Рабочая программа по литературе в 6 классе (УМК В.Я. Коровиной)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Синьковская средняя школа
Смоленского района Смоленской области
Принято на заседании педагогического совета Протокол № 7 от 29.08.2020 г. | «Утверждено» Приказом директора ОО №57 от 29.08.2020 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературе
для 6 класса
Автор – составитель
Учитель Никитина Екатерина Александровна
2020-2021 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 6 класса составлена на основании:
1.Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.12 г.
2.Приказа Минобрнауки России от 30.08.2013 №1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (в действующей редакции).
3.Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утверждённый приказом Министерства образования науки РФ от 17.05.2012г. №413, в действующей редакции).
4. СанПиНов 2.4.2.2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 №189, в ред. изменения от 24.11.2015).
5.Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ Синьковской СШ.
6. Примерной авторской программы по литературе для общеобразовательной организации В.Я. Коровиной.
7.Программы для общеобразовательных учебных заведений Смоленской области. Региональный компонент. Литература Смоленщины. Смоленск, «Траст-Имаком», 1995 г. Составители: Н.Н. Колпачков, Г.А. Ластовский.
8. Учебного плана МБОУ Синьковской СШ.
9.Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях (утверждённый приказом Минобрнауки №253 от 31.03.2014г., в действующей редакции).
10.Положения о рабочей программе.
11.Примерной программы основного общего образования по литературе.
Для реализации программного содержания используется учебник: Литература: учебник-хрестоматия для 6 класса: В 2 ч/В.Я. Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2018 г., а также учебник: Меркин Г.С. Литература Смоленщины. Учебник-хрестоматия по литературному краеведению в 2-х частях, - Смоленск: Универсум, 2016 г.
Место курса литература в учебном плане. Программа разработана в соответствии с учебным планом основного общего образования. Согласно действующему учебному плану рабочая программа предусматривает обучение литературе в 6 классе в объёме 102 часа (3 часа в неделю).
Форма промежуточной аттестации: контрольная работа.
Отличительные особенности рабочей программы и авторской.
В авторскую программу В.Я. Коровиной внесены изменения: уменьшено количество часов на изучение темы: «Повторение», в связи с выделением одного часа на промежуточную аттестацию. Особенностью данной программы является то, что она объединяет задачи общего и дополнительного образования, направленные на воспитание и развитие обучающихся в области литературы и краеведения, в единую систему и формирует у подрастающего поколения устойчивый интерес к процессу взаимодействия общенациональной и местной культур. В процессе изучения основного курса литературы предполагается изучение памятников литературы и фольклора Смоленской земли, произведений, написанных о Смоленском крае, созданных на разных этапах развития культуры края, связей смоленских писателей и поэтов с родным краем, знакомство с жизнью и творчеством некоторых смоленских писателей дополнительно к программе по литературе основной школы. В региональный компонент содержания программы включены лучшие произведения местных писателей, а также произведения тех авторов, которые так или иначе связаны со Смоленщиной.
Изучение произведений этих писателей поможет сформировать у обучающихся представления о Смоленщине как о неповторимом регионе. Содержание и структура программы даёт возможность системного изучения региональной литературы в школе, позволяет познакомиться со спецификой литературного процесса на Смоленщине, с богатством её художественных традиций. Краеведческий компонент логично соотносится с содержанием программы по литературе под редакцией В.Я. Коровиной, что позволяет сопоставлять произведения региональной литературы с базовым курсом, выявлять их сходства и своеобразие художественных решений. Такая работа позволит обучающимся воспринимать литературу Смоленщины и о Смоленщине в контексте временного и культурного процесса, позволит пробудить интерес обучающихся к истории и культуре родного края, поможет им, опираясь на свои личные впечатления, жизненные наблюдения, соотнести общенациональные и региональные проблемы культуры. Таким образом, будет реализован принцип единого литературного образования.
№/п | Темы раздела | Количество часов по авторской программе | Количество часов по программе МБОУ Синьковской СШ |
1 | Введение | 1 | 1 |
2 | Устное народное творчество | 3 | 3 |
3 | Древнерусская литература | 2 | 2 |
4 | Произведения русских писателей XVIII века | 1 | 1 |
5 | Произведения русских писателей XIX века | 45 | 45 |
6 | Произведения русских писателей XX века | 27 | 27 |
7 | Из литературы народов России | 2 | 2 |
8 | Из зарубежной литературы | 18 | 18 |
9 | Повторение | 3 | 2 |
10 | Промежуточная аттестация | - | 1 |
| Всего | 102 | 102 |
Целеполагание
Изучение литературы в образовательной организации направлено на достижение следующих целей:
*формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
*развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
*постижение обучающимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
*поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
*овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
*овладение общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет);
*использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностные результаты:
-воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего (Смоленского) края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
-воспитание любви и уважения к Смоленскому краю, чувства гордости за свою малую Родину, её прошлое и настоящее; знание истории, культуры Смоленщины; воспитание чувства ответственности и долга перед своей малой Родиной;
-формирование ответственного отношения к учению, готовностии способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
-формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
-формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
-освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
-развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
-формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
-формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
-формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
-осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
-развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, художественного наследия Смоленского края, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия:
- осуществление контроля в констатирующей и предвосхищающей позиции.
-корректировка деятельности: вносить изменения в процесс с учётом возникших трудностей и ошибок, намечать способы их устранения;
- определение сферы своих интересов.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
-осуществление коммуникативной рефлексии как осознание оснований собственных действий и действий партнёра;
-оказание поддержки и содействия тем, от кого зависит достижение целей в совместной деятельности;
-демонстрация умений понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы.
Познавательные универсальные учебные действия:
-осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и дополнительной литературы (включая электронные, цифровые) в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернета;
- осуществление записи (фиксации) указанной учителем информации, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
- осуществление умения строить сообщения в устной и письменной форме;
-осуществление умения воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты – тексты;
- осуществление умения анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществление умения проводить сравнение, классификацию изученных объектов по заданным критериям;
-осуществление умения устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- осуществление умения строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях, обобщать (самостоятельно выделять ряд или класс объектов).
Предметные результаты:
Предметные результаты обучающихся основной школы по литературе выражаются в следующем:
-понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII века, русских писателей XIX—XX веков, литературы народов России, литературы Смоленского края и зарубежной литературы;
-понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
-умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров, в том числе обобщение наблюдений над родо-жанровыми особенностями литературы Смоленщины; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
-определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
-приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, развитие интереса к литературе Смоленского края; сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
-формирование представлений об истории и литературном процессе Смоленского края; творческая история этапных произведений литературы Смоленщины;
-формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;
-собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
-понимание авторской позиции и своё отношение к ней; обобщение наблюдений над соотношением жизненной правды и художественного вымысла, над способами выражения авторского сознания в произведениях смоленских авторов;
-восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
-умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
-написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;
-понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
-понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений;
-представление о месте литературы Смоленского края в общем литературном процессе страны и движении её во времени, о богатстве её содержания, форм, о её общественном значении;
-осознание обучающимися значимости изучения литературы для своего дальнейшего развития;
-воспитание у обучающихся правильного «читательского вкуса»;
-формирование потребности в систематическом чтении русской классической литературы.
Планируемые результаты по разделам
Устное народное творчество
Обучающийся научится:
*осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приёмам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);
*видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин, видеть черты национального характера своего народа в героях народных сказок и былин;
*учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;
*целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;
*определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию;
*выразительно читать сказки и былины, соблюдая интонационный рисунок устного рассказывания;
*пересказывать сказки, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок художественные приёмы;
*выявлять в сказках характерные художественные приёмы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной.
Обучающийся получит возможность научиться:
*выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
*оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств.
Древнерусская литература. Произведения русских писателей XVIII века. Произведения русских писателей XIX века. Произведения русских писателей XX века.
Обучающийся научится:
*осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;
*воспринимать текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;
*определять для себя актуальную цель чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;
*выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
*определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателям;
*работать с разными источниками информации.
Обучающийся получит возможность научиться:
формулировать доказательства отнесенности речевой конструкции к тексту;
*озаглавливать текст как по его теме, так и по основной мысли, самостоятельно подбирать эпиграф к тексту из разных источников;
*называть микротемы текста с опорой на ключевые слова;
*составлять сложный план текста;
*составлять тексты разных стилей;
*самостоятельно готовиться к выразительному чтению художественного, публицистического, научного, официально-делового текста;
*доказывать принадлежность текста к определенному типу речи;
*составлять тексты различных типов речи;
*самостоятельно подбирать доводы в подтверждение тезисов;
*подробно излагать самостоятельно проанализированный текст.
Зарубежная литература.
Обучающийся научится:
*выделять признаки текста;
*определять тему, общую цель текста, озаглавливать текст, выбирать эпиграф к тексту из предложенных вариантов;
*преобразовывать простой план в сложный;
*различать тексты разных стилей речи;
*выразительно читать художественный, публицистический, научный, официально-деловой текст;
*различать тексты разных типов речи по их признакам;
*формулировать тезисы, доказательства, выводы;
*подробно излагать проанализированный на уроке текст;
*выделять в тексте главную и избыточную информацию;
*ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию
Обучающийся получит возможность научиться:
*формулировать доказательства отнесенности речевой конструкции к тексту;
*озаглавливать текст как по его теме, так и по основной мысли, самостоятельно подбирать эпиграф к тексту из разных источников;
*называть микротемы текста с опорой на ключевые слова;
*составлять сложный план текста;
*составлять тексты разных стилей;
*самостоятельно готовиться к выразительному чтению художественного, публицистического, научного, официально-делового текста;
*доказывать принадлежность текста к определенному типу речи;
*составлять тексты различных типов речи;
*самостоятельно подбирать доводы в подтверждение тезисов;
*подробно излагать самостоятельно проанализированный текст.
Содержание
Введение (1 ч)
Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.
Устное народное творчество (3 ч)
Обрядовый фольклор. Произведения обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение обрядового фольклора. Календарно-обрядовая поэзия Смоленщины.
Пословицы и поговорки. Загадки - малые жанры устного народного творчества. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афористичность загадок. Малые жанры фольклора, бытующие на Смоленщине (пословицы, загадки). Теория литературы. Обрядовый фольклор. Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки, загадки.
Древнерусская литература (2 ч)
«Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе». Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума находчивости). Смоляне в древнерусской литературе. «Повесть о Меркурии Смоленском» - повесть о подвиге во имя свободы родного города. Теория литературы. Летопись (развитие представления).
Из литературы XVIII века (1ч)
Русская басня. Иван Иванович Дмитриев. Рассказ о баснописце. «Муха». Противопоставление труда и безделья. Присвоение чужих заслуг. Смех над ленью и хвастовством.
Особенности литературного языка XVIII столетия. Смоляне в литературе XVIII века. М.Н. Муравьёв. Рассказ о поэте. Сборники «Басни в стихах» и «Переводные стихотворения». Теория литературы. Мораль в басне, аллегория (развитие понятий).
Из русской литературы XIX века (45 ч)
Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о писателе-баснописце. Басни «Листы и Корни», «Ларчик», «Осел и Соловей». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» - пример критики мнимого «механика мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осел и Соловей» - комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства. Теория литературы. Басня. Аллегория (развитие представлений).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе. «Узник». Вольнолюбивые устремления поэта. «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи. «И.И.Пущину». Светлое чувство дружбы - помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания. «Зимняя дорога». Приметы зимнего пейзажа (волнистые туманы, луна, зимняя дорога, тройка, колокольчик однозвучный, песня ямщика). Тема жизненного пути. «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный прием. «Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Прием антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая в композиции повести. «Дубровский». Изображение русского барства. Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям. Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное послание (начальные представления).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте «Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. Прием сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации. «Листок», «На севере диком...», «Утес», «Три пальмы». Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности сражения темы одиночества в лирике Лермонтова. Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальные понятия). Поэтическая интонация (начальные представления).
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе. «Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин природы в рассказе.
Федор Иванович Тютчев. Рассказ о поэте. Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело...». Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. «Листья» - символ краткой, но яркой жизни. «С поляны коршун поднялся...». Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полет коршуна и земная обреченность человека. Смоленские страницы творчества Ф.И. Тютчева. Ф.И. Тютчев в Рославле («Вот от моря и до моря» и др.)
Афанасий Афанасьевич Фет. Рассказ о поэте. Стихотворения: «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Опять незримые усилья...», «Еще майская ночь», «Учись у них - у дуба, у березы...». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Эстетизация конкретной детали. Чувственный характер лирики и ее утонченный психологизм. Мимолетное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообразом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэтической речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике. Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия).
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о жизни поэта. Историческая поэма «Дедушка». Изображение декабриста в поэзии. Героизация декабристской темы и поэтизация христианской жертвенности в исторической поэме. «Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ - созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотворении. Теория литературы. Стихотворные размеры. Диалог. Строфа (представления).
Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе. «Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Горькое чувство от его униженности и бесправия. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказовая форма повествования. Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представления).
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали. Теория литературы. Юмор (развитие понятия).
Смоляне в литературе XIX века. Ф.Н. Глинка. Слово о поэте. Война 1812 года в творчестве Ф.Н. Глинки. «Военная песнь…», «Солдатская песнь…»
Родная природа в стихотворениях русских поэтов.
Я. Полонский. «По горам две хмурых тучи...», «Посмотри, какая мгла...»; Е.Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град...»; А. Толстой. «Где гнутся над нутом лозы...». Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике. Теория литературы. Лирика как род литературы (развитие представления).
Из русской литературы XX века (27 ч)
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе. «Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои.
Александр Степанович Грин. Краткий рассказ о писателе. «Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отношение автора к героям.
Михаил Михайлович Пришвин. Краткий рассказ о писателе. «Кладовая солнца». Вера писателя в человека, доброго и мудрого хозяина природы. Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши. Одухотворение природы, ее участие в судьбе героев. Смысл рассказа о ели и сосне, растущих вместе. Сказка и быль в «Кладовой солнца». Смысл названия произведения. Теория литературы. Символическое содержание пейзажных образов.
Произведения о Великой Отечественной войне. К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»; Н. И. Рыленков. «Бой шел всю ночь...»; Д. С. Самойлов. «Сороковые».
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе. «Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа - честность, понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности использования народной речи. Речевая характеристика героя.
Валентин Григорьевич Распутин. Краткий рассказ о писателе. «Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика. Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие понятий). Герой-повествователь (развитие понятия).
Краткий рассказ о поэте. «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» лирике Рубцова.
Михаил Васильевич Исаковский. Краткий рассказ о поэте. Стихотворения о Смоленщине («Апрель в Смоленске», «Край ты мой смоленский…» и другие по выбору учителя). Тема родины в произведениях Исаковского.
Фазиль Искандер. Краткий рассказ о писателе. «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека.
Родная природа в русской поэзии XX века.
А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...» С. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша»; А.Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...».
Родная природа в творчестве смоленских авторов. Ю. Пашков «Сирень», Н. Рыленков «Кто в правду любит родину свою…», В. Пантелеев «Смоленские перелески» и другие произведения смоленских авторов.
Чувство радости и печали, любви к родной природе родине в стихотворных произведениях поэтов XX века. Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении.
Из литературы народов России (2 ч)
Габдулла Тукай. Слово о татарском поэте.
Стихотворения «Родная деревня», «Книга». Любовь к своей малой родине и к своему родному краю, верность обычаям, своей семье, традициям своего народа. Книга в жизни человека. Книга - «отрада из отрад», «путеводная звезда», «бесстрашное сердце», «радостная душа».
Кайсын Кулиев. Слово о балкарском поэте. «Когда на меня навалилась беда...», «Каким бы малым ни был мой народ...».
Родина как источник сил для преодоления любых испытаний и ударов судьбы. Основные поэтические образы, символизирующие родину в стихотворении поэта. Тема бессмертия народа, нации до тех пор, пока живы его язык, поэзия, обычаи. Поэт - вечный должник своего народа. Теория литературы. Общечеловеческое и национальное в литературе разных народов.
Зарубежная литература (18 ч)
Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла (в переложении Куна): «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Геродот. «Легенда об Арионе». Теория литературы. Миф. Отличие мифа от сказки.
Гомер. Краткий рассказ о Гомере. «Одиссея», «Илиада» как эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». Стихия Одиссея - борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость, сметливость (хитроумие) Одиссея. Одиссей - мудрый правитель, любящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем. «Одиссея» - песня о героических подвигах, мужественных героях. Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (начальные представления).
Фридрих Шиллер. Рассказ о писателе. Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь - герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь.
Проспер Мериме. Рассказ о писателе. Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение.
Марк Твен. «Приключения Гекельберри Финна». Сходство и различие характеров Тома и Гека, их поведение в критических ситуациях. Юмор в произведении.
Антуан де Сент-Экзюпери. Рассказ о писателе. «Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Мечта о естественном отношении к вещам и людям. Чистота восприятий мира как величайшая ценность. Теория литературы. Притча (начальные представления).
Тематическое планирование
№/п | Темы раздела | Количество часов | Контроль (по необходимости) |
1 | Введение | 1 | - |
2 | Устное народное творчество | 3 | - |
3 | Древнерусская литература | 2 | - |
4 | Произведения русских писателей XVIII века | 1 | - |
5 | Произведения русских писателей XIX века | 45 | Контрольная работа (2) |
6 | Произведения русских писателей XX века | 27 | Контрольная работа |
7 | Из литературы народов России | 2 | - |
8 | Из зарубежной литературы | 18 | - |
9 | Промежуточная аттестация | 1 | Контрольная работа |
10 | Повторение | 2 | - |
| Всего | 102 | 4 |
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Коли чество часов | Дата | Дата корректировки (по необходимости) | |
Введение (1 ч) | |||||
1. | Беседа по ОТ. Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герои. Авторская позиция. | 1 ч | | | |
Устное народное творчество (3 ч) | |||||
2. | Устное народное творчество. Пословицы, поговорки и загадки как малые жанры фольклора. | 1 ч | | | |
3. | Устное народное творчество. Пословицы, поговорки и загадки - малые жанры фольклора. Обрядовые песни. Календарно-обрядовая поэзия Смоленщины. | 1 ч | | | |
4. | Русский фольклор. Подготовка к сочинению: «В чём мудрость и красота русских обрядов». Малые жанры фольклора, бытующие на Смоленщине | 1 ч | | | |
Древнерусская литература (2 ч) | |||||
5. | Русские летописи. «Повесть временных лет». | 1 ч | | | |
6. | «Сказание о белгородском киселе». Смоляне в древнерусской литературе. «Повесть о Меркурии Смоленском» | 1 ч | | | |
Русская литература XVIII в. (1 ч) | |||||
7. | Русские басни. Слово о баснописце И.И. Дмитриеве. Аллегория и мораль в басне «Муха». Черты литературного языка XVIII века. Смоляне в литературе XVIII века. М.Н. Муравьёв. Сборники. «Басни в стихах». | 1 ч | | | |
Русская литература XIX в. (45 ч) | |||||
И.А. Крылов (4 ч) | |||||
8. | И.А. Крылов. «Листы и корни». Роль власти и народа в достижении общественного блага. | 1 ч | | | |
9. | И.А. Крылов. Критика «мнимого мудреца» в басне «Ларчик», «Осёл и Соловей». | 1 ч | | | |
10 | Подготовка к сочинению: «Что обсуждается в русских баснях» | 1 ч | | | |
11 | Урок проектной деятельности «Весёлое лукавство ума». Жизнь и творчество И.А. Крылова». | 1 ч | | | |
А.С. Пушкин (15 ч) | |||||
12 | А.С. Пушкин. Краткий рассказ о поэте. Лицейские годы. Лицейская лирика. | 1 ч | | | |
13 | А.С. Пушкин. «И.И. Пущину». Светлое чувство дружбы - помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности послания. | 1 ч | | | |
14 | А. С. Пушкин. Стихотворение «Узник» как выражение вольнолюбивых устремлений поэта. Народно-поэтический колорит стихотворения. | 1 ч | | | |
15 | А.С. Пушкин. «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека, природы и жизни. Роль антитезы в композиции. | 1 ч | | | |
16 | А.С. Пушкин. Тема и поэтическая идея стихотворения «Зимняя дорога». | 1 ч | | | |
17 | А.С. Пушкин. Цикл «Повести Белкина». | 1 ч | | | |
18 | А.С.Пушкин «Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести | 1 ч | | | |
19 | А.С. Пушкин. «Выстрел». Мастерство композиции повести. | 1 ч | | | |
20 | А.С. Пушкин. «Дубровский». Картины жизни русского барства в романе. Конфликт Дубровского и Троекурова. | 1 ч | | | |
21 | Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливых порядков. | 1 ч | | | |
22 | Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости человека | 1 ч | | | |
23 | Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой. Авторское отношение к героям. | 1 ч | | | |
24 | Любимые страницы романа А.С. Пушкина «Дубровский». | 1 ч | | | |
25 | Контрольное сочинение по роману А.С. Пушкина «Дубровский»: «Защита человеческой личности в романе». | 1 ч | | | |
26 | Контрольная работа по творчеству А.С. Пушкина. | 1 ч | | | |
М.Ю. Лермонтов (5 ч) | |||||
27 | М.Ю. Лермонтов. Ученические годы поэта. Основное настроение и композиция стихотворения «Тучи». Тема одиночества. | 1 ч | | | |
28 | Антитеза как средство, композиционный приём в стихотворениях М.Ю. Лермонтова «Листок», «Утёс», «На севере диком…». | 1 ч | | | |
29 | М.Ю. Лермонтов. «Три пальмы». Разрушение красоты и гармонии человека с миром. | 1 ч | | | |
30 | Двусложный и трёхсложный размеры стихотворений. | 1 ч | | | |
31 | Моё любимое стихотворение М. Ю. Лермонтова. | 1 ч | | | |
Н.В. Гоголь (1 ч) | |||||
32 | Н.В. Гоголь. Слово о писателе. «Старосветские помещики». | 1 ч | | | |
И.С. Тургенев (4 ч) | |||||
33 | И.С. Тургенев. Краткий рассказ о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника». Духовный мир крестьянских детей в рассказе «Бежин луг». | 1 ч | | | |
34 | И.С. Тургенев «Бежин луг». Портреты героев как средство изображения их характеров. | 1 ч | | | |
35 | Роль картин природы в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг». | 1 ч | | | |
36 | И.С. Тургенев «Записки охотника». | 1 ч | | | |
Ф.И. Тютчев (1 ч) | |||||
37 | Ф.И. Тютчев. Особенности изображения природы в лирике. «Неохотно и несмело», «С поляны коршун…». Смоленские страницы творчества Ф.И. Тютчева. | 1 ч | | | |
А.А. Фет (3 ч) | |||||
38 | А.А. Фет. «Ель рукавом мне тропинку завесила». Природа как воплощение прекрасного. | 1 ч | | | |
39 | А.А. Фет. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. «Ещё майская ночь», «Учись у них - у дуба, у берёзы…» | 1 ч | | | |
40 | Краски и звуки пейзажной лирики Ф.И. Тютчева и А.А. Фета. Подготовка к домашнему сочинению. | 1 ч | | | |
Н.А. Некрасов (4 ч) | |||||
41 | Н.А. Некрасов. Краткий рассказ о жизни поэта. «Железная дорога». Своеобразие композиции. Значение эпиграфа. Роль пейзажа и лирических интонаций. | 1 ч | | | |
42 | Картины подневольного труда в стихотворении Н.А. Некрасова «Железная дорога». Народ-созидатель духовных и материальных ценностей. | 1 ч | | | |
43 | Н.А. Некрасов. Историческая поэма «Дедушка». Декабристская тема в творчестве поэта. | 1 ч | | | |
44 | Контрольная работа по творчеству М.Ю. Лермонтова, И.С. Тургенева, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, Н.А. Некрасова. | 1 ч | | | |
Н.С. Лесков (4 ч) | |||||
45 | Н.С. Лесков. Слово о писателе. «Левша». Понятие о сказе. Унижение и бесправие русского народа. | 1 ч | | | |
46 | Особенности языка повести Н.С. Лескова «Левша». | 1 ч | | | |
47 | Подготовка к домашнему сочинению по сказу Н.С. Лескова «Левша» и стихотворению Н.А. Некрасова «Железная дорога»: «Изображение русских качеств русского народа» | 1 ч | | | |
48 | Н.С. Лесков «Человек на часах». | 1 ч | | | |
А.П. Чехов (3 ч) | |||||
| |||||
49 | А.П. Чехов. «Лошадиная фамилия». «Пересолил» и другие рассказы Антоши Чехонте. | 1 ч | | | |
50 | А.П. Чехов. Разоблачение лицемерия в рассказе «Толстый и тонкий». Речь героев и художественная деталь как источник юмора. | 1 ч | | | |
51 | Проверочная работа (с тестовой частью) по творчеству Н.С. Лескова и А.П. Чехова. Война 1812 года в творчестве Ф.Н. Глинки. | 1 ч | | | |
Русская поэзия о природе XIX в. (1 ч) | |||||
52 | Родная природа в поэзии XIX века. Я.П. Полонский. «По горам две хмурые тучи…», Е.А. Баратынский «Весна! Весна!» | 1 ч | | | |
Русская литература XX в. (27 ч). А.И. Куприн (2 ч) | |||||
53 | А.И Куприн. Рождественский рассказ «Чудесный доктор». Реальная основа и содержание рассказа. | 1 ч | | | |
54 | А.И Куприн. «Чудесный доктор». Образ главного героя. Тема служения людям. | 1 ч | | | |
А.С. Грин (3 ч) | |||||
55 | А.С. Грин. Краткий рассказ о писателе. «Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. | 1 ч | | | |
56 | А.С. Грин. «Алые паруса». Душевная чистота героев. Повесть в оценке критики. | 1 ч | | | |
57 | «Под алым парусом» (посвящается А.С. Грину-писателю, подарившему миру мечту). | 1 ч | | | |
А.П. Платонов (2 ч) | |||||
58 | А.П. Платонов. Краткий рассказ о писателе. «Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. | 1 ч | | | |
59 | «Ни на кого не похожие» герои А.П. Платонова (по рассказам «Цветок на земле» и «Железная старуха») | 1 ч | | | |
М.М. Пришвин (4 ч) | |||||
60 | М.М. Пришвин. Слово о писателе. «Кладовая солнца». Нравственная суть взаимоотношений Митраши и Насти. | 1 ч | | | |
61 | Образ природы в сказке-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца». | 1 ч | | | |
62 | Особенности композиции и смысл названия сказки-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца». | 1 ч | | | |
63 | Классное сочинение: «Человек и природа в сказке-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца». | 1 ч | | | |
| |||||
Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века (2 ч) А.А. Ахматова (2 ч) | |||||
64 | А.А. Ахматова. Слово о поэте. Анализ лирического произведения «Перед весной бывают дни такие…» | 1 ч | 22.02 | | |
65 | Страна высоких вдохновений. Пейзажная лирика русских поэтов XIX-XX вв. Родная природа в творчестве смоленских авторов. Ю. Пашков «Сирень». | 1 ч | 26.02 | | |
Русская поэзия и проза Великой Отечественной войны (8 ч) | |||||
66 | Слово о поэтах - фронтовиках. К.М. Симонов. «Ты помнишь, Алёша…». Д.С. Самойлов «Сороковые». | 1 ч | 01.03 | | |
67 | А.А. Лиханов. «Последние холода». Дети и война. | 1 ч | 02.03 | | |
В.П. Астафьев (2 ч) | |||||
68 | В.П. Астафьев. «Конь с розовой гривой». Картины жизни и быта сибирской деревни после войны. | 1 ч | 05.03 | | |
69 | Особенности использования народной речи в рассказе В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой». | 1 ч | 09.03 | | |
В.Г. Распутин (3 ч) \ Ф. Искандер (1 ч) | |||||
70 | В.Г. Распутин. Слово о писателе. «Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. | 1 ч | 12.03 | | |
71 | Нравственные проблемы рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского». Роль учительницы Лидии Михайловны в жизни мальчика. | 1 ч | 13.03 | | |
72 | Ф.Искандер. Влияние учителя на формирование детского характера в рассказе «Тринадцатый подвиг Геракла». | 1 ч | 15.03 | | |
73 | Классное сочинение: «Нравственный выбор моего ровесника в произведениях В.П. Астафьева, В.Г. Распутина, Ф. Искандера» | 1 ч | 16.03 | | |
Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века (3 ч) | |||||
74 | Родная природа в поэзии XX века. А.А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном…» Способы выражения чувств в лирике С.А. Есенина «Мелколесье». | 1 ч | 19.03 | | |
Н.М. Рубцов (2 ч) | |||||
75 | Н.М. Рубцов. Слово о поэте. «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. | 1 ч | | | |
76 | «Но я ж не Пушкин, я другой». Чтение стихотворений Н.М. Рубцова. М.В. Исаковский. Стихотворения о Смоленщине. | 1 ч | | | |
Юмористическая проза (2 ч) | |||||
В.М. Шукшин (3 ч) | |||||
77 | В.М. Шукшин. Слово о писателе. Рассказ «Срезал». Рассказ «Критики». Образ «странного» героя в творчестве писателя. | 1 ч | | | |
78 | Рассказы В.М. Шукшина. | 1 ч | | | |
79 | Контрольная работа по русской прозе и лирике XX века | 1 ч | | | |
Из литературы народов России (2 ч) | |||||
Г.Тукай (1 ч) | |||||
80 | Габдулла Тукай. Слово о татарском поэте. Стихотворения «Родная деревня», «Книга». Любовь к своей малой Родине. | 1 ч | | | |
К.Кулиев (1 ч) | |||||
81 | К. Кулиев. Тема Родины и народа. «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы не был малый мой народ…» | 1 ч | | | |
Зарубежная литература (18 ч) + 1 ч промежуточная аттестация | |||||
82 | Мифы Древней Греции. | 1 ч | | | |
83 | Подвиги Геракла. «Скотный двор царя Авгия». Понятие о мифе. | 1 ч | | | |
84 | Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла: «Яблоки Гесперид». | 1 ч | | | |
85 | Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла. | 1 ч | | | |
Геродот (1 ч) | |||||
86 | Геродот. Слово о писателе и историке. «Легенда о Арионе». Отличие мифа от сказки. | 1 ч | | | |
Гомер (2 ч) | |||||
87 | Гомер. Слово о поэте. «Илиада» и «Одиссея» как героические эпические поэмы. Понятие о героическом эпосе. | 1 ч | | | |
88 | Гомер. Анализ героического эпоса «Одиссея» | 1 ч | | | |
М.Сервантес Сааведра (2 ч) | |||||
89 | М. Сервантес. «Дон Кихот». Проблема истинных и ложных идеалов. | 1 ч | | | |
90 | М. Сервантес. «Дон Кихот». Образ Санчо Пансы. | 1 ч | | | |
Ф. Шиллер (3 ч) | |||||
91 | Ф. Шиллер. Слово о писателе. Баллада «Перчатка». | 1 ч | | | |
92 | Ф. Шиллер. Проблема благородства, достоинства и чести. | 1 ч | | | |
93 | Балладное творчество Ф. Шиллера. | 1 ч | | | |
94 | Промежуточная аттестация. Контрольная работа | 1 ч | | | |
П.Мериме (2 ч) | |||||
95 | П. Мериме. Новелла «Маттео Фальконе». Романтизм в произведении. | 1 ч | | | |
96 | П. Мериме. Новелла «Маттео Фальконе». Реализм в произведении. | 1 ч | | | |
М. Твен (2 ч) | |||||
97 | М. Твен. «Приключения Гекельберри Финна». Дружба Тома и Гека. | 1 ч | | | |
98 | М. Твен. «Приключения Гекельберри Финна». | 1 ч | | | |
А. де Сент - Экзюпери (2 ч) | |||||
99 | А.де Сент-Экзюпери. Слово о писателе. «Маленький принц» как философская сказка-притча. | 1 ч | | | |
100 | А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц». | 1 ч | | | |
Повторение (2 ч) | |||||
101 | Выявление уровня литературного развития. | 1 ч | | | |
102 | Итоговый урок обобщения. | 1 ч | | |