредет сама собой…»

1

1

 

Знакомятся с образом бабы Яги в народных сказках и верованиях славян. Выясняют, почему баба Яга бывает злой и коварной, а может оказать помощь герою.

Языческие праздники на Руси. Скоморохи.

1

1

 

Знакомятся с историей языческих праздников, скоморохами.

«Начинается с зачина сказка, песня и любовь…» Трактовка образов русских народных сказок.

2

2

 

Сравнивают героев народных сказок, отыскивая общие черты. Выясняют, почему народ считает Емелю положительным героем.

Принятие христианства на Руси. Христианские праздники.

2

2

 

Знакомятся с христианской религией и историей принятия христианства на Руси. Знакомятся с основными христианскими праздниками: рождество, крещение, пасха.

Вечная борьба добра и зла на примере народных сказок и былин

1

1

 

Обобщают полученные знания, анализируя русские сказки и былины.

Богатыри Земли Русской. Типология богатырей. Воинские доблести богатырей на примерах былин. Просмотр фильмов о богатырях.

2

1

1

Знакомятся с историей возникновения былин, былинными богатырями и их подвигами. Читают былины о богатырях, просматривают фрагменты фильмов. Сравнивают характеры богатырей, выделяя общие черты.

Богатырские забавы: подвижные игры, эстафеты.

1

 

1

Разучивают русские народные игры и забавы. Участвуют в эстафетах.

Образ богатыря в живописи. Подготовка к конкурсу рисунков с изображением богатырей, их подвигов, доспехов и оружия.

1

0,5

0,5

Рассматривают репродукции картин богатырей. Анализируют художественные приемы, передающие мощь и характер былинных богатырей. Выполняют зарисовки богатырей, доспехов, сюжетов былин

Знакомство с музыкальными фрагментами былины – оперы Н.А.Римского-Корсакова «Садко»

1

1

 

Знакомятся с либретто оперы Н.А.Римского-Корсакова «Садко», слушают музыкальные фрагменты

Проект «Богатырские доспехи». Изготовление экспонатов на выставку.

2

 

2

Выполняют макеты оружия богатырей.

Итоговое тестирование. Интеллектуальная игра «Узнай богатыря».

1

 

1

Выполняют тест по изученному материалу. Участвуют в интеллектуальной игре.

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

4 КЛАСС (34 ЧАСА)

 

Тема занятия

Всего

Теория

Практика

Основные виды деятельности

Вводный урок «Люблю твою, Россия, старину…»

1

1

 

Обсуждают значение понятий «родина-мать», отечество, отчизна, что значит любить Родину.

Богатыри – защитники Земли Русской.

1

 

1

 

Вспоминают и обобщают полученные знания о богатырях как защитниках Земли Русской.

Дни воинской славы России. Вводное тестирование.

1

1

 

Знакомятся с понятием «Дни воинской славы России», Федеральными законами «О днях воинской славы и памятных датах России». Выполняют тест.

Краткий обзор исторических событий начала ХIII века. Просмотр фрагментов фильма «Александр Невский».

1

1

 

Знакомятся с историей России начала ХIII века, образом Александра Невского как ведущего политика этого времени. Смотрят фрагменты фильма.

Ледовое побоище 18 апреля 1242 г. Работа по карте.

1

1

 

Работают с картой-схемой Ледового побоища, знакомятся с построением боевых порядков и ходом боя.

Изготовление экспонатов на выставку.

1

 

1

Изготавливают макеты доспехов /индивидуально/. Лепят панораму - реконструкцию Ледового побоища /коллективно/.

Турнир по армреслингу.

1

 

1

Участвуют в соревновании мальчики и папы.

Краткий обзор исторических событий на Руси в период татаро-монгольского ига. Просмотр мультфильма «Лебеди Непрядвы».

1

1

 

Знакомятся с историей России ХIII-ХIV веков в период татаро-монгольского ига.

Смотрят и анализируют мультфильм «Лебеди Непрядвы».

Куликовская битва 21 сентября 1380 г. Работа по карте. Знакомство с картиной М.И.Авилова «Поединок Челубея с Пересветом».

1

1

 

Работают по карте, изучая тактику боевых действий. Знакомятся с замыслом и описанием картины М.И.Авилова «Поединок Челубея с Пересветом». Обсуждают значимость личности Дмитрия Донского для развития государства.

Проект «Русские воины» (рисунки, поделки).

1

 

1

Готовят проект коллективно или индивидуально /по желанию/.

День народного единства. 4 ноября 1612 г. – освобождение Москвы народным ополчением под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского.

1

1

 

Знакомятся с историей России начала ХVII века, ролью Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского в сборе ополчения и освобождения Москвы. Работают с серией «Картин Смутного времени»

Историческое значение преодоления Смуты для России. Просмотр мультфильма «Крепость».

1

1

 

Обсуждают историческое значение преодоления Смуты для России. Смотрят и анализируют мультфильм «Крепость».

Конкурс стихов о России.

1

 

1

Подбирают с помощью родителей и педагога стихи к конкурсу.

Подготовка к строевому смотру.

1

 

1

Готовятся к проведению строевого смотра

Краткий обзор исторических событий времен Петра I. Значение реформ Петра для России.

1

1

 

Знакомятся с историей России конца ХVII – начала ХVIII века и образом царя-преобразователя Петра I. Анализируют значение реформ Петра для развития России.

Полтавская битва 10 июля 1709г. Поэма А.С.Пушкина «Полтава».

1

1

 

Знакомятся с поэмой А.С.Пушкина «Полтава». Работают с картами-схемами Полтавской битвы, выясняют значение этой битвы для хода Северной войны и развития России. Знакомятся с картинами русских и зарубежных художников

Подготовка к строевому смотру.

1

 

1

Готовятся к проведению строевого смотра

А.В.Суворов. Биографическая справка, военные победы. «Наука побеждать».

1

1

 

Знакомятся с биографией великого русского полководца А.В.Суворова, его военными победами. Знакомятся с фрагментами «Науки побеждать».

День взятия турецкой крепости Измаил русскими войсками 24 декабря 1790 г. Работа по картине М.Иванова «Взятие крепости Измаил».

1

1

 

Знакомятся с историей России конца ХVIII века, ходом русско-турецкой войны 1787 – 1791 г. Работают по картине М.Иванова «Взятие крепости Измаил».

Экскурсия в музей истории Томска.

1

 

1

Посещают музей истории Томска. Знакомятся с экспозицией.

Краткий обзор исторических событий начала ХIХ века. Отечественная война 1812 года. Просмотр фильмов.

1

1

 

Знакомятся с историей России и событиями в Европе в начале ХIХ века, началом Отечественной войны 1812 года. Просматривают фрагменты фильмов

Бородинское сражение 8 сентября 1812 г. Участие томского пехотного полка в сражении.

1

1

 

Работают с картами-схемами Бородинского сражения. Знакомятся с участием томского пехотного полка в сражении. Знакомятся с личностью М.И.Кутузова и героями Бородина.

Экскурсия в краеведческий музей на выставку «Гроза 1812 года».

1

 

1

Посещают краеведческий музей Томска. Знакомятся с экспозицией «Гроза 1812 года».

Экскурсия к памятнику томцам – участникам Бородинского сражения.

1

 

1

Посещают памятник томцам – участникам Бородинского сражения возле Речвокзала.

Самая страшная война. Краткий обзор исторических событий конца 1930-х – начала 1940-х г. Начало Второй мировой войны.

1

1

 

Знакомятся с историей Европы конца 1930-х – начала 1940-х г. и началом Второй мировой войны.

Великая Отечественная война. Подвиг защитников Брестской крепости

1

1

 

Знакомятся историей начала Великой Отечественной войны, героической обороной Брестской крепости.

Битва за Москву.

1

1

 

Знакомятся с героической обороной Москвы.

Героические сражения Великой Отечественной войны.

1

1

 

Знакомятся с важнейшими сражениями: блокада Ленинграда, Сталинградская битва, Сражение на Курской дуге, оборона Севастополя.

Проект «Томичи - герои Великой Отечественной войны».

1

 

1

Представляют самостоятельно подготовленные проекты о томичах – героях Великой Отечественной войны.

Участие в мероприятиях по программе.

5

 

5

Участвуют в городских мероприятиях по программе

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Методика оценки эффективности реализации программы:

актуальность (мониторинг количества участников);

востребованность (мониторинг сохранности контингента участников);

- познавательность (обработка результатов анкетирования родителей и детей).

 

Материально - техническое обеспечение:

ТСО: компьютер, проектор.

Книги, альбомы, дискеты с мультфильмами, ресурсы Internet.

Учебно-методическая литература для учителя

1. Горячев А.В., Иглина Н.И. Всё узнаю, всё смогу. Пособие по проектной деятельности в
начальной школе (2-4 классы). - М.: Баласс, 2010

2. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор:
пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М. :Просвещение, 2010.

3. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к
мысли: пособие для учителя/А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская. - М.:

Просвещение, 2010.

4. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение. - М., 2011.

5. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к
мысли: пособие для учителя/А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская. - М.:

Просвещение, 2010.

6. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, авторы А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков, Москва «Просвещение», 2011 г.;

7. Я иду на урок - Хрестоматия игровых приёмов обучения. «Первое сентября», Москва ,
2000.

8. Балыбердин АЛ. Календарь памятных дат и событий отечественной военной истории. Москва «Армпресс». 2007

9. Дуров В.А. Русские и советские боевые награды. Москва, Внешторгиздат, 1989.

10. Золотарев В.А. Военная история России. Москва. Российская академия естественных наук. 2001. П.

11. Золотарев В.А. Военный энциклопедический словарь в 2-х т. Москва «Рипал классик» 2001

12. Керсановский А. А. История русской армии 4т. Москва. «Голос». 1992

Литература для детей.

1.Плешаков К. Богатырские хроники: Святогор. Добрыня. Илья. Алеша. «Альфа-книга» 2006

Ушаков О. Былины о русских богатырях. «Литера», 2010

Сборник Русские богатыри. «Харвест», 2011 4.Асанов Л. 4.Асанов Л. Поля ратной славы. 1987

5. Квятковский Ю. Дни воинской, славы. Хрестоматия. М «.Г1атриот.»,2006

б.Ишимова А. История России в рассказах для детей. СПб НИЦ «Альфа», 1993

7. Кацва Л. История России 8-15 веков. М., МИГОС, 1995

8. Сборники русских народных сказок.

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.